Мотив достижения

Анализ мотивации достижения в процессе профессионально-психологического отбора кадров

Психологи пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции — стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Информация о мотивах личности позволяет в процессе профессионально-психологического отбора кадров прогнозировать активность человека на предлагаемом месте работы. Особенно важны здесь диагностика и оценка мотива достижения.

Изучая мотивы личности, профессор психологии Гарвардского университета Дэвид Мак-Клелланд (David MacClelland) и профессор психологии Мичиганского университета Джон Аткинсон (John Atkinson) пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции — стремление к успеху ( мотив достижения ) и стремление избежать неудачи ( мотив избегания ). При этом у одних преобладает стремление к успеху, к высоким результатам деятельности, у других доминирует стремление избежать неудачи. Формирование этих тенденций ученые связывают с условиями развития и воспитания ребенка в семье. Высокая мотивация достижения у детей формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали свои требования к детям, одновременно ненавязчиво помогая и поддерживая, а также отличались теплотой в общении с ними. В семьях же, где родители были либо безразличны к детям, либо слишком строги с ними, у детей, как правило, становилось доминирующим стремление избежать неудачи.

Мотив достижения, являясь личностной особенностью, одним присущ в большей степени, другим — в меньшей. Чтобы выяснить значимость для личности достижения успеха в профессиональной деятельности, психологи рекомендуют в процессе собеседования задать следующие вопросы:

  • Насколько важен для вас успех в этой сфере деятельности?
  • Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленной цели?
  • Ожидаете ли вы высоких результатов деятельности, верите ли в успех?

Однако вследствие естественного стремления кандидата произвести положительное впечатление на такие вопросы можно получить социально желательные ответы («Склонны ли вы много и настойчиво работать?» — «Да склонен…»). Поэтому вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответы на них прямо или косвенно позволяли выявить истинное стремление человека достигать высоких результатов в деятельности.

О наличии мотива достижения свидетельствует, например, выбор более сложных заданий и желание их выполнить, стремление совершенствовать свое мастерство, повышать профессиональную квалификацию.

В книге «Мотивация в стиле экшн: восторг заразителен» немецкий бизнес-консультант Клаус Кобьёлл (Klaus Kobjoll) приводит интересный пример, иллюстрирующий уровень мотивации достижения. В одном из универмагов Нью-Йорка руководящих работников всегда искали на стороне. У собственных сотрудников не спрашивали, есть ли у них желание занять эти должности. Когда сотрудники возмутились, руководство универмага предложило им пройти обучение: бесплатно, в течение года, два раза в неделю после окончания работы посещать полуторачасовые занятия, которые вели лучшие инструкторы Нью-Йорка. А после обучения им предоставлялась возможность продвижения по службе и назначения на руководящие должности. И каков же был результат? Только три процента сотрудников, претендовавших на руководящие должности, изъявили желание учиться! Но именно эти три процента претендентов и обладали достаточно высокой мотивацией достижения.

Мы можем предполагать наличие мотивации достижения, если о кандидате на вакантную должность его коллеги с предыдущих мест работы говорят, что он:


    настойчив в достижении целей;

не довольствуется полученным результатом, а стремится к большему;

любую работу стремится сделать лучше, чем раньше;

отдает много времени профессиональной деятельности, часто обсуждает с коллегами темы, связанные с решением профессиональных задач;

радуется успеху, достигнув высоких результатов;

не довольствуется несложными заданиями и легкодоступными целями;

склонен увлекаться работой, достигая новых целей.

Мотив достижения является относительно устойчивым личностным качеством, но, чтобы спрогнозировать активность будущего сотрудника в конкретной профессиональной сфере, нужно учитывать, что он побуждает личность к высоким результатам только во взаимодействии с такими ситуативными факторами, как ценность достижения успеха и субъективная оценка вероятности (шансов) его достижения (см. схему ). Поэтому очевидно, что в процессе профессионально-психологического отбора кадров, особенно на должности, предполагающие управление людьми, необходимо изучить и другие составляющие мотивации достижения.

Оценка личностью своих шансов на успех (ожидание успеха) значительно влияет на мотивацию к профессиональной деятельности. Чем больше человек верит в успех, тем большие усилия он склонен прилагать для достижения поставленных целей. Выделяют следующие факторы, влияющие на ожидание успеха:


    субъективная оценка своих способностей, которая формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

субъективное восприятие степени сложности задания;

убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий.

Оценка кандидатом своих способностей может быть предметом изучения в процессе собеседования. Для этого кандидату необходимо задать ряд прямых и косвенных вопросов, касающихся успехов в прошлом:


    Каких успехов вы достигли на предыдущем месте работы?

Какие ваши способности оказали решающее влияние на достижение успеха?

Какие знания, умения вы рассматриваете как ваш личный ресурс в достижении целей?

Благодаря чему вы оказались эффективны… (в той или иной ситуации; при решении конкретной задачи)?

Успехи, достигнутые в прошлом, формируют веру в свои силы, в собственную эффективность. Неудачи в прошлом разрушают эту веру. Выяснить, уверен ли претендент на вакантную должность в своей эффективности, можно также, обсуждая его трудности и неудачи в прошлом:


    С какими трудностями вы столкнулись…?

Удалось ли их преодолеть, если да, то каким образом и благодаря чему?

Какие события в своей жизни (профессиональной деятельности) вы рассматриваете как неудачу?

Как вы пережили неудачу? Что помогло вам в этом?

Еще одним элементом в схеме мотивации (см. схему ) является субъективная ценность успеха , которая определяет мотивацию достижения (стремление к успеху). От того, какое значение человек придает достижениям в определенной сфере, зависит, насколько интенсивно он будет работать именно в этой сфере. Стоит также выяснить, как претендент представляет себе свою деятельность на новом месте работы, какого успеха он может достигнуть, какой личностный смысл для него имеет этот успех, насколько он для него ценен и т. п.

До сих пор мы говорили об изучении мотивации достижения в беседе, интервью. Вместе с тем достаточно эффективным является и метод контент-анализа речи (устной и письменной) претендента. С этой целью в его речи выделяются понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека мотива достижения успеха. Так, о наличии мотивации достижения свидетельствуют положительно сформулированные утверждения, в которых не выражаются опасение или неуверенность относительно возможности достижения цели, а наоборот, проявляется стремление достичь успеха («хочу», «планирую», «стремлюсь» и т. п.):


    Хочу выполнить это задание (решить такую задачу, достигнуть чего-либо)…

Стремлюсь улучшить (увеличить, повысить) результаты…

Успех вдохновляет, прибавляет сил, увеличивает желание работать…

С удовольствием выполню это задание (буду выполнять эти функции, возьмусь за решение этой задачи)…

Пытался (стремился) выполнить это задание как можно лучше…

Работаю над новой идеей, надеюсь, что все получится…

Хочу завершить эту работу…

В процессе анализа речи претендента на вакантную должность эти высказывания следует отличать от тех, которые не свидетельствуют о мотивации достижения, если:

а) положительно сформулированные намерения, желания или надежды дополняются утверждением, которое касается стремления избежать неудачи (например: «Надеюсь, что выполнил правильно, иначе пришлось бы переделывать»);

б) высказывается намерение, направленное на выполнение несущественной деятельности;

в) высказываются намерения и желания, направленные на то, чтобы как можно скорее закончить работу и освободиться от нее.

