Сварливая жена и любовь по правилам: комплекс Ксантиппы

Женские комплексы в отношениях: Амазонка, Золушка и Медея

Комплекс Афины

В норме девочки идентифицируются с матерью, а мальчики – с отцом. Но иногда этот процесс «сбивается». Причиной идентификации девочки с родителем мужского пола может стать отсутствие, длительная болезнь или смерть мамы.

Повзрослев, такая девочка будет лучше чувствовать себя среди мужчин и легко принимать на себя мужскую роль. Итог – отношения со слабым мужчиной, которого приходится «тащить» на себе.

Комплекс Амазонки

Амазонки не только не нуждались в мужчинах, но и презирали представителей противоположного пола. Женщина-амазонка вступает в сексуальные отношения с мужчинами лишь для зачатия ребенка, а для остальных удовольствий – как духовных, так и телесных, предпочитает сближаться с женщинами.

Комплекс Дианы

Древнеримская богиня Диана не только охотница, но и целомудренная дева, покровительствующая другим девственницам. Девочки с этим комплексом при вступлении в подростковый возраст настолько пугаются телесных изменений, что пытаются их спрятать. Они носят мужскую одежду, ведут себя, как парни, а не как девушки.

Они боятся вступать в отношения, долго остаются девственницами, а когда начинают жить половой жизнью – разочаровываются. Стеснение и страх делают их холодными и пассивными, удовольствия не получает ни партнер, ни они сами. Иногда Дианы хранят девственность до конца жизни.

Комплекс Алисы в Стране Чудес

Соответствует комплексу Дон Кихота у мужчин. Женщина живет в своей выдуманной реальности, где создает образ идеального партнера и сценарий идеальной любви. Реальные мужчины этим фантазиям не соответствуют, поэтому Алиса в молодости проходит через несколько неудачных отношений, разочаровывается и прекращает попытки наладить личную жизнь.

Комплекс Золушки

Золушка не только скромна и трудолюбива. Она еще пассивна. В ее жизни все появилось, будто по волшебству: платье и карету наколдовала Добрая Фея, Прекрасный Принц влюбился сам, без каких-либо усилий со стороны сказочной героини.

Золушки из реального мира тоже живут в ожидании волшебства. Они не замечают реальные шансы на счастье, поскольку обычные мужчины не соответствуют образу Прекрасного Принца. И нередко попадают в ловушку манипуляторов, умеющих произвести впечатление.

Комплекс Титании

Чаще встречается у дам с нарциссическими чертами. Под влиянием книг и фильмов женщина создает образ «своего» мужчины, а потом, не найдя аналога в реальной жизни, выходит замуж на обычного человека. И всю жизнь страдает, что упустила избранника, существующего лишь в ее воображении.

Комплекс Электры

Является аналогом Эдипова комплекса у мужчин. Маленькая девочка хочет выйти замуж за папу и ревнует его к маме, да так и не перерастает этот период. Для взрослой Электры все мужчины недостаточно хороши, потому что не могут сравниться с отцом. В юности она легко отвергает мужские ухаживания, а потом либо выходит замуж без любви, либо остается в одиночестве.

Комплекс Ксантиппы

Ксантиппа – жена знаменитого древнегреческого философа Сократа. Вошла в историю, благодаря своей сварливости и дурному характеру. Женщины с таким комплексом не понимают прелестей сексуальных отношений. Они слишком строги и прямолинейны, склонны осуждать окружающих. Больше всего их заботит поддержание чистоты и порядка.

Комплекс Клименестры

Клименестра – персонаж древнегреческой мифологии. Сначала была женой Тантала. Потом Агамемнон – тот самый, который разрушил Трою, – убил Тантала и ребенка Клименестры, а ее саму сделал своей женой.

Женщина, страдающая от этого комплекса, видит в муже насильника и тирана. Сексуальная жизнь в паре не ладится из-за отсутствия желания и холодности партнерши. Женщина направляет свою любовь на другого члена семьи, обычно – ребенка, реже –престарелого родителя.

