постоянное чувство вины и тревоги

Как избавиться от чувства тревоги? Причины и лечение заболевания

Как избавиться от чувства тревоги? Причины и лечение заболевания

Тревога – одно из психических нарушений, заставляющих находится человека в постоянном напряжении, сопровождающимся беспокойством, повышением артериального давления, потливостью, дрожанием, учащением сердцебиения, нарушениями функций кишечника и другими симптомами. Нередко тревожное состояние сопровождается стрессом, хронической усталостью. Классифицируют физиологическую и патологическую тревогу. Физиологическая тревога может внезапно появиться и исчезнуть вместе с проблемами, которыми она была вызвана. Течение патологической же тревоги характеризуется нарастанием симптоматики к которой присоединяются чувство полного бессилия, беспомощности, обреченности и полной эмоциональной истощенности. Нередко чувство тревоги сочетается с фобиями, страхами, паническими атаками, неврозами, депрессией и другими психическими расстройствами.

В настоящее время однозначно причину тревожного состояния ученые назвать не могут. Одни специалисты считают, что необоснованное беспокойство может возникнуть из-за нарушения функций отдельных областей мозга, другие уверены, что причинами чувства тревоги являются длительные стрессы, переутомление после значительных умственных нагрузок, перенесенных психологических травм, неправильном и даже ошибочном представлении какой-либо жизненной ситуации. Многие люди, ведущие активный образ жизни, не умеющие правильно сочетать труд и отдых, отдавая предпочтение работе, также входят в группу риска появления внезапного чувства тревоги.

Признаки чувства тревоги выражаются в появлении пугливости и излишней суетливости, страха перед абстрактными ситуациями, которые возможно могут произойти, повышенной утомляемости и нетерпеливости. Довольно часто люди, подвергшиеся тревоге и беспокойству, ощущают ухудшение памяти, снижение умственной работоспособности, нарушение концентрации внимания, учащенное сердцебиение. У них отмечается беспричинная смена настроения, плаксивость может внезапно смениться раздражением. Для состояния тревоги и беспокойства характерно чувство нехватки воздуха или «кома в горле», вызывающего трудности при глотании. Жар, потливость, влажные ладони, бессонница и мучительные ночные кошмары.

Нередко на фоне чувства тревоги отмечаются и фобии (клаустрофобия, агорафобия, нозофобия, герпетофобия и другие).

Людей, находящихся в состоянии тревоги, нетрудно распознать по появлению обсессивно-компульсивного синдрома (постоянные тревожные мысли заставляют постоянно повторять одни и те же действия, так при тревоге заболеть, человек может долго и тщательно намыливать руки и их мыть, повторяя эту процедуру неоднократно).

Чтобы понять, как избавиться от чувства тревоги, важно пройти обследование щитовидной железы, так как чувство тревожность может оказаться одним из симптомов гипертиреоза. Только тогда следует смело приступать к лечению чувства тревоги.

Для эффективного лечения чувства тревоги используют методы психотерапии и медикаментозную терапию. Психотерапевтические методики, включающие в себя аутотренинг, дыхательную гимнастику, медитацию, занятия йогой. Это помогает выработке спокойного отношения к своим собственным мыслям, что особенно важно, если тревога сочетается с фобиями, появляется обсессивно-компульсивный синдром.

Медикаментозная терапия использует для лечения чувства тревоги антидепрессанты, транквилизаторы, в отдельных случаях и нейролептики. Однако при использовании препаратов такого рода может возникнуть привыкание и даже зависимость.

Поэтому следует обратить на лекарственные средства растительного производства, помогающие избавиться от тревоги, не вызывая такого нежелательного количества побочных эффектов.

Как избавиться от чувства тревоги с помощью лекарственных трав?

Тревожное состояние выражается в резкой смене настроения, которое в тягость не только человеку, страдающего от тревоги и беспокойства, но и людям окружающим его. Преодолеть это помогут травы – адаптогены (Левзея П, Элеутерококк П), которые сочетаются в препаратах Элтон П, Леветон П с продуктами пчеловодства: маточным молочком и пчелиной обножкой. Такое сочетание делает наиболее эффективным избавление от чувства тревоги, а также помогает приобрести уравновешенное состояние, улучшить общий тонус организма, пополнит его всеми необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами, заменимыми и незаменимыми для человека аминокислотами, восстанавливает работоспособность после физических или умственных нагрузок.

