Проблема адаптации ребенка к школе

karapysik.ru

Рубрики

  • Беременность и роды (46)
  • Будущим родителям (44)
  • Воспитание крохи (44)
  • Готовим детям (81)
  • Досуг ребенка (76)
  • Здоровье ребенка (209)
  • Интересное для мам (46)
  • Календарь для беременных (18)
  • Конкурсы (5)
  • Отдых с детьми (32)
  • Праздники (237)
  • Развитие ребенка (177)
  • Своими руками (108)
  • Семья от А до Я (190)
    • Интернет-работа (21)
  • Обратите внимание!

    Проблема адаптации детей к школе. Адаптация первоклассников к школе

    Как проходит адаптация первоклассников к школе? Как помочь своему малышу освоится в школе, и привыкнуть к школьным нагрузкам? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

    Даже взрослому человеку порой страшно браться за новое дело, а что говорить о ребенке? Ведь в школе от малыша требуется активация многих его качеств одновременно:

    — соблюдение порядка и дисциплины;

    К этому всему добавляется необходимость тихо и спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности. А это все так не просто…

    И не стоит надеяться на то, что адаптация первоклассников к школе сама собой пройдет успешно. Ребенку нужно помогать.

    Все дети по-разному привыкают к новым школьным порядкам и условиям: некоторые легко – на протяжении 1-2 месяца после начала учебы, другие – адаптируются дольше и сложнее.

    Дети, которые относятся к первой группе, испытывают сложности только в освоении новых правил и норм поведения.

    Ну а дети, которые относятся ко второй группе, не готовы прислушиваться к требованиям учителя. Они играют на уроках, разговаривают. На замечание педагога могут расплакаться, обидеться. Школьная программа им дается сложно.

    А вообще выделяют два вида трудностей адаптации детей к школе:

    Да, все дошколята с нетерпением ждут первого звонка. Но проходят дни и эмоциональная приподнятость исчезает. Ведь дети сталкиваются с первыми трудностями. У малышей не все получается так, как бы хотелось, они разочаровываются и это естественно.

    Почему появляется проблема адаптации детей к школе?

    В новых условиях ребенок теряет свою непосредственность, наивность. Он переходит от привычных норм поведения к другим, которые до конца еще не освоил. У беззаботного крохи появляются обязанности. Он уже не сам распоряжается своим временем, должен подчиняться определенным нормам и правилам, дисциплине.

    После беззаботной жизни, проведенной в игровой форме, школьные занятия не всегда интересны и часто даже утомительны.

    В чем же состоит суть физиологических условий адаптации ребенка к школе?

    3. Меняется система учебной деятельности ребенка дома.

    4. Появляется необходимость создания удобного рабочего места малыша.

    5. Меняется рацион и график питания.

    6. Меняется время и система проведения досуга.

    7. Воспитываются в ребенке такие качества, как самостоятельность и ответственность.

    В чем же состоит суть психологических условий адаптации ребенка к школе?

    1. Создание благоприятного климата в семье.

    2. Повышение уровня самооценки ребенка.

    3. Повышение ценности ребенка для родителей.

    4. Создание атмосферы, в которой родители проявляют интерес к обучению, школе, классу и каждому прожитому ребенком в школе дню.

    5. Знакомство ребенка с одноклассниками и общение с ними после занятий.

    6. Исключение физических мер воздействия на малыша: критики, запугивания, телесных наказаний, лишение удовольствий.

    7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебе под четким контролем.

    8. Учет темперамента карапуза во время адаптации к школе. Малообщительным и медлительным детям сложнее привыкнуть к новым условиям.

    9. Поощрение достижений ребенка.

    Очень важный фактор в этот период – это атмосфера в семье и эмоции, которые в ней царят. Обратите внимание, на следующие методы воспитания, которые вызывают у деток положительные эмоции:

    А вот методы воспитания, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции:

    — физическое телесное наказание.

    Правила, которые помогают детям в общении:

    1. Попросили – дай, отнимают – защищайся.

    3. Не забирай чужое, береги свое.

    4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения.

    10. Будь гордым, без причины не плачь.

    Как вести себя с ребенком, помогая ему адаптироваться в школе?

    1. Спокойно утром будите малыша. Рано проснувшись, он должен услышать Ваш нежный голос и увидеть улыбку.

    2. Провожая в школу, пожелайте удачи и скажите несколько ласковых слов.

