Когда ребенок говорит мама

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Как предупредить нарушения речи у ребенка? Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте.

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа «ау», «эу»), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «мА», «па», «ба», «на», «ди» («иди ), «да» («дай») и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука «ш» произносят звук «с», вместо «р» — «л»). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи «дирижируйте», когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.

И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

Источник:
Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас
Как предупредить нарушения речи у ребенка? Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте.
http://www.7ya.ru/article/Kak-budet-govorit-vash-rebenok-zavisit-ot-vas/

Когда (во сколько) ребенок начинает говорить?

Этот вопрос для многих мам и пап стоит остро. Причем переживают о том, что ребенок долго не говорит, не только те родители, у которых на самом деле малыш отстал в речевом развитии. Нередко можно встретить мамочку, которая недоумевает, почему ее годовалый ребенок не говорит ни слова, хотя в этом возрасте не говорит большая часть деток. В первую очередь нам важно понять, когда стоит бить тревогу. Но для начала давайте выясним, готов ли ваш ребенок начать говорить.

Содержание статьи:

До того, как дети начнут говорить внятные слова, они долго к этому готовятся, и все это время малыши разговаривают, но по-своему. Когда ребенок говорит первое слово? В 1,5-2 месяца, и это слово «агу». Именно с этого момента родителям необходимо разговаривать с ребенком, и чем больше они будут это делать, тем быстрее в будущем ребенок заговорит.

Приблизительно с 6-8 месяцев дети начинают лепетать, то есть произносить первые слоги. Конечно, они еще далеки от слов и не имеют никакого значения, но зато ребенок может выговаривать многие звуки, а это очень важно для развития речи. В этот период с детьми также нужно разговаривать, пополнять их пассивный словарный запас, которым он начнет пользоваться уже совсем скоро.

О том, во сколько ребенок должен говорить, есть много мнений, и в основном, они ошибочны. Малыши начинают говорить в любом возрасте. Есть детки, которые первые слова произносят уже в годик, а бывает, что ребенку 5 лет, и он не говорит. Если вы обратитесь к педиатру с вопросом «Когда ребенок начинает говорить?», то однозначного ответа вы не услышите. Не ответит вам на него и логопед, и любой другой профессионал. Как считает большинство специалистов, четкой возрастной границы возникновения речи у детей не существует. Абсолютно здоровые дети могут начать разговаривать в разное время – в среднем от года до 3 лет. Поэтому если ребенок в 2 года не говорит, то паниковать не стоит. Главное, вы должны быть уверены в том, что ребенок здоров и просто «играет в молчанки». А вот если ребенок в 3 года не говорит, то опять же, паниковать не нужно, но обратиться за консультацией к врачу не помешает.

Многие мамочки интересуются у знакомых, во сколько их ребенок начал говорить, но это неправильно. Бывает, что малыш первые слова произносит уже в годик, но зато этот ребенок в 4 года плохо говорит. А есть детки, которые начинают говорить только после трех лет, но зато сразу четко и понятно. Вообще, в норме, которая может иметь небольшие отклонения, ребенок начинает говорить в промежутке от двух до трех лет. Но если ребенок в 2,2 не говорит, не переживайте, он обязательно заговорит в 2,5 или в 3 года. Все зависит от того, как он к этому подготовлен. Поэтому вам лучше думать не о том, когда ребенок должен начать говорить, а о том, как его научить делать это правильно.

Этот вопрос волнует всех мамочек на свете, особенно, если они долго ждут этого момента. Первые «ма-ма-ма» малыш начинает произносить еще в 7-8 месяцев, но пока это только пара звуков, которые ребенку проще всего воспроизводить. Осознанное «мама» ребенок начинает говорить, когда ему уже переваливает за годик. Но это может стать не первым его словом, так что не расстраивайтесь, если малыш начнет свой разговор со слов «папа» или «баба». Кстати говоря, у большей части деток (60%) первым словом становится «дай», а не «мама».

