профилактика стресса психология

Дополнительное образование по психологии

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций. Накапливаясь, они вызывают выраженные и длительные стрессовые состояния. В свою очередь это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний – так называемых “болезней стресса”. Если раньше к традиционным “болезням стресса” относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, а также невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.

Стрессовые состояния, помимо угрозы здоровью, существенным образом снижают у сотрудников успешность и качество выполнения работы, повышают текучесть кадров (даже, несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижают удовлетворенность трудом, деформируют личностные и характерологические качества человека. Переживание острых и хронически неблагоприятных функциональных состояний приводит к снижению творческого потенциала сотрудников.

В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний

Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.

Мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. «учись управлять собой!» – вот главный девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические учения, обряды .

Типичной задачей для прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является снятие выраженных степеней эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, часто возникает необходимость на фоне нормализации состояний (главным образом за счет успокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительных процессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки для формирования иного типа состояний – состояния высокой работоспособности.

Предлагается универсальная форма построения занятия по психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека. Занятия условно делятся на несколько модулей:

РЕЛАКСАЦИЯ (от латинского – уменьшение напряжения, расслабление)

Находясь в состоянии релаксации человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др.

В целом переживание состояния релаксации и аутогенного погружения (встречается термин “гипнотическое погружение”) существенно повышает возможности профилактики выраженных неблагоприятных состояний снятия стрессовых реакций, а также формирования состояний повышенной работоспособности. Использование данных техник обладает терапевтическим эффектом при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА – наиболее распространенный метод психологической саморегуляции состояний. Основанием для этого метода служит использование приемов самовнушения. Аутогенная тренировка является более эффективным средством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.

МЕДИТАЦИЯ – большинство людей начинают медитировать по психологическим причинам. Они не чувствуют великого стремления, они просто каким-то образом несчастливы. Или чувствуют, что обладая спокойным умом, они будут более продуктивны

Медитативное осознание приносит ясность, которая открывает действия вашего ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет видеть вам факторы, определяющие ваш сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, вам не нужно об этом думать. Вы обнаруживаете, что обладаете знанием и пониманием. В этом спокойствии и ясность вы полностью осознаете все происходящее. Без усилий вы действуете оптимально, а не механически.

МОТИВАЦИЯ. Множество людей компетентны в мотивировании себя на выполнение приятных дел. Они просто рисуют образы делания приятных вещей, и эти картины настолько их привлекают, что они начинают делать эти вещи. Однако этот процесс не работает для тех дел, которые вы хотите сделать, но не любите делать их. Если вы не любите платить налоги и рисуете картину, как вы это делаете, – вы чувствуете отвращение. Это вообще не мотивирует. Но современные психологические методы позволяют разобраться с внутренними сопротивлениями и разработать такую систему мотивации, которая позволит легко и быстро достигать желаемого результата.

материалы подготовили Ирина Бондаренко и Лариса Богатова

Профилактика психологического стресса

В. А. Бодров считает, что одним из направлений профилактики развития стресса является совершенствование трудовой деятельности человека на основе изучения и учета ее психологических закономерностей, роли психических, психофизиологических, физиологических функций и их индивидуальных и общих особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека к деятельности.

Профилактика стресса актуальна для всех видов жизнедеятельности человека, его индивидуальной и общественной активности, при этом методы и средства превентивных мероприятий, рекомендаций имеют свои особенности прежде всего в связи со своеобразием причин и последствий возникновения и проявления состояния стресса. Наиболее ярко эти особенности проявляются в сложных, ответственных, опасных профессиях (космонавты, летчики, авиадиспетчеры, операторы АЭС и др.), где роль человека ("человеческого фактора") особенно велика с точки зрения эффективности, надежности, безопасности труда, а также работоспособности, профпригодности, состояния здоровья, профессионального долголетия самого работника.

Деятельность человека в современных системах управления производством, транспортом, энергетикой является стрессогенной, и поэтому актуальны вопросы ее совершенствования па основе учета "человеческого фактора" как на этапах проектирования и создания новых видов техники и рабочих мест, так и путем профессионального отбора наиболее пригодных и стрессоустойчивых специалистов, их подготовки к действиям в условиях вероятного развития стресса. Научно-практическое направление работ в этой области связано с решением задач эргономического обеспечения проектирования, создания, испытания и реализации трудовой деятельности человека в системах "человек — машина — среда".

