Развитию чего л с выготский отводил в юности центральную роль

И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОСТИ

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности –

формально-логическое, формально-операциональное мышление. Это

абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с

конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент.

К концу подросткового возраста общие умственные способности

уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают

Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и

усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его

объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают

гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности,

четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.

Направленность на будущее, постановка задач профессионального и

личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического

развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с под-

ростками заметно повышается, поскольку учение приобретает

непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает

выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино,

телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении

знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и

действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению.

Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских

обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез, часто на

ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.

В дальнейшем, в молодости, интеллектуальное развитие позволяет

выйти на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих

способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а про-

явление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь

идет о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать

вопросы, найти нестандартные решения.

Р АЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является

устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития, в частности в

ранней юности, является стремление старшеклассника строить жизненные

планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу

личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний,

уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую

еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник

просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень

их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и

часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь

тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения,

когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и

объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как

показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему

приспособления к действительности, связывая с ними «целевую»

регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение,

построение жизненных планов на будущеецентральное психологическое

Новообразование юношеского возраста.

Основой для планирования субъектом собственного будущего является

существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного

общества. Эта модель закреплена в культуре, теме ценностей общества, в ее

основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен

уложиться, чтобы социально «успеть» в нужное время сделать следующий шаг.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как

процесс формирования идентичности.

Идентичность как сознание тождественности субъекта

самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует

ответить на вопросы: Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня

принимают? В период взросления, на фоне резких физических и психических

трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового

качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с

семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую

целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и

будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку

себя и оценку, данную другими.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить

относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего

и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах. Многие исследования

посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей, исследованию

соотношений между Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот

период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта

реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка

собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно

сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их

достижению. Переоценка собственных возможностей, «юношеская

самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых

людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой – низкая самооценка и

низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ)

воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной

самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество,

конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец,

Развитию самосознания и личности Л.С. Выготский отводил в юности

центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного

мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту

неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания

как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость,

основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый

внутренний мир не сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к

углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных

обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или

пошел на поводу у другого.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках,

молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять

свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и

непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке

задач самосовершенствования. Во многих личных дневниках молодых

людей находит выражение стремление к самовоспитанию,

самоорганизации, к работе над собой. Отметим, что юношеские дневники

выполняют множество важных функций: фиксации воспоминаний, которые

передают жизни преемственность и непрерывность; эмоционального катарсиса;

замены партнера по общению или «идеального друга»; творческого

самовыражения и др.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно- теоретические,

философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая

сущность человека. Складывается мировоззрение – система обобщенных

представлений о мире в целом, об окружающей действительности,

о других людях и самом себе – и готовность руководствоваться им в

деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к

жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла

человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного

психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы,

открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на

поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется

заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее,

ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей,

открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое

самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное

самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие

аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых

ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские

суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады

и неожиданные реакции.

Юность – это период, которому свойственны противоречивые переживания,

внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны,

чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно

богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается

эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с

категоричностью и прямолинейностью юношеских оценококружающего,

с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального

скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального

и морального поиска, стремление критически переосмыслить«азбучные

истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и

О БЩЕНИЕ В ЮНОСТИ

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров

определяется решением проблем, связанных со становлением и реализацией их

как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности.

Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике

бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров),

взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее,

взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с

учителями, отношений с родителями, своего развития – физического и

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает

растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение

проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы

взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но

фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для

юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты: «Чье пони-

мание для вас важнее?», многие старшеклассники называют взрослых (а не

сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в

себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных

планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение

информации, связанной с областью интересов старшеклассника и

профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная

интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменятся периодом

спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в

обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но

эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества, на

основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения

со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание

своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в

общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его

потенциальную способность справиться с жизненными трудностями –

важнейшая основа для новой гармонии родительско — детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни

юношей. В старших классах происходят изменения в ориентации на пред-

почитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на

общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального

пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в

общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в

школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных,

Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление,

индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность

устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие.

Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба

интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью,

близостью и устойчивостью. Друг впервые осознается как другой Я. Ему

можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями,

секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло,

искренность. Это первая самостоятельно выбранная, глубоко иная

привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие

привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются

самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская

дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного

времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные воз-

расту требовательность и критичность по отношению к другому,

бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные

трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими

В ранней юности сильнее, по сравнению с предыдущими возрастными

этапами, проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение

представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим

Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают

роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в

играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого

человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пони-

манию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают

форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.

Во всех своих проявлениях первая любовь – это важное испытание в юности,

во многом влияющее на развитие личности юноши.

М АТЕРИАЛЫ

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 2206 ;

[link]studopedia.net[/link]

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — формально- логическое, формально-операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами. Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Старшие школьники приобретают метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности. Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода — это сложная когерентная система, отличная от логики ребенка; она составляет сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления». Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.). В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие.

Описанные изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.

«Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины.

Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть не счастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, несмотря на страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы Татищева или уходил в чулан и веревкой стегал себя по голой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах. Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем, — и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил уроки и занимался только тем, что, лежа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою пряников с кроновским медом, которые я покупал на последние деньги. То раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? разве во всем в жизни симметрия? Напротив, вот жизнь — и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в вечность; вот вечность — и я провел с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание. Слабый ум не мог проникнуть непроницаемого, а в непосильном труде терял одно за другим убеждения, которые для счастья моей жизни я никогда бы не должен был сметь затрагивать. Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? — я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил. » (Толстой Л.Н. Отрочество //Избранные произведения. М., 1985. С. 205 — 207).

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

Развитие личности

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества2. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960—1970-х гг. ждали свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:

— временная перспектива или расплывчатое чувство времени;

— уверенность в себе или застенчивость;

— экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;

— ученичество или паралич трудовой деятельности;

— сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;

— отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;

— идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я — концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я — реальным и Я — идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск. Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность. Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. (Вообще, юношеские дневники выполняют множество важных функций: фиксации воспоминаний, которые придают жизни преемственность и непрерывность; эмоционального катарсиса; замены партнера по общению или «идеального друга»; творческого самовыражения и др.)

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

1. Березин СВ., Аисецкий К.С. Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

2. Гаврилова Г.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152 — 157.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных молодежных объединений. М., 1990.

7. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.

8. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А.Г. Быстрицкого, М.Ю. Рошинах. М., 1991.

[link]megaobuchalka.ru[/link]

Основные новообразования в развитии личности в юности

Юность считают третьим миром между детством и взрослостью. В это время личность оказывается на пороге реальной взрослой жизни и может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В возрастной периодизации А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Л.И. Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формирования мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием .

Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы социальной жизнедеятельности.

Современная социология рассматривает развитие на возрастных ступенях как выполнение определенных задач. Американский психолог Х. Хейвигхерст определяет следующие задачи развития в юношеском возрасте:

  • 1. Принятие своей внешности.
  • 2. Усвоение мужской или женской роли.
  • 3. Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.
  • 4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей.
  • 5. Подготовка к профессии.
  • 6. Подготовка к браку и семейной жизни.
  • 7. Формирование социально ответственного поведения, подготовка к деятельности на пользу общества, усвоение политической и общественной ответственности.
  • 8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров в поведении.

Иерархическая классификация потребностей по А. Маслоу позволяет достаточно полно классифицировать значительное количество потребностей, характерных для периода взросления. В свете данной концепции Х. Ремшмидт описывает потребностную сферу юношей следующим образом.

Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремление к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития, они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.

Особенностью юношеского возраста является повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности. Но чем старше юноши и девушки, тем меньше значения они придают внешности и на первый план в образе Я постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества.

Потребность в безопасности. Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе сверстников, влияние которой порой сильнее, чем у референтной группы взрослых в семье и за ее пределами.

Потребность в независимости. Наступление зрелости и требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливается благодаря росту когнитивных способностей и приходит в столкновение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.

Юношеский возраст традиционно считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Чувство взрослости — ориентация на взрослые ценности, потребность в эмансипации от влияния близких взрослых — во многом определяется семейными условиями, социальным положением, родом занятий, материальным и образовательным уровнем родителей, составом семьи и позицией юноши в ней.

