Психические эффекты

10 психологических феноменов, которые многие из нас испытывали, но не придавали значения (10 фото)

Наш мозг – это совершенно невероятный орган. Особенности его работы и по сей день загадочны для тех, кто хотел бы разобраться в процессах и законах, их регламентирующих. Ученые пытаются познать, как работает мозг, а простые люди испытывают странные явления, которые фиксируют, наблюдают и удивляются. Мы не можем их объяснить, но почти каждый знаком с такими. Что это за загадки, узнать «анатомию» которых нам бы так хотелось?

Фантомная вибрация

В психологии человека есть много странных моментов, а наблюдения ученых позволяют заключить, что необычные явления наблюдаются в жизни каждого. Опросы доказали, что 89 % населения цивилизованных стран хотя бы раз ощущали фантомную вибрацию – ощущение кажущегося звонка, вибрации мобильного телефона, который на самом деле молчал. Человек слышит телефон, когда тот совершенно спокоен, и такое у многих происходит довольно часто.

Не так давно провели опрос среди студентов колледжей, и девять из десяти признали, что им знакомо это состояние. Считают, что причиной тому является активное использование этой техники. Многие впервые ощутили явление примерно через месяц после получения первого телефона. Возможно, мозговая кора неверно оценивает какие-то сенсорные данные (сокращения мышц, давление), поэтому кажется, будто звонит телефон. Фантомные вибрации, как считают ученые, безвредны и устранимы.

Проводили испытания среди медиков, из-за работы постоянно пользующихся пейджерами или иными сходными приборами. Предложили всем отказаться от вибрации, а также использовать иное место для ношения, хранения телефона. Некоторые поменяли технику. В первом случае частота явления снизилась на 75 %, вторая мера помогла 63 %, третья – половине опрошенных.

Граница событий

Есть один интересный феномен: мы идем куда-то, но забываем зачем, оказавшись на месте. Это называют «границей событий». Ученые потратили несколько десятилетий для выявления причин. Проводилось множество экспериментов. Видимо, феномен обусловлен повышенной вероятностью ошибочного реагирования. Мозг разделяет события, формирует связи с отдельными местами, средами.

Если человек перемещается из места в место, мозг словно бы закрывает один файл и открывает следующий. Он восстанавливает все данные из памяти о текущем помещении, о событиях, связанных с ним, закрывая воспоминания, сопряженные с прежней комнатой. Человеку сложно вспомнить, зачем он сюда шел, о чем думал всего за несколько секунд до этого. Чтобы избежать этого негативного явления, нужно переходить в новое помещение, концентрируясь на том, что предстоит сделать.

Эффект прожектора

Наша психика – это довольно странное явление, а связанные с нею загадки интересуют и ученых, и простых людей. Одна из любопытных особенностей – это эффект, из-за которого человек неадекватно оценивает, как много внимания окружающие уделяют совершенным им ошибкам. Бывает, зайдешь в помещение и кажется, что все оглянулись и осуждающе посмотрели. Эффект прожектора имеет когнитивную природу и характеризует состояние, в котором человеку кажется, что за ним следят. Он связан с застенчивостью и ожиданием предвзятости, опасением осуждения со стороны.

Мы склонны распространять наше мышление на окружающих, приписывая им свои мысли. Кроме того, предвзятость и наивность задают удачные условия для развития эффекта прожектора. Человек начинает применять свои знания, собственный стиль мышления для предсказания поведения окружающих. Люди часто переоценивают точность своего восприятия. Для преодоления неприятного эффекта рекомендуют концентрироваться на окружающих людях, а не на собственных внутренних ощущениях от ситуации.

Ушной червь

Так назвали явление въедливой музыки, от которой невозможно избавиться – она постоянно звучит в голове. Многие знакомы с таким раздражающим состоянием, когда не удается избавиться от надоедливой песни. Этот червь – классический пример спонтанного познания. Обычно это быстрая мелодия с запоминающимся тестом и простым ритмом. В память чаще западает то, что отличается от привычного. Нередко ушной червь обусловлен непредсказуемым опытом или неконтролируемым воспоминанием.

До 98 % людей сталкивались с этим феноменом, и женщины подвержены ему в большей степени. В 2015-м провели исследование, доказавшее, что в избавлении от ушных червей может помочь жевательная резинка. Ее использование блокирует определенные структуры мозга, ответственные за субвокальную репетицию и кратковременную память.

