Конфликт личности

Конфликт «личность-группа»

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым – в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

Позиция– официальное, определяемое должностью положение личности в группе.

Статус – реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

Классификация конфликтов «личность-группа»

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. В табл. 10.1 приводится классификация таких конфликтов.

Классификация конфликтов типа «личность-группа»

Управление конфликтами между личностью и группой

Специфика управления конфликтами между личностью и группой представлена в табл. 10.2.

Управление конфликтами типа «личность-группа»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Референтная группа

Референтная группа В социальной психологии есть очень важное понятие так называемой референтной группы. Референтная группа — это эталонная группа, т. е. это такая группа, которая является эталоном для личности и в которую он стремится попасть. К примеру, для какого-либо

Группа циклоидов

Группа циклоидов В группе циклоидов Ганнушкин выделил еще четыре «подвида»:• конституционально-депрессивных;• конституционально-возбужденных;• циклотимиков;• реактивно-лабильных

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

4.1. Личность и социальная группа

4.1. Личность и социальная группа От личности как общественного явления не может абстрагироваться ни одна из общественных наук. Каждая наука изучает личность со своей точки зрения. Так, исторический материализм исследует личность в составе масс, классов и общества в целом

10. ГРУППА ИЛИ ЛИЧНОСТЬ

10. ГРУППА ИЛИ ЛИЧНОСТЬ Мы рассмотрим этот вопрос подробнее в третьей части книги.Из-за того что мозговой штурм долгое время оставался традиционным подходом к целенаправленному творческому мышлению, в общественном сознании укрепилось мнение, что целенаправленное

Группа или личность

Группа или личность . Кто эффективнее использует инструменты нестандартного мышления — группа или личность? Я уже обращался к этому вопросу в первой части книги и вернусь к нему вновь.Любой из инструментов можно использовать в индивидуальном творчестве. Это важно

Группа циклоидов

Группа циклоидов Конструктивио-делрессивиые. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные

Группа астеников

Группа астеников Понятие нервно-психической «астении» в широком смысле этого слова охватывает целый ряд состояний как врожденных, так и приобретенных. Выделяя «конституциональную астению» как одну из форм психопатий, мы, естественно, имеем в виду только те случаи, где

Группа шизоидов

Группа шизоидов Термин «шизоид» введен в психиатрию Кречмером и употребляется последним для обозначения психопатических личностей, по своим конституциональным особенностям и чертам характера близким к шизофреникам.Чрезмерно широкая схема шизоидной психопатии,

I группа

I группа Упражнение № 1.Комментарий к группе I.Вопрос 1: Когда выполнять?Ответ: Утром, если не выспался, перед тренировкой или соревнованиями, перед корпоративной вечеринкой, если уставший, а нужно быть в тонусе и выглядеть сногсшибательно.Вопрос 2: Какие изменения

II группа

II группа Упражнение № 1.Комментарий к упражнению № 1 группы II.Вопрос: что дает выполнение этого упражнения?Ответ:– улучшает состояние позвоночника, нервной системы;– сокращает время адаптации после простуды верхних дыхательных путей;– улучшает память, активизирует

III группа

Конфликт личности
[link]psy.wikireading.ru[/link]

Конфликт личности

Все люди, от маленького ребёнка до убелённого сединами пожилого человека, в течение своей жизни многократно переживали личностный конфликт. Одни личностные конфликты бесследно проходили. Другие приводили к серьёзным изменениям в жизни личности. Третьи – заканчивались тяжёлыми заболеваниями или смертью личности и человека, как биологического существа. В этой статье поговорим о том, что такое личностный конфликт, как он возникает, каковы его проявления и исходы. В завершении статьи обязательно обсудим методы профилактики и коррекции личностного конфликта.

Личностный конфликт — это конфликт внутри личности . Межличностные конфликты могут порождать личностный конфликт, а могут не порождать. Личностный конфликт возникает всегда, когда ожидания личности не оправдываются, т.е. не сбываются. Когда ожидаешь чего-то, а получаешь другое, чего не ожидал – вот тогда и возникает личностный конфликт. Пример личностного конфликта. Человек А оказал человеку Б какую-то помощь, услугу, но очень существенную, без которой жизнь Б стала бы совершенно другой, значительно хуже. Например, Б грозила тюрьма или утрата жилья, или автомобиля, или смерть близкого человека. В результате помощи А не произошло драматического (трагического) события в жизни Б. Прошло некоторое время, теперь А обратился к Б за помощью, ожидая, что Б будет к нему таким же доброжелательным, отзывчивым, благородным и благодарным, каким в свое время А был по отношению к Б. Однако, Б отнёсся к А холодно, безразлично и отказал в просьбе. У А возник выраженный личностный конфликт потому, что его ожидания относительно Б грубо нарушились. Это пример универсально-схематический. Далее приведу конкретные примеры из жизни. В этих примерах я был либо наблюдателем, либо активным участником описываемых событий.

Пример 1. Юноша, студент, обучавшийся у меня на педагога начальных классов. Личность высоко тревожная, напряжённая, переживательная, с низким волевым контролем своего поведения. Учился на «хорошо», но с большим напряжением своих способностей. Дружил с одногруппницей, чувствовалось, что оба любили друг друга. Полгода назад (до описываемого события) похоронил мать. Она болела тяжёлым хроническим заболеванием на протяжении нескольких лет. В тот злополучный день я вёл у его группы семинар по психологии. По теме занятия все учащиеся написали о своей мечте. Светлые, реальные мечты были отражены и в работе этого юноши. Он мечтал о свадьбе со своей любимой девушкой, о дочери и сыне, о доме на берегу моря. Через полтора часа после занятия мы были шокированы известием. Оказалось, что Е. убежал домой с занятий по музыке, достал из оружейного сейфа карабин отца и выстрелил себе в голову. Как выяснилось позднее, в промежутке между занятием по психологии и музыкой у Е. состоялся разговор с женщиной (педагогом того же учреждения), в ходе которого он узнал, что его папа давно встречается с этой женщиной и они собираются пожениться. Отношения между ними возникли задолго до смерти его мамы. Е. не мог поверить в услышанное, так как папа был для него образцом порядочности и Е. верил, что папа любил свою жену. Полученная новая информация вступила в противоречия с его ожиданиями, установками относительно отца и отношений отца и матери. У Е, возник выраженный личностный конфликт, который нарушил его сознание (произошло сужение сознания на психотравмирующем известии) по типу физиологического аффекта и, вследствие этого, произошло принятие решения о бессмысленности дальнейшей жизни, которое реализовалось в суицидальном поведении. Даже любовь к девушке не смогла его удержать от задуманного, настолько сильным был личностный конфликт.

