Аксарина воспитание детей раннего возраста
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
СОДЕРЖАНИЕ.
Ксения Люциановна Печора, Галина Валентиновна Пантюхина, Лидия Георгиевна Голубева
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
Основоположнику педагогики раннего детства Нине Михайловне Аксариной посвящают свой труд благодарные ученики.
«Надо понимать движения детского сердца» – этими словами замечательного российского педагога В.А. Сухомлинского мне хотелось бы предварить труд сотрудников кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования.
Эту книгу написали талантливые ученики выдающегося отечественного ученого Нины Михайловны Аксариной. Под ее руководством в течение многих лет разрабатывались основы педагогики раннего детства. Авторский коллектив использовал ставшие уже классическими исследования Н.М. Щелованова, Н.Ф. Ладыгиной, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, К.Д. Губерт, а также многочисленные современные разработки. Создавая это пособие, авторы стремились передать читателям свои глубокие знания и бесценный опыт. Они уже написали немало хороших книг о ребенке, его здоровье, воспитании и обучении. Однако данное пособие является едва ли не самым важным, так как адресовано огромному числу воспитателей детских садов и касается самого важного периода в развитии ребенка – раннего возраста.
В последние годы выходит много книг, посвященных сохранению и укреплению здоровья ребенка, основам его психологии, обучению и воспитанию малышей. Среди этих изданий неизменно выделяется переводная литература, однако в ней редко учитываются особенности работы детских дошкольных учреждений, их уклад и многолетний опыт. Все это, к сожалению, ограничивает использование ряда весьма интересных рекомендаций либо налагает серьезные ограничения на их практическое применение. К тому же сегодня коллектив каждого дошкольного образовательного учреждения может выбрать из множества руководств, справочников и пособий наиболее привлекательное и понятное им издание, довериться ему и в нем искать ответы на свои вопросы.
Создателям пособия хотелось бы, чтобы после его прочтения воспитатели детских дошкольных учреждений поняли, что ребенок, которому посвящена книга, не только беззащитное существо, но, как писал выдающийся гуманист Януш Корчак, «ребенок – и беспредельность. Ребенок – и вечность. Ребенок – пылинка в пространстве. Ребенок – момент во времени». И эта книга должна помочь им воспитать наших детей счастливыми и здоровыми.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор
Особый период детства
Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.
Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.
В чем они заключатся?
1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.
Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л.С. Выготский).
Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем. Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста" Изд-во «Медицина», М., 1977 г
Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
При воспитании детей 2-го года жизни наиболее существенное значение имеет развитие речи и мышления. Конкретными задачами в этом возрасте являются:
1) дальнейшее развитие понимания названий предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов;
2) развитие наглядно-действенного мышления, развитие обобщения предметов и действий; развитие ориентировочно-познавательной деятельности;
3) дальнейшее развитие подражания сначала отдельным словам, а затем и предложениям;
4) обогащение активного словаря и воспитание потребности в речевом общении;
5) развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса;
6) обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на его вопросы;
7) расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства — цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные признаки, овощи, различать понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.).
Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием. При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. п. Ребенку в возрасте до 1 года 2—3 мес одни и те же предметы нужно называть определенными одинаковыми словами, что облегчает формирование обобщения, например, всех кукол называть Лялей, и только позже присваивать каждой из них собственное имя: «Это Зина», а это «Катя».
На протяжении 2-го года с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6 мес можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит и девочка тоже спит». Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать, обобщать.
Нужно не только развивать понимание, но и обязательно учить ребенка говорить.
К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «пойди, позови Галю. Скажи: Галя, иди гулять!».
Частое речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам вызывает у него потребность обращаться ко взрослому по аналогичным поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено, но обязательно выражено словами и использовано для обучения активной речи. В этом возрасте более эффективной является индивидуально обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень развития ребенка.
Содержание занятий меняется в зависимости от возраста детей. Например, на первых занятиях показа предметов или их изображения (1 года—1 года 2—3 мес) следует добиться понимания названия одного предмета.
Показывать игрушки можно, вынимая их из мешочка, и расставляя перед детьми на столе. Для занятий подбирают игрушки, сходные с теми, которыми дети играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки надо подбирать такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок, собачка и т. п.). Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче различить по названию и виду, например собачку («ав-ав») и куколку («Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова, как «баба» (матрешка) и «га-га» (гусь), или отличить петушка от курочки. Число предметов или картинок, показываемых на одном занятии, постепенно, по мере различения их детьми, увеличивается до 10.
Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении слушать и смотреть, следует переходить к новым задачам: 1) учить детей узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида (размер, окраска и другие признаки) и 2) развивать обобщение и 3) вызывать подражание звукам и легким простым словам, 4) называть знакомые предметы: «Скажи, кто (или что) это? Как кричит?», т. е. развивать активную речь ребенка.