Феномен Баадера-Майнхоф

Так называют состояние, при котором человек, узнавая что-то новое, внезапно начинает ощущать себя окруженным этими объектами или явлениями. Феномен характеризует случай, когда персона встречает новую информацию, после чего следует серия случайного появления такой же в повседневной жизни. Это рождает удивление, внимание становится избирательным.

Некоторые называют это «феноменом фэнтези». Если довелось узнать о чем-то новом, стоит обратить внимание на свою жизнь в ближайшие несколько дней после этого. Возможно, такое явление встретится несколько раз.

Семантическая насыщенность

Так называют состояние, при котором фраза временно теряет смысл из-за частого повторения. Бывает так, что привычное слово окружающие произносят раз за разом, раз за разом – в конечном счете оно начинает казаться странным, бессмысленным. Потеря значения происходит субъективно. В 1962-м Леон Якобовиц Джеймс впервые придумал термин «семантическое насыщение». Он обозначил им явление реактивного торможения – состояние, когда мозговые клетки неадекватно реагируют, получая одно и то же слово для обработки. Человек не может его слушать, вместо этого ресурсы мозга тратятся на преобразование слова в образ.

Сформулированная теория используется в работе над практиками, которые помогут справиться с заиканием. Частое повторение снижает интенсивность отрицательных воспоминаний и эмоционального контекста разговора.

Воспоминания

Так называют способность человека вновь пережить опыт, полученный в прошлом. К ним больше склонны пожилые, причем в памяти чаще всплывают моменты их детства, отрочества. Это обусловлено автобиографической памятью и способностью мозга составлять карты памяти. Есть три варианта объяснения удивительного явления. Возможно, это когнитивный фактор, биологический или идентификационный. В первом случае все связано с памятью, в которой отпечатываются периоды многочисленных изменений, на смену которым приходит стабильность.

Повествовательное явление возможно из-за возникновения ощущения собственной личности – оно появляется у подростков и молодежи. Биологическое объяснение предполагает генетическую способность вспоминать в преклонном возрасте в силу обилия накопившихся в памяти картин.

Эффект Даннинга-Крюгера

Каждый хоть раз встречал такого неприятного собеседника, который не устает хвалиться собой, раздувается от самовлюбленности и понятия не имеет, о чем говорит. Такой эффект привлек внимание ученых в последнем году прошлого тысячелетия. Оказалось, это когнитивное явление, из-за которого некомпетентная персона не понимает, что она ничего не знает, поэтому ощущает уверенность, воспринимая себя как максимально конкурентную в определенной теме.

Лишь 39 % опрошенных смогли выдержать конструктивную критику и понять ее причину, а 61 % продемонстрировали эффект Даннинга-Крюгера. Его альтернативное наименование – иллюзорное превосходство, когда человек склонен переоценивать позитивные качества, присущие ему.

Скупой мир

Так назвали явление, провоцируемое новостями о насилии и агрессии. Люди верят, что мы живем в ужасном мире, где нет ничего хорошего. Телезрители в своей основной массе восприимчивы к тому, что им говорят на экранах, и верят в истинность сказанного. Людям кажется, что картинка на экране точно отражает происходящее вне стен их дома. Чрезмерное насилие, демонстрируемое на экране, понижает чувствительность человека и рекламирует агрессивные поступки. Чтобы не стать жертвой этого эффекта, нужно знакомиться с новостями дозированно, «фильтруя» их на предмет адекватности.

Феномен самозванца

Психические эффекты
[link]nlo-mir.ru[/link]

Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии

Вы здесь

В психологии, как и в других гуманитарных и социально-экономических науках, законы проявляются, в основном, в виде тенденций, принципов, эффектов и феноменов. Тенденция — наметившаяся линия поведения, от которой бывают отклонения. В гуманитарных и социально-экономических науках мало количественных законов, хотя учёные и мечтают получить их в виде математических зависимостей, типа закона всемирного тяготения или закона Ома и т. п.

Например, закон смены общественно-экономических формаций, открытый Карлом Марксом — качественный, и он говорит о том, что рабовладельческий строй сменяется феодальным, феодальный — буржуазным, капитализм -социализмом, потом — коммунизмом. Пока что он оказался верным отчасти — в коммунизм мы не пошли, вернулись опять к капитализму. Почему мы начали перестройку? Полагаем, потому что путь к светлому будущему перегородила человеческая психология, те качества человека и мотивы поведения, которые не учли К. Маркс, а также Ф. Энгельс, В. Ленин и др. Имеются в виду лень, эгоизм, жадность, стремление к личной выгоде, а не общественной (а если её нельзя получить, — то человек и стараться не очень-то будет на работе). Потому-то, наверное, подавляющая часть продукции наших предприятий неконкурентоспособна — не приложили её создатели достаточных усилий, не превзошли конкурентов. Хотя вопрос о причинах неконкурентоспособности российских товаров — дискуссионный. Однако стоит иметь в виду, что неконкурентоспособной является продукция всех тех социалистических стран, где жили по марксистско-ленинской идеологии.

