Методы самовоспитания для подростков

Материал на тему «Приемы самовоспитания»

Описание разработки

Цель: Обучить подростков навыкам самовоспитания, научить прорабатывать приемы самовоспитания, умело применять их в жизненной практике.

Ход мероприятия:

1. Объявление темы и цели занятия.

2. Вопрос: можно ли подготовиться к самостоятельной работе над собой?

3. Беседа по ответам на вопрос. Анализ различных точек зрения. Промежуточный вывод: очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но этому можно научиться.

Поговорим о приемах самовоспитания и проработаем их.

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.

Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания.

Заниженная самооценка самого человека непосредственно влияет на его отношение к другим. Человек с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к людям, которых считает удачливее, сильнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность окружающих его людей.

Завышенная самооценка отдаляет, мешает установлению нормальных деловых контактов. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.

В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми, немалую роль играют приемы самовоспитания.

Сейчас каждый из приемов мы попытаемся проработать на себе.

Напоминаю, что эти приемы — добровольно принятая система!

1-й прием – самоприказ.

Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Важно, чтобы он был разумным, и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не то, что хочется. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, то необходимо повторить его несколько раз. Если это возможно — повторять его вслух.

Так, немецкий король Генрих четвертый, трус с детских лет, идя в бой, приказывал: « Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!» С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Задание №1 группе (на 1-2 мин)

Составить и записать на листочках «самоприказы», которые вы могли бы себе предложить. Напоминаю, что чаще к «самоприказам» обращаются импульсивные люди, которые не могут себя контролировать.

2 прием – самовнушение.

Самовнушение помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности.

В течение нескольких недель, а иногда и месяцев, с целью изменения поведения в требуемую сторону, помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!»

Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме.

Мысленные внушения произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состоянии коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии.

Задание №2 группе (2 – 4 мин)

Составить и записать на листочках текст из 4-5 предложений, который помогал бы настроить Вас на совершение важной задачи.

Например: «Я ни на кого не сорвусь. Буду спокойна и уравновешенна…»

Напоминаю, что прием самовнушения надо применять ежедневно, повторяя текст с утра, внушая необходимое качество.

3-й прием — самокоррекция.

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять контроль за поведением. Самокорректировка позволяет корректировать накал страстей, умение держать себя в руках, быстро успокаиваться и находить пути исправления своих недостатков.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал своё поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков. Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди.

«Человек, — писал он, — является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».

Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Задание №3 группе (2-3 мин)

На листочках продолжите текст, для себя лично составьте продолжение:

«Сегодня я вижу в себе такие недостатки: ……… и хочу наметить для себя следующие пути их исправления»…

4-й прием – самостимуляция.

Мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не дополучает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы — одна из причин повышения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

Задание №4 группе (2- 4 мин)

Напоминаю, прием применяется, когда что-то удалось, для ощущения самодостаточности.

Проведем эту работу на себе. На листочках запишите текст для самостимуляции на примере сегодняшнего дня.

Спасибо всем большое за активное участие!

[link]videouroki.net[/link]

МЕТОДЫ и приемы САМОВОСПИТАНИЯ

Анализ литературы показал, что выделяются следующие методы самовоспитания.

Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т.е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований. [10]

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что основные методы самовоспитания:

1) самоубеждение (я смогу это сделать, этого достичь);

2) самообязательство (я обязан это сделать; это нужно и мне, и окружающим)

3) самоупражнение (я этого еще не умею, но я этому постепенно научусь);

4) следование примеру (мне бы надо быть таким, как он);

5) самопоощрение (я – молодец, это я сделал так, как надо);

6) самовнушение (я не должен больше колебаться, мне пора приступить к этому);

7) самопринуждение (я немедленно должен делать это, не прячась за оправдания и отговорки);

8) самокритика (а ведь – это я мог бы сделать и лучше, и быстрее)

К самым распространенным приемам самовоспитания учащихся относятся самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка, а к методам – самообладание и самопознание. В результате применения этих риемов и методов складывается личность, которая обязательно должна с легкостью влиться в общество.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Критерии САМОВОСПИТАНИЯ

Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала об­ратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г.К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями и показателями.

