Психологическая устойчивость это

Нервно-психическая устойчивость: виды, саморегуляция

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

Фрустрация – вид негативного психического состояния, которое возникает тогда, когда человек не может удовлетворить те или иные потребности. В данном определении «невозможность» является ключевым словом. Например, из жизни ушел ваш близкий человек, а у вас есть потребность постоянно с ним общаться и видеть его. Умом вы понимаете, что трагедия уже произошла и ничего изменить нельзя, но от этого легче не становится. В данной ситуации человек легко может войти в состояние фрустрации.

Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.

Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

Факторы, оказывающие влияние на состояние НПУ

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:

«Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать. Дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не смогу сделать. И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Вопросы для самоанализа и тренировка НПУ

Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

> Умею ли я сказать «нет»? В чем заключается основная причина, по которой я не могу или не хочу сказать «нет»? В чем заключается моя личная причина и мои страхи, которые мешают мне сказать «нет»?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Психологическая устойчивость это
[link]bestlavka.ru[/link]

Переживание и психологическая устойчивость

Начнем с того, что переживание, и особенно его эффективность и качество в плане воздействия и влияния на личность, будет определяться психологической устойчивостью личности. Переживание внутриличностных и межличностных конфликтов, кризисов и различных жизненных драм, с одной стороны, будет зависеть от психологической устойчивости личности, а с другой – будет развивать, формировать ее, обеспечивая человеку внутреннюю гармонию, ровное настроение.

Куликов Л.В. (2004) пишет, что в психологической устойчивости, как качестве личности, объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Автор выделяет три аспекта психологической устойчивости:

— стойкость, стабильность – это способность противостоять трудностям, сохранять веру в критических ситуациях, а также постоянный, достаточно высокий уровень настроения;

— уравновешенность – соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым оно может привести);

— сопротивляемость (резистентность) – способность к противостоянию тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Таким образом, психологическая устойчивость – это «качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» (Л.В. Куликов, 2004, с.92). К этому добавим, что успешность противостояния трудностям, а также сохранение здоровья будут определяться переживанием этих событий (ситуаций) человеком.

Переживание и психологическая устойчивость тесным образом связаны друг с другом. С одной стороны, психологическая устойчивость определяет особенности переживания человеком различных жизненных — экзистенциальных ситуаций (которые, как будет показано ниже, могут быть разных модальностей – от негативных, экстремальных, до положительных), а с другой, -переживание определяет и формирует психологическую устойчивость личности, поэтому факторы психологической устойчивости личности, выделенные Л.В. Куликовым (2004), значимы и в отношении переживания. Рассмотрим их.

Факторы социальной среды:

— факторы, поддерживающие самооценку;

— условия, способствующие самореализации;

— условия, способствующие адаптации;

— психологическая поддержка социального окружения.

Однако для переживания социальные факторы играют «вспомогательную», поддерживающую роль. Тогда как главными, — наиболее существенными, выступают личностные факторы:

— оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (ироничное) отношение к трудным ситуациям;

— уверенность, независимость в отношениях с другими людьми; терпимость к другим;

— чувство общности – социальной принадлежности;

— согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального);

— вера (в разных ее формах – вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

— экзистенциальная определенность – понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

— установка на то, что ты можешь распоряжаться своей жизнью;

— доминирование стеничных позитивных эмоций;

— понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозировать; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);

— структурированный опыт преодоления трудных ситуаций; использование эффективных способов преодоления трудностей.

Перечисленные (не все, а только наиболее значимые в отношении переживания, с нашей точки зрения) личностные факторы психологической устойчивости являются внутренними ресурсами, обеспечивающими эффективность переживания. При этом полюсами переживания будет выступать преодоление, с одной стороны, и псевдопреодоление – с другой.

Позитивное переживание понимается как средство, повышающее адаптивные возможности субъекта; как реалистическое, гибкое, большей частью осознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор. Такое переживание ведет к развитию, самоактуализации, становлению личности и её бытия. Оно предполагает использование внутренних личностных ресурсов человека и связано с психологической устойчивостью личности. Такое переживание приводит к внутренней гармонии, высокой работоспособности, полноценному психическому здоровью.

