Социально психологическая адаптация инвалидов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Социально-психологическая реабилитация инвалидов

Социально-психологическая адаптация является неотъемлемой составляющей успешного процесса реабилитации пациентов, страдающих тяжёлой, инвалидизирующей патологией либо перенесших серьёзные стрессы, соматические заболевания или травмы. Она жизненно необходима для нормального взаимодействия личности и общества.

Одним из важнейших аспектов, составляющих общую интеграционную проблему современности, является процесс социально-психологической адаптации лиц, имеющих ограниченные возможности, к условиям жизни в современном обществе. По сути, именно он коренным образом определяет эффективность абсолютно всех коррекционных мероприятий, предпринимаемых специалистами, работающими с данной категорией населения.

Ни в коем случае не следует воспринимать инвалидность как проблему определённого ограниченного круга людей, она должна рассматриваться с позиции общественности. Ведь её сущность определяется и правовыми, и производственными, и экономическими, и коммуникативными, и психологическими особенностями взаимодействия лиц с ограниченными возможностями с окружающей их действительностью.

Потребности инвалидов условно могут быть разделены на две основные группы. Первая – это общие, соответствующие нуждам всех остальных граждан, а вторая – особые, то есть непосредственно связанные с тем или иным заболеванием. Наиболее типичными из второй категории являются восстановление и адаптация нарушенных способностей к передвижению, общению, различным видам деятельности. Сюда же относятся обеспечение возможности получать необходимые знания, работу, иметь комфортные бытовые условия, иметь свободный доступ к объектам культурной, общественно-бытовой и других социально значимых сфер.

Всё это требует адекватной социально-психологической адаптации инвалида, так как его физическое самочувствие и состояние личности, как правило, сопровождаются существенными ограничениями жизнедеятельности, не позволяя ему чувствовать себя полноправным членом общества. На этом фоне у лиц данной категории населения нередко имеет место отсутствие либо снижение интереса к жизни, исчезновение желания заниматься общественно полезной деятельностью.

Необходимую психологическую помощь инвалиды получают в специальных медико-учебных учреждениях, где с ними работают квалифицированные специалисты. Благодаря проводимым занятиям больные люди приобретают новые навыки, учатся адекватно воспринимать окружающий мир, общество, борются с депрессивными состояниями, учатся жить, не зацикливаясь на своих ограничениях, и находиться в струе общественно активной жизни.

Социально-психологическая адаптация должна обязательно быть включена в комплексную реабилитационную программу лиц, получивших тяжёлые травмы, перенесших сердечнососудистые (инфаркт миокарда) или мозговые (инсульт) катастрофы, страдающих болезнью Паркинсона, Альцгеймера, детским церебральным параличом и т.д.

(495) 51-722-51 — информация по клиникам и центрам реабилитации

Реабилитационный центр Левинштейн в городе Раанана является уникальным медицинским учреждением, одним из ведущих в мире центров восстановительной медицины. Не имеющая аналогов на Западе больница специализируется на реабилитации травм головы, спинного мозга, конечностей и др. Основной контингент — пациенты, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях (взрослые и дети) и в результате террористических атак. Главным фактором полного выздоровления является разработанная ведущими специалистами медицинского центра Левинштейн уникальная концепция комплексной реабилитации.

До недавнего времени отсутствовал полноценный московский реабилитационный центр, работала лишь пара-тройка государственных клиник формата «санаторий-реабилитация», чудом сохранившихся ещё с советских времён. Но, как уже отмечалось, санатории и лечение опорно-двигательной системы — понятия практически взаимоисключающие.

Социально психологическая адаптация инвалидов

Пути совершенствования социальной адаптации молодых инвалидов

Большую роль в социальной адаптации инвалидов в социум играют общественные организации. Активизация самодеятельности граждан с проблемами здоровья свидетельствует не только о возрастании уровня демократизации общества, но и о поисках путей улучшения своего материального положения. Общественные организации инвалидов не обладают властной и ресурсной мощью государства, но у них есть ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат.

Во-первых, организации инвалидов объединяют в своих рядах самих инвалидов, а следовательно, в своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Во-вторых, общественные объединения инвалидов несут в себе возможность самовыражения, самореализации инвалидов. Благодаря этому они могут аккумулировать такой уникальный ресурс, как социальная инициатива и активность самих инвалидов. Это позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем.

В-третьих, общественные объединения инвалидов являются единственной организованной социальной структурой, которая имеет возможность получать более полную информацию о социальном положении и потребностях инвалидов. Такая информация совершенно необходима для разработки сколько-нибудь состоятельных нормативно-правовых актов и государственных программ поддержки и реабилитации инвалидов.

В-четвертых, внутренняя заинтересованность этих организаций в социальной защите своих членов или участников неизбежно приводит к формированию в них достаточно развитых, разветвленных организационных и кадровых структур, определенной социальной и производственной инфраструктуры. Эти структуры нацелены на решение проблем инвалидов и способны участвовать в реализации совместных с государством программ в этой сфере.

