Упражнение на эмпатию

11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции

Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.

Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.

Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • поддаётесь стрессу,
  • не можете распознать свои эмоции,
  • легко обижаетесь,
  • долго переживаете из-за ошибок,
  • подавляете негативные эмоции,
  • склонны обвинять других людей,
  • испытываете трудности с установлением личных границ,
  • агрессивны в общении с людьми,
  • чувствуете себя непонятым.

Упражнения для распознавания эмоций

«Зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

«Раздражители»

Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

«Дышать правильно»

Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.

Просто читайте книги

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.

Упражнения для тренировки эмоций

«Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

«Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Упражнения на развитие эмпатии

«Эмоции исторических персонажей»

Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.

«Эмпатия и злость»

Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:

Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».

«Дневник эмоций»

Упражнение на эмпатию
[link]mel.fm[/link]

МЕТОД ЭМПАТИИ (метод личной аналогии)

Уровень 1. Тело

  • Для того чтобы услышать другого человека, важно со-настроиться с собеседником. Первое, что можно сделать, – расположиться так, чтобы ваши взгляды были на одном уровне (лучше не стоять, когда собеседник сидит, и наоборот). Желательно, чтобы положения ваших тел были похожими, подстройтесь под позу собеседника.
  • Обратите внимание на дистанцию между вами. Она должна быть комфортной для обоих. Не нужно нависать над собеседником, но слишком отстраняться тоже не стоит. Как найти этот баланс? Ориентироваться на собственные ощущения и на поведение партнера: если собеседник отодвинул стул дальше – это сигнал о нарушении его личных границ, если всем телом наклонился к вам, чтобы лучше видеть и слышать, – попробуйте немного приблизиться.
  • Сосредоточьтесь на моменте «здесь и сейчас».

Упражнение «Дыхание животом»

Задача – осознать реальность настоящего момента и свое тело в пространстве, найти контакт с телесными ощущениями.

Приглушите свет (но не выключайте совсем). Сядьте удобно, не опираясь на спинку стула, расслабьтесь. Спина прямая, руки на коленях ладонями вверх, стопы расположены параллельно друг другу, колени слегка разведены. Закройте глаза (так легче сосредоточиться на ощущениях).

Проследите за вашим дыханием: обратите внимание на то, где в теле останавливается вдох. Расслабьте мышцы живота. Начните дышать животом – на вдохе надувайте живот, на выдохе сдувайте. Дышите ровно и спокойно, без лишних усилий. Почувствуйте, как на вдохе воздух проникает через нос, спускается в живот и заполняет там все пространство. На выдохе воздух поднимается, живот сдувается.

Подышите так 10 минут в тишине (лучше завести таймер, чтобы не отвлекаться на часы). Если мысли «улетают» куда-то и отвлекают вас – просто возвращайте внимание к дыханию и продолжайте дышать животом. Откройте глаза, оцените ваше состояние.

Упражняйтесь так каждый день в течение нескольких месяцев. Этот навык проживания настоящего момента станет частью вас и будет включаться автоматически, как только перед вами встанет задача услышать другого.

Метод эмпатии (метод личной аналогии)

Общие методы решения творческих задач. Особенности методики решения творческих задач

Правила решения творческих задач также часто называют эвристическими правилами, а отдельно взятое правило, прием решения творческой задачи часто называют эвристикой.

Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», предложены американским ученым А.Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа).

· Это метод коллективного генерирования идей для решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии. Руководитель сессии должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников сессии обычно составляет от 4 до 15 человек. Длительность «мозговой атаки» варьируется от 15 минут до одного часа. Отбор идей производят так. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Метод эвристических вопросов

Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Древнеримский философ Квинтилиан рекомендовал поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Метод свободных ассоциаций

Результативность творческой деятельности повышается, если широко использовать новые ассоциации, которые порождают продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода:

— отсроченной критический анализ.

Метод инверсии

Инверсионный метод представляет собой ориентацию на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этих целей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например уменьшить вес конструкции, сделав ее полой. Другой пример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т. д.

Метод эмпатии (метод личной аналогии)

Метод эмпатии — это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д.

В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой. В этих аналогиях могут быть, установлены аналогии по форме, структуре, функциям, процессам и т. д. Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека. Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим.

Уровень 2. Чувства

  • Эмпатический диалог – это общение, свободное от избыточных комментариев. Если в разговоре вы поймали себя на мысли, что вам сложно удержаться от совета, рекомендации мысленно ответьте себе на вопрос: «Что сейчас со мной происходит? Зачем я хочу это сделать? Чего ожидаю в ответ?». И продолжайте молча слушать. Ваш внимательный взгляд и кивки головой помогут собеседнику чувствовать ваше присутствие в контакте.
  • Эмпатическое взаимодействие – это когда вы не только в контакте с собеседником, но и в контакте с собой. Слушаете говорящего и понимаете не только его чувства, но и свои. Осознаете их и можете описать.

У людей с развитым эмоциональным интеллектом большой арсенал слов для обозначения своих переживаний. Они различают тонкие нюансы, распознают оттенки (отличают страх от тревоги, злость от ярости, радость от эйфории). Чувства слушающего – как реакция на услышанное – тоже важная часть эмпатического взаимодействия: они являются сигналами, источником информации о том, что происходит с собеседником.

Упражнение «Эмоциональный интеллект»

Задача – отрефлексировать свое состояние.

В течение дня, что бы вы ни делали, остановитесь и спросите себя: «Что я сейчас чувствую?» Найдите слово, максимально точно описывающее вашу эмоцию. Отметьте его для себя и продолжайте прерванное занятие.

Повторяйте это упражнение не менее 5 раз в день (можете первое время ставить «напоминалку» в телефоне, чтобы не забыть, пока навык не войдет в привычку).

Упражнения для развития эмпатии

Уметь определять как свои собственные эмоции, так и эмоции собеседника — первый из шагов на пути к взаимопониманию. Это одна из важнейших составляющих развитого эмоционального интеллекта.

Многие, обладая этим талантом, пользуются им неосознанно. Но в современной культуре не принято уделять внимания воспитанию в детях эмпатии и эмоциональной чувствительности. Зачастую взрослые, обычно неосознанно, учат детей подавлять, скрывать свои эмоции, чтобы привить им «правильные манеры», чтобы не было самим «мучительно стыдно» за детские слёзы, капризы, истерики. И ребёнок вырастает с неким пониманием, что проявлять эмоции плохо, особенно негативные (гнев, стыд, страх…). Да, бывает ещё и запрет на проявление позитивных эмоций: «много будешь смеяться — будешь плакать»!

Но есть хорошая новость! Эмпатии можно и нужно учиться! По сути, это навык, его нужно тренировать осознанно. Учиться сопереживать эмоциям собеседника, понимать, что с ним происходит, а также дать ему эмоциональную поддержку и утешение. Всё это становится возможным, когда вы находитесь также в контакте со своим эмоциональным миром, понимаете, можете назвать эмоцию, которую испытываете, почувствовать, где она находится в вашем теле, как себя ведёт, как хочет проявиться…

  • Первый шаг на этом пути — научитесь определять и называть свои эмоции. Для этого используйте словарь эмоций.

Такими словарями часто пользуются психологи, предлагая клиенту определить по списку, какая эмоция у него сейчас ярко выражена. Но вы и самостоятельно можете это делать.