Комплекс Медеи

История волшебницы Медеи наполнена ревностью, жестокостью и бескомпромиссностью. Убегая от отца со своим избранником Ясоном, она убила младшего брата. А в последующем, когда Ясон полюбил другую, погубила его новую избранницу и убила двух своих детей от неверного мужа.

В реальности до таких ужасов дело не доходит, но женщины-Медеи порой действительно бывают опасны, патологически ревнивы и мстительны. Иногда, желая отомстить, такие дамы обвиняют избранника в изнасиловании или сами совершают физическое насилие по отношению к партнеру.

Комплекс Мессалины

Женщина с этим комплексом – страстная, чувственная и привлекательная. Как и знаменитая предшественница, она предпочитает плотскую страсть, а не романтические отношения, легко меняет партнеров. Такую даму нетрудно соблазнить, но невозможно удержать. Ни один мужчина не будет достаточно хорош, чтобы долго удовлетворять ее сексуальные аппетиты.

Сварливая жена и любовь по правилам: комплекс Ксантиппы
[link]news.yellmed.ru[/link]

Сварливая жена и любовь по правилам: комплекс Ксантиппы

Ксантиппа- жена Сократа. Прославилась дурным нравом, а Сократ великим терпением …

Сократ, как все греки, женился, чтобы основать очаг, создать семью и увековечить себя потомством.

Мы не знаем, в каком возрасте выполнил он этот гражданский долг, но по-видимому он не сильно торопился и произошло это, когда философу было уже за 40, в 20-е годы, уже после окончания первого периода Пелопоннесской войны под названием « Архидамова война». Первая его жена звалась Ксантиппа.

От неё он имел троих сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена.

В Греции существовал обычай называть первенца в честь более известного деда.

Отца Сократа звали Софрониск ( в честь него назван второй сын Сократа), что позволяет предположить, что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы, и положение ее семьи в афинском обществе было более прочное и выдающееся, чем семьи Сократа

У Ксантиппы и Сократа должна была быть большая разница в возрасте ( около 40 лет).

По свидетельству Платона, на момент казни Сократа старший его сын, Лампрокл, был подростком, а двое младших — малолетками.

Самому же Сократу тогда должно было быть около 70 лет.

На вопрос был ли Сократ женат два раза или один, есть разные точки зрения. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе.

Она же, согласно Платону, навещала в тюрьме своего мужа с ребенком на руках и оплакивала его смерть.

Ксантиппа прославилась своим дурным нравом.

И, действительно, она обладала таким сварливым характером, такою неистовою и грубою природою, что никто другой кроме Сократа с его неизменной вежливостью не вынес бы всех ее оскорблений.

Тут Антисфен сказал:
— Если таково твоё мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живёшь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?

— Потому что, — отвечал Сократ, — и люди, желающие стать хорошими наездниками, как я вижу, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми.

Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял её себе в том убеждении, что если буду переносить её, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми.
— Ксенофонт, «Пир» Глава 2
Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев.
— После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!

Для этой бранливой женщины все могло служить поводом к проявлению ее нрава.

Принимал ли Сократ подарок или отказывался от него, жена неизменно ополчалась на него за это.

Однажды, когда Ксантиппа бранилась на него за то, что муж хотел вернуть Алкивиаду довольно ценный, только что полученный подарок, мудрец притворно раззадорил жадность своей супруги, говоря:
— Ну, Ксантиппа, поверь мне, вернем этот подарок! Не думаешь ли ты, что, постоянно принимая дары, мы надоедаем тем, кто их нам преподносит?

Мудрый отказ может только возбудить большую щедрость.

Откажись сегодня от этого подарка.

А, когда мы будем действительно нуждаться, тогда нам легче будет получить то, что нам нужно будет просить.
Другой раз, вероятно, ревнуя мужа к Алкивиаду,

Ксантиппа швырнула на пол и с криками бешенства стала топтать ногами чудесный пирог, присланный этим другом Сократу.

