Психология личности

Личность в психологии

Личность – одна из центральных тем современной психологии, понятие “личность” и “личностное” имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. “Личностные” особенности – это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) – черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее – глубинные) особенности. Черты личности – это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании – это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность . В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента – все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере “личность”, а кто-то – в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки – социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.>), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.>). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) – вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) – это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность – это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.>

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности –

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) – это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.>

Источник:
Личность в психологии
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-v-psihologii

Психология личности, от жертвы обстоятельств до творца судьбы

Психология личности, от жертвы обстоятельств до творца судьбы

Проблемы человеческой личности волнуют умы не одно столетие. Становлению личности, динамике роста и развития, вызовам, которые бросает ей окружающая среда, посвящен ни один труд. По сути, всемирная история и есть процесс развития и роста личности человека, который всегда происходил и будет происходить в контакте с окружающим миром. Вне контакта, в социальном вакууме, личность теряет свой смысл, поскольку постигать самое себя можно лишь тогда, когда есть возможность взглянуть на себя со стороны, глазами других. Точно так же невозможен процесс роста, когда человек сливается с окружением и бывает не в состоянии отличить свои потребности от потребностей окружающих.

Психология личности призвана представить единую картину личности, взаимодействующей со средой, но при этом соблюдающей и оберегающей свои собственные границы.

К понятию личности и ее особенностям существует немало научных подходов. Они базируются на различных методиках, порою спорят друг с другом, порою дополняют друг друга.

Личность это не просто субъект, человек, из плоти и крови, это прежде всего носитель сознания, способности, заключенные в человеке:

  1. Познание.
  2. Переживание и сопереживание.
  3. Преобразование внешнего мира.
  4. Контактирование с внешним миром вещей и людей.

Говорим о личности, подразумеваем активность, сознательность, ответственность, трансформацию реальности, гибкость и много других качеств, совокупность которых дает возможность не только реагировать на происходящие события, но и вмешиваться и даже менять ход событий.

Структура личности — айсберг, подпитываемый энергией.

Первопроходцами в области психологии личности были такие широко известные личности, как Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер, Берн и Эриксон. Их профессиональному становлению и взглядам во многом способствовали их собственные семейные обстоятельства. Область психоанализа личности относят к глубинной психологии, где сегодняшняя личность, такой, какой она предстает пред нами, есть продукт прошлого, детства и юности, а все внимание психологов сосредоточено на бессознательных психических процессах. Личность в глубинной психологии рассматривают как структуру, состоящую из трех компонентов.

По Фрейду личность похожа на айсберг. Верхушка или Супер Эго (Супер Я, внутренний критик, судья, решающий, что есть Хорошо, а что Плохо), средняя часть – Эго (Я или разум, контролер психических процессов, связной между инстинктами и действиями), и невидимое глазу, скрытой в глубине – Ид (Оно, темная лошадка, скрытая энергия, подпитывающая Я и Супер Я). Человеком, считал Фрейд, движут биологические мотивы.

Эрик Берн, американский психиатр, выделил три типа личности, в которых может пребывать человек, контактирующий с окружающим миром. Три позиции, не имеющие ничего общего с моделью Фрейда, были озвучены Берном, как Взрослый, Родитель и Ребенок, которые формируются под воздействием контакта ребенка с родителями.

Фромм изучая личность и поведенческие мотивы делал акцент не на физиологии и сексуальности, но на социальном факторе. Юнг так же отошел от сексуальной окраски бессознательного компонента личности, но склонен был видеть в нем мощный источник энергии, который сообщал о себе, скажем, посредством сновидений.

Психоаналитики изучали преимущественно людей с психическими отклонениями. Их мало интересовали люди здоровые и самодостаточные. Между тем, горький опыт Второй Мировой войны показал, насколько плачевным может оказаться невнимание к личности, как таковой, и как важны для человечества и мира хорошие личности. Вопросами становления адекватного, психически уравновешенного человека заинтересовался Абрахам Маслоу.

Личность, по А. Маслоу, неотделима от культурных и социальных аспектов. В социуме и только в нем человек может проявить себя альтруистом, креативной личностью, полной любви и сочувствия к ближнему. Личностные возможности, скрытые в человеке, могут и должны самоактуализироваться. Первая потребность личности – быть здоровой, приносить пользу своим существованием, что становится возможным только благодаря не только достижению потребностей, но и реализации возможностей. Маслоу считал, что несчастная, нездоровая личность это личность нереализованная.

Маслоу – основоположник гуманистической психологии, первый взглянул на личность, как на незаконченную картину, некий процесс, а не конечный результат, сформировавшийся в результате давнишних событий и теперь страдающий от того, что прошлого изменить нельзя.

Скатываясь с горы, он продолжает обрастать все новыми открытиями и знаниями. Сегодня психологи рассматривают личность как нечто большее, чем сумму всех ее составляющих частей. Существует немало концепций и теорий личности, свой вклад в развитие теорий вносят не только психология, но и педагогика, и психосоматическая медицина.