Для начала попробуйте проанализировать проблемные ситуации в вашей жизни и определить, какие эмоции в них доминируют. Также задумайтесь, почему в одной ситуации вы испытываете позитивные эмоции, а негативные в другой? Как связана ваша деятельность и эмоции? Например, мою посуду и испытываю тоску. Вижу за окном яркое солнышко — возникает чувство предвкушения чего-то радостного. Вы можете составить также список, наоборот, отталкиваясь от эмоции: «я чувствую уверенно, когда подготовился», «я испытываю умиротворение, когда все родные дома» и т.д.

  • Второй шаг — учитесь определять эмоции собеседника.

Для развития эмпатии полезно представить себя в роли другого человека, поставить себя на его место. Практическое упражнение: составьте список всех своих знакомых и близких (не менее 15 человек), напишите их имена и возраст, а теперь поочерёдно вживайтесь в их образ. Сделать это вам помогут следующие вопросы.

Какие качества характера у него самые сильные, ярко проявлены? Что больше всего любит этот человек? От чего он испытывает грусть, печаль? Какие у него любимые книги, фильмы, музыка? Где он любит отдыхать? От чего он может испытывать восторг? В каких ситуациях на него накатывает ностальгия? Какие у него есть страхи?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. И если есть такая возможность, поговорите впоследствии с этим человеком, спросите, правильны ли ваши догадки о нём. Оцените, насколько хорошо у вас получилось его прочувствовать. А что вы сами испытывали, когда вживались в образ разных людей?

  • И третий важный шаг — учитесь определять эмоции партнёра в конкретной ситуации, во время беседы с ним или просто находясь с ним рядом. Давайте собеседнику обратную связь фразами, в которых вы предполагаете его эмоцию. «Мне кажется, ты выглядишь расстроенным. Что случилось?», или «У тебя такой мечтательный вид. О чём задумался?», «Похоже ты гневаешься, потому что…». Простые фразы, не надо ничего сверхинтеллектуального выдумывать. Просто учитесь отражать в диалоге как эмоции собеседника, так и давать ему обратную связь о своих переживаниях. «Мне очень обидно, и мне кажется, что меня игнорируют, когда в беседе человек смотрит в свой телефон» (заметьте, используется я-сообщение, и нет прямого упрёка собеседнику).

Благодаря этим трём простым техникам вы очень скоро научитесь чувствовать другого человека, станете более внимательным и осознанным как к другим, так и к себе. И вы заметите, как ваши отношения с окружающими начнут меняться, становиться более глубокими и доверительными!

Живите в гармонии с собой и миром!

С любовью и заботой о вас, автор.

Уровень 3. Личность

  • Важно найти баланс между взаимным согласием и отчуждением. Если собеседник всегда с вами согласен, то со временем с ним становится скучно общаться. Если он всегда опровергает ваши взгляды, становится непонятна цель общения.
  • Два человека в состоянии выстроить эмпатическое взаимодействие только в том случае, если у них есть общие интересы, задачи, впечатления. Представьте две окружности, частично перекрывающие друг друга (см. рисунок). Красная область – общее пространство двух личностей. Для налаживания контакта начните разговор с поиска совместных интересов.
  • Удерживайте зрительный контакт во время разговора.

Упражнение «Тет-а-тет»

Выполняйте упражнение в спокойной обстановке, в полной тишине и только с самыми близкими. Сядьте друг напротив друга (лучше на пол) и молча смотрите друг другу в глаза в течение 5–10 минут. Между вами в этот момент возникнет общее пространство, которое можно назвать «Мы». Затем обсудите то, что вы чувствовали, расскажите, о чем думали. Отметьте, как изменилось восприятие другого человека.

Уровни эмпатии

Ведущие специалисты в области психологии выделяют три основных уровня эмпатии. Все эти уровни эмпатии связаны между собой и могут переходить один в другой.

Низкий уровень эмпатии характеризуется неразвитым чувством сопереживания. Такой человек в большей степени эгоистичен, способен заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Низкий уровень эмпатии не говорит о том, что личность навсегда останется сконцентрированной лишь на своих соображениях. Он лишь сигнализирует о настоящем моменте – о том, что человек не способен оказать настоящую поддержку, быть внимательным и полезным слушателем. В этом случае личность беспокоится, в первую очередь, лишь об удовлетворении своих собственных потребностей.

Средний уровень эмпатии имеется у большинства людей. Средний уровень выражается в том, что личность готова в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Мы все мысленно способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Однако далеко не каждый готов действительно принимать серьезное участие в судьбе незнакомого человека. Даже если личность нам знакома, это не значит, что вы предпочтете отложить все свои срочные дела и погрузитесь в решение чьей-то проблемы.

Высокий уровень эмпатии проявляется в том, что человек старается быть максимально полезным тем, кто находится рядом. Люди не всегда по достоинству могут оценить заботу близких, да просто знакомых. Иногда случается так, что окружающие начинают манипулировать чувствами тех, кто относится к ним с большим вниманием и поддержкой. Высокий уровень эмпатии всегда указывает на то, что человек готов проявлять заботу, выражать свои чувства. Он никогда не останется равнодушным к тем, кто его окружает. Развитая эмпатия всегда проявляется в том, что личность обретает целостность, становится более открытой и общительной.

Уровень 4. Знание

Мы можем выстроить эмпатическое взаимодействие, если в процессе общения транслируем: «Ты интересен мне сейчас больше, чем я сам себе. Я исследую твой опыт, твои мысли, твои чувства. Это рождает во мне отклик, но я предпочитаю слушать тебя вместо того, чтобы говорить». Так вы займете позицию исследователя, наблюдателя. Это уровень надличностного контакта – когда вы не конкурируете (кто круче) и не соревнуетесь (чье мировоззрение правильнее).

Что может помешать? Иллюзия, что вы все знаете о собеседнике. Позвольте себе усомниться в своем экстрасенсорном таланте и провидческом даре – вы не знаете причин, истинных мотивов и последствий действий другого человека. Вы не являетесь экспертом в его жизни, но можете стать исследователем.

Упражнение

Не давайте советов, не приводите примеров из собственной жизни. Не нужны экспертные оценки, нравоучения и пророчества. Задавайте собеседнику открытые вопросы, которые вас по-настоящему волнуют в момент разговора: «Что ты почувствовал?», «Что было дальше?», «Как этот опыт повлиял на тебя?», «Чему ты научился благодаря этой ситуации?».

Уровень 5. Состояние

Состояние эмпатического диалога можно описать словами: «Я принимаю наши различия. Я одновременно с тобой, с собой и с миром». Научиться чувствовать это состояние помогут практики медитации, дающие опыт присутствия в моменте с одновременным осознаванием себя и мира вокруг.

Упражнение

Найдите удобное положение, расслабьтесь, почувствуйте свое дыхание и тело, окружающее. Осознайте себя как часть бесконечного пространства. Побудьте в этом состоянии единства и целостности столько, сколько сможете себе позволить. Не забывайте время от времени возвращаться к упражнению, чтобы это состояние стало вам легко доступным.

БОНУС

Не секрет, что психологические упражнения нужно выполнять регулярно. А что делать, если важный разговор уже завтра или через несколько часов? Предлагаем «экстренную помощь».