Муж, смеясь, смотрел на нее и только сказал:
— Хорошо, Ксантиппа, что ты попираешь ногами собственное обжорство.

Ведь ты не съешь отсюда ни кусочка!
Немного спустя, Алкивиад доказывал Сократу, что, обращаясь так благодушно с женой и не возмущаясь на ее выходки, он только поощряет этим ее крикливое нетерпение.
— Я приучил себя ко всему этому шуму, — отвечал мудрец, — как привыкают люди к скрипу блоков.

Впрочем, ты дурно говоришь про мою жену, а сам разве не выносишь криков своих гусей и разве сердишься, что они оглушают тебя?
— Но ведь гуси приносят мне выгоды, — отвечал Алкивиад, — несут яйца и высиживают гусят.
— А жена моя, — возразил Сократ, — разве не дает мне детей?
Другой раз Алкивиад был вне себя от того, что Ксантиппа день и ночь утомляла его любимого учителя постоянством своего злого расположения духа.
— Почему, — спросил он, — не прогонишь ты эту женщину?
— Потому что, — сказал Сократ, — имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других.

Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу.

Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя.
Алкивиад был однако не один, кто упрекал мудреца за крайнюю его супружескую кротость.

Однажды, действительно, Ксантиппа, встретив мужа среди людного рынка, где он ходил без дела и спорил с кем-то, осыпала его бранью, называя болтуном, сорвала и разрезала его плащ.

Друзья мудреца, свидетели этого оскорбления, осуждали его за кротость и советовали побить дерзкую, чтобы привести ее в разум и внушить ей уважение к себе.
— Друзья мои, что за советы подаете вы мне!

Вы хотите, чтобы весь город стал свидетелем наших ссор, чтобы я при всех вступил в рукопашную с женой, а вы, присутствуя как на петушином бою, подзадоривали бы то ее, то меня: «А ну-ка, Сократ! — Ну-ка ты, Ксантиппа!»

Поверьте мне, терпение никогда не смешно. Я для себя извлекаю пользу от злых женщин, как всадник от лошадей с норовом.

Если я сумею ужиться с Ксантиппой, мне легче будет ладить со всякого рода характерами.
Впрочем, в оправдание Ксантиппы, надо вспомнить и то, что этой женщине очень трудно было понять те цели, которые странный ее супруг преследовал в жизни

Он был, действительно, великий мудрец, но внешнее его поведение могло казаться сплошным сумасбродством.

По нескольку дней не возвращался он домой, а когда возвращался после целого дня бесконечных разглагольствований, которые вел, переходя из лавки в лавку, он никогда сразу не переступал порог своего жилья и до поздней ночи прогуливался взад и вперед перед своей дверью.

После занятий гимнастикою он приходил потный, томимый жаждой и черпал себе ведро воды.

Но, для упражнения себя в терпении и для подчинения чувственных инстинктов голосу рассудка, он воздерживался от питья, медленно выливал содержимое ведра, черпал другое и только тогда утолял жажду.

И эта воздержность Сократа была так велика, что ему требовалось очень немного для существования и он никогда почти ничего не желал, а считал рабами тех, кто, как ему казалось, жили для того, чтобы есть. Поэтому он требовал умеренности в своем столе.

Рассказывают, что однажды мудрец пригласил к себе на ужин нескольких знатных людей.

Ксантиппа устыдилась и стала ворчать, что муж ее собирался поставить гостям слишком скромное угощение.
— Не волнуйся, — заметил ей Сократ. — Если наши гости умеренны и скромны, они удовлетворятся тем, что им будет предложено.

Если же они прожорливы, их жадность изощрит бойкость нашей беседы.
Другой раз Сократ привел к себе в гости юного и прекрасного Эфидема. Ксантиппа не была об этом предупреждена.

Она подняла большой шум, стала жаловаться на бесцеремонность чудака-мужа и принялась, брюзжа, готовить обед.

