Становление личности в подростковом возрасте

Особенности формирования личности в подростковый период

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 11.11.2016

Статья просмотрена: 1149 раз

Библиографическое описание:

Никифорова, В. А. Особенности формирования личности в подростковый период / В. А. Никифорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11352/ (дата обращения: 09.12.2020).

Анализ современной литературы свидетельствует, что проблема полового воспитания учащихся является одной из наиболее актуальных и одновременно наименее решенных в современной педагогике. Мы констатируем ускоренное физическое развитие подростков, увеличение их числа, стремящихся как можно раньше войти в социальный мир взрослых. Неопределенные ценностные ориентации современного российского общества усложняют кризисное развитие личности подростка. Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и сложность. Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают данный период развития самым трудным, так как наблюдается повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола. [1] Л. И. Божович отождествлял понятием «подростковый возраст» с понятие «подростковый криз», это говорит о том, что автор рассматривает весь подростковый возраст как критический. У одних несовершеннолетних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно. Характер перехода зависит от совокупности тех условий, которые сложатся на основе развившихся к тому моменту внутренних факторов и условий окружающей среды. [2]

Большое внимание уделяется изучению эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Так, к примеру, Е. П. Ильин выделял следующие черты характерные для эмоциональной сферы подростков:

  1. Большая эмоциональная возбудимость;
  2. Большая устойчивость эмоциональных переживаний;
  3. Повышенная готовность к переживанию страха, проявляющаяся в тревожности;
  4. Противоречивость чувств;
  5. Возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки;
  6. Сильно развитое чувство принадлежности к группе, часто проявляется страх быть отверженным группой;
  7. Предъявление высоких требований к дружбе;
  8. Проявление гражданского чувства патриотизма. [3]

Данный возраст характеризуется активностью всех видов деятельности, учебная деятельность уходит на задний план. Ведущей деятельностью можно считать общение со сверстниками. Так И. С. Кон утверждал, что раскрыться в полной мере подросток может только при общении со сверстниками. Поэтому, чаще всего в этом возрасте мальчики и девочки выбирают в друзья сверстников, которые переживают те же чувства, испытывают те же проблемы и имеют схожие интересы и увлечения. На данном этапе завязывается крепкая дружба, которая отличается избирательностью отношений, устойчивостью и глубиной. Между собой подростки бурно конфликтуют и мирятся. [6] Зачастую на данном этапе меняется круг общения и интересов. Важным моментом этого периода является поиск своего места в социуме, и осознание того, что ты «значим» в кругу сверстников. Подросток замотивирован занять определенное место в коллективе. Идет поиск признания ценности собственной личности. Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д. Б. Эльконин охарактеризовал так: «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». [9] В общении со сверстниками происходит проигрывание различных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. Формируется основное новообразование психики — самосознание.

К. Левин говорил о своеобразноймаргинальностиподростка, выражающейся в его положении междудвумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». [8]

Д. И. Фельдштейн считал, что интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения будет преобладать в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков. [4]

Под воздействием социума формируется мировоззрение, нравственные убеждения и идеалы подростков. Развиваются чувства патриотизма, интернационализма, ответственности, волевые черты характера: настойчивость, целеустремленность. Зачастую взрослые вторгаются в эти процессы и хотят направить подростка, который очень импульсивен в отношении с окружающими. Возникают конфликты, когда их пытаются контролировать, наказывают, ограничивают, требуют от них подчинения, послушания, не учитывает желания и интересы подростка. Такие методы абсолютно не приемлемы, так как они травмируют психику подростка и разрушают доверительные отношения с ними. Следует давать подростку больше возможностей для самостоятельного принятия решений, предоставлять право выбора, формировать чувство ответственности за свои действия и поступки. М. Н. Тхуго отмечал, что подростки, которым оказывается достаточная поддержка в социуме и семье, легче преодолевают эти трудности. [5]

Что же касается интересов и увлечений, то следует отметить, что внимание девочек направлено на человека и сферу его бытия. У мальчиков более выражены склонности отвлекаться на непосредственные дела заниматься не тем, что непосредственно требуется. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.