Перед важным разговором с близким человеком представьте образ вашего «Мы». Например, вы вдвоем в одной лодке. Вокруг вас осенний лес. Рассвет. Легкий туман над гладью озера. Воздух чистый и свежий. Вам обоим хорошо здесь (образы могут быть любыми, важно только то, что вы оба в безопасности). Представьте, что вы остаетесь в этой приятной обстановке в течение нескольких минут. Затем оцените, как изменилось ваше состояние, готовы ли вы к диалогу? Образ «Мы» поможет легко формулировать мысли и высказывать суждения – нужные слова найдутся сами.
довериемодели поведенияосознаваниепрактикумсамовыражениетренингэмоцииэмпатия

[link]tepping-test.ru[/link]

Насколько вы эмпатичны? Учимся понимать мысли и чувства окружающих

«Я не понимала, почему руководитель решил отчитать меня при других менеджерах за то, что я не успеваю сдать отчёт вовремя. Ведь ситуация с затянувшимися больничными коллег, в которой я осталась одна за троих и была вынуждена подхватывать текучку, была для него очевидна. Мне было очень обидно, я чувствовала, как во мне закипает злость в ответ на его агрессию. Только через несколько месяцев, посмотрев видео на Youtube, я осознала, что в тот момент мой шеф был движим тревогой и страхом. Потому что ему, как и мне, нужно было отчитаться перед вышестоящим руководством и сообщить, что он не справился с задачей. И этот свой страх он как бы “переплавил” в агрессию по отношению ко мне».

Случалось ли вам не понимать реакции и действия окружающих в ответ на ваши поступки или какие-то события? Легко ли вам достичь взаимопонимания и доверия с близкими? Нет ли у вас ощущения, что вы одиноки, вас не слышат? Ответ на любой из этих вопросов зависит от степени эмпатии, которой обладаете вы и люди из вашего окружения.
Эмпатия — это способность понимать чувства и эмоции другого человека, собеседника. Под эмпатией также понимают и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Бытует мнение, что способность к эмпатии — врождённое качество, которое даётся не каждому, и без него человек обречен быть эгоистом и проявлять неуважение к чувствам других людей. На самом деле эмпатии можно и нужно учиться. Как это сделать — расскажем в статье.

Почему не все люди — эмпаты?

Причины отсутствия эмпатии могут заключаться в особенностях характера и темперамента (эгоцентричность, агрессивность, склонность к конфликтам, педантизм, лживость), в определённом моменте — в эмоциях (раздражение, враждебность, нетерпимость, игнорирование чувств и слов другого на фоне собственных), в особенностях профессии (когда невосприимчивость к эмоциям окружающих является объективно необходимым условием работы).
Отсутствие восприимчивости к эмоциям и чувствам окружающим также может быть следствием антисоциального расстройства личности (психопатия) или генетического заболевания (аутизм). В последнем случае наши рекомендации, к сожалению, будут бессильны.

Для чего нам нужна эмпатия

Из буддистской притчи

Способность к эмпатии обогащает наши отношения с другими. Обладая эмпатией, мы понимаем переживания собеседника, способны установить глубокую связь, заглянув в его мир. Наше отношение к людям определяет и качество нашего общения. Поэтому не стоит отказывать им во внимании.

Эмпатию можно рассматривать как необходимое профессиональное качество для многих специалистов. Психологу эмпатия помогает понять мотивы, которыми руководствуется человек, обратившийся к нему за помощью. Врач, проявляя эмпатию, способен дать пациенту нечто большее, чем традиционную медицинскую помощь — вселить веру в выздоровление. Учитель помогает ученику справиться со сложной задачей и преодолеть волнение перед экзаменом, а родителям — успокоить ребёнка в случае неудачи.

Ещё один пример: представьте, что вы разработчик мобильных приложений. Перед вами стоит задача — создать приложение, работающее по принципу «тревожной кнопки» для экстренной помощи подросткам, ставшим жертвами домашнего насилия. Без глубокого понимания чувств, которые испытывает человек в такой критический момент, и мысленной проработки возможной обстановки и действий вы просто не сможете сделать эту работу.

Возможно ли развить эмпатию?

«Как-то раз поздно вечером мой пятилетний сын забрался ко мне в постель.

– Эй, Гейб, – прошептала я, отодвигаясь и давая ему место, – тебе что, не спится?

– Нет, мам, – отвечал он. – Просто ты расстроена. Я подумал, что со мной тебе станет лучше».

Из книги «Сила эмпатии: как развить свои интуитивные таланты» [1]

Действительно, мы не все одинаково чувствительны, как малыш Гейб. Но, поскольку эмпатия — это осознанное сопереживание, развить её можно. При этом эмпатичный человек обязательно должен осознавать, что испытываемые им чувства отражают эмоции другого человека, а не являются его собственными. Если такого понимания нет, состояние не считается эмпатией в здоровом смысле.

В практической психологии существует множество способов, как развить эмпатию у взрослого человека. Один из таких способов — технология модификации поведения 7Spsy.

Виды эмпатии

По классификации психологов Дэниела Гоулмана и Пола Экмана существуют 3 вида эмпатии: когнитивная, эмоциональная и сострадательная. [2] Для объяснения значения каждого вида возьмём в качестве примера абстрактную ситуацию: друг делится с вами переживаниями после разрыва отношений с партнёром.

1. Когнитивная эмпатия

Это способность понять, что чувствуют люди, почему думают определённым образом. Благодаря когнитивной эмпатии мы становимся первоклассными переговорщиками — умеем подавать информацию так, чтобы ее восприняли другие.

Когнитивная эмпатия помогает нам не игнорировать сообщение друга, а мысленно задаваться вопросами и находить для себя ответы на них, основываясь на том, что мы уже знаем: «Насколько они были близки? Насколько сильно он страдает? Как теперь изменится его жизнь?»

2. Эмоциональная (аффективная) эмпатия

Этот вид эмпатии характеризует способность переносить на себя чужие чувства. Некоторые описывают это так: «Я чувствую чужую боль в своём сердце». Аффективная эмпатия способствует душевному сближению.

Проявляя эмоциональную эмпатию, можно не только понять, но и разделить чувства друга. Вы подсознательно чувствуете или знаете на собственном опыте, что такое расставание, насколько это больно. Вы представляете, как чувствовали бы себя, если бы ситуация произошла с вами.

3. Сострадательная эмпатия (эмпатическая забота)

Сострадательная эмпатия — это больше, чем понимать других и разделять их чувства. Она заставляет действовать, помогать всеми силами.

Вы можете приехать к другу и приготовить ему еду, уговорить его на короткую прогулку или поездку за город или просто побыть рядом.

Мы разобрали только один наглядный пример эмпатии. В более широком смысле каждый контакт с окружающими — шанс принять другую точку зрения, разделить чьи-то чувства и помочь. Увеличивая количество таких контактов, вы работаете на повышение уровня эмпатии.

Уровни эмпатии

«Я впервые видела его в таком состоянии, когда в один день все новостные сайты сообщили о пожаре в кинотеатре и погибших детях. Он рыдал, лёжа на спине и обхватив голову руками. Я буквально видела, как от боли и сострадания разрывается его душа».

Из рассказа Натальи о супруге

Базовый уровень эмпатии закладывается в нас физиологически — именно благодаря ему устанавливается связь между младенцами и родителями. Когда взаимодействие с окружающими перестаёт быть инстинктивным, эмпатия может развиваться, достигая различных уровней. Попробуйте оценить свой, опираясь на описания, приводимые ниже.

Низкий

Низкий уровень эмпатии проявляется в неспособности к сопереживанию. Такой человек эгоистичен, заботится в основном об удовлетворении собственных интересов и повседневных нужд.

