общение в коллективе
Детский коллектив
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим об- разом организована.
Это должна быть такая организация, при которой: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов) ; г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно- образных связей, отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.
Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков — создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.
Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом — значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме — общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.
Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистских качеств личности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы- бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, обладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Деятельность, выполняемая для общества, была для них важна потому, что это было связано с определением своего места в обществе, с формированием самосознания.
Следовательно задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело — потребность.
Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости) , но и к общему делу вообще.
Полученные данные убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную «скользящую сеть» различных коллективов: а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых; б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллективов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретного, «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой — обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество.
В частности, большое число коллективов, в состав которых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы, сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности — это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
Общение в коллективе
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». В этих словах Сент — Экзюпери — великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю.
Красота, эмоциональная глубина, духовные полнота и богатство, идейная насыщенность общения — без этих ценностей в жизни коллектива невозможны самопознание и самовоспитание. Человеческое общение — это чрезвычайно широкое, многогранное удовлетворение потребности человека в человеке. Задача воспитания коллектива — сделать это общение таким, чтобы оно облагораживало личность, оттачивало ее моральную красоту, чтобы от общения с товарищами человек ощущал радость, непреодолимое желание быть вместе с людьми.
Какая деятельность дает счастье, радость, наслаждение человеческим общением? Куда нужно направлять физические и духовные силы детей? Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту. Общение облагораживает, если дети объединяются для творения красоты. Это многогранная деятельность, которая включает и физическую работу, и преодоление трудностей, и взаимопомощь, и сопереживание, и восхищение красивым и благородным, и переживание опасности, и умение поделиться с товарищем куском хлеба, и бескорыстный поступок наедине с собственной совестью, и борьба против зла и неправды, и готовность взять на себя ответственность за предосудительный поступок товарища.
Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты.
С каждым годом наш Уголок Сказки становится красивее и роднее. Тут уже цветет и краснеет калина, на соседних кустах — наши гнезда и наши птицы в гнездах. Этот уголок входит в нашу духовную жизнь, ибо сколько в нем пережито, сколько волнений мы испытали! Немыслимо, чтобы кому-нибудь из нас не захотелось прийти сюда, если назначен сбор, чтобы послушать сказку или прочитать книжку. Однажды не пришла Оля — маленькая белокосая девочка (было это уже в четвертом классе), и мы не могли ни слушать сказок, ни читать книг, потому что чувствовали: что-то у нашей Оли неладно. Пошли в село, узнали: у девочки заболела мама.
Уголок Красоты был маленьким гнездышком нашей духовной жизни до той поры, пока ученики не закончили школу.
Другой коллектив создал свой Уголок Красоты уже в третьем классе. Однажды, гуляя в лесу, дети увидели чуть приметный ручеек. Захотелось найти родник, откуда вытекает холодная чистая вода. Родник нашли в глубине леса. Рядом с ним рос столетний дуб. Неподалеку от дуба, на поляне, дети посадили несколько кустов сирени. Здесь выросла сиреневая роща. Сюда дети приходили помечтать, почитать. Тут лучше всего слушались и слагались сказки. Тут были прочитаны «Слепой музыкант» Короленко, «Морской волк» Джека Лондона, «Хижина дяди Тома» Бичер — Стоу, тут читался и перечитывался «Кобзарь» Тараса Шевченко.
Большой воспитательный смысл наслаждения человеческим общением мы усматриваем в том, что уже в годы отрочества и особенно в ранней юности человек несет в коллектив свои мысли и сам идет в коллектив за мыслями. Как важно для формирования настоящего человеческого благородства, чтобы воспитатель был чутким дирижером оркестра, имя которому — коллективная мысль! Как необходимо, чтобы человеческое общение в годы отрочества и ранней юности было колыбелью мысли и убеждений каждой личности! Все это зависит от воспитателя; в частности, от того, какие мысли об окружающем мире сумел он заронить в сознание ребенка и подростка, как сумел пробудить желание прочитать именно ту книгу, которая необходима.
Гармоничное воспитание ума, воли, моральных убеждений, идейной цельности и мужества, духовного богатства и эстетической многогранности — это закономерно ведет к тому, что у человека уже в годы отрочества возникают мысли, на которые ему хочется получить ответ, чтобы утвердить собственные взгляды. Я считаю, что богатое, идейно полноценное человеческое общение возможно в коллективе только тогда, когда в годы отрочества человек задумался над вопросами: в чем смысл жизни? Для чего я живу на свете? В чем суть добра и зла? Эти мысли, еще неясные и не до конца осознанные, волнуют, тревожат; и если вы настоящий воспитатель, вы найдете верный путь к тому, чтобы в какую-то минуту подсказать подростку, что именно его беспокоит. Если подростки идут с такими вопросами в коллектив, это значит, что воспитание поставлено правильно, а коллектив способен стать могучим орудием воспитания.
