Социальная адаптация пожилых людей

Адаптация пожилых людей: тонкости и нюансы

Проблемы социальной и социально-психологической адаптации пенсионеров являются самыми актуальными на данный момент. Чтобы сделать адаптацию плавной, необходимо учитывать особенности преклонного возраста. Крайне важно не нарушать уклад жизни пожилых людей. Особенно это касается домов-интернатов и пансионатов, адаптация пожилых людей в которых иногда вызывает у пенсионеров болезненные и тревожные ощущения.

Средняя продолжительность жизни за последнее время очень увеличилась. В связи с этим возросла и доля пенсионеров в обществе. Проблемы, связанные с их общественным и социальным положением, ролью и местом в семье, медико-социальной реабилитацией и социальным обслуживанием, социальным попечительством над ними, являются особенно важными и значимыми. Социальная адаптация пожилых людей в обществе является одной из основных задач, которые стоят перед соцслужбами.

Социальный аспект старения является особенно значимым. Дело в том, что старость является переходом к выполнению новой социальной роли, а значит, она предполагает изменения в групповых и межличностных отношениях. К сожалению, в европейской цивилизации не сохраняется особенная моральная аура по отношению к пенсионерам. А вот восточная культура славится следованием традициям и уважением по отношению к престарелым.

Обыденное сознание и система ценностей западного человека определяет пенсионера как субъект репродукции. Разумеется, адаптация пожилых людей при таком отношении к ним значительно затрудняется, то есть член общества, который уже выполнил свою основную функцию, становится своеобразным бременем для своего биологического вида. Увы, о моральных и высших аспектах проблемы старости речи вообще не идёт.

Разумеется, для того, чтобы переосмыслить моральные нюансы старения и положения, в котором оказывается пенсионер, нам потребуется много времени и усилий. Социальная адаптация пожилого человека должна быть направлена на то, чтобы пенсионер чувствовал себя полноценным членом общества.

На данный момент стремление общества к облегчению заключительного этапа жизни пенсионеров ограничивается законодательством, медицинскими услугами, домами престарелых, пансионатами и пр. Адаптация пожилых людей, как правило, проходит весьма болезненно.

К сожалению, условия современного мира не способствуют социальной адаптации пенсионеров. Ситуация становится парадоксальной. Медицинские работники стремятся продлить жизнь людей, однако положение, в котором оказываются пенсионеры, весьма плачевно. При этом, такая важная тема, как адаптация людей пожилого возраста не получает должного внимания.

Отношение к старости говорит о моральном уровне общества. Добрая, достойная, счастливая, красивая старость является отражением человеческих ценностей. Если такому вопросу, как адаптация пожилых людей, не уделить внимания, то каждого из нас ждут не самые счастливые последние годы жизни.

Ритм старения определяется уровнем жизни пожилого человека, условиями труда, социальными и психологическими факторами, образом жизни.

Когда человек становится пожилым, происходит переоценка ценностей и ориентиров. Он меняет свой образ жизни, прекращает производственную деятельность и утрачивает деловые связи. Однако пенсионер продолжает принимать участие в некоторых видах общественной деятельности, благодаря чему адаптация пожилых людей протекает не так болезненно.

В печальном положении оказываются те пожилые люди, труд которых высоко оценивался в прошлом, а сейчас оказался бесполезным и ненужным. С прекращением трудовой деятельности у них ухудшается состояние здоровья. Отсутствие труда влияет на жизненный тонус и психическое состояние человека. Это является вполне естественным, ведь труд, как известно, — важнейшее условие хорошего самочувствия, благодаря которому адаптация пожилых людей проходит естественно и легко.

Образ жизни людей преклонного возраста зависит от того, как они проводят свой досуг, создает ли общество возможности для того, чтобы они проводили свое свободное время полноценно и активно. Многие пенсионеры увлекаются общественной деятельностью и находят в этом огромное удовольствие. Разумеется, адаптация пожилых людей, увлечённых любимым делом, не вызывает у них каких-либо затруднений.