Одним из наиболее важных моментов в подростковом возрасте является физическое развитие ребенка под воздействия гормонов. С физиологической точки зрения, подростковый возраст обусловлен изменением гормонального фона. Появление вторичных половых признаков (изменением пропорции тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков), что свидетельствует о формировании репродуктивной функции. В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано. Под действием гормонов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет этого происходит феминизации фигуры. В этот период в организме могут возникнуть различные изменения, расстройства, что в большинстве случаев обуславливается перестройкой нервной, иммунной и эндокринной системы. Наблюдается изменения в ЦНС, отмечается снижение порога возбудимости, лабильности вегетативной реакции. Именно в этом период начинается проявление полового влечения. На данном этапе перестройки организма взрослый должен находиться рядом, и постараться объяснить подростку причину происходящих в организме изменений. Не следует избегать разговоров об этом. Многое современные родители, стараются просто не заострять на этом своего внимания, с целью избежать деликатный разговор. Тем самым, еще больше усугубляя состояние подростка.

Наступление поллюций и менструаций в этот период застают врасплох, и вызывает неприятные, а порой неврозоподобные последствия. Все выше описанные перестройки в организме, повышенная выработка половых гормонов ведет к изменениям отношений между полами, а это имеет социальную и нравственную окраску. Взрослые должны знать и учитывать эти, особенности и не ограничиваться гигиеническими советами и рекомендациями. Большое внимание следует уделять не только гигиене, но и режиму дня подростка, питанию. Важно своевременно и тактично разъяснять подростку характер и особенности физиологических изменений организма.

Так же не следует избегать разговоров с детьми на некоторые темы, которые заставляют их думать, что эти темы запретны. Искаженная информация вызывает у детей недоверие и нездоровый интерес. Не стоит давать ту информацию, о которой ребенок не спрашивал, или которую не готов осмыслить. Самый простой выход — дать простые ответы на вопросы подростка. На наш взгляд, родителям необходимо всесторонне развиваться в области политики, искусства, общей культуры, чтобы стать для своего ребенка примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Нам импонирует точка зрения М.Волковой, считающей, что ребенок, в период полового созревания должен вести активный образ жизни, избегая всего, что влияло бы возбуждающем образом на либидо, обосновывая это тем, что во время физической активности расходуется половая энергия. К примеру, сейчас набирает популярность здоровый образ жизни, спорт, фитнес. Мы считаем, что семья способна сформировать у ребенка любовь к спорту и здоровому образу жизни. В выходным можно устраивать совместные прогулки на велосипедах, или ходить на каток, хоккей, футбол, в спортзал. Прививать любовь к здоровому и правильному питанию. Все это поможет не только укрепить здоровье ребенка, но и сплотить семью, появятся общие интересы и увлечения.

Только с учетом всего вышесказанного, можно помочь подростку подготовиться к взрослой жизни, обучить способности адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.

  1. Драгунова Т. В. Возрастная психология.Психологические особенности подростка. — М. 1979. — 141 с.
  2. Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейна. Проблемы формирования личности. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  4. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
  5. Тхуго М. М. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированного подростка // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2013. — № 4 [14] том 2.
  6. Кон И. С. Психология ранней юности.: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1995. — 252 с.
  7. Волкова М. К вопросу о физическом воспитании мальчиков // Русская школа. — 1903. — № 1. — С. 95.
  8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд-ая пед. академия, 1995. — С.160–165.

Становление личности в подростковом возрасте
[link]moluch.ru[/link]

Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности.

Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления.

Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился.

Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность.

Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления:

  • Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)
  • Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто)
  • Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»
  • Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки)
  • Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)
  • Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи!
  • Доверие своим, а не родителям
  • Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»!
  • Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный)
  • Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)
  • Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей.

Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.

Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного.

Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления.

По варианту: прожил и пошел дальше.

И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем.

Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам

Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи.

А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!

Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность.

  • знает чего хочет и не хочет
  • умеет говорить «Нет!»
  • знает и умеет отстаивать свои границы
  • имеет свое мнение
  • не боится не понравиться другим
  • не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей
  • реалистичен, устойчив к манипулированию извне
  • идет своим путем
  • открывает, что люди не делятся на хороших и плохих
  • вырывается из оценочного подхода к себе и другим
  • стабилизирует свою самооценку
  • осваивает себя настоящего

Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал!

В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления.

Смысл, суть, задача подросткового этапа:

  • вырваться из периода послушания
  • отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности
  • избавиться от страха ослушаться
  • вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника
  • проживать не Правильную, а свою жизнь
  • жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями
  • наделать своих ошибок, получить свой опыт
  • вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».

Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.

В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.

Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем.

Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно.

Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь!

