Цель результат средства

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) А.А. Карманова

Цель: на диагностику особенностей структуры деятельности Цель – Средство – Результат

Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель – Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):

  • в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
  • далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
  • итогом любой деятельности является актуализация результата — того итога, которого достиг человек.

Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

Опросник ЦСР

Инструкция. В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным.

  1. Я активный человек
  2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение
  3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен
  4. Я всегда ем то, что мне подают
  5. Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели
  6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом
  7. Я всегда делаю так, как мне говорят
  8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни
  9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
  10. Я могу объяснить поступки каждого человека
  11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока, наконец, меня не услышат
  12. Часто со мной случаются странные вещи
  13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет
  14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые
  15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить
  16. Когда остаюсь один, я много размышляю
  17. Я скучаю редко
  18. Мне можно доверить любую тайну
  19. В любой ситуации можно найти выход
  20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
  21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
  22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею
  23. Хорошая музыка меня воодушевляет
  24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам
  25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб
  26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня
  27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
  28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
  29. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»
  30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо
  31. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»
  32. Стабильность лучше непредсказуемости

Ключ для обработки результатов

Сначала подсчитываются следующие показатели:

  • Цсовп – количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),
  • Цнесовп – количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»),
  • Ссовп – количество совпадений по шкале «Средство»,
  • Снесовп – количество несовпадений по шкале «Средство»,
  • Рсовп – количество совпадений по шкале «Результат»,
  • Рнесовп – количество несовпадений по шкале «Результат»,
  • Лсовп – количество совпадений по шкале «Ложь»,
  • Лнесовп – количество несовпадений по шкале «Ложь».

Путем вычитания получаются окончательные баллы:

  • Ц = Цсовп – Цнесовп (шкала «Цель»)
  • С = Ссовп – Снесовп (шкала «Средство»)
  • Р = Рсовп – Рнесовп (шкала «Результат»)
  • Л = Лсовп – Лнесовп (шкала «Ложь»)

Недостоверными признаются результаты в случае 5 и более пропущенных утверждений, а также, если Л больше 0.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со следующей таблицей:

от –9 до –5 баллов. Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни».

от –4 до +4 баллов. Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться».

от +5 до +9 баллов. Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, немнительностью.

от –9 до –2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, преобладание парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы, конформность, сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологических комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100 % внутренний потенциал.

от –1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках испытуемого преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение.

от +3 до +6 баллов. Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Сбалансированность симпатики и парасимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом.

от +7 до +9 баллов. Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющаяся как в открытых формах, так и скрытая.

от –9 до –5 баллов. Испытуемый склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Человек как бы находится в состоянии хронического перехода, транса. Личностный рост испытуемого непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру.

от –4 до +4 баллов. Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен.

от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. Ригидность, излишняя критичность. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Ярким проявлением ригидности являются персеверации: многократные и навязчивые повторения. Испытуемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

[link]www.psyoffice.ru[/link]

Методика «Цель — Средство — Результат» (ЦСР)

Данный опросник рассчитан на исследование особенно­стей структуры деятельности. В основу его положено понятие Цель — Средство — Результат, отражающее основные черты любой деятельности.

Как разные люди, так и один человек в разные периоды жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятель­ности. Данная методика предназначена для определения лич­ностных свойств индивида, связанных с деятельностью за пе­риод 1—2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качеством в более ран­ний период (например, за полгода до проведения теста). Оп­росник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

Инструкция: В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк, где номера в клетках соответ­ствуют номерам утверждений. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное ут­верждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с его номером. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бы­вает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, вы­бирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

1. Я активный человек.

2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение.

3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен.

4. Я всегда ем то, что мне подают.

5. Чтобы добиться чего-то в жизни, надо уметь ставить пе­ред собой цели.

6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом.

7. Я всегда делаю так, как мне говорят.

8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни.

9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать.

10. Я могу объяснить поступки каждого человека.

