Можно ли утверждать что счастье человека зависит от общества

Как писать сочинен. Можно ли утверждать, что счастье человека. (см.)?

Как писать итоговое сочинение по литературе 2017-2018 по направлению «Человек и общество» по теме «Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни»?

Некоторые люди разочаровываются в общественной жизни и удаляются от неё туда, где нет СМИ, интернета, телефонов, и находят в этом счастье. Но это только исключение из правил. А большинство людей пытается стать успешными именно в обществе, заняв в нём определённое место. Поскольку счастье — вещь сугубо индивидуальная, редко достижимая, и мы не часто можем осознать, что это именно оно, когда наслаждаемся краткими, быстро проходящими его мгновениями, процессом его поиска или приближения к нему, то нельзя утверждать, что все люди получают свою долю счастья исключительно в зависимости от особенностей общественной жизни.

Человек может быть абсолютно счастлив и вне общества. Ведь многие выбирают для себя отшельнический способ жизни. Им откровенно наплевать на любые общественные процессы, чьи-то взгляды или мнения.

Также есть люди, которые находят свое счастье в тихой семейной гавани. Их счастье состоит от качества слаженности быта, от кулинарных успехов и огородно-садовой победы. Общество играет роль для таких людей, но совершенно не влияет на категорию счастья.

Есть и третья группа людей, которым социум и общество нужны как воздух. Они не мыслят для себя другого пути. Они должны быть всегда на виду и среди людей. Только «на высоте» коммуникативного полета этот тип человека будет чувствовать себя счастливым.

Общественные организации призваны выражать коллективное мнение людей, связанных единомыслием. Общественные организации нужны для того, что люди имели возможность, объединившись, влиять на мнение власти и прочие процессы в государстве.

В идеале такие организации должны быть политически независимыми. К примеру можно взять вымышленную общественную организацию «Велосипедист». Ее представители будут бороться за соблюдений правил дорожного транспорта, развитие инфраструктуры и так далее.

Можно рассуждать в двух направлениях.

Первое. Все дороги ведут к людям, потому что за каждым большим делом стоит человек. Он полетел в космос, придумал машину, научился добывать электричество. За что бы не взяться в современном обществе, все-равно мы придем к труду человеческому.

Второе направление. Человек не может жить без друг друга. Кассиру когда-то все-равно нужен будет врач, а врачу-продавец, а продавцу-учитель и так далее. Но не смотря на это, мы научились хамить на своем рабочем месте и вести себя так, будто мы истина истин и самый важный человек.

Все дороги в жизни все-равно приведут к таким же людям, тогда почему нельзя быть чуточку человечнее?

В нашем мире есть много немаловажных вещей, без которых не обойтись достойному человеку: понимание, уважение, любовь, верность, искренность, сопереживание и многое другое. В этот список входит еще одна вещь — толерантность.

Толерантность — это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Без этого чувства не обойтись, когда человек имеет дело с народами, отличными от его и имеющими свои особенности: религию, приметы, отношение к жизни и нравственным ценностям. Порой, нам кажется совершенно диким мировоззрение, непохожее на наше, но всегда нужно уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны. Конечно же, ни в коем случае нельзя быть терпимым к аморальным и запрещенным законом вещам.

На мой взгляд, толерантность должна быть неотъемлемой частью воспитания и сознания каждого человека. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, она показывает, что человек ныне разумен и не боится познавать и принимать, что отличается от привычного мира.

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» — произведение многоплановое и философское. Мы рассмотрим только одну проблему: общество и человек.

Находясь за границей, Достоевский пытался оценить состояние русского общества и пришёл к выводу, что это общество больно. Он задаётся вопросами: сохранил ли русский народ православие, готов ли он ко второму пришествию Христа и можно ли это показать в искусстве.

Писатель делает попытку ответить на эти вопросы в романе «Идиот», который в первоначальном замысле писателя имел название «Князь Христос». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин, приехавший из пансиона для душевнобольных для получения миллионного наследства. Автор придаёт ему внешнее сходство с Христом, а каждый персонаж романа видит, что он как бы не от мира сего, считая его блаженным, то есть идиотом. Его вера в красоту, добро и справедливость кажется им смешной.

Попадая в дом дальней родственницы Епанчиной, он понимает, что этих людей интересует только материальное благосостояние, жажда наживы и денег. Это мир без нравственных оснований.

Единственная родственная душа — это воспитанница и содержанка Тоцкого. Князь Мышкин в силу своей доброты и жалости пытается спасти эту красивую и гордую женщину, предлагая ей брак. Но Настасья Филипповна понимает, что это делается только из жалости, а не из любви, и отвергает его предложение.

Роман заканчивается известием о гибели Настасьи Филипповны, а князь Мышкин снова отправляется в лечебницу.

Достоевский показывает этим финалом, что в русском обществе пока ещё нет сил, которые бы могли изменить его и восстановить нравственные устои.