Пример 2. Женщина, учитель физкультуры в сельской школе. Замужняя, имевшая троих детей. Муж работал в той же школе. Был свой дом, автомобиль, денег хватало, работа любимая и стабильная. У неё были все основания считать, что её жизнь удалась. Ученики её любили. Вместе они выезжали на разные спортивные соревнования, часто одерживали победы. Она считала себя счастливой женщиной. «Громом среди ясного неба» для неё оказалась информация о том, что её муж и её лучшая подруга уже несколько лет являются любовниками. Ожидания, что муж ей верен, что у неё хорошая, примерная семья вошли в противоречия с реальностью. Она очень болезненно переживала личностный конфликт, а через пару месяцев почувствовала болезненное уплотнение в молочной железе. Обследование выявило рак молочной железы. Операция по удалению молочной железы, реабилитация. Муж извинялся, раскаивался в измене, разорвал отношения с любовницей. Постепенно жизнь в этой семье вошла в обычный ритм, но уже без прежнего ощущения счастья и спокойствия.

Пример 3. Мужчина средних лет, водитель на автотранспортном предприятии. Его жена работала начальником отдела кадров на этом же предприятии. Он часто в солидоле, мазуте под автомобилем. Она всегда выглядела хорошо, одевалась со вкусом (должность обязывала). Он её тихо ревновал, но поводов для ревности она не давала, была порядочной и нравственной женщиной. Жили стабильно, обеспеченно, умели радоваться жизни и успехам своих сыновей. Однажды на предприятии поменялся руководитель. Пришёл молодой, видный, статный мужчина, вокруг которого всегда много претенденток на близкие с ним отношения. По работе жена этого мужчины была вынуждена ездить в командировки на чёрной «Волге» с этим руководителем-мачо. Водители в гараже стали открыто насмехаться над Ф.П.. «Смотри, опять он твою повёз …. а ты лось крути гайки». Ф.П. как мог, огрызался на ехидства, но реальность была реальностью – его жена, действительно, сейчас где-то с этим донжуаном и неизвестно, чем они там занимаются, может, мужики и правду говорят, а он не верит. Личностный конфликт у Ф.П. был в том, что он хотел верить жене и не мог. Его ожидания, что жена ему верна, разбивались о факты её поездок с мужчиной, «перед которым ни одна женщина не устоит». У Ф.П. возникла язва в желудке. Он её лечил. Она зарубцовывалась, но вскоре появлялась новая. Он болел около двух лет, пока не сменился руководитель предприятия. Тот молодой ушёл на повышение, а на смену ему пришёл мужчина пенсионного возраста, болезненный, невзрачный, не имевший ни малейшего интереса к женщинам. Личностный конфликт у Ф.П. исчез. Хотя он уверен, что нашёл народное чудодейственное средство и именно им вылечил свою язву желудка.

Пример 4. Женщина пришла ко мне на консультацию по поводу своего сына – подростка. Она жаловалась на него, что он совершенно не слушается ни её, ни отца, не желает учиться, дерзит учителям, проявляет к ним агрессию. Женщина не исключала, что сын употребляет наркотики. Табак курил открыто. Алкоголем злоупотреблял. Мне была известна история жизни этой семьи, так как несколько лет тому назад я проводил психотерапию с её сыном, тогда учеником третьего или четвёртого класса. На психотерапию его тогда привёл отец. Он же мне поведал, что жена бросила их и уехала в другой город к любовнику. Мальчик очень тяжело переживал предательство своей матери. Тогда его личностный конфликт вылился в невротическое состояние, которое я и лечил. Через год мать вернулась домой. Ещё через полгода, она вновь уехала жить к другому мужчине. Спустя год позвонила своему мужу, сказала, что она беременная от другого мужчины, но если он не против, то она хотела бы вернуться домой. Он был не против и согласился записать будущего ребёнка на себя и стать для него хорошим отцом. Она вернулась. Родила второго ребёнка. Потом ещё одного. Сейчас в этой семье трое детей. Я объяснил женщине, что у её старшего сына выраженный личностный конфликт, который в этот раз проявляется в оппозиционном поведении, в психопатизации личности, наркотизации, как реакции протеста против матери и отца. Он хотел бы любить маму и папу, но не может. Он их обоих ненавидит. Мать за предательства и аморальность, а отца – за «амёбность», беспринципность. Ожидания, что мама и папа должны быть хорошими и любить своего сына (его) не совпадают с реальностью.

Пример 5. Девушка после окончания средней школы приехала в областной центр, чтобы поступить в педагогический институт. До этого поступления она жила в небольшом посёлке с очень тихим, размеренным укладом жизни. Она была очень домашней девочкой. Когда её одноклассницы бежали вечером на танцы в клуб, она предпочитала остаться дома с родителями, почитать книгу, повязать, посмотреть телепередачу. Родителей это очень радовало. Они были спокойны за неё, так как она всегда была дома. Она с детства сторонилась шумных компаний, внешкольных мероприятий. Была застенчивой. В городе она поселилась в общежитии, в комнате на четырёх абитуриенток. Однажды, придя с лекции (подготовительные курсы), она обнаружила, что её постели нет. Соседка – абитуриентка сдала коменданту постель Н. Почему не свою, мне тогда было не совсем понятно. Н. расплакалась, сильно испугавшись за утраченную чужую постель. Соседки её успокаивали. Говорили, что можно пойти к коменданту и объяснить ситуацию, что можно пойти на переговорный пункт, позвонить родителям и попросить либо денег на новую постель, либо привезти постель из дома. Однако, Н. плакала и плакала, ничто её не успокаивало. Затем она замолчала и смотрела в одну точку, не мигая. Взгляд был как «стеклянный». Соседки по комнате поняли, что с Н. происходит что-то страшное, и вызвали «скорую помощь». Девушку увезли в психиатрическую больницу, где она лечилась около полугода.