11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат.

12. Часто со мной случаются странные вещи.

13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хоро­ший он человек или нет.

14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень слож­ные, но и не очень простые.

15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяс­нить.

16. Когда остаюсь один, я много размышляю.

17. Я скучаю редко.

18. Мне можно доверить любую тайну.

19. В любой ситуации можно найти выход.

20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение.

21. Когда я прохожу мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его.

22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею.

23. Хорошая музыка меня воодушевляет.

24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам.

25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб.

26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня.

27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые со­веты.

28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хоро­шего настроения.

29. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против».

30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо.

31. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника».

32. Стабильность лучше непредсказуемости.

Сначала подсчитываются следующие показатели:

Цсовп — количество совпадений по шкале «Цель» (напри­мер, положительный ответ на 5-е утверждение считается сов­падением по шкале «Цель»),

Цнесовп — количество несовпадений по шкале «Цель» (на­пример, положительный ответ на 8-е утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»).

ССовп — количество совпадений по шкале «Средство». Снесовп — количество несовпадений по шкале «Средство». Рсовп — количество совпадений по шкале «Результат». Рнесовп — количество несовпадений по шкале «Резуль­тат».

количество совпадений по шкале «Ложь».

Лнесовп — количество несовпадений по шкале «Ложь». Путем вычитания получаются окончательные баллы:

Ц Цсовп Цнесовп (шкала «Цель») с = Ссовп — Снесовп (шкала «Средство») р = Рсовп — Рнесовп (шкала «Результат») л = Лсовп — Лнесовп (шкала «Ложь»)

Недостоверными признаются результаты в случае 5 и бо­лее пропущенных утверждений, а также если Л больше 0.

Таблица интерпретации результатов

от +5 до +9 баллов

от — 9 до — 5 баллов

Цель от — 4 до +4 баллов

Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить пе­ред собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизи- рованы. Вместо того чтобы ставить реальные цели дея­тельности, достигать весо­мых результатов, респондент ограничивается постановкой либо «микро­целей», ограниченных теку­щей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так назы­ваемого «смысла жизни».

Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, ино­гда склонен к пустому времяпрепровожде­нию. В случае затруд­нения с выбором цели легко пользуется под­сказкой извне,готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятель­ности, всегда требует­ся определенная сила воли, чтобы «собрать­ся».

Оптимальный резуль­тат. Респондент ставит перед собой реальные цели, настроен на дос­тижение. Мотивы целе- образования и деятельности в целом систематичны, иерар- хизированы. Практиче­ски все, что делает респондент, он может объяснить с точки зре­ния целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образова­ния целей, отсутствием мнительности.

от — 9 до — 2 баллов от — 1 до +2 баллов от +3 до +6 баллов от +7 до +9 баллов

Респондент испыты­вает хронический недостаток средств достижения постав­ленных целей. Ти­пичные проявления ограниченности в выборе средств: низ­кий энергетический потенциал, преобла­дание парасимпати­ческой

составляющей веге­тативной нервной системы, конформ­ность, сильная зави­симость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мне­ния), внушаемость, обилие психологи­ческих комплексов, которые в том числе мешают использо­вать на 100 % внут­ренний потенциал.

Респондент пе­риодически встре­чается с

трудностями в вы­боре средств(речь идет о психологи­ческих барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подоб­ного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовы­ражения». В уста­новках

респондента пре­обладают «энерго­сберегающие мотивы». Недоста­точно спонтанное поведение.

Оптимальный ре­зультат. Респон­дент достаточно свободен в выбо­ре средств, его поведение на­столько спонтан­но, насколько этого требует си­туация. Доста­точно хороший энергетический потенциал. Сба­лансированность симпатики и па- расимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом.

Поведение ИЗ- ! лишне спонтан-, но. Не ищет помощи от ок- j ружающих, і предпочитает j ими верхово- ; дить. В своих действиях рес­пондент не только не обра- і щает внимания ‘ на имеющиеся стандарты пове­дения, но часто действует во­преки им. По­вышенная агрессивность, і проявляющаяся j как в открытых і формах, так и j скрытая.