    3. Не встречайте малыша со словами: «Что ты получил?». Дайте ему возможность расслабиться и отдохнуть.

    4. Если ребенок пришел из школы расстроенным и ничего не рассказывает, не мучайте его расспросами. Отдохнет и расскажет все сам.

    5. Если малыш получил замечание от учителя, не устраивайте сразу взбучку. Разберитесь в чем причина.

    6. Сразу после уроков не усаживайте малыша за домашнее задание. Дайте ему возможность 2 часа отдохнуть.

    7. Выполняя домашнее задание, не заставляйте ребенка делать все сразу. Занятие должно длиться 20-30 минут и 10-15 минут – перерыв.

    8. Во время выполнения домашних заданий не стойте «над душой». Дайте малышу возможность проявить самостоятельность. Если ему понадобиться Ваша помощь, он об этом скажет.

    9. Ежедневно находите хотя бы полчаса свободного времени, чтобы принадлежать только своему крохе.

    10. Будьте внимательны к карапузу, детям нельзя переутомляться.

    Для того чтобы адаптация первоклассников к школе проходила быстрее и легче родители должны помогать деткам и поддерживать их, обеспечивать все необходимые условия для обучения и проживания.

    15 комментариев к записи “Проблема адаптации детей к школе. Адаптация первоклассников к школе”

    Спасибо Елена, за такую статью. Мамам будущих первоклашек она пригодиться.

    Я считаю, главное, чтобы учительница хорошо относилась, а иначе никак, на нашу дочку в первые дни учительница накричала и в угол поставила, за то, что на переменке за ней гонялся мальчик, а она от него убегала и кричала.

    Вообщем справедливости этого мира нет придела, ее и поругали и накричали и в угол поставили.

    А потом моя дочь стала бояться учительницу.

    Да, роль учителей в жизни наших детей огромна. Хорошо, когда они понимают малышей и находят к ним индивидуальный подход. Но это должен быть учитель от Бога.

    Хорошая статья и рекомендации. Я свою Юлю спрашивала, хочет ли она в школу. Она говорит, что нет, потому что не умеет еще писать. Вот так ребенок сделал вывод, что в школу надо идти подготовленным. Нам еще целый год до школы. наверстаем. Будем адаптироваться понемногу.

    Детям приходится перестраиваться. Это очень трудно. Когда нас отдавали в школу, вопрос об адаптации совсем не стоял.

    Спасибо, Елена, за советы. Адаптация к школе, как и к садику, присутствует не только у ребенка, но и у взрослого. Ведь это новый этап жизни со своими правилами и устоями, к которым надо приспосабливаться.

    Да, согласна с Вами, Людмила, адаптироваться к новым условиям нелегко не только ребенку, но и взрослому.

    Я не знаю, правильно ли делаю, но на детей не давлю. Хоть сама имею коллекцию красных дипломов, не считаю, что хорошее образование превыше всего. Потому что мен эти дипломы богатства не принесли. Если ребенок способный, он и сам будет тянуться к знаниям. Если нет, хоть кол на голове теши, научным светилом он не станет. Хотя конечно немного дисциплины не помешает, здесь я полностью согласна: ребенок должен понимать, что школа — это его работа.

    Да, детям в первый год обучения приходится не просто, хорошо бы еще это и учителя понимали: когда дочь училась в первом классе, учительница их вообще на перемены не отпускала — никакого отдыха…

    Хорошая статья, все по пунктикам разложено!

    Но тема- многогранна, поэтому есть что добавить.

    Когда говорим о том, что надо дать ребенку отдохнуть от школы, надо подчеркнуть, что отдых этот должен быть желательно на свежем воздухе и в движении. Кислород и движение необходимы для хорошей работы мозга.

    Также необходимо полноценное питание, обогащенное витаминами, иначе может может быть сонливость и плохая умственная работоспособность.

    Полностью с Вами согласна, Наталия!

    Еще замечание (можете этот комментарий удалить):

    -воспитание самостоятельности и ответственности — очень важно, но оно не относится к физиологической адаптации (это психологическая адаптация);

    -«суть физиологических условий адаптации» — тяжело читается, не проще ли просто сказать: «физиологическая адаптация» ? (аналогично проще можно сказать об условиях психологической адаптации).

    Лена, не обижайтесь. Это — дружеская рецензия с той целью, чтобы после небольшой доработки ваша статья была на «5+».

    С наилучшими пожеланиями.

