Тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста

В последнее время очень популярными стали так называемые семинары и тренинги личностного роста. Я часто слышу и читаю отзывы людей, посетивших подобные мероприятия, а также знаком с несколькими тренерами, которые их проводят, просматривал видео и несколько раз присутствовал на них в качестве гостя. Ранее сам посетил несколько десятков тренингов по личностному росту и саморазвитию, правда мне повезло в том, что все они обошлись бесплатно, т.к. это было по работе.

И вот, поскольку мне есть, что сравнить, я сравниваю те бесплатные тренинги личностного роста, которые проводились штатными сотрудниками предприятия, с теми семинарами и тренингами, которые проводят всевозможные “школы успеха” и частные тренеры, для которых это является источником заработка. И вижу в этом сравнении определенные отличия, о которых и решил сегодня написать.

Как вы понимаете, задача компаний и непосредственных людей, проводящих тренинги личностного роста, привлечь на свои мероприятия как можно больше людей и, соответственно, больше на этом заработать. Поэтому в анонсах и рекламе они совершенно не скупятся на громкие слова и выражения:

– Вы начнете пользоваться большим успехом у противоположного пола!

Соответствует ли все это действительности? Неужели каждый реально выходит с тренинга личностного роста совершенно другим человеком, его жизнь коренным образом меняется? Уверяю вас: в 99% случаев это не так. Да, несомненно, определенный заряд положительной энергии и некий “волшебный пинок” человек, как правило, получает. Но сможет ли он направить эту энергию в нужное русло и воспользуется ли полученными советами, вообще, получится ли у него применить в жизни все то, о чем он узнал – это уже другой вопрос…

Поэтому чаще всего после посещения тренингов по саморазвитию человек какое-то непродолжительное время ходит в окрыленном состоянии (мол, сейчас я круто изменю свою жизнь), но очень скоро это состояние проходит. Обычно это происходит тогда, когда он сталкивается с первыми трудностями в реализации полученных знаний. А чаще он даже и не пытается их применить в жизни, потому что это сложно.

Думаю, ни для кого не секрет, что в первую очередь вся эффективность тренинга или семинара по личностному росту зависит от личности тренера и его умения проводить такие встречи. От того, как тренер сможет установить контакт с аудиторией и донести до каждого участника нужный посыл, во многом зависит то, с какими мыслями, с каким настроем уйдет этот участник, и что он будет делать после, начнет ли что-то менять или нет.

Поэтому, например, какой-нибудь Бодо Шефер легко соберет тысячную аудиторию за немалые деньги, а на тренинг Васи Пупкина придут 5 человек, и то, потому что бесплатно. И это при том, что и Бодо Шефер, и Вася Пупкин будут говорить совершенно об одном и том же.

Исходя из этого, каждый тренер личностного роста стремится создать себе определенный положительный имидж, представить себя в лучшем свете, то есть, занимается самопиаром. Он будет создавать себе образ человека, который сам живет по тем правилам, что озвучивает на своих тренингах, и которому это помогло изменить свою жизнь. Тренер всегда будет улыбаться и демонстрировать свой позитивный настрой, он будет казаться успешным и счастливым человеком, который не знает горя, которого ничего не беспокоит и не раздражает, который смотрит на жизненные проблемы по другому, и из любой ситуации выходит победителем.

Но на самом деле тренера личностного роста – это чаще всего самые обычные люди. И они отнюдь не всегда сами придерживаются тех принципов, которым учат на тренингах своих посетителей. Хорошо, если хотя бы в 50% случаев придерживаются!

Поверьте, я знаю нескольких таких тренеров. У них далеко не идеальная жизнь, они тоже не могут решить многие собственные проблемы, они тоже иногда расстраиваются по пустякам, обижаются и даже впадают в депрессию. Правда-правда!

Но, надо отдать должное, подают себя они грамотно и профессионально, и вполне способны зарядить правильными идеями других, повести их за собой. В этом и есть их главная ценность.

Убеждения, которые можно услышать на тренингах саморазвития.