[link]zakon.today[/link]

2.2.23. Методика «Цель — Средство — Результат» (ЦСР)

Данный опросник рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положено понятие Цель — Средство — Результат, отражающее основные черты

любой деятельности. Согласно парадигме, любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонентов, обычно чередующихся последовательно. В начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает цель деятельности — начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние, в которое он хочет привести ситуацию и себя. Далее в ход вступают средство — тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели. Завершением любой деятельности является актуализация результата — того итога, которого достиг человек.

Как разные люди, так и один человек в разные периоды жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью за пе-риод 1—2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качеством в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

Инструкция: В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк, где номера в клетках соответствуют номерам утверждений. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с его номером. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если вы пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным.

Я активный человек.

Иногда я прихожу в сильное возбуждение.

Бывает так, что я чем-нибудь раздражен.

Я всегда ем то, что мне подают.

Чтобы добиться чего-то в жизни, надо уметь ставить перед собой цели.

Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом.

Я всегда делаю так, как мне говорят.

Иногда я задумываюсь о смысле жизни.

Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать.

Я могу объяснить поступки каждого человека.

Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат.

Часто со мной случаются странные вещи.

Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет.

Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые.

Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить.

Когда остаюсь один, я много размышляю.

Мне можно доверить любую тайну.

В любой ситуации можно найти выход.

Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение.

Когда я прохожу мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его.

Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею.

Хорошая музыка меня воодушевляет.

Цели перед собой предпочитаю ставить сам.

Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб.

Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня.

Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые со-веты.

Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хоро-шего настроения.

Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против».

Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо.

У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника».

Стабильность лучше непредсказуемости.

Бланк опросника 1.

8- | 9. 10. 11. 12. 13- 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. і Ключ для обработки результатов ! 1.С+ ! 2. с+ з.л-

9. C+ 1 10. Р+ 11. Р+

17. Ц+ | 18. Л+ j 19. С+

! 1 25. C+ | 26. Ц — ! 27. С — 4. Л+ : 5. Ц+ j 6. L1+ 12. Р- | 13. Р- 14. Ц+ 20. Р- | 21. С- 22. С- 28. Р — I 29. Ц+ ! 30. Л —

7. Л+ | 8. Ц — 15. Р — | 16. Ц —

31. C+ ! 32. Р+ Сначала подсчитываются следующие показатели: Дсовп — количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5-е утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),

Цнесовп — количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8-е утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»).

Оювп — количество совпадений по шкале «Средство». Снесовп — количество несовпадений по шкале «Средство».

Лсовп — количество совпадений по шкале «Ложь». Лнесовп — количество несовпадений по шкале «Ложь». Путем вычитания получаются окончательные баллы: ц = Цсовп — Цнесовп (шкала «Цель») С = Ссовп — Снесовп (шкала «Средство») р = Рсовп — Рнесовп (шкала «Результат») л = Лсовп — Лнесовп (шкала «Ложь»)

Недостоверными признаются результаты в случае 5 и более пропущенных утверждений, а также если Л больше 0. Таблица интерпретации результатов от — 9 до — 5 баллов

от +5 до +9 баллов

Цель от — 4 до +4 баллов Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизи- рованы. Вместо того чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, респондент ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни».

Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне,готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности, всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться».

Оптимальный результат. Респондент ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение. Мотивы целе- образования и деятельности в целом систематичны, иерар- хизированы. Практически все, что делает респондент, он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, отсутствием мнительности. Средство от — 9 до — 2 баллов

от — 1 до +2 баллов

от +3 до +6 баллов

от +7 до +9 баллов Респондент испытывает хронический недостаток средств достижения постав-ленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, преобладание парасимпатической

составляющей вегетативной нервной системы, конформность, сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологи-ческих комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100 % внутренний потенциал.

