Социальная адаптация детей сирот

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Истианиди Лидия Викторовна

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Эта первая проблема социальной адаптации детей, вторая проблема — это жизнь в детском доме. Дети в нем живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом. Живут как в коконе, где их опекают, где они получают всё, не имея представления о ценности, получают всё готовое: пищу, одежду, учебные принадлежности и т. д. Поэтому, немаловажной считается работа по формированию у детей таких качеств, как бережливость, умение знать всему ценность и умение самому воспроизводить труд, чтобы понимать значение своего труда для пользы в жизни в дальнейшем. Нужно учить детей самостоятельности, самореализации и самосовершенствованию. Потому что многие дети, покидая детский дом, теряются в самостоятельной жизни, оказываются неприспособленными, невостребованными обществом из-за неуверенности в себе и пониженной самооценке. Многие возвращаются к пьющим родителям в ту же негативную среду, откуда были изъяты в детстве, и поддаются их влиянию. Многие не могут трудоустроиться, а многие не желают работать, привыкнув жить на всём готовом, не могут самостоятельно вести свой быт, обеспечивать себя. Поэтому проблема социальной адаптации детей на сегодняшний день очень актуальна.

Для решения данной проблемы необходимо чтобы процесс адаптации детей-сирот проходил в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детский учреждений. Но в нашем детском доме администрация и коллектив всего детского дома стараются максимально улучшить условия проживания и максимально приблизить жизнь в детском доме к жизни детей в семье.

В нашем детском доме для успешной адаптации воспитанников к современным требованиям общества созданы благоприятные условия. На базе детского дома функционирует множество кружков и секций, каждый воспитанник находит занятие по душе. Именно на этих занятиях в спортивных кружках, на уроках в кабинете домоводства, на занятиях в компьютерном классе, при занятости на экспериментальных участках и теплицах, на хореографических занятиях дети раскрываются, находят себя, утверждаются, в первую очередь в своих глазах.

Большое внимание уделяется в детском доме вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основными видами труда в детском доме являются самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд. В летний период на приусадебном участке выращиваем зелень, овощи, в том числе и картофель. Имеются насаждения ягодных кустарников, среди которых особенно хорошо растёт малина, вишня, яблони, слива, смородина. Так же дети принимают участие по выращиванию огурцов и помидор, зелени в теплицах детского дома.

(Фото фруктового сада и огородного участка, фото в теплицах)

Одно из важных направлений в работе педагогического коллектива детского дома для успешной адаптации воспитанников является физкультурно-оздоровительная работа. Эта работа предполагает формирование потребности в

здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности. Для достижения этих целей в учреждении функционирует гимнастический зал, спортивная площадка для мини-футбола. В практику работы детского дома введены спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют воспитанники: «Веселые старты», «Поезд здоровья», соревнования по различным видам спорта. Систематически гуляют на свежем воздухе, принимают участие в физкультурных досугах и спортивных праздниках. Исключительно для всех воспитанников детского дома новый день начинается с утренней гимнастики. Они посещают спортивные секции в школе. Ежегодно дети бывают в санаториях области. Воспитанники детского дома принимают активное участие в городских, районных, областных соревнованиях по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу.

В детском доме оформлены кабинеты домоводства, компьютерный класс, столярная мастерская, библиотека. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Многие воспитанники детского дома в кабинете домоводства научились готовить различные блюда, почти все умеют вязать, шить, мастерить поделки из различного материала. Дети наши являются участниками и призёрами конкурсов, выставок и соревнований самого различного уровня. Все воспитанники с большим удовольствием посещают

занятия в компьютерном классе.

(Фото домоводства и компьютерного класса)

Особое место детского дома — библиотека. Она эстетично оформлена. Её фонд ежегодно пополняется. В библиотеке занимаются дети всех возрастов. Ежедневно сюда приходят дети и в одиночку и группами. Библиотека – не только источник информации и пункт выдачи книг. Библиотека стала центром неформального общения детей и взрослых, местом, где легче решать самые сложные педагогические задачи. Библиотечная работа в нашем доме направлена на развитие у детей интереса к книге, стремлению к общению с ней, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны: проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, разнообразная наглядная агитация.