Уровень образованности и культуры родителей играет максимальную роль в формировании личности юноши и модели взаимодействия его с окружающими. Юноши стремятся быть с взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков. Они часто нуждаются во взрослых, поскольку идет интенсивное освоение «взрослых» ролей и форм социальной жизни. В то же время в юношестве нарастает стремление эмансипироваться, обособляться от влияния семьи, освободиться от зависимости.

В юношестве автономия от взрослых и значение общения со сверстниками растут. Причем, чем хуже, сложнее складываются отношения со взрослыми, тем интенсивнее будет общение со сверстниками. Максимум автономии они требуют в сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутренней жизни, потребительских ориентаций.

Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его — потребность в сексуальной активности, а наряду с этим — в нежности и взаимопонимании.

Чувство одиночества и непонятости окружающими широко распространено у подрастающего поколения. В этом возрасте появляются первые дружеские и любовные привязанности достаточно длительного, по преимуществу романтического характера.

Потребность в успехе (мотивация достижения). У стремления к успеху в юношеском возрасте могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д.

Одна из важнейших психологических характеристик юношества — самоуважение. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются со снижением социальной активности личности. Юноши и девушки с высоким самоуважением более самостоятельны, контактны, открыты, проще переживают неуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности.

Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношеский период собственной личности связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества. Самореализация и развитие собственного «Я» означает проявление своих способностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительной мере коррелирует с формированием благоприятного представления о самом себе.

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием мировоззрения как системы взглядов на мир в целом. Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, а текущая жизнь кажется «прелюдией» к жизни.

Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове юноши в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими.

Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.

Юношеский возраст — наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии — «диффузия идентичности».

Непреодоленный кризис ведет к синдрому патологии идентичности, по Э. Эриксону, который связан со следующими моментами: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянного пребывания в состоянии ожидания чего — то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед общением и неспособностью эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всему отечественному, иррациональное.

В старших классах речь идет уже о профессиональном самоопределении, формирующем отношения к преподавателям как знающим профессионалам. В юношах сильно критическое отношение к людям вообще и преподавателям в частности. Часто оно сочетается с пассивным отношением к учебе и самообразованию. Важным моментом этой возрастной стадии является выбор будущей профессии. Побуждает к выбору соответствующая ситуация, а направление определяется социальными и моральными убеждениями, правовыми взглядами, интересами, самооценками, способностями, ценностными представлениями, социальными установками и т. д.

Некоторые особенности эмоциональных реакций юношеского возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. В частности, юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, частых сменах настроения. Максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум — в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями.

Индивидуальная изменчивость эмоционального поведения в юности сильно выражена. Можно выделить три типа реагирования: эмоциональная неустойчивость, нападение или отступление, идеализм.

Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере, как и в когнитивной, еще сохраняется значительная неуверенность относительно выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не обрели адекватных способов выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой — столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие втягивает молодых людей в конфликт, который может вызывать весьма изменчивые, импульсивные, с трудом предсказуемые эмоции.

Нападение или отступление. Описанная ситуация может способствовать как агрессивному поведению, так и тенденции избежать столкновения. Первое проявляется в несогласии с существующим порядком, в противодействии законам и правилам социального окружения. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление больше не иметь ничего общего с миром взрослых.

Идеализм. Изменения в области мышления способствуют формированию идеальных представлений. Идеализм — характерная черта юности. Подобные настроения часто ведут к так называемому конфликту поколений.

На развитие личности юноши влияют разнообразные факторы. Несомненно, значение генетической и конституциональной основы, однако структуру личности эти влияния не определяют. К. Юнг выделил следующие факторы, препятствующие развитию личности юноши:

  • 1. Социально-экономические трудности (недостаток питания, бедность, плохие жилищные условия и т.д.).
  • 2. Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства молодого человека.
  • 3. Длительная экономическая зависимость.
  • 4. Противоречивые взгляды общества на секс.
  • 5. Препятствия к полноценному участию молодых в общественной жизни.

Определенную роль играют также референтная группа. Референтная группа важна для формирования стабильной эмоциональной и социальной общности, которая в период взросления обычно не складывается в рамках семьи, а социальное положение — для определения интересов и жизненных ценностей.

И так, центральное новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправлением, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

Возрастные сдвиги в восприятии других равным образом относятся и к самовосприятию, самосознанию. В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. Вместе с осознанием ценности собственной личности, приходит осознание чувства одиночества, сильное нарастание потребности в общении с одновременным повышением избирательности общения.