Негативное переживание выступает как ригидное, автоматическое, вынужденное, непроизвольное, действующее не реалистически, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы. В этом случае происходит дезинтеграция личности – «потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей» (Л.В. Куликов, 2004, с.87).

Подводя итог сказанному, выделим основные теоретические положения, необходимые для построения модели переживания (рис.1).

Основными теоретическими положениями модели выступают:

1. Переживание, выступая атрибутом психического, представляет собой внутренний ориентационный процесс, включающий в себя два компонента: энергетический (динамическая смена состояний и настроений) и когнитивно-информационный.

2. Переживание интенционально; в процессе переживания происходит внутреннее моделирование внешнего взаимодействия.

3. Переживание включает в себя информационные процессы отсроченного и немедленного действия.

4. Переживание есть гносеологический акт, в ходе которого происходит познание и понимание человеком себя и окружающего мира.

5. Процессуальная сторона переживания связана с психическими состояниями, настроениями, а также с психологической устойчивостью личности.

6. На поведенческом уровне процесс переживания реализуется в адаптивной и не адаптивной типах активности личности, которая может выступать как активность, направленная на мир предметов (предметная экстраактивность), на мир людей (социальная экстраактивность), на себя (интроактивность).

7. Переживание имеет общие функции, к которым относятся: функция дифференциации, организационная, интегрирующая, регулирующая функции. Также переживание выполняет ряд специфических функций, к которым относим: функцию «второго рождения», рефлексивную функцию, функцию гармонизации-дегармонизации личности, функцию понимания, функцию выражения, трансцензус, катарсис, а также предвосхищающую функцию.

Опираясь на проведенный теоретический анализ проблемы, выведем ряд определений переживания, которые раскрывают разные стороны изучаемого феномена, при этом, не противореча, а наоборот, взаимодополняя друг друга.

Переживание представляет собой внутренний ориентационный процесс, в рамках которого вычленяются две стороны: энергетическая и когнитивная, включающая построение проективных моделей и соотнесение их с нейрофизиологическим репрезентантом среды.

Переживание — динамическая смена состояний и настроений человека. Глубина, острота и динамика переживания определяется как внешними условиями – природными, физическими, социальными, так и психологической устойчивостью личности. С одной стороны, психологическая устойчивость определяет особенности переживания человеком различных, жизненных изменений, а с другой, переживание – определяет и формирует психологическую устойчивость личности.

Рис. 1. Динамическая модель переживания человека

Пояснение рисунка:бытие человека в мире предполагает включенность в различные жизненные ситуации, в которых реализуются его межличностные отношения. Кроме того, считаем, что можно говорить и о ситуации межличностных отношений, которая может быть напряженной и реализовываться в дисгармонии межличностных отношений. Переживание человека разделим на три блока:

БЛОК I. Жизнь в мире – совокупность ситуаций, бытие в которых предполагает присущее всему живому производство энергии, обеспечивающее функционирование различных жизненных (в том числе и психических) процессов. Эта энергия воплощается в определенное доминирующее и актуальное состояние человека (эмоционально-энергетический аспект переживания).

БЛОК II. Человек, переживая ситуацию напряженных (дисгармоничных) межличностных отношений производит «выплеск» энергии, которая воплощается в процесс построения проективной модели ситуации отношений, и модели активности человека в этой ситуации. Это отражает когнитивно-информационный аспект переживания.

БЛОК III. Соотнесение проективных моделей порождает блокировку активности человека, которая не реализуется либо в силу обстоятельств ситуации, либо в силу личностных установок человека. Это порождает дополнительный «выплеск» энергии, представляющей собой динамическую смену состояний и настроений человека (эмоционально-информационный аспект переживания). В этом случае происходит моделирование иначе направленной активности человека, соответствующей субъективной модели ситуации отношений, которая также корректируется. Однако возможно и то, что человек начинает действовать автоматически; в этом случае предполагаем, что в работу включаются механизмы психологической защиты личности от напряженной ситуации межличностных отношений.