Досуговая деятельность в детском доме насыщена различными мероприятиями. Многие из них стали уже традиционными: конкурс «Алло, мы ищем таланты», смотр строя и песни, конкурс «Две звезды», «Новогоднее представление», «День защиты детей» и так далее.

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое «Я», создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Всегда приятно слышать положительные отзывы о наших выпускниках, о том, что воспитанники детского дома имеют хороший запас знаний, дисциплинированны, имеют навыки самообслуживания, достаточно хорошо адаптируются в обществе.

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами ознакомления с трудом взрослых Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду, Детство,, под редакцией Т. И. Бабаевой и В. И. Логиновой. Одно из главных.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Гостевая семья, как предисловие к семейному устройству детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…» п. 2 ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации Так уж получается, что по.

Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» Длительность проекта: средней продолжительности. Срок реализации: адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность.

Собрание для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Слайд 2. Постарайтесь ответить на вопрос: «Для чего моему ребёнку нужен детский сад?» Слайд 3. — В детском саду ребенок имеет возможность.

Социальная адаптация детей с аутизмом Социальная адаптация детей с аутизмом Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Мир, которому я нужен

Нужно ли доказывать, насколько важной является работа по социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Москве, в рамках городской экспериментальной площадки по теме «Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности» два ОУ – Санаторный детский дом № 23 и школа № 1114 – проводят совместную работу, направленную на социальную адаптацию детей-сирот в школьную среду.

Выделяют следующие стадии адаптации:

ознакомление с законами, функционирующими в обществе;

ценностная и ролевая ориентация личности;

самоутверждение и самореализация.

Нарушение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома, обучающихся в школе, наблюдается в двух направлениях. Во-первых, это социальная дезадаптация, причинами которой, с одной стороны, являются микросоциальные процессы (заболевания биологического характера), с другой, – макросоциальные (процессы социально-психологического характера). Во-вторых, социальная депривация (обостренное чувство ненужности существования). Можно выделить следующие причины возникновения этого явления:

а) медицинские (ослабленность здоровья);

б) педагогические (запущенность и низкий уровень организации знаний об окружающем мире);

в) психологические (низкий психологический статус личности: низкий уровень самооценки и интеллектуального развития и т.д.).

Таким образом, деформация межличностных отношений, социальная деформация среды, деформация отношений в семье и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых обуславливают нарушение процесса адаптации.

Выделяют следующие уровни адаптированности детей к школе (данные уровни адаптированности можно выделить среди всех категорий учащихся школы, как детей–сирот, так и детей, воспитывающихся в семьях):

1. Адаптированные дети. Такие школьники хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении, не имеют проблем в сфере межличностных отношений с преподавателями и сверстниками, не жалуются на ухудшение здоровья, не проявляют асоциальных форм поведения. В период начального обучения школьная адаптация у детей этой группы проходит достаточно успешно в психическом, физическом и социальном плане. У них отмечается высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность. По мере взросления детей численность этой подгруппы снижается.

3. «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой группы не могут успешно справляться с учебной нагрузкой. По различным причинам у них наблюдается плохое усвоение школьного материала по одному или нескольким предметам, что уже свидетельствует о нарушении процесса социализации. Как правило, школьная неуспеваемость сопровождается существенным изменением их психосоматического здоровья и серьезными проблемами в сфере межличностных отношений.

4. «Устойчивая школьная дезадаптация». Дети данной группы помимо школьной неуспешности имеют еще один важный и характерный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия, высокая конфликтность с окружающими (особенно взрослыми) и т.д. Для них характерны неадекватные формы групповой работы, низкая культура взаимодействия.