[link]studwood.ru[/link]

Особенности самосознания подростков

Рубрика: Психология

Дата публикации: 09.05.2019 2019-05-09

Статья просмотрена: 1575 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Особенности самосознания подростков / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 324-325. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58826/ (дата обращения: 09.12.2020).

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Ключевые слова: подросток, самосознание, личность.

В научной психологической литературе самосознание определяется как осознанное отношение человека, в нашем случае подростка, к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание, по мнению ученых, состоит из «Я-образа» или «Я-концепции». Это является своего рода продуктом самосознания. Самосознание принято различать на процесс и продукт. Данная классификация была введена У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого).

Подростковый период является одним из самых важных периодов в жизни. Это своего рода переходный этап между детством и взрослостью. Этот период обозначает переход от зависимости от приближенных взрослых к полной самостоятельности и ответственность за свои поступки, деяния, и всю жизнь. Таким образом, происходит завершение физического и социального созревания. Под этим подразумевается половое созревание, достижение социальной зрелости и так далее. Учеными отмечено, что в современном мире границы подросткового возраста начали расширяться, то есть этот период стал наступать намного раньше.

По мнению Л. С. Выготского внутренний мир личности формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности, и выражением его является самосознание.

Ученые отмечают, что каждая стадия в развитии самосознания имеет определенный уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Например, на онтогенетических уровнях самосознания происходит развитие памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д. Так как все акты самосознания формируются и осуществляются на основе этих процессов и через них.

Самосознание подростка рассматривается не только как феномен его личности и сознания, но и как момент развития личности. Данный момент, по мнению ученых, обоснован биологически и социально подготовлен всей предшествующей его историей. В организации нервной системы заложены возможности самосознания, но для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходимы соответствующие психологические и социальные изменения. Такие изменения происходят следующим образом: сперва происходит накопление представлений о самом себе. Таким образом, подросток все больше узнает себя более обоснованное и более связано. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. То есть формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта. В дальнейшем интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности.

Другой известный отечественный ученый, Б. Г. Ананьев, считает, что сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания. Таким образом, оно завершает структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. Исходя из всего вышесказанного, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

С точки зрения Л. С. Выготского, идеальная Я-концепция обеспечивает формирование жизненного плана молодых людей. Подросток в определении своих жизненных планов субъективен, и поэтому они являются идеалистическими. Так как в этом возрасте подростки воспринимают все близко, полностью еще не знают всех сложностей взрослой жизни, думают, что легкими путями можно добиться своей цели так далее. Многими учеными выделены два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти цели стабильны. Реальные цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач [1].

Исследователи отмечают, что перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. 14–15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».

Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте ярко и наглядно: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15–16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я — концепции; к 16–17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [2].

С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.

  1. Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008.
  2. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2011.
  3. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. М.:Питер, 2008.

Развитию чего л с выготский отводил в юности центральную роль
[link]moluch.ru[/link]

Периодизация Выготского: раннее детство, подростковый возраст, пожилые люди. Характеристика возрастов

Периодизация Выготского, известного психолога начала 20 века, до сих пор не теряет своей актуальности. Она была положена в основу целого ряда современных исследований. Периодизация Выготского дает ключ к пониманию того, как меняется личность человека по мере прохождения им различных этапов жизни.

Ученого особенно привлекало детство. И это не случайно, ведь именно в это время закладываются основы личности, происходят коренные изменения, оказывающие влияние на всю дальнейшую жизнь. Периодизация Выготского позволяет понять, каких изменений следует ожидать в личности ребенка того или иного возраста. Исследования ученого могут сильно помочь родителям, которые не понимают, что происходит с их детьми.

Возрастная психология, изучая процесс развития ребенка, дает характеристику различных возрастных периодов. Она оперирует такими понятиями, как «детство» и «возраст». Возрастной период (возраст) представляет собой цикл детского развития, который имеет свою динамику и структуру.

Условность возрастных периодов

Нужно отметить, что психологический возраст отдельного ребенка и календарный возраст, записанный сначала в свидетельстве о его рождении, а затем в паспорте, не всегда совпадают. Также нужно сказать, что каждый период обладает своими особенностями развития личности ребенка и психических функций, взаимоотношений с окружающими. Кроме того, у него имеются определенные границы, которые, однако, могут сдвигаться. Получается, что один ребенок раньше вступает в тот или иной возрастной период, а другой – позже. Границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием, «плавают» особенно сильно.

