Теории социализации личности

Основные теории социализации личности

Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие “социализация” было разработано в конце 40-х годов американскими психологами ( А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.)

Как в отечественных, так и в зарубежных трудах исследователей существует многообразие подходов в изучении этой темы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Торндайк, Уотсон) характеризуют социализацию как процесс социального научения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы. Символический интеракционизм (Джоан Мид, Д. Хорке, Л. Корберг и др.) рассматривают как результат социального взаимодействия людей в процессе установления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.) понимают этот феномен как самоактуализацию личности.

Представляется перспективным направление в изучении социализации, дифференцирующее понятия “социализация” и “социальная адаптация” Социализация индивида играет роль своеобразной “социальной предадаптации”, поскольку в ходе её формируются те адаптивные предпосылки, которые в последующем могут быть использованы в социальной адаптации конкретной личности. Относительность частных результатов социальной адаптации тесно связана с высочайшим динамизмом социальной среды, которая приводит к тому, что жизнедеятельность человека становится цепью все более сложных приспособительных актов.

Впервые термин “адаптация” (от лат. adaptacio — приспособлять) появился и использовался в физиологии и биологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 г. и обозначал изменения чувствительности кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптацией понимались любые изменения, приспособления живого организма к разнообразным влияниям среды.

Однако довольно скоро стало ясно, что причины, вызывающие у человека потребность в приспособительных актах социального порядка, коренятся в его социокультурной природе. По мнению другого немецкого ученого философа и культуролога Иоганна Готфрида Гердера, человек как культурное существо означает, с одной стороны, существо недостаточное, а с другой – существо творческое.

Недостаточность, по И. Гердеру, заключается в том, что человек, лишённый присущих животным разнообразных врождённых инстинктов, — самое беспомощное из всех существ. Но именно отсутствие у человека узких, специализированных приспособительных инстинктивных программ делает его существом творческим и адаптивным. Для восполнения этой недостаточности, а также с целью компенсации отсутствующих инстинктивных способностей человек производит культуру, которая и служит инструментом приспособления природы к потребностям людей.

Именно адаптивная социокультурная среда становится тем самым инструментом, который обеспечивает саморазвитие, самосохранение общественной жизни людей. К примеру, Э.С. Маркарян считает, что “адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию” 2 . Культура в роли адаптивной среды выполняет не только функции стабилизации и самосохранения, но также функцию созидательно-адаптирующую. Если социальная адаптация немыслима вне определённого культурного контекста, то и культура, и общество выступают по отношению к личности в качестве сложного адаптивного образования.

Социальная адаптация в отечественной учебной и справочной литературе традиционно рассматривалась как “приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей”.

Подобная характеристика, по-видимому, недостаточна для всестороннего раскрытия диалектической природы социальной адаптации. Ибо основное содержание общественного и индивидуального адаптивного процесса сводится лишь к внешним свойствам и проявлениям субъекта и объекта адаптации, т. е. к поведенческому аспекту, и соответствию или несоответствию этого поведения неким господствующим в социальной общности нормам и ценностям. Социальная адаптация, включает отмеченные в приведенном определении свойства и процессы, но при этом всё же оказывается феноменом с более широким объёмом содержания.

“Успешная социализация, пишет А.В. Мудрик, предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой -способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению”. Следовательно, успешная социализация личности в обществе неразрывно связана со степенью её индивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давления социума.

Поскольку социализация длится с рождения и до смерти человека, то, по-видимому, имеет смысл говорить о её этапах в рамках этого континуума. Социализируясь, личность постоянно сталкивается с ситуациями, порождающими потребность в частных приспособительных актах, которые оказываются ничем иным, как социальной адаптацией.

Сказанное отнюдь не означает жесткой детерминации социальной адаптации социализацией: адаптация суть самостоятельный процесс, развивающийся на фоне социализации. Отсюда следует, что если в процессе социализации индивид в первую очередь оказывается объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптации личность в большей выступает субъектом деятельности и общения.

Социализация имеет определяющее влияние на особенности протекания социальной адаптации. Именно фундаментальный процесс социализации формирует всю систему предпосылок мобильного процесса социальной адаптации.

