Составление дерева психологических качеств личности

Составление дерева психологических качеств личности

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе

© Слабинский В.Ю. Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе, 2011
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова

Владимир Николаевич Мясищев предлагал понимать личность, как систему отношений. Основные характеристики отношения: осознанность, избирательность, целостность, потенциальность, актуальность. В многообразии отношений по праву можно выделить кластер отношений «к себе» – базис всей системы отношений личности.

В методологии Позитивной Динамической Психотерапии для исследования и описания отношения «к себе» используется модель «Идентификации». В кластере отношений личности «к себе» ведущим является принцип «Динамики», а принципы «Надежды» и «Гармонии» – вспомогательными. Динамика развития личности вызвана одновременными процессами отождествления и разотождествления. Новая идентичность укореняется в сфере «Я» и в дальнейшем реализуется в сферах «Ты», «Мы» и «Пра-Мы».

Для исследования системы отношений, помимо прочего, используется авторская методика В.Ю.Слабинского «Проективный тест отношений». Платформой для разработки этого теста послужили теория отношений (личности) В.Н.Мясищева (1930-1950) и проективный тест Дж.Бука «Дом – Дерево – Человек» (1948).

Для диагностики отношения «к себе» в методике «Проективный тест отношений» применяется рисуночный субтест «Дерево». Правила интерпретации можно прочесть в моей книге — Слабинский В.Ю. «Семейная позитивная динамическая психотерапия» (СПб, 2009).

Любая психодиагностическая методика, по сути, искусственно повторяет некие объективные реалии – моделирует ситуации и психологические переживания. В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — достаточно распространенный сюжет. Саги рассказывают, что Северный бог Один с целью постичь руны, принес себя самого в жертву, 9 суток провисев на стволе Мирового древа – ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу, история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты являются описанием обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.

По нашей гипотезе спонтанное переживание архетипа «Древа» в сновидениях или фантазиях является маркером определенной самоинициации.

В качестве первой иллюстрации используем материал самонаблюдения, отображенный в стихотворении, написанном в возрасте 17 лет после переезда в другой город, начала учебы в институте и начала самостоятельной жизни в студенческом общежитии.

Владимир Слабинский «Скажите мне», 1985

Скажите мне, когда деревьям больно –
они, подобно людям, плачут?
Быть может, листья, роняемые на землю, –
слезы, а их топчут?
Скажите мне, может, ветви – руки
ласкают птиц и тянутся к солнцу,
трепещут пальцы, а их рубят?
Скажите мне, а, может, деревья любят,
когда не видят друг друга – скучают?
Может, им снятся полеты и море,
может, они нас пухом целуют,
а их топором на дрова убивают…

Иллюстрация №2. Данный пример самоинициации взят из жизнеописания великого европейского мистика, одного из родоначальников немецкой философии – Якоба Бёме.

В возрасте 21 года Бёме пережил инсайт, который описал через 12 лет в книге «Утренняя заря в восхождения» (Aurora / Die Morgenröte im Aufgang, 1612):

Я уподобляю всю философию, астрологию и теологию, вместе с матерью их, драгоценному дереву, растущему в прекрасном саду.

2. Земля же, на которой стоит дерево, непрерывно дает ему сок, откуда дерево имеет свое качество жизни; а дерево растет в себе самом от сока земли, и становится большим, и широко раскидывает ветви свои.

3. И как земля силою своею трудится над деревом, чтобы оно росло и возрастало, так и дерево со всеми ветвями своими непрестанно трудится изо всей своей мощи, чтобы всегда приносить много добрых плодов.

4. Если же дерево приносит мало плодов, к тому же совсем мелких, червивых и дряблых, то вина не в воле дерева, что оно желало умышленно приносить худые плоды, ибо оно – драгоценное дерево доброго качества; но в том вина, что часто нападают на него великая стужа, зной, медвяная роса, гусеницы и тля, ибо качество в глубине, извергаемое звездами, повреждает его, так что оно приносит мало добрых плодов.

5. Дерево это имеет то свойство, что чем становится больше и старше, тем сладчайшие приносит плоды: в юности своей приносит оно мало плодов, чему виною суровый и дикий род почвы и чрезмерная влага в дереве; и хотя оно хорошо цветет, однако яблоки его большею частью отпадают во время роста, разве только если оно стоит на очень хорошей почве.