Чтобы ребенок поскорее обратился к вам так, как вы мечтаете, необходимо его этому учить. Показывайте и называйте себя на фотографии или в зеркале. Играйте с ребенком в прятки. Закройте лицо ладонями и спросите малыша «Где мама?». Когда ребенок неосознанно произносит «ма-ма», откликайтесь, чтобы он со временем понял, что именно так нужно говорить, обращаясь к вам. Как правило, ребенок в 1 год не говорит «мама» осознанно. Практически все дети начинают обращаться к матерям, когда им исполнится полтора года. Однако бывает, что ребенок в 2 года не говорит «мама», но зато в 2,5 годика уже может говорить и «мама», и «мамочка».

Итак, вы теперь понимаете, что если ваш ребенок в год не говорит, то это не страшно. О том, что малыш долго молчит, нужно беспокоиться уже после того, как ему исполнится 3 года, и то если на это есть основания. Теперь давайте рассмотрим основные причины, по которым дети долго не начинают говорить. Стоит отметить, что далеко не всегда причинами долгого молчания ребенка становятся проблемы со здоровьем – задержка в развитии нервной системы, гипоксия (кислородное голодание) во время внутриутробного развития, нарушения слуха и др. На самом деле есть множество других факторов, которые препятствуют развитию речи детей. Итак, основными причинами отставания здоровых детей в речевом развитии специалисты называют следующие.

Во-первых, запаситесь терпением. Многие дети начинают говорить внезапно. Например, если в 2,2 ребенок не говорит ни слова, то уже в 2,3 он может заговорить лучше, чем сверстники и даже сразу подружится с буквой «Р». Однако не ждите, что после долгого молчания ребенок начнет говорить предложениями. Когда ребенок начнет произносить первые слова, важно не перебить его желание – не давите на ребенка, не заставляйте его повторять все, что вам вздумается. Во-вторых, перестаньте сравнивать своего ребенка со сверстниками, детьми своих подруг и знакомых. Переживания по поводу того, что ваш ребенок хуже других приведут к тому, что вам самим может потребоваться помощь.

Хотя все дети начинают разговаривать в разном возрасте, что является нормой, все же стоит научить ребенка говорить до трех лет. Дело в том, что если ребенок в 3 года еще не говорит, то дальше ему будет только сложнее. Исковерканные слова, неправильный подбор словоформ, неумение пользоваться предлогами – все это существенно мешает, когда ребенок начинает говорить предложениями. Как правило, строить их ребенок не умеет, а значит, общаться малышу будет очень тяжело. Поэтому если ребенок в 3 года плохо говорит, то не медлите с обращением к логопедам и другим специалистам, которые с помощью простого теста смогут определить уровень развития речи ребенка.

Разговаривайте с ребенком с самого рождения, читайте ему сказки. До трех лет занимайтесь с малышом самостоятельно. Но если ребенок в 4 года плохо говорит, то проконсультироваться со специалистами вам все же необходимо. Если вы обратитесь за помощью к логопеду, расскажите ему, во сколько ребенок начал говорить, как вы с ним занимаетесь, чтобы специалисту было проще понять, почему ребенок долго не говорит.

Не думайте о том, когда ребенок должен начать говорить, ведь главное то, как он начнет говорить, насколько будет наполнен его словарный запас. Когда ребенок начинает говорить предложениями, обратите внимание на то, как он их строит. Поправляйте речь ребенка, но ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Если у вашей крохи есть дефекты в речи, срочно обращайтесь к логопедам, чтобы он не успел привыкнуть говорить неправильно. Приложите немного усилий сегодня, и завтра вы будете гордиться своим говоруном.