Для оценки мотива достижения разработан ряд психодиагностических методик (тестов, опросников). Одними из наиболее простых являются тесты «Мотивация к успеху», «Мотивация к избеганию неудачи», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» ( Приложения 1–3 ). Их можно использовать в целях профессионально-психологического отбора кадров. Однако нужно учитывать, что они не защищены от социально желательных ответов, что в некоторых случаях (возможно — всегда?) снижает достоверность результатов тестирования. Поэтому данные, полученные с использованием этих тестов, нужно сопоставлять с информацией, которую мы получаем в процессе беседы с претендентом, путем наблюдения в период испытательного срока, а также с использованием других методов изучения личности.

Известный российский психолог, директор Института прикладной психологии Людмила Собчик считает, что высокие показатели мотивации достижения характерны для возбудимых личностей, склонных к лидированию, авторитарных, независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой. Напротив, высокие показатели мотивации избегания неудачи при заниженной мотивации достижения характерны для личностей тревожных, неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Нулевой показатель мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущих признания», импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных. Низкие показатели мотивации достижения характерны для личностей, находящихся в депрессивных состояниях, имеющих невротические расстройства. Также они свойственны личностям, отличающимся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностью и пессимизмом.

Следует отметить, что не всякая профессия требует высокой мотивации достижения. Например, опыт изучения особенностей профессиональной деятельности телохранителя свидетельствует о том, что успешность этой деятельности не связана с мотивацией достижения и даже требует некоторого уровня мотивации избегания неудачи. Очевидно, что не требуют высокой мотивации достижения и многие другие, менее экзотичные профессии, такие как бухгалтер, медсестра и т. п.

Как же выяснить, нужна ли высокая мотивация достижения претенденту на вакантную должность или допустима и мотивация избегания неудачи? Проще всего проанализировать профессиограммы той деятельности или должности, на которую претендует человек. Если в профессиограмме мы найдем личностные качества и способности, которые соотносимы с мотивацией достижения, то мы можем обоснованно предполагать, что от уровня такой мотивации зависит успех деятельности.

Рассмотрим наиболее простые примеры. В книге доктора психологических наук Евгении Романовой «99 популярных профессий…» имеется профессиограмма «Автогонщик». В одном из разделов этой профессиограммы находим следующее качество, обеспечивающее успешность выполнения профессиональной деятельности: способность идти на риск . Среди профессионально важных личностных качеств в этой профессиограмме также значатся:

стремление к победе, стремление быть первым;

стремление к реализации своего потенциала;

Кроме того, в этой же профессиограмме среди качеств, препятствующих эффективности деятельности, находим: боязнь неудачи, безынициативность . Следовательно, требования к личности и «противопоказания» однозначно указывают на необходимость высокой мотивации достижения у претендента на подобную профессиональную деятельность.

В то же время, рассматривая профессиограмму «Архивариус», обнаруживаем следующие профессионально важные личностные качества: аккуратность, педантичность, самоконтроль, усидчивость и др. Как видим, среди этих качеств нет таких, которые были бы связаны с мотивацией достижения. Поэтому для претендента на эту должность наличие высокой мотивации достижения не обязательно.

Более того, в профессиограмме «Секретарь-референт» среди качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности, находим: неспособность работать в подчинении, сильно выраженная склонность в лидерству, руководству . Но как мы уже отметили, склонность к лидерству свойственна людям с высокой мотивацией достижения. Следовательно, наличие такой мотивации будет препятствовать деятельности.

При отсутствии профессиограммы можно проанализировать основные функции, которые предстоит выполнять будущему работнику, и на этом основании сделать вывод о необходимости мотивации достижения. Например, профессия машиниста локомотива предполагает выполнение следующих функций:


    контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;

обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;

выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;

контроль за безопасной посадкой или высадкой пассажиров;

контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования.

Как видим, профессиональная деятельность машиниста локомотива не предполагает постоянного стремления к достижению более высоких результатов деятельности, а в большей мере связана с педантичным, дисциплинированным выполнением определенных «дежурных» обязанностей. Поэтому успешность здесь не связана с наличием у претендента на эту должность высокой мотивации достижения.

[link]hr-portal.ru[/link]

Консалтинговая группа Донских

Мотивация достижений

От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься. Чтобы выяснить значимость достижения успеха в определенной деятельности, ответьте на следующие вопросы:

    1. Насколько важен для вас успех в данной деятельности?
    2. Стремитесь ли вы достигать высоких целей?
    3. Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленных целей?
    4. Ожидаете ли вы высоких результатов в деятельности?
    5. Верите ли вы в успех?
Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижений:
    • Стремление достигать высоких результатов (успехов);
    • Стремление делать все, как можно лучше;
    • Выбор сложных заданий и желание их выполнить;
    • Стремление совершенствовать свое мастерство.

Представьте себе двух детей с одинаковыми способностями, но различной мотивацией.

Мальчик А (с сильной мотивацией достижения):

    • Увлеченно учит математику;
    • Стремится выполнять сложные задания и пытается разобраться в том, что является для него непонятным;
    • Все делает для того, чтобы получить наивысшую оценку.

Мальчик Б (с таким же интеллектуальным уровнем и способностью к математике, но со слабой мотивацией достижения):

    • Не проявляет заинтересованности к математике, не любит решать задачи;
    • При самостоятельном выборе задач выбирает более легкие;
    • Наталкиваясь на трудности (сложные задания) либо сразу обращается за помощью, либо прекращает деятельность.

Понятно, что А будет быстрее развиваться и его успехи будут выше, чем у Б.

Успех в деятельности зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели , от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха, т.е. мотивации достижений.

Исходя из этого, можно записать такую формулу успеха:

У = С х М х Ст

    • У – успех;
    • С – способность;
    • М – мотивация достижения;
    • Ст – ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства).

Мотив достижения
[link]donskih.ru[/link]

Мини — лекция: мотивация, виды мотивации, мотивация достижения к успеху и мотивация избегания неудач

Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты. Эндрю Карнеги

Мотивация — как совокупность мотивов (К. К. Платонов).

Мотивация — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Мотивация — как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов).

Мотивация — это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе.

В психологии принято различать мотивацию на виды:

Внешняя мотивация: престиж, слава, материальное благополучие, стремление получать одобрение других людей и т.д.

Внутренняя мотивация: зарождается внутри человека и связана с интересом. Внутренняя мотивация связана с самореализацией, личностным ростом и развитием.

Положительная: метод поощрений. Строится на позитивном подкреплении. Сделаю уроки, сяду за компьютер.

Отрицательная: метод наказания, всегда строится только на негативе. Основные методы такого типа мотивации — это наказание и страх. Не сделаю уроки, не дадут компьютер.