Социологи считают, что снижению уровня эмпатии способствует развитие социальных сетей, поскольку общение в интернете всё чаще становится заменой реальному общению. Эмпатия же возникает на основе синхронности, присущей нашим телам как подобным внутри одного биологического вида. Это объясняет, почему мы смеёмся в ответ на чей-то смех и зеваем следом за другим. При этом в социальных сетях мы чаще, чем в реальной жизни сталкиваемся с чужим горем: видим записи автомобильных аварий и авиакатастроф, получаем просьбы о материальной помощи тяжелобольным детям. Иногда мы находим подтверждение мошенническим действиям при сборе средств якобы на операцию. Столкнувшись с подобным однажды, мы перестаём доверять информации стараемся дистанцироваться от тревожных сообщений, становимся менее восприимчивыми.

Нормальный

Нормальный уровень эмпатии выражается в том, что человек готов в нужный момент проявить сочувствие к тому, кто в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Все мы способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Но далеко не каждый готов принимать действительно серьёзное участие в судьбе незнакомого человека. В большей степени мы склонны испытывать эмпатию к родственникам и близким по духу людям. Человеку присущ инстинкт обособления: мы делим наше окружение на «своих» и «чужих», будь то болельщики футбольной команды соперника, сотрудники конкурентной компании, представители политической партии-противника или другого социального класса.

В 1951 г. психолог Курт Левин, проводя аналогию с физическими силами, сформулировал так называемую «Теорию поля». Упрощённое понимание теории можно свести к тому, что мы постоянно находимся в определённом социальном «поле» — имеем устоявшийся круг общения, внутри которого испытываем тёплые чувства по отношению к окружающим, нам приятно общаться со «своими». Чем больше вокруг чужих, тем теснее и жёстче границы нашего «поля», следовательно — меньше поводов для проявления эмпатии.

Высокий

Человек с высоким уровнем эмпатии стремится быть максимально полезным тем, кто находится рядом, помочь тому, кто оказался в беде. Такой человек умеет слушать и слышать, никогда не останется равнодушным к тем, кто его окружает. Он великодушен и внимателен к тем, кому нужно выговориться, готов поделиться своим мнением и дать совет, если об этом его попросят. Окружающие ощущают силу эмпатии и часто обращаются к такому человеку за помощью, когда у них что-то идёт не так или когда им нужна «жилетка для слёз». Ему присущи наблюдательность и тонкое чувство людей. Он остро переживает сообщения о катастрофах, вооруженных конфликтах и несчастных случаях.

Психотерапевт Беатрис Миллер отмечает: «Эмпатию можно использовать для многих целей, от бескорыстного сочувствия до манипуляции, в том числе и в качестве стратегии, в расчёте на собственную выгоду. Тем не менее, нельзя жить в гармонии с окружающими, будь то партнёр, члены семьи или коллеги, не обладая в известной степени этой способностью». Повышая уровень эмпатии, личность обретает целостность, становится более открытой и общительной. [3]

Повышенный

Повышенная эмпатия настолько сильна, что способна затмевать собственные чувства и интересы самого эмпата. Счастье близкого для него становится более важным, чем своё, он склонен впитывать чужие проблемы как губка. Часто это приводит к тому, что ему нелегко распознать, что стало причиной дискомфорта – чужие переживания или его собственные. Он постоянно ставит себя на место тех, кто сильно страдает или, напротив, неимоверно счастлив, и испытываете те же эмоции, что они.

«Несмотря на то, что эмпатия может придавать нашей жизни смысл, она также может быть разрушительна», — считает Пол Экман. Это объясняется тем, что человек начинает подсознательно искать «точки приложения» повышенной эмпатии, привыкая к «подмене» собственных эмоций и чувств. Такой человек часто становится жертвой обмана и манипуляций, поскольку не способен отличать истинные чувства от ложных, доверяет другим больше, чем себе. [4]

Если вы считаете это описание наиболее подходящим вам, вы нуждаетесь не в развитии, а в коррекции повышенной эмпатии. Помните про свои чувства и интересы — они тоже имеют значение.

Как развить эмпатию: практикум

Если после прочтения предыдущей части вы пришли к выводу, что ваш уровень эмпатии — низкий, вам стоит научиться сопереживать людям, общаясь с ними. Некоторые из нижеприведённых советов, как повысить уровень эмпатии, будут полезны и людям с нормальным её уровнем — помогут расширить круг «своих».

Упражнение 1: «Как твои дела?»

Спрашивая собеседника о том, как идут дела, старайтесь улавливать не только вербальный ответ, но и невербальные знаки. Язык тела и тон голоса часто говорят больше, чем слова, а иногда и вовсе противоречат им. Если вам отвечают, что «всё в порядке», но удручённый вид собеседника говорит об обратном, попробуйте аккуратно уточнить: «Мне кажется, всё-таки что-то произошло. Хочешь поделиться со мной?»

Упражнение 2: «Включить интуицию»

Слушайте не только умом, но и сердцем, доверьтесь интуиции. Эмпатия — душевный труд, будьте готовы ему учиться.

Упражнение 3: «Здесь и сейчас»

Разговаривая лицом к лицу или общаясь в компании, сосредоточьтесь на беседе, не пытайтесь заниматься другими делами. Вам ведь случалось чувствовать себя неуютно, когда собеседник во время разговора листал ленту соцсетей на смартфоне? Отложите гаджеты в сторону, примите открытую позу (без скрещивания рук) и смотрите в глаза говорящему.

Упражнение 4: «Понять, но не влиять»

Постарайтесь осознать, что означают слова и переживания собеседника, и позвольте ему прийти к собственному выводу, не навязывая свое мнение. Высказывайте свою точку зрения только в ответ на прямую просьбу сделать это, если не уверены, что она будет способствовать поддержке.

Упражнение 5: «Без “Я”»

Не стоит переводить внимание на себя, например, рассказывая, как бы вы поступили в аналогичной ситуации. Или говорить о том, что с вами подобного не может случиться, потому что вы привыкли поступать иным образом.

Упражнение 5: «Стать зеркалом»

Иногда, чтобы поддержать человека, достаточно «отзеркалить» его: принять похожую позу, улавливать и повторять некоторые изменения в мимике, в разговоре использовать конструкции «понимаю твои чувства», «могу представить, каково тебе было».

Упражнение 6: «Уважать иное»

Знайте, что вам под силу отнестись к мнению собеседника уважительно и серьёзно, даже если вы не можете с ним согласиться.

Упражнение 7: «Представить путь в чужих ботинках»

Попробуйте представить прошлый опыт человека. Подумайте, что повлияло на становление его личности, как он пришел к нынешним привычкам, чего бы хотелось ему достичь? Другими словами, попытайтесь встать на его место. Это упражнение можно практиковать не только на примерах реальных людей, но и на персонажах из литературы и художественных фильмов.

Упражнение 8: «Разговор с незнакомцем»

Будьте внимательны и любопытны к окружающим: заведите непринуждённую беседу с незнакомцем в очереди в магазине или улыбнитесь человеку, сидящему напротив вас в метро. Не продолжайте разговор, если почувствуете, что незнакомец не расположен к общению. Уважая его настроение, вы также проявляете эмпатию.

Упражнение 9: «Собирать улики»

Старайтесь меньше погружаться в себя и в «чёрное зеркало» смартфона. Обращайте внимание на окружающий мир с любопытством, подобном тому, какое проявляет маленький ребёнок в познании мира или увлечённый детектив в поисках свидетельств преступления.

Упражнение 10: «Следить за собой»

Обратите внимание на собственные эмоциональные и телесные реакции во время беседы: встревожились вы или воодушевились, ваше дыхание ровное или участился пульс. Наблюдайте за своими реакциями с таким же сочувствием, какое проявляете к другим.