И, наконец, давайте рассмотрим наиболее распространенные ложные утверждения, к которым прибегают на тренингах личностного роста, желая, видимо, оказать некий мотивирующий эффект на аудиторию. Мотивация – это, конечно, хорошо, но если принимать такие утверждения за чистую монету, они часто могут не только не принести пользы, но и даже нанести определенный вред. Сейчас я вам это покажу на примерах.

Ложь №1 . Вы можете достичь всего, что пожелаете, главное – захотеть! Очень часто на тренингах личностного роста пытаются внушить человеку нечто подобное. Однако не стоит воспринимать такие утверждения слишком буквально, ведь иногда для достижения успеха требуются определенные задатки, которых у кого-то может абсолютно не быть.

Например, все, наверное, видели, как на различных музыкальных шоу на сцену выходят конкурсанты, не обладающие ни слухом, ни голосом, но абсолютно уверенные в том, что они – суперзвезды. Над ними смеются судьи и весь зал, а они не понимают, почему: ведь им кажется, что они идеальны! Далее они действительно становятся звездами Youtube, только не потому, что хорошо выступили, а потому, что над ними все смеются.

Это, на самом деле, может привести к серьезной психологической травме. Поэтому стремиться к успеху, конечно, нужно, но только адекватно оценивая свои возможности. Всего-всего-всего ни один человек достичь не сможет.

Ложь №2 . Изменить себя и свою жизнь легко! На самом деле, конечно же, нет! Сложно, да еще и как сложно! Но тренеры говорят так, наверное, чтобы не спугнуть человека. Ведь если сказать правду: серьезные перемены – это очень тяжкий труд, который далеко не каждому под силу, то большинство людей просто сразу потеряет всякое желание меняться.

Любые изменения в себе всегда связаны с определенными жертвами и выходом из зоны комфорта, которую человек до этого создавал годами. Поэтому они, как правило, протекают очень тяжело, и ничего легкого там нет.

Ложь №3 . Вы быстро сможете достичь совершенства в нужном деле! Тоже неправда. Чтобы по-настоящему достичь совершенства требуются долгие годы! Об этом нам говорит неоднократно доказанное разными исследователями правило 10000 часов – именно это время, проведенное за практическими занятиями, требуется для доведения уровня мастерства в деле до высокой степени профессионализма. Переведите эти часы в дни и года, исходя из того, сколько часов в день вы будете посвящать желаемому делу – и увидите свой реальный срок достижения совершенства.

Если человек выйдет с тренинга личностного роста убежденным в том, что он, допустим, за месяц станет в чем-то профессионалом и достигнет больших успехов, то через этот месяц его ждет глубокое разочарование. А нередко оно еще и сопровождается какими-то потерями, например, денежными.

Например, человек идет на какие-то курсы обучения трейдингу. Занимается там, допустим, пару недель или месяц. Выпускается, думая о том, что уже все знает о рынке, и начинает торговать. В результате быстро “сливает” свой счет. И хорошо еще, если не вносит новые деньги, чтобы “отбить убытки”.

Ложь №4 . Самовнушение и техники притяжения денег работают! Иногда на тренингах личностного роста могут описывать всевозможные методики самовнушения и техники притяжения денег по фен-шую, эзотерике, гороскопу и т.д. Что-то вроде того, что надо где-то там при полной луне закопать монету под денежное дерево, поливать ее и читать мантры при этом, и тогда к вам обязательно придет богатство и успех. Причем, будут приводить множество примеров людей, у которых это реально работает, в том числе и себя.

Конечно же, все это очень далеко от действительности. Если у кого-то подобные техники сработают без каких-либо дополнительных действий – это, наверное, скорее будет совпадением, чем закономерностью.

Чтобы привлечь деньги – необходимо их зарабатывать разными способами. Если вы просто будете каждый день перед сном повторять мантру “Я богат. Деньги приходят ко мне. Я чувствую их энергию…” и т.п., при этом не предпринимая никаких действий для заработка – уверяю, это ничего не даст. Ну если не верите – конечно, можете попробовать и убедитесь сами.

Ложь №5 . Вы можете повторить путь к успеху тренера! Очень часто на тренингах личностного роста и саморазвития тренеры приводят много примеров из личной жизни, и они даже могут быть вполне правдивыми. Они могут рассказывать, как изменили свою жизнь, как нашли работу своей мечты, как научились зарабатывать и инвестировать и т.д. И что им в этом помогло.