Устойчивая: основана на естественных потребностях человека (попить, поесть, поспать). Нам не нужно себя заставлять и уговаривать.

Неустойчивая мотивация: требует постоянных усилий для поддержки, стимулы извне.

Различают два основных типа мотивации: «от» (мотивация избегания) и «к» (мотивация достижения).

Мотив достижения – стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на более высоком уровне, в тех видах деятельности, для которых достижения является обязательным, то есть в этих видах деятельности можно иметь либо успех, либо неудачи.

Естественный побудитель мотива достижения – желание «сделать, что – то лучше».

Мотив достижения по Д. Макклелланду — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности.

Побудитель достижения – это такой побудитель, который позволяет человеку получить удовлетворение от успешной деятельности ради неё самой или от демонстрирования окружающим своей способности, что – то сделать.

Внутренняя удовлетворённость очень важна, для людей с высоким показателям потребности достижения в успехе. И с заданиями справляются лучше, когда выполняют её самостоятельно.

По данным различных авторов главными отличительными особенностями являются следующие категории мотивации достижения:

1) Самостоятельная постановка цели субъектом; 2) Стремление достичь самостоятельно поставленной цели; 3) Отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, средствах и результатах деятельности; 4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач.

Д.Макклелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1) формирование синдрома достижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи;

3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом;

4) межличностная поддержка.

Мотивация избегания неудачи — стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Мотивация избегания неудач (мотивация от…) — стремление избежать неудачи, срыва деятельности, порицания или наказания в том или инном виде деятельности.

Мотивация успеха и мотивация неудач, в ситуации риска.

В ситуации риска, субъективная вероятность спеха = субъективной вероятности неудачи.

То есть, 50/50 — рискуй!

Здесь скорей всего проявит себя, мотивация к успеху.

  1. Мотивация успеха выше, мотивации неудач. В этом случае результирующая тенденция будет положительной. То есть, человек пойдет на риск. Он будет выбирать задачи средней сложности, и постепенно будет повышать эту сложность в ситуации успеха. Это и будет преобладания успеха в ситуации риска.
  2. Мотивация неудач выше, чем мотивации успеха. В этом случае результирующая тенденция будет отрицательной. Человек избегает ситуации риска, не хочет рисковать.

Человек с мотивацией неудач может делать два выбора:

  • выберет самый лёгкий способ задач, вероятность неуспеха низкая – неудачу можно избежать;
  • или самую сложную задачу (выше своих способностей) – вероятность неудачи высокая, поэтому её ценность низкая, так как на успех он и не рассчитывал (поэтому и не обидно), «но зато я поставил большую цель, на которую не все согласятся её достичь».

Ряд исследователей, таких как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей мотивацию достижений, тесно связывали с уровнем притязания.

[link]minakov.com.ru[/link]

Введение

Современные условия жизни людей с их яркой социально-экономической окраской требуют от каждого конкретного человека наличия и/или развития высоких адаптивных способностей, которые в складывающейся ситуации зачастую имеют намного большее значение, чем даже его профессиональная компетентность. И здесь актуальным становится формирование нового типа личности, характеризующегося готовностью к риску, личностной ответственностью за свои поступки, способностью рассчитывать только на свои силы, желанием достичь успеха в профессиональной деятельности, умением приспосабливаться к экономической нестабильности. Основой для построения такой структуры личности является достаточно высокий уровень мотивации достижения у человека. Анализ данной проблемы предполагает сосредоточение внимания на том типе взаимодействия личности со средой, который включает в себя идею достижения и распространяется на деятельность, связанную с областью достижения. Изучая характеристики человеческой деятельности, прежде всего, следует проанализировать ее мотивационные компоненты, особенности регуляции деятельности, специфику поставленных индивидом целей. Мотивация достижения представляет собой большой интерес для психологов-исследователей всего мира уже не первое десятилетие. В России проблематика мотивации достижения успеха и избегания неудачи приобрела особенную значимость со времени перехода экономики страны к рыночным отношениям, с всеобщей увлеченностью вопросами конкурентоспособности, карьеры, успешности и т.д.

Одним из важных компонентов данной проблематики являются механизмы формирования мотивации достижения успеха.

Цель курсовой работы — изучение психологических механизмов формирования мотивации достижения.

Предмет — механизмы формирования мотивации достижения.

Объект — мотивация достижения.

В соответствии с поставленной целью, с предметом и объектом необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме для рассмотрения имеющихся определений понятия «мотивация достижения», его структуры и теорий мотиваций.

2. Проанализировать процесс формирования мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии.

3. Выявить основные механизмы формирования мотивации достижения.

Мотивация достижения: определение, теории, виды

Мотивация достижения: определение, значение, структура

Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека.

Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей, который дал следующее определение: «Справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 2001. — с. 55-59. .

Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. Макклелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» Макклелланд Д. Мотивация человека СПб., 2007. — с. 56-57. . Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:

1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);

2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам, а высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения;

3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;

мотивация достижение психологический механизм

4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;

5) стремление к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонность к новаторству.

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. — с. 79. . Характерные признаки мотивации достижения:

1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу (у лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха);

2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности;

3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. — с. 84. ;

4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.: Смысл. 2006. — с. 51-53. .

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учебное пособие. М., 2001. — с38-40. . Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим). www.voppsy.ru/issues/1986/865/865161. htm «Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации», М.Ш. Магомед-Эминов.

Мотивация достижения — это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других — менее.

От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься.

Рассмотрим зависимость успеха от способностей и мотивации достижения.

Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха (т.е. от мотивации достижения). Исходя из этого, можно предложить такую формулу успеха Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. — Волгоград, 2004.С. 53-60. :

где У — успех, С — способность, М — мотивация достижения, Ст — ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).

Несмотря на то, что данная формула является достаточно общей, она дает возможность прогнозировать успехи в деятельности. Определяя силу мотивации достижения, можно спрогнозировать будущую карьеру человека.

Для достижения успеха в деятельности важны как способности, так и наличие высокого уровня мотивации достижения. Нас не удивляет, когда менее одаренный, но более замотивированный ученик (спортсмен, специалист) достигает иногда более высоких результатов в деятельности. Сильно мотивированный человек стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного индивидуума успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека.

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать во взаимодействии с ситуативными факторами — такими как ценность и вероятность достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения — это не только мотивы достижения, но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.). Мотивацию достижения можно описать следующей формулой Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2003. — с. 78-80. :

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии. — М., 2000. — с. 143-148. .

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Но может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы достижения успеха — незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

Ожидание успеха мы понимаем как ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху. Следовательно, ожидание успеха — это степень уверенности в том, что деятельность будет иметь успех Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. — 2005. — №2. — с. 87. .

От того, насколько человек уверен в успехе, зависит мотивация его деятельности. Чем больше человек надеется на успех, тем больше усилий он склонен прилагать, тем более сильной будет его мотивация достижения.

Среди условий, которые влияют на ожидание успеха, важное место занимают следующие факторы:

1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

2) субъективная сложность задания;

3) убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на поведение человека. СПб., 2001. — с. 116-117. .

