Парадокс в психологии

12 жизненных парадоксов, о которых стоит задуматься

Реальность может быть логичной или нелогичной, рациональной или иррациональной, интуитивной или контринтуитивной. Она может быть даже парадоксальной.

Парадокс это:
1. На первый взгляд абсурдное или противоречивое утверждение или суждение, которое при расследовании может оказаться обоснованным или правдивым.
2. Человек или вещь, которая сочетает в себе противоречивые черты или качества.

Реальность часто нелогична, парадоксальна и очень странна. Вот 12 жизненных парадоксов, о которых стоит задуматься.

1. Чем больше вы хотите, чтобы кто-то любил вас, тем меньше они это делают

Почему чем больше вы хотите кому-то понравиться, тем меньше он в вас заинтересован? И чем больше вы пытаетесь произвести на кого-то впечатление — тем меньше у вас это получается?

Это потому, что стремление к одобрению является признаком незащищенности и нужды, двух качеств, которые универсально непривлекательны и отталкивают как мужчин, так и женщин.

Однако чем больше вы любите и принимаете себя и чем меньше заботитесь о том, что думают другие, тем больше вероятность, что другие вас одобрят.

«Если вы просто хотите быть самим собой, не сравниваясь и не соревнуясь, все будут уважать вас»

– Лао Цзы, Тао Те Чинг

2. Чем больше вам нужна помощь, тем труднее ее получить

Представьте себе такой сценарий: к вам на улицу подходят два человека и просят 100 долларов

Одним из них является Билл Гейтс (самый богатый человек на земле), другой – бездомный.
Кому бы вы дали больше 100 долларов?

Большинство людей отдали бы деньги Биллу Гейтсу.

Почему? Потому что ему это не нужно. Это кажется несправедливым — но так оно и есть.

Чем больше вам нужно что-то — тем меньше люди хотят вам это дать.

И наоборот, чем меньше вам нужна помощь, тем легче ее получить.

Самое простое время для знакомства — это когда у вас уже есть партнер.

Самое легкое время, чтобы получить работу, это когда у вас уже есть работа.

Самый простой способ получить кредит — это когда он вам не нужен.

3. Уловка-22

Досадная и, казалось бы, несправедливая ситуация, когда вы попадаете в ловушку противоречивых правил.

Например: никто не будет нанимать вас на работу, потому что у вас нет опыта, но вы не можете получить никакого опыта, потому что никто не будет вас нанимать!

4. Чем больше вы терпите неудачу, тем больше у вас шансов на успех

Чем быстрее вы потерпите неудачу, тем быстрее вы узнаете, что работает, а что нет, и что эффективно, а что нет. Учитесь на своих ошибках и узнайте, почему вы терпите неудачу.

«Двигайся быстрее и ломай вещи. Если вы не разбиваете вещи, вы двигаетесь недостаточно быстро»

Некоторые люди так боятся неудачи, что даже не пытаются. Но некоторые из величайших уроков жизни происходят от неудачи. Каждый раз, когда вы терпите неудачу, вы получаете возможность узнать что-то новое, что поможет вам улучшить свой подход в следующий раз.

Так что не бойтесь неудачи. Бойтесь упущенных возможностей, потери времени и сожалений.

5. Чем больше вы знаете, тем больше вы знаете, что не знаете

Вы никогда не узнаете насколько были глупы, пока не станете немного умнее.

Только идиоты думают, что они знают все. Самые глупые люди знают все это.

Если вы думаете, что знаете много, это либо верный признак вашего невежества, либо вы просто еще не продумали это. Конечно, вы можете многое знать по сравнению с другими людьми, но это мало что значит, потому что большинство людей на самом деле не такие умные.

«Мы вообще ничего не знаем. Все наши знания — это знания школьников. Настоящую природу вещей мы никогда не узнаем»

Выберите ЛЮБОЙ предмет на земле — и подумайте, сколько вы на самом деле знаете об этом.

Вы даже не знаете 1% об этом.

Вы даже не знаете 1% ни о чем.

Есть только некоторые люди, которые немного менее невежественны, чем остальные из нас.

«Я самый мудрый из всех живущих, потому что я знаю одно, а это то, что я ничего не знаю»

6. То, чему вы сопротивляетесь, вас преследует

Если вы оказались в ситуации, которая вам не нравится: не боритесь с ней и не сопротивляйтесь.

Если хочешь выйти из спора — перестаньте говорить. Не пытайтесь сказать последнее слово.

Если у вас плохой день — примите это. Борьба с этим ничего не изменит.

Вместо того, чтобы сопротивляться тому, что вам не нравится, примите это, затем примите меры, чтобы изменить это.

«Принять — затем действовать. Что бы ни содержал настоящий момент, примите его так, как будто вы его выбрали. Всегда работайте с этим, а не против»

Борьба ничего не меняет и не помогает, не освобождает от того, чему вы сопротивляетесь, а только запутывает и усугубляет.

7. Поиск счастья — причина несчастья

Если хотите быть счастливым – прекратите пытаться быть счастливым.

Причиной несчастья является сам поиск счастья, и чем больше вы его ищите, тем больше оно ускользает от вас. Вы не можете найти счастье в любом случае. Это не место, которое можно найти, и никто не может дать его вам.

Оно не содержится в человеке, месте или вещи. Счастье — это естественное состояние, и оно возникает, когда вы принимаете «то, что есть».

8. Люди задают вопросы, но не хотят ответов

Почему люди просят совета – если они не собираются его принимать? Почему люди задают вопросы – если они действительно не хотят ответов?

Почему люди говорят, что хотят правды – если они не могут с ней справиться?

Ответ: потому что большинство людей просто хотят услышать:

  • Подтверждение того, во что они уже верят
  • Что-то, что заставляет их чувствовать себя хорошо
  • Звук собственных голосов
  • Проверка своего мнения

9. Каждый хочет, чтобы все изменились, но никто не хочет изменить себя

Но если вы не хотите меняться, почему вы должны ожидать, что кто-то еще изменится?

Забудьте о попытке изменить других людей. Вы не можете изменить своих родителей, мужей, жен, друзей… Вы не можете никого изменить, как они не могут изменить вас.

Единственный человек, которого вы можете изменить, это ВЫ.

«Вчера я был умен, поэтому хотел изменить мир. Сегодня я мудрый, поэтому я меняюсь сам»

10. У каждого двойные стандарты

У всех двойные стандарты. Мы судим других людей по их действиям и результатам, но мы судим себя по нашим намерениям.