В настоящее время стремительно увеличивается количество дезадаптированных детей. Затруднения в решении социальных и учебных задач отражаются на психологическом и соматическом здоровье школьников, выступают психотравмирующим фактором как для детей, так и для родителей и педагогов. Поэтому вопрос специального изучения, коррекции и реабилитации тех, чей психический и соматический статус стабильно подтверждает их несоответствие требованиям школьной жизни, стоит особенно остро.

Ключевым вопросом социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика их девиантного поведения. Такие дети чаще других школьников испытывают симптомы страха, тревоги, беспокойства, субдепреccии. Главная причина – психологическая изоляция воспитанника в своей микросреде обитания.

Для решения проблемы, общей для педагогических коллективов детского дома и школы, предлагаются следующие формы взаимодействия:

1. Проведение совместных педагогических советов.

«Повышение мотивации к школьному обучению».

«Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса».

«Новые воспитательные технологии по коррекции поведения и социальной реабилитации воспитанников».

2. Проведение совместных методических объединений, «круглых столов» по темам:

«Инновоционные методы преодоления основных трудностей в обучении воспитанников».

«Социально-бытовая адаптация младших школьников».

«Взаимодействие детского дома с учебными заведениями в интересах развития личности воспитанников».

«Готовность к школьному обучению будущих первоклассников».

3. Взаимопосещение занятий, классных часов, внешкольных мероприятий, праздников педагогами школы и воспитателями детского дома, совместное проведение досуговых мероприятий (согласно годовому плану работы образовательных учреждений). Данная форма работы позволяет школьным педагогам узнать и прочувствовать специфику жизни воспитанника в сиротском учреждении, познакомиться с особенностями воспитательного, образовательного процесса и экспериментальной работы в детском доме.

Воспитатели и педагоги детского дома, посещая мероприятия школы, ставят целью наблюдение за межличностным общением воспитанников в ученическом коллективе, выявляют проблемы адаптации детей в ОУ. Полученная информация обсуждается на общих педагогических советах и методических объединениях, вырабатываются общие пути решения проблем: активное привлечение детей–сирот к участию в школьных мероприятиях, посещение дополнительных занятий, кружков, секций.

Совместная деятельность педагогических коллективов детского дома и школы позволяет предупредить изолированность воспитанника–сироты в детском коллективе.

4. Индивидуальные консультации. По запросу, по результатам наблюдений и диагностики. Опыт работы показал, что для детей наиболее востребованы консультации по темам:

Как справиться с эмоциями;

Как противостоять рекламе;

Как реагировать на оскорбления сверстников;

Права и обязанность – разумный баланс;

Самооценка и отношение к себе;

Поведение в конфликтах со сверстниками и взрослыми;

Как понять самого себя;

Как овладеть своим поведением;

Я – уникальная и неповторимая личность.

У педагогов наиболее востребованы консультации на темы:

Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;

Особенности подхода к трудным детям;

Дети группы риска;

Дети с отягощенной наследственностью;

Способы преодоления материнской депривации;

Поиск оптимальных форм общения взрослых с детьми–сиротами;

Специфика интеллектуального развития детей–сирот;

Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка–сироты;

Доверие к миру у воспитанников сиротского учреждения;

Особенности десоциализации детей группы риска.

5. Совместная психолого-педагогическая диагностика (фронтальная диагностика, проводимая на начало и конец учебного года, индивидуальная диагностика по запросу, по мере поступления воспитанников детского дома в образовательное учреждение). Одним из наиболее важных диагностических параметров в рамках совместного взаимодействия педагогических коллективов детского дома и школы является диагностика школьной тревожности, как ведущего фактора нарушения адаптации детей в учебном учреждении, влияющего на нарушение социально-психологической и бытовой адаптации в социуме.

Приведем пример программно–тематического планирования коррекционной работы с подростками 12–14 лет в рамках экспериментальной работы (см. табл.).

Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?

Секретный мир подростка в пространстве мира взрослых

Лень и эгоизм – это не про нас

Изменение личной истории

Если одежде нужен срочный ремонт

Что ты ешь в течение дня?