Упражнение 11: «Творить добро»

Найдите возможность для волонтерской работы, чтобы ещё лучше понять, как научиться сопереживать людям., Например, станьте старшим другом для подростка из детского дома. Это может быть очень сложным и ответственным решением, поэтому следует хорошо взвесить все «за» и «против». Способов принять участие в благотворительности много, при желании можно найти подходящий.

Развитие эмпатии с помощью технологии модификации поведения 7Spsy

Технология модификации поведения 7Spsy — это запатентованный метод, основанный на поведенческих теориях И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Б. Ф. Скиннера. Метод позволяет проработать установки, которые мешают вам в построении отношений с окружающими. Заменив их на те, что будут способствовать повышению уровня эмпатии. В рамках данного метода предусмотрено дистанционное прохождение курса. На протяжении всей программы психолог будет с вами на связи по телефону, в мессенджере или по e-mail. Работа ведётся индивидуально в условиях строгой конфиденциальности. Научившись чувствовать людей, вы сможете легче достигать своих целей и строить серьёзные отношения.

Источники:

Упражнение на эмпатию
[link]7spsy.com[/link]

Практикум по развитию эмпатии

5 уровней эмпатического взаимодействия

Вспомните любой разговор – с коллегой, ребенком, супругом. Как долго вы можете хранить молчание без потери контакта с собеседником? В состоянии ли выстраивать диалог без оценки, непрошеных советов и нравоучений? Довольно часто мы не осознаем свою позицию «Я эксперт в твоей жизни! Я расскажу тебе, как надо!». И забываем о главном – прислушаться к близкому человеку. Психологический практикум поможет вам развить навыки эмпатии.

5 уровней эмпатического взаимодействия

Один из самых сложных навыков – внимательно слушать: заинтересованно, увлеченно, осознавая одновременно и свои чувства, и чувства собеседника (назовем это эмпатическим взаимодействием). Как же развить этот навык? Мы разделили упражнения на 5 уровней: тело, чувства, личность, знания и состояние. Попробуйте освоить их постепенно, начиная с уровня «тело».

1. Эмпатическое внимательное слушание доступно лишь зрелой личности. Это одновременно и условие, и тест на личностную зрелость.
2. Важным навыком межличностной коммуникации является умение конструктивно выразить свои чувства в форме «я-сообщения».
3. Есть деструктивные контексты и «токсичные» люди, с которыми не стоит развивать эмпатическое взаимодействие. Наши рекомендации пригодятся только для близких отношений, в сохранении и развитии которых вы заинтересованы.
4. Если между участниками коммуникации есть глубинный неразрешенный конфликт (противоречия по принципиальным вопросам, многолетняя вражда), то психологические рекомендации сами по себе не решат эти споры, но станут первым шагом к перемирию.

Уровень 1. Тело

  • Для того чтобы услышать другого человека, важно со-настроиться с собеседником. Первое, что можно сделать, – расположиться так, чтобы ваши взгляды были на одном уровне (лучше не стоять, когда собеседник сидит, и наоборот). Желательно, чтобы положения ваших тел были похожими, подстройтесь под позу собеседника.
  • Обратите внимание на дистанцию между вами. Она должна быть комфортной для обоих. Не нужно нависать над собеседником, но слишком отстраняться тоже не стоит. Как найти этот баланс? Ориентироваться на собственные ощущения и на поведение партнера: если собеседник отодвинул стул дальше – это сигнал о нарушении его личных границ, если всем телом наклонился к вам, чтобы лучше видеть и слышать, – попробуйте немного приблизиться.
  • Сосредоточьтесь на моменте «здесь и сейчас».

Упражнение «Дыхание животом»

Задача – осознать реальность настоящего момента и свое тело в пространстве, найти контакт с телесными ощущениями.

Приглушите свет (но не выключайте совсем). Сядьте удобно, не опираясь на спинку стула, расслабьтесь. Спина прямая, руки на коленях ладонями вверх, стопы расположены параллельно друг другу, колени слегка разведены. Закройте глаза (так легче сосредоточиться на ощущениях).

Проследите за вашим дыханием: обратите внимание на то, где в теле останавливается вдох. Расслабьте мышцы живота. Начните дышать животом – на вдохе надувайте живот, на выдохе сдувайте. Дышите ровно и спокойно, без лишних усилий. Почувствуйте, как на вдохе воздух проникает через нос, спускается в живот и заполняет там все пространство. На выдохе воздух поднимается, живот сдувается.

Подышите так 10 минут в тишине (лучше завести таймер, чтобы не отвлекаться на часы). Если мысли «улетают» куда-то и отвлекают вас – просто возвращайте внимание к дыханию и продолжайте дышать животом. Откройте глаза, оцените ваше состояние.

Упражняйтесь так каждый день в течение нескольких месяцев. Этот навык проживания настоящего момента станет частью вас и будет включаться автоматически, как только перед вами встанет задача услышать другого.

Уровень 2. Чувства

  • Эмпатический диалог – это общение, свободное от избыточных комментариев. Если в разговоре вы поймали себя на мысли, что вам сложно удержаться от совета, рекомендации мысленно ответьте себе на вопрос: «Что сейчас со мной происходит? Зачем я хочу это сделать? Чего ожидаю в ответ?». И продолжайте молча слушать. Ваш внимательный взгляд и кивки головой помогут собеседнику чувствовать ваше присутствие в контакте.
  • Эмпатическое взаимодействие – это когда вы не только в контакте с собеседником, но и в контакте с собой. Слушаете говорящего и понимаете не только его чувства, но и свои. Осознаете их и можете описать.

У людей с развитым эмоциональным интеллектом большой арсенал слов для обозначения своих переживаний. Они различают тонкие нюансы, распознают оттенки (отличают страх от тревоги, злость от ярости, радость от эйфории). Чувства слушающего – как реакция на услышанное – тоже важная часть эмпатического взаимодействия: они являются сигналами, источником информации о том, что происходит с собеседником.

Упражнение «Эмоциональный интеллект»

Задача – отрефлексировать свое состояние.

В течение дня, что бы вы ни делали, остановитесь и спросите себя: «Что я сейчас чувствую?» Найдите слово, максимально точно описывающее вашу эмоцию. Отметьте его для себя и продолжайте прерванное занятие.

Повторяйте это упражнение не менее 5 раз в день (можете первое время ставить «напоминалку» в телефоне, чтобы не забыть, пока навык не войдет в привычку).

Уровень 3. Личность

  • Важно найти баланс между взаимным согласием и отчуждением. Если собеседник всегда с вами согласен, то со временем с ним становится скучно общаться. Если он всегда опровергает ваши взгляды, становится непонятна цель общения.
  • Два человека в состоянии выстроить эмпатическое взаимодействие только в том случае, если у них есть общие интересы, задачи, впечатления. Представьте две окружности, частично перекрывающие друг друга (см. рисунок). Красная область – общее пространство двух личностей. Для налаживания контакта начните разговор с поиска совместных интересов.
  • Удерживайте зрительный контакт во время разговора.

Упражнение «Тет-а-тет»

Выполняйте упражнение в спокойной обстановке, в полной тишине и только с самыми близкими. Сядьте друг напротив друга (лучше на пол) и молча смотрите друг другу в глаза в течение 5–10 минут. Между вами в этот момент возникнет общее пространство, которое можно назвать «Мы». Затем обсудите то, что вы чувствовали, расскажите, о чем думали. Отметьте, как изменилось восприятие другого человека.

