Обучение пожилых людей

“Психологические особенности обучения пожилых людей”

"Психологические особенности обучения пожилых

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 9

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам.

Выход на пенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия и контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

В основе подхода к старости как к когнитивной проблеме, лежит так называемая «модель дефицита» — процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей. Геронтолог связывает основную характеристику процесса старения со снижением психической активности, проявляющейся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. [11, с.332]

В то же время, сами психические функции остаются качественно неизменным, а изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

В связи с этим, П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма “избирательной оптимизации и компенсации”[1]. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий.

Исследования влияния старения на функцию памяти, выявили, что наряду с признанием того, что память действительно ухудшается с возрастом, это – далеко не однозначный процесс. Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная – страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Большой интерес представляют исследования автобиографической памяти.

Сделан вывод о том, что у пожилых людей, по-видимому, “ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала”[2].

В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения – одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.

Образование пожилых воспринимается как необходимая часть системы образования, сопровождающая человека непрерывно на протяжении всей жизни. В отличие от стран Западной Европы, США, где формирование института образования пожилых в основном завершено и осуществляется его эволюционное развитие, в России геронтообразование находится на стадии институционального строительства.

Геронтообразование выступает как многофункциональное формирование, основными целями которого являются:

1) формирование комфортной среды обучения для проявления и развития потенциала пожилого человека как материально-идеально-духовного образования, представленного в филогенезе и онтогенезе;

2) содействие проявлению личностного ресурса пожилого человека в общественной, политической, экономической, культурной и т. д. жизни как активного социально-политического существа.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие психофизиологические изменения: [7, c.119 – 237]

– Замедление реакций при более быстрой утомляемости.

– Ухудшение способности к восприятию.

– Сужение поля внимания.

– Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

– Трудности распределения и переключения внимания.

– Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

– Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

– Некоторое уменьшение возможностей памяти.

– Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.

Кроме того, в старости доминирующую роль начинают играть духовные (мысленные) сущности, направляющие деятельность представителей золотого возраста.

О-Ф. Боллнов и Х. Мискес впервые обосновывают необходимость образовательной работы с пожилыми людьми, и подчеркивают важность выделения их в особую целевую группу для обучения и воспитания с целью превентивно-профилактических, интервенто-терапевтических и реабилитационных мер. Именно они стали родоначальниками научной дисциплины «Герагогики» или «Геронтагогики» как части возрастной педагогики. [7. с. 49]

Анализ зарубежного опыта организации и функционирования геронтообразования показывает, что в странах имеют место специфические особенности этой работы в зависимости от национальных традиций, культуры, присутствуют различные предложения образовательных услуг, которые реализуют государственные учебные заведения, общественные, религиозные организации, предпринимательские структуры. Пожилые люди сами определяют формы обучения и их тематическую направленность. Обучение является традиционным занятием вышедших на пенсию. Для организации учебного процесса создана соответствующая инфраструктура, подготовлены кадры, методическое обеспечение, индустрия, образовательные услуги для пожилых приближены к месту их жительства.

По сути, геронтообразование – это активная деятельность субъектов образовательного пространства, в которой и герагог, и обучаемые выступают равноправными участниками процесса обучения. Задача герагога не передавать знания, а поддерживать активность в обучающихся как субъектах геронтообразования. Наиболее эффективными для этого являются активные методы обучения. Опытные специалисты в области геронтообразования и отмечают: «Они служат определённым дидактическим целям и в той или иной степени в каждой конкретной ситуации связаны с учебными целями и задачами, содержанием, средствами, материалами. С помощью активных методов можно:

· мотивировать и активизировать участников;

· лучше узнать жизненные проблемы и ожидания слушателей;

· активизировать процессы самоорганизации в группе;

· создать тёплые дружеские отношения между участниками, уютную атмосферу на занятиях»[1, с. 16].

Так, начинать обучение при помощи активных методов следует с постепенного вхождения в деятельность, используя метод «Вовлекайте!». Суть его состоит в том, чтобы, деликатно воздействуя на потребностно-мотивационную сферу обучаемых и выявляя индивидуально-значимые мотивы, побудить их к проявлению активности к самовыражению через творческую деятельность, дискуссию или диалог, т. е. ненавязчиво вовлечь обучаемых в образовательный процесс.

Выявление побудительного мотива каждого конкретного обучаемого и деликатное воздействие на него составляет сущность метода вовлечения. Мотивы могут быть разными (приобретение новых знаний, в том числе в области своих социальных прав, знакомство с молодёжной культурой, расширение круга общения, уважение, признание, любовь, самореализация), но все они при умелом их направлении могут выступать в качестве позитивного стимула к обучению. Для их распознания герагог должен проявлять к своим ученикам внимание и психологическую наблюдательность.