Правильное питание – хорошее здоровье

18 правил столового этикета, которые упростят тебе жизнь

Как сделать свою комнату уютной?

Как убрать комнату за 28 минут?

Знакомство и завязывание дружеских отношений

Поведение в трудной ситуации

Правила безопасного путешествия

Куда обращаться, если нужна помощь

Рекламные уловки в торговли

6 советов, как лучше обращаться с деньгами

Мобильная связь: плюсы и минусы

Работа, которая может тебе подойти

Занятие включает профориентационную

Хочу – могу – должен

10 способов вести идеальные записи

13 упражнений, которые улучшают работу мозга

Куда пойти учиться?

Семья и семейные отношения

Лестница семейной жизни

Встреча через 30 лет

Главными направлениями для дальнейшей психолого-педагогической коррекционной работы по результатам диагностики являются: отношения детей с учителями, физиологическая сопротивляемость стрессу, отношение детей к ситуациям проверки знаний, переживание воспитанниками социального стресса, развитие познавательного и учебного мотива обучения. Аналогичные проблемы есть и у детей, воспитывающихся в семье, особенно если она имеет статус «неблагополучной». Это и является одним из критериев формирования детской группы для коррекционной работы в школе.

Совместная работа педагогических коллективов направлена на подготовку ребят к жизни в социуме, для поступления выпускников в другие учебные заведения и на создание семьи.

Одним из критериев эффективности работы является результат сравнительной диагностики детей (на начало и конец года) по следующим показателям: уровень общего запаса сведений об окружающем мире, наличие акцентуаций характера, уровень школьной адаптации, адаптированности к жизни в социуме, воспитанности, социально–психологической компетентности.

В условиях детского дома все данные заносятся в индивидуальную карту воспитанника, которая заполняется педагогом–психологом, воспитателями и специалистами. Карта ведется на протяжении всего периода пребывания ребенка в сиротском учреждении и позволяет выявить проблемы, отследить динамику развития и уровень его социальной адаптированности. В дальнейшем планируется создание единой формы карты индивидуального развития воспитанника для педагогов–психологов, как детского дома, так и школы, что позволит стандартизировать критерии оценки социального развития ребенка.

В 2006–2007 учебном году нами были получены следующие результаты сравнительной диагностики адаптированности детей к жизни в социуме (см. схемы 1 и 2):

у воспитанников, обучающихся в 1–2 кл.

у воспитанников, обучающихся в 3–4 кл.

Полученные нами данные говорят о безусловной динамике в развитии уровня адаптации детей–сирот, обучающихся в условиях массовой школы.

Опыт совместной работы педагогических коллективов детского дома и школы показывает, что согласованность действий сотрудников является залогом успешной адаптации и социализации детей. Апробированные нами формы работы способствуют повышению мотивации к обучению воспитанников детского дома, к получению профессионального образования в средних специальных и высших учебных заведениях, успешной интеграции детей-сирот в среду самостоятельной жизнедеятельности, а также профессиональному и личностному росту педагогов, снижению у них уровня профессионального выгорания.

Список рекомендуемой литературы для педагогов, работающих с детьми–сиротами:

1. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально–психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: «НПО МОДЭК», 2004.

2. Шарапановская Е.В. Социально–психологическая дезадаптция детей и подростков: диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005.

4. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. – М., 1998.

5. Дубровина. И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.

6. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. – M., 1991.

7. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32–39.

8. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., 1990.

9. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. – Канск, 1996.

Марина ТРУШИНА, замдиректора по экспериментальной работе,

Юлия БОЛМОСОВА, педагог-психолог,

Санаторный детский дом № 23, г. Москва

1.1 Анализ российского и зарубежного опыта социальной адаптации детей-сирот

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство обязано заботиться о таких детей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты.

В современном мире значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в детских домах и интернатах. Длительное пребывание в искусственно благополучных условиях детских учреждений, их относительная закрытость ограничивают социальные связи детей, сферу реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, ведут к острому дефициту социализации. Поэтому особого рассмотрения заслуживает проблема социально-педагогического сопровождения детей-сирот с целью социализации и адаптации их к жизни в современном обществе[32].