¾ метода (самостоятельный – конформист);

¾ времени (готовность к самостоятельной жизни);

Также выделяют следующие критерии:

¾ повышение качества знаний;

¾ рост культуры умственного труда;

¾ совершенствование интеллектуальной деятельности;

¾ активизация познавательного интереса. [2]

В той или иной мере самовоспитанием занимается каждый человек. В соответствии с общественными требованиями каждый выбирает те или иные цели жизни, идеалы и развивает себя как личность, совершенствует свои природные задатки и способности, чтобы нормально жить и работать в обществе. При этом движущими силами самовоспитания выступают определенные противоречия, прежде всего — между требованиями, предъявляемыми к каждому из нас, и нашим реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям, если, конечно, он хочет признания. [3]

[link]poisk-ru.ru[/link]

«Методы исследования организации процесса нравственного самовоспитания подростков. Уровни саморазвития».

Я познакомлю вас с материалом выполненным членами рабочей группы по реализации программы РИП «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях введения ФГОС НОО»

Просмотр содержимого документа
««Методы исследования организации процесса нравственного самовоспитания подростков. Уровни саморазвития».»

Доклад на педсовет

«Методы исследования организации процесса нравственного самовоспитания подростков.

Я познакомлю вас с материалом выполненным членами рабочей группы по реализации программы РИП «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях введения ФГОС НОО»

В качестве одного из методов исследования педагоги использовали организацию всестороннего самовоспитания детей в коллективе с целью выявления возрастных особенностей самовоспитания, обоснования наиболее эффективных условий и средств организации самовоспитания детей.

Школьников информировали о самовоспитании и его средствах, организовывали деятельность детей по усвоению образцов самовоспитания, организовывали самообязательства по совершенствованию личности и самоотчеты школьников в коллективе, четкую систему стимулирования самовоспитания детей.

Одним из методов изучения самовоспитания была организация проблемных ситуаций, которые помогают в относительно короткий срок получить данные о самовоспитании школьника, выявить интересующие педагога особенности работы учащегося над собой, проверить истинность тех или иных высказываний учащегося, мнений о нем воспитателей.

Смысл проблемной ситуации заключался в том, что ситуация ставит испытуемого перед необходимостью самостоятельного решения проблемы, которое характеризует его личность в плане самовоспитания.

Использовались проблемные ситуации со словесным выбором решения: школьникам предполагалось решать проблемы других детей, объяснять причины их поступков, которые имеют место в практике самовоспитания и одной из причин которых может быть стремление воспитать у себя качество личности. Предполагалось, что школьник, отвечая на вопрос, сравнит свои поступки с поступками другого, представит себе, для чего он сам мог бы совершить подобный поступок, осуществит «мысленный перенос» в положение оппонента, т. е. в конечном итоге ответ будет свидетельствовать о самовоспитании испытуемого.

Преимущество этого метода заключается в том, что предлагаемая для решения проблемная ситуация задается в завуалированной косвенной форме, школьник явно решает не свою жизненную проблему, а проблему, стоящую перед другим, что уменьшает возможность отрицательного влияния на ответы замкнутости, скрытности некоторых учащихся, нежелания отвечать экспериментатору о своем процессе самовоспитания.

В основе развития явления самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов осознания личности и изменения позиции человека во взаимодействии с внешним миром.

Достигнутый к подростковому возрасту уровень самосознания позволяет подросткам посредством качественной характеристики поступков осознать несоответствие возросших возможностей своему прежнему месту в системе отношений, что способствует становлению позиции максимализма самостоятельности.

Исследование показало, что научно обоснованная система организации самовоспитания школьников, учитывающая своеобразие данного процесса,

обеспечивает высокий уровень управления самовоспитанием детей, т. е. получение воспитателями заданного гарантированного результата.

Специфика усвоения нравственного опыта заключается в том, что в отличие от усвоения интеллектуального опыта оно предполагает определенное переживание. Если переживание лишь способствует формированию умственного действия, то в случае формирования нравственного свойства оно является необходимым его компонентом.

Самовоспитание может иметь многообразные формы, проходить разные пути своего развития.

Характерные черты

Регулярная работа школьника над собой в соответствии с программой самовоспитания. Имеется заметное продвижение в развитии навыков саморегуляции

Есть определенная программа самовоспитания, включающая цели, способы деятельности, рагламентацию времени и т.п., однако реализуется эта программа не регулярно, лишь от случая к случаю (каждый раз принимается решение «начать с понедельника» новую жизнь). Наблюдается некоторое продвижения в самовоспитании, но идет оно со срывами

Выражен интерес к познанию собственной личности (во многих случаях ведется дневник, где анализируются собственные качества). С интересом относится к беседам на темы самовоспитания, следит за соответствующей литературой, но сколько-нибудь определенная программа самовоспитания отсутствует. Иногда отмечаются хаотичные порывы к самоизменению.