И некоторые рекомендации родителям:

  • Принимать, а не воспитывать, контролировать.
  • Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!»
  • Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.
  • Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен).
  • Быть самим Личностью!
  • Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку.
  • Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета).
  • Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного.
  • Не бояться агрессивного поведения подростка.
  • Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком.
  • Не бояться оставить последнее слово за подростком.
  • Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.
  • Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями.
  • Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.
  • Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу.
  • Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.
  • Взрослеть вприпрыжку за подростком!

Становление личности в подростковом возрасте
[link]www.b17.ru[/link]

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки,

Отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного

поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Эмоциональная сфера.После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста —личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Личностные особенности.Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.

Подражание внешним формам поведения.Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

К своему физическому развитию мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов многие из них приступают к выпол

нению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике врослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Чувство взрослости.Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка. Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.

Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответ

ственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Я-концепция.В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».

«Я-концепция» включает три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-конпеппии». Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы.

Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное.

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным — начинает читать художественную и научную литературу.

Характер.Общая логика развития всех волевых качеств может быть

выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет. В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

[link]poisk-ru.ru[/link]

Формирование «я»-образа в подростковом возрасте как фактор успешной социализации

Разделы: Литература

При социализации подростков сталкиваются два вида самостоятельности: первый определяется стихийными природными побуждениями, а второй сформирован культурой, обеспечивающей успешное включение личности в жизнедеятельность социума и образованием.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества – формирование идентичности, создание целостного «я». Таким образом, жизнь человека от рождения к своему финалу – процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только осознав себя, своё собственное «я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив от того, что «нашёл ответ на проблему человеческого существования» (Э.Фромм. Человек для себя).

Обозначив важность самоопределения в жизни подростка, нельзя не сказать о таком понятии, как самосознание. Процесс осознания собственного «Я» протекает легче и проще, чем раньше подросток начинает размышлять о себе, своих способностях и возможностях.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, у подростка начинает формироваться Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.

Введём понятие «Я-концепции». Я-концепция – это обобщённое представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, или: целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встаёт задача объединить всё, что он знает о самом себе, как о сыне, спортсмене, друге, учащемся и так далее. Все эти роли он должен собрать воедино, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и к чему нужно стремиться.

В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, поэтому у подростков формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»). В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая или не понимая себя, – в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своём Я-образе выдвигает внешний вид, который, как он полагает, ему придает особый стиль в одежде. Другой его сверстник – факт победы на последнем Конкурсе профессионального мастерства или предметной олимпиаде. Третий – тяжелое поражение на том же конкурсе/олимпиаде и затруднение в освоении математики, которая ему нелегко даётся.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих, поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение друзей и педагогов, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» – и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих своё значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» – не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших аспектов – самооценки личности. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности в обществе.

В педагогической деятельности в последние годы всё чаще стала сталкиваться с подростками из неблагополучных, малоимущих и многодетных семей, с опекаемыми и сиротами. Это зачастую эмоционально зажатые, или наоборот, слишком раскрепощённые учащиеся, создающие массу проблем не только другим, но и себе. Эта категория проблемных подростков страдает от неразвитости речевых умений, плохо осознаёт свой Я-образ. Таким подросткам сложнее реализовать свои способности, что, естественно, отражается на дальнейшей самореализации.

Замечено, что одарённые подростки далеко не всегда могут установить контакт со своим окружением. В детстве, как правило, им не дают раскрыться и проявить свою индивидуальность. Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Происходит подавление собственного «Я».

Первостепенная задача для педагога на этом этапе жизни подростка: создать условия и ситуации, где бы способности учащихся, которые долгие годы были в позиции отшельников, могли бы реализоваться. Исходя из этого, я выработала оптимальную систему действий по развитию творческих способностей социально уязвимой группы, а отсюда – проблемной части подросткового сообщества. Рассмотрим поэтапно осуществляемые мной действия.

  • 1 этап. Определение исходного творческого потенциала учащихся.
  • 2 этап. Формирование положительного Я-образа учащегося.
  • 3 этап. Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы при решении творческих задач, эмоциональной раскрепощённости.
  • 4 этап. Развитие творческих способностей (воображения и образного мышления учащихся) и перевод их в устойчивое свойство личности (поиск оригинальных решений и образная гибкость, мысленное синтезирование образа).