Социально-психологических факторов, которые влияют на адаптацию пенсионеров, очень много, но основным является стресс. Речь идет о неспецифических реакциях организма, которые вызваны стрессовыми факторами. Пенсионеры тяжело переживают свой выход на пенсию, смерть одного из супругов, изоляцию, эмоциональные конфликты и пр. Психологическая адаптация пожилых людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации, позволяет им принять своё новое положение и начать жизнь «с чистого листа».

Стрессовые реакции развиваются поэтапно. Сначала возникает стадия мобилизации, затем стадия адаптации, а после этого стадия истощения. Первая стадия характеризуется повышением артериального давления, тонуса нервной системы, возникновением страхов, тревог и агрессивных состояний. На стадии адаптации организм вырабатывает приспособительные реакции, нормализуются физиологические функции и психические процессы. Если стресс умеренный, то он способствует тому, чтобы выработалась приспособительное поведение.

Иначе говоря, организм человека адаптируется к возникшей ситуации. Такое состояние называется «эустресс». Если же человек не может справиться с принятием сложившейся жизненной ситуации, то наступает стадия истощения, нарушается психика и развиваются многочисленные заболевания. Такое состояние имеет название «дистресс». Постоянный хронический стресс негативно воздействует на организм, вызывает преждевременное старение, снижает иммунитет, способствует развитию болезней. Проблемы адаптации пожилых людей зачастую являются причинами ухудшающегося состояния их здоровья.

К сожалению, проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, отличаются многогранностью. Чтобы их решить необходимо предпринять меры, которые направлены на то, чтобы повысить жизнеспособность и качество жизни пенсионеров, сделать так, чтобы адаптация пожилых людей не была для них столь неприятной и болезненной.

Как происходит социальная адаптация пожилого человека в современном обществе

Социальная адаптация — это активное приспособление личности к новым условиям.

Речь идет о социальном процессе, активном усвоении социальных норм, необходимых для жизни в новых условиях. Как правило, адаптация протекает в течение короткого промежутка времени. Социальная адаптация — важнейший механизм социализации.

Если социальная адаптация пройдена успешно, то пенсионер психологически удовлетворён условиями своей жизни. Как правило, такие люди адекватно относятся к своему новому образу жизни и новому положению. Они рады тому, что у них появилось большое количество свободного времени, они больше общаются, занимаются творчеством.

Если же возникли проблемы адаптации пожилого человека, то это чревато ухудшением состояния здоровья и плохим самочувствием. Дезадаптация характеризуется отсутствием равновесия в отношениях между личностью и окружающей средой. К сожалению, некоторые пенсионеры сильно переживают из-за того, что условия их жизни изменились. В такой ситуации адаптация длится долго и болезненно. Пожилой человек не может обрести новый круг общения, чем-либо увлечься, найти новые интересы.

Если адаптация пожилых людей в обществе не прошла успешно, то, как правило, это вызвано одной из следующих причин:

Гормональная перестройка организма;

Пересмотр жизненных ориентиров;

Изменения в карьере;

Выросшие дети, которые больше не нуждаются в своих родителях;

Изменение общего состояния здоровья.

Социальный работник, который обнаруживает симптомы дезадаптации у пенсионера, должен понять, чем именно недоволен пожилой человек. Вероятнее всего, удастся создать целый список причин, по которым социально-психологическая адаптация пожилых людей проходит столь болезненно. Соцработнику необходимо выявить основную причину недовольства, а также возможные варианты решения проблемы.

1) Физиологическая адаптация

Пенсионерам свойственны разнообразные психофизиологические изменения. Ослабление функциональных возможностей в старости проявляется, прежде всего, в том, что организм тяжело адаптируется к окружающей среде. Тело пожилого откликается на любые внешние раздражители. К примеру, пенсионеры часто реагируют на изменение влажности воздуха, погоды, давления и пр. Нужно заметить, что стареющие граждане с трудом адаптируются к новой жизненной ситуации.

Для решения вопросов физиологической адаптации пенсионеров особенно важными являются следующие факторы:

Качество бытового обслуживания;

2) Социально-экономическое приспособление — усвоение социально-экономических норм, принципов взаимоотношений. Экономическая адаптация очень важна для пожилого, если он является бедным, нетрудоустроенным человеком.