[link]otvet.ws[/link]

Можно ли утверждать что счастье человека зависит от общества

Ответьте быстро на вопрос: «Вы счастливы?» Нравится ли вам ваша жизнь? И если нет, то почему? Много ли пунктов нужно выполнить, чтобы ваша жизнь была такой, какой вы себе представляете. И уверены ли в том, что, когда все исполнится, вы будете наслаждаться каждым днем?

Писательница Лоис Блайт уверена: счастье зависит от нас. В своей книге «Счастливый год» она рассказывает, где живут самые счастливые люди и как быстро добавить радости в свою жизнь, почему недовольные люди раньше стареют и как духовная осознанность дарит нам смысл. Прочитайте мысли Лоис Блайт и, возможно, вы с удивлением обнаружите, что уже счастливы.

Зачем нам счастье?

Чувство счастья способно осветить все наше существование. Оно возникает стихийно — его может пробудить даже самое незначительное событие. Ученые говорят, что счастье обладает целительной силой и помогает жить дольше. Мы все стремимся добыть этот секретный ингредиент, потому что жизнь без него кажется неполноценной.

Счастье — это выбор

Почему одни люди счастливы, а другие — нет? Ведь порой даже богатый и здоровый человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Можно ли научиться счастью? Откуда оно берется, как привнести его в свою жизнь и быть ей довольным? Нет единого ответа на этот вопрос, и поскольку для каждого счастье означает разное, следовательно, путь к нему у каждого свой.

Привычка к счастью легко приобретается. Если вы хотите стать счастливее, нужно научиться иначе воспринимать все, что происходит в вашей жизни. В том числе нужно перестать цепляться за прошлое и признать, что события происходят не с вами — они просто происходят. Вы можете быть их причиной, а можете случайно оказаться рядом.

Наука счастья

Ученые доказали, что счастье полезно для здоровья. Люди, позитивно воспринимающие мир, реже страдают от клинической депрессии. Счастье связывают с большей продолжительностью жизни, более крепким здоровьем и повышенной стрессоустойчивостью.

История научных исследований счастья впечатляет. Еще в 322 году до н. э. Аристотель размышлял о том, что вызывает счастье и как оно влияет на человека. Философ предположил, что людям свойственно стремиться к счастью — такова человеческая природа, и поиски счастья оказываются естественной целью жизни каждого.

Парадокс счастья

Недавно ученые обнаружили так называемый парадокс счастья. Он заключается в том, что чем более решительно вы стремитесь к личному счастью, тем менее счастливым себя чувствуете. Напротив, люди, посвятившие себя бескорыстной помощи окружающим, более довольны жизнью.

Есть и еще один парадокс: хотя уровень жизни в большинстве западных стран за последние 30 лет повысился, уровень счастья выше не стал.

Индекс счастья

Стремление к счастью свойственно человеческому роду. Давайте посмотрим, к примеру, на британцев. В начале 1970-х годов 34 процента населения Великобритании утверждали, что они «очень счастливы». К концу 1990-х годов, когда экономика страны процветала, эта цифра упала до 4 процентов. Похоже, повышение уровня жизни плохо сказалось на настроении нации.

Испортились и отношения британцев с соседями — 43 процента населения заявляют, что их соседи стали менее дружелюбными, чем 10 лет назад, и лишь у 22 процентов все наоборот. Но в целом британцы ощущают себя довольными жизнью. Опрос по выявлению «индекса счастья» в Великобритании показал, что в 2005 году 92 процента граждан считали себя относительно счастливыми или очень счастливыми. Лишь 8 процентов заявили, что они довольно несчастны или очень несчастны.

Буддийское королевство

Высоко в Гималаях, между Индией и Китаем, приютилось маленькое буддийское Королевство Бутан. В небогатой стране со своими социальными и экономическими проблемами, говорят, живут самые счастливые в мире люди.

Почему там?

Отчасти это заслуга четвертого короля Бутана Джигме Сингье Вангчука — он считал, что благополучие государства определяется не только экономическим процветанием, но и уровнем счастья. Король много путешествовал, и, когда посещал конференцию в Гаване, журналист из Индии спросил его о валовом национальном продукте Бутана.

Так стремление к всеобщему счастью стало официальной политикой государства. Правительство Бутана старается в одинаковой степени заботиться о материальном и духовном во всем, что касается общественного развития, сохранения культуры, окружающей среды и государственного управления. В Бутане бесплатное здравоохранение и образование. С 1978 года, когда была запущена новая государственная программа, продолжительность жизни выросла на 20 лет, а доход на душу населения — на 450 процентов. Кажется, политика счастья дает свои плоды.