Чтобы ваши воспитанники поставили в коллективе эти сокровенные вопросы, раскрыли свою душу, недопустимы «заорганизованность», «запланированность» — иначе говоря, формализм, искусственность, стремление залезть в душу человека, побудить его к тому, чтобы он на людях открыл то, что ему дорого. Воспитатель должен тактично, незаметно побуждать к высказыванию тех мыслей, которые волнуют человека, но им самим еще не до конца осмыслены. Нужно найти такие слова (сказать или прочитать по книге), чтобы человек пережил удивление перед истиной.
Это целая книга педагогической мудрости — как подготовить человека к тому, чтобы он обратился к коллективу со словами: «Скажите мне, друзья, в чем смысл нашей жизни, для чего я живу на свете, что произошло в мире оттого, что я пришел, будет ли мир таким и без меня, или, может, я что-то принес в него своей жизнью, болями и волнениями, радостями и тревогами?» Подготовить воспитанников к тому, чтобы эти вопросы стали предметом раздумий в коллективе, означает поднять личность и коллектив на наивысшую ступень духовного развития.
Итак, вы сумели подготовить своих воспитанников в этом направлении, сумели побудить их к тому, чтобы подросток или юноша спросил: «А в чем смысл жизни?» Тут начинаются самые счастливые, тревожные, наиболее памятные минуты духовной жизни коллектива. Я сравниваю подростков и юношей наших дней с воспитанниками тридцатых, сороковых, пятидесятых годов. Это сравнение приводит к выводу: в каждом новом поколении молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни возрастает чуткость к собственному духовному миру и все больше утверждается стремление к счастью созидания, становятся упорнее поиски высшего смысла бытия. Вот высказывания восьмиклассников, духовно подготовленных к осмыслению важнейших явлений общественной жизни.
«Мой отец — обыкновенный пастух. Но в конторе колхоза его не называют пастухом — наверно, потому, чтобы не обидеть. Говорят: работник животноводческой фермы. И зоотехника так именуют. Однажды в воскресенье пришел к отцу друг — старый механизатор, семидесятилетний Максим Иванович. Сели с отцом за стол, выпили по рюмке и начали философствовать. Даже заплакал Максим Иванович. «Проводили, — говорит, — на пенсию с большими почестями, но горько мне жить. Потому что чувствую: нечего теперь делать: сиди и жди смерти». Я невольно вслушался в этот разговор и подумал: «Неужели и меня ждет такая судьба? Доживу до какого-то возраста, и скажут мне: иди отдыхай. А это значит: жди смерти. Для чего же тогда живет человек? Для чего встает в полночь, как мой отец, хлопочет, волнуется: как там корова Сойка, не отелилась ли? В чем же тогда смысл жизни, если для всех путь один — в небытие?» (Андрей С., 14 лет 6 месяцев, комсомолец).
«А разве человек живет только работой? Значит, если не посадил леса или не был знатным механизатором, то и жизнь прожил напрасно? Не может этого быть. Вот наша мама не работает. Говорят, домашняя хозяйка. Но ведь она воспитывает детей, а нас шестеро. Всю жизнь у мамы маленькие дети. А сколько таких матерей! И мать Владимира Ильича Ленина была домашней хозяйкой, по нынешним понятиям. Она была только матерью. Материнство — это ведь самая тяжелая работа. Я читала книгу о семье Ульяновых. Смысл жизни в том, чтобы воспитывать детей. Кто воспитал героев Великой Отечественной войны? Матери. Кто дает нам радость? Мать. Быть матерью — это великое счастье. » (Саша К.., 15 лет 2 месяца, комсомолка).
«Смысл жизни в том, чтобы много знать. Есть миллионы и миллионы книг. А говорят, человек может прочитать за всю свою жизнь только шесть тысяч книг. Страшно, когда подумаешь, как бессилен человек. Как коротка человеческая жизнь. А мы еще и время напрасно расходуем» (Лариса Б.., 14 лет 7 месяцев, комсомолка).
«Я много думал, кем стану. Нужных и почетных специальностей много. Раньше я мечтал быть инженером, строить самолеты. Потом захватила мечта стать геологом: разведывать природные богатства, давать их людям. А теперь уже твердо решил: стану врачом. Это ведь самая необходимая работа: спасать человека от смерти, беречь его жизнь» (Владимир В.., 14 лет 1 месяц, пионер).