При анализе проблемы человеческого переживания перед нами постоянно возникал вопрос – «Что переживает человек?». В качестве отправной точки нами было выбрано такое явление, как дисгармония межличностных отношений, переживание которой имеет большое значение как для самого человека, так и для дальнейшего развития отношений. Суть в том, что конфронтация и конфликты между субъектами отношений не возникают «на пустом месте», часто им предшествует ряд обстоятельств. В качестве такого обстоятельства в нашем исследовании и было выбрано наличие дисгармонии межличностных отношений. Это явление достаточно мало изучено в социальной психологии.

[link]studopedia.ru[/link]

Понятие «психологическая устойчивость»

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» [18].

Термин 5(аЫН(у переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а теп(а1 МаЫШу — психическая стабиль­ность (устойчивость) [15].

В словаре А. Ребера [17] «устойчивый» понимается как характеристика инди­вида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его анто­ним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько смыслов. Два основных таковы:

1. индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;

2. индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения.

Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), ха­рактеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом слу­чае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В ан­глийском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» — синоним слова «стабильность».

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости. Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике хмотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении подчеркивается, что в основе психологической устойчи­вости личности лежит взаимодополняющее сочетание, гармоническое единство постоянства личности и динамичности.

В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность при­ятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность меж­ду ощущениями благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной сторо­ны, и ощущениями неудовлетворенности жизнью и своими делами, собой, чув­ствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Для психологической устойчивости личности необходима способность к само­развитию, формированию собственной индивидуальности. У Л. Н. Толстого есть такие слова:

Нам кажется, что настоящая работа — это работа над чем-нибудь внешним — произво­дить, собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой — это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усво­ение привычек добра, всякая другая работа — пустяки (Дневник. 1899, 28 июня).

Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процес­сов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее пред­полагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей.

• способность к личностному росту со своевременным и адекватным разре­шением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ро­левых);

• относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и бла­гоприятного настроения;

• развитую волевую регуляцию.

Сущность воли заключается в сознательном преодолении человеком трудно­стей (препятствий) на пути к поставленной цели. Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психического самоуправления, саморегулиро­вания, самоконтроля. При таком взгляде психологическая устойчивость объеди­няет целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Мы не будем касаться вопросов надежности функционирования деятельно­сти. Они достаточно глубоко исследованы и описаны Г С. Никифоровым [12­14]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности так или иначе проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

[link]zakon.today[/link]

Психологическая и эмоциональная устойчивость — это. Определение и уровни

Эмоциональная устойчивость – это очень ценное качество, свойство, умение личности, являющееся крайне необходимым в современном мире. Человек, которому оно не свойственно, по жизни подвергается воздействию самых разных раздражителей, что негативно влияет на его жизнь и моральное состояние.

На эту тему можно долго рассуждать, но сейчас следует затронуть вниманием лишь самые важные аспекты, которые ее касаются.

Определение

Для начала нужно разобраться с терминологией. Считается, что эмоциональная устойчивость – это свойство человека, которое проявляется в разной степени чувствительности по отношению к психологическим раздражителям.

Однако данное определение не является единственным. Также считается, что этим термином называют неподверженность эмоциональных процессов и состояний деструктивным влияниям внешних и внутренних условий.

Соответственно, данное качество сводит к минимуму негативное воздействие сильных эмоциональных потрясений, предупреждает стресс, а еще способствует появлению готовности действовать в любых напряженных ситуациях.

Важно оговориться, что хоть тема и касается психологии, но физиологический аспект она затрагивает непосредственно. Потому что эмоции практически в один момент объединяют в единое целое все функции организма. Они – это сигнал вредного или полезного воздействия. И срабатывают эмоции раньше, чем оказываются определены локализации воздействий и механизм ответной реакции.