Пример 6. Супружеская пара, две дочери, одна дошкольница, вторая обучалась в начальной школе. Внешне вполне благополучная и счастливая семья. Однако это внешнее впечатление было обманчивым. Моё профессиональное внимание к мелочам в поступках людей уловило, что женщина очень часто стирает вещи. Два – три раза в неделю она что-либо стирала. Мужчина ежедневно и по несколько часов тренировался в спортзале, занимался «бодибилдингом», выглядел как Геракл. Мы жили тогда в соседях. Кроме основной работы, я ещё подрабатывал на полставки сексопатологом. Естественно, про мою подработку мои соседи знали. Однажды я зашёл к ним по какому-то вопросу. Хозяина семьи не было дома. Хозяйка, как обычно стирала, работали две стиральные машины. Я поинтересовался у неё про частую стирку. И тут «её прорвало». Она предложила пройти в комнату и поговорить. Она рассказала, что уже достаточно длительное время у них с мужем полный разлад в семье, который они скрывают от других. Причина разлада – сексуальная дисгармония. У мужа ускоренное семяизвержение. По этой причине нормального секса нет давно и у неё сформировалась стойкая неприязнь к сексу. Когда она выкручивала мокрое бельё руками (стиральные машины автоматы тогда были редкостью), то после стирки ей становилось спокойнее, напряжение спадало. Он же снимал своё напряжение, работая с отягощениями в спортзале. Чем сильнее напряжение – тем интенсивнее она стирала, а он поднимал гири.

Пример 7. Женщина убежала от мужа алкоголика и тирана с дочерью и сыном после очередного её избиения мужем в алкогольном беспамятстве. Сыну было около трёх лет, дочери – восемь или девять. Когда сыну было тринадцать лет, он заявил матери, что хочет уехать жить к отцу. Она пришла ко мне на консультацию с вопросом, как ей поступить. (Эту историю я уже описывал то ли в статье, то ли в одной из глав книги). Я рекомендовал ей отвезти сына к отцу. Именно так она и поступила, а вернувшись, пришла ко мне на лечение по поводу невротического состояния. Она не могла спать, есть, работать, часто болела голова, артериальное давление колебалось вверх – вниз, постоянно плакала, сознание было заполнено «мысленной жвачкой». Её ЛК был в нарушении ожиданий относительно сына. Она ожидала, что когда сын подрастёт, то поблагодарит маму за воспитание, за то, что спасла его от психически больного отца, который угрожал убийством ему и его сестре, считая их рождёнными от других мужчин. А сын подрос и захотел жить с отцом. В результате лечения её здоровье полностью восстановилось. Через девять месяцев сын вернулся к матери, просил прощение «за предательство». На протяжении всей последующей жизни никого дороже мамы для него не было.

Пример 8. Молодой мужчина вернулся из армии, где пришлось ему служить в «горячей точке», а точнее – участвовать в боевых действиях и очень сильно изменился, естественно, что в худшую сторону. До армии я знал Б. несколько лет. Он был всегда приветливым, доброжелательным, приятным в общении, добрым мальчиком, юношей. Он не был замечен в употреблении алкоголя, табака. Словом, нормальный парень! После возвращения он ежедневно пил водку в больших количествах, часто из горлышка, как воду. Пил несколько месяцев. В общении стал грубым, циничным, дерзким. Только внешне он был похож на того Б., которого мы знали до армии. Внутренне содержание было полной противоположностью прежнему Б. Однажды, я спросил его: «Ты понимаешь, что убиваешь себя водкой?». Он ответил: «Да. Я всё хорошо понимаю».

Надеюсь, уважаемый читатель, понял, что такое «личностный конфликт». Личностный конфликт (ЛК) возникает на уровне мыслей – убеждений. Как только убеждения относительно чего-либо (кого-либо) столкнулись с другой реальностью, — тотчас возникают сильные отрицательные эмоции (обида, негодование, ревность, зависть, раздражение, злость, неприятие, отчаяние, чувство несправедливости, угнетённость, самообвинения и другие). Эти эмоции потому и называются негативными, что они тяжело переносятся личностью, как боль, только психологическая. Эти эмоции ЛК подобны шаровой молнии. Шаровая молния таит в себе колоссальную разрушительную силу. Поэтому, бессознательная психика стремится как можно быстрее избавиться от «шаровой молнии» в психике. Бессознательная психика утилизирует, сбрасывает энергию ЛК по нескольким каналам (шлюзам). Происходит трансформация энергии ЛК в новое качество личности, которого не было у неё до возникновения ЛК.

«Шлюзы», по которым утилизируется ЛК:

1) алкоголизация, наркотизация (пример 8);

2) психосоматические расстройства (второй, третий примеры);

3) невротические расстройства (пример 7);

4) психопатизация личности с саморазрушительными действиями (или без них) (пример 8);

5) оппозиционно – агрессивное поведение в социуме (от асоциального до антисоциального, криминального) (четвёртый пример);

6) суицидальные реакции (первый пример);

7) психотические расстройства (пятый пример);

8) уход в интенсивную трудовую, профессиональную, спортивную деятельность, социальную активность (пример 6).

По какому варианту пойдёт утилизация энергии ЛК зависит от наследственности, силы волевого контроля, преобладания рассудочного или эмоционального поведения в жизни личности, мировоззрения личности. За исключением седьмого и шестого «шлюзов», во всех остальных высоко результативной может быть психотерапия. Тем же, кто желает самостоятельно справиться со своим ЛК, необходимо:

1) осознать свой ЛК,

2) посмотреть на него не с привычной позиции эмоций, чувств, а с позиции разума, логики,

3) отпустить свои эмоции и чувства, рождённые ЛК,

4) изменить своё отношение к ситуации, породившей ЛК.

Сможете выполнить все эти пункты – ваш ЛК лопнет как мыльный пузырь, и жизнь продолжится дальше, до следующего ЛК. Их в жизни ой, как много, к сожалению.

[link]www.grudinin-psihoterapevt.ru[/link]

Личностный конфликт

Мотивационные конфликты – это конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых.

Возникновение и развитие этого конфликта обусловлено психологическими закономерностями принятия решения по значимым для человека ценностным ориентациям в результате восприятия окружающей действительности инстинктом, рассудком или сознанием. Это конфликт между неотъемлемым свойством человеческой природы к самосохранению и психикой, где это свойство отражается в конкретных жизненных условиях.

Конфликт мотивов – это когда человек выбирает между одинаково привлекательными, но взаимоисключающими друг друга альтернативами. Конфликт возникает в результате того, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и с одинаковой силой. Поэтому человек не может выбрать сначала какой-то один мотив и реализовать их последовательно и оказывается в безвыходной, а часто и в парадоксальной ситуации.

Когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие между представлением (воображением) и реальностью. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности).

Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей.

Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьёзную психологическую проблему.

Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е. противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, быстро, без колебаний принимать решения) или из-за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора (выбрать роль и изменить себе или отказаться от роли, а, может быть, найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия).

Скачать электронную книга с эффектом перелистывания страниц «Конфликт — это сложная социальная ситуация» — здесь

Виды внутриличностных конфликтов.

В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые Конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество Других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностномотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как Менно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого выделяют следующие основные структуру внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

  • Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
  • Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею. но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
  • Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»)

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями выделяют конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых! или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать за ним.

Конфликт личности
[link]world-of-psychology.ru[/link]

Личность и группа: кто, кого и когда

Группа оказывает на отдельных людей значительное, но слабо осознаваемое воздействие. В этом случае причиной конфликта может выступать расхождение между личным и групповым мнением. Если новичок, опирающийся на свою систему ценностей, займет позицию, отличающуюся от позиции группы, возникает конфликт. Когда чувство единства уже возникло, любой нажим на коллектив сплачивает его, выступая как вызов.

Максимальная продуктивность в группе достигается в том случае, если группа работает как единое целое. Превращение совокупности людей в коллектив — результат осознания всеми общей цели и способов ее достижения. Единство мнений в ядре группы приводит остальных к необходимости принять их. Так формируются групповые нормы. При благоприятном развитии событий групповые нормы формируются в процессе общего обсуждения, укрепляющего и уточняющего их. В случае разногласий нормы удерживаются либо путем исключения инакомыслящих из группы, либо путем дискредитации их мнения.

Членам недавно сформированной группы еще нечем дорожить, кроме собственного мнения. Иная ситуация в стабильной, прочной группе, где атмосфера общности воспринимается ее членами как нечто естественное и понятное. Группа оказывает на отдельных людей значительное, но слабо осознаваемое воздействие. В этом случае причиной конфликта может выступать расхождение между личным и групповым мнением. Если новичок, опирающийся на свою систему ценностей, займет позицию, отличающуюся от позиции группы, возникает конфликт. Он усугубляется тем, что новый человек свежим глазом видит не только достоинства, но и недостатки этой группы.

Конформность

Каков должен быть объем группы для появления описанных эффектов? Оказалось, что воздействие группы скачкообразно возрастает уже под влиянием трех человек с единым мнением, и дальнейшее увеличение числа лиц, оказывающих непосредственное влияние, дает медленное приращение эффекта. Реакция человека на давление группы определяется его личным опытом и установками. По этому критерию выделяют три типа личностей: зависимые, независимые и конфликтные.

  • Зависимые нередко имеют негативный прежний опыт в системе начальник-подчиненный, недостаточную компетентность или принадлежат к другому слою общества. В этом случае его потенциал не реализуется и он выступает в группе как не инициативный или малопродуктивный. По этой причине его могут начать «выдавливать» из группы. В результате такого положения у него постепенно формируется выученная беспомощность.
  • Независимые люди — это те, кто упорно сохраняет свои личные ценности без навязывания их другим.
  • Конфликтная личность считает необходимым навязать свои ценности всем окружающим. Среди конфликтных часто встречаются авторитарные личности, обычно слабо осознающие свои отрицательные свойства. Их жизненные ценности — в достижении внешнего успеха и престижа. Они считают, что у них просто нет душевных сил для личных привязанностей, поэтому не проявляют необходимой эмоциональности в отношениях. Это ухудшает их положение в группе.

Чем выше уровень интеллекта, тем менее вероятно конформное поведение. Если человек обнаруживает, что его позиция противоречит мнению группы, у него возникает внутреннее напряжение. Его мучают сомнения — верить себе или другим? Ответ зависит от ряда обстоятельств:

  • От сложности задачи — чем она сложнее, тем быстрее падает уверенность в себе и растет стремление склониться к мнению группы.
  • От неоднозначности ситуации — чем она неопределеннее, тем существеннее влияние группы.
  • От интеллекта и личного опыта — чем они больше, тем меньше стремление ориентироваться на мнение других.
  • От социального статуса — чем он выше, тем в большей мере человек доверяет себе.
  • От профессии — специалисты, связанные с точными науками, больше доверяют собственному мнению, чем гуманитарии, имеющие дело с материалом неоднозначным.

Конфликт

Успешно преодоленный кризис. Успех и поражение по-разному влияют на сплоченность. Совместные достижения сплачивают меньше, чем неудачи, потому что успех теснее связан с эгоистической направленностью личных стратегий, а неудача — с альтруистической. Поэтому реальная или мнимая угроза интересам группы часто способствует развитию сплоченности. Вместе с тем, если однократная неудача мобилизует резервы группы к сплоченности, то длительный групповой неуспех может посеять и рознь.

Усиление совместимости в группе. Совместимость означает, что состав коллектива соответствует требованиям, необходимым для выполнения заданных функций, и его участники могут успешно взаимодействовать друг с другом. Если в связи с возникшей напряженностью дальнейшая работа группы не эффективна, полезно выяснить, как повлияет на ее продуктивность налаживание полноценного общения внутри нее. Когда конфликт разворачивается среди мало знакомых между собой людей, нужны специальные усилия, направленные на формирование благоприятного психологического климата. С этой целью многие фирмы выработали традиции регулярных неформальных встреч своих сотрудников, нередко совместно с их семьями. По мере узнавания членами группы друг друга исчезает необходимость в обороне, человек расслабляется. Это позволяет ему проявлять большую открытость в общении. За счет этого характер полемики в группе будет утрачивать язвительный и лозунговый характер, превращаясь из спора в диалог или обсуждение. Для любого члена группы умение общаться в коллективе приводит к снижению тревожности и повышению уверенности в себе. В этих условиях можно надеяться не только на хорошую работу, но и на расположенность к спокойному восприятию нововведений.

Уточнение общих целей. На усиление сплоченности группы влияет осознание группой общей цели. Если цель не выявлена, у группы недостаточно сил для решения задач. Исследования изолированных групп показали, что отрыв от привычной среды обитания сам по себе провоцирует конфликты. Решение конфликта в группе может быть достигнуто заменой цели с неуправляемой на управляемую (сдвиг мотива на новую цель).