К примеру, младенец с момента своего рождения и до определенного периода, который и можно считать началом социальной адаптации, ещё не может быть активным – активен по отношению к нему социум. Семья как первичный для ребёнка социальный институт начинает процесс социализации.

С момента, когда ребёнок проявляет первичную социальную активность, истончается грань, отделяющая процессы социализации и социальной адаптации, поскольку в каждой конкретной ситуации соотношение этих процессов различно. Неизменным же остаётся базисный характер процесса, а также непрерывный процесс взаимодействия социализации и социальной адаптации. Кроме того, если социализация – непрерывна с момента рождения и до смерти, то социальная адаптация – процесс, связанный со сменой условий и обстоятельств социального взаимодействия. Прежде чем индивид включится в процесс адаптации к сложившейся социальной ситуации, связанной с новыми ценностями и ему необходимо, чтобы он приобщился к уже претерпевшим изменение процессе социализации референтным группам и социальным институтам.

В действительности вполне социализированная личность постоянно сталкивается с проблемными ситуациями, вызываюшими потребность в адаптации. Более того, личность и высокой степени социализированное испытывает гораздо большую потребность в адаптивных процессах, поскольку высокому уровню социализированности присущ, по-видимому, и высокий уровень психологической рефлексии. Следовательно, чем выше способность личности к рефлексивным процессам, тем сложнее установить такой баланс отношений с внешней средой, который бы её устраивал. И, наоборот, чем ниже уровень социализированности конкретной личности, тем меньше у последней социально-психологических оснований быть неудовлетворенной качеством профессиональной деятельности, своим интеллектом и степенью психологического понимания окружающих и т. д..

Идеальная адаптивная стратегия личности в социуме, равно как и идеальный приспособительный результат — недостижимый идеал. Абсолютное приспособление к требованиям и влияниям социальной среды противоречит основному принципу адаптации: более целесообразно иметь максимальный набор разнообразных потенциальных адаптивных модификаций, чем идеально приспособиться к какой-либо конкретной ситуации.

Итак, социальный приспособительный процесс включает в себя два диалектически взаимосвязанных этапа: социализацию и социальную адаптацию. Социальная адаптация служит логическим завершением процесса социализации, в то время как социализация означает процесс становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам. Социальная адаптация обеспечивает превращение индивида в личность и гармонизирует взаимодействие личности с социокультурной средой.

По мнению болгарского исследователя И.Д. Калайкова, понятие адаптации распространяется не только на свойства живых систем, способных снимать воздействия раздражителей с помощью изменения, реализуемого посредством отражения, но и на такие механизмы, как социальная наследственность, преемственность, отбор информационных моделей для решения проблемных ситуаций.

Социальная адаптация — это комплексный, по структуре сложный феномен, одновременно выступающий в роли процесса и конечного результата адаптации. В то же время, определяя понятие “социальная адаптация”, следует также иметь в виду весьма непростой набор её качественных характеристик и соответственно дополнять социальный аспект адаптации психологическим, учитывая, что социальная среда, где вращается личность, в равной мере подразделяется на среду предметную и личностную.

А.А. Налчаджян определяет социально-психическую адаптированность личности как такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно вьтолняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Адаптация определяется при этом как процесс социально-психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию относительной адаптированности. Достоинством подобного социально-психологического подхода к адаптивной проблеме является его обращённость к личности, к её социально-психологическим особенностям.

Социальная адаптация отражает процесс гармонизации индивидуальной самонастройки личности и встречного адаптирующего влияния общества посредством использования соответствующих адаптивным ситуациям; стратегий адаптации, оптимальность которых контролируется и регулируется прямой и обратной информационной связью.

1) в качестве деятельностного преобразования социальной и природной среды;

2) как опережающий идеальный образ, продукт психического отражения будущих результатов деятельности и свойств преобразуемой окружающей среды.

К социальным средствам адаптации относятся адаптивная по природе материальная и духовная деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповой идентификации. Социальные средства адаптации позволяют достичь таких целей:

1. Опосредовать деятельностью течение социальной адаптации личности.

2. Опираясь на традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегии социальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для инновационного по характеру самостоятельного поиска.

3. Обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство с референтной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологического диссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости, управляемости.

4. Найти новые социальные роли, а также выработать стратегии поведения, желательно в равной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественным ожиданиям.

Формирование психологического компонента социальной адаптации осуществлялось в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо- и социогенеза обозначилась потребность, которая и была затем удовлетворена в разнообразных психологических средствах (инструментах) социальной адаптации.

К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно отметить двойственную природу психологических средств социальной адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, ее внутреннее содержание. С другой – при внешнем проявлении психологические инструменты социальной адаптации опять-таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки и т. д. В то же время сформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразования оказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса.

Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптивного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических, частных адаптивных стратегии, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации, Здесь уместно определить понятие “стратегия социальной адаптации”, под которым понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адапти-рованности.

Достижение состояния адаптированности личности неразрывно связано с особенностями индивидуальной или групповой стратегий социальной адаптации. Выработанная в процессе социальной адаптации комплексная адаптационная стратегия, включающая в себя все многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, обеспечивает личности возможность соответствующих “ответов”, адекватных реакций на те социальные ситуации, столкновение с которыми вызывает потребность в адаптации.

Иными словами, комплексная адаптационная стратегия представляет собой общую схему, определяющую приоритеты, пели и задачи адаптации, реализуемые посредством частных индивидуальных и общественных адаптивных стратегий, целенаправленно вырабатываемых той или иной социальной системой.

Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, целесообразно выделить частные адаптивные стратегии (активные и реактивные, сознательные и бессознательные, предметно-деятелъностные информационно-психологические), благодаря и/или посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социетальном; и во всех сферах человеческой активности: деятельностной, психологической, информационной и т. д.

Взаимозависимость социализации и социальной адаптации состоит в том, что вполне социализированная личность объективно нуждается в социальной адаптации, которая позволяет ей установить динамическое равновесие в психологической, эмоционально-мотивационной сферах между субъективными желаниями и объективными возможностями личности в разнообразных адаптивных ситуациях.

Итак, если социализация обеспечивает процесс становления индивида и его “грубую настройку” обществом к требованиям социума посредством разнообразных и разноуровневых институтов социализации, то социальная адаптация обеспечивает “самонастройку” формирующейся личности на соответствующий уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами, обществом в целом, что вытекает из индивидуальных запросов и потребностей личности, ограничиваемых рамочными условиями социума (идеологические установки, социальные нормы, ценностные ориентации, традиции и т. д.).

Теории социализации и развития личности

Основы социализации личности закладывались в социальной психологии под влиянием господствовавших в начале ХХ в. направлений психологии: психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, интеракционизма и гуманистической психологии.

На Западе проблематика социализации преимущественно разрабатывалась в рамках психоанализа, что и сказалось на ее социально-психологической интерпретации. Так, в русле психоаналитических воззрений социализация понималась как вхождение изначально асоциального или антисоциально настроенного индивида в нормальную социальную среду, как «очеловечивание» изначально враждебного обществу животноподобного человеческого существа.

Можно выделить несколько основных западных теорий, касающихся социализации и развития личности (табл. 5).

Таким образом, каждая из представленных зарубежных и отечественных концепций социализации по-своему решает проблему вхождения человека в социальную действительность. Их нельзя свести в какую-то единую генерализованную концепцию онтогенеза, т.к. несовместимыми оказываются принципы и механизмы социализации, выдвинутые и разработанные их авторами.

Взгляды на социализацию в зарубежной психологии

По отношению друг к другу данные концепции выступают как взаимодополняющие теоретизмы, удачно фиксирующие некоторые связи и отношения между психическим и социальным в их глубинном взаимодействии. При всей оригинальности этих теоретических построений, им, увы, присуща одна крайность: гиперсоциальный подход к анализу многогранного процесса становления человеческой личности.

Следует отметить, что всем современным концепциям социализации и развития личности помимо гиперсоциального подхода, присущи еще некоторые другие крайности социологизма и психологизма.

Во-первых, основная их часть исходит из признания лишь биосоциальной сущности человека. Ребенок появляется в мир в качестве некой биоты, которая затем в процессе социализации обретает свою социальную форму.