Пенсионерам рекомендуется заниматься посильным трудом, жить в хороших материальных и бытовых условиях.

3) Социально-педагогическая адаптация предполагает формирование жизненных ценностей посредством образовательных и воспитательных методов.

Социально-педагогическая адаптация пенсионеров осуществляется при помощи следующих методов:

Обучение по специальной литературе (брошюры, памятки, инструкции);

4) Социально-психологическая адаптация (психологическая) — это процесс, который связан с приспособлением психики человека к воздействию стресса и предохранением психики от излишней нагрузки посредством формирования оптимального физического и нервно-психического тонуса.

Для того чтобы адаптация пожилых людей в современном обществе протекала менее болезненно, социальные работники используют следующие методы:

Коммуникативные методы (психодрама, трансактный анализ, гештальттерапия);

Методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, и т.д.);

Дискуссионная терапия (технология социальной адаптации пожилых людей посредством обсуждения вопросов, беспокоящих пенсионера);

Создание среды позитивного общения;

Благодаря использованию вышеперечисленных методов, адаптация пожилых людей протекает более естественно, плавно и безболезненно.

Профессиональная адаптация — это адаптация престарелого пациента к новому виду деловой активности, коллективу, условиям труда и характеристикам определенной профессии.

Успех профессиональной адаптации определяется склонностью пенсионера к конкретной производственной деятельности, совпадения социальной и индивидуальной мотивации труда и прочих обстоятельств. Профессиональная адаптация, будучи подвидом социальной адаптации, имеет место быть только в трудовых взаимоотношениях, то есть речь идёт о приспособлении сотрудника к условиям труда, стандартам работы и пр.

Как происходит адаптация пожилых людей в частных домах для престарелых

Отношение престарелых людей к жизни в пансионатах бывает разным. Одни считают своё положение возможностью жить в комфортных условиях без необходимости создавать проблемы для членов семьи и общества. Другие же недовольны своим новым положением и надеются на то, что скоро вернутся домой. Кстати, последние зачастую считают своих детей безжалостными и бесчеловечными. Социальная адаптация людей пожилого возраста в такой ситуации значительно осложняется.

Поступление в пансионат для престарелых является критическим моментом в жизни пенсионера. Он сталкивается с непредвиденными ситуациями, новыми людьми, непривычной обстановкой, неясностью своего социального статуса. Наличие подобных обстоятельств заставляет пожилых людей приспосабливаться к внешней среде, реагировать на изменения, которые происходят в ней. Пожилые люди переоценивают себя, свои возможности исходя из условий изменившейся ситуации. Этот процесс является болезненным и сложным, но пенсионерам помогают справиться с подобными трудностями сотрудники пансионата.

С поступившими пенсионерами работают психологи. Адаптация, реабилитация пожилых людей предполагает прохождение следующих этапов:

Этап 1: Социальная и психологическая адаптациядлится 14 дней

Задача на первой стадии — ослабить ощущение тревожности у пенсионеров. Сотрудники стремятся облегчить положение пожилых людей за счёт исследования процесса их социально-психологической адаптации к поменявшимся условиям жизни.

Программа рассчитана на промежуток времени, в течение которого пенсионер пребывает в приемно-карантинном отделении (2 недели). За это время клиентам предстоит ознакомиться с полной информацией о жизни в пансионате (посредством стендов, фотоальбомов, отражающих образ жизни, досуга постояльцев, устных опросов, бесед по определению личностных характеристик пациентов, анкетирования, виртуальных экскурсий по дому престарелых).

Сотрудники выявляют, по какой причине пенсионер попал в пансионат, знакомят пожилых людей с распорядком дня и пр. Поступивший человек узнаёт исчерпывающую информацию, касающуюся бытовых вопросов, обеспечения медицинских, социальных услуг, встреч с родственниками и друзьями. Психолог заполняет соответствующие документы, определяет особенности характера престарелого, его интересы, установки, привычки, проводит анализ полученных данных.

Организатор культурных мероприятий знакомит пожилых людей с кружками, клубами по интересам. Адаптация пожилых людей посредством досуга является одним из наиболее результативных методов. Инструктор по труду беседует с пенсионерами и рассказывает о доступных видах трудотерапии. Постепенно престарелые акклиматизируются к условиям дома для престарелых. Они учатся взаимодействовать с другими людьми, подготавливаются к совместному проживанию с соседями по комнате.