Известно, что люди, которые рассчитывают на успех в выполнении деятельности, справляются с ней лучше. Ожидание высокого результата влияет на формирование у человека чувства эффективности, которое побуждает его лучше работать. Вера в свои способности, в собственную состоятельность преодолеть трудности побуждает к настойчивой работе. А если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это «отбивает» желание работать.

Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках, от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех. А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов. Но надежду на успех определяют не только предыдущие успехи и неудачи, но и оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь).

Субъективная ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности — еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения.

[link]studbooks.net[/link]

Мотивация достижения

Теория мотивации достижения – это одна из наиболее известных работ американского психолога Дэвида Кларенса МакКлелланда, которая также широко известна под названиями «теория удовлетворения потребностей», «теория потребностей» и «теория трех потребностей». МакКлелланд разработал данную концепцию в начале 60-х годов под влиянием трудов Генри Мюррея.

Мотивационная теория объясняет то, как меняются потребности человека с течением времени по мере изменения его жизненного опыта. Она также дает ответ на вопрос, как влияет на поведение человека потребность в достижении успеха, власти и «причастности». МакКлелланд утверждал, что мотивация каждого человека обусловлена этими тремя факторами – независимо от возраста, пола, расы или культуры, к которой он принадлежит.

Составляющие теории

§ Верит в совершенство

§ Решительно настроен на выполнение поставленной задачи

§ Рассчитывает риски работ заранее

§ Требует регулярных отзывов от начальства

§ Предпочитает работать в одиночку, нежели в группе

§ Любит спорить, конкурировать и имеет напористый характер

§ Наслаждается своим статусом и признанием

§ Ищет любовь, привязанность и признание

§ Охотно соглашается с тем, что говорят его коллеги

§ Боится, что его не примут

§ Предпочитает сотрудничество конкуренции

§ Стремится избежать серьезных рисков и неопределенности

Пояснение по каждому компоненту теории

Разных людей мотивируют разные факторы. Эти факторы зависят от характера или типа личности человека, поэтому теория мотивации была разработана с учетом трех основных факторов, включающих:

Потребность в достижении успеха

Есть люди, которых мотивирует их достижения на работе. Таких сотрудников принято считать ответственными исполнителями, которые всегда с нетерпением ищут возможности показать выдающиеся результаты в своей области.

Люди, чья мотивация основана на достижении успеха, предпочитают работать над проектами, результаты которых полностью зависят от потраченных усилий и ни от чего больше. Кроме того, они предпочитают брать на себя умеренные и сложные задачи и стремятся избегать как высокого риска, так и его отсутствие. Это связано с тем, что задачи, связанные с высокими рисками, могут обернуться провалом, в то время как низкий риск не гарантирует убедительных побед.

Говоря о материальных или нематериальных наградах, стоит отметить, что они оказывают незначительное влияние на мотивацию подобного рода людей. Тем не менее, данный тип личности требует постоянной обратной связи от начальства / руководства, поскольку это помогает ему сравнивать свои ожидаемые достижения с фактическими успехами.

Потребность во власти

Согласно МакКлелланду, потребность во власти обуславливает стремление людей контролировать свои действия, а также деятельность других людей. Мотивация такого типа личности не зависит ни от признания, ни от наград, а лишь от подчинения и согласия других.

Такие люди любят спорить и конкурировать. По сравнению с теми, кто больше ценит успех и причастность, они более властны и напористы. Их также отличает трепетное отношение к вопросам дисциплины.

При этом «властолюбцы» чаще других испытывают разочарование, когда та или иная ситуация выходят из-под их контроля, поскольку они чувствуют себя беспомощными.

Потребность в причастности

Причастность выражается в позитивных, порой интимных личных отношениях. Иными словами, причастность можно определить как положительную реакцию, которую человек получает в ответ на стремление поддерживать позитивные и эффективные отношения с людьми, которые его окружают большую часть времени.

Те, кто ценит причастность выше успеха и власти, всегда рассчитывают на теплые межличностные отношения с окружающими. Хорошие отношения создают чувство привязанности, что автоматически гарантирует поддержку и сотрудничество.

Тем не менее, подобный тип людей обычно избегает неопределенных, рискованных и связанных с высоким уровнем конкуренции ситуаций, поскольку они, прежде всего, стремятся получить любовь и признание, и ужасно боятся быть отвергнутыми – именно поэтому на рабочем месте такие сотрудники обычно придерживаются принятых норм и этики.

Значение теории мотивации

Сотрудники бывают разными. Работодатели должны уметь определять тип личности своих подчиненных, чтобы должным образом мотивировать их и добиваться наибольшей отдачи на рабочем месте. Хотя разных людей отличает разный уровень мотивации, его можно в равной мере поддерживать следующими способами.

Работникам, чья мотивация заждется на достижении успеха, нужно ставить сложные задачи и предлагать серьезные цели. При этом недостаточно сложные задачи или задачи с низким уровнем риска будут восприниматься ими как работа, на которую не стоит тратить время и усилия, а задачи с недостижимыми целями и вовсе могут их демотивировать. Хорошим примером данного типа людей являются спортсмены.

Мотивация других сотрудников сильно зависит от достижения власти. Такими людьми руководит сильное желание обрести власть или полномочия управлять другими, даже когда прочие мотивационные факторы (даже оплата труда) сравнительно невелики. Примером таких людей являются все те, кто поступает на службу в полицию.

Сотрудникам, мотивация которых связана с причастностью, требуется дружная рабочая среда. Поскольку эти люди предпочитают работать в группах, нежели в одиночку, они могут сопротивляться переводу в другой отдел или место из-за своего желания оставаться рядом с друзьями и семьей. Их сопротивление можно наблюдать даже в тех случаях, когда перевод крайне выгоден для карьерного развития. Такие работники могут показывать отличные результаты, когда им поручают задачи, основанные на социальном взаимодействии – к примеру, сфера обслуживания клиентов, административная работа и т. д.

Мотивация достижений – презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

[link]trainingtechnology.ru[/link]

Мотивация достижения и соревновательность

Ден — помощник капитана и «центр» футбольной команды своей школы. В команде нет выдающихся игроков, однако когда все играют в полную силу, команда выступает успешно. Когда результат команды составляет менее 500, Ден испытывает разочарование в некоторых из своих товарищей по команде, которые не прилагают столько же усилий, как он, чтобы победить. Они не имеют достаточной мотивации, а в присутствии зрителей очень часто теряются. Ден размышляет, как повысить мотивацию своих товарищей по команде.

Преподаватели, тренеры и инструкторы по физической подготовке часто задаются вопросом, почему одни занимающиеся характеризуются высоким уровнем мотивации и постоянно стремятся к успеху, тогда как другие, кажется, совсем не имеют мотивации и избегают состязаний. Достаточную информацию по этому вопросу дает спортивная психология.