В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии осуществить, либо будут это делать с гораздо меньшим эффектом. Именно на таком разделении и взаимном дополнении и должно быть основано социальное партнерство государства и организаций инвалидов в решении проблем людей с ограниченными возможностями.

Молодые люди с инвалидностью, выступающие объектом анализа в данной работе, представляют собой социальную группу, о которой известно мало. Между тем, на этот возраст (14 — 30 лет) приходится переход от детской к взрослой жизни. Потребности молодых людей с инвалидностью не отличаются от потребностей их сверстников, но остаются неудовлетворенными, прежде всего, из-за предвзятого отношения, социальной изоляции (проживание дома и несамостоятельность) и дискриминации (более низкие уровень и качество образования, ограничения в выборе направлений профессионального образования). Для молодых инвалидов отсутствие опыта работы и проблема первого выхода на рынок труда (в отличие от взрослых инвалидов) в большей степени увеличивают риск не найти работу.

Одновременно, в социальной структуре инвалидов молодые инвалиды представляют наиболее активную, нацеленную на возможности самостоятельно зарабатывать категорию, а, значит, государство должно, прежде всего, обращать внимание на эту группу инвалидов.

Главным звеном в решении проблемы социальной адаптации, а также в реализации жизненных планов молодых инвалидов являются общественные объединения, членами которых являются как инвалиды, так и здоровые люди.

Результатом работы общественных объединений должно стать:

1. Эмоционально-смысловое развитие личности, содействие образованию и самообразованию молодых инвалидов;

2. Вовлечение молодых инвалидов и физически здоровой молодежи в совместную творческую и общественно полезную деятельность;

3. Создание психологически благоприятных отношений молодых инвалидов с физически здоровыми людьми;

4. Активное приспособление к условиям социальной среды путем принятия и усвоения ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе;

5. Достижение оптимального физического, интеллектуального, психического уровня молодых инвалидов.

Деятельность Курганской областной общественной организации спортивно-реабилитационного клуба инвалидов «Ахиллес» строится на реализации ряда программ, способствующих развитию позитивных жизнеутверждающих установок, нацеленных на интеграцию молодых инвалидов в жизнь общества, развития их творческих способностей, вовлечения молодых людей с инвалидностью в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества, создание системы адаптации их в обществе.

С начала работы специалистами Клуба реализовано более 60 социально значимых проектов. Среди них проекты, получившие поддержку в фонде АЙРЕКС «Невозможное возможно!» (дистанционное обучение детей-инвалидов); в «Национальном благотворительном фонде» — «Одиссея» (организация и проведение летних палаточных лагерей для детей-инвалидов и их друзей); проекты, руководителем которых была Вера Павловна, получали грантовую поддержку на областном уровне.

КОООСРК «Ахиллес» тесно сотрудничает с клубами молодых инвалидов во всех районах области, накоплен опыт работы по организации адресной помощи, культурно-массовой работы, оказанию социально-психологической поддержки молодых инвалидов и членов их семей.

В связи с проведённым анализом работы для более эффективной работы Клуба хочется дополнительно внести следующие предложения:

1. Усилить финансовую поддержку со стороны администрации г. Кургана (это и выделение субсидий на аренду помещения, и дополнительное финансирование проектов, и расширение штата сотрудников).

Невозможно не отметить того, что важной причиной недостаточно эффективного выполнения организациями инвалидов их социальных функций можно назвать откровенную слабость финансово-экономического положения этих организаций. Они не могут эффективно функционировать и вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание. Мы полагаем, что общественные организации можно сделать дополнительной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты молодых инвалидов. Для этого необходимо усилить (финансовую, законодательную и др.) поддержку общественных объединений, решающих проблемы молодых инвалидов. Только будучи партнерами, государство и общественные объединения могут добиться положительной динамики в интеграции молодых инвалидов в общество и в реализации их жизненных планов.

2. Было бы полезным внести изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов, расширяющие возможности молодежных и детских организаций, работающих с молодыми инвалидами, для предоставления своих проектов и программ.

3. Система работы государственных органов власти с общественными объединениями может включать в себя информационное обеспечение и обучение кадров объединений инвалидов, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности.

4. Для привлечения внимания общественности к проблемам инвалидов, их материальной и духовной поддержке необходимо проводить рекламные акции в средствах массовой информации, на улицах города. Необходима информационная кампания для изменения отношения общества, формирования позитивного восприятия инвалидов.

5. В рамках учебного курса для специалистов по социальной работе могут быть предложены для изучения следующие темы: «Специфика деятельности общественных объединений, работающих с молодыми инвалидами», «Роль общественных объединений в формировании и реализации жизненных планов молодых инвалидов».