Счастливая планета

Давайте посмотрим, что рекомендует делать Фонд новой экономики для поддержания индекса счастья на должном уровне. Это 5 вещей в день — эквивалент пяти порций фруктов и овощей для здорового рациона:

  • Общайтесь и уделяйте внимание тем людям, рядом с кем чувствуете себя счастливыми.
  • Ведите активный образ жизни. Занимайтесь спортом, гуляйте и проводите время на свежем воздухе.
  • Смотрите по сторонам. Замечайте красоту окружающего мира.
  • Не переставайте учиться. Освойте новое или вспомните старое увлечение; запишитесь на курсы; научитесь играть на музыкальном инструменте.
  • Делитесь временем, деньгами, теплом, улыбкой, дружбой, дарите подарки — делайте все, чтобы улучшить жизнь других людей и вдохновить их поступать так же с окружающими.

Фонд также разработал инновационный метод измерения, оценивающий связь между экологической эффективностью и благополучием людей в разных странах мира. Этот метод известен под названием «индекс счастья планеты».

Умейте распознать симптомы

Счастье легко заметить. А что же с несчастьем? Несчастьем «заболеваешь» медленнее, зато длится эта болезнь дольше, и симптомы ее многочисленнее.

Первыми сигналят об этом язык тела и речевые обороты. Наверняка вы часто слышали, как не очень довольный жизнью человек произносит: «жаль, что я…», «наверное, надо было бы…», «не могу, потому что…», «тебе просто повезло», «я так устал».

Вот типичные признаки хронического негативного настроя:

  • Поиски виноватого. Вы можете винить в своих несчастьях и жизненных трудностях себя, родных, работу, обстоятельства.
  • Чувство сожаления. Вы пребываете в постоянном унынии; чувствуете тревогу и одиночество; вам кажется, что вас никто не любит, что вас предали; вы разочарованы жизнью, друзьями, своими достижениями.
  • Тревога. Вам кажется, что у вас слишком много обязательств, вы беспокоитесь, «разрываетесь на части» из-за ответственности и чужих требований.
  • Поведение во вред себе. Вы раздражительны, легко выходите из себя, у вас отсутствует мотивация, вы переедаете, курите, злоупотребляете алкоголем, ведете малоподвижный образ жизни, а потом жалеете себя из-за проблем со здоровьем и финансами.
  • Изоляция от общества. У всех есть личные демоны и разрушительные привычки, которые иногда ставят под угрозу счастье. Несчастливый человек стремится изолироваться от всех. Негативные чувства и поступки могут быть признаком расстройства и криком о помощи и в то же время отталкивать людей, которым вы небезразличны.
  • Раннее старение. Недовольство жизнью и несчастье отражаются на физическом облике. Несчастливые люди сутулятся, у них больше морщин, потому что они постоянно хмурятся; они не следят за своим внешним видом, их волосы, зубы, ногти, одежда выглядят неопрятно.

Притворитесь счастливым

Но есть и хорошая новость: чтобы стать счастливым, необязательно быть им изначально. В тот момент, когда вы улыбнетесь, засмеетесь, расслабите плечи и разгладите хмурый лоб, произойдут две любопытные вещи: мозг начнет вырабатывать эндорфины и окситоцин (гормоны любви и заботы), и окружающие станут реагировать на вас позитивнее.

Сделайте так сейчас — и не забывайте повторять каждый день. И постепенно научитесь сохранять оптимизм даже в самые трудные минуты. Счастье оно такое: вам не захочется его отпускать.

Самый быстрый путь: скажите «спасибо»

Не все знают, как приятно отдавать и делиться, а ведь именно это главный источник оптимизма. Исследования подтверждают: самый быстрый путь к счастью — не зацикливаться на себе, а сосредоточиться на окружающих и их потребностях. Попробуйте сами.

Будьте добрее к окружающим. Помогите вещами, деньгами или делитесь своим временем. Заведите дневник благодарности и пишите о том, что или кто приносит вам радость: близкие люди, вкусная еда, любимые песни и книги.

Духовная осознанность

Многие люди несчастливы, поскольку им кажется, что их жизнь бессмысленна. Причин этому может быть множество — сколько людей на планете, столько причин не видеть в жизни смысла. Но часто причиной потерянности бывает отсутствие в нашей жизни духовного ориентира. Человек — существо не только физическое, но и духовное, и взаимодействует с миром не только посредством органов чувств, но и сердцем. Однако мы часто боимся признавать свои духовные потребности и относимся к ним скептически.

Духовное пробуждение и счастье

К духовному пробуждению ведет множество дорог, и каждый должен найти свою. Во всех духовных традициях есть свой набор ритуалов, но в основе любого учения — одни и те же принципы и практики:

  • вера в то, что существует некая высшая сила;
  • вера в то, что люди должны любить друг друга, так как принадлежат к одному человеческому роду, и стремиться сделать мир лучше и справедливее;
  • призыв к простой жизни без накопительства, нежелание попадаться в ловушку материализма;
  • желание ощутить общность всех людей и Вселенной.

Время от времени мы встречаем людей, которые словно светятся изнутри; их доброта и самоотверженность объясняются не просто их человеческими качествами, а некой более мощной силой, с которой они ощущают взаимосвязь, необъяснимой тягой к добру и служению человечеству. Эти люди всегда заботятся об окружающих, находят мудрые слова, чтобы успокоить страждущих и приободрить их.