Активные методы обучения позволяют выявить все потенциальные возможности и субъектные составляющие обучаемого, такие, как «био» (мышление, память, восприятие, органы чувств), «социо» (опыт, общение, поведение, способы взаимодействия с участниками образовательного пространства), «дух» (культура и творчество), одновременно воздействуя на субъекта и позволяя ему проявлять свою индивидуальность в процессе образования. Активные методы работы в малых группах (численностью от 5 до 9 человек) стимулируют субъектогенез каждого члена группы, поскольку они ориентированы на то, чтобы:

– вырабатывать и развивать навыки, способности, необходимые для успешного разрешения проблем (например, посредством изучения конкретных случаев, критических ситуаций и т. п.);

– вырабатывать навыки планирования, необходимые для решения определённых проблем или использования возможностей (стратегическое планирование);

– предоставить участникам возможность попрактиковаться в использовании новой техники или приёма (в парах, тройках, четвёрках и пр.);

– предоставить участникам возможность наблюдать поведение друг друга, высказать советы, пожелания;

– предоставить возможность обмена опытом, как по поводу проблем, так и по поводу возможных решений» [8, с. 30].

«Методы, на которых базируется обучение пожилых, основаны не на прямом, а на косвенном, корректном воздействии»[3]

В геронтообразовании процесс обучения – это процесс сотрудничества и взаимодействия.

Агапова и под организацией общения понимают активизацию слушателей и самоорганизацию процесса обучения, которые возможны в том случае, если процесс обучения будет организован таким образом, чтобы «слушателям хотелось самим начать учиться» [1, с. 7].

Принцип активности, лежащий в основе современных методов обучения пожилых людей, позволяет герагогу проявлять свою активность при помощи исключительно корректного воздействия на обучаемых людей. При этом активность герагога незаметно стимулирует субъектов образования к действиям, в ходе которых они реализовывают и одновременно развивают свою субъектность. Успех обучения пожилых людей напрямую зависит от педагогического мастерства герагога. Его умения использовать современные активные методы обучения, такие как: работа в малых группах, дискуссия, активное слушанье. Результатом общей активности всех субъектов в педагогике является образовательное пространство – образовательно-личностный онтогенез обучаемых пожилых людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Базовые составляющие теории обучения пожилых людей

Воздействующие функции геронтообразования

Цели обучения пожилых людей (геронтообразования)

Цели активных методов

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Одна из сложных задач медсестры – это помощь пожилому человеку в улучшении свойства жизни. Это достигается через грамотные, четкие деяния медицинской сестры и через её милосердные установки к пожилым, больным людям. Медсестра, учитывая психологические особенности пожилого человека, должна проявлять терпение и выдерживать экзамен на профессионализм. Для профессиональной работы ей нужно верно знать методы сестринских действий, соблюдать санитарный режим.

Старики плохо переносят смену места жительства, в том числе и пребывание в больнице. Даже живущие в домах инвалидов, не желают никуда переезжать оттуда в случае ухудшения своего здоровья. Поэтому в случае тяжелой хронической болезни лучше организовать уход на дому при условии доброжелательного и чуткого отношения к этому со стороны всей семьи.

Старость — особый период в жизни человека, когда либо вовсе не

медицинских работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с

пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих, собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений проявляется в том, что, например, бережливый становится скупым, недоверчивый — подозрительным и т. д. Вторая группа личностных изменений выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к нравоучительству, ранимости, обидчивости.

Старческим изменениям личности присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность, слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства одиночества — нежелание контактировать с окружающими.

Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом — нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста приобретает знание медицинским работником особенностей расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его медицинским работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т. д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется

неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости, фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т. д.). При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных до клинически очерченных.

Психические изменения в пожилом возрасте, связанные с патологическими процессами, проявляются в различных (нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой врача. Роль медицинского работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь специалиста.

1. , Кононыгина пожилых. Руководство практической работы. – Орел: Издательство НП «Редакция газеты «Орловская правда», 2001 г. – 32 с.

2. Анцыферова стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы Психологичекий журнал. 1994. № 3.

3. Громкова : теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-дана, 2005 гс.

4. Ермак методы обучения пожилых людей, по материалам конференции "Преподаватель высшей школы в ХХI веке", M. 2008 г. -7 c.

5. Краснова О. В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии Мир психологии. Журнал. 1999. № 2.

6. Кононыгина (пособие для тех кто занимается образованием пожилых людей) Орел 2006гс.

7. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М., 1993гc.

8. Методические материалы в помощь мультипликатору. Составитель . – Северодвинск: Северодвинская организация общества «Знание» России, 2004 гс.

9. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. Питер, 2002 г. -256 c.

10. Фролькис и старость Биология старения. М., 1982.

11. Шаповаленко психология (Психология развития и возрастная психология) Учебник М.: Гардарики, 2005 гс.

12. Шахматов старение: счастливое и болезненное. М., 1996.г. – 240 с.

[1] Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 65-70

[2] Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. Питер, 2002 г. С. 79-104.

[3] Подготовка мультипликаторов. Составитель . – Северодвинск: Северодвинская организация общества «Знание» России, 2004. –с.21

Обзоры сервисов Pandia.ru

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам.

Выход на пенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия и контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения – одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.

Начало теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине 70-х годов XX века. Первый университет для пожилых был основан в 1973 г. в Тулузе профессором Пьером Велла. В России традиции неформального образования развиваются в контексте благотворительности с середины XIX века. В 1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школу для взрослых. В настоящее время образовательные программы для людей “третьего возраста” получили широкое распространение во всем мире.

Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получение профессии и дальнейшего трудоустройства. Данный вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей. Общение и получение новых знаний позволяет студентам пенсионного возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период. Так, например, в польских университетах для пожилых людей выделяются несколько образовательных целей обучения:

1. Предупреждение старости. Программы университетов ставят своей целью преодоление негативных признаков старения при помощи пропаганды физической и психической активности. Учеба рассматривается как противодействие процессу старения, как борьба с ним.

