Основные проблемы инвалидов

Проблемы инвалидов в россии

В самом деле, ведь когда болит у нас орган — мы не отмахиваемся от него, а рассматриваем это, как заболевание всего организма.

Основная проблема состоит в отчужденности этой социальной группы от остального социума.

И тут мы можем выявить некую схему по которой проблема инвалидов развилась. Выявить причины и следствия, чтобы, воздействуя на причины,

решить проблему в целом.

– общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и

– особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сфер;

в возможности получать знания;

в комфортных бытовых условиях;

в социально-психологической адаптации;

в материальной поддержке.

— связанные с недостаточным техническим развитием и/или отсутствием:

протезирования, медикаментозной помощи (лечения), технического оснащения (коляски, специальные приспособления, предметы быта).

— связанные с недостаточным развитием инфраструктуры:

отсутствие пандусов, низких поручней, недостаточная ширина дверных проёмов, высоко расположенные окна и т.д.

— связанные с плохим материальным положением (государственные дотации), и, как следствие:

недостаточность питания, медицинской помощи инвалидам, технического оснащения.

— связанные с отсутствием развитой системы социального вспоможения инвалидам:

отсутствие волонтеров на безфинансовой основе, на основе государственного и/или меценатского финансирования.

отсутствие развитой системы «удаленной» медицинской помощи (на дому), в т.ч. социально-психилогической.

отсутствие помощи в решении правовых вопросов инвалидов — разъезды и представительство в судах, нотариатах, прочих государственных бюрократических системах, требующих личного присутствия, выдержки и железного здоровья.

в целом, существует лишь школьная (невысокого качества) подготовка в интернатах, дальнейшее обучение лежит целиком на плечах инвалида, ввиду абсолютной неготовности и нежелания ВУЗов принимать на себя ответственность за обучение инвалидов, из чего вытекают проблемы —

— связанные с трудоустройством:

недостаточное образование, практически оставляет инвалидов на обочине, т.к. професии не требующие профильного образования связаны, как правило, либо с тяжелым физическим трудом, что вычеркивает отсюда инвалидов, либо настолько низкооплачиваемы, что не решают финансовые проблемы. Добавим к этому, еще и ярковыраженное нежелание работодателей брать на работу инвалида, пусть даже и способного выполнять необходимые функции, связанное со сложностями «белого» оформления, «белой» заработной платы, и регистрации в налоговых органах; а так-же в связи с нежеланием усложнять обстановку в коллективе, суть которой складывается из трех проблем:

пандусы, перила, дверные проемы и оснащение (в т.ч. в санузлах), специальная мебель, доставка на рабочее место и с него, лифты и проч.

Неготовность здоровых работников к постоянной помощи инвалиду, ведь он нуждается в ней не раз от разу, а всегда — не всякий может самостоятельно снять штаны в уборной, а это, сами посудите, очень важный момент в жизни каждого человека, не только инвалида.

Во многих случаях презрительное отношение к инвалидам, из-за того, что они не могут жить полноценной жизнью, а порой и открытые насмешки.

На многих людей само нахождение, в течении длительного времени, рядом с инвалидом тягостно, ибо вызывает чувство постоянного немого упрека в собственном здоровье. Каким-бы это не показалось неправильным — этот фактор присутствует, и с ним необходимо считаться.

Будучи вырванными из социального контекста с самого детства, в основном, инвалиды абсолютно дезориентированы в плане межчеловеческих взаимоотношений. Для большинства из них, в силу обстоятельств (больницы, интернаты, соцслужбы), субъективно, окружающие делятся на две категории: помощники и насмешники. К первым отношение снисходительно-требовательное, ко вторым презрительно-негодующее.

И совершенно очевидно, что будучи перенесенными в иную социальную форму общения, общечеловеческую, такой вид отношений, не будет приводить ни к чему хорошему. Требовательное отношение (нормальное в больничной атмосфере), будет вызывать отторжение, а негодование (необоснованное впрочем), будет вызывать справедливое недоумение.