Потом, все более и более досадуя на ясную невозмутимость мудреца, она так рассердилась, что ухватилась за стол и опрокинула его.

В смущении Эфидем поднялся и хотел уйти.

Но Сократ, обращая в смех это непредвиденное недоразумение, удержал его.
— Останься, Эфидем, — сказал он, — разве ты не помнишь, как намедни, когда мы ужинали у тебя, курица случайно вскочила на стол и уронила приборы, которые ты только что поставил?

Разве я тогда смутился и собрался уходить от тебя?
Тем не менее мудрец как-то обнаружил некоторую горесть по поводу семейного своего положения; когда один из друзей спросил его, что лучше, жениться или не жениться, Сократ ответил:
— И в том и в другом случае будешь раскаиваться.
Несмотря на отвратительный характер супруги,

Сократ оставался всегда ей верен, все переносил от нее и никогда не приходил в отчаяние.

Он вообще, как древние греки, был убежден, что своим достоинством женщина обязана не столько лично себе, сколько своему семейному очагу, но он признавал все же, что женщина, развивая умственные свои способности и с усердием выполняя семейные обязанности, содействует тем самым совершенствованию своей эстетической и нравственной природы; а пуская в дело тот разум, которым она наделена наравне с мужчиной, она приобретает и личные заслуги, способные возвысить как ее душу, так и репутацию той семьи, которую она растит.

Ксантиппа хотя мало извлекла для себя пользы от ясной мудрости своего знаменитого супруга, но тоже всегда была ему верна и поддержала его в последние минуты его жизни.

И если Сократ много страдал от ее нрава, то качества ее, как матери, часто вызывали похвалы нежного и любящего отца, каким был этот мудрец, умевший с такою простотою принимать участие в играх своих детей.

В честь Ксантиппы назван астероид ( 156) Ксантиппа, открытый в 1875 году.

[link]www.inpearls.ru[/link]

Сварливая жена или кто сделал из Сократа философа

Истории от Уют Делюкс
Сварливая жена или кто сделал из Сократа философа.
12.09.2018

«Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», Рейер ван Бломмендаль 1665 г.

«В свое время Сократ мне сказал: «Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом.» Не знаю, что лучше».

фраза из кинофильма «Тот самый барон Мюнхаузен»

Сократ (470/469 — 399 г. г. до н. э.) знал о чем говорил. Как пишет Диоген Лаэртский (II — III век н. э.) со слов Аристотеля, женат он был дважды.Первый раз на Ксантиппе и во второй раз на Мирто, дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого (возможно она была его первой женой).

Об Мирто точно не известно была ли она на самом деле, а Ксантиппа вошла в историю, как образец сварливой жены. На пиру, устроенном одним из богатейших в те времена людей Калием по случаю победы Автолика в гимнастическом состязании (422 г. д. н. э.), философ Антисфен (444 — 370 г. г. до н. э.) спрашивает у Сократа:

«- Если таково твоё мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живёшь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?

-Потому что, — отвечал Сократ, — и люди, желающие стать хорошими наездниками, как я вижу, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми. Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял её себе в том убеждении, что если буду переносить её, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми.»

Ксенофонт (430 — 356 г. г. до н. э.) «Пир.»

Справедливости ради надо заметить, что судя по всему жить с Сократом бедной женщине тоже было не просто. Однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед.

«Не бойся, — сказал он, — если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».

Диоген Лаэртский «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов».

Теперь на минутку представьте себе, что скажет Вам ваша несомненно милая не сварливая жена, если вы ей так ответите на жалобу, что ей нечем кормить гостей. К тому же судя по всему, Сократ ей неоднократно изменял с юношами. Поэтому была ли Ксантиппа сварлива от природы или такой ее сделала жизнь с Сократом не известно, но по своему она тоже прославилась и вошла в историю. Правды теперь не узнать, есть идеализированный образ философа Сократа на фоне его сварливой жены.
«Сократ, нашедший Алкивиада в доме Аспасии.» Жан-Леон Жером. 1861.»Сократ, нашедший Алкивиада в доме Аспасии.» Жан-Леон Жером. 1861.