Одной из главных задач эргономики (от греч. ergon — работа, nomo — закон) является разработка методов и требований по учету "человеческого фактора" при модернизации действующей и создании новой техники, технологии и деятельности в целом. Человеческий фактор — это индивидуальные характеристики человека (профессиональные, психологические, физиологические, физические и др.), проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления. Возникновение эргономики связано со значительной ролью человеческого фактора в трудовой деятельности, недостаточный учет которого, в частности, определяет функциональное перенапряжение организма и психики, развитие психологического стресса, а следовательно, и снижение эффективности, надежности и безопасности труда, развитие психосоматических расстройств и профессиональных заболеваний.

Психологические особенности трудовой деятельности, содержание практических рекомендаций по обеспечению высокой работоспособности и стрессоустойчивость человека являются в определенной степени специфическими для каждой профессии, которая определяется конкретными ее особенностями с точки зрения процессов, орудий, условий, организации, а также требований к субъекту труда. Однако направления изучения особенностей деятельности и основные пути, методы и средства ее оптимизации, в том числе для профилактики стресса, можно считать достаточно общими, едиными для различных профессий и видов деятельности.

В связи с этим для разработки действенных путей обеспечения соответствия человека требованиям конкретных видов деятельности, особенно экстремальных, необходимо определение его профессиональной пригодности. Психологической основой профессиональной пригодности является проблема индивидуально-психологических различий людей, а также оценки и развития индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности проводится в направлении определения: 1) основных черт и свойств личности, характеризующих поведение в этих условиях; 2) влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус; 3) значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах; 4) роли личности в преодолении экстремальных воздействий; 5) взаимосвязи различных личностных характеристик субъекта в процессе регуляции поведения и т.д. В реакциях индивида на экстремальное воздействие отмечена существенная роль стойких типологических особенностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса.

Формы ответного реагирования на экстремальные воздействия вырабатываются личностью через процессы оценки, предвидения, решения, приспособления. Они находятся в зависимости от психологических и нейрофизиологических характеристик личности, и этим определяется индивидуальный характер реагирования разных индивидов в стандартных эмоционально-стрессовых ситуациях.

Одним из ведущих направлений профилактики нарушений здоровья, функциональных расстройств, и в частности стресса, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Он служит важнейшим условием осознанного поддержания психосоматического здоровья человека, высокой сто работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных экологических, психологических, техногенных и социальных факторов среды, продления долголетия.

Тесная гармоничная взаимосвязь особенностей активности организма и личности конкретного человека в обеспечении его .здоровья и социального комфорта определяет представление о ЗОЖ как о типе повседневной жизнедеятельности индивида, а также социальной группы, нации, человечества в целом, который обусловлен всей конкретно-исторической системой взаимодействия социальных, психологических (личностных) и биологических (видовых, популяционных, организационных) факторов и который направлен на повышение уровня здоровья как исходной предпосылки гармонического развития человеческой жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирования ЗОЖ — это многоэтапный процесс, который предполагает многоуровневую и многостороннюю деятельность по созданию возможности оздоровления всех сторон жизнедеятельности каждого человека, различных социальных групп и общества в целом. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от различных социально-экономических, психологических, политических и экологических ситуаций.

В современной жизни и производственной деятельности дефицит активности, вредные привычки, избыточный вес, недостаточное физическое развитие, влияние вредных факторов среды приводят к нарушению функциональной надежности организма и психики, в результате чего снижается резистентность к стресс-факторам и повышается вероятность заболеваний психосоматической природы. В условиях все возрастающей сложности, напряженности, а в ряде случаев и опасности жизни и деятельности человека забота о сохранении здоровья, предупреждения соматических и психических расстройств определяют особое значение разработки и внедрения положений, принципов ЗОЖ, понимания и следования им каждым человеком.

Здоровый образ жизни характеризуется рядом факторов.