Проблемы технического, правового, медицинского, бытового характера, и прочие, строго говоря являются проблемами, которые своим действием, и/или бездействием приносят люди. Здоровые люди, мы с вами. То-же относится и к проблемам чисто социального, т.н. субъективного характера.

Отсюда можно сделать вывод, что корень всех проблем инвалидов, в т.ч. и «как-бы» материальных, находится в человеке.

В том, кто не принял закон, не проследил за его исполнением, не придумал новый метод лечения, фармпрепарат, качественный и дешевый протез.

В том, кто задрал цену на редкие препараты, в том, кто мешает созданию центров реабилитации, адаптации, трудоустройства.

А кто эти люди, спросим мы? А эти люди — мы, уважаемый читатель.

1. В уме отсутствует сочувствие к инвалидам, старикам, больным, брошенным, умирающим.

Что такое сочувствие? Это эмоция, чувство сострадания, ставшее естественным для человека.

А как может эмоция, будучи разовым мимолетным ощущением, стать постоянной?

2. Для этого необходимо наличие:

— а). объекта сострадания, и

— б) длительного (постоянного) опыта, т.е. проявление, реализация этого сострадания.

Что может дать этот необходимый опыт? Только постоянное наличие объекта в непосредственной близости.

Иными словами для того, чтобы в обществе наличествовало столь необходимое сочувствие к инвалидам, нужно, что-бы общество с этими инвалидами постоянно контактировало, жило бок-о-бок..

И вот мы добрались, наконец, до причины.

На их глазах, на их руках, бабушки и дедушки болели, старились и умирали. Потом доходил черед и до родителей. К тому моменту у внуков появлялись свои дети, которые проходили всю эту-же историю. Род людской так и жил. И каждый, с детского возраста, знал, что такое болезнь, старость, смерть, иногда увечье, неполноценное рождение. Каждый принимал участие в уходе за больным, в общении с ним (иногда не самом приятном), и, в конце концов, в проводах в мир иной. Это было проблемой, но такой проблемой, от которой нельзя отвернуться, которую надо решать, или жить с нею до конца жизни.

Стали появляться клиники-стационары, дома престарелых, хосписы, интернаты, дома ребенка, сиротские приюты, дома содержания, психиатрические стационары, в которых душевнобольные были обречены проводить всю свою оставшуюся жизнь, онкологические стационары, центры для ВИЧ-инфицированных, реабилитационные центры для инвалидов, санатории. Там работают специально обученные люди, которые, со временем , настолько психологически деформировались под влиянием бытия, что, в какой-то степени, сами стали отдаляться от общего социума. Да и социум их не особо жалует. Уважает — да, но целостного взаимного проникновения на уровне жизни, общения, взаимодействия и понимания — нет. Человечество «спихнуло» с себя эту проблему. Самоустранилось от решения её.

Да, безусловно, эти заведения нужны, в них страждущие получают квалифицированную помощь, лечение и уход. Но давайте продолжим ретроспективный обзор.

пока это не коснется их лично, или их близких. Они равнодушны к старикам, потому что не знают, что такое старость. Старости нет в их жизни.

Они равнодушны к тяжелобольным. Больных нет в их жизни, больных «забрали» соответствующие организации. А если быть точным — их сбагрили туда.

Сирот нет в их жизни, инвалидов нет, обездоленных нет, никого нет..

С одной стороны — было-бы верхом безответственности лишать инвалидов и прочих страждущих квалифицированной помощи.

С другой стороны — интеграция этих непривычных сторон бытия в жизнь общества, необходима для воспитания этого самого общества.

Самым логичным и оптимальным, в сложившихся обстоятельствах, был-бы срединный подход.

Постепенное изменение сложившегося обычая избавляться от больных, инвалидов и стариков.

Ведь, на самом деле не всем из этих категорий, так уж необходимо проживать вне общества.

Для этого необходимо:

Развивать категорию «семейных врачей», социальных медработников.