Можно ли утверждать что счастье человека зависит от общества
[link]blog.mann-ivanov-ferber.ru[/link]

Реферат «Может ли государство сделать своих граждан счастливыми?»

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

Тема: «Может ли государство сделать своих граждан счастливыми?»

Полетаева Оксана
МОУ «СОШ № 9», Тихвинского района
9 класс

Научный руководитель:
Варламова Нина Васильевна,

педагог-психолог МОУ «СОШ № 9»

2012/2013 учебный год

Я люблю уроки обществознания, активно интересуюсь вопросами политики. Именно поэтому мое внимание привлекло понятие «политика счастья», которое встретилось мне в Интернете. Я решила вникнуть в новую для меня терминологию и сделать её предметом исследования.

Современный мир стремительно меняется, стиль жизни людей претерпевает изменения. Но исследователи приходят к выводу, что, «несмотря на впечатляющий материальный прогресс, достигнутый в последние пять десятилетий индустриальным миром, люди не стали более счастливыми», напротив, у них появились новые заботы и разочарования. По их мнению, пришло время для постановки вопроса о создании «политики счастья» [5]. Понятие «политика счастья» появилось довольно недавно, но привлекает всё большее число сторонников. Ученые и политики, решившие заняться темой счастья, утверждают, что до сих пор государство ничего не понимало в причинах счастья, придавая слишком большое значение количественным экономическим финансовым параметрам. По их мнению, необходимо что- то менять в политике государства, чтобы не темпы роста экономики ставились во главу угла, а показатели счастья человека, его удовлетворённости жизнью.

Мне представляется интересным разобраться, что включает в себя понятие «политика счастья», а так же выяснить у одноклассников и их родителей, зависит ли счастье людей от проводимой государством политики. В этом я вижу цель своей работы. В этом же вижу актуальность и новизну данного исследования.

Задачи, которые я поставила перед собой, заключаются в том, чтобы изучить имеющуюся информацию по данной проблеме, провести анкетирование выпускников 9-х классов и их родителей, обработать и проанализировать полученные данные и оформить результаты в виде исследовательской работы.

Таким образом, объектом данного исследования является понятие «политика счастья», а предметом исследования – соотнесение учащимися и их родителями понятия «счастье» с государственной политикой.

В начале работы я выдвинула гипотезу о том, что представление о счастье у подростков и их родителей никак не связано с проводимой государством политикой.

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, я использовала методы анкетирования, математической обработки полученных данных, а также методы сравнения и обобщения.

Практическая значимость исследования заключается в формировании активной гражданской позиции подростков.

Из истории терминологии

Политика возникла более 2,5 тысяч лет назад как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий.

Определение понятия «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом «polis» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством [2].

Вопросы, связанные с пониманием сущности социальной политики, взаимоотношений государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности ученые различных школ признавали, что задача государства – забота о своих жителях. Так, например, Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо никого иного, как тех, кто ей подвластен». «Подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» [7]. Аристотель указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо». «Государство – … союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо» [7]. Китайский философ Конфуций утверждал, что государство является не целью, а неким средством обеспечения блага для людей. Основа государства – это забота о людях. Прежде чем обучать народ, необходимо обеспечить его жильем, накормить и создать уютную атмосферу жизни [7].

Как видим, цель государства издревле понималась как забота о благе народа.

Понятие счастья также являлось предметом осмысления древних философов. Так, древнегреческие гедонисты (от греч. hedone – наслаждение [2]) понимали под счастьем удовольствия. Эвдемонисты (то греч. eudemonia – блаженство [2]) утверждали, что счастье есть обладание высшими благами. На вопрос Диотимы: «Что будет с человеком, овладевшим благом?», Сократ отвечает: «Он будет счастлив» [6]. Позднее моралисты (от фр. morale) говорили, что счастье в добродетельном поведении. Некоторые мыслители более позднего времени, Шопенгауэр, например, считал счастье понятием отрицательным. Счастье, по Шопенгауэру, есть отсутствие страданий. Известно и такое изречение: «Счастье, как и здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть». Все тот же Шопенгауэр заметил: «Есть одна для всех врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья». И совсем уж полным контрастом отдает фраза другого мыслителя Людвига Фейербаха: «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений» [6]. И, наконец, психологически счастье воспринимается как чувство удовлетворения жизнью [3].

Как утверждают исследователи, «видимо человечество все время было столь несчастливо, что даже не смогло выяснить, что такое счастье». Но в одном они сходятся: понятие “счастье” имеет многоаспектное, трудно поддающееся систематизации содержание. Польский исследователь В.Татаркевич, написавший фундаментальный труд «О счастье», выделил четыре основных значения этого понятия: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. Татаркевич указывает, что эти четыре значения являются наиболее распространенными, но, ни одно из них по отдельности, ни все вместе не исчерпывают смысл понятия счастья. Кроме того, по каждому пункту можно найти контраргумент, доказывающий, что счастье не обязательно есть, например, удача или положительный баланс жизни [4].