Респондент периодически встречается с

трудностями в выборе средств(речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках

респондента преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение.

Оптимальный результат. Респондент достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтан-но, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Сбалансированность симпатики и па- расимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом.

Поведение ИЗ- ! лишне спонтан-, но. Не ищет помощи от ок- j ружающих, і предпочитает j ими верхово- ; дить. В своих действиях респондент не только не обра- і щает внимания ‘ на имеющиеся стандарты пове-дения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, і проявляющаяся j как в открытых і формах, так и j скрытая.

от — 9 до — 5 баллов

от +5 до +9 баллов

Результат от — 4 до +4 баллов Респондент склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Респондент как бы находится в состоянии хронического перехода, транса. Личностный рост респондента непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру.

Оптимальный результат. Как правило, респондент ! довольно трезво оценивает результаты своей деятельности, j Он не переоценива- ! ет, но и не недооце- j нивает итоги, j В оценках других j людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен.

Респондент склонен недооценивать результаты своей деятельности. Ригидность, излишняя критичность. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Ярким проявлением ригидности являются персеверации: многократные и навязчивые повторения. Респондент неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже са- ! мые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

[link]sci.house[/link]

Субъект и объект. Цель, средство, результат

Цель, средство, результат

В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории-понятия, которые удобно именовать субкатегориями. Категория цели, например, является родительской категорией, группирующей вокруг себя такие понятия, как мечта, идеал, план, программа, стратегия, задача, проект, замысел.

Как видно из схемы, вертикальная ось «цель-результат» делит «пространство” между субъектом и объектом на две половины. Соответственно понятия, подчиненные цели, средству и результату, делятся на две группы, “размещаются» влево от вертикальной оси (ближе к субъекту) и вправо от оси (ближе к объекту). Первую группу понятий будем называть субъектными целями, средствами, результатами; вторую группу понятий — объектными целями, средствами, результатами. Так, план, программа, задача, стратегия относятся в основном к действиям субъекта, а проект, замысел ориентированы на объект, точнее, характеризуют воображаемый, мыслимый предмет. Мечта ориентирована на желательные изменения в жизни субъекта, а идеал указывает на объект, предмет как цель стремлений или образец для подражания (этот объект, предмет может быть воображаемым и тем не менее субъект отделяет его от себя).

Способ, метод, прием, алгоритм, правило являются субъектными средствами, так как они относятся к действиям субъекта, характеризуют их содержание, порядок, последовательность. А орудие, инструмент, прибор и т. п. являются объектными средствами, т. е. являются теми или иными предметами, используемыми в качестве средств.

Решение и эффект являются субъектными результатами (результатами действий субъекта), а полуфабрикат, продукт, изделие — объектными результатами (в виде тех или иных предметов).

Субкатегории цели, средства и результата можно классифицировать не только по линии «субъект-объект», но и по линии «верх-низ» (цель-результат»). Наиболее удалены от результата такие субкатегории цели, как “мечта», «идеал». Они соответственно помещены над ней (дальше от результата).

В самом деле, мечта это лишь слабый проблеск цели, «прожект», нечто весьма эфемерное, далекое еще (или просто далекое) от осуществления. Если сама цель настоятельно «требует» поиска средств или даже предполагает их наличие, то мечта не «думает» или еще не «думает» о средствах, не «ищет» их, она в некотором смысле «беззаботна» и может быть совершенно оторвана от действительности (вспомним маниловские мечтания, вошедшие в поговорку и заклейменные как «маниловщина»). С точки зрения возможности своего осуществления мечта носит еще в значительной мере случайный (маловероятный) характер. Цель в собственном смысле — это уже такая возможность, которая наряду с элементом случайности содержит в себе и элемент необходимости (выше говорилось о цели как «законе» деятельности). Цель, конечно, может и не осуществиться, но человек рассматривает ее как необходимость и предпринимает для ее осуществления серьезные, порой весьма рискованные шаги.