2. Подготовка к пенсии. В рамках образовательной программы проводятся семинары по психологии и философии жизни установлению контактов с другими людьми.

3. Подготовка к общественной деятельности. Слушатели университетов “третьего возраста” участвуют в различных благотворительных акциях, что помогает пожилым людям почувствовать свою значимость.

На сегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открыты специальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты для пожилых людей. Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое. Особенностью обучения является привнесения богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.

Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы обучения людей пенсионного возраста: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не может присутствовать на занятиях), экскурсии.

Таким образом, организация образовательных программ для людей третьего возраста поднимает уровень социального благополучия пожилых людей, играя важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода, повышая их адаптивные возможности к внутренним и внешним изменениям Анисимова О. П. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых. СевКавГТУ, 2006 .

Похожие главы из других работ:

Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых

3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы.

Глава II. Дистанционное обучение в образовании взрослых

2.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин.

ГЛАВА 2. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Существуют следующие формы обучения взрослых: Классические курсы – форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки.

образование взрослый андрагогический дистанционный Существуют следующие формы обучения взрослых: Классические курсы – форма дополнительного образования (обычно платная).

3. Содержание образовательного процесса взрослых людей, принадлежащих к незащищённым слоям населения

Поскольку в андрагогической модели ученика не пассивен, происходит переход от получения знаний к обучению навыкам поиска требующихся знаний, разработке программ самообразования, профессионального развития, социальной адаптации и т.п.

2.1 Профильное обучение как направление модернизации образования

В соответствии с Концепцией модернизации российского образована на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 12 2001 г. №756-р.

1.1 Психологические аспекты обучения взрослых на производстве

Особенность профессиональной подготовки рабочих на производстве – взрослом контингенте, с разным уровнем образования и опыте работы. Это трудоспособная часть общества в основном в возрасте от 18 лет и старше.

Глава 1. Профессиональное обучение взрослых в современном обществе

1.1 Особенности обучения взрослых. Профессиональное обучение взрослых

педагогический общение обучение взрослый Сегодня наблюдается тенденция повышения роли образования в жизни каждого отдельного человека и всего человечества в целом. Это обусловлено потребностью в новых знаниях, умениях, навыках.

Изменения происходят постоянно, а значит, специалистам во всех сферах деятельности систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных. Обучение взрослых имеет целый ряд особенностей.

3. Теоретические основы, структура образования пожилых людей

Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования в Российской Федерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя: На первом уровне – подготовку всех возрастных групп к началу старости.

Особенности и виды профессионального обучения взрослых

Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих.

Реферат: Теоретические основы обучения пожилых людей

Просмотров: 1036 Комментариев: 3 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дисциплина: Основы теоретической педагогики

Тема: Теоретические основы обучения пожилых людей

1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых 5

2. Обучающая геронтология. 7

3. Теоретические основы, структура образования пожилых людей. 11

Список литературы.. 17

Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.

Девиз международного объединения университетов "третьего" возраста.

Кардинальные перемены в государственно-политическом устройстве, социально-экономической жизни россиян, а также устойчивый рост доли пожилых в структуре населения страны требуют формирования новых представлений о геронтокультуре общества, роли пожилых людей в социальном развитии.

Геронтокультура – не может исчерпываться только сводом правил, жизненных принципов, позиций, отношений к пожилым людям, старости. Это философия жизни и старения, которая помогает человеку сохранить определенный жизненный тонус и оптимизм, уверенность в разумности, личной и общественной полезности своих действий.

Геронтообразование должно сформировать новый облик старости – продуктивной, компетентной, деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни.

В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.

Компенсаторные и другие саморегуляторные механизмы активно вступают в действие только тогда, когда человеку присуще желание действовать, когда оно поддерживается его собственной внутренней активностью, особенно установкой на преодоление недугов и нежелания включаться в новые дела. Тогда переживания, взгляд на прошлое из настоящего не будут нацелены на ностальгию, ревизию прожитой жизни, а помогут отыскать ключ в будущее, ответы для решения личных и общественных проблем.

Образование на протяжении всей жизни является предпосылкой обеспечения занятости пожилых людей.

Особо необходимо решение задачи подготовки граждан к выходу на пенсию, обучение и информация персонала, оказывающего услуги пожилым людям. В Политической Декларации Международной конференции по проблемам старения подчеркнуто, что отсутствие возможности получать образование в пожилом возрасте может стать причиной отчуждения, изоляции, разобщенности поколений, маргинализации и пр.

Геронтообразование должно научить пожилых ценностям демократии, адаптации к новым социально-экономическим условиям, принимать осознанные решения на выборах всех уровней, защищать свои права, не ущемляя прав других, с уважением и терпимостью относиться к различным системам поведения и ценностей многокультурного российского общества. Следует всеми формами образования выработать у пожилых способность к самообучению и восприятию нового, чтобы человек начал сам, или в союзе со сверстниками, решать свои проблемы, не полагаясь полностью на государственные органы.

Цели геронтообразования – партиципация (участие, включение), социализация, интеграция, независимость и самостоятельность – связаны друг с другом и действуют как общие образовательные принципы.