Источник:
Когда (во сколько) ребенок начинает говорить?
Когда (во сколько) ребенок начинает говорить? Этот вопрос для многих мам и пап стоит остро. Причем переживают о том, что ребенок долго не говорит, не только
http://love-mother.ru/kogda-vo-skolko-rebenok-nachinaet-govorit.html

Когда ждать от ребенка первых слов и связанных предложений

Когда ждать от ребенка первых слов и связанных предложений

С появлением в семье новорожденного, жизнь его родителей кардинально изменяется день ото дня. Все новшества, а именно, первая улыбка, новые движения, а затем и первые слова вызывают массу положительных эмоций. Папа и мама с нетерпением ждут этих моментов и естественно хотят знать, когда ребенок начинает говорить.

Как только малыш начинает словами выражать свои эмоции и восприятие окружающего мира, начинается совершенно новый этап в его развитии. В этот период происходит эмоциональное и умственное развитие, процесс социализации. Новыми словами, а затем и предложениями ребенок начинает пользоваться для общения. У некоторых детей это происходит поздно и не все родители знают, почему это происходит.

Оглавление статьи — вы можете перейти к нужному разделу

Плач малыша является первым звуком, который тот извлекает при помощи своего язычка. Во время родов он таким образом сигнализирует окружающему миру о своем страхе и стрессе в связи с попаданием в совершенно новую и незнакомую среду обитания.

Дети учатся разговаривать и пополняют свой базовый словарный запас примерно на протяжении 2-х первых лет своей жизни. Для извлечения первых звуков, которые вряд ли можно назвать словами используются все органы ротовой полости:

Первыми извлекаемыми звуками становятся «а-а-а», «о-о-о» и «агу». Для этого возраста они и являются первыми словами малыша. Дальше он начнет узнавать своих родителей и называть их «мама» и «папа». В дальнейшем начнет лепетать и говорить первыми предложениями, состоящими из 2-3 простых слов.

Когда это произойдет и во сколько месяцев дети начинают разговаривать, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, количества уделяемого ему времени со стороны родителей и социума, в котором малыш находится. Так как развитие речи неразрывно связано со слуховой функцией, то только при условии, что малыш слышит как можно больше слов, он начнет воспринимать, запоминать и повторять их. В общих чертах этот процесс можно охарактеризовать следующим образом:

Дети ограничиваются одним плачем, выражая при этом о чувстве голода или о необходимости сменить подгузник. Ближе к 3 месяцам дети начинают произносить первые малоразборчивые звуки, скорее похожие на бульканье или воркование. Как утверждают специалисты, по достижению 4-недельного возраста новорожденные уже способны различать на слух простые слоги, например, «на» или «ма».

Мама сможет услышать первый лепет своего карапуза. Также в этом возрасте многие дети начинают воспроизводить некоторые слоги, например, «да», «агу», «ба», «ма» или «па». Пока на данном этапе это просто сочетание гласных и согласных букв и ребенок не отождествляет их с мамой и папой, как ошибочно считают многие родители. На данном этапе все попытки говорить будут напоминать поток бессмысленных и не связанных друг с другом сочетаний отдельных слогов. Выражаясь на своем особенном, не понятном для окружающих языке, дети начинают осваивать первые речевые движения языком, губами и воспроизводить с их помощью звуки.

Слова начинают сопровождаться интонацией, имитирующей взрослый разговор. На данном этапе мама должна помочь малышу, всячески поощряя его и систематически разговаривая с ним или читая ему книжки.

В год-полтора дети способны произносить несколько слов и понимать их значение. При этом слова могут произноситься с вопросительной и утвердительной интонацией. Так малыш начинает понимать, что с помощью определенной интонации и отдельных слов можно выражать свои эмоции и добиваться каких-то результатов, например, попроситься у мамы на ручки.

Словарный запас составляет уже примерно 200 слов. Ежедневно малыш в этом возрасте может выучить до 10 слов, большая часть которых — существительные. В этом возрасте родителям особенно тщательно следует контролировать свою речь и все разговоры, которые происходят в доме в присутствии ребенка. Дети на данном этапе также начинают соединять слова попарно, разговаривая самыми простыми предложениями. Для этого возраста характерно запоминание несложных стишков и песенок.