Психологический закон — зависимость, выражающая устойчивую связь каких-либо психических явлений. Примеры психологических законов:

  1. закон Бугера-Вебера — дифференциальный порог ощущений для одного и того же анализатора является постоянной величиной;
  2. закон Вебера-Фехнера — устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде логарифмической кривой;
  3. закон Стивенса — устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде степенной кривой;
  4. закон Йеркса-Додсона — устанавливает зависимость продуктивности деятельности от уровня мотивации в виде колоколообразной кривой;
  5. закон Мюллера-Геккеля (закон биогенетический) — он утверждает, что психическое развитие ребёнка в онтогенезе представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза.

Но нужно отметить, что эти законы имеют своих критиков.

Помимо законов, в психологии выявлены различные принципы, эффекты и феномены как тенденции поведения. Но многие из них не являются бесспорными, и поэтому служат предметом дискуссий.

Принципы психологии и поведения

Принцип — это начало, основа. Основными объяснительными принципами психологии можно считать:

  1. Принцип активности — психическое отражение понимается как активный процесс, в частности, это отражение зависит от целей, установок, ценностей, потребностей, прошлого опыта человека, которое и определяет пристрастность (избирательность) этого отражения. Особенность проявления активности — прогнозирование будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т. д. Ряд психологических и физиологических теорий строится на противоположном принципе — реактивности, согласно которому человек представляет собой особого рода машину, пассивно откликающуюся на воздействия внешней среды (бихевиоризм, ассоцианизм, рефлексология).
  2. Принцип развития. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов, и при этом её развитие понимается не только как рост, но и как изменение, при котором количественные усложнения приводят к качественным, то есть к скачкообразно появляющимся новообразованиям. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
  3. Принцип детерминизма. Все психические явления причинно обусловлены совокупностью обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
  4. Принцип историзма. Человеческое сознание развивается в процессе общественно-исторического развития. Этот принцип реализуется при изучении развития личности, межличностных отношений, процессов познания, которые обуславливаются конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и разных общественно-исторических формациях.
  5. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность.

Принципы поведения. Основными принципами поведения можно считать:

1. Стремление к удовольствию, полезности (З. Фрейд, представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).

Определение из Википедии: «Удовольствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей». Действительно, трудно представить себе человека, который бы сознательно стремился испытывать отрицательные эмоции или совершать вредные для себя и своего морального, материального и финансового состояния поступки. Хотя мазохисты существуют. Мазохизм в данном случае понимается как самоунижение, самоистязание человека, вызванное его неудовлетворённостью собой и убеждённостью в том, что причины жизненных неудач таятся в нём самом.

2. Стремление избежать неудовольствия, неудач, антиполезности, расходов (представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).

3. Принцип реальности (З. Фрейд). Он ограничивает первые два принципа. И человек разумный поведение выстраивает в соответствии с ним.

4. Моральный принцип — относящийся к морали; нравственный, этичный. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

5. Принцип социальной ответственности. Социальная ответственность — это проявление сознательного отношения субъекта общества к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой им деятельности для различных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. Согласно этому принципу мы должны помогать тем, кому трудно — малым и старым, бедным и больным, безработным и переселенцам, беженцам, жертвам военных конфликтов и т. п.

Эффекты психологии

В психологии эффект — это результат какого-либо действия. Ниже перечислены некоторые из эффектов.