Во-вторых, все современные концепции социализации имеют в виду некоего надысторического человека. Таким образом, возникает впечатление, что вся совокупность механизмов и этапов социализации, разработанных в рамках этих теорий, характерны для человека любой исторической эпохи.

В-третьих, сам характер построения этапов становления личности исходит из принципов, заимствованных из общей теории эволюции и прогрессивного развития. Эволюционный подход весьма хорош, когда рассматривается общая динамика движения объективного мира, однако его возможности в понимании субъективного мира крайне ограничены.

В-четвертых, все рассмотренные теории исходят из принципа пансоциологизма, однако сомнительно, что социализация является единственным процессом, в рамках которого осуществляется становление человека. Социализация имеет свои исторические рамки, ей предшествовали, а ныне сопутствуют и ряд других процессов, связанных со становлением человека как фило-, так и онтогенезе.

МЭСИ/ДГЕ-201

Пользовательские ссылки

8. Основные теории социализации.

Поделиться12014-06-13 14:27:40

  • Автор: Катя
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2013-01-15
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 279
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+3/-0]
  • Провел на форуме:

15 часов 15 минут

  • Последний визит:

    Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. На разработку теории социализации большое влияние оказали идеи и работы З. Фрейда, Ж. Пиаже, Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксон, Л. Кольберг и др.

    Теория «зеркального Я» Ч.Кули, Дж. Мид;

    Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность – совок-ть психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

    В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения. "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

    1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

    2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

    3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

    Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я".

    Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей (в ходе игры). Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого" (образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду).

    Стадии формирования личности

    Третий – стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" – безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

    Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом;

    социализация – есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.

    Ид ("Оно") – источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас к сексу, прием пищи и отправление естественных надобностей.

    Эго ("Я") контролирует поведение человека. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

    Суперэго ("сверх-Я") – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

    Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка.

    Таким образом, человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам.

    Стадии формирования личности. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

    Оральная. До года. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового.

    Анальная. 1-3г. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

    Фаллическая. от 3х. Именно в этот период начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же напротив с отцов (комплекс Электры). После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

    Таким образом, Фрейд рассматривает человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности задают мотивацию к действиям. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

    Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост;

    Процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей ее жизни. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).

    1 стадия доверие/недоверие (грудной возраст). Когда за младенцем ухаживают, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни.

    2 стадия – автономия/стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и познавать мир. Ярко проявляются стремление к самостоятельности и неповиновение авторитету. Родители же стараются приучить садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований, он испытывает чувство стыда и неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

    3 стадия – Инициатива/чувство вины (3-5 лет). У детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляют дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей

    4 стадия – трудолюбие/неполноценность (мшв). Дети учатся выполнять индивидуальные задания и в группе. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика и т.д. Главное значение имеют развитие уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

    5 стадия – Становление индивидуальности (идентификацию)/ролевую диффузию (юность). По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни (учеба, работа, спутник жизни). Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

    6 стадия – Интимность/одиночество (начало взрослого периода). Основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

    7 стадия – творческая активность/застой (средний возраст). Главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции.

    8 стадия – умиротворение/отчаяние (старость). Люди подводят итоги своей жизни; встречают старость, испытывают чувство горечи. Если люди довольны ею, то создается чувство, что псе этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

    Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже;

    Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

    1 период (от рождения до 2 лет) – сенсомоторная стадия. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.

    2 период (2-7л) – предоперациональная стадия. Дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

    3 период (7-11) – стадия конкретных операций. Дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

    4 период (12-15) – стадия формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

    Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. В отличие от Пиаже Кольберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии, некоторые – на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

    Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

    На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что "это правильно".

    На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.

    На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

    вывод: Несмотря на различия рассмотренных теорий, их авторы едины в одном – личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах.

    Основные теории социализации

    Понятие и этапы социализации личности, освоения индивидом социальных норм и функций. Психологические механизмы социализации, как процесса взаимодействия природного и социального, обуздания физиологических побуждений, в теории психоанализа З. Фрейда.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Основные теории социализации

    “Зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

    Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию “зеркального Я”. Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять)на себя роли других людей.

    Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.

    Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль “обобщенного другого”, под которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

    Процесс формирования личности, как считает Дж. Мид, проходит три различные стадии. Первая стадия – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Вторая стадия – ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т.д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. На этой стадии у детей развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества.

    Третья стадия – коллективные игры. Дети учатся осознавать ожидания членов группы, оценивать свое поведение в соответствии с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. Он становится активным членом группы, участвующим в решении общих проблем, разделяя общие заботы и интересы группы.

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и: социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно, сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.

    В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид (“Оно”), Эго (“Я”), Суперэго (“Сверх-Я”) Ид (“Оно”) – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

    Эго (“Я”) – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

    Следующая часть структуры личности – Суперэго (“Сверх-Я”). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т.е. с коллективным сознанием.

    Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка. Детям приходится, следуя принципу реальности, ждать случая, когда они могут удовлетворять потребности Ид, в то же время они должны подчиняться моральным требованиям, предъявляемыми родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет, ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, поэтому человек может испытывать чувство либо гордости, либо вины. социализация личность индивид психоанализ

    Таким образом, человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, стремление остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам.

    Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. соgnitio – знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсомоторной стадии (от лат. sensus – восприятие, чувство) у детей (до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем. В дальнейшем совершенствуются умения и навыки, усвоенные на этой стадии Ж. Пиаже делал акцент на активности личности в развитии своих мыслительных способностей.

    Несмотря на различия рассмотренных выше теорий, их авторы едины в одном – личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных! социальных группах.

    Размещено на Allbest.ru

    Понятие, сферы, этапы и институты социализации личности. Четыре группы условий этого процесса, его микрофакторы и широкий универсальный набор средств осуществления. Универсальные психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

    Основные закономерности и механизмы социализации личности. Воздействие биологических и культурных факторов. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии. Теории развития личности. Концепция возрастов Эриксона. Исследования по депривации и госпитализму.

    Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

    Психоанализ как стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Механизмы и направления социализации личности по Фрейду. Понятие и структура бессознательного, его значение и влияние на человека.

    Теоретический анализ сущности, задач и функций социализации личности. Отличительные черты социализации младшего школьника и роли в этом процессе семьи. Особенности взаимодействия детского сада и школы в рамках семейной социализации младшего школьника.

    Социализация – усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей становиться личностью, способной функционировать в обществе. Источники социализации индивида. Процесс социальной адаптации. Факторы, влияющие на социализацию.

    Понятие и основные этапы социализации общества, психологическое обоснование и значение данного процесса, критерии оценки ее эффективности. Основные институты социализации личности и их значение, существующие проблемы и перспективы их разрешения.

    Изучение проблемы социализации в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Становление понятия правовой социализации в историческом развитии общества. Отличительные особенности правовой социализации подростков и представителей юношеского возраста.

    Понятие и анализ основных характеристик процесса социализации. Исследование сети Интернет как социального явления и фактора социализации молодежи. Выявление показателей социализации, подверженных влиянию Интернета, и разработка сайта молодежной политики.

    Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

    © 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

    Источники:
    Основные теории социализации личности
    Основные теории социализации личности Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие “социализация” было
    http://studbooks.net/653174/sotsiologiya/osnovnye_teorii_sotsializatsii_lichnosti
    Теории социализации и развития личности
    Теории социализации и развития личности Основы социализации личности закладывались в социальной психологии под влиянием господствовавших в начале ХХ в. направлений психологии: психоанализа,
    http://helpiks.org/8-3523.html
    МЭСИ/ДГЕ-201
    МЭСИ/ДГЕ-201 Пользовательские ссылки 8. Основные теории социализации. Поделиться 1 2014-06-13 14:27:40 Автор: Катя Администратор Зарегистрирован: 2013-01-15
    http://dge2012.9bb.ru/viewtopic.php?id=118
    Основные теории социализации
    Понятие и этапы социализации личности, освоения индивидом социальных норм и функций. Психологические механизмы социализации, как процесса взаимодействия природного и социального, обуздания физиологических побуждений, в теории психоанализа З. Фрейда.
    http://revolution.allbest.ru/psychology/00776808_0.html

  • CATEGORIES