Ребенок начинает определять для себя оптимальный уровень громкости. При этом он экспериментирует, говоря то слишком тихо, то слишком громко. Также в его речи начинают встречаться первые местоимения, он уже достаточно уверенно пользуется словами «я», «ты», «мне». Словарный запас на данном этапе начинает доходить до 300 слов. Простые предложения уже содержат и существительные, и наречия, и глаголы. Ближе к рубежу 3-летнего возраста речь детей становится более сложной, они могут поддерживать беседы, изменяя используемые слова и интонацию в зависимости от того, с кем они говорят и что говорят. Большинство в этом возрасте уже могут называть свое имя, указывать возраст. Понять их можно без труда, слова произносятся четко и осознанно.

Многие родственники, особенно бабушки и дедушки, достаточно часто делятся своими исследованиями на тему: когда ребенок должен начать говорить, во сколько месяцев это происходит и т.д. При этом приводят в пример детей, которые уже в 10 месяцев могут полноценно разговаривать. Однако воспринимать всерьез это не следует, тем более паниковать. Родители должны понимать, что каждый ребенок уникален и индивидуален, а то, во сколько месяцев он заговорит, зависит от многих факторов. Некоторые детки начинают разговаривать достаточно поздно. Однако пускать этот процесс на самотек нельзя.

Почему некоторые дети начинают разговаривать поздно

Прежде всего, стоит отметить, что никаких календарных графиков, которые указывают, во сколько ребенок заговорит и когда он скажет те или иные слова, не существует. Можно лишь приблизительно ориентироваться, но это явление имеет сугубо индивидуальный характер.

Однако хоть и косвенные, но все же некоторые факторы, влияющие на развитие речи у малыша, существуют. Многие родители не понимают, почему дети начинают разговаривать поздно и не знают, как им помочь освоить речевую функцию.

[box type=»note»]Отставать развитие речи может у детей, с которыми не происходит или мало происходит общение. При этом многие родители пытаются использовать телевизор, чтобы ребенок слышал слова. Этот вариант является неэффективным, так как значение имеет лишь живое общение.[/box]

Стоит отметить также, что развитие речи может происходить двумя способами:

  1. Активным — когда малыш сам произносит слова;
  2. Пассивным — когда у ребенка больше развито именно понимание речи.

Второй способ развития речевой функции происходит гораздо быстрее. Если ребенок молчит, но при этом понимает все, что ему говорят, реагирует на слова родителей, выполняет их просьбы, значит, речь идет как раз о второй модели развития речи. В таком случае не должно возникать никаких поводов для беспокойства.

Такие молчуны даже в 2-летнем возрасте могут гораздо лучше начать говорить и по сложности конструкции предложений и словарному запасу обгоняют тех, кто начал разговаривать рано.

Многие родители начинают угадывать и выполнять желания своего малыша при виде малейших жестов или капризов. При этом, не мотивируя его выражать свои чувства и эмоции словами. Зачем ребенку проявлять речевые усилия, если его папа и мама и так его понимают. Очевидно, что такое поведение не идет на пользу ребенку и не стимулирует его к речевым попыткам. Вот почему у таких родителей дети могут подолгу отмалчиваться.

Помочь ребенку поскорее заговорить можно также следующими способами:

  • активно с ним разговаривать;
  • комментировать и описывать предметы, на которые малыш обращает внимание;
  • сопровождать словами все действия;
  • выражать ему свои просьбы, что-либо принести или сделать;
  • читать сказки и стихотворения;
  • побуждать малыша договаривать окончания простых стишков;
  • рассматривать и комментировать картинки в книгах.

Если родители уделяют развитию ребенка максимум внимания с самого раннего возраста, то у их чада появляются все шансы начать говорить рано.

Источник:
Когда ждать от ребенка первых слов и связанных предложений
Родители с нетерпением ждут, когда ребенок начинает говорить. Этот процесс зависит от многих факторов. При этом они должны помогать и стимулировать малыша к
http://ladyibaby.ru/razvitie-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit-mama-agu-predlozheniyami.html

Когда ребенок начинает говорить?