Диоген Лаэртский в книге «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов» так описывает отношение Сократа с женой:

Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, —промолвил он, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь».

Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима;

он ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?»

— «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алкивиад.

«А Ксантиппа рожает мне детей», — отвечал Сократ.

Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: «Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: «Так ее, Сократ! так его, Ксантиппа!»?»

Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил: «Делай, что хочешь, — все равно раскаешься».

Как говаривал герой фильма «Поднятая целина» по роману Михаила Шолохова дед Щукарь:

«Была у меня со старухой жестокая любовь»

«История не терпит сослагательного наклонения» (Карл Хампе, Иосиф Сталин), поэтому не будем фантазировать стал бы Сократ философом, будучи счастлив в браке. Надо заметить, что женатых людей много, а философов значительно меньше. Наверное большинство людей все таки счастливо в браке.

[link]stihi.ru[/link]

Терпение никогда не смешно…

Почему Сократ терпел выходки Ксантиппы?

Всемогуща судьба, и даже такой мудрец, как Сократ(469 – 399 гг. до н. э.), не смог посредством знания и добродетели возвыситься над ней… Знаменитый афинский философ своё время, в основном, посвящал умственному образованию молодых людей, вступая с ними в длинные диалоги, но деньги за свои услуги не брал, не желая прослыть профессиональным учителем. Он искренне верил, будто избран для занятий философией свыше и приставлен к народу Афин, «как овод к коню», дабы тот не впадал «в духовную спячку», а заботился о своём нравственном самосовершенствовании и развитии интеллекта: «Бог послал меня в этот город, чтобы я будил каждого из вас, носясь целый день повсюду, уговаривал, упрекал непрестанно». Но однажды на афинском базаре он вступил в житейский диалог с молодой девушкой по имени Ксантиппа. Она стояла, подбоченившись, среди глиняных горшков и звонким голосом зазывала покупателей, расхваливая свой товар. Сократ часто прохаживался возле меняльных лавок, рыночных продавцов и знал почти каждого из них в лицо, но эту голосистую красавицу видел впервые. Афинянам он был хорошо известен, как мудрый человек, искусный мастер разговора и отличный советчик.

Народная слава пришла к афинскому философу во время первой половины Пелопоннесской войны. Он доблестно воевал, поражая всех отвагой, физической силой и закалкой. От наград Сократ отказывался, отдавая их другим. О выдержке, терпении и самоуглублении философа уже тогда ходили легенды, и девушка, продававшая глиняные горшки, вероятно, была польщена его вниманием, узнав, какой знаменитый афинянин поднял её на руки, но пощёчину ему всё-таки закатила.

Сократу, решившему взять её в жёны, придётся до конца жизни терпеть затрещины, скандальный нрав и разные истерические выходки, проявляя смирение. Но почему он выбрал эту молодую девушку в спутницы жизни? Только ли красота Ксантиппы так притянула Сократа, что он решил немедленно связать с ней свою судьбу, или острый как бритва её язык напомнил женские уроки красноречия?

Женился Сократ поздно, приблизительно на сорок восьмом году жизни, пропустив пятое семилетие – лучшее время по мнению афинского мудреца Солона для вступления мужчины в брак. Сын камнетёса Софрониска и повитухи Финареты (Фенареты) из пригорода Афин (дема Алопека), вступил в брак с девушкой по имени Ксантиппа сразу после заключения Никиева мира в Пелопоннесской войне. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что на момент смерти Сократа в 399 г. до н. э. его старшему сыну Лампроклу исполнилось двадцать лет.