6. Дерево же это имеет в себе и доброе, сладкое качество; но также и три других, противных тому, как-то: горькое, кислое и терпкое. Каково дерево, такими бывают и его плоды, пока солнце не подействует на них и не сделает их сладкими, так что они получат приятный вкус; и плоды его должны устоять в дождь, ветер и непогоду.

7. Когда же дерево становится старым, так что ветви его засыхают и сок не может больше подниматься в вышину, то внизу, вкруг ствола, вырастает много зеленых веточек, под конец также и на корне, и они прославляют старое дерево, так как оно тоже было прекрасной зеленой веточкой и деревцем и теперь состарилось. Ибо природа, или сок, обороняется, пока ствол совсем не засохнет; тогда его срубают и сжигают в огне.

Напомним, что Инсайт (англ. insight — понимание) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

В результате инсайта или, как он сам называл, мистического видения, Якоб Бёме переосмыслил и библейский миф, и женский образ в целом. Русскими последователями Бёме были философы Владимир Соловьёв, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Семён Франк, Николай Лосский, разрабатывавшие учение о Премудрости Божией – Софии. Гомер и Аристотель понимали «Софию» (греч. Σοφία) как знание, мастерство, разумное умение в творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках». Русские космисты делали акцент на «целостности» – «…единство истинное, не противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но… всё в себе заключающее» (Вл. Соловьев).

На одной из средневековых гравюр изображен увиденный Якобом Бёме «космический человек». Внутри «космического человека» находится Мировое древо, причем корни этого дерева проецируются на «солнечное сплетение», ствол – на «трахею и бронхи» (бронхиальное дерево), а крона – на голову.

Рис.1 Космический человек Якоба Бёме

Вид спереди иллюстрирует возрождение божественных принципов в человеке. Дерево коренится в сердце, где находится зеркало, отражающее божественный свет – истинное знание. Корни дерева – чувства и желания человека, могущие напитать Ствол – дух человека, тянущийся к своему отцу – Богу. Ветви – индивидуальность человека, заключающаяся в божественной конституции, а листья – это плод усилий самого человека – его личность.

Вид сзади показывает ночные состояния души. Сферы астрального ума и чувств заполнены звездами, что символизирует зависимость человека от расположения небесных созвездий. В сфере разума низшее и высшее соединяются, так как разум обычного человека содержит в себе и одно, и другое, чем отличается от «просвещенного понимания» или истинного знания духовного человека – Адама. Кроме этого, можно заметить, что на гравюре Беме проекция «Мирового древа» соответствует расположению на теле человека четырех верхних чакр в аюрведической традиции и совпадает с расположением «духовных органов», описанных античными авторами.

Иллюстрация №3. Многие знания – многие печали. Переживание целостности мира, интуитивное понимание всей совокупности сложнейших причинно-следственных связей может порождать болезненное ощущение хрупкости мироздания. Порой предчувствие катастрофы оказывается предвидением. Так, в возрасте 29 лет русский поэт Николай Клюев накануне Первой Мировой Войны в 1913 году написал стихотворение «Осинушка».

Ах, кому судьбинушка
Ворожит беду:
Горькая осинушка
Ронит лист-руду.

Полымем разубрана,
Вся красным-красна,
Может быть, подрублена
Топором она.

Может, червоточина
Гложет сердце ей,
Черная проточина
Въелась меж корней.

Облака по просини
Крутятся в кольцо,
От судины-осени
Вянет деревцо.

Ой, заря-осинушка,
Златоцветный лёт,
У тебя детинушка
Разума займет!

Чтобы сны стожарные
В явь оборотить,
Думы — листья зарные —
По ветру пустить.

Иллюстрация №4. Часто встреча с архетипическими образами случается в сновидениях. Одним из маркеров таких сновидений являются сильные чувства.

Сновидение мужчины 30 лет.

Мир вокруг был какой-то стертый, трудно сказать были краски или нет. Я возле огромного дерева, на котором находится какая-то православная икона. Вдруг я вижу, что у изображения на иконе появляется нос-шишка. Я удивляюсь этому, хочу рассмотреть поближе, но тут дерево оживает и икона превращается в его лицо. Дерево подмигивает мне и неожиданно я понимаю, что дерево – это я. Какой-то странный сон, пугающий и радостный одновременно.