«Разве можно думать о счастье и радости, когда в мире тысячи атомных бомб? Если хотя бы одна сотая часть этих бомб взорвется — человечество погибнет. Я не могу спать, не могу есть. На уроке читаем «Мертвые души» Гоголя, а у меня из головы не выходит Хиросима. Почему так: человечество само готовит себе гибель?» (Мария Д.., 14 лет 8 месяцев, комсомолка).
Как же должен вести себя воспитатель в такие минуты духовной жизни коллектива? Воспитателю в эти ответственные минуты особенно важно быть самим собой, предстать перед воспитанниками мыслителем, товарищем и другом, живым человеком со своими взглядами, радостями, болями, сомнениями. Конечно, воспитатель не может быть бесстрастным свидетелем добра и зла. В эти минуты на воспитанников особенно сильно влияет то, что их наставник раскрывается перед ними как эмоционально богатый человек. Но эмоциональное богатство должно подкрепляться моральным авторитетом: лишь в том случае, когда есть эта важная предпосылка, каждый оттенок чувств воспитателя, его личное отношение к истине воспринимается воспитанниками как моральная ценность, как достояние старших поколений.
Очень интересными были наши встречи по вопросам изобразительного искусства. К этим встречам готовился весь коллектив: выставляли репродукции картин, читали книги об искусстве.
Много радости и удовольствия от человеческого общения юноши и девушки находят в тех видах деятельности, где требуется напряжение духовных и физических сил. Это походы, экскурсии, находки материальных и духовных ценностей. Особенно большое воспитательное значение имеют походы по местам боевой славы старших поколений. В этих походах коллектив объединяется высокими патриотическими переживаниями. Походы дают ни с чем не сравнимые находки — яркие образцы мужества борцов за свободу и независимость нашей Родины, сбереженные в пересказах, документах, в памяти живых участников событий.
Тут невозможно установить непосредственную связь между фактом, который стал стимулом благородного переживания, и конкретным поступком, поведением личности сразу после того, как восхищение, удивление перед героическим овладело юным сердцем. Вообще в моральном воспитании коллектива нельзя искать такой закономерности, как-то: влияние на сознание и чувства сразу же дает свое проявление в деятельности. Восхищение, удивление перед героическим, создавая дух идейного единомыслия, является могучим источником духовных сил человека, которые проявляются не только тогда, когда дети или подростки находятся в коллективе, но и тогда, когда каждый из них остается наедине со своей совестью.
Общение в коллективе
5.4. Особенности общения в коллективе "по горизонтали"
Характеристика понятия "психологическая совместимость"
Помимо условного разделения на социально-психологические слои и группы, неформальная структура коллектива предполагает также реальное формирование микрогрупп, в основе которых лежат личные отношения членов коллектива друг к другу, их психологическая совместимость, определяющая в конечное счете взаимоотношения между сотрудниками одного уровня. Их принято называть отношениями "по горизонтали". В этике делового общения они играют немаловажную роль, ибо в эти отношения вступают не только рядовые сотрудники (подчиненные), но и сами руководители оказываются вовлеченными в "горизонтальные" отношения с другими руководителями своего уровня.
Психологическая совместимость — это оптимальное сочетание личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Причем, психологически совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющими друг друга личностными качествами. Часто, однако, приходится иметь дело с психологической несовместимостью.
Психологическая несовместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках; это невозможность дружеских связей, неуважение или неприязнь друг к другу. Психологическая несовместимость препятствует, затрудняет, а иногда и делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей.
При этом несовместимость может быть нескольких видов:
— психофизиологическая (например, нетерпимость к привычкам и даже запаху другого человека);
— социально-психологическая (особенно проявляется при неправильном распределении "ролей" в коллективе);
— социально-идеологическая (несовместимость убеждений и мировоззрений и, как следствие, — возможное гражданское противостояние).
Руководитель при формировании коллектива должен уметь определять психологическую совместимость или несовместимость людей (особенно обратив внимание на последнюю).
Успешное решение этих задач зависит от знания психологических типов людей.
Швейцарский психолог К. Г. Юнг указал на существование двух основных характеристик психологических типов личности: интроверсии и экстраверсии.
Интроверсия выражается у нормального субъекта в форме сдержанности, созерцательности, часто нерешительности, социальной пассивности (но на фоне достаточно большой настойчивости), склонности к самоанализу. Интроверт — человек "в себе", скрытый, осторожный, аккуратный, педантичный, предпочитающий монотонную работу.
Экстраверсия проявляется в натурах открытых, отзывчивых, услужливых, легко приспосабливающихся к новым условиям. Экстраверт — человек открытый, общительный, обладающий внешним обаянием, прямолинейный в суждениях, достаточно инициативный (по при этом недостаточно настойчивый), ориентированный на внешнюю оценку. Он хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решений.