Психология невротического конфликта

Невротический конфликт усложняется, когда тревога замещается чувством вины. Чувство вины представляет собой тревогу с определенным топическим отнесением: эго испытывает тревогу по отношению к суперэго.

Собственно чувство вины, подсказывающее: «Я допустил ошибку», т. е. болезненное суждение о прошлом, типа раскаяния, необходимо отличать от совести, которая судит о будущем: «Следует ли мне это делать?». Этот аспект совести имеет предупреждающую функцию и направляет будущие действия личности.

Обозначив суждение эго: «Не поступай так, иначе может случиться нечто ужасное» как источник «опасной тревоги» можно предположить, что предостерегающее чувство совести — особый случай той же функции эго: «Не делай этого, иначе может случиться нечто специфически ужасное».

Если резюмировать вышесказанное, совесть предупреждает: «Избегай таких-то поступков, иначе испытаешь чувство аннигиляции». Собственно чувство вины представляет собой большую или меньшую материализацию этой угрозы и в свою очередь используется, чтобы избежать подобных действий в будущем и не усилить аннигиляцию.

Чувство аннигиляции знаменует прекращение нарцис-сического удовлетворения, первоначально получаемого от любви некоего человека извне, а впоследствии от суперэго.

Если считать, что неприятности, которых нормальная совесть пытается избежать, случаются при меланхолии, то позволительно сравнить меланхолическое чувство аннигиляции с парализующей паникой при третьем типе тревоги. Тройная стратификация применима и к чувству вины. Совесть и предостерегающее чувство вины соответствуют второму состоянию (предупреждению об опасности), меланхолическое чувство аннигиляции — третьему состоянию (панике). Но что тогда соответствует состоянию «травмы»?

В стратификации тревоги первичным состоянием был болезненный неспецифический опыт травмированного младенца. В случае чувства вины ситуация должна быть сходной, но более специфичной. Предположение, что чувство опасности изнутри основывается не столько на общем травматическом напряжении, сколько на специфичном чувстве голода, подтверждается многими клиническими наблюдениями. Итак, чувство вины тоже имеет тройную стратификацию.

СТРАТИФИКАЦИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ

СОСТОЯНИЕ | ЧУВСТВО вины

(1) Травма | Чувство голода или «автоматическая» аннигиляция.

(2) Чувство опасности | «Аннигиляция» на службе эго: аффект опасности создается предвидением и используется как сигнал предупреждения.

(3) Паника | Эго терпит неудачу в контроле, аффект обретает разрушительную силу, регрессия к состоянию (1): приступ аннигиляции при меланхолии.

Теперь следует внести важное дополнение. Фактически, первичный голод— это жажда молока. Впоследствии при отсутствии нарциссического удовлетворения аналогичным образом возникает «ментальный голод».

Даже взрослые люди делаются апатичными и исевдодепрессивными в условиях дефицита нарциссического удовлетворения. В крайних случаях они пытаются удовлетворить свой голод регрессией к галлюцинаторному осуществлению желаний. Апатия — модель состояния, от которого предостерегает чувство вины.

Когда эго достаточно развито, чтобы судить об угрозе нарциссическому удовлетворению, его сигнал о возможной аннигиляции указывает на необходимость повлиять на объекты, чтобы обеспечить соответствующие ресурсы. Возникает тревога об утрате любви, которая играет важную роль в качестве мотива защиты.

У индивидов, чье самоуважение регулируется тревогой об утрате любви, могут возникать вторичные тревоги и чувство вины, если они вымогают необходимое удовлетворение негодными средствами. Особенно несчастны те, кто нуждается в нарциссических ресурсах, но бессознательно боится их получить.

Тревога об утрате любви, точнее, нарциссического удовлетворения, превращается в тревогу об утрате поддержки суперэго, страх переходит в чувство вины. Таким образом, вторую стадию в таблице о чувстве вины следует разделить на два этапа: сначала угроза утраты нарциссического удовлетворения исходит извне, затем изнутри. Теперь параллелизм между тревогой и чувством вины можно представить полнее.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ МЕЖДУ ТРЕВОГОЙ И ЧУВСТВОМ ВИНЫ

СОСТОЯНИЕ | ТРЕВОГА | ЧУВСТВО вины (СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА)

(1) Травма | Тревога непроизвольна и неспецифична | Чувство аннигиляции обусловлено «автоматически»: а) недостатком пищи; б) недостатком любви (нарциссического удовлетворения)