Иллюстрация №5. Переживания образа «Древа» вновь и вновь повторяются до завершения самоинициации – внутренняя работа может проявляться вовне посредством некоего неожиданного хобби.

Евгения Сергеевна Удовиченко (32 года):

– На это дерево я тратила около часа каждый день в течение месяца.

Рис.2 «Дерево», автор Е.С.Удовиченко, из коллекции Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений

Иллюстрация №6. Однако чаще новое понимание, возникшее при встрече с Софией, воплощается в метафору, совет, рекомендацию – мудрость.

Ольга Викторовна Бермант-Полякова (38 лет):

Можно по-разному о себе думать. Например, прежний – новый, незрелый – зрелый. Было – стало. Я предлагаю вам подумать о себе как о дереве, которое выросло, – а в саду из саженца вырастает огромное дерево за десять лет, – и каждый следующий год этому выросшему дереву добавляет не высоты, а толщины, больше годовых колец на стволе становится. Были годы, когда прирастали тоненькие, истощённые борьбой за выживание, годовые кольца, были годы как годы. Настало и благодатное время, когда можно развернуться во всю мощь, брать из земли соки и поворачивать к солнцу молодые листья, время не выживать, а жить.

Есть изречение, «узнают дерево по плодам». Плоды своих трудов вы видите, это сыновний долг, который вы с честью выполнили, это научные работы, это устройство своего быта и дома. Не пилите себя, чтобы разглядеть срез ствола какие годовые кольца худые. Живите на земле под солнцем и радуйте плодами своих трудов других людей. http://m-d-n.livejournal.com/312943.html

Иллюстрация №7. В завершение приведем замечательное высказывание Стефана Хёллера (58 лет) из книги «Юнг и утерянные евангелия» (2011):

У людей есть два пути, при помощи которых они могут расширить магический круг своей индивидуальности: один из них направлен наружу, другой – внутрь. Экстраверсия психической энергии обращает внимание личности на внешний мир ощущений с сопутствующими ему чувствами и мыслями. Но в области глубокого внутреннего понимания и психической проницаемости имеет место другой вид расширения. Вдруг наступает миг [интроверсии – В.С.] – и мы уже не маленькие люди, пойманные в ловушку в сером тумане понятий и образов; скорее, мы становимся деревом, которое внезапно узнает, что его корни, глубоко внизу, тянутся из подземного мира власти, смысла и трепетного волнения, и мы готовы признать, что именно эта подземная сфера дает жизнь нашим ветвям, простирающимся ввысь, в мир дневного света сознательного эго.

Вывод. Таким образом, из приведенных иллюстраций следует, что отождествление с архетипическим образом дерева переживается личностью в ключевые моменты жизненной истории. Речь идет не о конкретном возрасте, который как раз может довольно сильно разниться, а о самоинициации – принятии новой структурной идентичности на линии: ребенок – взрослый – прародитель.

[link]positum-world.livejournal.com[/link]

Психологический портрет личности: как составить, примеры и образцы написания

Подробное описание тонкостей характера и особенностей темперамента человека позволяет предугадать линию его поведения, совершаемые поступки и реакцию на различные ситуации. Если вы желаете вступить в близкие отношения, взять на вакансию сотрудника или просто интересуетесь судьбой определенной персоны, наверняка вам захочется получить готовый психологический портрет личности, о котором я расскажу в этой статье, а также покажу образец его написания.

Что из себя представляет

Это расшифровка личности в письменном виде, словами. Она дает возможность распознавать индивидуальные грани человека, выявлять его способности, определять возможные поступки.

Это методика широко востребована и применяется во всех сферах деятельности – личной, профессиональной, научной. Рекрутинговые агентства анализируют способности претендентов на должность, педагоги составляют психологические описания учеников для успешного построения учебной программы, руководители выявляют недостатки и сильные стороны сотрудников.

Для чего он нужен

Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.

Ключевые моменты

Портрет включает детальное рассмотрение нескольких аспектов.