После нескольких показов тех или других предметов следует привлекать внимание детей к различным действиям с ними. В конце показа надо разрешить детям тут же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных действий воспитательница разговаривает с каждым ребенком, спрашивая, что он нринес или вынул из мешочка, как лает собачка, как кудахчет курочка, предлагает повторить: «скажи: ко-ко».
Примерно к 1 году 4—5 мес дети довольно легко подражают словам взрослого, поэтому на занятиях можно называть и качества предметов (большой, маленький, вкусный). В этот период следует употреблять правильные, а не облегченные слова и стремиться к тому, чтобы дети не только подражали отдельным словам, но уже произносили фразы из 2—3 слов.
Употребление слов, обозначающих действие в связи с разными объектами, помогает ребенку запомнить их правильный, обобщенный смысл.
Воспитывая у детей умение слушать, надо приучать их сидеть спокойно, не разговаривая, когда говорит взрослый. С этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: «А теперь, дети, послушайте, что я вам скажу».
Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий усложняются. Увеличивается количество показываемых объектов и действий, устанавливаются элементарные связи между ними. Детям показывают несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например, собачка ушибла лапку, надо ее смазать йодом, завязать; Катя пошла гулять, стала кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе показа детям предлагают кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по ходу действия.
Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов («Катя в яслях»), коротких стихов («Игрушки» А. Л. Барто), проведение бесед-рассказов без иллюстраций о том, с чем дети много раз встречались в своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие игрушки есть дома). Усложняются и занятия с картинками. Например, детям дают парные картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных действиях (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка большая и маленькая), предлагают найти соответствующие картинк«, сказать, что на них изображено.
Для развития мышления и ориентировочно-познавательной деятельности следует поддерживать интерес к окружающему, фиксировать внимание на основных свойствах, учить находить сходство предметов (дай такой же), (найди еще такой же), различать предметы по существенным признакам. Развивать способность обобщать предметы и действия сначала в понимаемой речи, для чего в процессе игры, занятий ставить такие задачи: «а где у нас еще киса», «найди еще кубик». Для этого среди игрушек должны быть однородные предметы (мячи, куклы, строительный материал), но отличающиеся по различным внешним качествам (например, куклы разных размеров).
Роль Н.М. Аксариной в развитии науки и практики воспитания
Нина Михайловна Аксарина по своему образованию математик, специалист, которому прочили в этой области большое будущее. И тем не менее она посвятила всю свою научную жизнь разработке системы общественного воспитания детей раннего возраста.
Как пишет Аксарина в автобиографии, встречи с В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым, знакомство с работами Н.Л. Фигурина и Н.И. Касаткиной, доклады И.П. Павлова, его учеников явились переломным моментом в ее жизни, определили ее дальнейшую научную деятельность: Аксарина решает изучать онтогенез высшей нервной деятельности ребенка. Собственно это решение и приводит ее в Уральский государственный институт охраны материнства и младенчества (1923 г.). Уже в первых сборниках, вышедших под редакцией профессора А.С. Дурново, были опубликованы работы молодого ученого, посвященные вопросам воспитания и обучения детей третьего года жизни в условиях коллектива.
В годы Великой Отечественной войны Аксарина член Комиссии по спасению детей из районов, освобожденных от фашистской оккупации: она развертывает сеть яслей и Домов ребенка, разрабатывает программы, руководства, подготавливает кадры. Собственно уже в 30-е годы при активном участии Н.М. Аксариной стали готовить специалистов по раннему детству, разрабатывать программу повышения квалификации врачей и педагогов, специальные серии выпусков библиотеки заочного обучения по всем вопросам. До сих пор не устарели эти издания, эти первые руководства.
Систематическое усовершенствование врачей, педагогов началось в Центральном институте усовершенствования врачей с конца 40-х годов. В это же время Министерство здравоохранения СССР провело набор на первые курсы ЦИУ выпускников дошкольных факультетов. Перед организаторами стояла большая задача: комплексно, т.е. с позицией физиологии, педиатрии и педагогики, изучить вопросы развития и воспитания детей раннего возраста. И, несомненно, здесь была огромная заслуга Н.М. Аксариной, «первопроходца», научно обосновавшего систему подготовки кадров по воспитанию детей раннего возраста, определившего особенности этого периода детства.
Организатор и пропагандист, борец за здоровое детство, крупный ученый, яркая личность, человек с оригинальным мышлением, Аксарина обладала даром анализа и прогноза, научного предвидения. Под ее руководством кафедра физиологии развития и воспитания детей (ЦИУ) разрабатывала диагностику и динамику развития детей. Здесь впервые начали изучать вопросы формирования общения детей друг с другом на первом году жизни, проблемы адаптации, утомления, обучения в детском саду. Разрабатывались и теоретически обосновывались задачи и принципы общественного дошкольного воспитания.