Таким образом, обобщая изложенное, под понятием «политика счастья» можно подразумевать искусство управления государством в благоприятном для человека направлении, позволяющем ему испытывать чувство удовлетворения жизнью.

Политика счастья как проблема современной науки

По мнению исследователей, словосочетание «политика счастья» или фелицитарная политика (от латинского «фелицитас» — «счастье» [2]), возможно, очень скоро будет употребляться наряду с понятиями «внешняя политика», «социальная политика», «демографическая политика» и войдет наряду с ними в массовое сознание людей.

С точки зрения науки новое понятие потребует чёткой формулировки, обоснования права на существование и, возможно, новых единиц измерения. То есть в основе «политики счастья» должна лежать «теория, объединяющая политологию, экономику, социальную политику и все, что может сказать о счастье психология, социология и прикладная философия — от Аристотеля и Сенеки до современных «позитивных психологов» [5]. Началом работы в данном направлении являются те широкие исследования, которые проводятся в 132 странах мира. По их данным оказалось, что такие позитивные эмоции, как радость и наслаждение, гораздо более тесно связаны не с деньгами, а с другими факторами — такими, как сознание того, что тебя уважают, с ощущением независимости. Источником позитивных эмоций также являются друзья и дающая удовлетворение работа. И государственные программы должны учитывать все эти составляющие.

Начались попытки измерения уровня счастья. Сейчас для сравнения уровня жизни в разных странах используется значения ВВП на душу населения или ИРЧП, но эти индексы не всегда могут отразить реальное положение вещей. В частности сравнение значения ВВП считается неуместным, поскольку конечная цель большинства людей не быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми.

В 2006 году был предложен международный индекс счастья (МИС). Он представляет собой индекс, отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира. Главная задача индекса отразить «реальное» благосостояние наций. МИС основывается на общих утилитарных принципах, что большинство людей хотят прожить долгую и полноценную жизнь, а страны стремятся сделать всё возможное для достижения максимального благополучия своих граждан, разумно используя имеющиеся ресурсы, не нанося ущерб окружающей среде. Для расчёта индекса используются три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след».

Впервые МИС был рассчитан в 2006 году, в него вошли 178 стран. Во второй раз расчёт производился в 2009 году, в него вошли 143 страны. По итогам 2009 года, самыми «счастливыми» странами, оказались: Коста-Рика, Доминиканская республика и Ямайка. Самими «несчастливыми»: Зимбабве, Танзания и Ботсвана [8].

Таким образом, фелицитарная политика должна исходить из сложной, многофакторной модели среды, в которой обитает человек, изучая, как каждый из факторов влияет на человеческое самоощущение и как действия государства могут повлиять на эти факторы. Минимальным и наиболее реальным направлением фелицитарной политики должно стать «обезболивание», профилактика несчастья как ощущения. Любая деятельность должна быть перестроена с целью повышения психологического комфорта тех, кто имеет к ней отношение [5].

В процессе работы я использовала метод сплошного группового анкетирования. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок [1]. Составленная мною анкета содержит 5 вопросов. Ответы на них должны подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в начале работы (Приложение 1).

В данном исследовании приняли участие 51 выпускник 9-х классов и 45 их родителей. Анкетирование учащихся проходило в спокойной доброжелательной обстановке на классных часах, а родителей – на родительских собраниях. Я рассказала участникам исследования о цели своей работы и попросила их принять в нём участие. Получив согласие, я раздала присутствующим заранее приготовленные бланки анкет, зачитала вопросы, по окончании, поблагодарив за участие, собрала анкеты.

При работе с анкетами я использовала метод математической (статистической) обработки, а также графический метод (диаграмм).

Математическая обработка полученных данных позволила представить результаты исследования в виде таблиц и диаграмм (Приложения 2 — 4).

Анализ ответов на вопрос «Знакомы ли вам понятия «фелицитарная политика» и «политика счастья» 100% респондентов ответили «нет». Это свидетельствует о том, что данные понятия не вошли ещё в массовое сознание и вызывают у респондентов искреннее недоумение и удивление.

При анализе ответов на вопрос, «какого человека можно назвать счастливым», получены результаты, представленные в следующей таблице.

Перечень понятий, ассоциируемых со словосочетанием «счастливый человек»

[link]nsportal.ru[/link]

Счастье, где ты? О главной человеческой ценности глазами специалиста

Трудно поддающаяся определению категория; то, что является главной и конечной целью всякого человека – счастье. А что такое счастье? Что заставляет нас чувствовать себя счастливыми?

Не просто так?

– Как современная наука определяет счастье?

– Это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Как счастье, так и несчастье зависят от того, как человек воспринимает жизнь в целом. Между прочим, для русского человека, в этом наша особенность, свойственно связывать счастье прежде всего с внешним благополучием и удачей. Но в XXI веке всё большее распространение получает идея того, что нельзя быть счастливым «просто так».