Сотрудники пансионата контролируют, чтобы пенсионеры подчинялись правилам дисциплины. Кроме того, с пациентами работает психолог. Он изучает индивидуальные психологические особенности каждого постояльца, помогает снять напряжение, беспокойство, тревожность, сформировать новый жизненный стереотип. Также психолог занимается разработкой индивидуальных психологических карт, делает всё возможное, чтобы адаптация пожилых людей прошла для них максимально комфортно.

Сначала психолог проводит беседу с пациентом, в ходе которой он выясняет, каковы взгляды пожилого человека на жизнь и проблемы. Специалист стремится показать пенсионеру, что он интересен как личность. Такая беседа проходит неформально. Психолог интересуется особенностями характера пожилого человека, общается с ним по-дружески. Как правило, пенсионеры чувствуют неподдельный интерес по отношению к себе и раскрываются в этой беседе.

Этап 2: Социальная и психологическая адаптациядлится от 2-х недель до 6 месяцев

После того как психолог проанализировал сведения, полученные в ходе беседы, он дает рекомендации, касающиеся размещения пожилого человека в одной из комнат. При расселении учитывается множество факторов. Речь идет о двигательной активности, особенностях характера, состоянии здоровья, психологической совместимости с соседями. К примеру, нецелесообразно размещать 2 лидеров в одной комнате.

Основной целью данного этапа является создание комфортных условий для проживания и благоприятного психологического климата. Социальные работники изучают потенциал пациента, степень социальной активности, выявляют их творческие способности. Сотрудники занимаются созданием благоприятного социально-психологического микроклимата, обеспечением трудовой занятости пациентов, организацией досуга, творческих занятий. Благодаря всем этим действиям адаптация пожилых людей проходит менее болезненно.

Как правило, успешность адаптации во многом определяется тем, насколько пациент привязан к своей болезни. Сотрудникам пансионата приходится выступать в роли психологов и отвлекать пожилых людей от грустных мыслей.

Этап 3: Адаптация в коллективе и закрепление позитивных социальных навыковдлится от 6 месяцев и далее

Этот этап является более длительным. Спустя полгода после того, как пожилой человек переехал в пансионат, ему предстоит принять нелегкое решение. Пенсионеру нужно понять, желает ли он вернуться домой или остаться здесь для постоянного проживания. На данном этапе пожилой человек закрепляет позитивные социальные навыки. Это происходит благодаря содержательному досугу, трудовой занятости, комфортным бытовым условиям. Иначе говоря, каждый постоялец получает психологическую установку на новый образ жизни. Как только он начинает чувствовать себя полноценным членом общества, программа адаптации пожилого человека считается завершённой.

Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выпускная квалификационная работа

Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений

(на примере деятельности муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» с. Тарногский Городок Вологодской области)

Специальность 040501 социальная работа

Глава 1. Организация социальной адаптации пожилых людей в стационарных условиях как социальная проблема

1.1 Пожилые люди как социальная общность

1.2 Тенденции развития сети стационарных учреждений

1.3 Социальная адаптация пожилых людей

Глава 2. Анализ деятельности специалистов стационарного отделения МУ КЦСОН с. Тарногский Городок Вологодской области, направленной на социальную адаптацию клиентов

2.1 История учреждения

2.2 Характеристика деятельности отделения

2.3 Анализ деятельности специалистов стационарного отделения по реализации социальной адаптации, реализуемой в отделении

2.4 Выводы и рекомендации

В настоящее время пожилые люди являются наиболее социально — незащищенной категорией общества. Дом-интернат является той средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека. Поэтому очень важно изучить проблемы домов-интернатов, находить пути их решения для того, чтобы обеспечить пожилым людям, живущих в этих учреждениях, достойно социально функционировать. Важно повседневное внимание к решению социальных проблем этой категории граждан [24;86].

Цель работы заключается в изучении деятельности специалистов и служб по социальной адаптации граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений.