Когда вы облажались — для этого была веская причина! Но если кто-то еще облажался — это потому что он отстой!

Мы не только судим других таким образом, но и другие судят нас так же.

«Мы судим себя по своим намерениям, а других по их поведению»

11. Единственная константа – это изменение

Большинство из нас сопротивляются переменам, но независимо от того, насколько мы хотим, чтобы все оставалось таким же, все равно все изменится.

«Ваш разум – это ваше затруднительное положение. Он хочет быть свободным от изменений. Но изменение – это закон, и никакое притворство не изменит эту реальность»

Ничто не вечно. Ничто не остается прежним. Все, что было создано, будет уничтожено. Все, что имеет начало, будет иметь конец. Включая солнце, звезды, луну, планеты и вселенную.

12. Вы не знаете, что у вас есть, пока не потеряете это

Большинство людей не ценят то, что у них есть, пока они не потеряли это.

Они не ценят свою молодость, пока она не ушла.

Они не ценят свое здоровье, пока оно не ушло.

Они не ценят свою семью, пока они не ушли.

Они не ценят своих друзей, пока они не ушли.

[link]qil.ru[/link]

6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение

Не знаете про них? Они примут решение за вас.

А вам нравится, когда кто-то манипулирует вами и вы начинаете делать то, что не хотите? Без вашего согласия и часто даже не спросив вашего мнения?

И этим манипуляторам даже не нужно влезать в ваш мозг. Они просто знают некоторые психологические приемы, которые меняют наше поведение. Они нажимают на ваши тайные кнопки, про которые вы даже не догадываетесь.

Проводится множество исследований, чтобы узнать, что влияет на наше обычное поведение. Иногда их результаты шокируют.

Когда вы знаете, как именно мозг воспринимает окружающие мир и принимает решения — вы фактически проникаете за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. И защитить себя от манипуляций.

Взгляните на эти 6 психологических эффектов, как на руководство по базовым настройкам мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг. Чтобы избежать самых распространенных заблуждений, и получать то, что вы хотите, а не наоборот.

# 1. Эффект полного провала

Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.

Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение:
Ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

# 2. Эффект Пигмалиона

Большие ожидания повышают производительность.

Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.

Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.

В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.

Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.

Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.

Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.

Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.

Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.

# 3. Парадокс выбора

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».

Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.

Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.

Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

# 4. Эффект свидетеля

Чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.

На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.

Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.

Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

Впервые этот эффект был сформулирован после случая с Китти Дженовезе в 1964 году.

Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.

Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотрети и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.

# 5. Эффект прожектора

Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.

Психолог Кеннет Савицкий говорит так:

Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

# 6. Эффект фокусировки

Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?

Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.

Это иллюстрирует «эффект фокусировки». В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.

А на самом деле?

Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.

Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья. На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:

  • помнить о перспективе,
  • смотреть на проблемы с разных точек зрения,
  • и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.

Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

Парадокс в психологии
[link]insitory.ru[/link]

Парадокс

Парадокс сознательного усилия

Каждому хотя бы несколько раз доводилось испытывать чувство, когда получается буквально все, причем без усилий. Ощущение неимоверной легкости, доверия себе, своему телу, спонтанности.

Древние китайцы называли это состояние «дэ». Оно приходило само собой, и было очень приятно, но стоило приложить усилия, чтобы его удержать — и оно исчезало. Чем больше усилий, тем труднее войти в это состояние.

Парадокс сознательного усилия лучше всего демонстрирует бессонница. Чем активнее стараешься уснуть.

Парадоксы психики

Численность населения России сокращается быстрее, чем в любой другой стране, за исключением Украины. Согласно прогнозам ООН, к середине нынешнего века численность населения Йемена будет превосходить численность населения РФ.

Возможно, подобное утверждение несколько преувеличено, тем не менее, существуют и два других, подтверждающих эти прогнозы, фактора: численность населения России не просто сокращается, происходит структурное изменение его состава. От 12% до 18% жителей (точные данные.

Духовный путь. Логические парадоксы

Иногда люди, изучающие восточную философию или находящиеся на пути сознательного совершенствования, сомневаются в созидающей визуализации, когда впервые слышат о ней. Их конфликт происходит из-за кажущегося парадокса, который они усматривают между учением, диктующим необходимость отказаться от привязанностей и желаний, и учением о созидающей визуализации, предусматривающим достижение желаемого.

Я говорю кажущийся парадокс, потому что в действительности здесь не существует никакого.

Ложь и Обман: смыслы, связи, различия.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь…
Ф. Тютчев “Silentium!”

1. Экзотерическое исследование. Определения и термины Лжи и Обмана. Первичность и вторичность объектов исследования. Лож с Обманом и без.

Не вдаваясь в типологические изыскания Лжи, ибо данные выводы достаточно полно представлены в различных источниках*, остановимся на определениях.

По В. С. Соловьёву (1853 — 1900): “ Ложь — в отличие от заблуждения и ошибки.

Причиной гибели цивилизации станет человеческий эгоизм, а.

Путешествие по общественному сознанию.
Ангелум – это ваш Ангел-путеводитель по необъятному океану наших знаний – общественному сознанию. Нельзя сказать, что Ангелума знает все, скорее мало, но он видит причины, повлекшие за собой многие следствия, которые дошли до нас как знание, как нагромождение знаний, или их хаос.

Поэтому, Ангелум не открывает новых знаний – все уже открыто, а постарался так построить свою экскурсионную программу, что наскучившие постулаты засверкали необычайно свежо.

Личностные изменения: от дзэн-практик к гипнотерапии

Понятия гипноза и транса, пожалуй, самые сложные и запутанные во всей психотерапии. Представления об этих явлениях столь разнообразны и порой удивительны, что стоит остановиться особо на том, что же подразумевается под этими терминами.

Слово «гипноз» по сути является метафорой, происходящей от имени бога сна – Гипноса. Термин этот был введен в 1843 г. шотландским врачом Джеймсом Брэйдом, чтобы описать поведение лунатиков и особого явления, называемым «животным магнетизмом». Метафора.

Правила для менеджеров от Лао Цзы

Руководитель должен быть лидером. Особенно это необходимо в профессиях, где часты неординарные ситуации, требующие, чтобы существовал кто-то, кто не только найдет выход из положения, но и сможет взять ответственность за принятое решение на себя.

На стройке такие ситуации случаются, пожалуй, чаще, чем в армейской жизни. К сожалению, будущих инженеров и прорабов не учат основам лидерства. Не дает знаний о личности руководителя-лидера и курс психологии.

Лидер – это не качество, – это образ жизни.