– Отличается ли как-то понимание счастья в зависимости от возраста, пола, социального статуса? Меняется ли самоощущение счастья с изменением уровня образования, уровня доходов?

– Счастье человека зависит от его умения найти гармонию между тремя уровнями своей жизни: «приятной жизнью» (умением получать удовольствие и управлять своими позитивными эмоциями), «хорошей жизнью» (удовлетворением от самореализации) и «осмысленной жизнью» (способностью придавать смысл своим поступкам). Ощущение счастья меньше всего зависит от возраста, внешности, обладания большими деньгами, уровня образования (пресловутый феномен «горя от ума»). Счастье связано с оптимизмом, экстраверсией, дружбой, семейным положением, наличием работы, религией, хорошим сном, тренировками, досугом, положением в обществе, здоровьем. Допустим, для меня лично, как и для большинства университетских людей, служение университету является главным смыслом жизни. Университет – это «рамка», которая больше тебя, и которая поэтому способна упорядочивать твою жизнь. Это смысл, который заставляет тебя подниматься по лестнице на самые высокие этажи, когда лифт не работает.

Особый ген

– Научно доказано, что можно говорить о существовании у человека врождённой способности ощущать себя счастливым, т. е. о наличии у него «гена счастья». Получается, что кого-то природа может наделить такой способностью больше, кого-то – меньше, а кому-то и вообще отказать, хотя это уже аномалия. Раньше считалось, что примерно у 50% людей на протяжении их жизни уровень счастья остаётся одинаковым. Однако новые исследования говорят о другом соотношении: уровень счастья остаётся неизменным у 90% людей, и только у 10% он может меняться неоднократно в ту или иную сторону.

– А действительно ли можно «умереть от счастья», или это фигура речи?

– Сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут стать на самом деле смертельными. Новость или событие, такие, как смерть близкого человека или выигрыш в лотерею, заставляют организм вырабатывать большое количество гормонов стресса, в том числе адреналина, который сужает основную артерию, снабжающую сердце кровью. Человеку становится трудно дышать, появляются слабость и резкие боли в груди. В некоторых случаях это приводит к смерти. Специалисты называют такую реакцию организма «синдромом разбитого сердца».

А вообще, для человека важны не только положительные эмоции, но и отрицательные, которые способны предупредить о возможной опасности. Позитивные эмоции подсказывают человеку, в чём его истинные таланты и потенциал в целом, а негативные работают на инстинкт самосохранения.

Кстати

Совсем недавно, 20 марта, отмечался Международный день счастья. Праздник был учреждён Генассамблеей ООН 28 июня 2012 года с целью поддержания той идеи, что стремление к счастью является неотъемлемым желанием каждого человека на планете. Предложение было внесено на рассмотрение в Ассамблею Королевством Бутан и поддержано представителями 193 государств. Особых традиций празднования ни у нас, ни в других странах ещё не придумали, но… попробуем оставаться счастливыми не только в конце марта, но и во все другие дни. Или хотя бы будем стремиться к этому.

Это «по-нашему»

Кристина АЛИГАСАНОВА, школьница, изобретатель, победитель многочисленных конкурсов:

– Для меня нет ничего важнее, чем здоровые родных. У меня большая семья; нас семь человек, и каждый волнуется друг за друга, если что-то случается. Меня приучили быть доброй по отношению к другим, уважать, ценить тех людей, которые в тебя многое вложили, которые помогали тебе. Осознавать, что ты кому-то нужен в этой жизни, и есть счастье. Из этого ты понимаешь, ради чего живёшь. У меня было много прекрасных моментов, когда я чувствовала себя безумно счастливой. Но я скажу одно, когда меня настигает какая-то удача, я вспоминаю всех, кто мне в этом помог. И тогда я понимаю, что вот оно – счастье.

Наталья ГРОМАКОВА, медсестра ГБ №1:

– Для меня счастье в мелочах: в солнышке, что ярко в небе сияет, в цветении садов, в пении птиц, в хорошем настроении, когда весь мир распахнут перед тобой. И пусть у тебя даже нет больших финансовых возможностей, довольствуешься малым. Счастье – когда твои близкие и любимые живы и здоровы. Счастье – это внутренний покой, гармония, но не успокоенность, не равнодушие!

Владимир «Сват» МУЛЛОВ, лидер группы «Территория 22 RUS»:

Можно ли утверждать что счастье человека зависит от общества
[link]altai.aif.ru[/link]

Чем измеряется счастье?

Чем счастливы россияне? Что означает понятие «уровень счастья» и как он измеряется? Обсудим тему с заведующим Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуардом Понариным.

Счастье мотивирует поведение человека

Почему счастье стало предметом социологии? Это ведь скорее самоощущение.