Режим труда и отдыха — строгий, ритмичный, умеренно напряженный режим является одним из важнейших условий высокой работоспособности и функциональной надежности человека. В многочисленных работах физиологов, гигиенистов, психологов обоснованы принципы и рекомендации по построению режимов с учетом продолжительности, периодичности, интервальное время периодов труда и отдыха в зависимости от содержания и условий деятельности, пола, возраста, квалификации и т.д. Установлено, что при соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы условных рефлексов. Закрепляясь, они обеспечивают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и функциональные возможности для реализации деятельности.

Режимы труда и отдыха должны иметь динамику в течение рабочего цикла. Кроме того, режимы необходимо проектировать с учетом биологических ритмов организма (циркадиадных, недельных, месячных и т.п.), а также особенностей колебательных процессов социальных и физических датчиков времени (смена уровня социальной активности, смена света и темноты, метеофакторов и т.д.).

Сон — эффективный способ снижения физического и умственного напряжения, способ физиологической и психологической защиты от чрезмерных нагрузок, эмоциональных нарушений, переживаний, явлений астенизации или перевозбуждения.

Отказ от вредных привычек — борьба с "факторами риска" (особенности поведения или неблагоприятные внешние условия), которые пагубно влияют на организм, способствуют развитию функциональных расстройств, появлению заболеваний, не являясь, как правило, их непосредственной причиной.

Особое значение в совокупности факторов здорового образа жизни, способствующих профилактике состояния стресса, придается организации рационального питания, физическим упражнениям и активному отдыху.

Технотронные психотехнологии

Коррекция психоэмоционального состояния, профилактика стресса и лечение депрессии

Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил (А. Торнов)

При помощи доступных средств можно самостоятельно устранять многие нервные или психологические нарушения. »»»

Кардиовкусовая психотехнология самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Вы берете в рот несколько трубочек для коктейля и тут же ощущаете вкус вашего душевного состояния. »»»

Кардиохудожественная психотехнология самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Человек берет в руки пульсомер, который управляет микронасосами, наносящими краску на лист бумаги. »»»

Психотехнология ганцфельд-полисенсорной самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии является применение ганцфельд-феномена и эффектов биоадаптивно-респираторной полисенсорной стимуляции. »»»

Технотронная психотехнология повышения эффективности аудиовизуального метода самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Новизной метода является сочетанное воздействие фотостимуляции, аудиостимуляции и электростимуляции рецепторов языка. »»»

Психотехнология инструментальной самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Сочетанное использование приемов визуального и акустического контроля ритмики диафрагмального дыхания для коррекции психоэмоционального состояния. »»»

Технотронная психотехнология калейдоскопно-трансовой самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Сочетанное использование приемов визуального и акустического контроля ритмики диафрагмального дыхания для коррекции психоэмоционального состояния. »»»

Полифункциональная психотехнология постуральной, поведенческой и психоэмоциональной самокоррекции (Г. Чаусовский)

Использование предложенной психотехнологии позволяет осуществлять самокоррекцию поз сна, что актуально для лиц, которые страдают позиционно зависимым храпом. »»»

Технотронная психотехнология инструментально-полисенсорного повышения эффективности акупрессурных приемов самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Синхронизация в рамках одного портативного устройства приемов акупрессуры с формированием стимулов пяти модальностей. »»»

Технотронная психотехнология кардио-калейдоскопной самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Для реализации предложенной психотехнологии используются «кардио-калейдоскопные очки» »»»

Технотронная психотехнология биоуправляемой кардио-цветокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Кардиоуправление частотой мерцаний пламени свечи используется совместно со светофильтром для цветокоррекции психоэмоционального состояния. »»»

Биоадаптивная психотехнология аромакоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Новизной предлагаемой психотехнологии является создание возможности визуализации процесса генерирования запаха. »»»

Технотронная психотехнология респираторной аромакоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Конструктивно разработанная психотехнология реализована в виде фотоэлектронного пульсометра »»»

Психотехнология аромапостуральной самокоррекции эмоционального фона сновидений (Г. Чаусовский)

В разработанной психотехнологии в качестве стимулятора инициирования осознанных снов используется запах. »»»

Психотехнология кибер-респираторной аутокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Психоэмоциональное состояние можно контролировать через самообучение антистрессовому дыханию. »»»

Психотехнология респираторно-электровкусовой самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Деятельность вкусовых анализаторов тесно переплетается с поведенческими и вегетативными реакциями. »»»