В этой главе вы узнаете о

  • мотивации достижения — что это такое и как она влияет на процесс занятий и выступления
  • теор иях, которые объясняют, почему одни люди ориентированы на достижение, а другие — нет
  • способах развития мотивации достижения
  • методах, способствующих мотивации достижения

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Чтобы понять, как мотивация достижения влияет на физическую активность, необходимо прежде всего выяснить, что это такое и как это понятие связано с соревновательностью. Этот термин появился более 50 лет назад для описания усилий человека, направленных на выполнение задания, достижение совершенства, преодоление трудностей (препятствий), выполнение чего-либо лучше других (Murray, 1938). Мотивация достижения — это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и испытывание чувства гордости за выполнение (Gill, 1986).

Не удивительно, что мотивация достижения интересует и преподавателей, и тренеров, и инструкторов по физической подготовке: это — точные характеристики, которые позволяют спортсменам достичь совершенства, занимающимся — высоких уровней физической подготовленности, а студентам — максимально повысить процесс усвоения знаний.

Поскольку мотивацию достижения считают личностным фактором, спортивные психологи рассматривали ее, постепенно переходя от модели характерных особенностей личности к комбинированной модели, которая подчеркивает цели достижения, а также их влияние на ситуацию и влияние ситуационных факторов на них. В спортивном мире мотивацию достижения обычно называют соревновательностью.

Мотивация достижения — это тенденция стремления к успеху, настойчивость перед лицом неудач и гордость за выполнение поставленной цели.

В условиях занятий спортом и физической культур ой мотивация достижения фокусируется на соревновании с самим собой, в то время как соревновательность влияет на поведение в ситуациях социальной оценки.

Соревновательность

Рейнер Мартене (Rainer Martens, 1976) определил соревновательность как «предрасположенность к стремлению удовлетворенности при сравнении с шаблоном совершенства в присутствии других, которые способны осуществить оценку» (с. 3). Он рассматривает соревновательность как поведение достижения в соревновательном контекст е, где социальная оценка является ключевым компонентом. Необходимо отметить, что некоторые люди с высокой ориентацией к достижению в одном аспекте деятельности (например, спортивные соревнования) характеризуются ее отсутствием в другом (например, уроки математики).

Определение Мартенса ограничивается ситуациями, в которых человек может быть оценен другими людьми, имеющими для этого соответствующие знания. В то же время многие люди соревнуются сами с собой (например, пытаясь улучшить свой результат в беге, показанный накануне), даже если никто другой не оценивает их. Уровень мотивации достижения выявит это соревнование с самим собой, тогда как уровень соревнователъности окажет влияние на поведение в ситуациях социальной оценки. Именно поэтому мы рассматриваем в этой главе мотивацию достижения вместе с соревновательностью.

Влияния мотивации

Мотивация достижения и соревновательность касаются не только заключительного результата или стремления к совершенству, они также связаны с психологическим «путешествием» к заключительному результату или совершенству. Если мы выясним, почему у людей наблюдаются различия в мотивации, мы сможем оказывать на мотивацию положительное воздействие. Итак, нас интересует, как соревновательность и мотивация достижения влияют на широкий круг мыслей, поведения и ощущений, включая:

  • выбор деятельности (например, поиск равных соперников, чтобы посоревноваться, или более сильных/слабых, чтобы поиграть);
  • усилие для достижения целей (например, как часто вы тренируетесь);
  • интенсивность усилия для достижения целей (например, как интенсивно вы работаете во время тренировочного занятия);
  • настойчивость перед лицом неудачи или в присутствии зрителей (например, если игра «не идет», стараетесь ли вы изо всех сил переломить ход поединка или «плывете по течению»?).

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Существует три теор ии, объясняющие, что мотивирует (побуждает) людей к действию:

  • теор ия потребности достижения;
  • теор ия атрибуции;
  • теор ия достижения цели.

Теория потребности достижения

Теория потребности достижения (Atkinson, 1974; McClelland, 1961) представляет собой комбинированную модель, учитывающую как личностные, так и ситуационные факторы в качестве важнейших показателей поведения. Эту теор ию образуют пять компонентов (рис. 5.1):

  • личностные факторы или мотивы;
  • ситуационные факторы;
  • результирующие тенденции;
  • эмоциональные реакции;
  • поведение, связанное с достижением.

Личностные факторы.

Согласно теор ии потребности достижения, для любого из нас характерны два основных мотива достижения: достижение успеха и избежание неудачи (см. столбик 1 на рис. 5.1). Мотив к достижению успеха определяется как возможность испытать гордость или удовлетворение от выполнения, тогда как мотив к избежанию неудачи — как способность испытать стыд или унижение вследствие неудачи (Gill, 1986). Согласно данной теор ии, наше поведение определяется равновесием этих мотивов. В частности, для людей, достигающих больших успехов, характерна высокая мотивация к достижению успеха и незначительная мотивация к избежанию неудач. Им нравится оценивать свои способности, и их не посещают мысли о неудаче. А для людей, не достигающих больших успехов, характерна низкая мотивация к достижению успеха и высокая — к избежанию неудач. Они боятся неудачи, постоянно думают о ней. Теория не позволяет сделать четкий прогноз в отношении людей со средними и другими уровнями каждого мотива (Gill, 1986).

Ситуационные воздействия. Как мы уже знаем из главы 3, на основании одних лишь характерных особенностей личности невозможно точно прогнозировать поведение. Необходимо принимать во внимание ситуацию. Теория потребности достижения включает два момента: вероятность успеха в ситуации или при выполнении задания и побудительную значим ость успеха.

Вероятность успеха зависит от того, с кем вы будете соревноваться, и от трудности задания. Так, вероятность выигрыша поединка со Стеффи Граф будет ниже, чем с начинающей теннисисткой. В то же время значим ость или «цена» успеха будет выше, поскольку значительно приятнее выиграть у квалифицированного соперника, чем у новичка. Для людей, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50 (например, трудное, но вполне выполнимое задание).

Результирующие тенденции. Третьим компонентом теор ии потребности достижения является результирующая, или бихевиористическая, тенденция, определяемая при рассмотрении уровней мотивов достижения человека в связи с определенной ситуацией (например, вероятность успеха или побудительная значим ость успеха). Теория наиболее эффективна для прогнозирования ситуаций с вероятностью успеха 50 на 50. Люди, достигающие больших успехов, находят вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.

Люди, не достигающие больших успехов, избегают таких ситуаций, отдавая предпочтение легким заданиям, где успех гарантирован или, наоборот, чрезмерно трудным, где вероятность неудачи практически очевидна. Иногда они стремятся к очень трудным заданиям, поскольку никто не ожидает от них успеха. Например, проигрыш баскетбольного поединка один на один Майклу Джордану, естественно, не будет для проигравшего позором. Люди, не достигающие больших успехов, не боятся неудачи, их не пугает отрицательная оценка, связанная с их неудачей.

В ситуации, когда вероятность успеха составляет 50:50, они испытывают чрезмерное волнение и беспокойство, что повышает вероятность слабого выступления. Если они не могут избежать такой ситуации, они находятся в состоянии смятения вследствие высокой потребности избежать неудачи.