При этом тренинг часто строится по принципу “Помогло мне – поможет и вам!”. Но это абсолютно не так. Дело в том, что каждый человек индивидуален и совершенно по разному воспринимает и реагирует на разные процессы и явления. Поэтому то, что для одного может стать спасением – для другого может оказаться просто губительным!

В заключение хотел бы сделать следующий вывод, перефразируя знаменитую фразу из рекламы:

На этом буду заканчивать. Желаю вам хороших результатов в том, к чему вы стремитесь! До новых встреч на Финансовом гении – добавляйте сайт в закладки, здесь много интересной и полезной информации.

Хотите получать уведомления на email о выходе новых публикаций?

Комментариев к записи: 22

Три года назад прочитал книгу Богачева – Успех. Всё по делу. Влияние социума, спорт, питание, вредные привычки, алкоголь и даже витамины. После прочтения книги отказался от всех СМИ (радио, газеты, ТВ, интернет), перестал пить вообще (в октябре будет 3 года), начал заниматься спортом. Книга очень сильно программирует человека на здоровый образ жизни, сильно открывает глаза. Не сочтите за рекламу – решил поделиться, возможно пригодиться вашим читателям, на мой взгляд самая сильная книга, способная перевернуть всё в голове

Юрий, не знаю, что за книга, но на Вас она определенно оказала положительный эффект. Поздравляю! ?

хотя его проекты: вебтренинг, рмэс – секта ещё та ?

Я бы не сказал что рмэс секта, знакомый проходил и видно что он очень сильно изменился.

Хорошая статья! Спасибо автору! К выводам статьи, которые сделал автор, я пришел на собственном опыте. Было полезно получить подтверждение своих мыслей по поводу тренингов со стороны интересного человека!

Александр, спасибо за поддержку! ?

Бывал пару раз на таком тренинге личностного развития (он был бесплатный, хоть и проводился квалифицированным специалистом) и скажу честно, на меня они не очень сильно повлияли. Возможно это по причине неопытности проводившего тренинг или по какой то другой причине…

Больше всего на меня повлияла моя девушка, познакомившись с которой я стал меняться в лучшую сторону))

Андрей, спасибо за личный пример! А девушки – они вообще… творят с нами чудеса ?

И меня изменила женщина. Правда, просто она мне была просто Другом) Ее влияние превратило меня из фасадчика-высотника в не самого плохого специалиста в IT. А тренинги такие никогда не проходил – слишком скептично отношусь к такому, вряд ли на меня чужой человек за пару лекций так бы повлиял.

Константин, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за инфо.

Мне очень нравятся всякие тренинги именно заряжением позитивом.

Не плачу за них.

Даже когда Кийосаки приезжал в Мск, тренинг 11тыс руб-самый дешевый билет. Из отзывов и видео (скрыто на мобильник снимали из зала), сказали что ничего нового не узнали, всё из книг давно все знали, разве что положительной энергией зарядились (но 11тыс за энергию – наверно лучше было бы их инвестировать и приумножить, чем потратить).

Полонский, находясь в розыске, вёл тренинги на острове в Тайланде. За его билеты и мастер классы от “мошенника” викидывали по 200тыс руб(((

Наивность и лень движет участниками тренингов, хочется разбогатеть ничего не делая….. На что и делают упор в своих рекламных лозунгах такие вот ведущие тренингов.

Про игру Кийосаки думаю, покупать не хочу, а попробовать поиграть можно в фан клубе Кийосаки, стоит 700 руб-за разовую игру……. Скажите пожалуйста, оно того стоит.

Здравствуйте, Елена. Все верно Вы пишете – многие ходят на тренинги знаменитостей только ради той самой положительной энергии. Кому она помогает – думаю, все индивидуально.

Речь идет об игре CashFlow, как я понимаю? Не знаю, в каком виде ее там предлагают, но поиграть – вполне интересно (в настольном варианте, например, с живым общением между игроками), при желании только это можно сделать и бесплатно.

Писал отдельную статью об этой игре: Игра Денежный поток.

А где можно поиграть бесплатно (попробовать)?