Психотехника респираторно-шариковой самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Для повышения эффективности самоконтроля за правильностью выполнения оздоровительных дыхательных гимнастик был предложен респираторно-шариковый метод. »»»

Психотехнология кинезиологической полисенсорно-ритмостимуляционной самокоррекции психоэмоционального состояния (Г. Чаусовский)

Разработанный метод позволяет эффективно реализовывать психотехнологию монаурального самовнушения, что позволяет корректировать психоэмоциональное состояние. »»»

Технотронная психотехнология постуральной самокоррекции психоэмоционального статуса (Г. Чаусовский)

Предлагаемая психотехнология позволяет общедоступными приемами осуществлять экспресс-диагностику психоэмоционального статуса и его самокоррекцию. »»»

Психотронный аутокорректор индивидуальногo психоэмоционального статуса (Г. Чаусовский)

Прибор самогармонизации своего душевного состояния. »»»

Технотронная психотехнология «полисенсорного якорения» состояния внутренней уверенности (Г. Чаусовский)

Якорь — это специфический стимул, предъявление которого позволяет перенести прошлый опыт человека в настоящий момент и воссоздать связанное с ним эмоциональное состояние. »»»

Технотронная психотехнология «якорения» положительных психоэмоциональных откликов самомассажа (Г. Чаусовский)

Якорение с целью своевременной нейтрализации негативного влияния на организм человека различных психотравмирующих факторов. »»»

Психотехнология респираторной-глазодвигательной сенсибилизации эмоциональных травм (Г. Чаусовский)

Позволяет реализовывать комплекс элементов современных психотехнологий для коррекции психоэмоционального статуса. »»»

Технотронная психотехнология повышения эффективности психотерапии эмоциональных травм методом движений глаз (Г. Чаусовский)

Метод способствует активации механизма переработки травматических воспоминаний. »»»

Технотронная психотехнология защиты от стресса (Г. Чаусовский)

Психотехнология защиты от стресса на основе активации слухового селективного внимания. »»»

Психотехнология вкусовой экспресс-диагностики нейтрализации стресса (Г. Чаусовский)

Известно, что именно хронический стресс является инициирующим фактором до 90 % заболеваний человека »»»

Карманный электронный нейтрализатор стресса (Г. Чаусовский)

В рамках устройства реализуются психотехнология синестезии в результате воздействия аудиального, визуального и вибротактильного сигналов. »»»

Психология совладения стрессом на основе карманной системы «Антистресс» (Г. Чаусовский)

Около 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом, которому подвержен каждый третий человек на планете. »»»

Технотронная психотехнология профилактики формирования негативных стрессовых ситуаций (Г. Чаусовский)

Психотехнология может быть использована в качестве эффективного инструментального психогигенического метода. »»»

Технотронная психотехнология самообучения приемам урежения сердечного ритма на стресс-реакции (Г. Чаусовский)

Эффективным приемом самовлияния на ритм сердечных сокращений является осуществление кардиотренинга по принципу биологической обратной связи. »»»

Технотронная психотехнология респираторно-биоуправляемой нейтрализации стресса (Г. Чаусовский)

Новизной разработанной психотехнологии является сочетанное применение приемов биоуправления визуальной стимуляцией и паттернами диафрагмального дыхания для нейтрализации и профилактики стресса. »»»

Психотехнология повышения уровня стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

Аппаратурная реализация психотехнологии предусматривает использование миниатюрного сенсора механических колебаний. »»»

Технотронная психотехнология аудиовизуально-идеомоторного самоформирования стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

Идеомоторные процессы способствуют нейтрализации стресса, снижению уровня нервно-психического напряжения. »»»

Технотронная психотехнология формирования стрессоустойчивости и самоуправления здоровьем (Г. Чаусовский)

Влияние на сердечный ритм на основе биологической обратной связи является эффективным приемом формирования стрессоустойчивости. »»»

Технотронная психотехнология респираторно-термоимпульсного самоформирования стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

До 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Непременным условием обеспечения физического и психического здоровья людей является. »»»

Технотронная психотехнология респираторно-кардиоакустического тренинга по формированию стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

Разработанная психотехнология выполнена в виде настольного портативного музыкального синтезатора. »»»

Инструментальная психотехнология кинезо-психофизиологического тренинга по ускоренному усвоению приемов формирования стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