Неотъемлемой частью личности стали понятия нравственности, свободы и ответственности. Человек перестал быть жертвой обстоятельств. Теперь он творец своей судьбы, несущий ответственность за свои выборы.

Источник:
Психология личности, от жертвы обстоятельств до творца судьбы
Проблемы психологии личности волнуют умы не одно столетие. Вы узнаете основные теории, а также понятие, структуру личности в психологии и ее социальную составляющую.
https://wikigrowth.ru/psyhologiya/psihologiya-lichnosti/

Психология Личности

Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценного человека.

Психология личности делает акцент на стремлении создать согласованную картину личности в общей увязке с ее основными психическими процессами. При этом отдельной частью работы является изучение индивидуальных различий людей.

Личность – это общественный индивид, который выступает объектом и субъектом отношений в социуме на протяжении определенного исторического периода, проявляет себя в деятельности, общении и поведении. Проблема личности в психологии рассматривается весьма детально и в разных аспектах.

Личности свойственен целостный духовный облик, определенный темперамент (структура природных свойств), способности (волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства) и направленность (интересы, идеалы, потребности). Эти особенности зависят от психических свойств человека, характеризующих уровень активности и обеспечивающих приспособление индивида к воздействию раздражителей.

Психология личности уделяет особенно серьезное внимание такому понятию как темперамент, поскольку именно он является основой личности. Темперамент представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, которые определяются динамику его поведения под влияние происходящих психических процессов. Динамика – это темп, ритм, интенсивность, продолжительность психических процессов и некоторые внешние поведенческие особенности (подвижность, быстрота реакций, активность и т.д.). Темперамент не характеризует взгляды, убеждения, интересы, не определяет возможности, не отражает ценность личности, а лишь отражает ее динамичность.

Изучается личность не только психологической наукой. Свои теории имеют юристы, социологи и другие специалисты.

Психология личности различает личность и индивидуальность. Под индивидуальностью понимают особенности определенного человека, которые делают его непохожим на окружающих. В широком смысле понятие личности близко к понятию индивидуальности. В узком смысле под личностью понимают человека, который сам строит собственную жизнь, выступая при этом ответственным субъектом собственного волеизъявления.

Описаний личности существует множество. Психологи разных школ и направлений дают этому понятия разные определения. Это связано с отличиями их взглядов. Разночтения возникают по вопросам уровня развития личности, механизмов ее развития и прочих особенностей.

В различных психологических теориях личность выступает центральным понятием. Каждый психологический подход имеет свою теорию. Наиболее значимые теории личности в зарубежной психологии – это психодинамическая, диспозициональная, поведенческая, феноменологическая, когнитивная.

В психологической науке выделяется множество направлений – образовательное, бихевиоральное, психоаналитическое, религиозное, психодинамическое, гуманистическое, трансперсональное, реалистическое и другие. Поэтому каждое из них исследует проблему по своему, видя по-разному ее природу. Из этого вытекают особенности видения возможностей развития, роста и жизнедеятельности личности.

Кроме того, в психологии выделяют крупные разделы: общую, социальную, психологию личности, семьи, развития, возрастную, патопсихологию, психотерапию. Все эти особенности и объясняют существование разных взглядов на понимание и трактовку проблемы личности в психологии.

Психология личности имеет подразделы: диагностику и дифференциальную психологию; эмоционально-волевую сферу личности; изучение причин поведения, мотивов и потребностей; развитие личности.

Источник:
Психология Личности
Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценную личность.
http://fb.ru/article/3730/psihologiya-lichnosti

Психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
  • Личность – “живой человек из плоти и крови” [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр “взрывных” изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность – это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Транзактный анализ Э. Берна
  • Гуманистическая психология
    • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
  • Экзистенциальная психология
    • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
    • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
    • Логотерапия В. Франкла
    • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
  • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология
    • Теория оперантного научения Б. Скиннера
  • Диспозициональное направление в теории личности
    • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
  • Психопатология личности
    • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
    • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесенный с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

Архетипы имеют свои эквиваленты в культуре, выраженные в конкретных сюжетах, образах и символах культуры. Так, например, архетип матери представлен в образах Марии, Геи, Афродиты, Медеи, Мачехи; архетипическими сюжетами материнства могут выступать рождение ребенка, самопожертвование, спасение, опекание ребенка, или же изгнание, разрушение жизни ребенка.

Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила свое развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований культурной парадигмы в психологии личности.

Основы психологических исследований в отечественной психологии были заложены в дореволюционной России А.Ф. Лазурским, В.М. Бехтеревым и .М.Я. Басовым. Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В.С. Мерлина,Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Петровского, В.А. Петровского, А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н.Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  • Социально обусловленные особенности (направленность – желания, стремления,идеалы, мировоззрение, моральные качества).
  • Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  • Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  • Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин. 1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей. 2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности. 3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему. 4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений. личность-естественное проявление бытия определяющее место всякому явлению (Налдаев Геннадий)

Источник:
Психология личности
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром,
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/141929

CATEGORIES