(2) Чувство опасности | Тревога на службе эго: аффект создается предвидением, контролируется и используется как предупреждающий сигнал | «Аннигиляция» на службе эго: аффект создается предвидением, контролируется и используется как предупреждающий сигнал: а) до установления суперэго — тревога об утрате любви (нарциссического удовлетворения); б) после установления суперэго — совесть, регулирующая нарциссическое удовлетворение изнутри

(3) Паника | Эго терпит неудачу в контроле, аффект становится разрушительным, регрессия к состоянию (1): приступ тревоги при тревожной истерии | Эго терпит неудачу вконтроле, аффект становится разрушительным, регрессия к состоянию (1): приступ аннигиляции при меланхолии

Переход от состояния (2а) к (2б) происходит, когда предвидящее эго начинает остерегаться своих действий, которые могут привести к утрате родительской любви. Этот переход завершается с разрешением эдипова комплекса путем интроекции его объектов. Состояние (2б) — существенная характеристика психической нормальности. Каждый постоянно чувствует слабые «сигналы совести», которые регулируют поведение и значат как составные настроения гораздо больше, чем общие сигналы тревоги.

Совесть становится патологичной: а) когда она функционирует в слишком ригидной, или автоматизированной, манере, ведь тем самым нарушается реалистическая оценка результата предполагаемых действий (архаическое суперэго); б) когда при нервном срыве вместо предупреждающего сигнала возникает чувство полной аннигиляции, как в случаях тяжелой депрессии. Причины таких неудач совести будут рассматриваться позднее. Здесь уместны несколько замечаний, характеризующих чувство вины в целом.

Чувство вины интимно связано с оральными ощущениями, вернее с кишечными ощущениями. В монографии Нюн-берга о чувстве вины приводится множество доказательств этого тезиса. Например, угрызения совести и компульсивные симптомы со значением искупления, а также все попытки ради удовлетворения совести «уничтожить (аннулировать) сделанное бессознательно обычно мыслятся как возвращение содержимого тела, и не только при отношении к самому поступку как инкорпорации. Существенно и то обстоятельство, что суперэго воспринимается в качестве интроекта, давящего изнутри. В отказе больных депрессией от нищи, как правило, выражается идея о неприемлемости увеличения давления интернализованных объектов вследствие инкорпорации новых объектов.

Чувство вины имеет оральную природу в целом и орально-садистские черты в частности. Это отражается как в термине «угрызение совести), так и в немецком термине Gewissensbisse. Оба термина прямо описывают, каким образом испытываются ощущения.

Тем не менее чувство вины проявляется не только в кишечных ощущениях. О генетической близости вины и тревоги свидетельствует тот факт, что «нечистая совесть» может вызывать такие же расстройства кровообращения и дыхания, как и тревога. «Мне тяжело на сердце, мне трудно дышать» — проявления нечистой совести.

В случае депрессии патогенная регрессия усиливает садистский характер суперэго. Высказывается мнение, что тревога соответствует вытеснению сексуальности, а чувство вины — вытеснению агрессивных влечений. В таком подходе, по-видимому, преувеличивается значение координации.

Эго, зажатое между инстинктивными потребностями и чувством вины, имеет две принципиальные возможности: либо подчиниться суперэго и противостоять влечениям, либо восстать против суперэго. Но практически существует столь же много компромиссов между послушанием и бунтом, как и в отношении эго к внешним авторитетам. Очень часто компромисс представляет собой временную лесть в целях последующего бунта.

Уместно сказать несколько слов о концепции потребности в наказании. Давление, которому подвергается эго со стороны суперэго, порождает потребность избавиться от этого давления, чтобы восстановить утраченное самоуважение и гарантировать себя от чувства аннигиляции. Такая цель лучше всего достигается получением «прошения». Познание наказания как средства прошения фактически способствует развитию потребности в наказании. Наказание становится желанным в качестве способа достигнуть прошения. Но лица, о которых идет речь, наверняка предпочли бы получить прошение, не претерпев наказания. В случае «моральных мазохистов» дело обстоит сложнее: они жаждут наказания не только как средства прошения, но и в качестве извращенного замещения сексуального удовлетворения.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Тема: Чувство тревоги и нереальности

Беспокоит постоянное чувство тревоги, как будто вот-вот должно что-то случиться…

Выходной день, а я все в ожидании, когда раздастся звонок мобильного и меня выдернут на работу, хотя предпосылок этому нет.