6. Необходимо развивать форму обучения инвалидов в общеобразовательной школе. Эта форма важна не только для молодых инвалидов, но и для здоровой молодежи, потому что в своей дальнейшей жизни эта молодежь будет относиться к инвалидам нормально. Для этого нужно постепенно создавать специальные классы интегрированного обучения. 7. Необходимо развивать и укреплять сотрудничество с представителями общественности г. Кургана, по вопросам создания условий для включения молодежи с инвалидностью, как активного субъекта общественных отношений, через развитие и интеграцию молодежного потенциала в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития региона.

Часто молодые инвалиды не признаются специфической категорией молодежи, и их потенциал не задействован при решении важных вопросов молодежной и социальной политики. Усилия организаций, отвечающих за работу с молодыми инвалидами, разобщены. Поэтому необходимо выделить молодых инвалидов, как отдельную категорию в статистике, в социальной политике, в социальной работе, и, следовательно, разрабатывать специфические для данной категории методы реабилитации и адаптации.

Важным является формирование их активной жизненной позиции путём привлечения внимания заинтересованных организаций и структур для принятия действенных эффективных мер, направленных на социальную защиту и реабилитацию молодых инвалидов, установление контактов с подобными организациями, изучение позитивного опыта, проведение совместных акций.

Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению

Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефект у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем.

В связи с этим основной задачей реабилитационой работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных связен, то есть социально психологическая адаптация (у поздно ослепших — реадаптания).

В процессе реабилитапионпой работы по социально-психологической адаптации (реадаптации) слепых перед практическими работниками специальных учреждении (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникает необходимость преодолеть депрессию, возникающую как реакция на слепоту, сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту и деятельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации.

Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Наиболее серьезные психические травмы наблюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгновенно ослепших оказывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зрение постепенно. Однако, как показывает практика реабилитационной работы, даже в этих случаях приобщение ослепших к деятельности позволяет снять депрессию и восстановить оптимистическое отношение к жизни.

Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у рано ослепших), или (стр.96) перестройка динамических стереотипов (у ослепших в более позднем возрасте).

Зависимость этих процессов от личности ослепшего отчетливо проявляется в выделенных B.C. Сверловым четырех типах поведения непосредственно после утраты зрения (речь идет о периоде осознания дефекта детьми школьного возраста):

1. Безразлично вялый. Представители зтою типа поведения длительное время находится в депрессивном состоянии и ничего не предпринимают для восстановлении своего положения в обществе.

2. Рассудительно волевой. Представители этого типа поведения направляют усилия на преодоление последствий дефекта.

3. Контрастный. Представители этого типа поведения впадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобилизуют свои силы на преодоление последствий дефекта.

4. Неустойчивый. У представшелей этого типа поведения наблюдаются регулярные переходы от депрессии к оптимистическому настроению.

При утрате зрения в зрелом возрасте реакции ослепших существенно варьируют по силе и характеру реагирования, степени адекватности оценки влияния дефекта на жизнь инвалида и т.д. И.П. Дрызго выделяет четыре типа реагирования на зрительный дефект:

1. Наличие адекватной реакции и поведения при кратковременных снижениях настроения;

2. Проявления кратковременных невротических реакции в виде эмоциональной дезорганизованпости, астении, гипертрофированного представления о своем дефекте;

3. Наличие длительной невротической реакции, снижение психической активности ипохондрия на почве гипертрофированного представления о дефекте;

4. Отчетливая представленность патохарактерологических черт, повышенная аффективная возбудимость, завышенная самооценка, отчетливо выраженный эгоцентризм.

Возникающие у ослепших состояния депрессии, фрустрации, дистрессы, нервно-психические отклонения, проявления патохарактерологических черт исчезают в ходе реабилитационной работы (психологическая, психотерапевтическая помошь) по мере того, как они осознают, что могут трудиться, обслуживать себя в быту, т.е. восстановить хотя бы частично свое социальное положение.

В результате включения о деятельность начинается процесс преодаления психологического кризиса, выхода из состояния психологического (стр.97) конфликта. Этот процесс имеет поэтапный характер. В.С. Мерлин выделяет четыре фазы: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза занятия, на которой инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей о своей инвалидности; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда складывается характер и стиль деятельности инвалида, определяющие весь ею дальнейший жизненный путь.

Решающим моментом в социально-психологической реабилитации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив.

Именно в коллективе складывается у инвалида правильное отношение к своему дефекту, что является решающим фактором реабилитации.

Источники:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ Социально-психологическая реабилитация инвалидов Социально-психологическая адаптация является неотъемлемой составляющей успешного процесса реабилитации
http://rehabilitation.su/sociopsychologicaladaptation/
Социально психологическая адаптация инвалидов
Социально психологическая адаптация инвалидов Пути совершенствования социальной адаптации молодых инвалидов Большую роль в социальной адаптации инвалидов в социум играют общественные
http://studbooks.net/653607/sotsiologiya/puti_sovershenstvovaniya_sotsialnoy_adaptatsii_molodyh_invalidov
Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению
Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а
http://helpiks.org/5-87476.html

CATEGORIES