Итак, я указал на большую удаленность мечты от действительности по сравнению с целью, что, однако, не обесценивает ее. Если говорить по большому счету, то следует сказать, что мечта совершенно необходима для целеполагания и целеустремленности. Всякая большая цель начинается с мечты и «подогревается” ею, пока не достигнута

Примерно то же можно сказать об идеале. Он выражает стремление человека к совершенству и совершенному. Поскольку совершенствование беспредельно, постольку и идеал кажется недостижимым. Тем не менее, человек, не останавливающийся на достигнутом, всегда стремится к идеалу.

Теперь, если взглянем на место ниже цели слева, то увидим такие понятия, как план, программа, задача, стратегия. Они и по смыслу своему «стоят» где-то между целью и средством (со стороны субъекта). План — это конкретизация цели с точным указанием промежуточных этапов (заданий, целей), сроков их прохождения и достижения цели. План может по своему содержанию приближаться к программе. Последняя — это уже в определенном смысле цель-средство. Она включает в себя помимо того, что есть в плане, и указание на некоторые общие средства достижения цели, общие алгоритмы деятельности. В то же время «программа» не предусматривает весь объем средств для достижения цели, не детализирует их. (Сравним, например, программу и устав партии. Программа — это в основном целевая установка партии на длительный период, содержащая «дерево» целей; а Устав — это конкретные организационные принципы деятельности партии и кодекс поведения членов партии).

В самом низу структурной схемы располагаются субкатегории, характеризующие результативную сторону человеческой деятельности. Возьмем решение. С одной стороны, решение — это уже какой-то результат (при решении математических задач решение полностью совпадает с результатом). А с другой, в контексте реальной деятельности, предусматривает кроме мыслительных операций и какие-то физические действия по достижению результата, между решением и результатом всегда существует определенная дистанция. Мы знаем из практики, что не всякое решение выполняется или выполняется, но не полностью, переход от решения к реальному результату — извечная проблема хозяйствования. Таким образом решение еще не вполне является результатом (этакий «недорезультат») и его место на структурной схеме непосредственно над категорией «результат» слева, между средством и результатом. Решению соответствует объектный «недорезультат» — полуфабрикат.

Субкатегория «последствия» располагается на схеме ниже субкатегорий «аффект» и «продукт». И по своему реальному содержанию она является как бы результатом результата, вторичным, третичным, четвертичным и т. д. результатом. Говорят еще об отдаленных последствиях. Люди, стремясь к получению непосредственных результатов — эффекта и продукта, не всегда думают о последствиях своей деятельности. Они порой живут, действуют по принципу: «после меня хоть потоп». На самом деле, в перспективе жизни учитывать последствия не менее важно, чем ставить цели и добиваться конкретных результатов. Например, сейчас перед обществом остро стоит проблема охраны окружающей среды. Она возникла как раз в результате деятельности людей, ориентировавшихся раньше на непосредственные итоги (такие-то продукты, такие-то полезные эффекты).

Таким образом, система субкатегорий цели, средства и результата, изображенная на структурной схеме, наглядно показывает, каким должно быть мышление человека, когда он рефлексирует по поводу деятельности, когда он ставит цели и стремится к их достижению.

В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность «делает» субъект субъектом, а объект объектом, они все же не входят целиком в состав деятельности как ее моменты. Взаимоотношения субъекта и объекта, их взаимодействие шире собственно деятельности. Объект действует на субъект не только в рамках деятельности последнего, но и просто как стихийная сила, т. е. абсолютно независимо от субъекта и его деятельности. С другой стороны, субъект может воздействовать на объект не в рамках деятельности, а как одно материальное тело воздействует на другое или другие, лишь в силу своего присутствия.

В этой связи более правильно располагать субъект и объект около, по обе стороны категории деятельности и присоединять к ней незамкнутыми линиями (скобками). Указанные категории, с одной стороны, не включены непосредственно в объем категории деятельности, а, с другой, явственно относятся к ней, определены ею.