Ложусь спать, обязательно проверяю, закрыты ли двери. Уходя из дома проверяю отключены ли все эл. приборы, газ, вода, могу вернуться и проверить… Далее чувство что что-то забыл при этом сделать и должно что-то случиться. Вообще, постоянно ловлю себя на мысли что не могу расслабиться, отвлечься, постоянно тревожат мысли, что вот-вот должно что-то произойти.

Вдобавок ко всему никак не могу сосредоточиться на главном: к примеру, знаю, что нужно сделать в первую очередь по работе, но делаю все что угодно, но только не это.

Лежа на кровати в попытке расслабиться, отвлечься, одолевают различные думки: к примеру, всплывает какая-нибудь ситуация, и я ее начинаю раскручивать, ведя, (скорее всего со своим внутренним собеседником) диалог: я начинаю что-нибудь доказывать ему, отстаивать свою точку зрения, а он ведет свою оборону.

Часто просто лежу, и приходят мысли, реально ли все вокруг? А может, я сплю и мне все это сниться.

Все это очень мешает в повседневной жизни, мешает двигаться вперед, жить: часто не справляюсь на работе с вверенными обязанностями, знаю, что надо делать, но не могу себя заставить, делаю в последний момент, что успею до приезда проверки. В личных отношениях часто хочется все бросить и просто уехать куда-нибудь далеко.

Начну все по порядку…

Родился и рос в благополучной семье, был вторым ребенком в семье, посещал детский сад. Отец всегда был строг, но в меру. Мама была как мама – любила по матерински, но, тоже, сильно расслабляться не давала.

Раннее детство помню смутно, а вот лет с пяти более все отчетливо. В тот момент мама начала учиться заочно (потребовалось профильное образование для продвижения по службе). Отец сильно нами не занимался, у него на первом месте была всегда работа. Вот и проводил я все время у бабушки. Помню, со слезами просился домой, скучал.

По поводу друзей больше привлекало общение с кем-то одним, чем с компанией. Бывали продолжительные периоды, когда оставался один на один сам с собой. Но меня это не пугало, наоборот, чувствовалась легкость. Вот так и теперь наверно живу, что могу обратиться только к одному человеку. Остальные как то в основном чисто деловые контакты. Причем не могу быть откровенен с человеком, с которым живу и вроде как многое делю и провожу уйму времени. Мне проще выговориться на стороне. Когда начинаю что-либо обсуждать с близким человеком все сводится к тому, что меня не понимают в принципе смотрят как на идиота.

Лечение постоянно бросаю самостоятельно. Я не могу пить такие препараты и адекватно работать. Меня постоянно одолевают побочки: сильная сонность, слабость, мозги практически не варят. В ситуациях где надо проявить какие либо чувства их нет, т.к. давно уже убил нейролептик. В общем как овощ. И работать в таком состоянии нет никаких сил, я в нормальном то кое как себя подпинываю что либо делать. Последний раз лежал вроде обследовали на группу но так и выписали со словами ничего с вами страшного не происходит, такое и амбулаторно лечится. В общем одну рабо я уже с ентими лечениями потерял, пока что существующую не могу. Вот и нахожусь в постоянных раздумьях как быть дальше?! Вроде начинаю забивать на все, через силу зарядка, прогулки, но хватает на считанные дни…

Источники:
Как избавиться от чувства тревоги? Причины и лечение заболевания
Тревога – одно из психических нарушений, заставляющих находится человека в постоянном
http://www.ustalosty.net/?p=1776%20tabindex=1
Психология невротического конфликта
Чувство вины и его психология
http://psystatus.ru/article.php?id=287%20tabindex=1
Тема: Чувство тревоги и нереальности
Здравствуйте! Беспокоит постоянное чувство тревоги, как будто вот-вот должно что-то случиться… Выходной день, а я все в ожидании, когда раздастся звонок мобильного и меня выдернут на работу, хотя предпосылок этому нет. Ложусь спать, обязательно проверяю, закрыты ли двери. Уходя из дома проверяю отключены ли все эл. приборы, газ, вода, могу вернуться и проверить… Далее чувство что что-то забыл при этом сделать и должно что-то случиться. Вообще, постоянно ловлю себя на мысли что не
http://psy-therapist.ru/showthread.php?t=832%20tabindex=1

CATEGORIES