    Во-первых, я удаляю только не корректные комментарии, а критику наоборот воспринимаю на ура. Ведь она свидетельствует о том, что людям интересна статья. И обижаться здесь нечему.

    Хорошо! Вы лишний раз подтвердили, какая вы — умница!

    Проблема адаптации ребенка в школе

    Федеральное агентство по образованию

    Омский государственный педагогический университет

    Факультет специальной педагогический и психологии

    Кафедра специальной психологии

    Контрольная работа по учебной дисциплине

    «Организация и содержание специальной психологической помощи»

    Тема: «Проблема адаптации ребенка в школе»

    Жукова Анна Александровна

    1.Адаптация ребенка к школе

    2.Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

    3.Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

    4.Адаптация первоклассника к школьному обучению

    Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе — того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

    Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

    Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

    Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

    Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

    Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

    Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

    Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

    В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

    1. Адаптация ребенка к школе

    Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

    Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем; трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

    При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.

    При среднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживаний ребенка по поводу ее посещения не возникает. Однако здесь требуется больший контроль со стороны взрослых (учителя, родителей) к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает учебный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многими одноклассниками.

    При низком уровне адаптации ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к домашнему приготовлению уроков, близких друзей в классе нет. При внимательном наблюдении можно заметить, что у такого ребенка несколько улучшается внимание и работоспособность при удлинении пауз для отдыха.

    Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в начале школьного обучения. Тяжелее и дольше привыкают к школьной жизни "домашние" дети, т.е. дети, которые никогда ранее не посещали детские дошкольные учреждения и не имеют достаточного опыта общения в больших детских коллективах.

    При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим может скрываться возможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности (в анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде).

    2. Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

    Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на место проблем, связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходят проблемы трудностей освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебной деятельности.

    Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. При определении школьной зрелости врачами и педагогами оцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению. К сожалению, социальной зрелости, которую к тому же не легко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чем заниматься уроками. У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, не в состоянии они и соблюдать школьную дисциплину.

    Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие других сфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, по мнению Ж. Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка, нравственное развитие происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования поступков и умственного развития.

    В своих исследованиях Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ с просьбой его оценить: "В одном городе серьезно заболела женщина. Врач сказал, что только одно лекарство, которое придумал местный аптекарь, способно вылечить ее. Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей женщины смог собрать у всех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы. Однако аптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство за полцены или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря и украл нужное лекарство".

    Проблема адаптации ребенка к школе

    1.2 Адаптация ребёнка к школе как психологическая проблема

    Термин «адаптация» прочно вошел в научный и бытовой обиход, однако его содержание многозначно и неопределённо.

    В биологии, адаптация-это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. Адаптацию в физиологии рассматривают в контексте решения проблемы биологического и физиологического приспособления к изменению физических параметров окружающего пространства или же собственно кинетики.

    Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

    В психологии адаптация- это одно из основополагающих качеств человека, это все виды врожденной и приобретённой и приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [5, с. 134].

    Под адаптацией понимается приспособление к постоянно меняющимся социальным и психологическим условиям с применение разнообразных знаний и умений [14, с. 3].

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что говорить о сложившемся комплексном исследовании школьной адаптации пока не приходится, т.к. каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.

    В нашей работе мы рассматриваем уровни адаптации к школе 6,5-7 лет.

    В психологии отмечается, что главным фактором, обуславливающим развитие ребенка 6,5-7 лет, является изменение социальной ситуации развития, связанное с поступлением ребенка в школу. В связи с этим событием меняются отношения с близкими взрослыми, сверстниками. В жизни ребёнка появляется ещё один значимый взрослый- это учитель. У ребёнка появляются обязанности, которые он должен выполнять как можно лучше.

    По мнению В.В.Давыдова, поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на всём протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста.

    Все дети, начинающие обучаться в школе, сталкиваются с трудностями, связанные с привыканием к новым условиям. Но трудности одних- переходящие; проблемы же других настолько серьёзны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми [40, с. 43-44].

    С точки зрения физиологов, привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:

    1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, т.е. дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

    2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

    3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением[36, с. 143-144].

    Продолжительность всего периода школьной адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. По наблюдениям медиков, к концу 1-ой учебной четверти у многих детей отмечается снижение артериального давления, что является признаком утомления, а у некоторых — значительное его повышение-признак переутомления. Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

    Так в исследовании Лурье С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. о роли морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению, было показано, что на протекании процесса адаптации у первоклассников к условиям обучения влияют скорость индивидуального развития (соматический тип), уровень психологической готовности к обучению и исходный вегетативный тонус.