Содержание и приоритетность мер социальной политики геронтообразования должны находиться в связи со стратегией социально-экономического развития страны, региона и определяться на основе научно-обоснованной оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью проблем, а также с учетом потребностей и интересов пожилых граждан.

1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам.

Выход на пенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия и контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения – одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.

Начало теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине 70-х годов XX века. Первый университет для пожилых был основан в 1973 г. в Тулузе профессором Пьером Велла. В России традиции неформального образования развиваются в контексте благотворительности с середины XIX века. В 1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школу для взрослых. В настоящее время образовательные программы для людей "третьего возраста" получили широкое распространение во всем мире.

Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получение профессии и дальнейшего трудоустройства. Данный вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей. Общение и получение новых знаний позволяет студентам пенсионного возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период. Так, например, в польских университетах для пожилых людей выделяются несколько образовательных целей обучения:

1. Предупреждение старости. Программы университетов ставят своей целью преодоление негативных признаков старения при помощи пропаганды физической и психической активности. Учеба рассматривается как противодействие процессу старения, как борьба с ним.

2. Подготовка к пенсии. В рамках образовательной программы проводятся семинары по психологии и философии жизни установлению контактов с другими людьми.

3. Подготовка к общественной деятельности. Слушатели университетов "третьего возраста" участвуют в различных благотворительных акциях, что помогает пожилым людям почувствовать свою значимость.

На сегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открыты специальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты для пожилых людей. Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое. Особенностью обучения является привнесения богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.

Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы обучения людей пенсионного возраста: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не может присутствовать на занятиях), экскурсии.

Таким образом, организация образовательных программ для людей третьего возраста поднимает уровень социального благополучия пожилых людей, играя важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода, повышая их адаптивные возможности к внутренним и внешним изменениям[1] .

Начало серьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине семидесятых годов. Это первый этап обучающей геронтологии.

Это своего рода интеллектуальное и культурное развлечение, целью которой является приведение в движение психических, культурных и общественных мышц, чтобы они не атрофировались.

Это средство, помогающее удовлетворить разнообразные потребности пожилых людей. Речь идет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы они почувствовали свое участие в чем-либо, свое влияние на жизнь. Другие трактовки обучения пожилых людей акцентируют внимание на стремлении к самостоятельности: обучение пожилых – процесс роста, осознания и получения опыта; деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле.

В последние годы доминирующей тенденцией в обучении пожилых является стремление к самостоятельности. С одной стороны, она возникла на базе геронтологических теорий, декларирующих активность, с другой – в результате сокращения расходов на социальные нужды в начале восьмидесятых годов. Независимость в современном мире должна быть связана с процессом постоянного роста. В случае с пожилыми людьми это означает соприкосновение новой теории с полученным жизненным опытом.

Мотивация желания учиться у пожилых людей.

Мотивы обучения обычно определяются при помощи дихотомических терминов: (прагматичности, инструментальности) и экспрессии. Учение как цель сама по себе характеризуется как чисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающее позднейшее использование знаний, мотивируется инструментально. Понимание этих мотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ.

Исследования показывают, что часть пожилых людей мотивирует свое дальнейшее обучение прагматическими причинами, у других же преобладают экспрессивные факторы.

Обзор мотивов показывает, что как у взрослых, так и у пожилых учеников очень сильно различаются потребности, интересы и ожидания. Это разнообразие вытекает из общественно-экономической и образовательной ситуации; а также от институционального размещения предложенных программ и их доступности.

Теории, касающиеся обучения в пожилом возрасте, должны учитываться при создании обучающих программ, но они не могут ставить ограничений, так как являются гипотетическими заключениями.

Историческая перспектива обучения пожилых людей Опыт в обучении пожилых развился на базе обучающих программ для взрослых. Эти программы впоследствии были модифицированы путем введения специфических дисциплин, созданных для пожилых людей.

В Японии специальные занятия для пожилых начали создавать в 60-х годах. Организации, действующие в рамках японской системы просвещения, предлагали разнообразные программы, начиная с коммунальных проблем и заканчивая обучением женщин, матерей в период ухода за ребенком. В 1965 году правительство поручило местным властям разработать систему дальнейшего образования для пожилых. С 1980 года эта система стала регулярной.

В Финляндии действующие более 60-ти лет народные университеты принимают всех желающих. Как университеты, так и коллегии, занимающиеся стандартным образованием и обучением взрослых, предлагают образование всем возрастным группам, а также специальное образование пожилых. В рамках народных университетов проводятся так называемые академии для пожилых.

В Дании и Швеции обучением пожилых также занимаются народные университеты. В Дании существуют даже специальные университеты для пенсионеров. Их деятельность финансируется частными лицами, министерством, а также местными властями.

Многие организации, занимающиеся обучением взрослых в Голландии, сотрудничают с промышленными предприятиями и сферой услуг в рамках проекта под названием "Пенсия в перспективе". Целью этого сотрудничества является предоставление возможности образования работникам, собирающимся на пенсию. Пяти – и семидневные курсы проводятся в местных центрах или организациях просвещения. Их задача – помочь людям научиться переживать перемены. Речь идет о формировании новых отношений и поведения в меняющейся жизненной ситуации.