Самодисциплина

В этой статье разговор пойдет о боевом знамени всякой школы саморазвития — о самодисциплине. Но, прежде чем возникло непонимание, давайте договоримся о терминах.

Начнем с дисциплины. Толковый словарь определяет ее, как неуклонное следование установленным жизненным принципам.

То есть, это не способность человека к «неуклонности», а сам факт ее наличия, наблюдаемый как бы со стороны.

Чувствуете разницу? Человек изо дня в день встающий в одно и то же время, каждый раз выполняющий одни и те.

Стрифон Каплан-Уильямс. Сновидения и исцеление

Слова женщины, которая видела во сне большого крокодила, скрывающегося в воде. Его вид был угрожающим, но она знала, что должна смело встретиться с ним и принять его таким, каков он есть.

Мужчина видел сон, в котором он вышел из дома, где были другие люди, переправился через ручей и взобрался на вершину скалы с торчащими острыми краями.

Он начал соскальзывать со скалы и, чтобы не упасть, лег на спину и стал смотреть вверх. Затем скала заскрипела под ним и спросила, куда он идет. Мужчина.

Возраст тела

Сколько возрастов у человека?

Вопрос не риторический. И если вы, отвечая, назовете цифру, которую привыкли проставлять в анкетах и биографии, то, скорее всего, будете неправы. Давно известно, что паспортный возраст цифра — весьма и весьма относительная, а число прожитых лет вовсе не определяет истинный возраст человека.

Где же тикают наши часы?

В мозгу – определяя скорость протекания психических процессов, а следовательно и ритм жизни человека.

[link]www.sunhome.ru[/link]

Парадокс в психологии

МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ запись закреплена

— Сознание как парадокс: Аллахвердов В.М.

«Как замечает великий методолог науки И.Лакатос, поскольку в любой науке «мы никогда не знаем, мы только догадываемся», то и на вопрос: «Откуда мы знаем, что наука в процессе развития улучшает свои догадки?», можно ответить просто и непротиворечиво: «Я догадываюсь».»

Я уверен, что философия, а вслед за ней и психология мучается в беспросветных страданиях просто потому, что философские, да и психологические построения, опираются на весьма туманные и зачастую просто ошибочные представления о сознании. Может, достаточно изменить взгляд на природу сознания и тогда хотя бы появится надежда на разрешение парадоксов?
Психология, однако, оказалась просто пресыщена парадоксами. Большинство современных психологов, не зная, как к ним подступиться, запретили себе вообще о них думать, а чтобы не чувствовать себя ущербными, объявили их рационально неразрешимыми. Иначе говоря, психологи, не видя выхода, предпочли профессионально успокаивать себя психотерапевтически-ми пассами: теоретический хаос – это хорошо, поскольку, когда не известно, куда идти, то тогда вперед можно двигаться сразу во все стороны. И это замечательно, а главное – правильно! Раз все опоры сомнительны, то и любое исследование, всегда на что-либо опирающееся, не может приблизить нас к познанию истины. А потому – да здравствует «доброжелательный» (в устах одних психологов), а еще лучше «принципиальный» (в устах других) эклектизм, опирающийся на подлинную свободу, даруемую психологии ничем не ограниченными и вроде бы самыми современными методологическими концепциями – такими, например, как анархизм и постмодернизм. Прав А. Ю. Агафонов: «Тот коллапс, в котором оказалась отечественная психология, есть прямое следствие обесценивания рационализма».
Казалось бы, тьма нерешенных вопросов делает психологию самой перспективной для теоретиков наукой, ведь наличие неразрешимых загадок – наилучший повод для их деятельности. Если нет загадок, то, что же тогда разгадывать? Однако любая наука хочет быть хоть немного уверенной в своих основаниях, пусть в полной мере это никогда и не удается. К сожалению, основания психологии выглядят слишком уж шаткими и противоречивыми. Не потому ли психология до сих пор чувствует себя Золушкой на Королевском балу Науки, смиренно ожидая неизбежного превращения своих достижений, кажущихся такими драгоценными, в ни кому не нужную тыкву? Для продвижения вперед иногда стоит остановиться и приглядеться к собственным позициям. Это непросто. Иногда возникает чувство, что, даже ударившись о космическое дно не подлежащих пониманию проблем, ты все еще продолжаешь слышать стук снизу. Впрочем, размышлял Сократ, мудрый человек знает, что он ничего не знает. Однако это знание ведет к прогрессу, а не к отчаянию.
Я предлагаю позволить себе, наконец, перестать делать вид, что мы понимаем больше, чем на самом деле понимаем. Давайте внимательно присмотримся к парадоксам и головоломкам, от одного лишь приближения к которым мутнело в глазах не у одного поколения исследователей. Однако не будем стоять перед ними, дрожа от ужаса, а попробуем поискать выход из их тяжелых объятий. И. Кант называл людей, дружащих с парадоксами, логическими эгоистами, ибо, писал он, они не считаются с общепризнанными взглядами и упорно предлагают публике утверждения, противоречащие общему мнению. Но тут же добавлял: парадокс пробуждает душу к вниманию и исследованию, а обыденность, лежащая в основе общего мнения, навевает сон. Разумеется, в полной мере оценить, насколько предложенный в этой книге подход звристичен, можно только в конце пути. Вот я и приглашаю всех подготовиться к совместному и, смею надеяться, удивительному путешествию. И да не страшат нас лабиринты, наполненные неизведанным!

Все мы представляем себе, что такое сознание, но только до тех пор, пока об этом не задумываемся. А стоит задуматься, как почти все, что мы о нем знаем, покрывается пеленой тумана. Тем не менее, все, что мы знаем, мы знаем только потому, что об этом думаем, это осознаем. Явление осознания – самый очевидный факт на свете. Это признавали даже такие разные мыслители, как Р. Декарт и У. Джеймс. Вся трагедия в том, что объяснение этого очевидного факта не может быть столь же очевидным, ибо само сознание не знает, откуда и как оно возникает. X. Ортега специально поясняет, почему столь трудны размышления о природе сознания. Чтобы составить себе отчетливое впечатление о каком-либо предмете, говорит он, его необходимо мысленно изолировать, вычленить из окружения. Однако сознание – это такая вездесущая вещь, которая неизменно входит для нас в состав всех других предметов. «Оно есть неизбежный привесок ко всему, что мы воспринимаем и о чем думаем, однообразный и неустранимый, неотлучный спутник всех прочих предметов и явлений». Как же нам определить, что такое сознание, спрашивает Ортега, если оно присутствует во всем, что мы воспринимаем?
Никто не знает, как, когда и почему у такого блистательного физиологического автомата, каким является человеческий организм, возникают и исчезают субъективные переживания. Никто не знает, куда сознание уходит во время сна и уходит ли вообще. Никому не удалось сформулировать надежные критерии наличия осознаваемых переживаний. То, что переживается мной как данное моему сознанию, т. е. как непосредственно очевидное (любимый термин отцов-основателей психологии), не может быть передано другому лицу в качестве столь же непосредственно очевидного. И о сознании у кого-то другого, кроме себя, можно только предполагать, но не знать. Конечно, общаясь с другими людьми, мы верим, что у них есть сознание. В противном случае, зачем так много времени своей недолгой жизни мы тратим на разговоры? Более того, каждый человек в нормальном состоянии даже способен дать словесный отчет о том, что он сейчас осознает. Впрочем, как можно узнать, что его слова действительно соответствуют наличию у него субъективной реальности?