Специфика и соотношение с темпераментом

Многие уверены: эмоциональная устойчивость – это то, с чем человек родился. Одни люди более прохладно воспринимают те или иные ситуации, неожиданности и изменения. Другие остро переживают практически каждое более-менее эмоциональное событие.

Это даже в младенчестве и в ранние годы можно проследить по поведению ребенка. Как правило, данное качество стабильно на протяжении всей жизни. Считается, что его специфика варьируется в зависимости от пола и возраста.

Можно сказать, что эмоциональная устойчивость – это психофизическое качество. И зависит оно во многом от темперамента, который также является врожденным. Безусловно, его можно корректировать, меняя условия жизни и придерживаясь определенных принципов воспитания, однако глобальных изменений добиться не удастся.

У темперамента есть ряд свойств. К ним относят темп, силу, ритм, переключаемость психических процессов, а также устойчивость чувств.

Холерик, например, склонен бурно реагировать на все происходящее вокруг, в отличие от флегматика. Тот, в свою очередь, может в ответственный момент впасть в ступор и долго затем раскачиваться. Можно ли в таком случае считать его эмоционально устойчивым? Отнюдь. Конечно, бурных реакций с его стороны ожидать не приходится, но это вовсе не значит, что человек успешно справился со стрессом и вышел из ситуации победителем.

Таким образом, эмоционально-психологическая устойчивость не определяется только темпераментом. Во многом она зависит от имеющихся у человека навыков саморегуляции. А вот этому как раз можно научиться.

Как выглядит реакция?

Поскольку речь идет о способности к эмоциональной устойчивости, надо рассмотреть сам механизм проявления данного качества.

Допустим, возникает стрессовая ситуация. Вот по какой схеме переживает ее человек, являющийся эмоционально устойчивым:

  • Появившаяся «задача» в виде стресса порождает мотив, который влечет выполнение тех или иных действий, направленных на его реализацию.
  • Происходит осознание трудности, вызвавшей негативное эмоциональное состояние.
  • Человек начинает искать способ, который помог бы ему ее преодолеть.
  • Уровень негативных эмоций снижается, психическое состояние улучшается.

Допустим, человек лишился по какой-то причине работы. Это, безусловно, стресс, так как его привычный образ жизни нарушается. Человек осознает этот факт, а также то, что пока он будет сидеть без дела, денег заработать не удастся. Ему плохо, но он прекрасно понимает, что бездействие и погружение в депрессию никакого результата не дадут. А потому человек приступает к поиску источника дохода. Вернув себе привычный образ жизни, он, что называется, выдыхает с облегчением.

Это пример эмоционально-волевой устойчивости. Как же обстоят дела в обратной ситуации? Первые два этапа аналогичны. Но потом человек начинает не осознанно, а хаотично искать способ преодоления сложившейся ситуации. Положение усугубляется, негативные эмоции крепчают и возрастают, психическое состояние ухудшается. Возможен и срыв, который приведет к тому, что человек погрязнет в депрессии, у него не останется абсолютно никаких сил на какие-либо действия.

Как себя контролировать?

Развитие эмоциональной устойчивости интересует многих людей. Что же нужно сделать для ее формирования? Научиться не избегать эмоций, а, наоборот, встречаться с ними лицом к лицу.

Даже обычное их словесное обозначение существенно снижает интенсивность переживания. Такой простой прием помогает как бы «локализовать» эмоцию. Ведь всегда намного проще обращаться с явлением или предметом, если у него есть название.

К сожалению, далеко не каждый человек способен понять, что именно он сейчас чувствует. Как ни странно, но часто причиной становится осуждение или запрет на проявление эмоций. Это колоссальная ошибка общества, семей, образовательных учреждений и т. д. Многие люди действительно считают, что гневаться нельзя, грустить плохо, а бурно радоваться и вовсе неприлично. Разумеется, они привыкают подавлять эмоции, маскировать их, выдавать одно за другое. С возрастом такая модель поведения крепчает, у человека стираются истинные представления о своих чувствах. Он и сам может не понимать, что за его гневом стоит глубокая печаль, а за сильным страхом – возбужденность, тревога.