Социальная адаптация детей-сирот — новая проблема для Российского государства. В СССР её вроде бы и не существовало: считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребёнок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к «правильному» коммунальному мироустройству. О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно — в конце прошлого столетия. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со своими родителями, составляют особо уязвимую группу, иногда даже опасную для общества, стали познавать на практике особенно отчётливо только в последнее, экономически кризисное десятилетие.

В своём выступлении заместитель министра образования и науки Российской Федерации Огородова Л.М. сказала: «Основная задача, которая стоит перед всеми министерствами, заключается в том, чтобы не помещать детей в учреждения различной ведомственной принадлежности, а искать либо приёмную семью, либо создавать учреждения по типу центра семейного воспитания, либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребёнка приближены к семейным». Это указывает на то, что современная государственная политика РФ в области социальной помощи детям-сиротам начала делать шаги в нужном направлении. Ведь ещё десять лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания детей-сирот.

Методы социальной адаптации, о которых сейчас в России говорят уже на государственном уровне, в большинстве своём пришли к нам с Запада. Ведь это там лозунг «Лучшее место для ребёнка — в семье» давно уже не просто лозунг. За рубежом, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состоянием. Даже лишённым родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребёнка всё равно пытаются отдать на воспитание в семью — будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приёмных родителей[32].

Патронатные семьи на настоящий момент — самая распространённая за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребёнок действительно «отдаётся» в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного — того, что у ребёнка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей.

В России приёмные семьи прижились. Яркие примеры этому можно увидеть во всех областях Российской Федерации. При этом, семейные детские дома, где на одного отца и одну мать приходится в среднем по 10-12 детей, на российской почве оказались мало применимы. Хотя эта форма адаптации детей-сирот в России всё ещё существует, в 1998 году программа семейных детских домов официально закрылась, и теперь понятие «семейный детский дом» стало составной частью понятия «приёмная семья». Причина такой неуживчивости проста — государство выделяло на содержание каждого ребёнка минимум средств. Дотаций, положенных на десятерых, реально хватало на пять-шесть детей.

В США существует ещё одна форма детского дома — интернатные группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей «классической» форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разнопланового в американском варианте штата работников.

Западные социологи считают, что желание российских пар усыновить ребёнка часто невозможно осуществить из-за недостаточной информированности. То есть они просто не имеют понятия, как это сделать. За границей всё проще: стоит проявить заинтересованность в этом вопросе, и специальный социальный работник или госслужащий объяснит вам все «от А до Я».

В вопросах социальной адаптации детей-сирот в новых семьях в западных странах и странах Восточной Европы, большую роль играют разнообразные религиозные организации и общины. Церковные центры помощи семьям в Западной и Восточной Европе особое внимание уделяют будущим родителям, желающим усыновить ребёнка. Справедливо считается, что психическое состояние нового члена семьи будет во многом зависеть от общего семейного климата. Архи епархиальная консультация по вопросам усыновления во Вроцлаве (Польша), например, занимается всесторонней подготовкой приёмных родителей к приёму ребёнка в их семью. После беседы с психологом и прохождения соответствующих психологических исследований супруги приглашаются как минимум на три групповые учебные встречи с психологами, длящиеся в общей сложности около четырёх часов. Главной целью этих занятий является психологическая поддержка супругов, ожидающих усыновления ребёнка, изложение знаний из области практической психологии и получение сотрудниками консультации дополнительной информации о будущих родителях[38]. Предполагаемым родителям предлагается, в том числе и беседа с педиатром, посвященная проблемам психофизического развития ребёнка и ухода за ним.