Гордость и позор. Как достигающие, так и не достигающие больших успехов люди, естественно, предпочитают испытывать гордость, однако их личностные особенности по-разному взаимодействуют с ситуационными факторами, вынуждая в большей степени концентрироваться либо на гордости, либо на позоре. Первые в большей мере концентрируются на гордости, тогда как вторые — на позоре.

Поведение достижения. Пятый компонент теор ии потребности достижения показывает, как взаимодействие предыдущих четырех компонентов влияет на поведение. Люди, достигающие больших успехов, ищут более соревновательные задания, предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях. Люди, не достигающие больших успехов, избегают промежуточного риска, хуже выступают в оцениваемых ситуациях и избегают соревновательных заданий, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован.

Люди, достигающие больших успехов, стремятся к соревновательным заданиям, предпочитают промежуточный риск и лучше выступают при оценивании. Люди, не достигающие больших успехов, избегают соревновательных ситуаций, промежуточного риска и хуже выступают при оценивании

Значимость теор ии. Такое прогнозирование физической деятельности (результата) на основании теор ии потребности достижения служит своеобразной основой для объяснения современной мотивации достижения. Несмотря на то, что более поздние теор ии предлагают несколько иное объяснение мыслительных процессов, лежащих в основе различий в достижении, бихевиористический прогноз для тех, кто достигает и для тех, кто не достигает больших успехов, является практически одинаковым. Наиболее важным вкладом в теор ию потребности достижения является предпочтительность заданий и прогноз результатов.

Атрибутивная теор ия

Атрибутивная теор ия основана на том, как люди объясняют свои успехи и неудачи. В соответствии с этой теор ией, которую разработал Хейдер (Heider, 1958), а в дальнейшем дополнил и расширил Вайнер (Weiner, 1985, 1986), тысячи всевозможных объяснений успеха и неудач можно разделить на несколько категорий (рис. 5.2). Основными категориями являются стабильность (относительно постоянный или непостоянный фактор), каузальность или причинность (внутренний или внешний фактор) и контроль (фактор, находящийся или не находящийся под контролем).

Атрибутивная теор ия основана на том, как люди объясняют свои успехи и неудачи

Характерные признаки (атрибуции) как причины успеха и неудачи. Успех или неудачу занимающегося можно объяснить множеством разнообразных факторов (атрибутов). Например, вы можете выиграть соревнования по плаванию и приписать свой успех:

  • стабильному фактору (например, вашему таланту или большим способностям) или нестабильному фактору (например, удаче);
  • внутренней причине (например, вашему огромному усилию на последних 50 м дистанции) или внешней причине (например, слабым соперникам);
  • фактору, который вы контролировали (например, вашей стратегии или плану ведения заплыва), или фактору, который вами не контролировался (например, слабой физической подготовке соперников).

Или вы можете бросить занятия и приписать свою неудачу:

  • стабильному фактору (например, отсутствию у вас таланта) или нестабильному фактору (например, не нравится инструктор);
  • внутренней причине (например, вашей слабой спине) или внешней причине (например, зал для проведения занятий находится слишком далеко от вашего места жительства);
  • фактору, который вы можете контролировать (например, отсутствию усилий с вашей стороны), или фактору, который вами не контролируется (например, вас не устраивает плата за занятия по программе).

Почему важны характерные признаки (атрибуции). Характерные признаки влияют на ожидание будущих успехов или неудач и эмоциональные реакции (Biddle, 1993; McAuley, 1993). Приписывание результатов определенным типам стабильных факторов связано с ожиданием будущего успеха. К примеру, если Сузи приписывает свой успех стабильной причине (например, своим способностям), она будет ожидать такого же результата в будущем, что повысит ее мотивацию и уверенность в себе. А Захари, который приписывает свой успех нестабильной причине (например, удаче), не может ожидать его регулярного повторения и, следовательно, уровень его мотивации и уверенности в своих силах останется прежним.

Неудача также может быть приписана стабильной причине (например, невысокому уровню способностей), что снизит уровень мотивации и уверенности в себе, или нестабильной причине (например, невезению), что не повлияет на уровень мотивации и уверенности в своих силах.

Мотив достижения
[link]scorcher.ru[/link]

Мотивация на успех — как мотивировать себя для успешного достижения целей в жизни, советы

Считается, что наши мысли материализуются, и мироздание благосклонно награждает человека той реальностью, о которой он чаще всего размышляет. Исходя из этого утверждения, сильная мотивация себя на успех и работу выступает важнейшим условием продуктивного роста. Иначе просто не получится самореализоваться. Поэтому предстоит разобраться, как научиться добиваться того, что было недостижимым, и как поверить в себя.

Советы, как правильно мотивировать себя:

Правильная мотивация — залог успеха на пути к достижению ваших замыслов. Придерживайтесь этих рекомендаций, и результат не заставит себя долго ждать.

Создайте свою цель и следуйте ей

Почему же важно ставить перед собой собственные задачи? Потому что в противном случае, велика вероятность пойти на поводу у чужих устремлений. Часто люди не замечают, что следуют установкам родителей, друзей, коллег. Нужна машина, квартира, семья и дети, но кому? Если есть желание отправиться в путешествие, записать песню, создать бизнес, то составлять план реализации необходимо в этих направлениях. Соответствовать общепринятым ожиданиям — неверное решение.

Добиться успеха — слишком размытая образная цель. Нужно предельно ясно представлять, чего конкретно следует достичь. И, разумеется, понимать — задачи должны быть реальными. Конечно, «стать главой Газпрома», «возглавить Bank of America» прекрасные стремления. Но с вероятностью 100% они так и останутся мечтами. Желания надо сопоставлять с настоящими возможностями, иначе неизбежная череда неудач снизит самооценку и отобьёт тягу к самореализации.

Составляйте план на ближайшее будущее

Мотивация к успешной жизни для достижения цели — основа, но важно и прикладывать усилия. Если хотите начать жизнь с чистого листа — необходимо планировать это поэтапно. Не пытайтесь кардинально перестроить все и сразу. Начните с расписания на ближайшие сутки. Так вы будете иметь детальное представление, что и как делать. Сможете фиксировать результаты и корректировать постановку задач в будущем.

Не слушайте того, что говорят вам люди

Весьма распространена позиция «прислушиваться к советам профессионалов». Но стоит ли безоговорочно доверять мнению ведущих специалистов во всех сферах деятельности? Если не брать во внимание их блестящие статусы, они просто люди, которые элементарно могут завидовать.

Читайте истории успеха других людей

Если хотите избавиться от лишнего веса, нужно читать истории о тех, кто рассказывает, как много работал для достижения желаемого результата. Сколько времени потратил на изнурительные тренировки, составление плана питания с опытными диетологами, чтобы от 100 кг прийти к вожделенным 70. То же самое в любой другой области жизни – бизнесе, карьере, любви. Оценивайте, анализируйте и впитывайте только такой опыт. Ведь именно это люди, мотивированные на успех по-настоящему. Обращать внимание на лучезарно улыбающихся с экрана звезд, предлагающих чудодейственные пилюли, способные за неделю превратить в грациозную лань — большая ошибка.