С появлением ребенка в доме (тем более, если это долгожданный первенец) привычная жизнь всех его обитателей претерпевает кардинальные изменения. Отныне здесь все подчинено малышу, а любящие домочадцы восторженно примечают любые достижения крохи. Первая улыбка и первое «агу», умение держать головку и первая преодоленная ползком дистанция, первые шаги и первые падения – всего не перечесть. А ожидание того волнительного момента, когда ребенок начинает говорить первые в своей жизни слова, проникнуто особым трепетом.

Стоит малышу ощутить «вкус» звуков, как дом оглашается мелодичными руладами, а взрослые прилагают все усилия к тому, чтобы услышать в трогательном детском лепете нечто осмысленное. Однако по поводу того, во сколько дети начинают говорить именно слова, а не произвольные сочетания звуков, мнения порой можно услышать весьма противоречивые.

Когда ребенок начинает говорить, и как это связано с красноречием взрослых

В любой семье почти наверняка найдутся излишне заботливые тетушки-дядюшки, которые по каждому удобному поводу будут озабоченно твердить одно и то же. Дескать, «что-то с нашим Васенькой (Мишенькой, Дашенькой и т. д.) не так… Вот соседской девочке всего 10 месяцев, а она уже стихи наизусть рассказывает. А нашему-то почти 2 года, а он все молчит. Ой, беда!»
Скажем сразу, что далеко не всегда нужно принимать подобные сетования близко к сердцу, а тем более в панике осаждать со своим чадом кабинеты невропатологов, психологов и логопедов. Правильнее будет для начала постараться как можно больше выяснить о том, когда ребенок начинает говорить и от чего это зависит.

И первое, на что необходимо обратить внимание души не чающим в своей крохе взрослым, — единых календарных сроков возникновения активной речи у детей просто не существует. Явление это носит абсолютно индивидуальный характер, и если один малыш уверенно окликает близких ему людей выразительными «мам», «пап», «ба», едва перевалив полугодовалый рубеж, то родители другого никак не дождутся момента, когда ребенок начинает говорить «мама», и в 8-9 месяцев. Хотя бы потому, кстати, что многие малыши не разделяют распространенного мнения о том, что именно «мама» должно быть первым словом, и предпочитают начинать свои монологи с обращения к папе или даже с категоричного требования «дай!».

Вместе с тем, чем чаще ребенок слышит живую речь взрослых, обращенную, прежде всего, к нему, тем больше вероятность того, что с его собственной речью проблем не будет. Но это должно быть действительно «живое» общение – от бормотания телевизора, например, пользы не будет никакой.

Считается нормой, что годовалый малыш произносит от двух до десяти слов. Однако очень часто детки до двух лет говорят очень мало, ограничиваясь лепетом, или даже вовсе предпочитают молчать. И все же это совсем не повод для впадения в панику. Дело в том, что развитие речи у ребенка складывается из двух составляющих: активного (произнесение слов и предложений) и пассивного (понимание) владения словом, причем речь пассивная развивается намного быстрее. Поэтому, если карапуз слушает взрослых с явным интересом, прекрасно понимает все, что ему говорят, и выполняет обращенные к нему простые просьбы, поводов для волнения нет – речевое развитие протекает нормально.

Терзаясь вопросом, почему ребенок не говорит и даже не пытается этого делать, многие родители даже не подозревают, что сами этому способствуют. Каким образом, спросите вы? Да очень просто! Если предугадывать малейшее желание своего маленького сокровища, понимать его с полуслова или с полужеста, у малыша просто не будет стимула проявить речевые усилия.

Вместе с тем, даже если ребенок упорно молчит вплоть до 2-летнего возраста, это вовсе не означает, что ему гарантированы проблемы с речью в будущем. Очень часто такие «молчуны» начинают разговаривать совершенно неожиданно, сразу длинными, правильно построенными предложениями, очень четко выговаривая слова, и заметно обгоняют в своем развитии тех, кто заговорил еще в 9 месяцев.

