Ситуация успеха

Семь способов создать ситуацию успеха на уроке

Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — "вагон", интереса к учебе — "воз и маленькая тележка". Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу уже становится трудно заставить делать уроки. А в 11-ом классе услышать от ученика, что в школе интересно и здорово — вообще нонсенс.

Успех меняет человека.

Он делает человека уверенным в себе,

придает ему достоинство, и человек обнаруживает

в себе качества, о которых не подозревал раньше.

Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители или применяемая методика обучения?

Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к котором приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха.

Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
  • стимулировать работоспособность;
  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.

Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. Читайте статью 10 правил похвалы ученика на уроке >>>

С другой стороны, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".

То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя").

Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.

Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Ситуация успеха

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Ситуация успеха» в других словарях:

СИТУАЦИЯ УСПЕХА — субъективно воспринимаемые достижения в какой либо сфере деятельности в контексте развития личности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Ситуация — (фр. – обстановка) – совокупность обстоятельств и действий, совершаемых в них. Это своего рода микросреда, в которой действует человек. Ситуации в педагогике есть составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Воспитательная ситуация — составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве. Ситуации – это клеточки педпроцесса, обладающие определенной автономией в нем и в то же время представляющие его. Выражается … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ — политич. обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революц. возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя. Р. с. служит показателем зрелости социально… … Философская энциклопедия

Педагогическая ситуация — составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций. Педситуация – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Коротаева, Евгения Владиславовна — Евгения Владиславовна Коротаева [[Файл: |200px]] Дата рождения: 8 февраля 1960(1960 02 08) … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I — [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

Ситуация успеха

Создание ситуации успеха на уроке — первостепенное условие становления личности человека

Презентация на тему: "Обучение и воспитание успехом Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта,

Памятка как создать ситуацию успеха на уроке — NicosPizza.Ru

Преимущества групповой работы в преподавании биологии через создание ситуации успеха на уроках

Памятка как создать ситуацию успеха на уроке — NicosPizza.Ru

Как создать ситуацию успеха на уроке в начальных классах — Bjj66.ru

Ситуация успеха как ее создать дома — Savvinka.ru

Создание ситуации успеха на уроке

Памятка как создать ситуацию успеха на уроке — NicosPizza.Ru

Презентация к методической разработке мастер-класса: "Проектный метод обучения в технологии современного урока и внеклассных зан

Ситуация успеха как ее создать дома — Savvinka.ru

Как создать ситуацию успеха на уроке в начальных классах — Bjj66.ru

Мастер-класс по теме "Педагогические приёмы создания ситуации успеха"

Презентация на тему: "Организация ситуации успеха на уроке. "В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть че

Ситуация Успеха На Уроке Презентация — radiantunion

Методическая разработка урока по математики в 5 классе "Основное свойство дроби"

Памятка как создать ситуацию успеха на уроке — NicosPizza.Ru

Smart notebook мастер класс — Urbiznes.ru

Педагогический совет "Ситуация успеха на уроке"

Презентация "Использование ситуаций успеха в современной школе на уроках русского языка" — скачать бесплатно

Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике

Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике

• намерениями и целевыми установками субъекта;

• представлениями субъекта о предполагаемых действиях;

• реально совершаемыми действиями;

Следовательно, успешность учащихся в учебной деятельности предполагает наличие у них таких умений, как:

• умение правильно ориентироваться, оценивать обстановку,

• умение определять цель, планировать действие;

• умение действовать согласно плана;

• умение рефлексивно ухватить и отследить целостную деятельность.

Необходимо разделить понятия «успех» «успешность» и «ситуация успеха».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Успех – результат подобной ситуации. Он, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые человек испытывает в результате удачного выполнения работы.

Успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребёнка, имеющая протяжённость во времени.

Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

• переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах;

• появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха;

• создаёт ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру;

• происходит переоценка своих возможностей.

Каковы последствия создания ситуации успеха?

• Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.

• За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.

• Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).

• Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное, индифферентное отношение к учебной деятельности.

• Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

МИФЫ о причине успеха:

1) успешность зависит от благоприятных условий (х/ф «Шапка Мономаха»);

2) успешность основана на самовнушении, ориентации на «happy end»: «Думай о себе «Я – умный» — и ты действительно станешь таким»).

Успех – результат собственных усилий человека!

Организация ситуации успеха в образовательном процессе

• Организация деятельности (ее логическая последовательность, включенность учащихся на каждом этапе).

• Выбор продуктивных форм взаимодействия педагога и учащихся.

• Смена ролевых позиций педагога и учащихся.

• Принятие норм взаимодействия всеми участниками образовательного процесса.

1) МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП, установка на предполагаемую деятельность.

На данном этапе является важным то, насколько цель, выбранная учеником, совпадает с учебной задачей, обозначенной на уроке. Например, знакомясь с заданием, предложенным учителем, один ребенок думает о том, как он будет его выполнять. Другой – ищет, где бы ему получить верный ответ и решение (списать). Третий – делая вид, что решает задачу, думает: «как бы не спросили». Четвертый – получить отметку («пятерочку»), успехи и неудачи в учении вызывают эмоции в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Пятый воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, поэтому проявляет активность только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых.