• Если учёный не знает, что он ищет, то он никогда не поймёт того, что нашёл.

• У. Джеймс рассказывал, как он попробовал на себе воздействие «веселящего газа». Он испытал особое переживание, которое дало ему подлинное чувство понимания мира. В этом состоянии он изо всех сил старался запомнить то, что понял. Однако, когда действие «веселящего газа» прошло, Джеймс ничего не смог восстановить в памяти. Тогда, как настоящий исследователь, он повторил свой эксперимент. И снова пережил то же чувство глубочайшего постижения великой тайны. Невероятным усилием воли он заставил себя записать самые главные несколько слов на бумаге. И когда снова пришёл в сознание, то рванулся к этому листку, чтобы, наконец, узнать тайну бытия. С трудом он разобрал нацарапанные каракули и к своему немалому удивлению прочёл: «повсюду пахнет нефтью». Может, действительно, это и есть то самое главное, что нам никак не удаётся понять-кто знает?

• Поэтому учёные грустят: новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения — просто рано или поздно её оппоненты умирают.
_____________________________________________
Виктор Михайлович Аллахвердов (25 декабря 1946, Таллин) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии СПбГУ. Член Президентского совета Российского психологического общества (РПО), руководитель Санкт-Петербургского отделения РПО, член Экспертного совета РПО, член Координационного совета РПО.

В 1971–1973 гг., во время учёбы на факультете психологии ЛГУ возглавлял студенческий клуб «Леонардо», известный в Ленинграде благодаря концертам и выставкам неформального искусства того времени. В 1974 г. в ЛГУ защитил кандидатскую диссертацию «Закономерности возникновения ошибок при оперативных преобразованиях информации» (специальность 19.00.03 — инженерная психология; научный руководитель В. А. Ганзен), в 1994 г. в СПбГУ — докторскую диссертацию «Опыт теоретической психологии» (специальность 19.00.01 — общая психология, история психологии). С 1997 года — профессор кафедры общей психологии в СПбГУ, с 2008 года — заведующий кафедрой общей психологии.

Аллахвердов является автором оригинальной концепции сознания (психологики), в рамках которой сознание рассматривается как некий логический аппарат принятия решений, составления гипотез об окружающем мире и их проверке. Его работы наиболее близки к идеям о природе психики Джорджа Келли и различных представителей когнитивной психологии. По инициативе Аллахвердова среди российских психологов прошёл ряд дискуссий о методологии современной психологической науки.

В.М. Аллахвердов является президентом Санкт-Петербургского психологического общества, председателем Экспертного совета Российского психологического общества. «Психологическая газета» в рейтинге психологов России, впервые опубликованном в 2005 году, поместила Аллахвердова на первое место.

— Аллахвердов В.М. — Опыт теоретической психологии.-1993

Теоретическая психология в этой книге строится по канону естественных наук. Самые разные психические и социальные явления (от порогов чувствительности и феноменов интерференции до природы научного открытия и агамных запретов в первобытной культуре) рассматривается с единой, хотя и несколько непривычной точки зрения.
Ключом к пониманию всех этих явлений служит взгляд на психическую деятельность как на деятельность субъекта по проверке собственных гипотез, созданных одновременно в нескольких независимых познавательных контурах. В этом же контексте анализируется экспериментально обнаруженный автором феномен неосознанного негативного выбора.
От читателя не требуется каких-либо предварительных психологических знаний, а предполагается лишь интерес к духовной жизни человека, навык в логических рассуждениях и знакомство со способами обработки экспериментальных данных.

— Аллахвердов В.М. — Сознание как парадокс.-2000

В книге известного петербургского психолога Виктора Михайловича Аллахвердова предлагается оригинальная авторская концепция о взгляде на сознание как на механизм проверки догадок об окружающем.
Книга адресована всем, кого интересует сфера человеческого поведения и его изменения.

— Аллахвердов В.М. — Психология искусства.Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений.-2001

Почему произведения искусства вызывают такие эмоциональные переживания? Почему в них так много разных несуразиц и противоречий? Известный петербургский психолог проф. В.М.Аллахвердов предлагает новую психологическую теорию, объясняющую природу эмоционального воздействия произведений искусства. Новый взгляд на известные произведения искусства, безусловно, заинтересует всех, кто увлекается искусством и психологией, причем не только профессионалов, но даже студентов и школьников. Книга поможет иначе осмыслить пушкинского Сальери, стихи Хайяма и Пастернака, прозу Бунина и Хэмингуэя, полотна Пикассо и Эль Греко. Концепция отличается интеллектуальной красотой, само же эссе создано как художественное произведение в соответствии с писанными автором законами.Пожалуй, впервые в рамках авторского издания приводится не только комментарий культуролога, но и стенограмма обсуждения этой работы известными российскими философами и психологами.

— Аллахвердов В.М. — Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.-2003

С разных сторон рассматривается самое загадочное явление человеческой психики — сознание. Как разгадать его тайну? Как распутать коварные головоломки и разрешить вечные проблемы, над которыми бились лучшие умы человечества? В книге предлагается оригинальный подход к тайне сознания.

[link]vk.com[/link]

Парадоксальность психологии человека

Рефлексивные способности человека придают ему качества парадоксального существа. Парадоксальность является главной особенностью психологии человека. Это означает, что он соткан из внутренних и внешних противоречий, которые пытается преодолевать на протяжении всей жизни, используя все механизмы психической и психологической деятельности.

Парадоксальность психологии человека делает его трудно предсказуемым объектом познания. Тем не менее, именно парадоксальность психологии человека должна стать главным предметом научно-психологического познания в ближайшей и отдаленной перспективе. Для этого потребуется разработка новых научно-исследовательских процедур и методов, а также переосмысление всей методологии психологического познания человека, сложившейся при внедрении в психологические исследования экспериментального метода на принципах физического эксперимента.