1) дать теоретический анализ деятельности социальных служб, направленных на социальную адаптацию граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях;

2) проанализировать деятельность специалистов комплексного центра социального обслуживания населения, целью которой является адаптация лиц пожилого возраста в условиях стационарного отделения;

3) дать рекомендации по реализации программы социальной адаптации.

Проблема исследования заключается в том, что процесс социальной адаптации идет далеко не всегда успешно.

Объект исследования процесс социальной адаптации пожилых людей в условиях стационарного отделения.

Предмет исследования деятельность специалистов стационарного отделения, которая направлена на организацию адаптации лиц пожилого возраста к условиям проживания в данном отделении.

1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические: анкетирование, анализ документов.

Гипотеза. Социальная адаптация пожилых людей в стационарном отделении будет иметь положительную динамику при соблюдении следующих условий:

1) нормативно-правовая регламентация деятельности, направленной на социальную адаптацию;

2) наличие программы социальной адаптации;

3) соответствие условий потребностям пожилых людей;

4) благоприятный психологический климат в отделении.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Определена роль домов-интернатов малой вместимости в решении проблем социальной адаптации граждан пожилого возраста.

2. Показано значение домов-интернатов в жизнедеятельности граждан пожилого возраста.

3. Выявлены направления деятельности всех служб и специалистов по социальной адаптации граждан пожилого возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы создания в домах-интернатах малой вместимости условий для комфортного проживания граждан пожилого возраста. Вторая глава посвящена анализу деятельности социальных служб центра по оказанию услуг по социальной адаптации граждан пожилого возраста. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена практическая значимость исследования. Список литературы включает 27 источников. Приложения наглядно иллюстрируют проведенное исследование.

Глава 1. Организация социальной адаптации пожилых людей в стационарных условиях как социальная проблема

1.1 Пожилые люди как социальная общность

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, рост абсолютного числа и отдельной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

Так по данным ООН, в 1950г. В мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет, к 1975г. Их количество выросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025г. численность людей старше 60 лет достигнет 1млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [3;145].

Динамика роста числа граждан пожилого возраста в России по данным государственных статистических данных. Приложение 1.

Главные причины постарения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилось на 6 лет, у женщин – на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни [25;106].

Старость – самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старых людей [3; 345].

Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т. п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» или («глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75-80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т. п. [27; 150].

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым – в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше [25;95].

По данным ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран – 65 лет (в России – 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).

К пожилым относятся разные люди – от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [25; 65].

Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой показатель состояния здоровья – активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. По данным ВОЗ уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем у молодых.

Материальное положение – единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. По данным А.Г. Симакова, наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых [26; c.6].

Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику, прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их последовательность [9; 87].

Ресурсный потенциал старшего поколения России как основа новых социальных норм.

Трудноуловимы и изменчивы закономерности общественного бытия. Меняется окружающий нас мир. Появляются новые социальные нормы и общественные практики. От того, как социум отвечает на новые вызовы, и найдены ли новые адекватные решения, зависит его процветание или упадок. Исследователи справедливо считают, что период с середины 18 века до конца 21 можно назвать эпохой демографической революции. Существенной ее чертой является процесс старения населения.

1.3 Социальная адаптация пожилых людей

Анализ ряда литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Адаптация понимается как динамическое состояние системы, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды с одной стороны, а с другой, — свойство любого живого организма, обеспечивающее ее устойчивость в меняющихся условиях.

Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса [4; с. 284].

Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека через гармоничное приспособление к изменившимся условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [18; 13].

Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко социальная адаптация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой, как результат того процесса [18; 20].

Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, т.к. адаптация является комплексным феноменом.

Социальная адаптация — это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего. Или активного приспособления человека к условиям социальной среды. Особенно актуальна проблема социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к условиям проживания в доме-интернате.

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) [17;19].

Социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.

Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). В домах-интернатах наблюдается:

1) ограниченность жизненного пространства;

2) недостаток бытового комфорта;

3) психологическая несовместимость проживающих;

4) зависимость от окружающих;

5) формальное отношение персонала.

Эти группы обстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонного возраста в домах интернатах [20; 22].

О.И. Зотова и И.К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношением целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлением личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение» [7].