Эдуард Понарин: Счастье — предмет не только социологии. Его и психологи изучают, и физиологи. Счастье мотивирует поведение человека. Если мы хотим знать, чего ожидать от людей, то должны понимать природу счастья. Если нам интересно, какого рода политики будут популярны, мы должны понимать, какие факторы в обществе влияют на счастье. Счастье служит также индикатором экономического благополучия или неблагополучия общества, хотя материальные показатели здесь решают не все. Я, например, в своей работе стремился показать идеологическую сторону счастья. Но даже если исходить из экономических соображений, счастье — более базовая категория, чем доходы, поскольку стремление быть счастливым есть у каждого человека.

Уровень счастья говорит об эмоциональном состоянии человека в данный момент

Как социологи измеряют счастье?

Эдуард Понарин: Есть разные методы. Например, дневниковый, когда участник исследования регистрирует ежедневно свой уровень счастья по заданной исследователем шкале, но этот метод сложный и дорогостоящий. Есть методы психологические, когда в анкете дается целый блок вопросов, идущих подряд. В социологии, особенно в больших исследованиях, где в анкете и так много вопросов, невозможно уделить столько времени измерению одного-единственного параметра. В World Values Survey (Всемирное исследование ценностей) и в European Values Study (Европейское исследование ценностей) есть два вопроса о счастье. Один — это прямой вопрос о том, насколько человек счастлив по четырехбалльной шкале, другой — насколько человек удовлетворен своей жизнью по десятибалльной шкале. Это немножко разные вопросы. Уровень счастья говорит скорее об эмоциональном состоянии человека в данный момент, тогда как удовлетворенность жизнью отражает долгосрочный и рациональный взгляд.

Люди ценят то, чего им не хватает

Социологи сравнивают уровень счастья в разных странах. Но как можно сравнивать, если в каждой стране свои представления о счастье?

Эдуард Понарин: Тем не менее счастье как биохимическое состояние организма везде более или менее одинаковое. К нему можно идти разными путями. Скажем, буддистский монах способен путем медитации вогнать себя в состояние эйфории и, находясь в спартанских условиях, чувствовать себя очень счастливым. А кто-то, находясь в более комфортных условиях, тем не менее ощущает себя несчастливым. Счастье — это эмоциональное состояние, и его легко измерить самым простым вопросом. Социологи спрашивают людей: «Вы счастливы?» И предлагают четыре варианта ответа: «Очень счастлив. Скорее счастлив. Скорее несчастлив. Совсем несчастлив».

В других странах эта же шкала? Она универсальная?

Эдуард Понарин: Да. И она позволяет много чего узнать. Например, то, как соотносятся деньги и счастье.

Прибавка в богатстве делает человека счастливее?

Эдуард Понарин: Это только в том случае, если человек был беден. Деньги важны, когда их нет. И вообще люди ценят то, чего им не хватает. А когда у них уже что-то есть, они ценят это меньше. Например, для всех кислород жизненно необходим. Но мы о нем особо не думаем, потому что кислород доступен, он бесплатен в любых количествах — пожалуйста, дышите. Но если кому-то перекрыть кислород, он быстро почувствует его ценность. Когда тебе нечего есть, то появление еды — это уже счастье. Когда какие-то базовые вопросы решены, то чуть больше денег или еды в холодильнике не сделают тебя заметно счастливее, счастье в таком случае определяется другими вещами. То есть измерение счастья помогает лучше понять и уровень развития общества, и мотивацию людей, и в этом смысле счастье является более универсальной категорией, чем такие фундаментальные экономические показатели, как доход или ВВП на душу населения.

С 2000 года уровень счастья в России начал расти

С какого года вы изучаете счастье?

Эдуард Понарин: Мы начали исследования в 1981 году. Это был проект World Values Survey (Всемирное исследование ценностей), в нем участвуют многие страны.

И как в течение прошедших лет менялся уровень счастья в странах — участницах проекта?

Эдуард Понарин: В Европе он держался более или менее стабильно. В США с какого-то момента слегка упал. А в России резко просел в 90-е годы, и понятно почему: распался СССР, рухнула система коммунистического мировоззрения, экономическое положение, прямо скажем, не радовало. Людям было стыдно за свою страну, на фоне других она выглядела ущербно.

С какого года уровень счастья начал расти?

Эдуард Понарин: С 2000-го. Тут сыграли свою роль несколько факторов. Один из них — естественный: несчастливые люди вымирают. Старшее поколение, которое социализировалось в СССР и усвоило советскую систему ценностей, не очень понимало новую социальную, экономическую, политическую реальность. Даже в 2000-х, когда экономика росла, эти люди оставались не слишком счастливыми. Но время идет, старики уходят. А молодые в новой реальности чувствуют себя вполне сносно, потому что они в ней родились и другой просто не знали.

От того, как люди воспринимают свою страну, их личное счастье в какой-то степени зависит или нет?