Темперамент

Научно выделено 4 группы людей: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. В совершенном виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в личности объединены два разных типа. В зависимости от внутреннего состояния и эмоциональности, мы по-разному проявляем себя в жизненных процессах, реагируем на одни и те же ситуации, участвуем в разговорах и заводим отношения. Стоит учесть, что тип темперамента – врожденный параметр, который не меняется в течение существования. Не ждите, что безучастный флегматик вдруг станет организаторским и взрывным холериком, и даже если вам показались на лицо изменения – скорее всего, это временный порыв и ошибочное суждение. Доказана лишь небольшая корректировка первоначальных данных.

  • Холерики – наиболее активные, выносливые, яркие и устремлено идут к своей цели.
  • Меланхолики, напротив, ранимые, спокойные, нерешительные.
  • Флегматики легко общаются, они надежные друзья и сотрудники, адекватно оценивающие любую ситуацию.
  • Сангвиники – общительные, душевные, отзывчивые и доброжелательные.

Характер

Это совокупность устойчивых поведенческих черт, которые способны со временем трансформироваться и изменяться в зависимости от окружающей обстановки, воспитания и жизненных потрясений. Хотя и считается, что начальный перечень параметров заложен на генетическом уровне, он значительно дополняется приобретенными с течением времени моральными принципами.

Так, малыши одних и тех же родителей, попав на воспитание в семьи с разными устоями, могут получиться совершенно противоположными личностями. Характер любого человека можно одновременно описать с двух сторон. К примеру, вы можете быть добрым, душевным и открытым, но в той же мере ревнивым, обидчивым или ленивым.

Способности

Литературные источники делят их на три группы: духовные, физические и социальные. Естественно, первыми прививаются физиологические – здоровье, умения, сила, выносливость. Духовные больше зависят от воспитания и ареала обитания. Это образование, культурные наклонности, нравы. Социальные также являются приобретенными и формируются в процессе жизни – это открытость, коммуникабельность, умение налаживать контакт, ответственность, высокая пунктуальность и сильная дисциплинированность.

Направленность

Фундаментом этого параметра является мотивация. Она представляет ежедневную деятельность человека, объясняет его поступки. Одни желают удовлетворить свои потребности физиологии, хотят вкусно кушать, жить в уютной квартире или ездить на современном авто. Для других – это неважно, и в свои приоритеты они вкладывают общение, новую информацию, знакомства, реализуют свой творческий потенциал, занимаются спортом.

Эмоциональность

Этот параметр выражается в умении и способе выражать окружающим свои чувства, переживания, показывать настроение либо, наоборот, скрывать его. От степени присутствия в вас эмоциональности вы по-разному формируете обратную реакцию на окружающую действительность. Это то, что дает возможность понять ближнего вне зависимости от его языка, культуры, религии или уровня интеллекта. Каждый сможет распознать в собеседнике гнев, счастье, страх.

Интеллектуальность

Человек способен развивать себя благодаря восприятию новой информации, практическим занятиям, накоплению опыта, но базовый уровень интеллектуального развития, с которым рождается ребенок играет ключевую роль. Он помогает адаптироваться в новых условиях, оценивать незнакомую ситуацию и поведения сторонних личностей, давать оценки и умозаключения. Это способность размышлять рационально и действовать правильно относительно сложившейся ситуации. Как правило, талант или склонность к какой-либо области знаний обнаруживаются уже в детстве, главное, не упустить этот момент и начать ее развивать.

Коммуникабельность

Любой индивид, независимо от количества прожитых лет, финансового и социального положения, уровня интеллектуального развития должен уметь формировать общение с окружающими. Однако способности к разговору у личностей развиты неодинаково. Например, психопортрет юмориста или менеджера должен выявить высокий уровень навыков коммуникации, в отличие от садовника, комбайнера или рыбака. Стоит учитывать, что любая профессиональная деятельность нераздельно связана с общением и при отсутствии данного параметра добиться успехов и получить повышение будет практически невозможно.

Самооценка

Это уровень уверенности в собственных силах. Условно ее делят на завышенную, заниженную и объективную. При первой – идет переоценка своих возможностей, намеренное завышение достижений или даже приписание чужих высот себе. При второй – наоборот, присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах, а нормальная говорит об адекватном оценивании себя и своих поступков. Если вы выявили пониженную самооценку – то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Волевые качества

Воля – это своеобразный внутренний стержень личности, твёрдость характера и основной параметр, который позволяет добиться успеха. Волевые качества – это целеустремленность, твердая решительность и полная самостоятельность, отсутствие боязни рисковать, способность брать ответственность. Даже при наличии положительных жизненных условий, высокого интеллекта, одаренности, без воли индивид не добьется эффективных результатов. У волевого человека отсутствует пагубные лень, безынициативность, недисциплинированность, слабохарактерность.