Поэтому важно каждый раз обращаться к самому себе с вопросом: что я чувствую? Нельзя подавлять эмоции. Потому что они – это энергия. И если она не находит выхода из-за того, что человек ее подавляет, то просто начинает уничтожать его изнутри.

Взаимодействие с другими людьми

Немного внимания нужно уделить и этой теме. Формирование эмоциональной устойчивости зависит не только от осознания, обдумывания и принятия своих чувств. Важно также научиться улавливать все подобные проявления и в других людях.

Конечно, считывать чужие эмоциональные реакции намного сложнее. Но это лишь поначалу. Достаточно помнить, что все мы – люди. Если один человек как-то определенно реагирует на ту или иную ситуацию – почему другой не может отзываться на нее так же? Достаточно проявить немного наблюдательности и эмпатии, и со временем навык разбираться в других людях придет.

Коммуникация станет намного понятнее и четче. Человек заметит, как его связи с людьми (особенно с близкими) трансформируются. Ведь именно эмоции связывают нас между собой.

А отношения с другими людьми, надо отметить, непосредственно влияют на пресловутую устойчивость и социальную успешность. Как именно? Все просто. Чем больше у человека крепких, налаженных, качественных связей, тем он сам намного более устойчив. У него элементарно есть люди, с которыми он может поделиться впечатлениями, погрустить или порадоваться, попросить участия и помощи. Это – поддержка. Она укрепляет, делает сильнее. И, соответственно, устойчивее.

Изменение мышления

В рамках темы, касающейся устойчивости эмоционального состояния, надо поговорить о том, что без преобразования своего собственного восприятия усилить это качество не получится.

Человек, желающий стать «крепче», обязан осознать: если он не может изменить обстоятельства, то переменить испытываемое к ним отношение ему подвластно.

Допустим, во время прогулки он заметил собаку, лающую на кого-то. Человек не станет раздражаться – просто пройдет мимо, потому что через 1-2 минуты лай перестанет до него доноситься. Точно так же и со сложными ситуациями. Надо прекратить воспринимать их как нечто, что происходит лично ему во вред. Они просто имеют право на существование.

Когда человек позволяет событиям идти так, как «задумано Судьбой» — они так и проходят мимо. Если он «цепляется» за все, ситуация усугубляется. Это философский подход, не всем он близок, но для многих является подходящим.

Также эмоциональная устойчивость человека зависит от условий, в которых он живет. Если у него от природы реактивный тип нервной деятельности, то лучше ему вести интенсивный образ жизни. Без возможности выплеснуть свою энергию такой личности будет очень дискомфортно. А психика человека устойчива лишь тогда, когда его образ жизни соответствует его природным предрасположенностям.

Еще очень важно систематически разгружать свою нервную систему. Особенно это важно людям, занятых на таких работах, которые требуют повышенной эмоциональной устойчивости (педагоги, врачи, предприниматели, спасатели и т. д.). Постоянное давление оказывает негативное влияние на психику. Следствием становится постоянная усталость, нервозность, раздражительность. Это сильно ослабляет нервную систему. И когда случается какая-либо стрессовая ситуация (пусть даже незначительная) – человек не в силах с нею справиться.

Главное – позитив

Для повышения эмоциональной устойчивости очень важно формировать положительное отношение к самому себе. Почему это важно? Потому что если человек сам для себя является позитивным персонажем, то он целостен внутри.

Речь идет о гармонии. Человек, живущий в согласии со своим мировоззрением, убеждениями и принципами, является психологически удовлетворенным. Поэтому важно заниматься любимым делом, тратить время на интересующие хобби, всегда стремиться к духовному совершенствованию и саморазвитию. Все перечисленное оказывает непосредственное конструктивное воздействие как на самого человека, так и на его жизнь.

Все люди, живущие с позитивом, намного реже воспринимают стрессовые ситуации как чрезвычайные, нестабильные и негативные. Они умеют сохранять спокойствие всегда. И это – важнейший психологический фактор эффективности, надежности и успеха в экстремальной обстановке.