Парадоксальность психологии человека проистекает из единства противоречий тела и души, материального и идеального, организма и психики, нервной и психической деятельности, аффективного и гностического, психического отражения и психологической рефлексии и многих других. В конце концов, все они проявляются в противоречивом единстве бытия и сознания.

В пределах отдельно взятого человека все эти противоречия представлены его свойствами как объекта природы и субъекта психической деятельности с функцией сознания, которое становится источником множественных парадоксов поведения людей в совместной жизнедеятельности. Психологическая наука и практика жизни постоянно сталкиваются с парадоксами сознания, в которых субъектная активность человека направляет его поведение и деятельность вопреки естественным законам жизни тела. В субъект-объектных конструктах психической деятельности человека представлены противоречивые отношения психики и реальности, с которой человек взаимодействует. Эти противоречия преодолеваются человеком посредством парадоксальных решений, которые выполняют задачи адаптации к новым условиям бытия. Однако сознание не всегда находит правильное решение, и в этом заключен еще один парадокс психологии человека как явления и психологии как науки.

В антиномии души и тела заключен основной парадокс человека как существа разумного. Этот парадокс является источником мировоззренческих переживаний человека, в которых происходит осмысление проблем жизни и смерти человеческого бытия. Эти проблемы проистекают из деятельности самосознания (души) человека, в результате чего возникают обыденные и научные представления человека о самом себе, смысле жизни, смерти и возможного бессмертия. Смертность тела — безусловно установленный факт. Оно имеет границы как всякий физический объект, его жизнь ограничена в пространстве и времени как у всех материальных объектов. Душа как идеальное образование стремится к бесконечности и бессмертию, отыскивая нетленные формы существования. Но тогда душа должна иметь независимые от тела формы существования. Как все это может совмещаться в одном живущем человеке?

По убеждению В. М. Бехтерева человек обретает бессмертие через вклад в духовную культуру посредством общения, которое связывает все поколения, жившие на Земле. Можно добавить, что каждый человек вкладывает в информационное пространство часть своего познания, своих маленьких и больших открытий, служащих адаптационным потенциалом для всего человечества. Потенциал этот оформляется как знания о природе, космосе, человеке и обществе. В процессе познания и общения душа и тело образуют единство на время жизни конкретного человека. После смерти человека душа и тело расстаются. Познание и общение даруют душе бессмертие, поскольку обеспечивают материализацию идеального потенциала психической организации человека в информационном пространстве. В познании и общении человек находит наиболее полное удовлетворение духовных притязаний.

Ключевым противоречием жизни души и тела является их взаимовлияние, что предполагает довольно сложный баланс детерминирующих свойств телесной и психической организации человека. Именно об это противоречие постоянно спотыкаются различные направления психологической науки.

В психофизиологической парадигме антиномия души и тела была редуцирована до изучения нервно-психической деятельности с преобладающим влиянием нервной системы. В результате из этого направления исчез и человек, и его душа. Вместе с тем возобладала однонаправленная детерминация психической деятельности свойствами нервной системы. Современная психофизиология, преодолевая свои недостатки, расширяет предметную область психологического познания до антиномии организма и психики, признавая встречное влияние психики на организм. Однако и в этом соотношении психика все еще не имеет субъекта собственной деятельности, на месте которого остается организм, а не человек, наделенный душой как инстанцией самосознания и способностью сознательно управлять поведением и деятельностью.

Психофизическая парадигма проистекает из антиномии субъект-объектного отношения, сутью которого стала субъективность отклика человека на физические воздействия объектов психического отражения. Субъективность проступила в психофизическом эксперименте как различия психического образа с физической конфигурацией объектов восприятия. Этот парадокс подорвал уверенность в надежности экспериментального метода в психологических исследованиях с точки зрения проблемы ожидаемой адекватности психического отражения. Субъекта в этой парадигме рассматривали как механическое устройство с заранее предусмотренными результатами реагирования. Оказалось, все не так. В. Вундт, один из немногих ученых того и более позднего времени, пытался объяснить этот парадокс субъективности прошлым опытом (апперцепцией) испытуемых, сформированным в культурных традициях жизни общностей того или иного народа. Но это никак не учитывалось в субъект-объектной антиномии, пока на месте объекта психологического познания не появился человек. Это закрепилось в методологии нового периода развития психологической науки в формуле субъект-субъектного отношения, породившей новую парадигму психологического познания.

В парадигме психологического познания человека этим и подобным противоречиям должно уделяться первостепенное внимание как исходной особенности психологии человека. В связи с этим следует обратить внимание на особенности проявления амбивалентности эмоционального реагирования на любой стимул, объект, другого человека. Эмоциональность

обращена к внутреннему миру человека и заключает в себе субъективное отношение к объекту взаимодействия, которое может меняться под давлением доминирующих мотивов. Человек постоянно находится в ситуации эмоционально напряженного выбора между «хочется» и «колется». Выбор неизбежно заканчивается либо приятием, либо неприятием объекта взаимодействия. Тот или иной ответ является результатом интегрального синтеза аффективного, гностического, мотивационного и аксиологического (оценочного) компонентов психической и психологической деятельности человека, что обнаружилось в так называемой социальной перцепции.

Амбивалентность указывает на соприсутствие положительных и отрицательных эмоций как стартового состояния для психологической деятельности субъекта психического отражения. Первичная эмоция в этом процессе спонтанна и бессознательна. Она проступает как чувственный топ, неясный по происхождению его валентности. Объект изначально либо нравится, либо не нравится, что не понятно без подключения аналитической функции сознания, связанной с аксиологическим компонентом психологической деятельности субъекта.

Знак эмоции как отношения зависит от предчувствия полезности объекта и его соответствия эстетическим эталонам, усвоенным в перцептивном опыте человека. Это указывает на возможность изменения знака валентности первичной эмоции. Такого рода парадоксы сопровождают динамику психологической деятельности человека в процессах психического отражения.

Психологическое давление на преобразование эмоций усиливается вместе с оценочной функцией сознания. Необходимость оценки объекта взаимодействия с точки зрения его полезности или бесполезности доводит процесс психической деятельности до таких глубин психологического переживания, при которых становится трудно установить равновесие в амбивалентной структуре чувств. Оценка в психологическом познании человека завершается определением его психологических качеств, амбивалентность которых обозначается соответствующими антиномиями. Например, «добрый — злой», «ответственный — безответственный», «милосердный — агрессивный» и многими другими.