Уровень 4. Знание

Мы можем выстроить эмпатическое взаимодействие, если в процессе общения транслируем: «Ты интересен мне сейчас больше, чем я сам себе. Я исследую твой опыт, твои мысли, твои чувства. Это рождает во мне отклик, но я предпочитаю слушать тебя вместо того, чтобы говорить». Так вы займете позицию исследователя, наблюдателя. Это уровень надличностного контакта – когда вы не конкурируете (кто круче) и не соревнуетесь (чье мировоззрение правильнее).

Что может помешать? Иллюзия, что вы все знаете о собеседнике. Позвольте себе усомниться в своем экстрасенсорном таланте и провидческом даре – вы не знаете причин, истинных мотивов и последствий действий другого человека. Вы не являетесь экспертом в его жизни, но можете стать исследователем.

Упражнение

Не давайте советов, не приводите примеров из собственной жизни. Не нужны экспертные оценки, нравоучения и пророчества. Задавайте собеседнику открытые вопросы, которые вас по-настоящему волнуют в момент разговора: «Что ты почувствовал?», «Что было дальше?», «Как этот опыт повлиял на тебя?», «Чему ты научился благодаря этой ситуации?».

Уровень 5. Состояние

Состояние эмпатического диалога можно описать словами: «Я принимаю наши различия. Я одновременно с тобой, с собой и с миром». Научиться чувствовать это состояние помогут практики медитации, дающие опыт присутствия в моменте с одновременным осознаванием себя и мира вокруг.

Упражнение

Найдите удобное положение, расслабьтесь, почувствуйте свое дыхание и тело, окружающее. Осознайте себя как часть бесконечного пространства. Побудьте в этом состоянии единства и целостности столько, сколько сможете себе позволить. Не забывайте время от времени возвращаться к упражнению, чтобы это состояние стало вам легко доступным.

БОНУС

Не секрет, что психологические упражнения нужно выполнять регулярно. А что делать, если важный разговор уже завтра или через несколько часов? Предлагаем «экстренную помощь».

Перед важным разговором с близким человеком представьте образ вашего «Мы». Например, вы вдвоем в одной лодке. Вокруг вас осенний лес. Рассвет. Легкий туман над гладью озера. Воздух чистый и свежий. Вам обоим хорошо здесь (образы могут быть любыми, важно только то, что вы оба в безопасности). Представьте, что вы остаетесь в этой приятной обстановке в течение нескольких минут. Затем оцените, как изменилось ваше состояние, готовы ли вы к диалогу? Образ «Мы» поможет легко формулировать мысли и высказывать суждения – нужные слова найдутся сами.

[link]www.psyh.ru[/link]

Тренинг направленный на развитие эмпатии

Тренинг развития эмпатии

Цели тренинга: развить эмпатию студентов-психологов, показать значимость эмпатии как профессионально важного качества.

1. «Идентификация с ролью клиента», 20 мин.

Цель: развитие способности поставить себя на место другого.

Ведущий предлагает участникам карточки (см. Приложение 1) с описаниями различных ситуаций, в которых оказались некоторые люди. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.

Обсуждение:

Насколько трудно было войти в роль клиента?

Какие чувства возникли в этой роли?

Трудно ли поставить себя на место другого человека, понять его переживания и на этой основе дать ему совет?

2. «Ситуации сочувствия», 15-20 мин.

Цель: развитие сочувственного отношения к проблемам и бедам других людей.

Группа делится на 5 подгрупп. Им раздаются ситуации (см. Приложение 2), в которые попали люди. Задача подгруппы – проанализировать ситуацию и выразить свое сочувствие, дать совет, предложить решение проблемы. Презентации перед всей группой, корректировка.

3. «Гадание на будущее», 15-20 мин.

Цели: «вчувствование» в образ другого, обратная связь.

Будущее – это колея или траектория, если не приложить усилий к своему пути, то там и окажешься. Но при желании и знании многое можно изменить… Выбирается 3-4 желающих погадать на свое будущее. Ведущий задает вопросы относительно человека, на которого группа гадает:

Личная жизнь: любовь, семья, как все это может сложиться, какой будет муж/жена, история и перспектива отношений, конфликты, сколько детей и отношения с ними, отношение к внукам и внуков к…

Работа: карьера, место в жизни, зарплата, успехи и неудачи, отношения с сотрудниками, конфликты…

Ценности, интересы, увлечения… какие будут, как будут изменяться?

Здоровье: чем будет болеть и как часто, из-за каких злоупотреблений? и желании и знании многое можно изменить..ий к своему пути, то там и окажешься. ве дать ему совет?4444444444444444444444444444

Обсуждение:

Насколько легко было «предсказать» человеку судьбу?

По каким признакам сейчас вы предсказывали будущее?

Ощущения тех, кто услышал свое будущее.

Приложения к тренингу развития эмпатии

Приложение 1.

«Идентификация с ролью клиента»

1. Молодой человек, не проявивший никаких способностей в жизни. Ничего толком не умеет, ничего у него не получается, никаких особых способностей не проявилось. Другие люди ему тоже об этом говорят. Он им верит. Испытывает разочарование в жизни, утратил интерес к ней.

2. Женщина поссорилась со своим мужем. Они поругались, и муж сказал ей, что он уходит и забирает ребенка с собой. Она подумала, что он ей угрожает, но муж действительно тайно забрал ребенка с собой. Больше она их не видела. Сейчас у нее новая семья, но она все время думает о первом муже и хочет его вернуть.

3. Девочка-подросток страдает из-за семейных конфликтов. Причиной этих ссор является она сама, вернее, ее воспитание. Родители упрекают друг друга и скандалят. Каждый считает виновным в том, что дочь отбивается от рук, другого. Девочка тяжело переживает эти раздоры, очень эмоционально реагирует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в нее не верят.

4. Отец постоянно ругает своего сына, «пилит» по поводу и без. Он же просто теряется, так как не знает, как тому угодить. Чувствует себя униженным, суетится всякий раз, когда отец кричит на него. Ему очень горько, что его никто не защищает и не любит.

5. Женщина испытывает большие нагрузки на работе, кроме того, ей постоянно и беспричинно делают замечания, попрекают. Ей кажется, что все ополчились против нее. На нее бросают косые взгляды, перешептываются за спиной, но в глаза никто ничего не высказывает. Она очень дорожит своей работой, но условия в коллективе становятся невыносимыми…

6. Девочки-сестры враждуют между собой. Старшая насмехается над младшей, издевается над ее внешностью, манерой одеваться, причесываться, говорить. Она выставляет в смешном виде все, чем занимается младшая. Когда дома никого нет – обзывает младшую и даже бьет. На попытки младшей сестры искать защиту и поддержку у родителей те отвечают ей, что она всё выдумывает.

7. Старшеклассница жалуется на отсутствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компаний ее просто прогоняют. Она думает, что это связано с ее некрасивой внешностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.

8. Пожилая женщина недовольна своим сыном и его женой, которая постоянно им командует. Пока матери удается помогать сыну, спасти его от ситуации «подкаблучника», но ее мучают опасения, что после ее смерти всё изменится к худшему, и сын попросту пропадет. Ведь даже для своих детей он не авторитет – как их мать скажет, так и будет.

9. Молодая женщина находится в растерянности: муж накануне вечером сообщил ей, что у него есть другая, и он решил уйти к ней. Уговоры не возымели никакого действия. Он заявил, что все равно с ней жить не будет. Сегодня утром он собрал вещи и ушел, сказав, что навсегда.