Внешняя мишень. Наличие внешнего межгруппового конфликта ослабляет вероятность возникновения конфликтов внутри группы. Отсутствие достаточного внешнего круга общения сначала компенсируется усилением межличностных отношений внутри самой группы. Однако если изоляция продолжается, отношения внутри группы обостряются. Причем для этого совсем не обязательны очень жесткие условия. Например, динамика отношений в малой (до 25 человек) исследовательской группе, связанной общими научными интересами и работающей в небольшом городке вдалеке от крупных научных центров, имеет такую же специфику: сначала усиливается соперничество с другими аналогичными группами, если же таковых нет, то конфликтные отношения возникают внутри группы. Все это означает, что одним из способов работы с конфликтом личности и группы является предоставление для этой группы возможности широких внешних контактов и соперничества с другими группами.

Воздействие личным примером. Когда один человек, особенно руководитель или менеджер, вдруг, невзирая на общую нервозность, расслабляется, его партнерам становится гораздо сложнее сохранять напряженность и враждебность, так как это требует значительных энергетических затрат. Другие участники непроизвольно стремятся перейти к спокойному рассмотрению ситуации. Разрядке конфликтной ситуации в группе может способствовать изменение оценки ситуации с помощью юмора.

Предоставление новой информации. Остроту любого конфликта между личностью и группой можно значительно уменьшить путем предоставления личности новых сведений. Здесь надо учесть способ их подачи. Навязанные сведения усваиваются плохо, поскольку активизируют психологические защиты. Когда принуждения к получению информации нет, человеку приходится реагировать в рамках собственных ожиданий. Тогда его поведение будет определяться двумя факторами — ожиданиями от новой информации и уровнем собственной напряженности. Если информация благоприятна, человек ее легче усвоит. Когда же внутреннее напряжение близко к предельно допустимому, стратегия работы с информацией вновь радикально меняется. Тогда на пути поиска экстренного выхода из тревожной ситуации человек соглашается подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс.

Снижение авторитета конфликтной личности. Эффективный способ уменьшить возникший диссонанс — поставить человека, выступающего источником конфликта, вне сравнения с теми, кто придерживается другого мнения. Достичь этого можно несколькими путями: приписать этому человеку какие-либо негативные характеристики, исказить его мотивы, свести к минимуму общение с ним. Например, если некто утверждает, что трава коричневая, а все остальные — что она зеленая, диссонанс уменьшится, если этот человек будет признан дальтоником. Если некто верит в то, что летающие тарелки — это космические корабли пришельцев, а группа считает, что летающих тарелок не существует вообще, то диссонанс в их сознании уменьшится, если объявить его невеждой. Таким образом, конфликтная ситуация в группе сглаживается за счет дискредитации людей, высказывающих иную, чем группа, точку зрения.

Удаление зачинщика конфликта. Иногда напряжение в группе может ослабить вынужденное или стихийное исключение из группы человека, обостряющего ситуацию. Изгнание «козла отпущения» нередко сопровождается агрессивной разрядкой возникшего напряжения. Таким образом пережитый конфликт часто приводит и к рождению новых идей, и к совершенствованию структуры.

Изменение структуры коллектива. В ситуации противоборства формального и неформального лидеров, раздирающего коллектив на подгруппы, одним из способов разрешения конфликта выступает создание новой, измененной структуры группы — в частности, ее разбиение. Если этого не делать специально, она все равно самопроизвольно расколется, а возникшие подгруппы будут порождать разные пути решения одной и той же задачи. Еще применяется иной вариант изменения ее структуры — создание временных коллективов. Так поступил Том Сойер, вынужденный красить забор. Он создал «временный коллектив» при помощи им же выдвинутого стимула — идеи о том, что красить забор очень интересно и почетно.

Завершая наш краткий анализ, необходимо подчеркнуть, что для успешного разрешения разногласий в группе особую важность имеет понимание причин разногласий. Иногда человеку представляется, что конфликт возник из-за пустяка. На деле оказывается, что этот пустяк — вершина айсберга, внешнее проявление глубинных расхождений, остающихся неосознанными для самих участников конфликта. Поэтому только детальный анализ соотношения групповых норм и ценностей конфликтующей личности открывает путь к ее интеграции в коллектив.

[link]www.klerk.ru[/link]

Реферат на тему «Конфликтные личности»

Р еферат на тему «Конфликтные личности»

Введение
1. Кого называют конфликтной личностью ?
2. Типы конфликтных личностей
Заключение
Список использованных источников

Совсем недавно , примерно 50 лет назад на стыках многих наук , а прежде всего двух – психологии и социологии появилась конфликтология . Нельзя конечно сказать , что ранее этой науки не существовало , но как самостоятельное явление конфликтология появилась лишь в 50 е годы XX века и изначально называлась « социология конфликта ». Это название появилось в связи с работами А . Козера – « Функции социальных конфликтов » и Р . Дарендорфа – « Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе ». Далее , благодаря исследованиям Д . Рапопорта , М . Шерифа , Р . Доза , Д . Скотт и других формируется так называемая « психология конфликта ». В 70 е годы возникает потребность в конфликтологических практиках , психологических тренингах , направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии . Возникает методика ПОИР ( Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности ), необходимая для разрешения международных конфликтов .

В исследованиях Д . Скотта , Ш . и Г . Боуэр , Г . Келмана особое место занимают методики разрешения конфликта , а в США , при разработке технологий переговоров с участием посредника – медиатора , возникают даже учебные заведения для подготовки таких специалистов . В это время становится известным Гарвардский метод « принципиальных переговоров » У . Юри и Р . Фишера .

Поскольку основной спрос и интерес представляют именно конфликт : причины его возникновения , типы , возможные пути разрешения , то он и становится центральной темой конфликтологии . Зачастую , раньше конфликт рассматривался преимущество извне , т . е . с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации . Однако сегодня все более важным становится не это , ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта . С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности , которые ярко выделяются в группе . И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться , что из себя представляют конфликтные личности , каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе .

1. Кого называют конфликтной личностью ?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии . Конфликт ( с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими — либо обстоятельствами его жизни , связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов , стремлений , потребностей , порождающих аффекты и стрессы . 2) Трудноразрешимое противоречие , возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов , интересов , целей , потребностей . Это определения различны по категории . Первое – это определение внутреннего конфликта , а второе – конфликта межличностного . Однако известно , что это далеко не самое широкое определение конфликта , так как существуют многие другие подтипы . Но все они схожи в одном , что конфликт – это предельное обострение противоречий .

Перед тем , как типировать личности , необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой .

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика , многие психологи считали нужным , так или иначе , отразить свое отношение к конфликту в своих работах . З . Фрейд был первым , кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена . Он утверждал , что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека . В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между « Я » и « Оно ». « Оно » – это инстинкт , бессознательная составляющая человека . « Оно » – это биологические потребности человека , которые требуется все время удовлетворять , иначе конфликт с « Я » неминуем . « Я » – это составная , контролирующая сознательные действия . Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – « Сверх — Я », его ещё называют « Идеал Я ». Тогда , находясь между двух огней , « Я » страдает от всех трех угроз : внешнего мира , суровости « Сверх — Я » и либидо « Оно ». Постоянное столкновение и противоречие трех « я » в человеке и есть динамический внутренний конфликт , который отражается на внешнем поведении человека .

К . Юнг в своих трудах « Конфликт детской души » утверждал , что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве . Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов . И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам , которые впоследствии затруднят восприятие самого себя .

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве . Она же ввела термин « базальная тревога » – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире . Это состояние возникает , если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности . В итоге , « базальная тревога » становится фундаментом для возникновения конфликтной личности . Ведь невротику требуется больше внимания к себе , его потребность в любви и признании гораздо выше , чем у остальных . Такой человек агрессивнее реагирует , если произошло что — то не так , как ему хотелось бы . Таким образом , конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни .

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера . За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов , которые формируют в нем комплекс неполноценности . Далее , конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса . Адлер выделяет 3 вида компенсаций :

Адекватная компенсация , совпадение превосходства с содержанием социальных интересов ( творчество , музыка , спорт и т . п .)

Сверхкомпенсация , происходит накапливание , гипертрофированное развитие одной из способностей , преимущественно эгоистического характера .

Мнимая компенсация , комплекс компенсируется болезнью или другими факторами , не зависящими от человека .

Таким образом , человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять , порой активно и позитивно , а иногда агрессивно и негативно .

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте , который кроется в человеке . Существует множество других теорий , определяющих причины конфликтов , но не все они связаны с конфликтностью личности .

2. Типы конфликтных личностей

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей : по причинам формирования , по степени проявления негативных качеств , по моделям поведения . Такие классификации крайне важны . Не только психологи интересуются типологией конфликтных личностей . Основные признаки и пути обхода конфликта крайне необходимо знать людям , руководителям корпораций , работающим в коллективе или людям , находящимся в одной творческой или проектной группе .

Привлечем исследования отечественных психологов ( В . П . Захаров , Ф . М . Бородкин , Ю . А . Симоненко , Н . М . Коряк ). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей :

1. Демонстративный тип :

Всегда и во всем хочет быть самым — самым . Любит находиться в центре внимания . Людей делит на тех , кто к нему хорошо относится и на остальных , « незначимых ». Эмоционален , все делает по ситуации и редко планирует свою деятельность . Быстро адаптируется в различных ситуациях , склонен к поверхностным конфликтам . Никогда не считает себя источником конфликта , даже если таковым является .

“ Ригидный ” – негибкая , непластичная личность с завышенной самооценкой , ей свойственно честолюбие , бесцеремонность . В большинстве это люди – эгоцентристы , нежелающие ни слушать , ни считаться с мнением окружающих . Поведение бесцеремонно , прямолинейно , грубо . Тяжело адаптируются к ситуации , так как не могут вовремя уловить изменения . При этом излишне подозрительны к окружающим их людям . Похвалу они принимают как должное , а вот любая критика воспринимается как обида . Имеют завышенное чувство справедливости , однако не всегда примеряют его на себя . поведение конфликтный личность

3. Неуправляемый тип :

Люди импульсивные , инертные , непредсказуемые . Главная их проблема – отсутствие самоконтроля . Поведение чаще всего вызывающее , агрессивное . Так же тяжело переносят критику , однако в отличии от ригидного типа , склонны обвинять других в своих собственных неудачах . Мало опыта извлекают из жизни , им сложно соотнести свои действия и поступки с обстоятельствами . В жизни им трудно реализовывать планы .

4. Сверхточный тип :

Этот человек требователен ко всему и ко всем . Причем выглядит это так , словно он придирается . Недоверчив к окружающим , подозрителен , излишне тревожен . Чувствителен к оценке со стороны начальства , хорошо понимает реальные отношения в группе . Порой прекращает общаться с друзьями , так как ему кажется , что его обидели . Вследствие этого , возникают болезни : головные боли , бессонницы . Однако внешне он никогда не проявит палитру эмоций .

5. Бесконфликтный тип :

Этот человек обладает легкой внушаемостью , ему тяжело сформировать собственное мнение . Из — за этого он бывает непоследователен . Сильно зависит от чужого мнения , ориентируется на сиюминутный успех . Не обладая достаточной силой воли , всегда стремится к компромиссу . Редко анализирует свои поступки и действия окружающих .

Расчетлив , в любой момент готов вступить в конфликт . Работает беспрекословно лишь до тех пор , пока начальник в авторитете . Как только намечаются подвижки в смене руководителя , рационалист первым предаст его . Все в итоге старается рационализировать в свою пользу .

Это шесть основных типов конфликтных личностей , которые выделяют на сегодняшний день . Однако их гораздо больше . Разные психологи предлагают разные классификации . Некоторые предлагают нам « вредных », « трудных », которые также имеют место в современном обществе . Необходимо знать , как реагировать на поведение конфликтной личности или хотя бы минимизировать последствия конфликта . Тот , кто осведомлен , тот вооружен :

Грубиян – « танк » не обращает внимания ни на кого , кто попался ему на пути , идет напролом . Он не видит и не слышит , что вы ему говорите . Самый лучший способ работы с ним , это вообще не попадаться ему на глаза . Если это все же произошло , следует быть готовым морально к этой встрече . Главное , определиться , что вы можете сделать и чего вы делать не собираетесь , не смотря на давление . В процессе общения следует быть сдержанным , как внешне , так и внутренне . Лучше сначала выслушать его , дать выпустить пар и постараться привлечь к себе его внимание . Если вы хотите что — то сказать , нужно делать это быстро и ясно , так как внимание – это не самая стойкая черта « танка ». Старайтесь как можно быстрее закончить разговор .

Есть также тип « грубиян – крикун », который привык повышать голос в любой волнующей его ситуации . Самое главное , постараться сохранить спокойный темп разговора , самому не перейти на « повышенные тона ». Желательно проявить сочувствие и понимание , насколько это возможно , чтобы утихомирить « крикуна ».