Первый этап складывается по-разному: кто-то раскрывается сразу, кому-то надо предоставить адаптационный период для формирования положительного Я-образа. Можно выявить такую закономерность: для активных, психологически открытых учащихся система работы такова, как это указано выше; для замкнутых, но творчески одарённых подростков третий и второй этапы меняются местами (таких подростков сложнее вытащить из скорлупы недоверия и закрытости). При сложившихся трёх этапах четвёртый этап не представляет сложности для работы педагога.

Задания, успешно работающие на реализацию названных задач, условно можно разделить на три основные группы.

Задания блока А. Речевое творчество (работа со словом, предложением, текстом).
Задания блока Б. «Открытые» творческие задания, стимулирующие творческое мышление.
Задания блока В. Задания, формирующие положительный Я-образ учащегося.

1) Задания, предусматривающие знание литературного материала с преломлением собственного «Я»:

  1. Автобиография героя.
  2. Семья Болконских и Ростовых: в чьей семье я хотел бы расти и воспитываться.
  3. Я – человек мира или войны?

2) Задания-разработки темы на основе личных образов и ассоциаций (приём ассоциирования).

3) Задания проблемные или ситуационные:

  • Если бы Раскольников жил в наши дни…
  • Стоя перед судом, чего бы я просил: прощения или справедливости.
  • Сильный характером человек – это…(по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»).

4) Ролевые задания и нетрадиционные формы занятий:

  • Творческие уроки-спектакли.
  • Презентация героя.
  • Реклама книги, произведения, автора.
  • Придумывание и разыгрывание драматургического отрывка.
  • Уроки с включением тренинговых упражнений.

5) Художественное творчество обучающихся. Создание нового продукта: текста, иллюстрации, презентации и т.д.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Хотя надо сказать, что и социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в данный период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно чёткого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Подростки-старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности; их самооценка становится всё более обобщённой. Кроме того, совершенствуются так же и суждения относительно своих недостатков. И, если наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для юноши выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основание ценностного отношения подростка к себе, то содержание самооценок девушек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

Кроме того, представленные выше примеры заданий на уроках литературы в старших классах хороши еще и с психологической точки зрения. В созданных историях могут «проигрываться» внутренние конфликты и потенциал наших взаимоотношений. Анализируя образ главного героя, мы можем составить целостную картину отношения подростка к окружающему миру, самому себе, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления. Особое внимание следует уделять эпитетам, прилагательным, метафорам, применяемым в описании главного героя. Данные средства выражают эмоциональное отношение пишущего к себе. Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую; можно понять, какое поведение приводит героя к успеху: агрессия, помощь других, хитрость, сотрудничество, борьба.

Все перечисленные задания снимают у старшеклассников эмоциональный дискомфорт выражения собственного Я уже к концу первого года работы над реализацией проекта по формированию положительного Я-образа. Учащимся категории сирот, опекаемым помимо постоянного контроля над выполнением задания требуется словесная поддержка чаще, чем остальным категориям учащихся. Формирование положительное образа Я у таких учащихся проходит сложнее, занимает период более года. Среди условий, стимулирующих творческое мышление подростков можно выделить: разрешение/поощрение множества вопросов со стороны обучающегося; создание ситуации незавершённости или открытости; стимулирование ответственности и независимости; внимание со стороны взрослых и сверстников к интересам обучающихся; привлечение обучающихся к самостоятельным разработкам, наблюдениям, обобщениям.

Представленные задания по формированию Я-образа в подростковом возрасте прошли апробацию.

Подводя итоги, можно заключить следующее. Подростковый период очень важен для формирования у подростка самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания и самовоспитания и в целом – развития личности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы работы.

  1. Аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной.
  2. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  3. Педагог способен оказать помощь в самоопределении подростка. Основными задачами должны стать: формирование видения альтернатив в ситуации выбора, становление внутренней системы критериев оценки.
  4. Формирование «Я-концепции» и Я-образа способствует углублённому проникновению в свой внутренний мир, успешному построению поведения молодого человека, обретению собственного места в окружающем мире.