Детство

Детство включает в себя все начальные возрастные периоды. Это целая эпоха, являющаяся по своей сути подготовкой ребенка к самостоятельному труду, к началу взрослой жизни. Специфика включенных в него возрастных периодов определяется уровнем культурного и социально-экономического развития того общества, которому принадлежит ребенок, в котором он обучается и воспитывается.

Когда в наше время заканчивается детство? В психологии традиционно речь идет о периоде от рождения ребенка до достижения им 7 лет. Однако современное детство, конечно, продолжается и после того как ребенок поступает в школу. Безусловно, младший школьник все еще остается ребенком. Некоторые психологи, кстати, рассматривают как «затянувшееся детство» и подростковый возраст. Какое бы мнение мы ни разделяли, нужно констатировать тот факт, что настоящая взрослость ожидает ребенка лишь в 15-17 лет.

Л. С. Выготский о развитии

Возрастное развитие человека – сложный процесс. В особенности это касается детского развития. На каждом из возрастных этапов изменяется личность человека. Развитие по Л. С. Выготскому (фото его представлено выше) – это, прежде всего, появление нового. Таким образом, стадии развития, согласно этому психологу, характеризуются определенными возрастными новообразованиями, то есть такими свойствами или качествами, которых ранее не было в готовом виде. Однако, как писал Выготский, новое «не падает с неба». Оно возникает закономерно. Весь ход предыдущего развития подготавливает его.

Социальная среда является источником развития. Каждый шаг в детском развитии меняет то, как среда влияет на ребенка. Она становится совсем другим, когда переходит из одной возрастной группы в другую. Л. С. Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под этим понятием ученый понимал специфическое для того или иного возраста отношение между человеком и социальной средой. Ребенок вступает во взаимодействие с социальным окружением, которое обучает и воспитывает его. Это взаимодействие определяет путь развития, приводящий к появлению возрастных новообразований.

Переживание и деятельность

Каким же образом дети взаимодействуют со средой? Переживание и деятельность – две единицы анализа так называемой социальной ситуации развития, которые выделил Л. С. Выготский. Деятельность ребенка, его внешнюю активность легко наблюдать. Однако существует и план переживаний, то есть внутренний план. Разные дети по-разному переживают одну и ту же ситуацию в их семье. Это касается даже близнецов, то есть детей одного возраста. В результате этого, к примеру, конфликт между родителями слабо скажется на развитии одного ребенка, тогда как вызовет невроз и различные отклонения у другого. Кроме того, переходя от одного к другому возрасту, один и тот же ребенок по-новому переживает ту или иную семейную ситуацию.

Выготский о путях развития

Выготский выделил следующие два пути развития. Один из них – критический. Он внезапно возникает и бурно протекает. Второй путь развития – спокойный (литический). В некоторых возрастах, действительно, развитие характеризуется литическим, то есть медленным течением. На протяжении длительного срока, обычно охватывающего несколько лет, в эти периоды не происходит резких, фундаментальных перемен и сдвигов. А те, что могут наблюдаться, не перестраивают всю личность человека. Лишь в результате долговременного течения скрытого процесса происходят заметные изменения.

Литические периоды

В относительно устойчивые возрасты развитие происходит в основном за счет мелких изменений личности. Накапливаясь до определенного предела, они затем обнаруживаются скачкообразно в виде того или иного возрастного новообразования. Большая часть детства занята именно такими периодами. Так как развитие внутри них происходит так сказать подземным путем, перемены в личности отчетливо выступают при ее сравнении в начале и конце определенного временного промежутка. Стабильные возрасты учеными изучены намного полнее, нежели характеризующиеся кризисами – другим типом развития.

Кризисы

Они были обнаружены эмпирическим путем и все еще не приведены в систему. С внешней стороны указанные периоды характеризуются появлением черт, противоположных стабильным, или устойчивым возрастам. На протяжении достаточно короткого времени в данных периодах сосредоточены капитальные и резкие смещения и сдвиги, переломы и изменения в личности. В короткий срок ребенок меняется весь, в основных своих чертах личности. В это время развитие принимает стремительный, бурный характер, иногда катастрофический. Такую интересную особенность имеет периодизация развития человека.