Создание национальной программы опеки над инвалидами, больными, умирающими и обездоленными, наподобие усыновления детей.

Средства выделяемые на доживание инвалидов и стариков, вместо разворовывания чиновниками, гораздо логичнее было-бы пустить на поддержку людей, взявших опеку над инвалидом, или стариком.

Ясно как день, что в массе, общество психологически, внутренне, душевно — не готово к таким сильным мерам. Для взращивания в своем устоявшемся сознании сострадания необходимо, конечно, немалое время.

Для поддержки этого необходимы усилия, прежде всего, педагогов, в садах, школах и институтах. Человек с раннего возраста должен знать о непрочности и зыбкости человеческого здоровья, о неотвратимости старости и смерти, быть готовым к таким изменениям.

И пока ситуация не улучшится, нужно, быть может посредством масс-медиа, или иных методов массовой пропаганды, доводить до людей состояние дел.

Да, предлагаемые меры глобальны, но ведь и проблема из разряда глобальных! Нет такого места на земле, где не было бы страданий связанных с болезнью, неблагополучным рождением, старостью и смертью. Это, так или иначе, коснется всех — значит и меры нужны соответственные.

Проблемы инвалидов

Проблемы инвалидов — раздел Социология, Содержание Введение…1 Инвалидность: Понятие, Причины, Формы… 1.1 Понятие Инва.

Содержание Введение…1 Инвалидность: понятие, причины, формы… 1.1 Понятие инвалидности… 1.2 Причины инвалидности….1.3 Формы инвалидности… 2 Проблемы инвалидов… 2.1 Социально-бытовые проблемы… …2.2 Психологические проблемы…2.3 Проблемы получения образования….2.4 Проблемы трудоустройства….22 Заключение… 28 Список литературы… 29 Введение Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоев, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест. Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих.

Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается.

Практически это находит выражение в практике реабилитации инвалидов, конечной целью которой является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебной, профессиональной и пр. Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества.

Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Проблемы инвалидов нужно изучать для того, чтобы улучшить качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, также для более комфортного нахождения их в современном обществе. Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров.

Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения к инвалидам как к людям с особы ми, дополнительными потребностями. Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов — это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов.

Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а пре цедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно1. Цель данной курсовой работы – изучить проблемы инвалидов. Задачи курсовой работы: 1. Осветить основные понятия, причины, формы инвалидности. 2. Показать основные проблемы инвалидов. 1 Инвалидность: понятие, причины, формы 1.1

Резко выраженная гемиплегия на почве органического поражения головного. Согласно критериям определения группы инвалидности в зависимости от ст. 2 Проблемы инвалидов 2.1 . Последовательность событий, приводящих к социальной недостаточности и . Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обще. Ограничение функций самообслуживания: — способность самостоятельно оде. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления. сферы; — в возможности получать знания; — в трудоустройстве; — в комфо. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности.

Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют сво. Хуже положение у инвалидов 2 группы. Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс социально-пс. В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными ус.

Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возмо. Системе дополнительного образования (далее — ДО) отводится особая роль. Однако наиболее часто главным здесь выступает появление моральных стим. Исследование этого аспекта показывает слабую представленность негосуда. Опрошено 500 инвалидов трудоспособного возраста независимо от их занят.

Заключение Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества.

Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально – бытовой адаптации к условиям жизни в социуме и в быту. Одним из главных показателей социально – психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому нужно помочь им улучшить свое самовосприятие и материальное положение. Для этого следует сделать более доступным процесс получения образования с целью повышения возможности восхождения по социальной лестнице.

Проблемы трудоустройства инвалидов надо решать, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому необходимо решить проблему профессиональной конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих рук.

Список литературы Книги с одним автором Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. / Е.Л. Луценко Хабаровск. 2007. – 120 с. Подобед, М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. / М.А. Подобед. – Москва. 2004. – 200 с. Толкачева, Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов. / Е.В. Толкачева. – Хабаровск. 2006. – 105 с. Курбатов, В.И. Социальная работа. / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 2000. – 376 с. Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы.