Таким образом, цель, выбранная учеником, определит и действия, которые он будет совершать, и их результат. Ученик может оказаться неуспешным в учебной деятельности, даже если он успешен в реализации выбранных им целей.

Ситуация успеха на этом этапе в большей степени определяется психологическими аспектами:

• педагог актуализирует эмоциональную память детей, ранее испытавших успех;

• создаёт условия предвосхищения положительного результата для детей, не выполнявших подобные задания;

• нейтрализует память от эмоции неуспеха, создаёт перспективу для получения нового опыта (например, подчеркнув то, что ученик поработал над своими ошибками).

Составление плана совместной деятельности

(памятка для учащегося)

• выдели главные моменты в том, что ты собираешься делать;

• определи последовательность выполнения, то есть этапы работы;

• реши, какими способами и приемами будешь пользоваться;

• наметь, когда будет выполняться работа; сколько времени на нее будет затрачено, к какому сроку она должна быть сделана.

Обучение работе с планом первоначально может быть начато с использования типовых планов или плана общественного действия.

2) ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП

Успешность ученика определяется тем, насколько выбранное действие соответствует предполагаемому результату. Несоответствие действия может быть связано с тем, что ученик либо не имеет внутренних средств, для осуществления действия, либо выбирает не то действие. Например, ребенок читает условие, но его техника чтения настолько низкая, что все усилия тратятся только на прочтение текста, но не на его понимание. Или же он не знает правила, формулы, которые необходимо применить для решения. Ученик может понимать задание, но использует неверный способ его выполнения, не те правила, формулы.

Ситуация успеха на этом этапе – частный случай проблемного обучения. На данном этапе у детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. В данном случае педагог предоставляет ученику право выбора: ученик может определить цель учебного задания в конкретном материале (выбрать жанр письменной работы в соответствии с темой, наметить количество примеров, задач, которые должны быть решены за урок и т.п.).

Преодолеть утомление, усталость, стимулировать деятельность поможет:

• смена задания по желанию учащегося;

• возможность сообщить педагогу о затруднениях в работе.

Ситуация успеха на исполнительном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельности школьника посредством:

— организационного контроля (начало работы, паузы, окончание работы),

— содержательного контроля (консультации по содержанию работы),

— интеллектуального и эмоционального стимулирования учащихся (процесс образования становится для них эмоционально и интеллектуально привлекательным, учитель обращает внимание детей на их сильные стороны).

Приемы интеллектуального и эмоционального стимулирования учащихся

 Приглашение к диалогу: «Какой другой вариант решения мы могли бы с вами выбрать?».

 Прием «Докажите, что мое утверждение верно или неверно. » помогает побудить учащихся к самостоятельным выводам и умозаключениям.

 Учебное комментирование написания текста, решения задачи: выполнение практического действия с одновременным объяснением, ссылкой на конкретное правило, закон, теорему.

 Побуждение к поиску вариантов решения учебной задачи («Предложи свои способы решения задачи. »).

 Структурирование текстов учебников и составление различного рода конспектов.

 Самопроверка своих ответов, сопоставляя их с текстом учебника, хрестоматии, справочника, с эталоном ответа или решения задачи, перфокарты.

 Самостоятельное творческое задание, при выполнении которого деятельность учащегося строго не регламентируется, предлагаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания.

 Тестовые задания по предмету для научения «отслеживанию» своих знаний.

 Делегирование ролей учащимся (ассистент, консультант, докладчик, оппонент).

3) РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Педагог организует деятельность, в ходе которой учащийся осознает и анализирует результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Это достигается посредством рефлексии и содержательной оценки.

Содержательная оценка – это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества собственного продвижения в учении и определения задач для дальнейшего продвижения.

Ситуация успеха усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.

• освоение обобщенного способа действия;

• преобразования в субъекте деятельности (развитые оценочные способности – оценочная самостоятельность).

Оценочные способности – это комплекс особых умений и навыков человека, обеспечивающих адекватное восприятие себя и окружающих людей, их личностных качеств, понимание их и своих состояний, анализ мотивов собственных и их поступков, причины тех или иных действий, выбор в соответствии с этим определенного способа поведения.

Ситуация успеха активизирует учебную деятельность только в том случае, если происходит смена позиции учащегося – он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ситуации успеха ученик становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала, способного создавать себе условия для успешной деятельности.

Источники:
Семь способов создать ситуацию успеха на уроке
Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций —
http://pedsovet.su/metodika/5727
Ситуация успеха
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 . Смотреть что такое «Ситуация успеха» в других словарях: СИТУАЦИЯ УСПЕХА —
http://spiritual_culture.academic.ru/2028/%D0%A1%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%B0
Ситуация успеха
Создание ситуации успеха на уроке — первостепенное условие становления личности человека Презентация на тему: "Обучение и воспитание успехом Нет детей — есть люди, но с
http://ctpoika22.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0/
Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике
Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практикеПо мнению М. А. Мкртчян, И. Г. Литвинской, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между след
http://kladraz.ru/blogs/svetlana-vasilevna-miheva/situacija-uspeha-kak-pedagogicheskii-priyom-v-sovremenoi-obrazovatelnoi-praktike.html

CATEGORIES