Составьте график целей

План-график достижения целей — весьма полезная мотивация. С помощью него будет удобно отслеживать результаты и анализировать причины неудач. Составить его можно для любых задач: основных, дополнительных. Особенность его заключается в том, что в начале списка проставляется ведущее желание, за ним уже остальные взаимосвязанные. Например, вы хотите построить хороший дом. Это означает, что вы желаете улучшить жилищные условия и показать окружающим, какой вы молодец. Выглядит это так:

  • Устроить праздник в честь новоселья.
  • Обустроить обстановку, расставить мебель.
  • Оплатить строителям и ремонтникам их труд.
  • Регулярно следить за ходом работ.
  • Нанять работников. Приобрести участок под дом.
  • Подобрать подходящее место.
  • Создать дизайн-проект будущего жилища.

Если посмотреть на данный список сверху вниз, можно увидеть поэтапный план достижения основной цели.

Используйте зависть во благо

Не существует человека, которому хотя бы раз в жизни не приходилось завидовать. На самом деле это довольно сильное чувство можно задействовать в своих интересах. Оно может стать прекрасной мотивацией для успеха . Отталкиваться, опять же, предстоит от возможностей.

К примеру, вы хотите научиться писать так же хорошо, как Стивен Кинг. Тогда следует заняться изучением его литературы. Помнить, что обязательным условием приближения заветного желания выступает регулярная практика. Отличным решением будет записаться на курсы писательского мастерства. Главное — обратить зависть на пользу.

Вырабатывайте полезные привычки

То, чем мы занимаемся ежедневно, неизменно влияет на то, какими мы станем в будущем. Ведущая жизненная аксиома. Просто замените обычные пристрастия другими, которые принесут пользу и поспособствуют саморазвитию. Из общей массы следует выделить 5 основных установок, которые необходимо привить, чтобы обеспечить рост самооценки и мотивации к успеху :

  • Не пренебрегайте утренней зарядкой.
  • Включите в повседневный рацион овощи и фильтрованную воду.
  • Освойте азы медитации.
  • Планируйте свой день.
  • Чаще гуляйте на свежем воздухе

Заведите дневник целей

Завести его нужно как можно скорее. Он сильно мотивирует. Для наглядности приведем в пример студентов Гарвардского университета. В далеком 1979 году был проведен социологический опрос: есть ли у них задачи и фиксируют ли они их на бумаге. Итоги показали, что только 3% молодых людей их записывали, у 13% они просто были, а 84% вообще не имели таковых.

Через 10 лет повторное исследование показало, что те 3% учащихся, записывающих стремления — действительно стали успешными в финансовой сфере. Стабильность выступает одним из способов измерения. Итог: нужно проставлять цели и расписывать план их достижения.

Окружите себя единомышленниками

Снова приведем в пример похудение. Если хотите избавиться от лишних килограммов, найдите себе единомышленников. Поддержка и понимание важны в любом деле. В компании людей, которые также идут к определенному результату, добиться желаемого окажется в разы проще.

Создайте доску визуализации

Разбираясь с тем, как замотивировать себя на успех , позаботьтесь о ее наличии. Можно собирать различные ободряющие выражения, высказывания выдающихся личностей, собственные достижения. При виде их неизменно будет возникать вдохновение, работать захочется с удвоенной силой. Ведь другие могут, и я справлюсь.

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Что такое мотивация

Казалось бы: тут все просто: мотивация – это стимул для достижения целей. Но с другой стороны все не так определенно. Многие с раннего возраста получают установку на неудачу. Их родные, близкие, не особенно убеждены в успешном будущем и подсознательно прививают свое мнение окружающим. Тот, кто вырос в таких условиях, изначально не представляет себе иного. Не мотивируя себя, невозможно избавиться от навязанных закольцованных оков. Одни пессимисты негативно настраивают других, те, в свою очередь, передают настрой уже своему окружению и так до бесконечности. Убедить их пересмотреть взгляды — непростая задача. Еще труднее перевоспитать в этом отношении себя.

Алгоритм мотивации к успеху

Чтобы понять, как мотивировать себя на успех , придется немного потрудиться и разобраться в том, как это работает. Как правило, людей мотивирует какое-нибудь важное стечение обстоятельств в жизни. К примеру, парню несвойственны усердие, особенный ум, стремление к своим целям. Он существует за счет средств родителей и незначительного дохода от подработок. При этом всем доволен. Наступает момент, когда появляется девушка, в которую он безумно влюбляется. Чтобы произвести на нее впечатление, юноша начинает усердно работать. Таким образом, возлюбленная становится в этой ситуации мотивирующим событием.

Чтобы захотеть стать успешным, нужно представлять того, кто ваш образец для подражания. Осознание реальности цели — важнейший шаг на пути к ее достижению. Так, молодые спортсмены равняются на победителей Олимпийских игр, начинающие музыканты на знаменитых исполнителей.

Важнейшая составляющая — вера в свои силы. Так, девушка, мечтающая о карьере модели, может сколько угодно пересматривать показы мод, любоваться именитыми представительницами данного бизнеса, но толку не будет. До тех пор, пока она не пересмотрит внутренние установки, все ее желания так и останутся фантазиями.

Способы мощной мотивации себя на успех в жизни

Известно немало приемов, способствующих самореализации. Все они неразрывно связаны с вдохновением, благодаря которому человек начинает действовать. Для того чтобы его получить, можно задействовать следующие методы:

  • Мудрые высказывания.
  • Истории успешных людей.
  • Мотивационные советы.
  • Мышление в позитивном ключе.
  • Визуальное представление целей.
  • Аффирмации.
  • Окружение из выдающихся друзей и знакомых.
  • Ведение дневника достижений.

Мудрые фразы

Высказывания известных зачастую выступают отличным мотивирующим толчком. Так, очень вдохновляющими являются слова писателя и консультанта по бизнесу из Америки Брайана Трейси: «Вы можете иметь все, о чем способны думать постоянно». Придает сил и воодушевляет фраза великого представителя Британии Уинстона Черчилля: «Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, имеет значение лишь мужество продолжать».

Истории великих людей

Они мотивируют нас не только своими высказываниями, но и биографиями. Далеко не все успешные стали таковыми за счет родителей. Большинство достигли всего самостоятельно.

В качестве примеров можно привести несколько знаменитых личностей. Френсиса Нганну, который рассказывал, что когда был маленьким, в доме не всегда было съестное. Опру Уинфри, родившуюся в бедной семье и не имеющую даже своей одежды и вещей до 1 класса. Джима Керри, проведшего детские годы в голоде и нищете. Джеки Чана, которого неимущие родители планировали отдать принимающему акушеру. И таких примеров множество.

Мыслить положительно

Говоря про мотивацию к жизни и к достижению успеха, нельзя упускать этот важнейший аспект. Способность мыслить в положительном ключе — мотивирующая привычка. Чем больше позитива человек видит в будущем, тем увереннее продвигается по выбранному пути, тем чаще задуманное у него сбывается. И так абсолютно во всех сферах бытия. Люди получают то, во что верят.