Положительно относится к проблемам самовоспитания, считает, что нужно изменить свой характер, устранить недостатки, однако этим все и ограничивается. Интерес к самопознанию не выражен: отмечает у себя лишь наиболее очевидные недостатки (я ленивый), о которых часто слышит от окружающих, в остальном личностного отношения к этим проблемам не проявляет

Интереса к проблемам самовоспитания нет, процесс самопознания не выражен. В крайних случаях на этом уровне отмечается даже отрицательное отношение к проблемам самовоспитания (Человек должен жить с тем характером, что ему дала природа. Какой есть, такой и есть. И нечего не поделаешь и т. п)

Уровни самовоспитания

Уровни готовности учащихся к самовоспитанию (Новоселова А.С.)

Низкий Учащиеся только в общих чертах знакомы с самовоспитанием

Средний Школьники знают о самовоспитании больше и озабочены выбором идеала для подражания.

Высокий Школьники знакомы с методами самовоспитания, но работают над собой стихийно и без соотнесения с общественными требованиями и идеалами.

Высший Учащиеся понимают необходимость ориентации на общественность.

Возрастные уровни самовоспитания

I уровень – дошкольник и младший школьник. Мотив самовоспитания: хочет быть «хорошим» (поощрение взрослых). Собственные качества личности не осознает – важны определенные поступки или отказ от них

II уровень – подростковый возраст. Мотив самовоспитания: стремление к самостоятельности, самоутверждение качеств личности через отдельные поступки. Ситуативный, несистематический характер самовоспитания, низкий уровень осознанности данного процесса.

III уровень – юношеский возраст. Мотив самовоспитания: стремление найти и осмыслить свое реальное место в мире. Самовоспитание осознанное, высокая степень самостоятельности в данном процессе, который характеризуется систематичностью. Но отношение к своим возможностям чаще неадекватное.

[link]multiurok.ru[/link]

Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Как самовоспитание помогло известным личностям достичь успеха?

Конечно, идеальных людей не существует, но эти три известных человека ниже почти приблизились к совершенству. Их честная натура, добрая личность и строгое самовоспитание делают их настоящим примером для подражания:

  1. Сон Чжун Ки (актер). Он всегда был в десятке лучших учеников старшей школы. На национальном экзамене он набрал триста восемьдесят баллов из четырехсот, поступив в один из лучших частных университетов Южной Кореи, Университет Сунгкьюнкван. В индустрии развлечений он известен, как джентльмен. Его образованность и манеры очаровывают всех окружающих.
  2. Ким Джон Кук (певец). Он прославился своим самовоспитанием, когда начал заниматься физическими упражнениями и сел на диету. Чтобы поддерживать репутацию одного из лучших национальных певцов, он избавился от таких вредных привычек, как курение и распитие алкоголя.
  3. Ким Хе-су (актриса). Она также является одной из самых известных звезд Южной Кореи, когда дело доходит до самовоспитания. Даже в свои сорок лет она все еще имеет тело двадцатилетней девушки. Она участвует во многих волонтерских службах и организациях по оказанию помощи даже в рамках своего плотного графика.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Методы саморазвития личности

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы научиться самовоспитанию и обрести силу воли, чтобы жить счастливой жизнью. Если вы хотите взять под контроль свои привычки, вот три самых мощных совета, к которым вы должны прислушаться, чтобы овладеть искусством самовоспитания:

Установите четкие цели и разработайте к ним план. Если вы хотите заняться самовоспитанием, у вас должно быть четкое представление о том, чего вы надеетесь достичь. Вы также должны понимать, что для вас значит успех. В конце концов, если вы не знаете, куда идете, легко сбиться с пути или отвлечься. Четкий план должен описывать каждый шаг, который вы собираетесь предпринять, чтобы достичь своих целей.

  • Питайтесь часто и полезно. Чувство голода — это злое и раздражающее ощущение, которое может оказать существенное влияние на силу воли. Исследования доказали, что низкий уровень сахара в крови часто ослабляет решимость человека, делая его раздражительным и пессимистичным. Когда вы голодны, ваша способность к концентрации страдает, и ваш мозг плохо функционирует. Ваша способность к самовоспитанию, вероятно, ослабнет во всех областях, включая диету, физические упражнения, работу и отношения, если вы будете ощущать голод. Так что чаще питайтесь здоровыми закусками, чтобы держать себя под контролем.
  • Прощайте себя и двигайтесь вперед. Даже при всех наших лучших намерениях и хорошо продуманных планах мы иногда терпим неудачу. Такое случается. У вас будут взлеты и падения, большие успехи и печальные неудачи. Вы должны продолжать двигаться вперед. Если вы споткнулись, узнайте, что стало этому причиной, и идите дальше. Не позволяйте себе погрузиться в чувство вины, гнева или разочарования, потому что эти эмоции только опустят вас вниз и будут препятствовать дальнейшему прогрессу. Учись на своих ошибках и прощайте себя. Тогда вы вернете себе голову и переориентируйтесь на свои цели.
  • Используемые методы самовоспитания

    Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

    Основные методы самовоспитания:

    • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
    • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
    • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
    • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
    • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
    • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
    • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

    Его виды.

