Психологическая адаптация личности

Психологическая и социальная адаптация личности.

Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания в области психологии, медицины, науки, религии, философии, педагогики, генетики, антропологии, культурологии и т.д.

А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой.

Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей — А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Психическая адаптация играет значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидум-среда».

В.Г. Березин выделяет следующие уровни психической адаптации, как: – индивидуально-психологический уровень, включающий в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На этом уровне осуществляется поддержание психического равновесия, сохранение психического здоровья; – социально-психологический уровень, включающий в себя особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, достижение социально-значимых целей.

Выделяются следующие основные типы адаптационного процесса:

первый тип, характеризующийся активным воздействием на социальную среду, и второй тип, характеризующийся пассивным приспособлением (конформистским принятием целей и ориентацией группы).

Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и выявляются в процессе группового и межличностного взаимодействия (В.Г. Березин, 2002).

Л.И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды.

А.А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая. Охарактеризуем классификационные признаки видов социально-психологической адаптации.

Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Нормальная социально-психическая адаптация личности представляется двумя видами: защитная и незащитная (и как разновидность — смешанная или средняя).

Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация имеет два подвида: неконформистская адаптация (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путями) и новаторская (инновативная, творческая) адаптация (деятельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в различные области культуры).

Патологическая адаптация представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов.

А.А. Налчаджян в своей теории социально-психической адаптации выделяет как имеющие особую важность следующие виды адаптации: – путем преобразования; – путем преобразования и практического устранения проблемной ситуации; – с сохранением ситуации.

В первом случае личность претерпевает в основном небольшие положительные изменения. Во втором — личность претерпевает глубокие изменения, которые не способствует ее самоактуализации и самосовершенствованию (А.А. Налчаджян, 1988).

А.А. Налчаджян рассмотрел адаптацию личности в контексте социальных процессов, предложил классификацию социально-психической адаптированности личности и выделил уровни адаптации, чем наиболее полно отразил эти процессы.

А.В. Петровский (1990) выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: – адаптация; – индивидуализация; – интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.

Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.

Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии «растворения в массе».

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы. Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.

В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы В.А. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности (В.А. Петровский, 1992,1996).

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.

Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.

С психологической точки зрения адаптацию и поведение, направленное на её осуществление, изучает А.А. Цахаева. Интерес представляет деление адаптации автором на макро- и микроуровень (адаптация к большой и малой группе), на интро- и эктранаправление (адаптация к образу Я и образу окружающего мира), на экзотерическую и эмпирическую составляющие (к будущей деятельности и реальной сиюминутной реализации адаптивного потенциала) (А.А. Цахаева, 2000, 2002).

Адаптивно — адаптирующая система человека включает в себя социальные механизмы, позволяющие либо изолироваться от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала нормальному биологическому и социальному развитию человека.

В научной литературе пока нет четкого, однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало сложность и противоречивость этого процесса и раскрывало с социологических, психологических, эргонометрических, профессиональных и культурно-идеологических позиций адаптивную деятельность человека и в основном, понятие «социальная адаптация» отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой, определения социальной адаптации, различные авторы обращают свое внимание на различные аспекты социальной адаптации.

Проблему социально-психологической адаптации можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом.

С уважением, психолог ТАНАЙЛОВА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

В России +79892443469

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Психологическая адаптация

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

• в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;

• в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;

• в сфере взаимосвязей с экологической средой.

• социально-психологическую адаптацию личности,

• профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,

• экологическую психологическую адаптацию личности.

2. тенденция, адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.

• социально-психологические особенности социальной среды (её нормы, правила, требования, санкции, ожидания от личности степень общности ценностных и других основ её жизни);

• содержание, средства, условия и другие особенности ведущей (и других видов) деятельности.

• перестройкой функциональных систем, ценностных ориентаций и интересов человека через приспособление человека к среде, её ценностям, нормам, правилам и др.;

• соединением и гармонизацией указанных выше двух путей.

• несоответствие поведения своим социальным функциям,

• патологическую трансформацию поведения.

• состояние психологического тупика, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.

• устойчивая ситуативная дезадаптированность,

• общая устойчивая дезадаптированность.

• группы в детском саду,

• трудового коллектива и так далее.

• научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,

• приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,

• получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,

• устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих — то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) — то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

— Второй признак — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

— Следующий признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

— Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

— возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;

— рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

— усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;

— успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);

«2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» — не решаюсь отнести это к себе;

«4» — это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» — это на меня похоже;

«6» — это точно про меня.

2. Ситуация адаптации. Тест кем-то разработан – проверены надежность и валидность, но отсутствуют тестовые нормы (как правило, отсутствуют вообще для любых представителей данной языковой культуры). Задача адаптации сводится, таким образом, к построению тестовых норм.