Самоконтроль

Контролировать себя, свои эмоции, слова и действия, быть воспитанным – это те качества, которые помогут вам наладить хорошее общение с окружающими, завести деловые или любовные отношения. У тех, кто не может в достаточной мере держать себя в руках, а язык за зубами – не найдется достойных собеседников. Многие компании, при приеме сотрудников на работу обращают внимание именно на это умение. Рекрутеры намеренно создают различные стрессовые ситуации и задают неудобные вопросы, чтобы понять, как вы будете себя вести.

Способность к коллективной работе

Не все индивидуумы обладают умением работать в команде. Однако, это ценный навык, который позволяет подстраиваться и прислушиваться к другим людям. Его нужно развивать с детства.

Мотивация

Одно из самых сильных качеств человека. Даже ленивый и нерешительный индивид, при необходимости и желании совершить покупку, получить должность или завоевать расположение собеседника может пойти на неожиданные и необдуманные действия, ускоряя процесс достижения цели. У разных людей мотивация может быть скрытой, поверхностной или сильной, доходящей до мании и азарта.

Социальные установки

Одним из последствий общения является передача информации – обмен новостями, опытом, сведениями. Данные, полученные со стороны, влияют на поведение, настроение и действия людей, подталкивают к определенным поступкам.

Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец

Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.

Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:

  • Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
  • Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
  • Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
  • Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
  • Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.

Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.

Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности

Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон. Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:

  • Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
  • Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
  • Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
  • Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
  • Основная мотивация – жажда власти.
  • Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.

Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.

Поведенческий портрет

Это подробная характеристика факторов поведения личности, которые она показывает в различных ситуациях. Достаточно непродолжительное время понаблюдать за объектом либо тесно пообщаться с его родными. Такой портрет включает такие сведения, как: внешний вид исследуемого, его мимика и манера речи, поведение в комфортных привычных условиях и во время стресса или конфликта, ответная реакция на громкие события в стране или жизни окружающих.

Пример и образец: как правильно написать достоверный психологический портрет личности

Составлять характеристику может только опытный психолог. Однако, тесты и опросники имеются в свободном доступе в библиотеках и интернете, потому вы можете попытаться проанализировать человека самостоятельно. К примеру, возьмем 21-летнюю девушку, студентку одного из столичных ВУЗов:

  • Черты характера: коммуникабельна, имеет большое количество знакомых, доброжелательна, но импульсивна и эмоциональна, в порыве гнева может «наломать дров».
  • Темперамент согласно одному из опросников – сангвиник, который легко приспосабливается к новым обстоятельствам и просто заводит интересные общения.
  • Интеллект согласно тестированию (например, Айзенка) – выше среднего. Обладает хорошим вниманием, запоминанием и отличается абстрактным способом мышления.
  • Мотивация – сильная, направленная на достижение поставленных цели.
  • Эмоциональная стабильность – слабая: уперта, быстро раздражается и легко возбуждается.
  • Способности к коммуникации развиты, но направлены на создание положительного имиджа, формирование лидерства, завоевание внимания в новом окружении.
  • Итоги: все параметры в пределах нормы, важно внимательно посмотреть на неуступчивость и чрезмерную подозрительность исследуемой натуры.

Это простейший образец психологического портрета человека, который поможет вам при составлении своей или чужой характеристики. Не забывайте брать во внимание возраст, умственные данные и накопленный опыт испытуемого. Правильный анализ способностей и проблем поможет вам лучше узнать ближнего и предостеречь от неприятностей, а также выявить ценного сотрудника либо направить его энергию в нужное русло.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Составление дерева психологических качеств личности
[link]damienmilay.com[/link]

Тест личности: выбери дерево

Тест на характеристику личности предельно прост: выбери дерево и прочитай о себе. Интересно, познавательно, и, конечно, местами правдиво. Тест «какое ты дерево» расскажет об основных особенностях характера. Почитать интересно.