В фан клубах просят 700 руб., а в г.Тольятти фанклубов вообще нет, в Самару ехать надо.

На авито за 2500 руб б/у купить можно.

Я хотела бы именно попробовать разок, чтобы не брать кота в мешке.

Можно купить игру, собрать товарищей по интересам и играть дома ?

Я, конечно, полностью за соблюдение авторских прав, но с торрентов скачиваю)))) Игру Кийосаки легко скачать и попробовать. Мне больше нравится кешфлоу 202. Игра раза после 20 надоедает. Играл с людьми в антикафе – сначала прикольно, но потом надоедает всем объяснять, что и как посчитать и куда записать и вычеркнуть. В этом отношении электронная версия лучше – она цифры сама считает, главное правильно распределить (кто знает о чем речь, тот поймет). Книга Богачев “Успех” хорошая, но сам Богачев меня не впечатлил. На тренинге другие тренера над ним прикалываются, что он писатель, а не соблазнитель/бизнесмен.

Забавно просто, если тренинги настолько бесполезны, почему тогда столько народа их посещает.

Да согласен, большинство проводит простую перепечатку материала, но есть те которые действительно ведут свои разработки.

Спрос рождает предложение, и если все было так,люди не получив своего,просто заполонили бы интернет неготивом и вся система трененгов просто развалилась.

Я не могу утверждать, что они прямо столь бесполезны. Какие-то более полезны, какие-то менее… Столько народа посещает, потому что это, скажем так, модно и раскручено. Почему так массово все покупают айфоны, к примеру? Многие делают это в кредит. Ведь это далеко не предмет первой необходимости. По той же причине.. И негатива по этому поводу в интернете тоже особо нет).

Да, Константин, не быть вам тренером в этой области) как-то вы слишком скептично к этому относитесь, хотя и пишите сами мотивирующие статьи) Никогда не был на тренингах личностного роста, но думаю что это не самый плохой вариант зарядится положительной энергией. Читаю мотивирующие книги и статьи ( в том числе ваши), для так сказать перезарядки. Иногда помогает.

Да я пока особо и не стремлюсь им быть ? Но я сам был на многих таких тренингах.. бесплатных, по работе. Мне нравилось).

а по-моему Константин реалист, чем меня и подкупил (не он сам) ))) а его статьи.

Проблема в посетителях и тренерах. Кто-то старается продать продукт (некачественный), а кто-то просто занимается глупым поглолщением информации. Из всех 50 курсов, что прошел, только 4 дали определенную выгоду, поскольку в них были техники, а не “понимание как все это устроено”. Если человек не внедряет техники, то он попросту тратит время, сравнить такое времяпровождение можно с развлечением.

Про самовнушения (пункт 4) – они хорошо подходят тогда, когда человек действует. Если сидеть на диване и мечтать о чем-то, то вряд ли это получим. Но позитивные убеждения могут быть хорошим дополнением к действиям

Тренинг “Как заработать миллион за один день”.

-Коучер:-Сколько человек в зале?

-Коучер:-Сколько стоит один билет?

-Коучер:-Тренинг окончен. Всем спасибо за внимание. ?

Категории

  • Банки (196)
  • Видео уроки (40)
  • Заработок (330)
  • Инвестиции (112)
  • Наши партнеры (15)
  • Новости сайта (23)
  • Семейный бюджет (121)
  • Управление финансами (173)
  • Успех (178)
  • Экономика (80)
    • Как составить семейный бюджет? Таблица семейного бюджета — 324 032 просмотров
    • Деньги в долг от частного лица под расписку и под проценты — 195 055 просмотров
    • Денежные переводы. Как перевести деньги? — 124 361 просмотров
    • Как пересчитать гривны в рубли и наоборот в Крыму? — 102 262 просмотров
    • Расчет процентов по вкладу: формула, как рассчитать? — 80 976 просмотров
    • Эльман к записи Деньги в долг от частного лица под расписку и под проценты
    • Анна к записи Как и куда пожаловаться на интернет-магазин?
    • Владимир к записи Как заработать в деревне, сельской местности?
    • Константин Белый к записи Банк продал долг коллекторам: что делать?
    • Екатерина к записи Банк продал долг коллекторам: что делать?
    • Константин Белый к записи Как стать блоггером?
    • Татьяна к записи Как оценить свою финансовую устойчивость (тест)?
    • Николай к записи Как стать блоггером?
    • Татьяна к записи Деньги любят счет и тишину
    • Константин Белый к записи Коллекторы пришли домой: что делать?
  • © 2018 — Финансовый гений — Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами

    Тренинг личностного роста

    Тренинг личностного роста. Методологический и практический аспекты

    Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

    Согласно «Психологическому словарю» тренинг — это «систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга».