10. Мать не знает, что делать со своей выросшей дочерью, которая ни ее, ни отца не слушает, хамит. Может по несколько дней не появляться дома, при этом ничего родителям не сообщает. Хотя они знают, что у нее уже постоянно меняются партнеры, ее интимное поведение попросту называется развратом. Дочь становится все более развязной, грубой, ничего не делает по дому, только ест, спит, постоянно меняет наряды и требует денег.

11. Старая женщина узнала, что в детском доме живет ее племянница, о судьбе которой она прежде ничего не знала. После встречи с девочкой в дет.доме женщина испытывает ужасные мучения, т.к. девочка очень обрадовалась встрече с ней и просит забрать ее оттуда, однако женщина обеспокоена тем, что она слишком стара и тяжело больна, и, кроме того, опасается, что на ее пенсию и социальное пособие ребенка ей не поднять.

Приложение 2.

«Ситуации сочувствия»

Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кати, пока всё образуется. Маша плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете выразить сочувствие Маше?

Паше 8 лет. На День рождения папа подарил ему щенка. Паша гулял с ним каждый день, кормил, поил и гулял с ним каждый день. Паша очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды Паша пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Мальчик был очень расстроен, он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных животных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Паша расклеил объявления по всему городу, но никто не откликнулся. Когда Паша рассказывал Вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать ему?

Тимур и Роза – брат и сестра. Их родители приехали из Казахстана несколько лет назад. Дети живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды они вернулись из школы и застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работают. Родители сказали им, что их бабушка в Казахстане тяжело заболела, и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней. Роза и Тимур очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и не известно, когда вернется. Можете ли вы им посочувствовать?

Пете подарили на День рождения велосипед. Папа предупредил его, чтобы он не забывал каждый вечер ставить его в гараж. Однажды вечером Петя заигрался с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На исследующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было! Петя рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Пети?

Карине 13 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Карина хочет стать капитаном школьной команды болельщиков, но у нее нет времени, чтобы ходить на репетиции. После школы она должна сидеть с братишками. Карина спросила у учителя, который занимается подготовкой капитанов, что ей делать. Учитель дал ей домой видео с обучающим курсом, чтобы она могла практиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива! Карина забежала к вам на перемене и сказала, что набирает команду. Можете ли вы разделить ее радость?

[link]infourok.ru[/link]

Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии

Данная группа упражнений может быть использована для тренинга сензитивности, способности чувствовать себя, других и ситуацию. Эти упражнения развивают понимание невербального поведения других людей, тренируют способность выражения своих чувств с помощью невербальных средств общения и понимания того, какие чувства хотел выразить другой человек. Отдельные упражнения можно включать в тренинг коммуникативных навыков менеджеров, так как сензитивность способствует установлению психологического контакта с партнером.

Упражнение 1.

Вербализация признаков экспрессии эмоциональных состояний

Нужно описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, удивления, отвращения, гнева, страха, страдания, на которые каждый член группы ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.

Каждый член группы пишет самостоятельно на листочке. Затем все по очереди зачитывают написанное индивидуально вслух

для совместного обсуждения. Участники могут отметить общие признаки, скорректировать неадекватные признаки.

Упражнение 2.

Экспрессия эмоционального переживания

Все свободно перемещаются по комнате с закрытыми глазами. Тренеру нужно позаботиться о том, чтобы никто не ударился о предметы, о мебель, чтобы было достаточно большое пространство. Потом по команде тренера все останавливаются и открывают глаза. Тренер дает инструкцию встать лицом к тому члену группы, который оказался ближе всех. Так все распределяются по парам. Затем идет инструкция: «Представьте, что перед вами незнакомый человек, просто постойте и молча посмотрите друг другу в глаза». После этого все снова закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, и все открывают глаза и с тем, кто стоит рядом, образуют пары.

Тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что вы встретили своего лучшего друга». Снова все закрывают глаза и ходят по комнате. Снова тренер останавливает всех, и по команде все открывают глаза, разбиваются на пары.

Следующая инструкция: «Представьте, что перед вами ваш злейший враг». Снова все закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, члены группы открывают глаза, разбиваются на пары.

Заключительная инструкция: «Представьте, что перед вами человек, у которого большое горе, нужно его успокоить». Участники выполняют предложенное задание.

Потом все садятся в круг и обмениваются впечатлениями.

Невербальное выражение эмоций и «чтение» по невербальным признакам

Участники группы разбиваются на пары, становятся в круг. По команде тренера всем нужно начать испытывать то или иное эмоциональное состояние, эмоцию или чувство. Тренер может неожиданно командой «стоп» остановить всех в тех позах, в каких они находятся. Можно выделить одну пару, тогда остальные наблюда-

ют их. Пары можно менять, чтобы охватить большее количество участников и эмоций.

Тренер может предложить передать невербально переживания следующих ситуаций, эмоций и чувств:

1) друг не позвонил и не пришел на день рождения;

2) неожиданный сюрприз, подарок;

3) гордость за себя;

9) радость; 10) обида.

После выполнения упражнения проводится обсуждение. Можно сделать обобщения о том, каким образом выражаются те или иные чувства.

Упражнение 4. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера

Водящий выходит в коридор, все принимают позы и выражение лица в соответствии с выбранным каждым членом группы эмоциональным состоянием. Тренер приглашает водящего. Тот должен отгадать, определить, кто в каком эмоциональном состоянии находится или что выражает. Тот член группы, кого не отгадали, выходит водить.

Упражнение 5. Выбор по рукопожатию

Один человек становится в центр, закрывает глаза. К нему подходят все по очереди и пожимают руку. Водящий, если хочет, чтобы данный человек стал его начальником, посылает его направо, если не хочет — налево. Возможна модификация: если хочет сотрудничать с ним как с партнером — направо, если не хочет —

Рекомендации. Упражнение выполняется молча. Потом выполняющий упражнение член группы открывает глаза и смотрит, кого

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

куда он направил. По желанию участников упражнение можно выполнить несколько раз. Обычно не обсуждается.

В качестве резюме делается заключение о том, что тактильный контакт дает неосознаваемую информацию, а причины, по которым сделан выбор, объяснить трудно.

Упражнение 6. «Передача чувства» по кругу

Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только только используя прикосновения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения.

После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.

Упражнение 7. Прикосновение

Тема. Контакт, пантомима, сплочение группы.

Цель. Передать и почувствовать чувство через прикосновение. Миф: телепатия.

Этапы проведения и инструкции. Выбирается один участник, который садится на стул, — «сенсор». Любой другой участник посредством прикосновения передает ему какое-то чувство. «Сенсор» пытается это чувство угадать. В случае угадывания его место занимает другой.

Варианты. Возможен социометрический вариант этой игры: «сенсор» садится спиной к группе, а прикасающиеся к нему выражают свое отношение. Задача «сенсора» — отгадать, кто к нему прикоснулся.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

Комментарии. Ведущий должен проследить за тем, чтобы в упражнении приняли участие все члены группы. Игра раскрепощает и может служить переходом к пантомимическим упражнениям.

Упражнение 8. «Разведчик»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

Выбирается один из участников — «разведчик». По команде ведущего «замерли!» вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается); его задача — обнаружить все перемены.

Упражнение 9. «Таможня»

Цель. Тренинг эмоциональной чувствительности (как необходимой личностной основы общения, контакта). Кто в группе лучший «таможенник», кто лучший «контрабандист» (эксперты по чувствительности эмоциональных состояний)?