    Лурье С.Б. говорит о том, что наиболее оптимально к школе адаптируются дети, имеющие своевременные темпы развития, высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. У детей с отклонениями, в темпах развития, адаптация к обучению сопровождается гораздо большими физиологическими и психоэмоциональными затратами организма, что значительно повышает физиологическую цену обучения.

    Факторы риска в развитии ребёнка, влияющие на скорость протекания адаптации, могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесённые самим ребёнком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и , конечно, хронические заболевания.

    Но не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания.

    С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Содержание адаптационного периода первоклассников можно увидеть в программе Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» (Томск,1992), которые выделяют 4 этапа в этом сложном процессе. Авторы отмечают, что для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптации, которые длится всего пять дней, важнейшей задачей становится создание доброжелательной атмосферы в классе. Прежде всего, нужно стараться познакомить ребят друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.

    В первых классах очень важным является обучение навыкам учебного сотрудничества ребёнка с учителем и одноклассниками; формирование умений прояснить учебную задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности; оценить полученный результат по различным критериям».

    Также психологи отмечают, что нормальное прохождение периода социально- психологической адаптации ведет к дальнейшему развитию учебной деятельности. Учебная деятельность детей — деятельность по преобразованию материала, в которой рождается и изменяется сам её субъект. Формирование самой способности самостоятельно учиться не только воспроизводить, но и анализировать и перестраивать готовые дидактические образцы является неотъемлемым моментом становления креативного мышления, а в целом рефлексивного, критического, конструктивного сознания [26, с.53]

    Особые трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных детей в семье. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

    Не удивительно, что через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их желанием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.п.

    На третьем этапе акцентируется внимание на узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий отсутствует их конечной цели. Оценка сообщает школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. Проблеме оценки учителю предлагается уделять особое внимание, т.к. считается, что оценка имеет существенное значение для развития личности младшего школьника.

    Оценка не тождественна отметке. Оценка- это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах. В школьной практике процесс оценивания должен вступать в форме развернутого суждения, в котором учитель обосновывает отметку или в свернутой форме, как прямое выставление отметки. В оценочном суждении учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, и только затем, как вывод из сказанного называет отметку [15, с.5].

    Четвертый этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил, знаков и приемов работы. Учитель создает ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль, а сам педагог наблюдает и фиксирует основные трудности учеников кто-то действует слишком медленно, а кто-то, напротив, чересчур импульсивен , а кто-то всё ещё испытывает тревогу). Дети работают в парах, в группах, стараясь распознать «ловушки», устроенные учителем и договориться, когда сталкиваются разные мнения. Самым непростым делом для первоклассников оказывается умение спорить, не ссорясь и не обижаясь, не упрекая друг друга. Учитель делает акцент на том, насколько успешно работают первоклассники, и какие именно правила школьной жизни помогли им справиться с заданиями [5, с.135].

    В период адаптации ребёнок вступает в совершенно иные отношения со средой, не такие как были раньше в дошкольном детстве. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально- психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребёнку, но и классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам -к новым для них воспитанникам. Первоначальный этап пребывания ребёнка в школе как раз и есть период социально- психологической адаптации ребёнка к новым условиям [31, с.3].

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что резкое изменение социальных отношений, связанное с поступлением в школу, представляет для ребёнка значительные трудности. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности, интенсивные умственные и физические нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряжённость и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома так называемой школьной дезадаптации [21, с.156].

    В качестве симптомов проявления школьной дезадаптации, исследователи называют неуспеваемость, как результат несформированности навыков и приемов учебной работы, низкую мотивацию учения, сохранение дошкольной ориентации на внешние атрибуты школы, низкое развитие произвольности, эмоциональное неблагополучие, повышенную тревожность, плаксивость, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, психосоматические заболевания, искажение в личностном развитии.

    Вследствие дезадаптации у ребёнка может развиться тревожность, хотя можно взглянуть на это и с другой стороны, что тревожность является причиной школьной дезадаптированности. По этому вопросу были проведены исследования, из которых следует, что дети с высокой тревожностью характеризуется более высокой дезадаптацией, чем дети со средним уровнем тревожности. Исходя из этого, можно говорить о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся первых классов [21, с.153].

    Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной [44, с.265] выявлено три уровня адаптации детей к школе.

    Высокий уровень адаптации. Характеризуется тем, что ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

    Средний уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

    Низкий уровень адаптации. Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходимы систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [6, с.9].