Хронический стресс не только негативно влияет на эмоционально-психическое состояние человека, но и инициирует его преждевременное старение. »»»

Технотронная психотехнология кардио-психоакустического самоформирования стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

Барабанные ритмы характеризуются гармонизирующим влиянием на психоэмоциональное состояние человека. »»»

Технотронная психотехнология самоформирования стрессоустойчивости инструментально-психофизиологическими приемами гармонизации межполушарных взаимодействий (Г. Чаусовский)

Экспериментально подтверждено, что для стресса характерна межполушарная дезинтеграция. »»»

Технотронная психотехнология профилактики развития стресс-индуцированных психосоматических заболеваний (Г. Чаусовский)

Устройство позволяет реализовывать комплекс инструментальных психотехнологий для профилактики стресс-индуцированных психосоматических заболеваний. »»»

Технотронная психотехнология самопрофилактики стресс-индуцированной артериальной гипертонии (Г. Чаусовский)

Одной из доминирующих причин развития гипертонической болезни является стресс. »»»

Технотронная психотехнология кардио-респираторного тренинга по формированию стрессоустойчивости с использованием новогодней символики (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии кардио-респираторного тренинга является осуществление его приемов на фоне инициирования чувства уверенности. »»»

Психотехнология полисенсорной нейтрализации состояния депрессии (Г. Чаусовский)

В настоящее время известны самые различные методы лечения депрессии, однако практически отсутствуют общедоступные приборы. »»»

Технотронная психотехнология нейтрализации развития начальных стадий депрессии (Г. Чаусовский)

Новизной разработанной психотехнологии является использование «лицевой гипотезы обратной связи» для лечения депрессии. »»»

Технотронная психотехнология нейтрализации формирования начальных стадий депрессивных состояний (Г. Чаусовский)

Проблема депрессии рассматривается как одна из ключевых не только в психиатрии, но и в общей медицине. »»»

Технотронная психотехнология нейтрализации депрессии (Г. Чаусовский)

Конструктивно психотехнология нейтрализации депрессии реализована в виде затемненных очков. »»»

Технотронная психотехнология билатерально-акустовизуальной борьбы с депрессией (Г. Чаусовский)

Депрессия диагностируется у 38% онкологических больных, у 47% больных инсультом и у 45% — инфарктом миокарда. »»»

Психотехнологии нейтрализации негативного влияния информационного стресса на телезрителя в условиях социально-экономического кризиса (Г. Чаусовский)

Было бы целесообразным реализовывать превентивные меры психологической защиты телезрителя от информационного стресса. »»»

Технотронная психотехнология профилактики психотравмирующего влияния негативной телевизионной информации (Г. Чаусовский)

Характерная для многих телевизионных новостей негативная эмоциональная окраска формирует у многих телезрителей отрицательные эмоции »»»

Технотронная кардио-аромапсихотехнология управления стрессом (Г. Чаусовский)

Психотехнология основана на использовании принципа биологической обратной связи. »»»

Психология нейротактильного самоуправления стрессом (Г. Чаусовский)

Нейротактиальное воздействие (нейроседативный массаж) используется для профилактики стресса и нейтрализации стрессогенных реакций »»»

Акустоэлектронная психотехнология самоуправления стрессом (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии управления стрессом является одновременный акустоэлектронный самоконтроль ритмики дыхания и частоты сердечных сокращений. »»»

Технотронная психотехнология формирования приемов фелинотерапии для самокоррекции психоэмоционального состояния человека (Г. Чаусовский)

Фелинотерапия — это методы профилактики и лечения различных заболеваний про помощи особого рода контактов с кошками. Используются в комплексном психотерапевтическом лечении депрессии, тревожности и др. »»»

Технотронная психотехнология профилактической самокоррекции суицидальных побуждений (Г. Чаусовский)

Повышение эффективности профилактики суицидальных идей и намерений. »»»

Технотронная психотехнология респираторного арома-вкусового самоуправления психоэмоциональным стрессом (Г. Чаусовский)

Психотехнология предлагает общедоступные приемы эффективного управления эмоциональным стрессом. »»»

Психотехнология самоформирования респираторного акусто-пневмокода управления стрессом (Г. Чаусовский)