Обучение — одна из основных проблем педагогики раннего возраста. Глубокие исследования в этом направлении принадлежат Нине Михайловне, ее сотрудникам и ученикам: Ш. Абдуллаевой, С.М. Кривиной И.М. Кононовой, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, Г.М. Ляминой, Г.В. Пантюхиной. Поведение детей, причины нарушения уравновешенного поведения, охрана нервной системы, профилактика детского утомления — и эти вопросы стали предметом специальных исследований Н.М. Аксариной, сотрудников ее кафедры. Пропагандируя профилактическое направление общественного дошкольного воспитания, Аксарина предложила систему комплексного контроля, иными словами, контроль за нервно-психическим развитием, поведением и здоровьем детей, осуществляемый врачом и педагогом. Вот почему специально изучалась специфика развития и воспитания детей в Домах ребенка и в семье, поведение больного ребенка, постановка воспитательной работы в больницах.
Научные исследования Н.М. Аксариной, указанные ею направления, предвидения во многом определили и предсказали работы руководимой ею кафедры, исследовательскую работу в этой области научных организаций, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах. Проблемы, выдвинутые Н.М. Аксариной еще в 50 — 60-е годы, явились исходным пунктом для их обсуждения и решения уже 70 — 80-е годы, в том числе и в рабочей группе стран СЭВ.
Перу Н.М. Аксариной принадлежат многочисленные труды, пособия, руководства, учебники для обучения медиков и педагогов. Ее книги выдержали за последние десять лет пять изданий. Книги и пособия, автор которых Н.М. Аксарина, переведены на иностранные языки и языки народов нашей страны.
На основе исследований онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка, физиологического обоснования необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были впервые разработаны научные основы преддошкольной педагогики, педагогики раннего возраста.
Н.М. Аксарина — один из организаторов научно обоснованной системы общественного воспитания детей раннего возраста в СССР. Благодаря организаторской работе Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в 1959 году в нашей стране были созданы учреждения ясли-сад. Много сделала Аксарина и для практики воспитания, для внедрения в жизнь научных достижений. Вся жизнь Нины Михайловны была связана с практикой. Она возглавляла методическую секцию Москвы, много ездила по стране, консультировала,
Н.М. Аксарина — крупный общественный деятель, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, грамотами Комитета Советских женщин, Общества Красного Креста, блестящий лектор, прекрасный преподаватель и воспитатель молодежи, необыкновенный человек. Ее доклады, лекции, статьи, выступления по радио и телевидению буквально зажигали людей, увлекали слушателей.
Все, кто сотрудничал с Аксариной, ощущал радость общения с ней, радость встречи с очень интересным человеком, с большим ученым. Творческие взаимоотношения связывали Нину Михайловну с научно-практическими базами кафедры, членами кафедрального коллектива, активными участниками всех конференций.
Первой базой кафедры был Дом ребенка № 8 (с 1949 по 1972 год), где работали педагоги и врачи (М.Ю. Кистяковская, Н. Ф. Ладыгина, Э. Л. Фрухт, И. М. Кононова, Н.П. Шаклеина, И.Я. Хиной, Н.И. Фролова, Р.Т. Чадлеева, А.В. Царапкина) и музыкальные руководители (Т.С. Бабаджан и Н.В. Фок). Здесь под руководством Нины Михайловны велись исследования по развитию речи, по развитию деятельности детей второго и третьего года жизни, профилактике утомления, адаптации. На этой базе учили и учились, прошли школу тысячи специалистов.
Эффективность наставничества проверяется не сразу. Но многие ученики Нины Михайловны — практические работники, стали руководителями учреждений, защитили диссертации, стали специалистами высокого уровня подготовки. Да это и не удивительно. Ведь их готовил к жизни такой ученый, как Нина Михайловна Аксарина.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов?
2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова?
3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной.
4. Назовите Труды Н.М. Аксариной.
5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источники:
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
Книга Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, автор Пантюхина Галина — (В пособии освещаются особенности воспитания и развития детей первого, второго и третьего года жизни, даются методические рекомендации, как осуществлять воспитание и обучение маленьких детей на занятиях и как руководить самостоятельной игрой малышей. Большое внимание уделено контролю за состоянием развития детей, приводятся показатели нервно-психического развития ребенка.)
http://booksonline.com.ua/view.php?book=134625
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем. Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста" Изд-во «Медицина», М., 1977 г
Развитие речи, мышления и ориентировки в окружающем. Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста" Изд-во «Медицина», М., 1977 г Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего
http://lektsii.com/1-149685.html
Роль Н.М. Аксариной в развитии науки и практики воспитания
Роль Н.М. Аксариной в развитии науки и практики воспитания Нина Михайловна Аксарина по своему образованию математик, специалист, которому прочили в этой области большое будущее. И тем не менее
http://zdamsam.ru/a74635.html