Стоит понимать, что все тесты, публикуемые в интернете, достаточно обобщенные. Но это не значит, что они недостоверны. Просто интерпретировать их нужно с определенной самоиронией, а также «читать между строк».

Данный тест определяет основные стороны личности: для его прохождения достаточно выбрать дерево, которое вызывает наиболее теплые чувство и способно отразить тестируемого как личность.

То есть, попробуйте идентифицировать данные виды деревьев с собой любимым/любимой. Потом просто прочитайте оценку под соответствующим номером.

Результат теста дерево: характеристика личности

Выбрали заснеженную ночь и объемную крону?

Выбрали рассвет и зелень?

Оценили мнгообразие зеленого и необычный диазйн кроны?

Понравилсь снежная абстракция?

Много снега / цвета в сумерках?

Составление дерева психологических качеств личности
[link]mn-zd.ru[/link]

Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ

Для чего нужен психологический портрет личности

Анализ личности помогает в работе психолога, социального педагога, психиатра, криминалиста, учителя. С его помощью можно найти подход к любому человеку, предугадать его реакции и действия, подобрать оптимальный план реабилитации или другой работы с личностью.

Кроме этого, психологический портрет составляют при отборе кадров, в брачных агентствах. Умение анализировать составляющие портрета пригодится в бизнесе для анализа покупателей, партнеров, клиентов. А также изучение личности используют в профориентировании.

В конце концов, составляемая картина пригодится каждому, кто хочет без труда находить взаимопонимание с людьми. По составленному портрету можно улучшить отношения со своими близкими и родными. Определить и узнать свой психологический портрет полезно для саморазвития.

Можно ли составить по внешности

Некоторые люди уверены, что психологи, взглянув на человека, могут составить полноценный портрет личности. На самом деле это не так. Нельзя судить только по внешности, особенно если речь идет о фотографии.

Однако есть направления, которые занимаются именно этим:

  • физиогномика – наука о связи психологических и анатомических особенностей личности;
  • кинесика – наука, изучающая невербальное общение (жесты, мимика, положение тела, движения и прочее).

И все же, чтобы написать портрет, лучше обратить внимание на изучение внутреннего мира, а не на внешность. Некоторые исследователи до сих пор считают физиогномику псевдонаукой.

Составляющие психологического портрета личности

Рассмотрим, как составить психологический портрет человека. Встречаются разные модификации портрета, но чаще всего в его структуру входят следующие элементы:

  • темперамент человека (тип нервной системы);
  • IQ и предрасположенность к интеллектуальному труду;
  • ведущие черты характера;
  • направленность личности;
  • уровень самооценки;
  • способности;
  • ценности;
  • коммуникативные навыки;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • мотивационная сфера;
  • индивидуализм-коллективизм;
  • другие.

Во время диагностики важно сохранять объективность, четко разделять факты и домыслы, исключить личное отношение к обследуемому. Поэтому лучше доверить это профессиональному психологу. Однако и он в ходе диагностики использует разные методы: наблюдение, тесты и опросники, беседы со знакомыми испытуемого и прочее.

Как составить?

Как создать мой или чужой психопортрет?

Желательно обращаться к специалистам, но также реально справиться с задачей и самостоятельно. Объектом изучения может быть собственная личность или другой человек, о котором необходимо получить исчерпывающую информацию.

Грамотно оставить психологический портрет помогут популярные опросники:

  • тест Дж. Роттера;
  • опросник Л.Н. Собчик;
  • тест Р. Кеттела;.
  • характерологический опросник Леонгарда.

Кроме опросников применяются и другие методики оценки личности.

Так, можно составить психологический портрет по рисунку, проанализировать почерк, провести тест на невербальное общение, загадать логические загадки и т.д.

Наиболее простой вариант исследования — анализ свойств объекта. В этом случае достаточно на листе бумаги поэтапно дать описание десяти ключевых свойств личности, указанных выше.

При этом большое значение имеет объективность оценки. Не всегда человек может оценить себя или кого-то из окружения максимально беспристрастно.

Построение своего психологического портрета поможет разобраться в собственной личности, определиться с подходящим видом профессиональной деятельности, объективно оценить окружающих людей.

Как составить психологический портрет личности

Для составления портрета нужно попросить человека пройти несколько тестов. Однако это не единственный способ. Рассмотрим популярные методы и алгоритм составления психологического портрета.