И за рубежом, конечно, случается, что лозунг «Лучшее место для ребёнка — в семье» не работает — когда в семье опаснее. Речь идёт не о биологических семьях (здесь всё понятно: жестокое обращение, бедность, алкоголизм родителей, за что, собственно, последних и лишают родительских прав, а ребёнок становится «сиротой»), а о невозможности усыновить или взять на попечение ребёнка с серьёзными физическими недостатками или психическими отклонениями. Для таких детей необходим стационарный уход или постоянный надзор. В США и Европе их помещают в специальные интернаты, как и детей-преступников.

Впрочем, и детей-сирот со значительными физическими и психическими отклонениями иногда берут в семьи. Большую роль здесь играет возможность ранней медицинской диагностики, позволяющей предотвратить развитие болезни. В России общее медицинское обследование, которое проходит каждый ребёнок-сирота при приёме в детский дом или интернат, — чуть ли не единственное серьёзное обследование за всю его жизнь. На Западе ребёнка обследуют по мере его развития, начиная с младенческого возраста. И даже раньше — предродовая диагностика, почему-то до сих пор не функционирующая у нас на должном уровне, которая может многое сказать и предотвратить. И значит, дать шанс ребёнку легче адаптироваться в обществе, стать объектом усыновления.

В практике международного усыновления встречается довольно много случаев, когда приёмные родители берут в семью детей-инвалидов. Например, из Ивановского детского дома американская семья усыновила двух девочек-сестер. Когда новые родители приехали за ними, то узнали, что у них есть еще и брат, физически тяжело больной, не разговаривающий, практически парализованный. Решили взять и его. Мальчик до переезда в США вёл «растительный» образ жизни — лежал в постели, его кормили, ухаживали за ним. Когда через несколько месяцев эксперты ЮНИСЕФ приехали посмотреть на усыновлённых детей, они были поражены: девочки практически адаптировались, ходили в американскую школу, а мальчик не только начал ходить, но и разговаривать, сам себя обслуживать. Такого эффекта не удалось добиться врачам за всё время его пребывания в Ивановском детском доме.

На Западе дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы «независимого проживания» и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями, коллегами, прививают им чувство ответственности.

В России зарубежный опыт пытаются применить международные организации, работающие в области защиты детей. В таких организациях с детьми работают психологи и социальные педагоги. По американской модели на курсах ребята занимаются домоводством, планированием и социальной психологией. К сожалению, в России эти курсы не входят в обязательную программу воспитательных учреждений, подростки приезжают на добровольной основе. И директора детских домов и интернатов включают эти курсы в программу только по собственной инициативе.

Таким образом, проблема сиротства в России стоит очень остро, и в этой ситуации развитие системы социальной помощи детям-сиротам должно включать подготовку приёмных родителей и их психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах адаптационного процесса. Поддержка приёмных родителей, которые должны знать основные закономерности интеграции ребёнка в приёмную семью, могло бы значительно сократить число случаев возвращения приёмных детей в сиротские учреждения. Если государственные политики и специалисты будут понимать закономерности вопросов семейного устройства детей-сирот, то это даст возможность таким детям вырасти не в государственном специальном учреждении, а в семье.

Похожие главы из других работ:

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной идентичности детей-сирот

Глава 2. Анализ программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) школа — интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте

Глава 2. Изучение зарубежного и российского опыта оказания помощи детям больных онкологическими заболеваниями

2. Особенности российского менталитета с точки зрения переосмысления современного российского государства, как категории

Осознание общих видов действий и мышления, свойственных конкретному национальному типу, воплощение общего сознания в идеологии, теснейшим образом связанные с преодолением кризиса и самосохранением общества.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.3 Особенности социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

Рассматривая особенности социальной адаптации умственно отсталых детей, следует рассмотреть критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.

1.4 Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых детей должны решаться следующие задачи: 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях

1.3 Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье

Такая форма семейного устройства, как приемная семья, была предусмотрена в целях увеличения количества детей, воспитывающихся в семьях, решения проблемы материальной заинтересованности и поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей.

§1. Анализ отечественного и зарубежного опыта проведения профилактической работы с несовершеннолетними

Для придания нового целенаправленного и организованного характера деятельности всех звеньев цепи профилактики правонарушений несовершеннолетних в современной России необходимо глубокое изучение накопленного опыта.