Зато помочь ребенку поскорее заговорить вполне в ваших силах. Для этого совсем не обязательно заставлять его повторять за вами новые слова («скажи – ложка, скажи – часы» и т. д.). Гораздо полезнее разглядывать вместе с малышом предметы, комментируя то, что он видит («смотри, какая киса, какая у нее мягкая шубка, какие лапки, какой хвостик»…), постоянно сопровождать словами свои действия и действия ребенка, просить его что-то сделать, принести ту или иную игрушку.

Читайте ребенку как можно больше забавных стихотворений, сказок. Побуждайте его к договариванию концовок хорошо знакомых рифмованных строк, делая паузы во время чтения. Рассматривайте с малышом картинки в книжках.

При таких условиях момент, когда ребенок начинает говорить и получать впечатления от общения с вами в полном объеме, может наступить намного раньше.

Ольга
Сыну год и восемь, но он до сих пор почти не говорит. Всего пара слов, вроде Баба, Мама, Дай. Это ненормально?

Pchejla
По-моему Вам пока не о чем беспокоиться. Мальчики вообще не очень-то разговорчивы. Вместо того, чтобы беспокоиться, лучше займитесь с ним игрушками, развивающими мелкую моторику рук. Это могут быть всевозможные рамки, конструкторы, стаканчики и пр.

Guest
Нам через неделю 1 год и 9 месяцев, а говорим слов 15-17. Обожает книги, любит рассматривать картинки, что-то бормочет, масса эмоций, акает, шумит, но высказаться трудно. А старший сын в этом возрасте говорил предложениями по 3-4 слова. Могу сказать, что младшему уделяется больше внимания и больше всяких развивающих игрушек в его распоряжении. Видимо, это индивидуально. Хотя уже хочется вести с ним беседы.

Ида
Моя доченька начала говорить в 1,5 года, т.е. начал быстро увеличиваться словарный запас, а затем она начала складывать слова в предложения. Сейчас ей 1 год и 9 месяцев. Говорит все и большими предложениями (в разумном пределе, конечно). И очень четко. Постоянно спрашивает «Что это?» и тут же повторяет слово. Так вот, честно говоря, ничем особенным мы с ней не занимались, особых навороченных развивающих игрушек не использовали, все как-то само собой пошло. Только ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком и не очень упрощайте речь в общении с ним. Говорите почти как со взрослым. Мы так делаем и наш ребенок старается говорить правильно и нормальными словами. Но, видимо, время, когда ребенок начинает говорить очень индивидуально.

Antonina
Здравствуйте!
То как говорит ваш ребенок вполне нормально. Мальчики, действительно начинают говорить позже. Важно: какой у него пассивный запас (то есть, что он понимает). Сколько примерно слов понимает, может ли выполнить простые инструкции («Дай . «, «Возьми . и положи . » и т.п.). Если понимает много и те немногие слова, которые говорит, использует по поводу, и если способен объяснить свои желания как-то еще (знаками, мимикой, звуками), то все нормально. Нужно следить за тем, чтобы в освоении речи был прогресс: понимает более сложные вещи, говорит больше слов, говорит предложениями и т.п.
А еще, конечно же, с ребенком надо говорить, читать книжки, играть.

Anita
Сколько врачей, столько и мнений. Нам год и 3. Не говорим (один детский лепет -)) Пошли к логопеду проконсультироваться, просто так, а не потому, что я вижу проблему у ребенка. Боже, что мы там услышали! Отставание в развитии речи, отсутствие звукоподражания. Что, мол, уже должна говорить 20-30 (!) слов. Что она затормозилась в развитии, так как в год «говорила» то же самое, что, мол, месяц для ребенка — все равно, что год жизни.
Но я то вижу, что ребенок не тупой. В 10 месяцев она понимала больше 30 слов, мы их даже записали. Книжки читаем, все пальчиком показывает, пирамидки собирает. Частей тела знает столько, что я даже затрудняюсь с тем, что бы еще выучить (разве что лодыжку и запястье)). Короче, я не переживаю (пока что), тем более вижу, что у знакомых все тоже самое было, а когда надо — заговорили.

