Виды социальной адаптации

Виды социальной адаптации

Проблема социальной адаптации молодежи

Выполнил: студент гр. Д12-01

Евтух А.В. Проверил: канд. ист. наук, доцент

1. Понятие адаптации

2. Виды социальной адаптации

3. Структура и стадии адаптации

4. Социальная адаптация и проблемы социальной адаптации

Список использованной литературы

В моей работе рассказывается о проблемах социальной адаптации молодежи. Эта тема была выбрана мной, т.к. по моему мнению она на данный момент очень актуальна, и по большому счёту, даже для наблюдения со стороны, как процесс, социальная адаптация вызывает большой интерес. На этом заканчиваются мои предпосылки к этому реферату. Ну что же, начнём. (с)

Термин «адаптация» прочно вошел в научный и бытовой обиход, однако его содержание многозначно. Сложность и многоаспектность содержания понятия адаптации свидетельствует о том, что назрела необходимость анализа существующих в научной литературе взглядов и подходов к ее пониманию.

Адаптация — это межпредметная категория. В разных науках она трактуется по-разному. В настоящее время философами, социологами, педагогами, медицинскими работниками ведутся исследования этого процесса, обосновывается статус категории "социальная адаптация", изучаются ее механизмы и адаптационный. Тем не менее, говорить о сложившемся комплексном исследовании процессов адаптации пока не приходится, так как каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.

В биологии адаптация — это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивается формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Таким образом, в биологии адаптация рассматривается (с лат. adaptatio -приспособление) как совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений.[5].

В медицине проблема адаптации тесно связана с такими понятиями, как норма и патология, которые отражают определенные состояния человеческого организма — здоровье и болезнь. О приспособительной сущности заболевания, по мнению медиков, следует судить не по исходу приспособления, а по тенденции — любыми имеющимися средствами, ценой самых тяжелых жертв, оптимально уравновеситься со средой. Таким образом, здоровье и болезнь — две формы единого процесса адаптации.

Демографию адаптация интересует, прежде всего, с позиции смены исторических типов воспроизводства населения. По мнению специалистов, нарушение демографического равновесия, под которым понимается равновесие между процессами рождаемости и смертности, с одной стороны, и всеми остальными протекающими в обществе процессами, с другой, ведет к необходимости приспособления населения к изменившимся условиям жизни.

Адаптация в этнографии — это приспособление этносов к условиям среды (ландшафту), происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.

В философии понятие адаптации трактуется как процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса — наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. [5].

Внимание психологов сосредоточено на адаптации индивида. Здесь важным является вопрос о психологическом механизме адаптации. Под психологическим механизмом адаптации понимается структура определенным образом связанных психических действий, осуществление которых приводит к состоянию адаптированности.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

В психологии под адаптацией понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.

В педагогике адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Это — процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. (Битянова М.Р., Синягина Н.Ю., Максимова М.В.) [5].

Социальная педагогика под адаптацией понимает вид воздействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.

Для социологии важно изучение общих и специфических законов, закономерностей развития и функционирования определенных социальных систем, механизмов действия и форм проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Поэтому в центре внимания социологов находятся общие закономерности социальной адаптации, а также характер, содержание, темпы, типы, формы и виды адаптации. Большое место в предметном поле данной науки занимают вопросы о социальных регуляторах, социальном механизме и критерии адаптации. [1].

Согласно М. Веберу, основной характеристикой социального действия индивида является рациональность, которая представляет собой осознание человеком своей цели и соотнесение ее с рациональными средствами достижения. Человек сам соотносит цель и средства, постигает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обстоятельств. Следовательно, рационализация, те есть удовлетворение потребностей наиболее оптимальным для человека способом, по мнению М. Вебера, и есть адаптация. Другой выдающийся социолог — Р. Мертон, разрабатывая концепцию адаптации, обращает внимание на то, что в современном обществе невозможны общие нормы и ролевое поведение. Нормативная структура, понимаемая им как структура отношений между нормами, ценностями и институциональными порядками, может характеризоваться их согласованностью или конфликтностью. И в любом случае человек стремится адаптироваться, то есть достичь цели доступными ему средствами. При этом выбранные цели и средства не всегда совпадают с социально одобряемыми целями и средствами. Следовательно, адаптация, оправданная с точки зрения индивида, с позиции общества может выглядеть иначе, и будет расцениваться как патологическое проявление. Таким образом, Р. Мертон разводит индивидуально-центрический и социоцентрический аспекты адаптации, что представляется очень важным, поскольку имеет огромное значение для составления полной картины адаптации. Кроме того, им верно подмечено, что для раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей, необходим анализ возможностей их реализации.

В работах Т. Парсонса социальная адаптация отождествляется с равновесием. Общество в равновесии — общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, что от него ждут. Иначе говоря, социальная адаптация — это равновесие между потребностями (ценностями) индивида и социальной среды.

Большой вклад в разработку важнейших вопросов социальной адаптации в отечественной социологии внесли Корель Л.В., Лубышева Л.И., Савотина Н.А., Шпак Л.Л., Ядов В.А. При этом следует отметить, что большая часть исследований социальной адаптации в последнее время велась на стыке социологии, социальной психологии и педагогики, а накалившийся материал все более нуждается в систематизации.