    Самосовершенствование – это процесс комплексный и всесторонний. Нельзя постоянно развиваться в каком-то одном направлении. Все равно жизнь скорректирует движение. Например, кто-то решил стать первоклассным специалистом. Он всего себя посвятил выбранной профессии. Но этот человек абсолютно не умеет вести себя в обществе. Даже будучи профессионалом, он с треском проваливает собеседования и, даже в случае трудоустройства, долго на одном месте не задерживается. Значит одни только рабочие умения или навыки не являются залогом успеха.

    Пройти тест на тип личности

    Уместно говорить, что бывают такие виды самовоспитания:

    • Интеллектуальное;
    • Физическое;
    • Эстетическое;
    • Психологическое;
    • Социально-ориентированное.

    Первое заключается в стремлении приобретать новые знания, расширять свое мировоззрение. Второе поддерживает на хорошем уровне физическую форму, умение обращаться со своим телом. Третье помогает видеть прекрасное, радоваться окружающему миру. Четвертое вырабатывает волевые качества. Пятое помогает налаживать связи, поддерживать коммуникацию в обществе.

    Элементы самовоспитания.

    Самовоспитание личности становится возможным только при наличии таких четырех основных компонентов:

    • Самоанализ – умение видеть свои сильные и слабые стороны;
    • Самоотчет – взятие на себя ответственности за свою жизнь;
    • Самомотивация – способность настраивать себя на работу;
    • Самоконтроль – сверка личного прогресса с прогнозируемым;
    • Самооценка – адекватная оценка своих поступков.

    По сути, все это атрибуты школьного процесса, только во взрослой жизни человек их применяет сам. Оценивать других всегда проще, чем самого себя. Еще сложнее себя контролировать и мотивировать. Поэтому психологическое самовоспитание – один из наиболее важных этапов самосовершенствования.

    С чего начать самовоспитание и работу над собой

    Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

    Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

    Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

    • осознание, что перемены в себе необходимы;
    • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
    • мотивация и вера в собственные силы и успех;
    • правильный выбор методов.

    Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

    Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

    Что поможет воспитать сильный характер?

    Сильный характер характеризуется следующими навыками:

    1. Умение давать адекватную оценку своим действиям. Научится требовать от себя результат, уметь перебороть недовольство собой, при этом, не опустив руки.
    2. Уметь ставить конкретную цель. Что именно вы хотите изменить в характере, какой навык развить и от чего отказаться?
    3. Развивать свою мораль, помогать ближним и нуждающимся.
    4. Самостоятельно составить план работы, предположим на один месяц и четко выполнять предписания.
    5. Искоренить лень и другие пороки, которые мешают на пути к достижению цели.
    6. Чтение литературы, посещение тренингов по личностному развитию.

    Также в процессе воспитания вам придется работать над собой, учиться новым навыкам, например: культура общения, умения отстоять свою точку зрения, научиться решать проблемы самостоятельно, преодолевать стрессовые ситуации и т.д.

    В чем заключается проблема самовоспитания

    Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

    [link]chinogid.ru[/link]

    Что такое самовоспитание личности — методы и способы самовоспитания

    Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

    Самовоспитание — что это?

    Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

    Психология самовоспитания

    Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

    В чем проявляется самовоспитание?

    Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

    • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
    • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
    • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
    • истинное следование своему пути в жизни.

    Для чего нужно самовоспитание?

    Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды — в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

    • стать счастливым самому и окружающим людям;
    • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
    • реализовать творческое самовыражение;
    • добиться успеха.

    Методы самовоспитания

    Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

    1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
    2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
    3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
    4. Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
    5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
    6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
    7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

    С чего начать самовоспитание?

    Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

    Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

    • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
    • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
    • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
    • постановка (прописывание) целей и задач;
    • выбор средств и методов.

    Проблема самовоспитания

    Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

    Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

    Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

    1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
    2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» — любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
    3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
    4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
    5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
    6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

    Книги о самовоспитании

    Какое значение имеет самовоспитание — об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

    1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
    2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
    3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
    4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
    5. «Законы победителей» Б.Шефер
    6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
    7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

    Методы самовоспитания для подростков
    [link]womanadvice.ru[/link]

    CATEGORIES