Алина
Ну, вроде все уже сказали. Из своего опыта могу добавить, что мальчики действительно начинают говорить позже девочек.
У нас в саду был случай: мама очень расстраивалась из-за того, что мальчик в 3,5 года не говорит, таскала его по врачам. И вдруг он заговорил. Причем правильно и длинными предложениями. Сейчас ему 8 лет, и все мальчишки во дворе (да и взрослые тоже) его уважают за то, что умеет к месту вставить слово и промолчать, где надо. А его советы на удивление мудрые.

Meri
Ne vinite malchikov chto oni poje nachinayt govorit i vse ostalnoe. Y nas y znakomih devochka 2+ voobshe ne razgovarivaet, a moi sin v 2goda (v den svoego rojdeniya) nachal govorit, chto bivaet prosim na 5 minyt zdelat ostanovky
Tak chto ne perejivaite vse v svoe vremya, razgovarivaite s rebenkom kak so vzroslim, pobolshe chitaite emy, pokazivaite kartinky i obyasnyaite chto tam izobrajeno.

Тата
Моя дочь тоже сначала не хотела играть в сороку-ворону (1г 4м) . А теперь услышит слово каша и пальчиком сразу начинает водить по ладошке. Сработало ущемленное самолюбие. Соседская девочка чуть старше продемонстрировала что умеет. Моей завидно стало и сразу научилась.

Dana
Не переживайте. Я заговорила в 3 года. Причём к каким врачам меня только не водили. Зато сейчас остановиться не могу.

vika
Моему ребенку скоро 2 года, а он кроме слов мама, папа, дай и слогов не говорит. Если что-то просит, то говорит слогами: мА — молоко, бай — спать и т.п. Вообще мальчик сообразительный, понимает все что ему скажут, а вот говорить никак не хочет. Старшая дочка начала говорить в 11 месяцев, и в 2 года говорила предложения. Я слышала, что мальчики начинают разговаривать позже девочек. Напишите у кого в каком возрасте дети начали говорить.

Наташка
Мы уже вовсю говорим, но мы — девочки. 1,3, примерно с месяц выдает коротенькие фразы — икку татать (книжку читать), когоки деть — колготы одеть, папа баба матинка (папа к бабе приедет на машине (ее от бабушки забирает после работы), бака кутаит (собака кушает) ну и т.д. У сестры мужа сын до 1,10 вообще кроме мама-папа-дай ничего не говорил, потом как прорвало! говорит сложными предложениями из 6-8 и более слов, использует обороты. Может, мальчики все такие?

Мурочка
Дочке 1,3 много чего говорим, но по-своему (картавим), четко получается слов около 10, типа мама, папа, дядя, тетя, баба, деда и еще заяц, остальное условно и много слогами. А предложение говорим только одно — «Ку ка», в смысле кушать кашу

lena
Вы не волнуйтесь, мой Вовка только в 2г. сказал мама, папа, баба, дэд (дед), чуть позже названия некоторых стран (юный географ ) и всё. А в 2,4 как прорвало, заговорил в один день, правда говорит, как иностранец, типа: «Небо синее, облака белые, снег, зима, Вова — гулять» в смысле, погода хорошая и он хочет погулять. Так, что у каждого ребёнка свой темп развития.

Лана
Первые слова Катя (кукла), Ка (собака Кара), Мама, Баба, Де (деда) и еще немного Ксюша начала говорить до 11 месяцев.
Предложениями начала говорить в 1,4

Ольга
Моему Данилке 1,6 мес. Давно говорит мама, папа, баба, деда, дядя, сися (все осознанно). Зовет собаку — Деля или Геля (ее зовут Деля), брата – Дей (Андрей). Иногда повторяет слова, почти правильно: апельсин — апеси, упала — пала, пока и т.п., но это все пока редко(( Хотя все свои желания выражает достаточно понятно и требовательно, во всЯком случае я его понимаю без проблем.