Тест Айзенка на определение темперамента

Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. По итогам опроса составляется график, который показывает долю каждого типа темперамента (в чистом виде не встречается ни один вид).

Тест выявляет не только тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), но и направленность личности: экстраверсия, интроверсия, амбиверсия. А также тест показывает эмоциональную стабильность или нестабильность клиента.

Тест Айзенка на IQ

Определяет не только интеллектуальное развитие, но и креативность, умение мыслить логически. Испытуемому предлагают решить несколько задач. Потом подводят итоги. Средний показатель IQ – 100-120 балов. Балл выше 150 указывает на гениальность, меньше 80 – на отсталость.

16 факторный опросник Кеттелла

Испытуемому предлагают ответить на 187 вопросов. Методика позволяет оценить сразу несколько важных психологических характеристик:

  • замкнутость – общительность;
  • конкретное – абстрактное мышление;
  • эмоциональная стабильность – нестабильность;
  • привычка подчиняться – привычка доминировать;
  • сдержанность – экспрессивность;
  • следование нормам и дисциплине – низкая нормативность поведения;
  • робость – смелость;
  • реализм – чувственность;
  • подозрительность – доверчивость;
  • практичность – мечтательность;
  • наивность – проницательность;
  • спокойствие – тревожность;
  • консерватизм – радикализм;
  • конформизм – нонконформизм;
  • слабый самоконтроль – высокий самоконтроль;
  • расслабленность – эмоциональная напряженность.

Уже только на основе этого можно составить развернутый портрет личности. А если еще и оценить парные сочетания показателей, то можно узнать следующее:

  • лидерский потенциал;
  • коммуникативные навыки и потребность в общении;
  • отношение к другим людям;
  • интеллект;
  • гибкость и скорость ума;
  • эмоциональная чувствительность;
  • склонность к риску;
  • уровень самодисциплины и следования морали.

Если провести этот тест полностью, рассмотреть все трактовки, то можно только при помощи одной этой методики составить полноценный портрет человека. Например, для отбора кадров этого будет вполне достаточно.

Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Методика позволяет выявить и оценить степень выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. Примечательно, что результаты опроса описывают субъективное ощущение клиента. Этот тест часто используют психологи и психиатры.

Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Испытуемому предлагают ответить на 18 вопросов. По итогам опроса можно определить уровень стрессоустойчивости: от очень низкого до очень высокого. Результаты теста пригодятся при выборе профессии и работы, отборе кадров, на консультациях у психолога. А также этот опросник подходит для самодиагностики и работы над саморегуляцией, своими эмоциями.

Фотолайм

Данный тест разработан для определения психологического портрета. Тест состоит из опросника, учитывающего 17 личностных факторов. Ответив на вопросы, вы сможете определить свойства вашей личности, а также лучше понять самого себя. Это поможет вам узнать свои сильные стороны и подскажет где ещё надо «доработать». Поскольку тест полностью автоматизирован, гарантируется полная конфиденциальность информации (то есть, результат будет доступен только вам).

К каждому вопросу прилагается три варианта ответов. Из них выберите тот, который по вашему мнению наиболее соответствует вашим взглядам.

Не стоит проходить тест если вы:

  • Утомлены;
  • Находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения;
  • Ищете решение какой-либо проблемы.

Поскольку все эти факторы могут повлиять на правильность ответов.

Отвечая на вопросы помните:

  • Не стоит тщательно обдумывать ответы. Дайте тот, который первым придёт в голову.
  • Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
  • Если вы будете отвечать на вопросы не по порядку, а в стиле – 1, 27, 93, 64, 2 и т.д. то реальная картина будет искажена. Поскольку порядок расположения вопросов не случаен.
  • Разумеется, не всегда вопросом можно описать конкретную ситуацию. В этом случае постарайтесь представить среднюю, наиболее часто возникающую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и исходя из этого выбирайте ответ.
  • Здесь нет правильных и неправильных ответов. Считайте, что вы просто высказываете своё мнение, а не проходите тест.
  • Отвечайте максимально честно, в этом случае вы получите наиболее реалистичную картину и сможете лучше узнать себя.
  • Если вы ответите не на все вопросы, то получите искажённую характеристику, которая не соответствует вашему психологическому портрету.