3. Ситуация конструирования. Есть концепция психического свойства, но нет процедуры его измерения, удовлетворяющей требованиям места, времени, возможностям количественного анализа и ограничениям прочих ресурсов. Надо придумать измерительную процедуру, проверить ее надежности валидность, построить тестовые нормы.

• Ожидания родителей от своего чада в плане обучения и поведения.

— адаптивно-репродуктивный тип, где в основе проблематизации лежит стереотипизация, то есть упрощение актуальных ситуаций и сведение их к известным из прошлого опыта;

— адаптивно-активационный тип, который наряду со стереотипизацией использует такой способ проблематизации, как искусственное усложнение ситуации, создание квазипроблем;

— адаптивно-деформирующий тип, в основе которого лежит невозможность комфортного существования вне «точки» своей профессии, что является следствием неправомерной аксиологизации субъектом средств, условий и т. п. своей профессиональной деятельности.

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.

2. Личность может «фильтровать» внешнюю информацию, осуществлять ее неосознаваемую селекцию. Все или многое из того, что не соответствует в личности или поведении другого человека установкам воспринимающего субъекта, не замечается или замечается не в полной мере.

3. Личность может достичь вполне достаточного уровня адаптации и снятия противоречия за счет активной самокоррекции и самоизменения собственных установок.

б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов;

в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов.

— в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей — социально-психологическая адаптация личности;

— в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности — профессионально-деятельностная адаптация личности;

— в сфере взаимосвязей с экологической средой — экологическая адаптация личности.

— перестройка функциональных систем, ценностных ориентаций и интересов человека через приспособление человека к среде, её ценностям, нормам, правилам и др.;

— соединение и гармонизация указанных выше двух путей.

— Аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности с помощью которых она приспосабливается к среде.

— процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

б) гибкое и эффективное поведение при возникновении новых условий, в частности опасных. Способность придавать событиям желательное для себя направление. Адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

2) адаптированность в сфере личных отношений.

2) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.

2. Стадия стартового психического напряжения — пусковой момент в действии механизма переадаптации. Происходит мобилизация психических и личностных ресурсов, которые в дальнейшем используются в целях организации жизнедеятельности в изменившихся условиях.

3. Стадия психических и личностных реакций входа (первичная дезадаптация) — стадия, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

— небольшое количество женщин-руководителей, способных оказать психологическую помощь и поддержку;

— дискриминация со стороны многих коллег-мужчин (в том числе в отношении женщин-руководителей высшего уровня), сложность вхождения в мужскую среду;

— излишняя эмоциональность, агрессивность, подверженность стрессам, вредным привычкам (у женщин, например, отсутствует пищевой фермент, разрушающий алкоголь, поэтому влияние его на организм на треть сильнее, чем на мужской);

— излишняя стереотипность мышления;

— недостаточная физическая сила и проч.

— коммуникабельность, способность легко устанавливать неформальные отношения, разрешать конфликты;

— высокая дисциплина, организованность;

— фаворитизм со стороны многих мужчин и т. п.

— сопоставления с предшественником и продолжительности разрыва эмоциональной связи с последним коллектива.

— критическую: негативная оценка всего предшествующего и попытки сразу привести все в норму ведет к быстрому провалу;

— традиционную: действия по проторенной предыдущим руководителем дороге и повторение прежних приемов;

— рациональную: отбор нескольких вариантов действий с целью решить важные, насущные проблемы в течение 4-6 недель и улучшить тем самым положение дел.

— утверждением себя с первого дня человеком решительным, но осмотрительным, не меняющим всего сразу, однако немедленно устраняющим серьезные помехи в работе;

— внимательным отношением к мнению и предложениям подчиненных, особенно не нашедшим понимания у прежнего руководителя (но последнего не следует при этом критиковать);

— пресечением попыток нечистоплотных людей использовать слабую ориентацию в обстановке для сведения его руками счетов с соперниками.

— временная дезадаптированность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности;

— общая устойчивая дезадаптированное. представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики.

• Формирование реакции. Так называемая своеобразная «дрессировка». Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее. Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.

• Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает. Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.

• Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе. В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.

• Инсайт. Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной. Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.

• Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.

• Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет. Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;

• Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;

• Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;

• Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.

— патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

— устойчивого явления (например, в условиях серьезного разлада в семье);

— стабильной неспособности человека эффективно взаимодействовать со средой (например, при различных формах нервно-психических расстройств).

— деликвентное поведение, вызываемое стремлением человека сознательно нарушить существующие социальные нормы с целью их изменения противоправными методами.

— установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

2) чувство диффузного опасения и тревожного ожидания,

3) неопределенное беспокойство, — представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

2) недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми;

3) неправильное отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и ее результатам.

— полнота выделения существенных признаков;

— степень обобщенности их формулировки в слове;

— гибкость мыслительной деятельности;

— устойчивость достигнутых обобщений.

Психология женщин

Психология мужчин

Психология общения

Психология человека

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты

Социально-психологическая адаптация личности

Термин «адаптация» обозначает процесс и результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности.

Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности, т.е. степень приспособленности ее к условиям жизнедеятельности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощь которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики при этом выступают как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений и особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. Кроме психологической защиты к другим функциям социально-психологической адаптации относятся:

· достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность – социальная среда»;

· максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности;

· регулирование общения и взаимоотношений;

· формирование эмоционально-комфортных позиций личности;

· самопознание и самокоррекция;

· повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;

· повышение стабильности и сплоченности социальной среды;

· сохранение психического здоровья.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

1) прогрессивная, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и, в ходе реализации которой, достигается единство интересов, целей личности с одной стороны, а также отдельных групп и общества в целом – с другой;

2) регрессивная, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Иногда данный тип адаптации называют конформным, т.е. основанным на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Следует заметить, что только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность конформистской стратегии формирует склонность личности к систематическим ошибкам поведения в виде нарушения норм, ожиданий, шаблонов поведения и ведет к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у личности нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов или их комплексов.

Также социально-психологическую адаптацию можно классифицировать по механизму осуществления данного процесса. Можно выделить следующие виды адаптации:

1) добровольная – это адаптация по желанию;

2) принудительная, когда человек адаптируется к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям (например, к рабству, фашизму, диктатуре и др.). Но данный вид адаптации будет всегда проходить в ущерб человеку – за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств личности, развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые, в конце концов, приведут к изменению среды, поскольку свою природу человек изменить не в состоянии.

Деструктивные варианты социализации

Процесс социализации как социальный феномен весьма неоднозначен. Оценка его «правильности», адекватности всегда будет зависеть от тех норм и ценностей, которые распространены в данном типе общества. Человек, адекватно социализированный для одного типа общества, приспособленный для определенного типа отношений, распространенного в этом обществе, возможно, будет совершенно неадекватен в условиях другой политической, национальной и средовой культуры. Поэтому определение нормы и отклонения в социализации личности вопрос сложный и субъективный. Все же можно выделить несколько основных видов «патологичных» отклонений в социализации личности.

Виктимизация – процесс превращения человека в жертву социализации под воздействием ее неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, виктимность – это «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данный процесс проявляется из-за того, что человеческое общество с его уникальной и противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.

Факторы и условия виктимизации:

· социальные (внешние воздействия) – влияние особенностей социального контроля, низкий уровень жизни, безработица, слабая социальная поддержка со стороны государства, снижение адаптации в связи с быстроменяющимися условиями жизни, неблагоприятные климатические условия, загрязнение окружающей среды, значительные психологические стрессы и напряжение, катастрофы;

· феноменологические (внутренние изменения в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации, т.е. это формирование определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации) – агрессивность, упрямство, жестокость, инфантильность, хамство, наглость, жесткость в поведении и др.

Асоциализация – это антиобщественный характер соединения с обществом; процесс усвоения антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформациям общественных связей и дестабилизации общества.

Асоциализация происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация. На раннем этапе становления личности главным механизмом асоциализации является подражание, когда дети или подростки перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом – лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Если в обществе число асоциализированных личностей превышает критический рубеж, в конечном итоге это приводит к дестабилизации самого общества.

Десоциализация – это процесс, когда на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды. В результате у личности происходит разрушение позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию к понятию «асоциализация», но отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте. Десоциализация осуществляется, как в детском, так и в зрелом возрасте.

Ретордация – это отставание в социализации, т.е. несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Теория социализации прекрасно описывает вхождение человека в мир социальных отношений и вхождение социального мира в структуру его менталитета. Но социализация личности – всего лишь один из этапов становления человеческого существа как в фило-, так и онтогенезе. А потому необходимо саму социализацию включать в более развернутую структуру мировоспроизводящих практик человека, поскольку если бы все сводилось только к социализации, то человек был бы не более, чем социальной марионеткой, а общество, состоящее из одних марионеток, – вещь немыслимая.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.

2. В чем сущность социализации личности?

3. В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?

4. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

5. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние?

6. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в XXI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.

Источники:
Психологическая и социальная адаптация личности.
Психологическая и социальная адаптация личности. Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания в области психологии, медицины, науки,
http://www.b17.ru/blog/7958/
Психологическая адаптация
Психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, психологическая адаптация детей, особенности психологической адаптации, диагностика психологической адаптации, адаптация психологических методик, психологическая адаптация к школе, психологические адаптации личности, процесс психологической адаптации, проблема психологической адаптации, социально-психологическая адаптация личности, психологическая адаптация человека, психологическая адаптация уровни, психологическая адаптация подростков, психологическая адаптация к обучению.
http://center-yf.ru/data/stat/psihologicheskaya-adaptaciya.php
Социально-психологическая адаптация личности
Социально-психологическая адаптация личности Термин «адаптация» обозначает процесс и результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их
http://helpiks.org/8-3524.html

CATEGORIES