Леся
Моей девочке 1 год и 3 мес., тоже говорит простые слова типа мама, папа, дядя, кака, зая, а все осталяное только слога и звуки. Все показывет, много понимает, но предложениями не говорит. Была в шоке, когда некоторые пишут, что в таком возрасте уже болтать — вот это да!

Lisik
Моя тоже в 2 года не говорила фразами, а когда отдали в садик (в 2.3), ее как прорвало. . Теперь мечтаю, чтобы помолчала хоть иногда. Я сама говорила фразами с 1.3, в 1.6 стихи рассказывала (я сама бы не поверила, пока не нашла письма бабушки с датами). так что от наследственности не зависит. А мальчики действительно позже начинают говорить.

Настена
Моя доча тоже не говорит фразами (ей 2 года) и многое говорит на «своем языке». А какая разница, кто когда говорит, Все равно до школы все будут ходить, говорить, сами есть и на горшок свои дела делать. Здесь нельзя всех стричь под одну гребенку!

Алена
У меня брат начал говорить в 9 месяцев, причем очень чисто. Первое слово было утюг, причем очень осознанно при виде утюга. Потом пошел к врачу и сказал ей — тетя. И так далее. Думали, что из него получится по меньшей мере академик, но что-то не похоже в его 18 лет. Это я к тому, что без разницы, когда кто начал говорить — это не показатель никакого развития.

Novaly
Нам 1г. 5мес. и мы говорим мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, Аня, Саша, Нина, дай, зая и подражаем животным. Проблема в том, что это детки должны говорить в годик +/- 1мес. А к 1.5 годам детки должны говорить несложными предложениями, типа мама дай и т.п. Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами. Так ПЭПные детки в большинстве своем начинают говорить с 2х лет. Многие неврологи советуют немного простимулировать речь неотропными препаратами. Но это разумеется на усмотрение родителей, потому как рано или поздно ребенок без патологии заговорит :-).

Oлеся
Нам полтора года, мы говорим: «ава» на всех кошек, собак, птичек; «бву»- машинки, в том числе и стиральная; «лё»- гулять и новое слово «дать», понимает всё, головой мотает да и нет, а говорить больше ничего не желает.

Аня З.
«Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами.»

Ирина
Моей малютке 1,4 года. Понимает все, даже дверь просим закрыть, закрывает. Если кто у нас в гостях был, когда начинают собираться, куртку одевать — малышка идет дверь открывать и рукой машет, типа»пока-пока». Я в полтора уже стишок говорила, малышка пока не хочет, простые короткие слова говорит, а что посложнее, не хочет. Я жду и не переживаю, вижу, что ребенок развивается нормально и понимаю, что все это очень индивидуально!

Мария Владимировна
Здравствуйте, моему сыну 3 года он разговаривает, но не всегда понятно, что именно он говорит, очень невнятно. Скажите, пожалуйста, мне уже начинать занятия с логопедом?

Ирина
Мария Владимировна, это нормально, логопед начинает заниматься с детьми от 5 лет. А до этого возраста у вас еще может все исправиться.

Татьяна
Подскажите, пожалуйста, у меня девочка уже 11 месяцев, она говорит только мама и мям-мям и всё. Что надо делать, чтобы она заговорила, хоть постоянно с ней говоришь, может давать какие-нибудь витамины?

Понравилась страничка? Нажмите кнопку «Нравится» или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

Источник:
Когда ребенок начинает говорить?
Что делать, если ребенок еще не говорит? Стоит ли беспокоиться, что предпринять? Как помочь малышу заговорить
http://baby2000.ru/answer/govorit0.html

CATEGORIES