Эмоции как сигналы

Есть еще один момент, заслуживающий внимания. Как уже говорилось ранее, эмоции непосредственным образом связаны с инстинктами и потребностями. Это проводники, указывающие человеку на то, в чем он нуждается, на его потребности.

Эмоциональная устойчивость личности помогает не только справляться со стрессовыми ситуациями, но еще и осознавать полноту собственной удовлетворенности, правильность направления, в котором осуществляются те или иные действия.

Допустим, человек испытывает постоянную злость. О чем это говорит? О хроническому неудовлетворении его потребностей. Что в данной ситуации нужно? Абстрагируясь от всего, определить свою потребность, а затем позаботиться о ее удовлетворении. Проблема будет решена, внешний раздражитель уйдет, а вместе с ним исчезнет и злость.

Навыка распознания потребностей нет либо человек просто привык, что за их удовлетворение на себя берет ответственность кто-то другой (в силу воспитания)? Или, может, он и вовсе считает постыдным испытывать какие-то из них? В таком случае безответственность и неосознанность по отношению к своим потребностям ведут к треугольнику Карпмана: Преследователь → Жертва → Спасатель. Это самая настоящая драматичная игра. Спасатель, например, вообще не осознает своих потребностей, но зато «знает», в чем нуждается Жертва, а потому «причиняет» ей добро вместо того, чтобы заниматься личной жизнью.

Самая ответственная позиция подразумевает принятие на себя ответственности за личные потребности и уважение чужих личностных границ.

Наверняка многим хотелось бы узнать свой уровень эмоциональной устойчивости. С этой целью можно пройти один из многочисленных простых тестов. Некоторые из них включают в себя всего 10 вопросов. Вот пример такого теста с вариантами ответов и баллами:

  • Часто ли Вас мучают ночные кошмары? (Нет – 1; да – 2).
  • Легко ли Вы скрываете свои чувства? (Нет – 1; да – 0).
  • Часто ли возникает чувство вины? (Нет – 0; да – З).
  • Раздражает ли многолюдное общество? (Нет – 0; да – З).
  • Нужны ли Вам люди, способные утешить, одобрить или понять? (Нет – 1; да – 2).
  • Легко ли обижаетесь на шутки, которые адресованы в Вашу сторону? (Нет – 1; да – З).
  • Часто ли меняется настроение? (Нет – 1; да – 2).
  • Легко ли удается освоиться в кругу новых людей? (Нет – 2; да – 0).
  • Близко ли к сердцу Вы принимаете все происходящее вокруг? (Нет – 0; да – З).
  • Легко ли Вас вывести из себя? (Нет – 1; да – 2).

Ответив на эти вопросы, можно будет определить, какая эмоциональная устойчивость у человека (высокая или низкая), а также насколько сильна его психологическая защита.

Результаты

Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:

  • Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
  • Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
  • Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека – ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
  • Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.

Психологическая устойчивость это
[link]fb.ru[/link]

Психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость представляет собой процесс сохранения наиболее оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их стрессового воздействия.

Уровень психологической устойчивости не постоянен, он изменяется на протяжении жизни человека, под влиянием различных факторов. Изначально он зависит от особенностей нервной системы, этот фактор определяется самой природой и единственный остается неизменным на протяжении всей жизни. Далее на уровень психологической устойчивости влияет воспитание и внешняя обстановка, в которой растет и взрослеет человек.

Немаловажным фактором является жизненный опыт. Различные жизненные трудности и стрессовые ситуации имеют большое влияние на формирование психологической устойчивости. Но главное не то, какие трудности нам пришлось пережить, важно именно то, сумели ли мы с ними справиться. Если мы смогли собраться и выйти из ситуации с наименьшими потерями для себя, опыт будет положительным. Если же мы поддались панике, растерялись и разрешили себе принять статус жертвы, все пережитое снижает уровень нашей психологической устойчивости в будущем. Важно понимать, что статус победителя или побеждённого определяют не внешние обстоятельства, а ваше внутреннее состояние. Иногда со стороны может показаться, что вы проиграли, не справились. Но если впоследствии вы сумели сделать правильные выводы, нашли свои ошибки, в нужной степени смогли принять и отпустить ситуацию, тогда это ваша однозначная победа. Любая проработанная и осознанная нами проигрышная ситуация является положительным опытом и способствует повышению психологической устойчивости в будущем.