Активная роль субъекта в адаптации рассматривается в трудах Реана А.А., Коломинского Я.Л., Кривцовой СВ., Стамбуловой Н.Б.. По их мнению, нельзя не учитывать того, что человек — активный субъект саморазвития. Он способен развиваться в самых разнообразных направлениях. Социально-психологическая адаптация понимается данными учеными как такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности ("Я") со средой, которое характеризуется:

1) осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности);

2) приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат, деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям социальной среды. Становление новых приспособительных "механизмов" ориентировано на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности. [2].

Виды социальной адаптации

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Характерным для современного этапа развития общества является тот факт, что человек не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, политическим, духовным и социальным сторонам бытия.

Согласно интеракционистского понимания процесса адаптации, признаками эффективной адаптированности можно считать:

1) адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства. В этом случае, в качестве объективных показателей успешной адаптированности, чаще всего используются квалифицированный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных – удовлетворенность трудом (учебой) и различными ее аспектами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы (учебы) или жительства.

2) адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

Достижение второй разновидности адаптированности для многих является не менее сложной задачей, чем достижение адаптированности во в неличностной сфере.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хорео-терапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека — субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности .

виды социальной адаптации

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутри- групповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Организуя работу по социальной поддержке человека, группы или организации, столкнувшихся с необходимостью социальной адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает необходимость преодоления субъектом достаточно серьёзных барьеров.

социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);

социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);

социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоле-ния требуют подчас значительных усилий, которые оказываются даже не под силу одному человеку. Именно поэтому, деятельность социальных работников и других специалистов по работе с людьми с необходимостью включает в себя работу по организации и осуществлению процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека, независимо от степени его социального благополучия.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) (Учебное пособие). Автор: Ю.Н. КАЗАКОВ, редактор: А.А. Ильин

Выделяют четыре главных вида адаптации человека:

Другие виды адаптационных процессов:

2) жилищные условия, создание жилищ;

4) соответствующий транспорт;

5) наука, религия, искусство;

Эти виды адаптации взаимосвязаны, но иногда на различных уровнях реализации адаптационной потенции личности имеют относительную независимость или временный приоритет.

Процесс социальной адаптации изучается в трех структурных уровнях:

— социальные группы (микросреда);

— сам индивид (внутриличностная адаптация).

1. Структура-общество (макросреда) – этот уровень выделяет процесс социальной адаптации личности в социально-экономическом, политическом, духовном развитии общества.

2. Структура-социальная группа (микросреда) – изучение этого процесса позволяет выявить причины конфликта индивида с социальной группой (трудовой коллектив, семья), поставить правильный социальный диагноз и разрешить проблему.

3. Структура-индивидуальная (внутриличностная) адаптация – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее оценки с позиции других индивидов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации.

Система социальной адаптации включает производственную, бытовую, досуговую адаптацию.

Производственная адаптация – фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития.

Бытовая адаптация – решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, с родственниками, соседями, знакомыми.

Досуговая адаптация – формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства. Поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами по работе, в быту является показателем нормальной адаптированности.

Любой вид социальной адаптации личности нуждается в хорошо организованной социальной работе различного профиля.

Развитие современного общества показывает, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим условиям. В этих условиях возрастает роль социального работника, различных служб помощи населению, помогающих отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой.

ВГУЭС

© 1999-2018 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Социальная адаптация

Адаптированность к реальности является главным критерием нормального поведения человека в обществе.

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социальная адаптация может быть в следующих формах:

— радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

— гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

— гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

— конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

— девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

— социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

Социальная дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации:

— сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

— хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе);

— конфликты с законом;

— негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);

— завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм, хронический эмоциональный дискомфорт;

— конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений;

— когнитивные искажения реальности.

Типы взаимодействия индивида с реальностью

1. Противодействие. Индивид пытается активно разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Человек убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности. Единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из поведения, нарушающего нормы общества. При это ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

2. Уход от реальности. Этот путь взаимодействия с действительностью осознанно или неосознанно выбирают люди, которые оценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

3. Игнорирование реальности. Проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует сам по себе. Такой вариант довольно редок и встречается у очень одаренных людей.

4. Приспособление к реальности. Это выбор гармоничной личности, хотя гармоничная личность может использовать и уход от реальности, т.к. сама реальность может быть дисгармоничной.

5. Болезненное противостояние реальности, обусловленное признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами.

Вопросы для самоконтроля знаний

Источники:
Виды социальной адаптации
Виды социальной адаптации Проблема социальной адаптации молодежи Выполнил: студент гр. Д12-01 Евтух А.В. Проверил: канд. ист. наук, доцент 1. Понятие адаптации 2. Виды социальной
http://studopedya.ru/2-39245.html
виды социальной адаптации
виды социальной адаптации: Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что … — —
http://sci.house/sotsiologiya-organizatsiy-scibook/vidyi-sotsialnoy-adaptatsii-19381.html
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) (Учебное пособие). Автор: Ю.Н. КАЗАКОВ, редактор: А.А. Ильин
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) (Учебное пособие). Автор: Ю.Н. КАЗАКОВ, редактор: А.А. Ильин Выделяют четыре главных вида адаптации человека: Другие виды
http://abc.vvsu.ru/Books/instrum/page0014.asp
Социальная адаптация
Социальная адаптация Адаптированность к реальности является главным критерием нормального поведения человека в обществе. Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в
http://helpiks.org/4-46167.html

CATEGORIES