Т.1. / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с. Книги с двумя авторами Этонн, В Коэн, М Фаркас, М. Психиатрическая реабилитация. / В. Этонн, М. Коэн, М. Фаркас. – Изд-во: Сфера. 2001. – 400 с. Гурович, И.Я Сторожанова, Я.А. Общественно ориентированная психиатрическая служба.

Клиническая и социальная психиатрия. / И.Я. Гурович, Я.А. Сторожанова. – Москва. 2003. – 560 с. Гурович, И.Я Сторожанова, Я.А Шмуклер, А.Б. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. Медпрактика. / И.Я. Гурович, Я.А. Сторожанова, А.Б. Шмуклер. – Москва. 2004. – 670 с. Ярская-Смирнова, Е. Р Наберушкина, Э. К. Социальная работа с инвалидами. / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина.

Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер. 2004. – 120 с. Законодательные материалы О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон: [ принят Гос. думой 20 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 15 нояб. 1995 г.] / Российская Федерация. – Москва. 1998. – 22 с. Нормативные документы Социальная защита инвалидов.

Нормативные акты и документы / Под ред. Маргиева. – Москва: Юридическая литература. 2007. – 704с. Электронные ресурсы Использован материал с сайта http://www.zarplata.ru/n-id-15639.html ст. Основные проблемы в сфере занятости. Дата доступа: 20.05.2009, время доступа: 15.27. Составные части документов Составная часть журнала Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей – инвалидов// СОЦИС. – 2002. -№ 6. – С. 36-40. Козяков, С.Б Поташева, А.П Борисова, Л.Б Симоненко, Н.В. Развитие новых психосоциальных технологий в психиатрической службе// Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – №4. – С. 50-53. Ярская-Смирнова, Е.Р Романов, П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социол. исслед. – 2005 №10. – С. 66-78. Составная часть сборника Белозерова, Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева.

Саратов: Научная книга. – 2004. – С. 16-21. Кочешова, Т. А. Дополнительное образование в контексте социокультурной мобильности инвалидов // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева.

Саратов: Наука. – 2007. – С. 57-61.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы инвалидов

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно… Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это… Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и…

Но в то же время это была дорога величайших открытий, предвидений и прозрений, дорога торжества человеческого гения.Вполне понятно стремление… Недаром усиленная и подкрепленная впоследствии трудами греческого астронома… Легкие элементы — воздух и огонь — поднимаются в высокие слои, там они загораются, и тогда люди видят кометы и…

Именно на этот не сформулированный вопрос отвечают авторы многочисленных учебников и учебных пособий, вышедших за последнее время. Этот вопрос тесно… Другие, локализуя определенные культурные типы, рассматривают их специфические… Давая определение культуры, авторы широкого подхода на самом деле фундируют ее рамками узко очерченной специальной…

Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом:… Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все… Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного,…

III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем… В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень…

Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации,… Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению… В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать…

НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой,… Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к… Именно отрицательные последствия и создают так называемые глобальные проблемы. Само название научно-техническая…

Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их… Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей увеличения… От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в…

Поняття права це не застигла категоря, а категоря, що розвиваться, в якй вдображаються сторичн традиц, суспльна ситуаця сучасно епохи.Цллю роботи… В теоретико-пзнавальному план генезис правових вчень теорй вдбувався в русл… Наприклад, первинним правом для врев були 10 заповдей, вручених Мосею самим Богом. В таких древнх правових кодексах…

О смежных производствах, научно-технических разработках о составе коллектива, формах организации его труда и т. д. создается информационная модель… Анализ – первый этап и отправная точка разработки любого мероприятия в области… Он позволяет дать полную характеристику элементов, структурных подразделений и уровней системы управления, оценить их…