Высказанные замечания по поводу частичной включенности субъекта и объекта в деятельность носят принципиальный характер, это особенно касается категории «объект». Философы, явно или неявно абсолютизирующие категорию деятельности, рассматривают объект только как включенный в деятельность и, следовательно, зависимый от субъекта. Они, конечно, правы в том, что в деятельности субъект и объект взаимозависимы, связаны, так сказать, одной «веревочкой». Однако, если рассматривать указанные категориальные формы в более широком контексте — всей реальности, мира в целом, то их взаимозависимость не кажется абсолютной. За пределами деятельности она превращается в более или менее одностороннюю зависимость субъекта от объекта (объективного мира). Можно сказать так: субъект в конечном счете зависим от объекта, определяется им, а объект в конечном счете независим от субъекта, существует сам по себе. Субъект, правда, может называть весь мир объектом своей деятельности. Но мир от этого наименования не становится на самом деле объектом. И даже от деятельности субъекта он не становится таковым. Объектом становится лишь какая-то ничтожная часть мира, то что называют окружающим миром.

Применительно к миру в целом объект часто называют объективной реальностью, объективным миром. В этом качестве он справедливо характеризуется как независимый от субъекта (человека и человечества).

Итак, субъект и объект в их категориальном значении соразмерны деятельности. Это, в частности, означает, что они “функционируют” не только как человеческие категории, но и вообще как категории живого. Поскольку любое живое взаимодействует с окружающей средой в форме деятельности, постольку оно выступает по отношению к ней как субъект по отношению к объекту. Конечно, нам трудно представить, что какая-нибудь амеба или растение являются субъектами. Но это так, поскольку они живут, т. е. осуществляют деятельность. Во взаимоотношениях амебы, растения с окружающим миром неизбежно возникает контрпозиция “субъект-объект”, т. е. одно (организм) — нечто активное, действующее, осуществляющее выбор, а другое (окружающая среда) — нечто воспринимаемое, изменяемое, преобразуемое, являющееся объектом воздействия-выбора.

Раз возникнув, субъект-объектные отношения развивались-усложнялись по мере развития-усложнения живого. Субъектность одноклеточного организма минимальна. А вот субъектность высшего животного по многим параметрам приближается к субъектности-субъективности человека. Высшее животное имеет развитую психику и, следовательно, осуществляет сложную целеполагающую-ориентировочную-предметную деятельность, делающую его субъектом без всяких оговорок.

В дальнейшем будем говорить о субъекте-человеке и объекте его деятельности.

Субъект. Субъект-человек имеет ярко выраженную двойственную природу. С одной стороны, он субъект-индивид, а, с другой, совокупный субъект: от минимальной группы людей, каковой, скажем, является семья, до человеческого общества в целом, человечества. В этом дуэте субъектов отдельный человек, естественно, играет первую скрипку, является первичным субъектом.

В языке двойственная природа человека-субъекта проявляется в том, что слово “человек” употребляется как в разделительном, так и в собирательном смысле. В разделительном смысле “человек” — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле “человек” — человечество, человеческий род, человеческое общество (например, в высказывании “человек осваивает космос”). См. подробнее о двойственной природе человека-субъекта выше, стр. 286 (п. 12.2).

Совокупный субъект существует благодаря общению субъектов-индивидов. Общение — особая форма деятельности. Она осуществляется исключительно между субъектами. Ее особенность в том, что субъекты последовательно-попеременно и/или параллельно играют роль объектов друг для друга.

Объект является родовым понятием (родительской категорией), группирующим вокруг себя целый ряд понятий, таких как предмет, среда, условия, обстоятельства, обстановка.

Субъект непосредственно направляет свои усилия не на весь объект, а лишь на его «часть», которую обычно называют предметом. Последний в буквальном смысле есть то, что метит в глаза, что стоит перед субъектом. Предмет является либо объектом познания, либо объектом преобразовательной, предметной деятельности человека. Он то в объекте, на что направлено в первую очередь или в данный момент внимание субъекта как познающего или практического деятеля.