По распоряжению итальянского министерства просвещения организованы курсы для пожилых людей на уровне начальной и средней школы. Они не функционируют регулярно и не охватывают большого числа учащихся. Их задача – компенсация уровня образования. Однако существуют любительские хоры и театральные труппы, состоящие из пожилых.

Во Франции независимо друг от друга развиваются три области обучения взрослых. Первая родилась из традиционного сельского обучения, и сейчас ее определяют как культурно-общественную. Вторая – это сфера образовательной деятельности профсоюзов. Третья касается профессионального обучения, которое в последние двадцать лет развивалось очень интенсивно и стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Особое внимание уделяется развитию непрерывного образования для инвалидов и пенсионеров. Но, как и вся система французского образования взрослых, оно ориентировано главным образом на профессиональное обучение.

В Польше учреждениями, предназначенными для всех, несмотря н а возраст, место жительства и образование, были общие университеты. Наиболее сильное влияние они оказывали в маленьких городках и деревнях. В сельских общих университетах учились вместе три поколения: молодежь, люди среднего возраста и пожилые. Возраст студентов можно определить от 16 до 80 лет.

В 60-х и 70-х годах появились университеты для пенсионеров, объединяющие пожилых людей с начальным образованием. Общий университет становился для участников чем-то вроде обучающего развлечения. В программах оговаривалась социальная ситуация, в которой находятся пожилые, и возможности развития взрослого человека, формулировались специальные предложения по обучению людей старшего возраста.

Обучение в специализированных учреждениях, предназначенных для людей старшего возраста.

Первый университет для пожилых был основан в 1973 г., в Тулузе профессором Пьером Велла. При этом университет не только решал учебные задачи, но и вел широкие научные исследования по образованию людей третьего возраста.

Появление университетов третьего возраста имело широкий общественный контекст в разгар массовых молодежных выступлений. Введение в университеты пожилых людей могло оказаться стабилизирующим фактором. Другой причиной, способствующей открытию университетов для пожилых студентов, был факт занятости в высших учебных заведениях слишком большого числа профессоров, В связи с тем, что пожилые люди платили за обучение, могло остаться существующее соотношение профессоров и студентов. И, разумеется, одной из основных причин появления университетов третьего возраста был рост популяции пожилых. Французские университеты третьего возраста принимали разные формы и были связаны с университетами по-разному.

Семинары и группы по интересам. Семинары основываются на самостоятельном рассмотрении участниками отдельных научных проблем. Часто академическая форма постепенно переходит в менее строгую структуру, называемую группой по интересам. Но, конечно, семинары и группы по интересам могут существовать отдельно.

Группы самообучения и взаимопомощи. Участники занятий характеризуются разной степенью активности. Поэтому интеллектуально активные студенты организуют группы самообучения. Эта форма достаточно популярна в польских университетах третьего возраста. Студенты сами составляют программу занятий, организуют интересные встречи, юбилеи и многое другое. Те, кто по состоянию здоровья не могут участвовать в занятиях, пользуются услугами группы взаимопомощи[2] .

3. Теоретические основы, структура образования пожилых людей

Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования в Российской Федерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя:

На первом уровне – подготовку всех возрастных групп к началу старости, которая может осуществляться уже на дошкольной, школьной, вузовской и иных ступенях формального и неформального образования. Чем больше молодые люди узнают о старости, тем четче они будут понимать, что необходимо для активной и продуктивной старости и как возможно исключить факторы риска для достижения долголетия;

На втором уровне осуществляется подготовка людей предпенсионного возраста к выходу на пенсию, предполагается доступность для пожилых к системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, получения новой специальности в системе формального образования;

Третий уровень для пожилых людей, вышедших на пенсию, имеющих ресурсы для развития и саморазвития;

Четвертый – для людей с ограниченными возможностями как по возрасту, так и в связи с различными заболеваниями, для которых используются различные специфические формы и методы учебы.

Структурная модель геронтообразования в Российской Федерации должна стать неотъемлемой частью всех существующих в настоящее время ступеней и видов образования, интегрирована в образовательную систему: формальную, неформальную и информальную.

В качестве процессно-технологических моделей возможно использовать:

ракурсную, основанную на использовании биографического подхода;

эволюционную, предполагающую специализированное обучение для участия в общественно-политической деятельности, самоорганизованного обучения, интергенерационного (или межпоколенческого) обучения;

квалификационно-ролевую и другие, обеспечивающие специфические цели образования.

Образовательные учреждения геронтообразования могут быть следующих видов: академии, народные школы, народные университеты третьего возраста, дискуссионные клубы, агентства, проектные группы, "разговорные кафе", центры геронтообразования, курсы, консультативные учреждения, творческие мастерские, технические, спортивные, оздоровительные, реабилитационные, компьютерные центры, лектории, специализированные институты повышения квалификации, переподготовки для пожилых сотрудников и другие.

Образовательные программы могут реализовывать вузы, средние специальные учебные заведения, городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурно-просветительные учреждения и организации, благотворительные фонды, СМИ. Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен исходя из потребностей и интересов участников образовательного процесса.

Учреждения геронтообразования должны быть доступны и приближены к месту жительства пожилых граждан, оснащены специальным оборудованием с учетом физических, психологических и других возрастных особенностей.