В условиях стресса в крови снижается содержание лейкоцитов и возрастает уровень глюкокортикоидов. »»»

Технотронная психотехнология жевательно-аудивизуального управления стрессом (Г. Чаусовский)

До 80% людей не имеют программ выхода из стрессов — не применяют метод ежедневной «переработки» накопленных негативных эмоций. »»»

Технотронная психотехнология тактильно-аудиовизуального управления стрессом (Г. Чаусовский)

Хронический стресс проявляется не только в ощущениях раздражения, усталости и психоэмоционального напряжения, но и в соматических расстройствах. »»»

Технотронная психотехнология респираторно-полисенсорного самоуправления эмоциональным стрессом (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии является синхронизированное с ритмикой диафрагмального дыхания. »»»

Технотронная психотехнология полисенсорного самоуправления стрессом (Г. Чаусовский)

Медитация на дыхании и респираторные упражнения, общедоступность освоения которых расширяется приемами разработанной психотехнологии, способствуют нейтрализации стресса. »»»

Технотронная психотехнология нейтрализации негативных последствий рефлекторной реакции на стресс (Г. Чаусовский)

Эффективным приемом снижения стрессовой реакции является использование техники диафрагмального дыхания. »»»

Технотронная психотехнология формирования стрессоустойчивости (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии является комплексная реализация в рамках индивидуального средства профилактики стресса. »»»

Психотехнология усиления антистрессового эффекта диафрагмального типа дыхания (Г. Чаусовский)

Диафрагмально-релаксационное дыхание инициирует антистресссовые физиологические отклики, в частности, снижение вызванной стрессом симпатической активации. »»»

Психотехнология нейтрализации информационного стресс-фактора мобильно-телефонной связи (Г. Чаусовский)

Для нейтрализации этого негативного психологического аспекта мобильной телефонной связи была разработана общедоступная психотехнология. »»»

Технотронная психотехнология самокоррекции экзаменационного стресса (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии является осуществление мониторирования начальных стадий экзаменационного стресса и их своевременной самокоррекции. »»»

Психотехнология нейтрализации компьютерного стресса (Г. Чаусовский)

Компьютерный стресс обусловлен воздействием на пользователя следующих негативных психологических факторов. »»»

Технотронная психотехнология диагностики и профилактики «компьютерного стресса» (Г. Чаусовский)

Прибор для нейтрализации развития начальных стадий «компьютерного стресса». »»»

Инструментальная психотехнология кардио-биоадаптивной профилактики стресса (Г. Чаусовский)

Компьютерный стресс обусловлен воздействием на пользователя ряда негативных психологических и техногенных факторов. »»»

Технотронная психотехнология управления посттравматическим стрессом (Г. Чаусовский)

Новизной психотехнологии является повышение эффективности управления посттравматическим стрессом путем внесения в электронно-игровой метод (игру «Тетрис») элементов биологической обратной связи. »»»

Инструментальная психотехнология нейтрализации посттравматических стрессорных расстройств (Г. Чаусовский)

Индуцированный посттравматическими стрессорными расстройствами психовегетативный синдром может быть ранней инициальной фазой различных психосоматических заболеваний. »»»

Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека (Г. Чаусовский)

Формирование положительного эмоционального фона во время утреннего пробуждения для перестройки организма из пассивного состояния в активное. »»»

Инструментальная психотехнология борьбы с «заеданием» cтрессов (Г. Чаусовский)

Стресс и ожирение усиливают друг друга, а стрессовый гормон — кортизол выполняет функцию пускового механизма. »»»

Источники:
Дополнительное образование по психологии
Стрессменеджмент. Профилактика стресса
http://centercep.ru/stati/11-prikladnaya-psihologiya-i-psihoterapiya/236-stressmenedzhment-profilaktika-stressa.html
Профилактика психологического стресса
В. А. Бодров считает, что одним из направлений профилактики развития стресса является совершенствование трудовой деятельности человека на основе изучения и учета ее психологических закономерностей,
http://studme.org/1860072225481/psihologiya/profilaktika_psihologicheskogo_stressa#224
Технотронные психотехнологии
Психофизиология и технотронные психотехнологии для улучшения психоэмоционального состояния, профилактики стресса и нейтрализации депрессии
http://psyfactor.org/lybr1-4.htm

CATEGORIES