После получения результата вас может удивить , что в психологическом портрете могут присутствовать казалось бы взаимоисключающие черты, как то смелость и нерешительность. Общительность и замкнутость. Но, это только на первый взгляд. В зависимости от ситуации, могут доминировать различные стороны характера. Человек может быть смелым в принятии каких-либо серьёзных решений по работе и робким при знакомстве с женщинами. Если какая-то черта характера встречается в характеристике два раза и более, то она является доминирующей. И при остсутствии экстемальных ситуаций, управлять поведением человека будут именно доминирующие черты характера.

Ниже для примера представлена психологическая характеристика одного из наших сотрудников прошедшего тестирование.

Реалистичность, сила, независимость. Полагается только на себя. Не терпит бессмысленности. Интеллектуально развит. Абстрактное мышление. Высокая способность к обучению. Недовольство собой, излишняя самокритичность. Импульсивный, весёлый, полный энтузиазма. Склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворённости. Человек с развитым воображением. Погружённый во внутренние потребности, больше заботится о практических вопросах. Безмятежный, доверительно относится к людям, спокойный. Сознательный, настойчивый, на него можно положиться, обязательный. Предприимчивый, предлагающий собственное решение. Отдающий себе отчёт, социально точный, стремящийся поддерживать репутацию на хорошем уровне. Экстраверт, легок в общении. Общительный, смелый, спонтанный в эмоциональной сфере, жизнерадостный. Может легко переносить чужие жалобы и слёзы, а также трудности в общении с людьми в эмоционально напряжённых ситуациях. Возможно небрежное отношение к мелочам, и игнорирование сигналов об опасности. Открытый, благожелательный, слабо подвержен чувству ревности, весёлый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. Прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. Эмоциональная устойчивость, выдержанность. Человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный (но без нервного утомления), ориентирован на реальность.

Пример написания психологического портрета личности: образец

Рассмотрим готовые психологические портреты личности, примеры и образцы написания.

Пример №1

Клиент Иван Иванов (35 лет) имеет следующие психологические характеристики:

  1. Темперамент: сангвиник.
  2. IQ: средний уровень.
  3. Ведущие черты характера: настойчивость, обостренное чувство долга и справедливости.
  4. Коммуникативные навыки: хорошо развиты. Умеет находить общий язык с разными людьми, входить в доверие и вести переговоры.
  5. Способности: заметны лидерские наклонности.
  6. Направленность личности: экстраверсия.
  7. Самооценка: адекватная, высокая.

Сами тесты и результаты промежуточных исследований не прикладываются. Иногда указывается пол, дата рождения и образование человека, но это необязательно. Если портрет составляет психиатр, то он может расписать кратко историю жизни пациента, недавние потрясения и травмы. Педагог при составлении психологического портрета ученика может записать краткую информацию о семье.

Интересно! Не существует единого готового образца, поэтому чаще всего портрет описывают в свободной форме (если в компании, где работает диагност, не установлено другого).

Пример №2

Встречаются и другие варианты оформления. Например, так выглядит развернутый психологический портрет человека: Обследуемый: Василий Васечкин.

При составлении характеристики человека следует придерживаться стандартного плана:

  1. Индивидуальные данные. Возраст, пол, состояние здоровья, физические параметры.
  2. Социальные данные. Семейное положение, профессия, образование.
  3. Краткая биография. Здесь человек описывает важные моменты своей жизни, которые оказали значимое влияние на него (отношения с родителями, потрясения и конфликты и т.д.).
  4. Индивидуальные характеристики. Анализируется 10 ключевых свойств личности.
  5. Выводы. Строится прогноз на дальнейшее развитие личности, выявляются проблемы и определяются пути их решения.

Психологический портрет личности: готовый образец написания.

Вопросы для определения своего психологического портрета

Определенных вопросов нет. Чтобы узнать и написать свой психологический портрет личности, лучше использовать простые методики, например, геометрические и проективные тесты.

Одна из популярных техник – тест С. Деллингера. Чтобы сделать описание самого себя, задайте всего один вопрос: «Какая фигура меня привлекает больше: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник или зигзаг?».

Составление дерева психологических качеств личности
[link]tandem-psy.ru[/link]

CATEGORIES