Немаловажным фактором успешного функционирования института геронтообразования является наличие квалифицированных кадров, в том числе из самих пожилых людей. С этой целью необходима система подготовки и переподготовки мультипликаторов, модераторов, тьюторов, герагогов, менеджеров, постоянный обмен опытом их работы, обобщение практики, проведение научных исследований. Эти задачи решают национальный или межрегиональные ресурсные центры, корпорации по геронтообразованию.

В сложившихся условиях социально-экономического развития страны государственные органы не могут взять на себя все вопросы полного финансирования системы геронтообразования. Однако, возможно частичное, целевое финансирование, например, по программе "Старшее поколение", субсидирование, государственное кредитование, предоставление льготных условий аренды, оплаты коммунальных услуг для структур и учреждений системы обучения.

Финансирование института геронтообразования осуществляется государством на паритетных началах, в кооперации с пенсионным и иными социальными фондами, общественными организациями, политическими партиями. Немаловажное значение имеют личные вложения участников процесса обучения и их родственников из накапливаемых в течение жизни "образовательных счетов".

Широкое распространение должны иметь конкурсы образовательных проектов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательные программы в России, регионах, за рубежом.

Для нормативно-правового регулирования необходимо принятие Закона РФ "Об образовании взрослых", где предусмотрены специальные разделы по институционализации геронтообразования. Подобные меры возможны, в том числе и на региональных уровнях. Действие Закона должно быть подкреплено нормативно-правовыми документами, обеспечивающими успешное функционирование системы геронтообразования.

С целью расширения образовательного пространства для пожилых граждан требуется устранение сдерживающих факторов (блокираторов) развития образовательной активности пожилых граждан, связанных с ухудшением их здоровья, снижением двигательной активности, депрессией, негативным опытом обучения в прошлом, отсутствием уверенности продолжать обучение, непониманием цели обучения и его положительного воздействия на личность.

С этой целью необходима мягкая политика "навязывания" образовательной стратегии представителям геронтогруппы путем разъяснения смысла обучения, характера положительных изменений, происходящих с обучающимся пожилым человеком.

Возможными мероприятиями могли бы стать национальные дни, недели геронтообразования, фестивали, "Диалог поколений", конкурсы "мудрейших", слеты, форумы, конференции, летние лагеря, акции общественной экспертизы деятельности органов власти и местного управления в интересах пожилых граждан, самостоятельно издаваемые печатные и электронные издания поддержки геронтообразования и другие[3] .

Выросшие в условиях тоталитаризма пожилые граждане России особо нуждаются в правовом просвещении, экономическом, политическом образовании. Обучение становится особой необходимостью в осознании и защите стареющими людьми своих прав и уяснении обязанностей, принятии ответственности за свою собственную судьбу. Пожилым необходимы знания, компетентность по сохранению здоровья, достижению долголетия, навыки для повседневной деятельности, занятия любимым делом, общественной работой, помощи сверстникам и молодежи, по сохранению межпоколенческих связей.

Характерной чертой XXI века является глобальная компьютеризация. Развитие системы компьютерного образования предполагает приобщение, в том числе и пожилых граждан, к новым информационным технологиям. А этого можно достичь только через геронтообразование.

Главной целью геронтообразования является социальное воздействие на личность при подготовке ее к старости, выявление потенциальных ресурсов для развития и саморазвития, социализации, интеграции в общественную жизнь для активной, продуктивной компетентной деятельности в интересах личности, общества и государства. Геронтообразование должно являться институтом формирования гражданских качеств и геронтокультуры на основе новых знаний с использованием прошлого опыта, мудрости, современных информационно-технических средств.

Геронтообразование – это общественно-государственная система, поскольку ее реализация должна осуществляться как государственными органами, органами местного самоуправления, так и негосударственными учреждениями, общественными и другими организациями.

1. Анисимова О.П. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых. СевКавГТУ, 2006

2. Ежи ХАЛИЦКИ. Обучающая геронтология. Польша. Перевод Татьяны Шадриной. Общество "Знание" России, 2000

3. Кононыгина Т.М. Концепция геронтообразования в Российской Федерации. Орел. Орловская областная общественная организация общества "Знание" России, 2000.

[1] Анисимова О. П. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых. СевКавГТУ, 2006

[2] Ежи ХАЛИЦКИ. Обучающая геронтология. Польша. Перевод Татьяны Шадриной. ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ РОССИИ, 2000

[3] Кононыгина Т.М. Концепция геронтообразования в Российской Федерации. Орел. Орловская областная общественная организация об­щества «Знание» России

Обучение пожилых людей

ФИЛОСОФИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Начало серьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине семидесятых годов. Это первый этап обучающей геронгологии.

Это своего рода интеллектуальное и культурное развлечение, интеллектуальная пробежка трусцой, целью которой является приведение в движение психических, культурных и общественных мышц, чтобы они не атрофировались (Mitwinier).

Это средство, помогающее удовлетворить разнообразные потребности пожилых людей. Речь идет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы они почувствовали свое участие в чем-либо, свое влияние на жизнь (McClusky).

Другие трактовки обучения пожилых людей акцентируют внимание на стремлении к самостоятельности: обучение пожилых – процесс роста, осознания и получения опыта (Groombridge); деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле (Phillipson).