Эдуард Понарин: Оно зависит и от стабильного экономического положения, и от того, насколько люди гордятся своей страной, насколько они уверены в том, что она идет в правильном направлении. Между 2000 и 2008 годами у нас заметно вырос уровень жизни. По шкале счастья Россия также продвинулась. Затем экономика впала в ступор. Но в 2008 году была война в Южной Осетии, и неожиданно люди почувствовали, что Россия может претендовать на какую-то роль в международной иерархии. Руководство страны предложило новую повестку дня, которая оказалась популярной среди значительной части населения. Это компенсировало потери от кризиса. В 2014 году, во время крымской кампании, чувство гордости за Отечество усилилось. Счастья снова прибавилось. Сейчас формируется новое мировоззрение. Оно отличается от советского, и молодежь его принимает. В разных регионах своя специфика, влияющая на социальное настроение. В Чечне, например, большое значение имеет религия. Она сплачивает. Уровень счастья там высок, хотя с экономической точки зрения люди в Чечне живут не так уж хорошо.

В качестве государственной идеологии в России утвердился патриотизм. Это официально не декларируется, не закреплено в Конституции, но понятно, что в воздействии на массовое сознание патриотизм сейчас играет главенствующую роль. Ощущение счастья у россиян еще и этим подпитывается?

Эдуард Понарин: Безусловно. Люди гордятся тем, что Россия — великая держава, мощная военная сила.

Показатель удовлетворенности жизнью с 2008 года ползет вниз, а уровень счастья в стране растет. Как так?

Эдуард Понарин: Отвечая на вопрос «вы счастливы?», люди оценивают свое эмоциональное состояние в данный момент. А когда их спрашивают, «насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом», они отвечают более рационально, имея в виду и длительную перспективу. И довольно интересны расхождения между этими ответами. На рациональном уровне люди понимают, что жизнь не улучшается, но эмоционально пока еще довольны ситуацией.

В Чебоксарах люди счастливее, несмотря на то, что средний уровень жизни там ниже, чем в Москве

Как по шкале счастья выглядят страны бывшего СССР в сравнении с Россией?

Эдуард Понарин: Украина — значительно хуже. Особенно последние годы. Конечно, в России и бывших странах Союза на уровень счастья значительно влияет экономическое положение граждан. Но имеют значение и нематериальные факторы. Например, возраст и связанное с ним самоощущение. Кроме того, важна идеология. Старшему поколению прививалась идея о равенстве, справедливости и т.п. И та новая страна, будь то Украина, Белоруссия или Казахстан, которая возникла после развала Советского Союза, не соответствовала этим представлениям, а люди в старости уже не меняют своих убеждений или меняют, но не так быстро. Поэтому они менее счастливы. А вот молодые чувствуют себя в новой реальности как рыба в воде, она для них естественная среда.

В российских регионах со счастьем тоже все по-разному?

Эдуард Понарин: Несомненно. И это отчасти обусловлено их неравенством. Скажем, Москва и Петербург — самые богатые регионы России, но не самые счастливые.

В регионах люди счастливее, чем в столицах?

Эдуард Понарин: Да.

Эдуард Понарин: Потому что человек существо не только социальное, но еще и иерархическое. Скажем, московский пенсионер знает, что за МКАДом люди живут гораздо хуже, чем он. Это знание теоретическое, а в реальной жизни он сравнивает с тем, что видит. А видит он дорогие автомобили, которые не может себе позволить. Видит людей, пьющих кофе за 300 рублей, который он тоже не может себе позволить. И это сильно влияет на его самоощущение. Он чувствует, что находится внизу социальной иерархии. А в Чебоксарах, например, люди счастливее, несмотря на то, что средний уровень жизни там ниже.

Европейские страны не имеют таких перепадов в уровне счастья?

Эдуард Понарин: Если иметь в виду Скандинавию, то да. Для Дании, Исландии, Финляндии, Швеции характерна высокая степень социального равенства. Там не только средний уровень дохода выше, чем в странах СНГ, но и социальное равенство выше. Там дети миллионеров обучаются в обычной государственной школе, потому что это очень хорошая школа. Вообще в скандинавской культуре не принято кичиться своим богатством. Там люди не покупают слишком дорогие автомобили. «Феррари» вы в Хельсинки не увидите. Может, у какого-то очень богатого человека есть замок во Франции и там стоит «Феррари» или «Ламборджини», но у себя дома он будет ездить на «Вольво». И это способствует социальной солидарности. Люди ощущают себя согражданами.

Страны Скандинавии отличаются от других богатых стран высоким уровнем счастья?

Эдуард Понарин: Да. Но они также отличаются высокой степенью национального единства. Например, в США социальное расслоение настолько велико, что люди, принадлежащие к разным классам, зачастую воспринимают друг друга почти как представителей разных наций. А в Финляндии или Швеции культивируется социальное равенство. Поэтому там и более высокий уровень счастья.

На селе уровень счастья в целом выше, чем в городах

Можно ли утверждать что счастье человека зависит от общества
[link]rg.ru[/link]

CATEGORIES