Следует отличать предмет от вещи, тела, отдельного материального образования. Не всегда границы предмета совпадают с границами отдельного материального образования. Если вещь проявляет себя в отношениях с другими вещами через свойства, то предмет по отношению к субъекту — через признаки. (Совершенно недопустимо с точки зрения категориальной логики подставлять в триаду «вещь-свойство-отношение» вместо вещи предмет или вместо свойства признак. Триада «предмет-признак-отношение к субъекту» отличается от триады «вещь-свойство-отношение» в принципе, категориально). Вещи, их свойства и отношения существуют независимо от каких-либо субъектов и их деятельности. А предметы и их признаки определяют себя лишь в рамках отношения «субъект-объект». Например, каменная соль обладает свойством растворяться в воде (ее жидком состоянии). Для воды это свойство каменной соли не является признаком, т. к. оно ей совершенно безразлично. Ведь вода не субъект и она не преследует каких-либо целей, чтобы воспользоваться свойством растворимости каменной соли. Для человека же свойство растворимости при определенных условиях может стать признаком. В этом случае каменная соль уже не просто материальное тело, вещь, а предмет, удовлетворяющий или мешающий удовлетворению потребности человека. Если человеку нужно сделать воду соленой, то он бросает туда щепотку соли, зная наперед, что она обладает признаком растворимости.

Признаком не обязательно должно быть свойство вещи. У певчих птиц признаком является пение, которое отнюдь нельзя назвать свойством (ведь и сами птицы — живые существа, а не вещи). Признаком может быть все, что характеризует предмет с точки зрения его значимости для субъекта.

Вообще говоря, триада «вещь-свойство-отношение» преобразуется в системе категорий «субъект-деятельность-объект» в такие цепи категорий: «субъект-способность-деятельность» и «предмет-признак (функция)-отношение к субъекту (функционирование)».

Итак, предмет — это «часть» объекта, на которую направлено внимание субъекта и с которой он «работает», непосредственно «имеет дело». А что же представляет собой другая «часть» объекта? Это, по-видимому, такая «часть», которая принимает «участие» в деятельности субъекта, влияет на его судьбу, но на которую непосредственно не направлено внимание субъекта и он не «работает» с ней. Эту «часть» объекта называют по-разному: средой, условиями, обстоятельствами, обстановкой, ситуацией и т. д. Обычно проводят различие между благоприятными и неблагоприятными условиями, обстоятельствами. Благоприятные условия способствуют деятельности субъекта, неблагоприятные — мешают. В истории человеческой мысли всегда остро стояла проблема: в какой мере обстоятельства влияют на человека, а человек может повлиять на обстоятельства. Является ли человек марионеткой в «руках» обстоятельств или же он — хозяин своей судьбы? В отношении неблагоприятных обстоятельств действует жизненное правило, которое можно выразить в следующем афоризме: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 2009 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[link]studopedia.su[/link]

Цель результат средства

Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель-Средство-Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):
— в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
— далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
— итогом любой деятельности является актуализация результата — того итога, которого достиг человек.
Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

Инструкция. В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет.

Недостоверными признаются результаты в случает 5 и более пропущенных утверждений, а также если Л больше 0.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии :

от -9 до -5 баллов. Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы

от -4 до +4 баллов. Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению

от +5 до +9 баллов.Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы

от -9 до -2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. от -1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Недостаточно спонтанное поведение

от +3 до +6 баллов.Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал.

от +7 до +9 баллов.Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить

от -9 до -5 баллов.Испытуемый склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение.

от -4 до +4 баллов.Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности

от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. Ригидность, излишняя критичность. результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

Тест «Дом-Дерево-Человек»

«Дом-дерево-человек» тест (House-Tree-Person Test, HТР) проективная методика исследования личности. Предложен Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития.

[link]findout.su[/link]

CATEGORIES