Выготский отметил и позитивные сдвиги, которые имеет критический период. Это переход к новым формам поведения. Ученый выделил следующие критические периоды детства: период новорожденности, один год, три года, шесть-семь лет, подростковый период.

Возрастная периодизация Выготского

Сначала наблюдается кризис новорожденности, после которого следует младший возраст (от двух месяцев до года). В это время отмечаются противоречия между минимальными возможностями общения и максимальной социальностью ребенка.

Возрастная периодизация Выготского продолжается кризисом 1 года. За ним следует раннее детство (от одного до трех лет). В это время деятельность, которую осуществляет маленький мальчик или девочка, является предметно-орудийной, это «серьезная игра». У ребенка появляются речь, ходьба, жесты.

Далее следует кризис 3 лет, после которого наступает дошкольный возраст (от трех до семи лет). В этот период наблюдается тенденция к отделению от взрослого (эмансипации), а также к волевой, а не аффективной форме поведения. Появляется «Я сам». Кризис 3 лет имеет позитивное значение, выражающееся в том, что появляются новые черты личности. Ученые установили, что если в силу тех или иных причин этот кризис протекает невыразительно, вяло, в последующем возрасте маленький мальчик или девочка показывают значительную задержку в развитии волевой и аффективной сторон личности.

Далее следует кризис 7 лет, после которого наступает новый период – школьный возраст (от 8 до 12 лет). Детская непосредственность в указанное время утрачивается. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Появляется логика чувств, обобщения, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, возникает самооценка. В отношении кризиса 7 лет исследователи отмечали, что в данном периоде наблюдаются значительные достижения: изменяется отношение ребенка к другим детям, возрастает его самостоятельность.

В возрасте 13 лет наступает следующий кризис. За ним следует пубертатный возраст (от 14 до 18 лет). В это время появляется чувство взрослости. Ребенок начинает ощущать собственную личность, самосознание его развивается. Наблюдаемое уменьшение продуктивности умственной работы объясняется тем, что установка изменяется от наглядности к дедукции. Временное снижение работоспособности сопровождается переходом к высшей форме человеческой интеллектуальной деятельности.

Выготский отметил, что юность – это возраст от 18 до 25 лет. По основным закономерностям и общему смыслу она является первым периодом среди зрелых возрастов. Л. С. Выготский дал подробную периодизацию только детства, однако и в дальнейшем личность человека изменяется. Психологи, продолжив исследования, выделили следующие периоды.

Молодость

Молодость ученые обычно определяют как возраст от 19 до 30 лет. Однако нужно отметить, что границы возраста очень условны. Основной деятельностью в этом периоде является интимно-личностное общение с представителями противоположного пола. Также нужно отметить, что молодость – пора оптимизма. В это время человек полон энергии и сил, желания осуществить цели. Молодость является лучшим временем для самореализации.

Кризис творческой активности

Кризис творческой активности происходит на границе между молодостью и средним возрастом (средний возраст – от 30 до 45 лет). Причиной тому является нарастание мастерства, которое сопровождается увеличением рутины. Профессиональная и семейная жизнь стабилизируются. Появляется понимание, что человек способен на большее. Именно в это время зачастую люди меняют профессию, разводятся.

Средний возраст и кризис этого периода

Средний возраст — это также весьма условный возраст. Нельзя точно определить его границы, однако обычно они устанавливаются в пределах от 30 до 45 лет. В этот период наблюдается высокая работоспособность. Приобретая жизненный опыт, человек становится хорошим семьянином и специалистом. Он впервые серьезно задумывается о том, что останется после его смерти. К концу этого этапа жизни человека наступает кризис среднего возраста. Причиной его является то, что он находится на вершине, и понимает, что следует поискать другие стратегии для достижения прежних целей или же пересмотреть старые стремления. В период этого кризиса актуализируются экзистенциальные проблемы (изоляция, смерть, потеря смысла), появляются специфические проблемы (дезадаптация, социальное одиночество, полная смена ценностей).

Зрелость

Период зрелости определяется как возраст от 45 до 60 лет, хотя его границы также очень подвижны. Основной деятельностью в данном периоде является творчество, самореализация. Достигается положение в обществе, профессиональное мастерство, передается опыт. Человек переосмысливает свои цели. Он избавляется от неоправданных надежд и иллюзий молодости.