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность, дезадаптация.

А.Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптированности:

· степень интеграции личности с мокро- и микросредой;

· степень реализации внутриличностного потенциала;

А.А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация — это адаптация, как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется [20].

Социально психологическая адаптация пожилых людей проживающих в стационарных учреждениях занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для пожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаки неудовлетворительного прохождения адаптационного периода: ухудшается настроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональная неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п.

1) конструктивный (оптимально приспособленные люди) могут адаптироваться в любых условиях. В качестве доминирующих выступают потребности и четкая жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно приспосабливающиеся) на первом плане выступают потребности в защите собственного «Я», он приспосабливается за счет себя и может себя защитить;

3) активно-агрессивный — вину за собственные трудности приписывают внешним обстоятельствам «виноват не я». Они характеризуются агрессивностью и неадекватностью восприятия действительности;

4) пассивный — для них характерна пассивность, жалость к самому себе, депрессия, безынициативность [8].

По истечении периода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилыми людьми продолжается с учетом личностных, возрастных особенностей и состояния здоровья.

На этом этапе велика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целом всего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих [6].

Основные критерии эффективности социальной и социально-адаптационной работы:

· критерии результативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей, людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной и социально-адаптационной работе);

· критерии оптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);

· критерии мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности клиентов);

· критерии управляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальной и социально-адаптационной работы);

· критерии системности (характеризуется системным использование каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию [12;23].

Задача всего общества, и социального работника, в частности, сделать так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях. Приложение 4.

Таким образом, определяя перспективы развития содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, для муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения выделим:

а) совершенствование работы в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

б) разработка и реализация социальных проектов;

в) совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации;

г) внедрение инновационных форм и методов работы с клиентами во всех интернатах;

д) индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлении социально-адаптационных услуг.

Именно это и влияет на конечный результат — повышение качества жизни клиентов стационарных учреждений социального обслуживания населения.

Похожие главы из других работ:

Глава 1. Одиночество пожилых людей как социальная проблема

В Беларуси внедряются новые формы работы с пожилыми людьми и ветеранами. Так, «Гостевая семья» предусматривает прием на проживание в семью одиноких стариков (есть в Пуховичском, Стародорожском, Молодечненском, Вилейском районах).

1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 23%.

ГЛАВА I. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

1.3 Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Организация досуга и свободного времени пожилых людей

Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты.

ГЛАВА I. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

1.3 Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Организация досуга и свободного времени пожилых людей

Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты.

Глава 1. Организация социальной адаптации пожилых людей в стационарных условиях как социальная проблема

1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

По мнению Р.С. Яцемирской [52, с. 6], одиночество — это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание.

Глава 2. Социальная адаптация пожилых людей в условиях стационарного учреждения (на примере АУСО РБ «Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»)

1.3 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

Материальное положение — проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания.

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

В социальной работе с пожилыми людьми используются разно образные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и так далее. В этой системе функционируют различные учреждения.

1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

Исследования, проводимые специалистами медико-социального профиля, показывают, что здоровье человека не менее чем на 50% зависит от образа жизни, который включает в себя три составляющих: — уровень жизни (степень удовлетворения материальных.

Социальная адаптация пожилых людей

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 11081

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Процесс старения общества привёл к росту численности пожилых граждан, тем самым, актуализировав их проблемы. В частности, речь идёт о необходимости изучения условий жизни пожилых людей и факторов их социальной адаптации.

Проблема адаптации рассматривается как многоплановый, многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество, в частности, в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием адаптационного процесса, новых факторов психологического, социального, социологического и бытового характера возможна перестройка личности, способная к осуществлению активной деятельности в новых условиях.

По мнению Е.И. Холостовой, социальная адаптация — это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации [4].

Социальная адаптация как важное явление в жизнедеятельности человека, претерпевает существенные изменения по мере старения, которое представляет собой совокупность биологических процессов, происходящих в системах и органах организма в связи с возрастом.

Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М.Д.Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в

силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе» [1]. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке». Изучая проблемы социальной адаптации пожилых людей к новым условиям при помощи личностно-ролевого подхода, М.Д.Александрова предположила, что социальная адаптация лиц старшей возрастной группы заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера [1].