Эмоциональная амбивалентность психического реагирования и психологической рефлексии является источником субъективности психической и психологической деятельности, которую следует рассматривать в качестве специфического свойства предмета психологического познания человека. В субъективности психологической деятельности человека заключены его психологические качества, характеризующие своеобразие личности как индивидуальности. Разумеется, что субъективность как качество психологии человека проявляется в идеальных и материальных формах объективированных результатов психологической и предметно-практической деятельности.

В субъект-субъектной парадигме возможно наиболее полное проявление парадоксов психологического познания. Исходный момент всех парадоксов в этой формуле заключен в том, что человек предстает в ней одновременно и субъектом, и объектом психологического познания и социального взаимодействия. Поэтому именно она нуждается в скорейшем методологическом осмыслении. Эта формула побуждает соотносить в психологическом познании внутренний мир человека со словесными формами выражения этого мира и деловой (предметно-практической) реализацией. Но между этими тремя этапами самореализации человека складываются парадоксальные отношения непоследовательности и несовпадения. Например, «хотели, как лучше — получилось как всегда», или «подумал одно, сказал другое, сделал третье». Каждый из этих этапов жизни человеческого духа образует своеобразные психологические реальности, в которых объективируются потенциалы психической организации человека и человеческих отношений.

[link]studme.org[/link]

Парадоксы психологии

Психология богата парадоксами:

1. Психологию как науку знают в основном те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все. То, что изучает психология, хорошо известно каждому по жизненному опыту. В этом — в одновременном знании и незнании психологии — заключается первый парадокс психологии.

Психология отличается от других наук тем, что даже далеких от нее людей нельзя считать профанами в этой области. С годами каждый человек овладевает так называемой житейской психологией. Ее обобщения афористично выражены в сотнях метких пословиц и поговорок: “Чужая душа потемки”; “Тому тяжело, кто помнит зло”; “Не суйся в волки, когда хвост телки”; “По одежке встречают, по уму провожают”.

  • 2. Психология как наука одновременно и древняя, и молодая. Она выделилась в отдельную науку в середине XIX в., однако ее проблемы, загадки и тайны привлекали к себе внимание мыслящих людей на протяжении многовековой человеческой истории.
  • 3. Один из парадоксов психологии человека состоит в том, что, с одной стороны, его больше всего интересует он сам.

Достаточно вспомнить, как мы ищем свое лицо на общей фотографии: “Где я? как я получился?”

С другой стороны, психологам хорошо известно, что далеко не все люди стремятся узнать, что они собой представляют не только внешне, но и внутренне, психологически. Как гласит английская пословица: “У каждого в шкафу спрятан свой скелет”, — иными словами, пытаются скрыть от себя неблагоприятные стороны своей личности, сомнительные поступки и прочую горькую правду.

  • 4. Мы охотно обсуждаем недостатки других людей и столь же неохотно — свои собственные. И даже когда соглашаемся на самоанализ, то в буквальном смысле “в своем глазу бревна не видим”.
  • 5. Плохое (с нашей точки зрения) поведение партнера мы склонны объяснять его моральными и психологическими изъянами, а свои “промахи” (“нетипичные”, разумеется) — внешними обстоятельствами: “Жизнь заставила!”

Еще в древности великие пророки и мыслители с укором говорили: “Глупец, ты в своем глазу не видишь бревна, а в глазу ближнего своего замечаешь и соринку”. Люди, однако, и поныне в своей повседневной жизни это обычно забывают. Они, как правило, по-прежнему склонны предъявлять ближним своим более строгие требования, оценивать их более сурово, чем самих себя. Себя они судят “по жизни как она есть”, других — по тому, как “должно быть”, хотя гораздо лучше было бы делать все как раз наоборот. Большое количество человеческих проблем создается самими людьми в силу именно этого психологического парадокса. И дело здесь не только в грехе отрицания некой абстрактной морали, идеальной нормы. Дело в том, что человек не может из-за этого точно оценить действительное положение вещей, он в самом деле слепнет, не видит целых “бревен” там, где они есть, но готов наломать кучу дров из-за пустячной, вздорной, часто выдуманной, несуществующей “соринки”. Он поэтому делает массу ошибок и вредит в первую очередь самому себе.

Три последних парадокса объясняются их главной функцией — психологической защиты нашего “Я”, нашей самооценки, того, как мы выглядим в своих собственных глазах. Они заглушают тихий голос совести — этого внутреннего регулятора и позволяют спать до поры до времени спокойно после неправедного решения. Однако, как и любая другая иллюзия, ложная самооценка рано или поздно развеивается, оставляя горькое разочарование.

6. Главный потенциал и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений кроется в человеке, а точнее, в его сознании, культуре, в том числе в культурных стереотипах поведения в организациях.

Таким образом, данный парадокс характеризуется стереотипностью мышления, привычкой мыслить штампами.

Отдельно хотелось бы остановиться на парадоксах бизнеса:

1. Работа на самого себя — это всегда эксперимент.

Как пишут польские авторы Сара и Пол Эдвардсы, больше всего возможностей экспериментировать нам было предоставлено в детстве, и с возрастом эксперименты поощрялись все меньше и меньше. Основной задачей на работе каждого из нас было научиться работать по правилам той организации, где мы работаем, стать хорошим сотрудником (наемным работником). Во многих своих проявлениях традиционная образовательная система направлена на воспитание в человеке навыков дисциплинированной работы по правилам.

Большинство из нас хорошо усвоили эти привычки. Но в собственном деле не существует еще ни методик, ни правил. Вы сами должны их нащупать методом проб и ошибок Следование существующим правилам может погубить все начинание. С другой стороны, экспериментирование всегда связано с неопределенностью и нестабильностью. При этом мы понимаем, что для достижения цели необходимо фокусироваться на чем-то одном В этом и состоит трудность работы на самого себя.

2. “Трубите о себе на каждом углу”.

Нас всю жизнь приучали быть скромными. Вместе с тем, как сказал один из владельцев компании Gilbert and Sullivan У. С. Джилберт, чтобы начать собственное дело, вам нужно “самому трубить о себе или, поверьте мне, у вас не будет никаких шансов на успех”.

Для успешной деятельности вам нужно больше хвалить себя, чаще привлекать к себе, к своей продукции внимание людей. Это может сделать для вас маркетинг.