Кризис подведения итогов

За периодом зрелости следует кризис подведения итогов. Причина его – снижение социального статуса, а также потеря жизненного ритма, сохранявшегося десятилетиями. Иногда все это приводит к резкому ухудшению психического и физического состояния.

Старость

Старость – возрастной период за 60 и более лет. Психологическое состояние человека в это время характеризуется созерцательностью, умиротворенностью, витальной астенией, мудрой просветленностью, склонностью к воспоминаниям. Пожилой мужчина или женщина вырабатывают заботливую, но отстраненную позицию по отношению к внукам и правнукам.

Эриксон считал, что для этой фазы характерен не новый кризис, а интеграция, суммирование и оценка всех предыдущих стадий развития. В старости часто приходит умиротворение, которое проистекает из способности оглядеть прожитую жизнь и сказать смиренно, но твердо: «Я доволен». Тех, кто смог это сделать, не страшит неотвратимость смерти, так как они видят продолжение себя либо в своих творческих достижениях, либо в потомках. Но некоторые люди относятся к прожитой жизни как к череде ошибок и нереализованных возможностей. Они понимают, что начинать сначала слишком поздно.

Развитию чего л с выготский отводил в юности центральную роль
[link]fb.ru[/link]

Развитию чего л с выготский отводил в юности центральную роль

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

Развитию чего л с выготский отводил в юности центральную роль
[link]meduniver.com[/link]

Тест по возрастной психологии

Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.

детская

В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …

самосознание

В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …

родители

Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

общения со сверстниками

Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.

критические

В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

констатацию и формирование

формирование и развитие

констатацию и коррекцию

наблюдение и констатацию

В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.

дрессуру

Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.

общей

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

сюжетно-ролевая

В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

новых впечатлениях

Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

умственной

В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.

мышления

Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

интимно-личное общение со сверстниками

Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.

внутренний

Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.

сенсорным

Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.

психогенетическому

Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.

двигательный

Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

второй половине XIX века

второй половине ХХ века

первой половине XIX века

первой половине ХХ века

Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …

интеллектуальная рефлексия

способность к обобщению

Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …

измерениями

Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …

обобщений

Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

неравномерность развития

тенденцию к устойчивости

переход стадий развития в уровни

Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

ритуализацию

Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …

операциональная концепция Ж. Пиаже

прагматическая функциональная психология У. Джеймса

теория проб и ошибок Э. Торндайка

ассоциативная психология Д. Гартли

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

словесно-логическому

Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к

общению со сверстниками

поиску смысла жизни

Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.

раннего

Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

Ч. Кули

По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.

фаллической

По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.

идеальные

По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …

своеволием

Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

захватывание

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …

«что будет, если?»

«как это возникло?»

«что должно быть?»

«как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

созревание

Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

социогенетического подхода

концепции конвергенции двух факторов

Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …

оппозиции

Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

младенческом

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.

объектом

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

эпигенетической

Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

социальной ситуацией развития

динамикой развития возраста

условием психического развития

Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

юношеском

Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

эмансипации

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

особым типом отношений «ребенок – учитель»

интимно-личностным общением со сверстниками

формированием соподчинения мотивов

рождением «жизненной перспективы»

Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.

инициативой

Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …

младенчестве

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

обучение

Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …

объективным

Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …

непосредственности

Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …

память

Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.

негативной

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

горькой конфеты

Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …

интеллект

Самооценка младшего школьника отличается …

недифференцированностью

Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …

негативизмом

Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

интеллекта

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.

среды

Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.

личностную

Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …

преформизмом

Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

Целью формирующего эксперимента является …

изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

выявление наличного уровня психологического явления или качества

сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях

тестовое обследование детей

Центральной задачей младшей школы является формирование …

«умения учиться»

практических навыков чтения

практических навыков письма и счета

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

построение жизненных планов на будущее

возникновение стержневых личностных интересов

Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

операционная

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы
    • Власова Светлана АндреевнаНаписать 56146 27.08.2017

    Номер материала: ДБ-653393

    • Другое
    • Тесты
      27.08.2017 399
      27.08.2017 251
      27.08.2017 182
      27.08.2017 286
      27.08.2017 994
      27.08.2017 219
      27.08.2017 483
      27.08.2017 606

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Развитию чего л с выготский отводил в юности центральную роль
    [link]infourok.ru[/link]

    CATEGORIES