Список литературы

  1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста. Средства качественной оценки образовательных систем. – Автореферат диссертации, Казанский госуниверситет, 2000.
  2. Аттестация учителей русского языка и литературы (методические рекомендации). – Москва: Айрис-пресс, 2005.
  3. Диагностика и коррекция профессионально-значимых качеств. – Екатеринбург: ИРРО, 1997.
  4. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность (Сборник научных трудов).– Свердловск: СИПИ, 1990.
  5. Майерс Дэвид. Социальная психология. – С.Петербург: Питер, 2002.
  6. Народное образование. Выпуски журнала за 2010-2014 годы.
  7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. – Вопросы психологии, 1996, №1.
  8. Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. – С.Петербург: Питер, 2000.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 томах. Том 1. – Москва,1989.
  10. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. – Москва: Академия, 1996.
  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993.

[link]urok.1sept.ru[/link]

Формирование личности подростка

Проблемой формирования личности подростка в течение многих лет занимается Д.И.Фельдштейн. Исследования, проведенные под его руководством, показывают, что переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества (16).

Д.И.Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознание своего «я» и утверждение во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений (16).

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.

Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Наряду с самооценкой важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму как осознания подростком своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. И, наконец, значимым показателем социального развития выступают интересы растущих людей, в которых выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность (16).

Д.И.Фельдштейн утверждает, что процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сензитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза к социальному развитию, формированию личностного самоопределения растущих людей (16).

Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, что уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире и обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Для ребенка в это время типично стремление и потребность быть взрослым, «значимым среди взрослых», желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений.

Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие ребенком чувства долга (16).

Главное для десяти-одиннадцатилетнего подростка — получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку (16).

Накопление объема разных форм социально признаваемых дел приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития.

Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом.

Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу — «я для всех», что формирует сознательное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти свое место в коллективе — выделиться, не быть заурядным, играть определенную роль в обществе (16).

Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей, стадии подросткового периода, в 14-15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации (16).

Говоря о развитии личности подростка, особое внимание следует уделить его афективно-потребностной сфере.

Как отмечалось многими авторами, центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Проявления чувства взрослости многообразны. Они были подробно описаны Т.В.Драгуновой (3,10).

1. Подражание внешним признакам взрослости-курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой
досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста — очень благоприятное время
для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л.И.Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» — бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как
правило низкой для подростков, их высокому уровню притязаний (12).

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводят к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

Рост самосознания подростка приводит к тому, что они иногда достаточно придирчиво оценивает свои внешние качества и душевные свойства. Подросток много думает о своих волевых качествах и путях их укрепления. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его качества ума, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может, в зависимости от обстоятельств и обстановки, вызвать у подростка аффективную вспышку <надерзит, нагрубит, заплачет) или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т.д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным (19).

Другой серьезной причиной депрессивного состояния подростка могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а вместе с тем они невольно владеют им. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, заставляет его чувствовать собственное бессилие, и это также приводит его в депрессивное эмоциональное состояние. Он всячески стремится его скрыть от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состояния, а этого он очень стыдится (19).

Литература по теме:

1. Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: МПСИ, 1996.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж: МПСИ, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л.С. Педология подростка //Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 232-286.

5. ДрагуноваТ.В. Кризис объясняли по-разному. // Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 237-239.

6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагоги­ческие характеристики переходного возраста. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.МПСИ, 1996, с. 239-248.

7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.-Воронеж: МПСИ, 1997.

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 1997.

9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагентство», 1996.

11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А.Реана. СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001.

12. Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. М.:МПА, 1995.

13. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж: МПСИ, 1996.

15. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 163-168.

16. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 248-259.

17. ФельдштейнД.И. Психология взросления. М.:МПСИ, из-во «Флинта», 1999.

18. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. // Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с
313-320.

19. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М,- Воронеж: МПСИ, 1998.

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 322 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

[link]helpiks.org[/link]

Формирование подростка

Гарантированный ответ в течение часа

Формирование подростка происходит с 12 до 17 лет,и на каждом этапе есть свои особенности. Если в начале (12 -14 лет) главным способом самовыражения и самоутверждения является вызов обществу, что в определенной степени связано и с меняющимся гормональным фоном, то на завершающем этапе (15-17 лет) личность самоопределилась со своим местом в жизниивыбором профессии.

Психологический возраст – часто не совпадает с возрастом физиологическим и не соответствует цифрам в документе. За счет акселерации наблюдается раннее вступление в подростничество, рамки сдвигаются как в ту, так и в другую сторону.

Влияние социализации:

• Переход из младшего школьного возраста в средний связан с изменением видов деятельности. Если в младшей школе главным является учеба, в средней школе основной вид деятельности – общение.