Задание. Каждый должен (можно не все) несколько раз зайти в комнату. Один раз нужно попытаться провести контрабанду: спрятать что-то в одежде. Группа (каждый индивидуально) должна отгадать, в который из его заходов он провозил контрабанду. Группа может задавать вопросы. Каждый должен подсчитать, сколько раз отгадали. Кто больше всех отгадал, тот лучше всех определяет состояние человека. Тот член группы, кого реже всего отгадывали, — обычно его труднее всех бывает «разморозить» в упражнении «Реаниматор» — лучше всего скрывает свои эмоции, обманывает (см. Цзен, Пахомов, 1985).

Упражнение 10. Концовка

В конце дня или всего тренинга все встают и кладут руки на плечи друг другу. Стоят в кругу. Тренер предлагает передать энергию, тепло по очереди каждому члену группы. Все делается молча, не спеша.

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

Можно использовать как способ усиления сплоченности группы, возникновения чувства «мы», особенно после упражнений, вызывающих много отрицательных эмоций, разногласия, конфликты.

Рекомендации. Предложенные упражнения имеют одну основную цель: раскрепостить членов группы, снять жесткое давление со стороны Супер-Эго руководителей, пробудить интерес к своей психической эмоциональной жизни. В связи с этим тренеру желательно избегать оценочных, критических замечаний, также ему нужно защищать членов группы от возможных нападок со стороны других членов группы. Необходимо создать атмосферу принятия, поддержки, одобрения членов группы. Установка ведущего может быть сравнена с поведением «достаточно хорошей мамы». Ведущий не просто помогает отработать определенные техники, а своим поведением демонстрирует то, как нужно устанавливать контакты. Поэтому важно, чтобы поведение самого тренера не расходилось с тем, чему он хочет научить руководителей. Обучение происходит и на бессознательном уровне, что может быть даже важнее, чем сознательное обучение.

Ролевые игры

Процедура проведения ролевых игр обычно следующая.

□ Дается инструкция по проведению ролевых игр.

□ Дается задание: зачитывается или объясняется ситуация.

□ Назначаются тренером или вызываются сами участники ролевой игры.

□ Распределяются роли, действующим лицам даются инструкции.

□ Дается время на продумывание и подготовку.

□ Тренер создает «сцену», остальные стулья отодвигаются подальше в виде полукруга, на них размещаются «зрители».

□ Дается инструкция «зрителям».

□ Сама ролевая игра, во время которой ведется видеозапись.

□ Обмен впечатлениями сначала со стороны участников ролевой игры, потом зрителей.

□ Анализ и обсуждение ролевой игры.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

До проведения ролевых игр тренер должен объяснить, что такое роль и что означает играть роль. Можно дать инструкцию в письменной или устной форме.

Информационный лист «Метод ролевых игр» приведен в разделе 3, главе 2. Там же изложены инструкции для тренеров и форма обсуждения ролевых игр. Информационные листы «Рекомендации для получения обратной связи» и «Рекомендация для тех, кто высказывается с обратной связью» приведены там же.

Информационный лист «Социальные роли»

Роль — это совокупность нормированных способов поведения, которые ожидаются от человека определенного статуса. Из всего поведения человека роль охватывает ту часть, которая повторяется, которая безлична, стандартизирована. Роль — это набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых тому, кто занимает данную позицию в социальном образовании. Восприятие роли — это точка зрения индивидуума в отношении своей роли в данной ситуации.

Ролевые ожидания — это то, как другие думают, как должен вести себя человек в данной ситуации. Роль задается человеку в форме ожиданий от окружающих людей. Часть ожиданий нам хорошо известна, поскольку они изложены письменно (законы, инструкции, постановления и т. п.). Остальные ролевые ожидания воспринимаются интуитивно и недостаточно осознанно — это различные неписаные правила и законы. Выполнение своей роли регулируется одинаково как писаными, так и неписаными правилами.

Ролевое поведение составляет значительную часть поведения человека в целом. Роль как поведенческий паттерн формируется под влиянием социума: общества, семьи, поэтому она детерминирована исторически, культурально. Обычно задается приемлемый разброс вариаций в ролевом поведении, но существуют определенные границы, или рамки, роли. Эти границы и обусловливают нормы ролевого поведения, за пределы которого заходить никому нельзя. Любое нарушение, выход за рамки ролевого паттерна может вызвать отрицательную реакцию социума с последующим наказанием.

Итак, ролевое поведение интернализуется человеком в процессе его развития в конкретном окружении: семьи, страны в кон-

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

кретное время: век, год. На этот процесс накладывается индивидуальное восприятие, понимание роли, индивидуальная структура ценностей, потребностей, мотивов, которые определяют собственное отношение к роли. В результате ролевое поведение приобретает индивидуальный стиль, рисунок. «Реальное поведение человека является результатом преломления требований общества в индивидуальной специфичности каждого отдельного человека, в его психической организации и его биографии. Это так называемая интернализованная роль, то есть «внутреннее» определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям» (Журавлев, 1976).

Ролевой конфликт — ситуация, когда индивидуум сталкивается с разнонаправленными ролевыми ожиданиями. Поскольку в нашей стране люди живут в достаточно разнообразных условиях, ролевые ожидания могут существенно отличаться у людей в зависимости от возраста, пола, национальности, окружающей социальной среды и т. д.

В организации обычно выделяют три типа ролей: институциональные, групповые и индивидуальные. Понятие роли в ролевой теории понимается как символы, как «оболочки», в которые «входят» конкретные люди. В связи с этим в стандартной ситуации поведение человека сводится к символическому, а не к реальному поведению. Но в нестандартных, тем более в критических ситуациях поведение человека является настоящим, взаимодействие между людьми — реальным, а не символическим. С этим и связаны сложности в управлении поведением персонала в организации. Поэтому понятие ролевого поведения достаточно условно, но вместе с тем дает определенное понимание того, почему человек ведет себя так, а не иначе. В любом действии и поступке есть доля ролевого поведения.

Кроме роли в выборе конкретного способа поведения участвуют еще обстановка (ситуация) и индивидуальность человека, его интересы и цели. Мы не можем психологическими средствами повлиять на обстановку (это область экономической политики), на индивидуальность (это область воспитания) и на интересы и цели (зависят от экономических рычагов, от иерархии ценностей и потребностей, воспитания). Психологии подвластна только роль.

Видеотренинг—одна из немногих возможностей (наряду с многолетней практикой) усвоения неосознанных компонентов роли.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

Как правило, у человека множество ролей, которые он меняет согласно обстановке. Каждый тип ситуации выдвигает на первый план одну из ролей (муж, отец, спортсмен, менеджер, покупатель, пассажир, водитель и т. д.), оттесняя остальные на задний план. Это и есть актуализированная роль. Выбор роли, то есть способа поведения и правил игры, обычно определяется в момент встречи партнеров. Иногда в акте выбора содержится и момент борьбы между партнерами.

Роли партнеров взаимосвязаны: изменение роли одного из партнеров заставляет менять роль другого.

Искусство общения требует:

□ усвоения своих основных социальных ролей;

О умения плавно войти в роль и выйти из нее при изменении обстановки;

□ умения вообразить себя в роли партнера;

□ умения четко разграничивать, как в собственном поведении, так и в поведении других, ролевое поведение от сугубо индивидуального.

[link]lektsii.org[/link]

CATEGORIES