Функции психологии

Функции психологии

Если спуститься с научных высот фрэйдов и юнгов на грешную землю, можно внезапно осознать, что все, что вокруг нас психология. Это простое псевдоиоткрытие сделал американский психолог, сказав, что социальная психология – это всего лишь то, что люди думают друг о друге, как они влияют и относятся друг к другу.

Для того чтобы удостовериться в «человечности» науки психология, рассмотрим ее основные функции.

Психология – она не где-то там, за грузными дверьми кабинетов сумасшедших гениев-профессоров, а совсем рядом. Это подтверждает основная функция психологии – диагностика.

Она заключается в постановке диагноза, определении проблемы человека, поиска источника проблемы, то есть, того, откуда растут ноги у страха и не только. Это может быть индивидуальная особенность личности, социальная, групповая, этническая и т.д.

То есть, первая функция – это поиск причины, по которой человек не может полноценно адаптироваться в обществе.

Следующий шаг после нахождения первоисточника всех бед – исправление ошибок. Эта функция психологии помогает человеку наработать, создать те социальные установки, которые по каким-то причинам не развились в детстве, либо сформировались с дефектами. На данном этапе формируется умение по-другому смотреть на мир, нарабатывается психологический иммунитет – устойчивость психологическим стрессам.

Прогнозы – это третья функция психологии. Сначала происходит наблюдение и сопоставление особенностей личности и общества, а затем прогнозируется изменение и того, и другого, а также особенностей их взаимодействия.

Профилактическая функция – это своего рода введение психологических прививок людям, чтобы в будущем, когда возникнут те или иные проблемы, они обладали психологическим иммунитетом. Примером таких прививок могут быть семинары, лекции и групповые тренинги, на которых каждый получает роль определенного психотипа и усваивает нормы поведения в типичных жизненных коллизиях.

Функции психологии

/ Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 2. Психология как наука. предмет, структура, методы и функции

2. Психология как наука: предмет, структура, методы и функции

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело-века, о том, что часто называют его душевной жизнью.

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, ин-тимной, скрытой от посторонних глаз.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – ду-ша, психика; logos — знание, осмысление, изучение. Следовательно, в букваль-ном значении «психология» — это знание о психике, наука, изучающая ее.

Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных её формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Важнейшими из таких направлений являются следующие:

бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой ка-тегорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакци-ям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому на-блюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рас-сматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воз-действия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер.

психоанализ (фрейдизм), – при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данно-го направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуж-дения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода являет-ся анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.

гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.

гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим оп-ределенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценно-стям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

В целом, исследования, проводимые в рамках названных школ и направле-ний, внесли большой вклад в науку и позволили лучше понять природу психи-ки. В то же время односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения раз-нообразных жизненно важных проблем реальных людей.

В современной психологии весь набор методов исследования можно раз-делить на три группы:

1. Методы сбора информации (эмпирические): наблюдение, экспе-римент, изучение документов, изучение результатов деятельности, опрос, тес-тирование, моделирование, биографический метод.

2. Методы обработки данных: методы математико-статистического ана-лиза данных, методы качественного анализа. 3. Интерпретационные методы: генетический (филогенетический и онто-генетический), структурные методы (классификация, типологизация).

Функции психологии

Физиологическая основа – очаг возбуждения в коре головного мозга, который постоянно перемещается.

Внимание тесно связано с другими психическими функциями.

Внимание, его функции и виды

1. Устойчивость – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте;

2. Концентрация – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте в течении длительного времени;

3. Переключаемость – способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой;

4. Распределение – рассредоточение внимания на нескольких объектах;

5. Объем – количество предметов, которые человек может держать в поле своего внимания.

Внимание связано с характером. Внимательный человек больше нравится людям, лучше учится, в жизни достигает больших высот.

1. Природное – передается человеку по наследству. Базируется на ориентировочном рефлексе «Что такое?» , в ответ на сильный раздражитель внешней среды – безусловный рефлекс.

2. Социальное – вырабатывается у человека в процессе общения с другими людьми. Приобретается в течении жизни, связан с волей человека, связан с сознанием (делает осознано) .

3. Непроизвольное – близок к природному, не связан с волей и сознанием, тесно связан с подсознанием, но не осознает и не понимает (информация которая запоминается непроизвольно) .

4. Произвольное — ближе к социальному, тесно связан с волей и сознанием. Осуществляется по заранее разработанному плану.

5. Чувственное – концентрация чувств на объекте или явлении (переживание, обиды) .

6. Интеллектуальное – вид внимания, который управляет мыслями человека, логикой, мышлением в целом.

Внимание, его функции и виды

Нарушение внимания – один из самых важных симптомов патологического состояния мозга, и его исследования может внести важные данные в диагностику мозговых поражений.

При массовом поражении глубоких отделов мозга (верхний ствол, стенки третьего желудочка, лимбическая система) , все это может нести тяжелое нарушение непроизвольного внимания, которые проявляются в виде общего снижения активности и выраженных нарушений механизмов ориентировочного рефлекса.

Такие нарушения несут разный характер:

1. характер выпадения (нарушение – ориентировочный рефлекс нестойкий и быстро угасает) ;

2. характер патологического раздражения стволовых и лимбических систем, в результате чего раз появившиеся симптомы ориентировочного рефлекса не угасает в течении длительного времени раздражители продолжают вызывать неугасимые электрофизиологические и вегетативные (сосудистые и двигательные) реакции. Ит. д. Психология

Источники:
Функции психологии
Если спуститься с научных высот фрэйдов и юнгов на грешную землю, можно внезапно осознать, что все, что вокруг нас психология. Это простое псевдоиоткрытие сделал американский психолог, сказав,
http://womanadvice.ru/funkcii-psihologii
Функции психологии
/ Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 2. Психология как наука. предмет, структура, методы и функции 2. Психология как наука: предмет, структура, методы и функции Психология – это
https://studfiles.net/preview/1444995/
Функции психологии
Пользователь *кошка* задал вопрос в категории Добро пожаловать и получил на него 1 ответ
https://otvet.mail.ru/question/50724584

CATEGORIES