В своей книге “Навыки для успеха” Адель Шил пишет о том, что можно выделить два типа людей по их отношению к работе:

  • • к одному относятся люди, которые хорошо выполняют свою работу, ожидая, когда другие это заметят. Они часто жалуются на то, что другим людям (которые, возможно, делают свою работу не так хорошо, как они сами) удается добиться большего;
  • • к другому типу относятся люди, которые не только хорошо работают, но всегда стремятся к тому, чтобы другие знали об этом. Они привлекают внимание окружающих к своей работе потому, что сами уверены в ценности делаемого ими дела.

Шил считает, что большинство людей относятся к первому типу. И это неудивительно. Это результат психологической установки на получение зарплаты, установки, которую мы впитали с молоком матери. Нас приучили не хвастаться, не высовываться и не привлекать к себе внимания окружающих.

Хотелось бы привести высказывание одного из специалистов по найму персонала: “Хвалите себя сами, источник забывается, знания остаются”.

3. Правильного решения в бизнесе не существует, пока вы сами его не нашли.

Хороший экономист, например, знает правильный ответ, потому что у него есть правильные знания, есть формулы и модели.

Бизнесмен же не имеет правильного ответа. Правильный ответ появится завтра, когда он выиграет у конкурентов. Бизнесмену нужна интуиция, нужно видеть то, чего нет, то, что впереди.

Директор Школы бизнеса МГУ Олег Виханский считает, что бизнесмену математика противопоказана. Она делает мозги одномерными. 2 + 2 в математике всегда 4. А в бизнесе может быть 5, 25, 30 — “как карта ляжет”.

[link]studref.com[/link]

Что такое парадокс и их примеры?

Описывая нелогичный поступок, мы часто добавляем: «И как такое могло получиться? Парадокс какой-то». Или начинаем пересказывать странную новость словами: «Как ни парадоксально это звучит…». Некоторые из нас действую вопреки здравому смыслу, и не могут объяснить своих поступков. Как противоречия проявляются в нашем мышлении? Какие методы парадоксальной терапии помогают избавиться от зависимости? И что такое парадокс выжившего? Парадоксы повсюду: в нашей голове и в окружающем мире. Они объединяют противоположности и одновременно создают напряжение в жизни, благодаря которому жизнь и существует.

Что такое парадокс?

Парадокс — это странное на первый взгляд суждение, которое противоречит «здравому смыслу» или расходится с устоявшимся мнением, поэтому кажется нелогичным. Этимологически происходит от греческого слова paradoxos – непонятный, нежданный. У понятия есть другие значения: непредвиденное событие или явление, опровергающее привычные представления. В формальной логике — это логическое заключение, которое одновременно доказывает правильность «тезиса» и «антитезиса». Парадоксом также называют логическое противоречие, из которого невозможно найти выход.

Следует отличать парадокс и апорию. Апория – вымышленная ситуация, которая не может существовать в обычной жизни. Парадокс – основная компонента мира и событий в мире.

Эволюция термина «парадокс».

Термин «парадокс» возник в античной религиозной философии во времена Платона и Спинозы. Парадоксальным называли необычное или оригинальное мнение, которое опровергало утверждение о всесильности богов. Позже философы перешли к рассуждениям о противоречиях в других сферах жизни. В документах древних философских школ описаны другие размышления, которые не сочетаются с общепринятыми убеждениями.

Одним из первых известных парадоксов считается утверждение критского философа Эпименида Кносского «Все критяне лжецы». Известно, что парадокс «Лжец» произвел на последователей философа очень сильное впечатление. Один из последователей отказался от еды до тех пор, пока не постигнет смысл утверждения. В итоге он умер от голода. Позже древнегреческий философ-идеалист Эвбулид сформулировал парадокс «Куча»: «Известно, что куча – это большое количество зерен. Одно зерно кучи не делает, поэтому к нему нужно прибавить следующее. С какого количества зерен они станут кучей?». Позже термин использовался в научной теории и в повседневных жизненных ситуациях.

На рубеже XIX и XX веков парадоксальные утверждения более всего интересовали математиков и логиков. Ученых также интересуют математические, семантические, синтаксические, смысловые, модальные, психологические и другие парадоксы. Они раскрывают скрытые противоречия и в целом помогают развитию теорий и наук. По сути, в любой отрасли науки и обычной жизни есть немало противоречий, преодолеть которые просто невозможно.

Парадоксы в науке психологии.

По мнению ученых, человек и его мозг, сознание, интеллект, поведение – один сплошной парадокс. Мы жалуемся на отсутствие денег и на последние покупаем бесполезную вещь. Боимся обидеть незнакомого человека, но терпим унижения от родных. Стремимся быть красивыми, но не верим комплиментам.

Для изучения поведения и мышления человека известные психологи XX века создали методы парадоксальной или провокативной терапии. Используемые во время сеансов нестандартные приемы устрашения, вызова клиенту, провокации, не уменьшают, а увеличивают психологическую проблему. Они действуют по принципу «клин клином вышибают»: усиливают страх, помогают его прожить и закрыть тему. Провокативные методы терапии считаются незаменимыми в работе с наиболее трудными случаями.

1. Метод парадоксальной интенции Франкла.

Сформулированный Виктор Франклом метод сегодня широко применяется в психотерапии неврозов и неадекватного поведения.

Люди с фобиями, застарелыми страхами опасаются нежелательных симптомов своей фобии. Агорафобы боятся открытых пространств и не выходят на улицу. Страх воды у страдающих аблютофобией вынуждает их отказаться от купания, мытья рук, стирки. Попытка избежать неприятной ситуации или приглушить неприятные проявления еще больше усугубляет первоначальное напряжение. Круг замыкается.

Суть метода парадоксальной интенции состоит в том, чтобы убедить человека с фобией имитировать нежелательную реакцию. Делать это нужно осознанно и обязательно с юмором. Страдаете бессонницей? Постарайтесь побороть сон и как можно дольше бодрствовать. Кричите при виде мыши? Представьте зверька и закричите в два раза громче. Дайте себе право вытворить нечто неприемлемое. Личная вовлеченность в процесс поможет разорвать невротический круг.

2. Парадоксальная теория изменений в гештальт терапии.

Парадоксальную теорию изменений сформулировал основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз. Известность теория получила после публикации Арнольда Бейссера.

Желание стать идеальным или таким, каким нас хотят видеть другие, приводит к внутреннему конфликту. Человек, ищущий изменений, постоянно мечется между тем, «кокой он есть» и тем, «каким хочет быть». И никогда не становится ни тем, ни другим. Поэтому многие приходят на сеанс терапии с целью убрать, «ампутировать» проблему. Но гештальт-терапевт не берет на себя роль «секатора». Цель психотерапевта – помочь клиенту понять свои истинные желания и научиться заботиться о себе.