В молодости философ был безнадёжно влюблён в молодую красавицу из Милета по имени Аспасия, открывшую в Афинах школу красноречия. Придя к ней первый раз на занятие из любопытства, молодой камнетёс был поражён её обаянием и умными, смелыми речами. Она отважно вступала в дискуссии с мужчинами своим певучим, нежным голосом, подшучивая над глупостью и невежеством. С того дня он забросил ваяние, посвящая всё время философии и ораторскому искусству, однако молодая и знатная красавица ничем не выделяла неказистого камнетёса из толпы других поклонников. Сократ, должно быть, страдал от неразделённого чувства и боль свою выразил в словах отчаяния: «Любовь к женщине – это яд». Но одинаковы страсти человеческие, и спустя почти двадцать четыре века повторит его мысли поэтесса Анна Ахматова: «… горек яд неразделённой любви!».

Перикл часто собирал в своём доме друзей, и в дискуссиях его «кружка» принимали участие Аспасия, философ Анаксагор, приглашённый стратегом по её просьбе из Клазомен, и другие великие греки. Разным премудростям научился у них молодой Сократ: у Аспасии – искусству риторики и спора, тонкой иронии, проникновенному и уважительному отношению к женщине, у Анаксагора – понятию тезиса «всё во всём», единства большого и малого, от Перикла – удивительной выдержке и терпению.

Философ искал утешения от любовного женского яда и всем сердцем привязался к племяннику правителя Афин Алкивиаду, красивому и своенравному юноше. Вместе с ним он участвовал в походах, когда началась Пелопоннесская война, выносил его с поля боя после ранения, спасая не раз ему жизнь. Сократ много времени уделял воспитанию племянника Перикла, отличавшегося прекрасными способностями и стремившегося с самого детства к лидерству.

Алкивиад был очень богат, окружён молодыми бездельниками и часто проявлял неуважение к людям. Он мог из бахвальства ударить любого уважаемого гражданина, и хотя под влиянием Сократа извинялся потом и даже просил наказать его плетьми, тщеславие и стремление везде быть первым мешали воспитанию нравственности.

После заключения Никиева мира Алкивиад стал правителем Афин, возглавив группировку войны. Он женился на девушке из богатой семьи, однако это не мешало ему посещать салон ионийских гетер, который содержала Аспасия. Приблизительно в это же время Сократ и познакомился на базаре с девушкой по имени Ксантиппа, острый язычок которой и красота так его приворожили, что он женился на ней.

Его молодая жена быстро убедилась, что, несмотря на то, что философ дружил со стратегами и к нему приходили многие знатные афиняне за советом, богатства ей не видать. И она топтала в ярости пироги, которые присылал Алкивиад, знавший, что денежную помощь его наставник не примет. Её имя стало нарицательным для сварливых истеричных жён во все времена: острый язык пригодился ей для отборной ругани, и она его использовала с утра и до позднего вечера.

Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу её нрав, то смогу выдержать всякие характеры». Многие осуждали философа за его супружеское терпение и предлагали ему побить Ксантиппу, но Сократ только посмеивался: «Вы хотите, чтобы город стал свидетелем наших ссор, чтобы я при всех вступил в драку с женой, а вы бы подзадоривали как на петушином бою… Поверьте мне, терпение никогда не смешно.». В глубине души философ, должно быть, понимал причину злого неистовства Ксантиппы: «Она, по-видимому, никогда его не любила». Сам он навсегда остался верен чувству своей молодости и искал в женщинах несравненную красоту и ум Аспасии, говорившей в своих беседах о равноправии: «Брак должен быть союзом двух любящих сердец».

Философ использовал ещё один шанс семейного благополучия – в Афинах, опустошённых чумой и войной, издали декрет, позволявший каждому афинянину иметь двух жён, и все дети признавались законными. Сократ женился вторым браком на овдовевшей внучке знаменитого стратега Аристида, известного своей справедливостью. Он говорил, что желал подать пример законопослушания и служения своей родине, но, возможно, втайне надеялся, что этот брак сделает сносной его семейную жизнь.

Сварливая жена и любовь по правилам: комплекс Ксантиппы
[link]www.grekomania.ru[/link]

CATEGORIES