    В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: «тренинговые или Т-группы». В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко — к попыткам самоубийства.

    Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

    Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций [1].

    В настоящее время понятие «тренинг» используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, «психологический тренинг» касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

    Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

    Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

    — Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

    Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

    Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки [1].

    — Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной «прививкой», которая, впоследствии позволит выработать «иммунитет», если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

    Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

    Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов[1].

    — Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

    В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

    Существуют основные принципы проведения тренинга:

    — Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

    Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни [12].

    — Общение по принципу «здесь и теперь». На тренинге участники должны общаться только «здесь и теперь», т.е. обсуждать не прошлое или будущее, а настоящее, то, что делается во время самих занятий. Это позволяет уменьшить влияние психологической защиты и поддержать психологическую безопасность.

    — Правило персонификации высказываний, суть которого состоит в полном отказе обезличенных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию говорящего, или избегать прямых высказываний в определенных случаях. Таким образом, вместо высказываний типа: «имеется ввиду…», «говорится…» и т.д., во время тренинга необходимо говорить: «я имею ввиду…», «я говорю…», и т.д.

    — Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. Имеется ввиду, что в тренинговой группе необходимо стремиться к созданию максимально свободной творческой атмосферы. С этой целью специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, которые провоцируют участников на нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные возможности. В этих целях критика, как таковая, должна быть сведена к минимуму и должна относиться только к конкретному высказыванию или поступку, но никак не к конкретной личности. Наиболее важны такие навыки, которые вырабатываются во время тренинга, как принятие себя и окружающих такими как есть, умение выслушать других людей, безоценочность суждений.

    — Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Общение во время тренинга должно учитывать особенности каждого участника, его чувства и переживания. Соблюдение этого правила позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволит участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь совершения ошибок. Постоянный диалог, полноценное общение внутри группы вырабатывает уважение к чужой мысли, доверие, избавляет от взаимных подозрений, неискренности в разговорах и поступках, страха.

    — Принцип объективации или осознания поведения. Правило обратной связи. Означает осознание его участниками мотивов своего поведения, изменение импульсивного поведения на сознательную саморегуляцию. Именно это свойство в дальнейшем позволит управлять своим поведением и внутренним миром.

    Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

    Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

    Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе [1].

    Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

    Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

    Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

    Личностный рост — это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

    Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

    Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие «личностного роста», а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

    Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.

    Психология. Тренинг личностного роста

    Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

    Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

    Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

    Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:

    — каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;

    — люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

    В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

    Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

    Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:

    — в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;

    — в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;

    — в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;

    — в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;

    — в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;

    — в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;

    — в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;

    — в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;

    — в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

    1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;

    2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;

    3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;

    4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

    — свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);

    — наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

    В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

    1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…

    2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…

    3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…

    4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…

    5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

    — появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;

    — появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

    У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

    Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

    Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

    Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

    Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

    Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

    После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

    Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

    — Какие чувства вы испытали в разных ролях?

    — Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?

    — Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?

    — Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?

    Источники:
    Тренинг личностного роста
    Что скрывают тренинги личностного роста и саморазвития? В чем они могут навредить? Когда тренеры обманывают свою аудиторию?
    http://fingeniy.com/treningi-lichnostnogo-rosta-v-chem-vas-obmanyvayut/
    Тренинг личностного роста
    Тренинг личностного роста Тренинг личностного роста. Методологический и практический аспекты Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг. Согласно
    http://studwood.ru/661716/psihologiya/trening_lichnostnogo_rosta_metodologicheskiy_prakticheskiy_aspekty
    Психология. Тренинг личностного роста
    Психология. Тренинг личностного роста Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная,
    http://www.proza.ru/2012/07/03/931

  • CATEGORIES