Еще одним фактором, влияющим на психологическую устойчивость, является психологическая гибкость. Это способность нашей психики изменять угол взгляда и сам подход к проблеме. Если человек не способен изменить обстоятельства, нужно изменить свое отношение к ним.

Стоит отметить еще один немаловажный фактор – это самоконтроль. Человек, умеющий найти подход к самому себе, никогда не растеряется в сложной ситуации. Ведь именно хаотичное поведение вызывает стрессовое состояние, а паника только усиливает его.

Различные стрессовые или просто неприятные ситуации всегда будут нашими спутниками в жизни. Они возникают не просто так, ведь у каждой из них своя цель и задание по отношению к нам. Одни нужны, чтобы сделать нас более внимательными, другие делают сильными и уверенными в себе, третьи указывают нам на наши ошибки. Есть те, которые учат нас быть более сдержанными, терпеливыми.

Не нужно пытаться оградить себя от этих ситуаций. Важнее подготовить себя к их возникновению. А для того, чтобы подготовка была грамотной и максимально действенной, обратитесь за помощью к практическому психологу в Симферополе. Это сократит ваше время и силы на поиски тех способов и методов подготовки, которые подойдут именно вам.

Вот несколько моментов, определяющих психологическую устойчивость человека:

1) набор рабочих схем поведения в сложных ситуациях;

2) умение реально оценить степень риска или опасности;

3) способность противостоять психологическому давлению со стороны окружающих;

4) способность нивелировать провоцирующие ситуации и не доводить их до конфликта;

5) навык вести психологическую борьбу с лицами, проявляющими агрессию.

Есть еще один важный фактор, влияющий на уровень психологической устойчивости человека – это то, насколько образ жизни человека близок к его генетически обусловленным особенностям и потребностям. Если человек не знает своих истинных потребностей или же сознательно игнорирует их, он становится уязвимым для разрушительного действия внешних сил и обстоятельств. Ведь только следуя по своему пути, мы запускаем те внутренние механизмы, которые создают или укрепляют уже имеющийся внутренний стержень. Именно благодаря этому стержню мы способны обрести равновесие в постоянно меняющейся реальности, то есть обрести психологическую устойчивость. И только длительные внутренние конфликты и сомнения смогут вывести нас из равновесия. В таком случаем необходим процесс переосмысления, сознательной переоценки собственных внутренних ценностей принципов и установок.

И это тоже нормально, ведь время от времени каждый из нас теряет себя. Теряет для того, чтобы обрести себя снова, но уже другого. Ведь изменения, как внешние, так и внутренние, – неотъемная часть процесса развития, что является необходимым и естественным условием жизни любого человека.

[link]psy-feya.com[/link]

Психологическая устойчивость личности

Динамичность и приспособляемость личности. Способность к личностному росту и адекватным разрешениям внутриличностных конфликтов. Стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения. Особенности волевой сферы человека, их проявления в жизни.

  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психологическая устойчивость личности

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный и межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности.

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный». В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно.

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости. Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности.

Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях.

Изменчивость проявляется в динамике мотивов появлении новых форм поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

При таком рассмотрении подчеркивается, что в основе психологической устойчивости лежит взаимодополняющее сочетание, гармоничное единство непостоянства личности и динамичности.

Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности.

Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности целом.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей.

К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

— способность к личностному росту и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов.

— относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения.

— развитую волевую регуляцию.

Сущность воли заключается в сознательном преодолении человеком трудностей на пути к поставленной цели. Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психического самоуправления, саморегулирования, самоконтроля.

Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в которой объединены:

Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя из-за границы приемлемо (не доводя до разрушительного стресса).

Стойкость — способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации.

Стабильность — постоянный уровень настроения.

Сопротивляемость — это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни. конфликт личность волевой

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологическое, психологическое и социальное.

Регуляция напряжения, уравновешенность интенсивности мотивации и ресурсов организма, удержание напряжения в пределах границ приемлемого — одна из важнейших сторон биолог. бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психической саморугеляции — неотъемлемая часть психической жизни человека.

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных вещей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой — сопротивляемость излишне сильному взаимодействию — социальное бытие человека.

Таким образом: Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость.

Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностные, социальная поддержка).

Факторы социальной среды:

— поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма;

— психологическая поддержка социального окружения

— вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленной цели, религиозная вера, вера в общие цели);

— понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

— установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

— достаточное определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности:

— оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

— философское отношение к трудным ситуациям;

— согласованность Я-воспринимаемо и Я- желаемого;

— достаточно высокая самооценка;

— уверенность, отсутствие враждебности.

Когнитивная сфера:

— понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;

— адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

— структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Эмоциональная сфера:

— доминирование позитивных эмоций;

— переживание успешности самореализации;

— переживание чувства сплоченности, единства.

Поведенческая сфера:

— эффективная волевая регуляция;

— использование эффективных способов преодоления трудностей.

Коммуникативная сфера:

— открытое общение, принятие других такими, какие они есть;

— устойчивые, удовлетворяющие индивиды межличностной роли;

— удовлетворяющий статус в группе и социуме.

В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.

В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает. Как и в других странах, переживающих эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в политической степени способны межпоколенные общности (семья и этнос).

Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Выделяют индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:

— гневливость, враждебность, агрессия, направленная на себя;

— эмоциональная возбудимость, нестабильность;

— пессимистическое отношение к жизненной ситуации.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения саморегуляции, восприятия себя неудачником, внутриличностные конфликты и т.д.

Существенным фактором в снижении устойчивости является тип поведения. А, или коронарный тип — личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск.

Коронарному типу свойственны:

б) потребность в одобрении;

д) неспособность понизить активность;

е) стремление все успеть;

К числу их личностных особенностей относятся высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы.

Тип Б — снижающий устойчивость.

Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противоположные качества, который есть у типа А.

Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу А, больше шансов выжить после второго инфаркта, чем у людей типа Б.

Литература

1. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. М., 2004 г.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2011 г.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 2009 г.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — Спб, 2006 г.

5. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека — Л., 2009.

6. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.,2009.

8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — М., 2012.

9. Психологическое здоровье /под ред. Г.С. Никифоровой, Спб, 2006 г.

10. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М., 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Обзор основных теорий эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Особенности настроения и эмоционального тона, как составляющих эмоций. Психологический анализ эмоционального тона ощущений и впечатлений. Определение понятия настроения и его структуры.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 27.12.2012

Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.

дипломная работа [116,7 K], добавлен 03.07.2015

Психологическая диагностика: способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Виды и роль эмоций в жизни человека. Шкала оценки значимости эмоций. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

контрольная работа [42,4 K], добавлен 09.06.2010

Понятие внутриличностных конфликтов и их типы. Сущность конфликтов по Фрейду. Типы конфликтной ситуации К. Левина. «Я-концепция» К. Роджерса. Теории потребностей А. Маслоу. Концепции смысла жизни В. Франкла и становления структуры личности А.Н. Леонтьева.

контрольная работа [19,8 K], добавлен 27.01.2011

Эмоции как механизм регуляции поведения личности. Виды эмоций: аффекты, страсти, эмоции, настроения, чувства и стресс. Эмоциональная сфера личности младших школьников как объект исследования в психологии. Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы.

курсовая работа [135,3 K], добавлен 29.03.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Психологическая устойчивость это
[link]revolution.allbest.ru[/link]

CATEGORIES