Следует подчеркнуть, что в природе редко встречается тот или иной психологический тип в "чистом виде". Качества, присущие и тому и другому типу, соединены в каждом человеке.
Важно также определять тип темперамента и характер человека.
Фромм отмечал, что "совершенно необходимо проводить четкие различия между характером и темпераментом, ибо путаница с этими понятиями только тормозит человека". Темперамент, по его словам, относится к способу, стилю реагирования, он неизменяем; характер же формируется на основе жизненного опыта человека и способен претерпевать определенные изменения под влиянием нового жизненного опыта.
Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.
Холерика отличает сильная нервная система, он легко переключается с одного вида деятельности на другой, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.
У сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи.
У флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством.
Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, имеет тенденцию к саморазрушению.
Психологическая совместимость может также проявляться в виде симпатии, влечения одного человека к другому. Потребность в общении одного человека с другим выражается в первую очередь том, что первый стремится быть поближе ко второму, объекту своей симпатии. Если мы знаем, с кем человек хочет вместе работать учиться, отдыхать, значит можно утверждать, что он испытывает симпатию к этому, другому человеку.
Однако применение в коллективе социометрического анализа требует определенной осторожности. Ведь сведения о результатах анализа, просочившиеся в коллектив, могут нанести непоправимую травму человеку, считавшему себя, например, "предпочитаемым", а оказавшемуся "изолированным". Или внести разлад в отношения между людьми, которые надеялись на взаимность, но не получили ее. Следовательно, социометрический анализ должен проводиться только специалистами, в обстановке секретности.
На основе взаимных симпатий в любом коллективе складываются малые группы единомышленников, людей, с удовольствием общающихся друг с другом. Наличие таких положительно ориентированных групп может использоваться руководителем в интересах управления.
Вместе с тем симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость людей не должны фатально определять отношения в коллективе. Коллектив должен выполнять свои основные функции при любых условиях.
Правила поведения в новом коллективе
Логичнее всего начать с официальных процедур. Можно попросить в службе управления персоналом или в отделе кадров (это зависит от деятельности организации) выдать руководство поведения в компании. В этом документе чаще всего фиксируется график работы, время совещаний, форма одежды и другая важная информация. Внимательное изучение обезопасит от возможных нарушений и позволит разобраться во внутренней структуре фирмы.
Нужно стараться как можно быстрее включиться в работу организации. На новом месте не так-то просто сразу вникнуть во все дела, из-за некой медлительности часто возникают трения с сослуживцами или руководящим составом. Поэтому следует научиться терпению и с успехом переносить конструктивную критику в свой адрес после анализа всех действий.
Не стоит проявлять в первый же рабочий день профессионального рвения и неудержимости. В основном от новичка не ждут ничего сверхъестественного, ведь для начальства новый сотрудник, в первую очередь, – ответственный и уравновешенный исполнитель. Первое время с этим необходимо смириться, чтобы создать качественный образ себя как нужного работника. В дальнейшем после правильного позиционирования будет проще добиться намеченных прежде целей.
Общение в коллективе
Большое значение имеет общение среди коллег. Многие люди, придя на новое место работы, стесняются или попросту боятся задавать вопросы. По их мнению, различные расспросы будут докучать окружающим или окажутся несолидным занятием, способным значительно понизить профессиональную оценку знаний. На самом деле все обстоит иначе… Коллеги, которые трудятся в организации уже долгое время, понимают, что даже отличному специалисту, чтобы начать в полной мере проявлять свои способности и умения, нужно помочь. Поэтому стоит смело просить совета или просто больше общаться, поскольку закрытый стиль поведения произведет негативное впечатление о вас как о человеке в целом.
Со временем вы освоите оптимальное поведение в новом коллективе и сможете общаться со всеми спокойно, как с хорошими друзьями.
Источники:
Детский коллектив
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим об- разом
http://azps.ru/articles/soc/soc95.html
Общение в коллективе
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». В этих словах Сент — Экзюпери — великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st009.shtml
Общение в коллективе
5.4. Особенности общения в коллективе "по горизонтали" Характеристика понятия "психологическая совместимость" Помимо условного разделения на социально-психологические слои
http://studme.org/141201107274/etika_i_estetika/osobennosti_obscheniya_kollektive_po_gorizontali#950
Правила поведения в новом коллективе
★★★ Любая работа подразумевает общение, которое необходимо выстраивать правильно. Тем более, если устроились вы недавно, поведение в новом коллективе должно быть строго дозированным, без лишних шуток,
http://www.justlady.ru/articles-126053-pravila-povedeniya-v-novom-kollektive