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Реклама
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблема парникового эффекта Почему это происходит? Ученые утверждают, что причиной, прежде всего, является губительная деятельность человечества, приводящая к глобальному… И, вообще, в последние годы метеорологи разных стран приходят к выводу, что во… Чего опасаться нам: засухи, отсутствия урожая, голода или, наоборот, рассчитывать на постепенное улучшение погоды и…
  • Проблемы и перспективы интеграционного развития на пространстве СНГ Перспективы у этого союза есть, ибо большинство интересов России и Казахстана совпадают, а многие проблемы безопасности страны могут решить только… Далеко не однозначно прогнозируются и модели внутриполитического развития… Во-вторых, еще одна точка соприкосновения интересов России и Казахстана – угроза исламского экстремизма. Для России…
  • Феминизм: актуальные проблемы нравственности Ее первоочередная цель — не развитие и удовлетворение духовных потребностей человечества, а все более полное удовлетворение материальных и плотских… Об прямо говорят факты: это и расцвет массовой (в подавляющем большинстве… Сейчас на телевидение и в газетах (иногда даже достаточно серьезных) бурно поднимаются темы: женщина в политике,…
  • Некоторые проблемы охраны авторских прав в РФ Данная работа представляет собой творческое исследование темы «Некоторые проблемы охраны авторского права в Российской Федерации». Анализ имеющейся… The given work represents creative research of a subject » Some problems of… The choice of the present subject is caused by that the problem of protection of the rights of the authors is urgent…
  • Проблемы выбора критериев и оценки морального вреда Основанием возникновения обязательства служит гражданское правонарушение, выразившееся в причинении вреда другому лицу. Институт обязательств,… В конкретно данной работе речь пойдет о возмещении морального вреда.А также о… Прежде чем перейти к анализу понятия «моральный вред» необходимо отметить, что под вредом в гражданском праве…

Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.

Адаптация инвалидов

Инвалидность — это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы "неполноценных людей" — это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции "медицинской модели", и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для "здорового" образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид — обуза обществу, его иждивенец. Это "попахивает" мягко говоря "превентивной генетикой"

Вспомним, что с точки зрения "превентивной евгеники", после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться "Программа эвтаназии Т-4", которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация — лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на "здоровое" население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее — почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении — вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых — мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны "здоровых", так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов "на словах" поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения "здоровых" к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными "инвалидными признаками" — не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. "колясочники"), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой — сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается "неготовность" многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни — практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и "взгляды на жизнь" намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы — более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

Трудовое законодательство для инвалидов в России и в мире

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят "людей с ограниченными физическими возможностями" как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться "избавиться" от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает — это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно — "а не понесу ли я убытки?".

Вопрос, связанный с риском "а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?" вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для "нормального" человека, его либо "брезгливо обходят", либо "жалеют", а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро "нажить себе врагов", а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также "штатных" психотерапевтов, "протирающих штаны и юбки" во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что "люди с ограниченными возможностями" в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ, предусматривает "профессиональную реабилитацию инвалидов", которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 — "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и "маломобильныхм групп населения" (СП35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения". Общие положения; СП35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам"; СП35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям").

А что же на самом деле?

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства — профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, "законодательство в отношении инвалидов" не учитывает одного важнейшего факта — работодателю нужен всё же не инвалид, а работник" А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 — 45% инвалидов, а в России в лучшем случае — только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату.

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание — например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но. "органы социальной защиты", призванные именно "защищать" инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие "барьеры физической среды", включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен — даже обыкновенное посещение туалета занимает у "инвалида-колясочника" в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство — поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность — беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Официальный сайт для людей с ограниченными возможностями

Источники:
Проблемы инвалидов в россии
Проблемы инвалидов в россии В самом деле, ведь когда болит у нас орган — мы не отмахиваемся от него, а рассматриваем это, как заболевание всего организма. Основная проблема состоит в
http://www.proza.ru/2010/08/27/77
Проблемы инвалидов
Проблемы инвалидов Социология . На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c3/1ppn5/
Адаптация инвалидов
В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.
http://doorinworld.ru/stati/adaptatsiya-invalidov

CATEGORIES