В последние годы доминирующей тенденцией в обучении пожилых является стремление к самостоятельности. С одной стороны, она возникла на базе геронтологических теорий, декларирующих активность, с другой – в результате сокращения расходов на социальные нужды в начале восьмидесятых годов. Независимость в современном мире должна быть связана с процессом постоянного роста. В случае с пожилыми людьми это означает соприкосновение новой теории с полученным жизненным опытом.

Мотивы обучения обычно определяются при помощи дихотомических терминов: (прагматичности, инструментальности) и экспрессии. Учение как цель сама по себе характеризуется как чисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающее позднейшее использование знаний, мотивируется инструментально. Понимание этих мотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ. Например, изучение английского языка в том случае, если человек интересуется иностранными языками или хочет читать Шекспира, может быть мотивировано экспрессивно. Однако для того, кто хочет овладеть основами языка, так как планирует двухнедельное пребывание в Швеции, мотивация оказывается уже инструментальной.

Исследования показывают, что часть пожилых людей мотивирует свое дальнейшее обучение прагматическими причинами, у других же преобладают экспрессивные факторы.

Обзор мотивов показывает, что как у взрослых, так и у пожилых учеников очень сильно различаются потребности, интересы и ожидания. Это разнообразие вытекает из общественно-экономической и образовательной ситуации; а также от институционального размещения предложенных программ и их доступности.

Теории, касающиеся обучения в пожилом возрасте, должны учитываться при создании обучающих программ, но они не могут ставить ограничений, так как являются гипотетическими заключениями.

Опыт в обучении пожилых развился на базе обучающих программ для взрослых. Одно из самых ранних исследований активности взрослых людей в США показало, что во многих образовательных мероприятиях участвовали пожилые люди. Эти программы впоследствии были модифицированы путем введения специфических дисциплин, созданных для пожилых людей.

В Японии специальные занятия для пожилых начали создавать в 60-х годах. Организации, действующие в рамках японской системы просвещения, предлагали разнообразные программы, начиная с коммунальных проблем и заканчивая обучением женщин, матерей в период ухода за ребенком. В 1965 году правительство поручило местным властям разработать систему дальнейшего образования для пожилых. С 1980 года эта система стала регулярной.

В Финляндии действующие более 60-ти лет народные университеты принимают всех желающих. Как университеты, так и коллегии, занимающиеся стандартным образованием и обучением взрослых, предлагают образование всем возрастным группам, а также специальное образование пожилых. В рамках народных университетов проводятся так называемые академии для пожилых.

В Дании и Швеции обучением пожилых также занимаются народные университеты. В Дании существуют даже специальные университеты для пенсионеров. Их деятельность финансируется частными лицами, министерством, а также местными властями.

Многие организации, занимающиеся обучением взрослых в Голландии, сотрудничают с промышленными предприятиями и сферой услуг в рамках проекта под названием “Пенсия в перспективе”. Целью этого сотрудничества является предоставление возможности образования работникам, собирающимся на пенсию. Пяти- и семидневные курсы проводятся в местных центрах или организациях просвещения. Их задача – помочь людям научиться переживать перемены. Речь идет о формировании новых отношений и поведения в меняющейся жизненной ситуации.

По распоряжению итальянского министерства просвещения организованы курсы для пожилых людей на уровне начальной и средней школы. Они не функционируют регулярно и не охватывают большого числа учащихся. Их задача – компенсация уровня образования. Однако существуют любительские хоры и театральные труппы, состоящие из пожилых.

Во Франции независимо друг от друга развиваются три области обучения взрослых. Первая родилась из традиционного сельского обучения, и сейчас ее определяют как культурно-общественную. Вторая – это сфера образовательной деятельности профсоюзов. Третья касается профессионального обучения, которое в последние двадцать лет развивалось очень интенсивно и стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Особое внимание уделяется развитию непрерывного образования для инвалидов и пенсионеров. Но, как и вся система французского образования взрослых, оно ориентировано главным образом на профессиональное обучение.

В Польше учреждениями, предназначенными для всех, несмотря н а возраст, место жительства и образование, были общие университеты. Наиболее сильное влияние они оказывали в маленьких городках и деревнях. В сельских общих университетах учились вместе три поколения: молодежь, люди среднего возраста и пожилые. Возраст студентов можно определить от 16 до 80 лет.

В 60-х и 70-х годах появились университеты для пенсионеров, объединяющие пожилых людей с начальным образованием. Общий университет становился для участников чем-то вроде обучающего развлечения. В программах оговаривалась социальная ситуация, в которой находятся пожилые, и возможности развития взрослого человека, формулировались специальные предложения по обучению людей старшего возраста.

Первый университет для пожилых был основан в 1973 г., в Тулузе профессором Пьером Велла. При этом университет не только решал учебные задачи, но и вел широкие научные исследования по образованию людей третьего возраста.

Появление университетов третьего возраста имело широкий общественный контекст в разгар массовых молодежных выступлений. Введение в университеты пожилых людей могло оказаться стабилизирующим фактором. Другой причиной, способствующей открытию университетов для пожилых студентов, был факт занятости в высших учебных заведениях слишком большого числа профессоров, В связи с тем, что пожилые люди платили за обучение, могло остаться существующее соотношение профессоров и студентов. И, разумеется, одной из основных причин появления университетов третьего возраста был рост популяции пожилых. Французские университеты третьего возраста принимали разные формы и были связаны с университетами по-разному.

