пути преодоления стресса

Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления

Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления

1. Учение о психологическом стрессе………………………..………………. 5

2. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса……………………………………………………………….………………….15

3. Практические рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального стресса ………………….…………………………………..…………..…..18

Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает интеллектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействи-ем (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап-ряжением физических и психических функций, деструк-цией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных фак-торов у человека, является психологический стресс [9, с. 10]. Развитие стресса в экстремальных условиях деятельности может быть связано также с возмож-ностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, преж-де всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой эмоционального стресса.

Информационно-когнитивные основания специфики деятельности, роль их причинно-следствен-ных отношений в обеспечении ее эффективности определяют необходи-мость рассмотреть возможность и целесообразность вы-деления такой специфической формы профессионально-го (по предмету) и психологического (по процессу, меха-низмам регуляции) стресса как эмоциональный стресса. Под термином «эмоциональный стресс» мы будем понимать психологический стресс источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу [9, с. 19].

Термин «стресс» широко используется в ряде облас-тей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколь-ко различающийся смысл с точки зрения причин воз-никновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используе-мые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, тревожности, эмоци-онального стресса и т.д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы [10, с. 21].

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч. Д. Спилбергера [52, с. 17], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциаль-но элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во вре-мени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональ-ную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивнос-ти. Склонность к такого рода эмоциональной реактивнос-ти характеризуется как личностная тревожность.

В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое освещение вопросы влияния инфор-мационных факторов на деятельность человека и его со-стояние [9, 10, 14, 19, 30-34, 44, 50, 53, 55 и др.]. Однако, исследование роли этих факторов в развитии пси-хологического и эмоционального стресса, механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в деятельности, роли личностной детерминации в развитии стрес-са информационной природы уделялось недостаточное внимание.

Такие авторы как А. Е. Евдокимов, А. А. Обознов, Ю. Э. Писаренко, П. В. Прокин, А. Б. Стрельченко, П. С. Турзин, О. П. Турзин, Д. И. Шпаченко указывали на недостаточность теоретико-экспериментального изучения эмоционального стресса, разра-ботать модели его изучения, определить и классифици-ровать стрессогенные значения информационных факто-ров, выявить особенности влияния некоторых психоло-гических характеристик субъекта деятельности на гене-зис эмоционального стресса, наметить подходы к обо-снованию механизмов регуляции этого состояния и раз-работать ряд моделей его изучения [42, с. 108].

1. Учение о психологическом стрессе

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и об-щепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. Rizvi [цит. по 55, с. 48] отметил следующее:

«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокой-ства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим от-личается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

Стресс также рассматривается как психологичес-кие и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюда-лись в различных функциональных проявлениях, вклю-чая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Стресс определяется как событие или условие в фи-зическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию, агрессии, принятию реше-ния об устранении и ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экст-ремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе «все еще фрагментарны и неопределенны» [55, р. 51].

Р. Лазарус [34] также отмечал, что различные пред-ставления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не су-ществует установившейся терминологии. Даже опреде-ления стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многие другие.

Работоспособность и ее изменения

Работоспособность и ее изменения. Пути преодоления стресса

Факторы, влияющие на работоспособность персонала предприятия. Способы повышения работоспособности в успешной организации. Причины возникновения состояния нервно-психического напряжения и пути его преодоления, альтернативный выход из стрессовой ситуации.

Понятие, основные виды и фазы кризиса на предприятии, основные причины его возникновения. Устранение неплатежеспособности предприятия. Разработка антикризисной программы. Возможные последствия наступления кризисного состояния и пути их преодоления.

Изучение понятия стресса и социальных технологий. Факторы возникновения и методы преодоления организационного стресса. Причины стрессового состояния у людей. Рассмотрение принципов стресс-менеджмента. Воздействие психологического стресса на персонал.

Теоретические аспекты организации труда на рабочих местах. Факторы, влияющие на работоспособность и производительность персонала. Анализ существующего состояния организации рабочих мест и его влияния на эффективность работников строительного профиля.

Теоретико-методологические основы современного представления о конфликтах, их сущность, структура и динамика; причины возникновения конфликтов. Методы преодоления конфликтных ситуаций с помощью применения современных принципов управления конфликтами.

Понятие и методы поддержания работоспособности. Система развития персонала, его стимулирование и мотивация. Исследования на выявления факторов снижения работоспособности персонала. Влияние работоспособности на эффективность деятельности предприятия.

Виды конфликтов и причины их возникновения. Особенности процесса управления стрессом — состояния напряжения, которое возникает у личности под влиянием сильных воздействий. Структурные методы и межличностные стили разрешения конфликтов в организации.

Характеристика понятия работоспособности. Стимулирование и мотивация персонала. Выявление факторов снижения работоспособности персонала. Взаимосвязь психических процессов и эффективности деятельности. Мероприятия по повышению работоспособности персонала.

Сущность конфликта, его понятие, типы и причины. Классификация методов управления конфликтом и поведением личности. Сущность и правила организации переговоров. Понятие и причины стресса, пути его преодоления. Методы борьбы и профилактика стресса.

Анализ причин возникновения коммуникационных барьеров внутри организации. Изучение институциональных особенностей функционирования коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления. Способы преодоления коммуникационных барьеров.

Понятие и сущность конфликта, причины и предпосылки его возникновения и развития. Типология и механизм данного процесса в производственной сфере. Причины и последствия конфликтов, стратегии поведения и пути преодоления: структурные и межличностные.

Источники:
Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления
Банк Рефератов — Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления: Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления 27 Оглавление Введение………………………………………….………………….……………3 1. Учение о психологическом стрессе………………………..…………………5 2. Причины возникновения и компон…
http://sergiy-school.ru/referaty_psixologiya/mexanizmy_emocionalnogo_stressa_puti.html
Работоспособность и ее изменения
Факторы, влияющие на работоспособность персонала предприятия. Способы повышения работоспособности в успешной организации. Причины возникновения состояния нервно-психического напряжения и пути его преодоления, альтернативный выход из стрессовой ситуации. Менеджмент и трудовые отношения, русский язык
http://allbest.ru/o-3c0b65635a3bc68b5c53b88421206d37.html

COMMENTS