  1. Эффект активации страха: если напугать человека негативными последствиями его поведения, то это подействует лучше, чем активация положительных эмоций.
  2. Эффект аудитории делится на два: а) социальная фасилитация (облегчение деятельности) — повышение скорости, улучшение результатов и продуктивности в присутствии зрителей; б) социальная ингибиция (подавление деятельности) — ухудшение деятельности, мышления в присутствии наблюдателей. Вывод: работа будет идти лучше, если в коллективе существует хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми.
  3. Эффект Барнума: люди верят тем, кого они считают специалистами в данной области, в данном вопросе.
  4. Эффект бумеранга: люди, получив информацию, советы, призывы, поступают наоборот. Он проявляется: а) когда подорвано доверие к источнику информации; б) нам не нравится человек, который является источником информации; в) когда информация устарела.
  5. Эффект первичности: воздействие информации, полученной первой, т. е. по времени раньше другой, оказывается более сильным и продолжительным (для незнакомых объектов). Поэтому очень важно сразу произвести хорошее впечатление.
  6. Эффект вторичности: воздействие информации, полученной последней, т. е. позже по времени, оказывается более сильным и продолжительным (для знакомых объектов).
  7. Эффект ложного консенсуса: заключается в тенденции переоценивать распространенность каких-либо мнений, нежелательного и неэффективного поведения.
  8. Эффект ложной информированности: заключается в тенденции считать, что все всё знают и без объяснений, объявлений, обучения и т. д., — как поступать в том или ином случае. Поэтому нужно доводить до людей (в том числе исполнителей) ту информацию, которая нужна им для принятия решений о том, что можно и нужно делать, а что — нет.
  9. Эффект ложной уникальности: заключается в тенденции недооценивать широкую распространенность хороших качеств, правильного поведения.
  10. Эффект однородности чужой группы: мы считаем, что члены чужой группы людей имеют более схожие потребности, характеристики и поведение, и они более сплочённые, чем мы.
  11. Эффект плацебо: если человек убежден в том, что предлагаемое лекарство очень эффективно, он скорее будет выздоравливать.
  12. Эффект простого нахождения поле зрения: это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым людям после их неоднократного появления в поле зрения.
  13. Эффект спящего: мы помним сообщения и другую информацию, но забываем источник. Так рождается бессознательный плагиат. Во избежание этого, все идеи нужно подавать начальству в письменном виде, а один экземпляр оставлять себе.
  14. Эффект фасада: человек стремится представить себя и своё поведение таким, чтобы оно соответствовало нормам общества, получило одобрение окружающих.
  15. Эффект хорошего настроения: когда человек в хорошем настроении, информация воспринимается и запоминается легче и лучше.

Феномены психологии

Феномен — явление, обнаруживающее сущность чего-нибудь (в данном случае — некоторых сторон психики).

  1. Феномен «вера в справедливый мир»: люди склонны верить в то, что мир справедлив, и если человек не виноват, то с ним ничего и не случится. Люди верят, что каждый имеет то, что заслуживает, или заслуживает то, что имеет. Конечно, это далеко не всегда так, но, тем не менее, эта вера существует, потому что с нею легче жить — снижается уровень тревожности, уменьшается стресс. Потому-то, когда с кем-то что-то случается, многие люди пытаются возложить вину на самого человека, говоря: «Сам виноват!». И часто ошибаются.
  2. Феномен «нога-в-дверях»: если человек в начале согласился выполнить маленькую просьбу, то потом он выполнит просьбу и побольше.
  3. Феномен «прямо-в-лоб»: сначала человек просит очень много и получает отказ «прямо в лоб», потом обращается с более скромной просьбой и получает желаемое.
  4. Феномен «самонадеянности»: человек переоценивает свои возможности, правильность своих убеждений.
  5. Феномен «я знал это!» (ошибка хиндсайта): преувеличение своих способностей предвидеть события, но уже после того, как результат стал известен.
  6. Феномен «нереалистичного оптимизма»: заключается в том, что мы переоцениваем свои и ситуативные возможности, а также шансы на успех, недооценивая опасность. Например, человек не ценит своего здоровья, пока оно есть, и воспринимает его как естественную данность. Верит в его нерушимость и ничего не делает, чтобы сохранить и укрепить его. В основе такого неправильного отношения лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Мораль: для достижения успехов требуется оптимизм в количестве, достаточном для надежды, и пессимизм в количестве, достаточном для беспокойства и осторожности.

[link]psyera.ru[/link]

Занимательные эффекты из психологии

Наиболее интересные виды психологических эффектов, их описание.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин «Эффект Пигмалиона» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(Англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности, используется в педагогике и искусстве.

«Эффект Ореола»

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него впоследствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам, часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше, и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

«Эффект аудитории»

(Эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот).
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

[link]ezopage.com[/link]

Психологические феномены. Некоторые закономерности поведения

Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Однако этот эффект можно немного смягчить . Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)

Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.

Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.

Эффект полного провала. (Pratfall effect)

Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.

Эффект фокусировки. (The focus effect)

Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.

Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу . Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Психологические феномены принятия решений: парадокс выбора. (The paradox of choice)

Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.

Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»

[link]psyhosoma.com[/link]

CATEGORIES