Визуализация целей

Отличный способ мотивировать себя на успех — в деталях вообразить, как это будет. Это необходимо для того, чтобы благодаря прорисовке в мыслях зарядиться положительными эмоциями. Именно они дарят человеку удовлетворение, стимулируют двигаться дальше, заставляют воздействовать на собственное подсознание. Логика неразрывно связана с сознанием, а эмоциональный интеллект — с психикой.

Аффирмации

Нельзя недооценивать силу самовнушения. Даже в том случае, если вы не верите в себя, не понимаете, как мотивировать себя на успех, но при этом постоянно повторяете, что все получится — именно так и случится. Постепенно вы обретете уверенность, ваш разум перестанет бороться и начнет воспринимать все по-новому.

Позитивное окружение

Соответствующий круг общения благотворно влияет на уровень мотивации. Если человек хочет продвинуться в какой-либо сфере, улучшить показатели, ему нужно общаться с подходящими людьми. С теми, кто способен ставить перед собой задачи и выстраивать эффективные планы по достижению. Важно заручиться поддержкой тех, кто обладает такими же ценностями в жизни и представляет себе, что такое правильная мотивация и успех .

Хроника достижений

Жизненный путь состоит из череды взлетов и падений. Кто-то собирает в копилку лишь негатив, а кто-то коллекционирует положительный опыт. Именно для второй категории и создан такой блокнот. В нем принято фиксировать ежедневные победы, маленькие, большие — без разницы. Систематическое перелистывание ежедневника мотивирует и придает сил для свершения очередных подвигов. Пусть и не слишком героических.

Помощь психолога Дарьи Милай

Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:

  • направить свою энергию для реализации целей;
  • найти то, что будет вдохновлять вас действовать;
  • обрести мотивацию к успеху.

Высказывания с мотивацией на успех

Немало великих личностей открыли нам секреты успешности в кратких, но емких цитатах. Перечислить их все не представляется возможным. Но некоторые определенно достойны внимания:

  • «Никогда не станет миллионером тот, кто в течение рабочей недели только и делает, что считает, сколько часов и минут осталось до выходных». Дональд Трамп .
  • «Спустя годы вы больше будете сожалеть о том, чего не сделали, нежели о том, что сделали». Марк Твен .
  • «Важнейшие в жизни вещи были созданы теми людьми, которые не оставляли попыток, даже когда не оставалось никакой надежды». Дейл Карнеги .

Люди, мотивирующие на успех

На собственные подвиги нас толкают примеры тех, кто добился определенных высот сам, не имея стартовой финансовой поддержки, а порой, и самого необходимого в начале жизненного пути. Среди них много по-настоящему великих целеустремленных деятелей.

К примеру, знаменитый актер из Америки Том Круз рассказывает, что из-за семейных проблем ему пришлось сменить 15 школ, а Эндрю Карнеги — один из самых богатых американцев — был рожден в малоимущей семье и свой путь до мультимиллионера начинал проходить с разнорабочего.

Выдающихся людей, способных мотивировать на успех своим опытом очень много. Они действительно стоят того, чтобы на них равнялись.

Как Дарья Милай поможет с самомотивацией

Уже несколько лет я осуществляю деятельность в сфере оказания психологической помощи всем нуждающимся, помогаю людям справиться с проблемами, в том числе связанными с заниженной самооценкой и отсутствием стимула в жизни. Можно быть уверенным — я непременно помогу поверить в собственные силы и объясню, как развить мотивацию на успех правильно. Ведь моя работа — научить человека настраиваться исключительно на хорошее.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Мотив достижения
[link]damienmilay.com[/link]

Особенности мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера личности – это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определённую иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека, как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.

Интересы отражают, прежде всего, познавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие с большими трудностями, медленнее.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе – у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы которые детерминируют поведение человека.

Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы. Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом.

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнований) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного духа и т.п.).
Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Руководитель, учитель, тренер, которые умеют активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов.

Так учитель, зная, какие мотивы содействуют привлечению школьника к учебе, может усилить действие одних и ослабить действие других (нежелательных) мотивов;

Тренер, ориентируясь в мотивационной сфере спортсмена, может в определенный момент активизировать, усилить действие некоторых мотивов и тем самым повысить активность и успешность его деятельности;

Менеджер, задействовав мотивы своих подчинённых, мобилизует их на достижение общей цели.

Знания мотивация необходимы учителю, тренеру, менеджеру, студенту – каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно.

Ориентируясь в психологии мотивации, можно научиться:

— ставить цели и достигать их;

— развивать интерес к деятельности;

— использовать коллектив для побуждения к деятельности отдельного человека.

Мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Ведь несколько одобрительных слов учителя, тренера или менеджера могут резко изменить отношение человека к учебной или профессиональной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчинённых, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) которые побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Мы провели диагностику мотивационной направленности личности на достижения успеха по Т.Элерсу со студентами 1-3 курсов психолого-педагогического факультета. Исследования показали, что студенты умеренно и сильно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска или избегать риск. Чем выше мотивация студента к успеху, тем ниже готовность к риску. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. В результате исследования нами были выявлены студенты (20%) имеющие высокую мотивацию избегания неудач, что препятствовало мотиву успеха достижения цели.

Результаты диагностики по шкале оценки мотивации достижения свидетельствует о том, что высокомотивированный студент (32%) много читает дополнительной литературы и лучше учится, ищет ситуации достижения, уверен в успешном исходе, находит информацию для суждения о своих успехах, готов принять на себя ответственность, проявляет настойчивость в стремлении к цели, показывает большое упорство при столкновении с препятствиями.

Мотивация – это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности. Мы сравнивали динамику развития двух студентов с одинаковым уровнем академической подготовки и с одинаковым интеллектом. Молодые люди отличаются друг от друга только по уровню мотивации. Один из них является высокомотивированным: у него развит интерес к содержанию деятельности, ему интересно учиться, он стремится стать высококвалифицированным специалистом и пытается быть одним из первых в группе. Вследствие высокой мотивации этот студент добросовестно (с интересом) учится и достигает успехов в учебе.
Другой студент (с низким уровнем мотивации учебной деятельности) учится без особого интереса, он безразличен к собственным успехам и к своему статусу в группе, не стремится самоутвердиться и т.п. в результате он не достигает высоких успехов в деятельности.

Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.

Таким образом, мотивация – важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.

Смысл деятельности человек заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявления физической и интеллектуальной активности).

В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий – это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Много зависит от побуждающей силы каждого мотива.Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Так Ольга начала изучать психологию исключительно из необходимости сдать экзамен. Позже предварительно удалось привлечь несколько других мотивов (самоутверждение самореализация интерес к психологии) что существенно повысило общий уровень мотивации учебы.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

— от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

— от актуализации ситуативных факторов;

— от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Следовательно, опираясь на указанную закономерность, психолог, педагог, тренер или менеджер, стремясь усилить мотивацию своих учеников (подчинённых), должен работать в трех направлениях:

— задействовать (актуализировать) как можно больше число мотивов;

— увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;

— актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

[link]urok.1sept.ru[/link]

CATEGORIES