1.2 Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом

Одной из наиболее трудно адаптируемых групп детей с тяжелыми психическими заболеваниями являются дети с синдромом раннего детского аутизма. Специалист, работающий с ребенком с ранним детским аутизмом.

1.2 Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом

детский аутизм социальный адаптация Одной из наиболее трудно адаптируемых групп детей с тяжелыми психическими заболеваниями являются дети с синдромом раннего детского аутизма. Специалист, работающий с ребенком с ранним детским аутизмом.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В своем педагогическом эссе педагог раскрывает свою методическую тему по самообразованию, свои педагогические идеи, взгляды на роль воспитателя в деле социального становления личности воспитанников и методы работы по развитию их социальной компетентности.

Обсудить статью

Опубликовать свой материал

— коррекционной педагогики Я. Корчака;

— теории педагогической поддержки О. Газмана;

— системно-ролевой теории развития личности Н.М.Таланчука.

На основании изучения психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта с моей коллегой была разработана авторская программа (Г.А.Рязанова, Г.В.Катаева) «Организация процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», занявшая III место на конкурсе образовательных программ по Ростовской области, 2003г.

Мои воспитанники являются активными участниками в создании комфортых условий в своей групповой комнате и спальных помещенях. Ежегодно в детском доме проводится конкурс по эстетическому оформлению и санитарному состоянию вышеназванных объектов. Ребята оформляют комнаты своими творческими поделками, вмести с нами воспитателями изготавливают салфетки, покрывала, подушечки и др. На протяжении многих лет наша группа занимает 1 места.

Бодреев Григорий – окончил Таганрогский авиационный колледж, женат, имеет ребенка, работает плотником в строительной фирме.

Кутырина Наталья – окончила пятигорскую фармацевтическую академию, замужем, имеет ребенка, живет на жил. Площади мужа в г. Пятигорске.

Новикова Виктория – закончила ТГПИ, замужем. Воспитывает дочь, получила квартиру.

Шиян Андрей – получил специальность повара кондитера, отслужил в рядах Российской армии, работает на «ТАГАЗе», получил квартиру.

Мелихов Максим – получил специальность железнодорожника, отслужил в рядах Российской армии, женат, работает в строительной компании.

Паничкин Игорь – закончил металлургический колледж, отслужил в рядах Российской армии.

Свинцова Юлия – окончила Пятигорскую фармацевтическую академию, замужем, работает по специальности.

Шило Катя – окончила Пятигорскую фармацевтическую академию, замужем, работает по специальности.

Пахомова Катя — окончила Пятигорскую фармацевтическую академию, замужем, родила дочь, работает по специальности.

— участие в течение 6 лет (2005-2010) в проекте помощи одаренным детям-сиротам «Стратегия успеха» г. Москва, организованного благотворительным фондом «Виктория», где я могла обменяться опытом с коллегами из разных уголков нашей страны;

— посещение курсов повышения квалификации при АПК и ППРО г. Москва;

— участие в интернет-сообществах «Педсовет.су», «Завуч-инфо».

Источники:
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома
http://www.maam.ru/detskijsad/socialnaja-adaptacija-detei-sirot-i-detei-ostavshihsja-bez-popechenija-roditelei-v-uslovijah-detskogo-doma.html
Мир, которому я нужен
Мир, которому я нужен Нужно ли доказывать, насколько важной является работа по социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Москве, в рамках
http://upr.1september.ru/article.php?ID=200701305
1.1 Анализ российского и зарубежного опыта социальной адаптации детей-сирот
1.1 Анализ российского и зарубежного опыта социальной адаптации детей-сирот В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются
http://psy.bobrodobro.ru/41495
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В своем педагогическом эссе педагог раскрывает свою методическую тему по самообразованию, свои педагогические идеи,
http://pedsovet.su/publ/232-1-0-3320

CATEGORIES