Суть парадоксальной теории изменений формулируется так: человек начинает меняться в том случае, когда он становится самим собой. Или иначе: изменения не происходят через принудительную попытку изменить самого себя.

3. Седона-метод или метод освобождения эмоций.

Sedona метод разработал американский продюсер Лестор Левенсон, но известным он стал благодаря исполнительному директору тренингового центра Гейлу Двоскину. Гейл Двоскин описал метод в своей книге «Седона-метод» и с 1990 года выступал с лекциями и тренингами в Америке и Европе.

Попадая в травматическую ситуацию, большинство людей выбирают три способа обращения с негативными эмоциями: подавление, выражение, избегание. Например, после болезненного разрыва с любимым человеком отмахиваются от страданий «Я в прядке». При неудаче на работе идут в бар и напиваются до беспамятства. Подавленные эмоции накапливаются, вызывают дискомфорт и физические болезни. По мнению автора, идеальный пример для подражания – ребенок, который падает на землю, кричит и стучит ногами. Так он освобождается от неприятных эмоций. С возрастом мы больше заботимся о внешних приличиях, чем об эмоциональном здоровье.

Суть седона-метода состоит в том, чтобы позволить себе пострадать всласть, выстрадать все негативные эмоции и таким образом очиститься от них. Конечно, падать на пол в магазине не стоит. Но дома можно поплакать и погоревать до тех пор, пока от переживаний не останется и следа.

Парадокс выжившего.

Когда мы концентрируемся на чужих победах, то забываем о провалах. Парадокс выжившего – это главная ошибка при изучении историй успешных людей.

Показательный пример ошибки выжившего – история времен второй мировой войны. Во время боевых полетов американских бомбардировщиков многие машины не возвращались на базу. Сбитые самолеты падали, потери были просто катастрофическими. Командование поставило задачу перед конструкторами: укрепить самые уязвимые детали. Для исследования использовали машины, которые после повреждений все же добрались до базы. Это были выжившие.

Но математика Абрахама Вальда заинтересовало другое: несмотря на повреждения, эти самолеты все-таки смогли лететь. Значит, эти места защищены хорошо. А исследовать нужно было те повреждения, после которых самолеты на базу не возвращаются. Это и есть парадокс выжившего.

В истории успеха мы склонны верить и в обычной жизни. Например, узнаем, что идея таблицы пришла Менделееву во сне и ждем своих открытий. Читаем, что курильщик дожил до 80 лет и прекращаем попытки избавиться от вредной привычки.

На самом деле за каждой историей успеха стоит множество случайностей, предвидеть которые невозможно. А еще – вереница неудач других людей, которые так и не стали известными, не добились звездности. Это происходит каждый день, но мало кто делает из этого выводы.

7 психологических парадоксов нашего мышления.

Человек и его психика всегда были ценным объектом для научных исследований. В психологии есть отдельное направление – парадоксальная психология. В парадоксальной психологии противоречия используются для выявления невидимых или забытых в обычной жизни несоответствия.

1. Мы не любим людей, в который видим свои недостатки.

Карл Юнг сравнивал окружающих нас людей с зеркалами, в которых мы видим свое отражение. Фрейд называл это механизмом протекции: мы приписываем свои недостатки другим людям. Если нас сильно раздражают чужие недостатки, значит мы подавляем или не принимаем в себе точно такие же. Например, мы сами не умеем экономить, но упрекаем кого-то в излишней расточительности.

2. Чем больше мы стараемся понравиться окружающим, тем меньше у нас шансов на успех.

Знаменитая фраза А.С. Пушкина «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» в действительности имеет глубокий психологический смысл. Но речь идет не только о любви и не только о женщинах. Когда мы многое позволяем другим, позволяем нарушать им личные границы. Тогда окружающие начинают попросту использовать «добряка». Если, наоборот, становимся навязчиво-добрыми, нарушаем чужие границы. Это отталкивает людей.

3. Чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем.

Чем больше мы узнаем, тем больше остается неизведанного. Объяснить это противоречие поможет простая метафора. Познания младенца можно представить как точку. Когда ребенок познает мир, его знания помещаются внутри окружности. А снаружи остается непознанное. Чем больше растет круг знаний, тем больше граница соприкосновения с неизвестным.

4. Чем больше вариантов, тем труднее сделать выбор.

С таким противоречием мы сталкиваемся каждый раз, когда видим в магазине 20 видов кетчупа или пять разновидностей соли. Такую ситуацию проще объяснить математически. Любой выбор – это решение задачи неравенства. Наш мозг старается быстро вычислить варианты для самого выгодного решения. Каждый дополнительный выбор усложняет вычисления и перегружает мозг.

5. Чем больше страх смерти, тем меньше шансов насладиться жизнью.

Страх смерти заложен в человеке на генетическом уровне и становится базой для всех остальных фобий. Но иногда страх смерти провоцирует страх самой жизни. Это страх перед изменениями, самореализацией, отношениями. Иногда он просто мешает радоваться, иногда – буквально парализует. Удивительно, но избавиться от страха смерти помогает желание жить и радоваться жизни.

6. Чем охотнее мы признаем свое несовершенство, тем больше нравимся людям.

Противоречие известно как эффект Прэтфелла: демонстрация своей уязвимости повышает уровень эмпатии со стороны окружающих. Это действие сегодня можно наблюдать в сети. Люди с физическими недостатками описывают свои страдания и получают дружескую поддержку от читателей. Последователи движения бодипозитива публикуют необработанные в фотошопе фото и собирают миллионы лайков.

7. Чем больше мы размышляем о проблеме, чем меньше шансов ее решить.

Когда голова забита одной проблемой, человек перестает замечать очевидные вещи. Даже в минуты безделья мозг не отдыхает, а напряженно работает над проблемой. Постоянное напряжение приводит к тревожности и неврозу. А в таком состоянии принять решить проблему просто невозможно. Для этого у психотерапевтов есть универсальный совет: отпустить ситуацию и решение проблемы придет само.

Выводы

  • Парадокс – это действие вопреки: логике, ожиданиям, ожидаемым событиям.
  • Большинство достижений современной философии и науки созданы на основе парадоксов, описанных в античной философии.
  • Ошибка выжившего – причина, по которой мы не можем скопировать успех другого человека.
  • Парадоксы нашего мышления срабатывают у большинства людей.

Парадокс в психологии
[link]wikigrowth.ru[/link]

CATEGORIES