Очень похож на предыдущий тип « граната »- сам по себе производит впечатление мирного и спокойного человека , но в какой — то момент , совершенно неожиданно может сорваться . Это происходит в тот момент , когда от него уходит чувство контроля за ситуацией , возникает чувство беспомощности . Пусть он взорвется . Через некоторое время , уверив его , что ситуацию можно исправить , вы увидите , как он начинает успокаиваться .

« Привычный крикун » – о типе личности говорит само название . Этот человек не умеет решать проблемы по — другому , он нервничает , кричит , что — то доказывает . Такие люди внешне выглядят очень агрессивно , но при этом не опасны , поэтому стоит воспринять крик как недостаток и начать воспринимать то , что он говорит , а не то , как он это делает .

Один из самых раздражающих типов это тип « всезнайка ». Он постоянно принижает значимость сказанного вами , перебивает и критикует . Всячески пытается возвысить себя , показать свое превосходство , компетентность . Тяжелый , но действенный способ соглашаться с ним во всем , или хотя бы считаться с его мнением . С ним бесполезно спорить , а тем более просить его о чем — либо , если он говорит , что он занят .

« Пессимист » также создает массу трудностей . Если он критикует , то следует серьезно отнестись к его замечаниям , они могу оказаться конструктивными . Необходимо постараться минимизировать те недостатки , о которых он говорил и поблагодарить , чтобы он чувствовал себя полезным . Возможно тогда он будет вашим союзником , а не угнетающим фактором .

Считается , что тип « пассивно — агрессивный » является одним из самых сложных . Он ничего не делает открыто , не критикует и не сопротивляется . Однако если он хочет чего — то достичь , то старается делать это с помощью других людей . Но он настолько скрытен и осторожен , что его сложно вывести на чистую воду . Работу может выполнить не вовремя , не до конца или не верно . При этом всегда есть множество « отговорок »: не знал , забыл , не получилось . Пассивно — агрессивный порой очень хочет казаться полезным и всячески предлагает свою помощь . Но на деле он не таков как на словах . Ему трудно выполнять поставленные перед ним задачи . Не расстраивайтесь и не принимайте это на свой счет . Ведь ваши эмоции – это то , чего он добивается . Если вы хотите , чтобы этот человек был для вас полезен , нужно проследить , чтобы он записал все , что вы ему скажете . Также стоит описать ему последствия невыполнения поставленной задачи , которые отразятся на нем . При этом все — таки придется ещё и проконтролировать ход выполнения работы . Главное – не предъявлять претензий до окончания выполнения . Иначе вы рискуете попасть в интригу , которую он искусно подготовит . Он силен до тех пор , пока остается незамеченным . Как только вы начнете говорить с ним напрямую , в присутствии других , то он скорее всего растеряется .

« Сверх покладистый » тип похож на пассивно — агрессивного , также со всем соглашается . Он активно предложит свою помощь , но ничего почти в итоге не выполнит . При этом будет верить , что искренне хотел все сделать , а его порыв не оценили . Хочет всем нравиться , старается выглядеть полезным . И в итоге набирает столько обязательств , что с ними не справляется . Человек мягкий , не умеет говорить « нет ». Также как с пассивно — агрессивным , с ним нужно устанавливать и уточнять сроки . Главное , создать эмоционально благоприятную атмосферу , чтобы он объективней высказался о своих возможностях .

Дополнят существующий список ещё несколько типов конфликтных личностей : « Снайпер », « Пиявка », « Обвинитель » и « Жалобщик »

« Снайперы » врываются в нашу жизнь с остротами , колкостями и насмешками . Они стремятся доставить неприятности , используя интриги , сплетни , махинации . Зачастую это связано с недостатком властных полномочий , которые позволили бы открыто действовать . Как с ним себя вести ? Следует разобраться в объекте , определить причины своего поведения . И , показав , что вы выше этого , спокойно реагировать на его замечания . При этом лучшим способом является прямая атака . Потребуйте , чтобы он объяснил , что он имеет в виду в том или ином случае . Однако будьте осторожны , если разъяснения не произойдет , то существует вероятность , что он затаится и будет выжидать удобного случая , чтобы отомстить .

« Пиявка » ни в чем никого не обвиняет , не оскорбляет и не грубит . Но тем не менее , после общения с ним может упасть настроение , появляется чувство усталости , вялости , вероятно , заболит голова . Единственное , пожалуй , что можно сделать , так это в конце разговора сказать , что вы чувствуете . Пусть и он расскажет о своих впечатлениях . Возможно вам удастся совместно понять , что так влияет на ваше состояние .

« Обвинитель » похож на « всезнайку » и « снайпера » одновременно . Он все время критикует всех : коллег , друзей , врачей , правительство , соседей … Каждый раз с упоением придумывает новые факты . Если вы захотите его прервать , то тоже попадете под шквал раздражения . Ему хочется выговориться и быть услышанным , так предоставьте ему эту возможность . Постарайтесь научиться не обращать на его пламенные речи внимания .

Обычно « жалобщики » бывают двух типов : реалистичные и параноидальные . Последние постоянно жалуются на несуществующие обстоятельства . Часто в речи употребляют слова “ всегда ” или “ никогда ”. Они красочно описывают неудачи , хотят , чтобы их слушали в спокойной обстановке . Не стоит доказывать им , что они не правы . Лучше перефразировать все своими словами , и дать им понять , что их чувства замечены . Сначала лучше выслушать , а затем постараться вернуть значение собственной значимости . Далее разговор лучше закончить или сменить тему .

Сколько людей , столько и личностей . Каждый психолог знает , что без конфликтов развитие человека , личности невозможно . У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков , идей , стремлений , ошибок , моделей поведения . Но в итоге , чтобы находиться в относительной гармонии с окружающими стоит научиться приходить к компромиссу внутри себя и на почве межличностных отношений .

На сегодняшний день существует множество методик оценки типа конфликтности личности , самооценки конфликтности . Некоторые связывают конфликтное поведение как следствие воспитания . Позже появляется теория о темпераменте , теперь о конфликтности говорит нервная система человека . Разработано очень много методик , чтобы « нейтрализовать » конфликтную личность , однако не так много акцентируется на том , что человеку помогают осознать , что он раздражает окружающих , ему редко стремятся помочь . Психологи и психотерапевты могут помочь лишь в том случае , когда человек к ним обратится , поэтому , как мне кажется , важно « тестировать » коллектив на наличие конфликтных личностей . Это поможет не только окружающим , но и самой личности .

