психология коллектива

Основные черты психологии коллектива

2. Основные черты психологии коллектива

Каждый человек, находясь в коллективе, зачастую чувствует, воспринимает, переживает, даже ведет себя несколько иначе, чем наедине. Почему?

– радости как бы сливаются, умножаются;

– горечи раскладываются, гасятся;

– коллектив знает и умеет больше, лучше, точнее, чем каждый из нас в отдельности.

Это и есть психология коллектива.

Психология коллектива – это сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов [6, с. 274]. На своеобразную атмосферу коллектива, его психологию влияют:

– конкретные задачи коллектива на данном этапе;

– реальные условия деятельности членов коллектива;

– уровень взаимоотношений, общения между членами коллектива (содержание следующего вопроса).

Коллектив начинается тогда, когда четко обозначаются общие потребности, цели, т. е. коллективные интересы, которые усиливаются и крепнут по мере укрепления коллектива. Без этого, коллектива просто не будет – будет некоторое число отдельных личностей.

Успешность деятельности коллектива всецело зависит от его направленности (вспомним направленность личности), а она основывается на коллективном мнении.

Коллективное мнение – суждение и отношение коллектива к тому или иному явлению внутри коллектива и за его пределами. Особенностями коллективного мнения являются:

1) категоричность (одобрение, осуждение, требование, пожелание);

2) возникновение из расхождений и формирование на основе общих вопросов для всех;

3) вырабатывается ядром коллектива, постепенно становясь мнением, взглядом большинства.

Эмоциональной стороной психологии коллектива выступает коллективное настроение.

Коллективное настроение – эмоциональное состояние, совместные переживания, общий настрой большинства коллектива, усиливающие чувства отдельных людей К. Маркс в «Капитале» писал: «Кооперация сил, слияние отдельных сил в одну совокупную, создает новую, возведенную силу, которая существенно отличается от суммы составляющих ее отдельных сил». [20, 23, с.337].

В своих проявлениях коллективные настроения имеют существенные отличия:

– во-первых, они более эмоциональны и подвижны;

– во-вторых, они менее случайны и более объективны, чем индивидуальные;

– в-третьих, они довольно заразительны, поэтому достаточно легко и быстро объединяют весь коллектив.

Наконец существенным показателем зрелости и устойчивости коллектива являются обычаи и традиции.

Обычаи – мы понимаем, как сложившиеся нормы отношений или поведения в коллективе. Обычаи, сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению, называются традициями .

«Традиции, – писал А. С. Макаренко, – являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость» [Цит. по: 6, с. 281].

Традиции могут быть: трудовые (учебные), бытовые, спортивные, боевые, местные и др. При этом, к сожалению, они могут быть не только положительными, которые надо поддерживать и развивать, но и отрицательными, с которыми надо бороться и которые надо решительно изживать.

Таковы основные проявления психологии коллектива.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Социально-психологическая характеристика коллектива

Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

  1. общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);
  2. социальные чувства и коллективные настроения;
  3. коллективные привычки, обычаи, традиции;
  4. различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).

Психология группы очень сильно влияет на поведение людей в группе.

От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию в управлении коллективом.

Никакой руководитель не может рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации – устные и печатные.

2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него.

Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.

Соблюдение дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций.

Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции.

3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.

Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве.

Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.

Руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются большие усилия и высокая квалификация. Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.

Для укрепления функциональных (технологических) связей в коллективе нужно учитывать интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.

5. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.

Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.

У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.

Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и моральных стимулов, в ритмичности производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.

На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов.

Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.

Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива. Обеспечение психологической совместимости достигается в первую очередь правильным подбором кадров. Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы.

Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п.

Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.

Источники:
Основные черты психологии коллектива
Информация для учащихся, научных сотрудников, работников системы образования.
http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1248-osnovnye-cherty-psixologii-kollektivayo.html
Социально-психологическая характеристика коллектива
Социально-психологическая характеристика коллектива Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов
http://psylist.net/uprav/kolhar.htm

CATEGORIES