    Есть определённые факторы, играющие роль в адаптации ребёнка к школе. Одним из таких факторов, положительно влияющих на адаптацию ребенка к школе является успешное прохождение им кризиса 7 лет.

    Изменяется социальный статус бывшего малыша- появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребёнка.

    Изменение внешней позиции влечёт за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

    Такие изменения происходят в психике ребёнка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будет ли это наблюдаться у всех детей, поступающих в первый класс- это вопрос о психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребёнок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для шестилеток. У них чаще, чем у семилеток затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.

    Другим фактором, влияющих на адаптацию ребёнка к школе является- правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций.

    Такие авторы, как Г.А. Цукерман, Н.Г. Блинова, В.В. Сорокина и др., занимающиеся психологической адаптацией ребёнка к начальной школе, в основном придерживаются одной и той же точки зрения, касающейся того, что этап перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является очень сложным для ребёнка в психологическом плане.

    Проблема адаптации ребенка к школе

    Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у первоклассника при адаптации к школе? Познакомьтесь с проблемами адаптации первоклассников к школе. Узнайте, как помочь ребенку адаптироваться к обучению и преодолеть все трудности. Ваш малыш только идет в детский сад? Прочитайте об адаптации ребенка в детском саду.

    Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

    Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?

    Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

    К физиологической адаптации относят несколько этапов:

    • «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
    • Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
    • Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

    В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:

    • Недостаточность подготовки ребенка к школе;
    • Длительная депривация;
    • Соматическая слабость ребенка;
    • Нарушение формирования отдельных психических функций;
    • Нарушение познавательных процессов;
    • Нарушение формирования школьных навыков;
    • Двигательные нарушения;
    • Эмоциональные расстройства;
    • Общительность и социализация.

    Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе

    У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

    Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.

  • Средний уровень адаптации.

    Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.

  • Низкий уровень адаптации.

    Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

  • Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации

    Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.

    Наиболее типичные проявления дезадаптации:

    • Нарушение сна;
    • Плохой аппетит;
    • Усталость;
    • Неадекватное поведение;
    • Головные боли;
    • Тошнота;
    • Нарушение темпа речи и т.п.
    • Энурез;
    • Заикание;
    • Неврозы навязчивых состояний и т.п.
    • Снижение массы тела;
    • Бледность;
    • Синяки под глазами;
    • Низкая работоспособность;
    • Повышенная утомляемость и т.д.
    • Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет. Как повысить иммунитет?
    • Снижение учебной мотивации и самооценки.
    • Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.

    Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту. В данном случае, детскому психологу.

    Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей

    • Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
    • Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
    • Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
    • Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
    • Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.
    • Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.

    Опубликовано августа 28, 2013 в рубрике: Дети

    Всего на сайте 2168 статей.

    Наконец-то, наступил тот долгожданный день, когда вы перестанете.

    Во время беременности не только внешний облик и вкусы женщины.

    Невозможно переоценить важность правильного ухода за полостью.

    Каждый родитель свято верит в то, что уж с его ребенком точно.

    Кто не мечтает работать на телевидении? Наверное, каждый.

    Источники:
    karapysik.ru
    Почему появляется проблема адаптации детей к школе? Как проходит адаптация первоклассников в школе? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей статье.
    http://karapysik.ru/problema-adaptatsii-detej-k-shkole-adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole/
    Проблема адаптации ребенка в школе
    Актуальность проблемы психофизиологической готовности к школе. Психологические трудности собственно младшего школьного возраста. Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе. Адаптация первоклассника к школьному обучению.
    http://mirznanii.com/a/200949/problema-adaptatsii-rebenka-v-shkole
    Проблема адаптации ребенка к школе
    Проблема адаптации ребенка к школе 1.2 Адаптация ребёнка к школе как психологическая проблема Термин «адаптация» прочно вошел в научный и бытовой обиход, однако его содержание многозначно
    http://studbooks.net/504842/psihologiya/adaptatsiya_rebyonka_shkole_psihologicheskaya_problema
    Проблема адаптации ребенка к школе
    Какие трудности адаптации к школе могут возникнуть у первоклассника? Познакомьтесь с проблемами адаптации первоклассников к школе. Узнайте, как помочь ребенку адаптироваться к обучению и преодолеть трудности
    http://www.colady.ru/osobennosti-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkole-kak-pomoch-rebenku-preodolet-trudnosti.html

    CATEGORIES