• Расширяется сфера общения: если раньше был один учитель, теперь каждый предмет ведет один преподаватель. Необходимо выстраивать новые отношения, как с преподавателями, так и со сверстниками.

• Меняется положение в семье – родители больше доверяют, обсуждают семейные проблемы.

Биологические изменения:

• Формирование вторичных половых признаков за счет меняющего гормонального фона.

• Интенсивный рост тела. Органы и системы не успевают за физическими изменениями.

Половое созревание приводит к частым перепадам настроения от плаксивости, до агрессивности. Кажущееся неадекватное поведение, психологически оправдано, подросток пытается занять свою нишу в коллективе любыми доступными методами.

Как уже говорилось ранее, основной приоритет для подростка – это общение с ровесниками, но не просто общение, а желание выделиться, привлечь к себе внимание, стать значимым в компании, занять лидерскую позицию.

Родители не всегда могут адекватно оценивать свое чадо и во всех смертных грехах обвиняют друзей сына или дочери, но в этом возрасте у подростка достаточно развито объективное восприятие ситуации. Он в состоянии отличить «добро» и «зло».

Несмотря на то, что жизнь меняется и не стоит на месте, проблема отцов и детей остается актуальной. Взрослые не принимают, что происходит с подростками, их взросление, не признают их автономии.

В этот период проявляется эмпатия со стороны подростка по отношению к взрослым и родителям. Однако новое поведение не замечаетсявзрослымиили оценивается некорректно.

Половое созревание вносит свои изменения и в отношения к противоположному полу. У мальчиков интерес проявляется в форме ущипнуть, ударить, у девочек – игнорирование. Это своеобразный вариант психологической защиты: избегание неудачи, страх быть отвергнутым.

Пубертатный кризис

Любой возрастной кризис подразумевает переход от накопленных количественных изменений на новый уровень качественных отношений. Происходит ломка старых установок и ценностей и замена на новые, процесс идет болезненно, как для самого подростка, так и для его окружения. Взрослые видят сложности не в самом кризисе, а в посткризисном периоде, когда активно продолжает формироваться личностное «Я».

Юношеский возраст —14-16 лет

Приобретение возраста – возникает вопрос о смысле жизни и выборе своего пути в жизни, профориентация.

Американский психолог Э. Эриксон рассматривает этот период через призму «кризиса идентичности».

Формирование подростковой идентичности проходит несколько этапов (классификация Д. Марше):

• «диффузная» идентичность – поиск себя, идентичность не сформирована;

• предрешенный вариант развития – выбор не самой личности, а окружения, часто девиантное поведение;

• «проба ролей» — меняющееся поведение, примеряет на себя разные типы поведения в обществе;

• «зрелая идентичность» — начало самореализации, поиск себя завершен.

Понятие смысла жизни в юности и в возрасте 40 лет (кризис среднего возраста) отличается. Если в 40 лет, подводятся своеобразные итоги, то для юности – это начало жизни, выбор профессии, возможность раскрыться и самореализоваться.

Физическое развитие и формирование подростка

Физические изменения включают три составляющие: рост, вес, наличие вторичных половых признаком.

У мальчиков с возраста 10 до 19 лет

• рост увеличивается со 141 см до 185 см. (средний показатель);

• вес – с 34 кг до 72 кг;

• вторичные половые признаки от появления незначительного оволосения по мужскому типу, увеличения полового члена, ночных поллюций, до окончательного формирования волосяного покрова на груди, в подмышечных впадинах, в области лобка, на лице.

У девочек в этом же возрасте

• рост – со 141 см до 174 см. (средний показатель);

• прибавка веса от 34 кгдо 63 кг;

• оволосение по женскому типу, первичные месячные без формирования яйцеклетки, до регулярных, рост молочных желез.

Нельзя не сказать, что внешний вид для подростков важен и для межличностных контактов.

Для девочек: идеальная фигура девушек с модельной внешностью, несоответствие собственной фигуры модельным параметрам приводит к принудительным диетам, кахексии и нервным срывам.

У мальчиков: погоня за спортивным телосложением приводит к занятиям разными видами спорта и употребление анаболических гормонов.

Все это может негативно сказаться на физиологических процессах еще не сформированного организма подростка и привести к больничной койке. Дело в том, что интенсивный рост скелета не обеспечивает аналогичного роста органов: может быть сердцебиение, одышка, обмороки, потливость.

[link]puzkarapuz.ru[/link]

CATEGORIES