Стадии социальной адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил поведения в новой социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) [2].

На мой взгляд, социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс, т.к. она имеет специфику и отличия от общего представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств:

преобладание граждан преклонного возраста;

тяжелое состояние здоровья;

ограниченная способность к передвижению.

Во многом сложность социальной адаптации в пожилом возрасте заключается в изменениях различных сфер жизнедеятельности:

в интеллектуальной сфере – появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлений к непредвиденным обстоятельствам. Такими трудностями могут оказаться обстоятельства, с которыми легко справлялись в молодые годы. Но необходимо иметь ввиду, что психические процессы у пожилого человека протекают медленно и для оценки ситуации ему потребуется больше времени, что не является отклонением от нормы.

в моральной сфере – отказ от принятия новых норм, ценностей и манеры поведения может привести к конфликтам пожилого человека с окружающими, следствием чего будет замыкание в своем мире.

Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и мало исследованных проблем, связанных с адаптацией пожилых людей. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем оптимального психологического комфорта. Сложность состоит в том, что если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и новой социальной ситуации.

Также одной из особенностей адаптации в условиях дома-интерната является различие между адаптацией мужчин и женщин. Это объясняется разными стилями жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин – с семейно-домашними. При этом замечено, что если женщина свою ценность и жизненные успехи связывает с такими социальными ролями, где акцент делался на красоту, привлекательность, то осознание и принятие нового социального статуса в период старения воспринимается зачастую как поражение и конец всей жизненной карьеры. В то же время в случаях, когда женщина ассоциирует себя с ролями «матери» и «жены», то процесс адаптации к старости и новым социально-средовым условиям происходит менее болезненно.

В пожилом возрасте люди воспринимают события в гипертрофированном виде, т.е. то, что воспринимается более молодым человеком как незначительный эпизод, для старого человека становится огромной проблемой – это ещё один фактор, усложняющий принятие новых норм и условий жизнедеятельности.

Зная эти особенности физического и психического состояния пожилых людей, специалисты учреждения социального обслуживания будут с пониманием относиться к пожилым людям и на основании специфичности составлять программу социальной адаптации.

При поступлении в дом-интернат, пожилой человек «проходит» определённые этапы:

поступление и пребывание в приёмно-карантинном отделении (12 – 14 дней);

поселение в жилую комнату;

пребывание в течение первых 6 месяцев [3].

Поэтому, можно сделать вывод, что поступление в дом-интернат связано для пожилых людей с ломкой жизненного стереотипа, с необходимостью осознания смены привычного окружения, разрыва с прежним образом жизни и с ситуацией «выживания» в новой среде.

Таким образом, адаптация пожилых людей в условиях дома-интерната является сложным процессом в связи с изменениями психофизиологических и социальных особенностей человека. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в организации инновационных методов и технологий адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Список использованной литературы.

Александрова, М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения. Психология старости и старения. – М.: «Академия», 2003. – 416 с.

Баскакова, М.Е. Социальное обслуживание пожилых. – М.: «Социздат», 2001. – 175 с.

Холостова, Е.И., Дементьтева, Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: «Дашков и К»,2005. – 340 с.

Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2009. – 344 с.

Источники:
Адаптация пожилых людей: тонкости и нюансы
Обеспечьте Вашим близким лучшее качество жизни в пансионате для пожилых людей
http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/adaptaciya-pojilih-ludei/
Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарных учреждений
Организация социальной адаптации пожилых людей как социальная проблема, тенденции развития стационарных учреждений. Анализ деятельности специалистов комплексного центра социального обслуживания населения, направленной на социальную адаптацию клиентов.
http://mirznanii.com/a/212374/sotsialnaya-adaptatsiya-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-v-usloviyakh-statsionarnykh-uchrezhdeniy
1.3 Социальная адаптация пожилых людей
1.3 Социальная адаптация пожилых людей Анализ ряда литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Адаптация
http://soc.bobrodobro.ru/16596
Социальная адаптация пожилых людей
VI Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2014 года)
http://www.scienceforum.ru/2014/524/1481

CATEGORIES