Отличный от французского тип университета появился в Великобритании. Оказалось, что пожилые люди способны организовывать собственные занятия, если они были связаны с использованием их знаний и жизненного опыта. В 1983 году возникло Общество третьего возраста. В 1995 году оно объединяло 266 университетов из Англии, Уэллса, Шотландии и Северной Ирландии.

Отдельные локальные группы университета третьего возраста автономны. “Обучение” здесь понимается в самом широком смысле. Оно включает в себя физические упражнения, а также общественную деятельность, целью которой является улучшение качества жизни пожилых людей. Основное внимание уделяется групповому обучению и эксперименту.

Британский университет третьего возраста функционирует без всякой постоянной финансовой помощи, поэтому учащиеся должны быть готовы самостоятельно решать проблемы своего учреждения.

В США концепция обучения пожилых людей получила название elderhostel. Ее разработал Мартин Ноултон, вдохновленный атмосферой сообщества, которую он встретил на европейских туристических базах. Его идея основывалась на перенесении этой неповторимой атмосферы в среду пожилых людей, чтобы показать им новые возможности разумной и продуктивной жизни в сообществе. Хорошо составленная программа соединившая обучение, путешествия и приключения, – по мнению Ноултона – могла бы вовлечь пожилых людей в обучение и поддержать процесс самовоспитания. Это форма учебного отпуска, во время которого можно познакомиться с новыми людьми, увидеть новые места и получить новые знания. Курсы проводят сотрудники вузов. Первая программа была реализована летом 1975 года в университете Нью-Хемпшир. В течение 17 лет существования программы elderhostel в ней участвовало свыше 170 тысяч человек.

В Польше наиболее популярными институциями, занимающимися обучением пожилых людей, являются университеты третьего возраста. Первый основала при Медицинском центре постдипломного образования профессор Халина Шварц. Варшавский Университет третьего возраста, ориентирующийся на французский опыт, начал свою деятельность 12 ноября 1975 года. Сегодня в Польше действует 22 университета третьего возраста, а в последние годы отмечена тенденция к созданию федерации польских университетов третьего века.

Можно выделить пять образовательных целей, реализующихся в польских институтах.

Предупреждение старости. Программы университетов ставят своей целью преодоление негативных признаков старения при помощи пропаганды психической и физической активности. Очень важны межличностные контакты и участие в занятиях, что делает возможным самореализацию и влияет на чувство собственной значимости и ценности. Учеба трактуется как противодействие процессу старения, как борьба с ним.

Желание увеличить и углубить знания. Речь идет о вовлечении слушателей в процесс постоянного образования. Один из университетов третьего возраста имеет девиз “Используй свои возможности, тренируйся, учись понимать новый мир, чтобы участвовать в современной жизни”.

Подготовка к пенсии. В 1996 году в Гданьске была проведена исследовательская программа, целью которой стала помощь в определении содержания жизни в старости. Помощь основана на стимуляции личной активности. В рамках программы проводились танцевальные занятия, общеукрепляющие упражнения и релаксации. Были организованы семинары по психологии и философии жизни, установлению контактов с другими людьми.

Подготовка к общественной деятельности. Работая для себя, можно быть полезным для других. Слушатели университетов третьего возраста участвовали во многих благотворительных акциях: для хосписов, для инвалидов и для детей с заболеваниями крови.

Для реализации образовательных целей служат определенные дидактические формы. Польские организации обучения пожилых людей используют лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения, группы взаимопомощи и экскурсии.

Лекции. Эта форма стала основой деятельности всех университетов третьего века. Она базируется на устной передаче знаний и восприятии этих знаний учащимися, отличается непосредственным воздействием учителя на слушателей.

Семинары и группы по интересам. Семинары основываются на самостоятельном рассмотрении участниками отдельных научных проблем. Часто академическая форма постепенно переходит в менее строгую структуру, называемую группой по интересам. Но, конечно, семинары и группы по интересам могут существовать отдельно.

Группы самообучения и взаимопомощи. Участники занятий характеризуются разной степенью активности. Поэтому интеллектуально активные студенты организуют группы самообучения. Эта форма достаточно популярна в польских университетах третьего возраста. Студенты сами составляют программу занятий, организуют интересные встречи, юбилеи и многое другое. Те, кто по состоянию здоровья не могут участвовать в занятиях, пользуются услугами группы взаимопомощи.

Экскурсии. Различные поездки являются фактором, повышающим познавательную активность участников обучения. В Польше эта форма очень популярна. Организуются прогулки, отдых и экскурсии как по стране, так и 31 рубеж. Чаще всего целью поездки является знакомство с “родным краем.

Источники:
“Психологические особенности обучения пожилых людей”
“Психологические особенности обучения пожилых людей” "Психологические особенности обучения пожилых ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
http://pandia.ru/text/77/277/66326.php
1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых
1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и
http://ped.bobrodobro.ru/53651
Реферат: Теоретические основы обучения пожилых людей
Формирование нового облика старости: продуктивной и компетентной. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых. Основы и структура образования пожилых людей, обеспечение их занятости. Цели геронтокультуры и геронтообразования.
http://www.bestreferat.ru/referat-137736.html
Обучение пожилых людей
Обучение пожилых людей ФИЛОСОФИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Начало серьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине семидесятых годов. Это
http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html

CATEGORIES