[link]infourok.ru[/link]

Что такое личностный конфликт и групповой?

Причиной личностного конфликта чаще всего становится психологическая несовместимость, выражающаяся в несовпадении темпераментов, жизненных ценностей и целей, несоответствии мировоззрений, идеологических установок. Разногласие возникает, потому что люди придерживаются разных точек зрения, возможно, приобретенных еще в детстве. Многие из этих установок созданы без сознательного участия личности, были запрограммированы в подсознании родителями, братьями и сестрами, сверстниками, условиями окружающей среды.

Что такое личностный конфликт?

Личностный конфликт — это один из трех основных видов конфликта (кроме этого, есть еще внутриличностный конфликт, групповой). Возникает, когда сталкиваются люди с отличающимися целями, ценностями, взглядами, характерами. Групповым конфликт становится, если хотя бы одна из его сторон − группа людей, а не отдельный индивид. Понимание сути спора и знание возможных способов его разрешения помогут выйти из конфликтной ситуации с минимальными потерями.

Противостояние возникает, когда две противоположные точки зрения вступают в контакт друг с другом, и ни одна из сторон не хочет или не способна отступить. Часто спор развивается так быстро, что стороны не успевают понять, что происходит. Участники попадают в ловушку, пытаясь защитить свою точку зрения. Мало того, теперь они находятся в сильном эмоциональном вихре, неприятном и неконтролируемом.

Виды личностных конфликтов.

  • Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность одного человека влияет на его решения и может нанести ущерб интересам других людей.
  • Конфликт целей − споры о лучшем способе достижения общей цели.
  • Идеологический − различия в ценностях.

Первый этап разрешения любого спора заключается в определении причин его появления. Самые популярные из них:

  • неудовлетворенность потребностей в развитии или социальной ролью;
  • разные реакции на проблему;
  • различное восприятие целей и задач;
  • несправедливое распределение ресурсов или наград;
  • проблемы в общении;
  • личностные различия;
  • стресс и переутомление.

Способы решения личностных конфликтов.

Существуют следующие типы решения конфликтной ситуации:

  1. Уклонение. Выражает стремление не вступать в спор, а при его наличии – отказаться от обсуждения проблемы. У ухода от принятия решения и обсуждения спорного момента есть плюсы – возможность проанализировать ситуацию, взглянуть на нее, освободившись от эмоционального давления.
  2. Сглаживание. Проявляется в виде принесения извинений, попыток оправдаться. Человек выбравший этот способ решения спора, демонстрирует покорность, соглашается с претензиями в свой адрес. Но при этом он не вникает в суть проблемы, чаще всего не выполняет обещаний. Он апеллирует «громкими» фразами: «зачем нам ссориться, мы же друзья», «я люблю тебя, и мы обязательно когда-нибудь поженимся». Сглаживание – временная мера, которая позволяет снять эмоциональное напряжение, но она порождает недоверие и, как правило, приводит к обострению ситуации в будущем.
  3. Принуждение. Этот способ решения конфликтной ситуации оправдан только в условиях дефицита времени, для соблюдения субординации, в экстренных ситуациях. Участниками конфликта, где при указанных условиях принуждение будет оправдано, являются родители и дети, начальник и подчиненные. Если использовать принуждение постоянно, будет нарастать напряжение между сторонами конфликта.
  4. Компромисс. Оптимальное решение спора. Это согласие, достигаемое благодаря взаимным уступкам. Каждый участник конфликта частично получает желаемое, при этом наступает ситуация, приемлемая для всех. Достоинствами компромисса является устранение противоречия, соблюдение условий соглашения, так как они приняты добровольно.

Что такое групповой конфликт?

Групповой конфликт возникает, когда хотя бы одной из сторон противоборства выступает небольшая социальная группа. Бывает двух типов, в зависимости от участников.

Личность-группа.

  • Конфликтующими сторонами являются начальник и коллектив. Может возникнуть из-за некомпетентности директора, неправильно выбранного стиля управления, неприятия коллективом нового руководителя из-за его необоснованных требований.
  • Противоборство между обычным сотрудником и коллективом. Случается, когда индивид, решает отступить от сложившихся в группе норм поведения.
  • Спор между микрогруппой и отдельным индивидом. Причиной может стать, например, изменение группового сознания.

Группа-группа.

В таком конфликте участвуют следующие стороны:

  • Персонал − администрация. Причины: низкая оплата труда, нарушение правовых норм, отсутствие четко выстроенной коммуникации между сотрудниками и руководящим составом.
  • Подразделения одной организации. Возникает при распределении ресурсов, на фоне структурных перестроек, в случае взаимной зависимости при решении задачи.
  • Микрогруппы в организации. Возникают из-за несовпадения интересов, высоких амбиций лидеров групп, присутствия взаимоисключающих целей.
  • Две и более организации. Спор может возникнуть из-за несоблюдения ранее оговоренных обязательств, при разделе рынков сбыта и сфер влияния.
  • Неформальные группы. Противоречия из-за разницы духовных ценностей и интересов. Часто проявляется в виде экстремизма.

Разрешение группового конфликта.

Вот несколько способов урегулирования групповых конфликтов:

  1. Медиация или посредничество. Процесс альтернативного разрешения споров с участием посредника − человека со знаниями и навыками в области межличностного общения, который помогает участникам общаться. Это помогает в создании неформальной атмосферы. Внешний посредник следит за тем, чтобы все точки зрения были высказаны и все интересы соблюдены.
  2. Арбитраж. Это более формальный подход, при котором арбитр оценивает доказательства и принимает обязательное к выполнению решение. Арбитр должен объективно рассматривать дела для достижения справедливого разрешения. Но поскольку участники не говорят о личных различиях, отношения могут быть восстановлены не так эффективно, как при посредничестве. Арбитраж лучше подходит для крупных групповых конфликтов.
  3. Поощрять культуру открытости на рабочем месте, где все могут свободно делиться жалобами на отдельных людей или команду без возмездия. В противном случае скрытые проблемы приводят к снижению качества работы.

Конфликты приносят путаницу и неопределенность, но они выступают и мотивирующим фактором. Благодаря им люди проявляют большую креативность, целеустремленность и способность справляться с кризисными ситуациями.

Конфликт личности
[link]wikigrowth.ru[/link]

CATEGORIES