Манипуляция общественным сознанием

Манипулирование общественным сознанием

— функцию администрирования (система символизации норм, которые подтверждают право человека делать что-либо в зависимости от того, что он есть по своему символическому статусу);

— функцию продуцирования определенной точки зрения.

— утаивание информации (сокрытие, умалчивание, избирательная подача материала);

— манипулирование со способом подачи материала (сообщение должно быть воспринято необходимым отправителю образом). Следует помнить, что дозированная информация не дает возможности эффективно ею воспользоваться. Сюда относится и целенаправленная компоновка тем, что должно наводить получателя информации на строго определенные выводы;

— манипулирование со временем подачи информации. Порядок подачи сведений, время их озвучивания и обсуждения непосредственно влияют на оценку и усвоение информации;

— подпороговая подача информации связана с учетом особенностей информационной рецепции, которые не осознаются коммуникаторами и формируются на дорефлексивном уровне;

— перегрузка адресатов сведениями, отобранными по какому-либо параметру, что преследует, прежде всего, цель заставить адресата отказаться от предоставляемой информации. Часто с этим связано формирование (скрытое, естественно) у адресатов убеждения в том, что информация им, якобы, не нужна или она для них крайне опасна.

— использованию специально организованных ритуалов, процедур, маскирующих информацию, под них зашифрованную;

— использованию техники “наивной искренности”, “естественной спонтанности”.

— возбуждение чувства собственности, обладания, враждебного отношения к “чужим” и “непохожим”;

— возбуждение потребности в признании, в безопасности, в чувстве общности. При этом существует закон: чем шире аудитория, на которую необходимо оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые “мишени”. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможны тогда, когда организатору воздействия известны специфические качества, потребности, интересы того слоя, группы, субъекта, на кого оказывается воздействие. Чем меньше аудитория, тем точнее должна быть “настройка” на нее и на ее специфические характеристики;

— широкое и целенаправленное использование универсальных побудителей: гордости, стремления к удовольствиям, комфорту, деньгам, карьере, известности.

— сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

— подстройка к адресату воздействия;

— организация ситуации воздействия;

— регуляторы активности (смысловые, целевые операциональные установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования);

— когнитивные комплексы (образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации и т.д.);

— операциональные комплексы (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность);

— психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные и т.д.);

— знакового (метасенсорика, миманс, настрой);

— операционального (установление эффективной обратной связи);

— предметного (расшифровка кода сообщения, информационный резонанс);

— “присоединение” (самоподдерживающийся контакт в силу положительного смыслового, эмоционального, мотивационного отношения к нему).

— генерализация, расширение обобщений (“всегда”, “вечно”, “постоянно” — маркеры этого приема);

— неявное указание как бы общепринятой формы;

— маскировка под пресуппозиции (неявные допущения);

— неопределенный рефлекторный индекс (“есть мнение. ”);

— умножение имен, действий, ситуаций;

— замещение субъекта действия;

— подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными;

— использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации;

— активизация пропаганды, тенденциозной информации;

— информационная перегрузка, купирующая возможность адекватно усвоить и верно оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию только официальных вариантов.

— необходимость четкого представления об ожиданиях аудитории, что позволяет создавать иллюзии, применимые именно для данной аудитории;

— использование “логики коллективного действия”, взаимной ответственности;

— изъятие и сокрытие информации, которая идет вразрез с официальным курсом;

— обращение к “священным принципам” нации;

— использование символики и символизации посредством имиджевых технологий.

— “политика самоочевидного”, когда за “очевидное” выдаются хорошо подтасованные факты. При этом субъектам предоставляется “якобы свобода” для интерпретации подтасованных фактов. Этому предшествует ненавязчивая подача нужных сведений при скрытом воздействии на их возможную оценку. “Самоочевидные” решения выдаются обществу в форме нарочито нейтральных. Они выглядят как продиктованные “логикой развития ситуации”, что совершенно не соответствует действительности. “Самоочевидные” решения всегда выдаются как единственно возможные и лучшие, как, безусловно, неизбежные и оптимальные. Тем самым они способствуют утверждению и стабилизации существующего порядка;

При помощи опросов происходит подмена подлинного осознания индивидуальных мнений моделированием “мнения общественного”. Опросы создают искусственный персонаж общественной жизни (усредненный образ индивидов), к которому надо стремиться и которому надо соответствовать. Опросы связаны с превентивным воздействием, нацеленным на укрепление власти путем апеллирования к воле масс;

— организация “псевдособытий”, основанная на подготовке фактов и запугивании аудитории. Следует подчеркнуть, что особую роль в этом случае играют выбор “терминов” и комментарии.

— текущими (построенными на недопонимании или нехватке информации);

— желаемыми (образы, которые хотелось бы создать);

— корпоративными (образы целого без детализации составляющих элементов);

— множественными (образы составляющих элементов без претензии на их целостность).

— целенаправленная активизация массового сознания, связанная с его архаизацией;

— создание института “информационных миссионеров”, толкователей тех или иных событий, фактов, явлений;

Регрессионный анализ

Гражданское общество

Фискальная политика

Инновационные проекты

©2009-2017 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты

2.2.1 МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ

Известный русский историк В. О. Ключевский еще в конце XIX века предостерегал общество от возможности и манипулирования общественным сознанием.

Он писал: «Истина проводится в наше сознание, подобно запретным заграничным товарам, контрабандой, под ярлыком лжи или шутки; зато под видом заграничным мы беспошлинно получаем от своих поставщиков-прозводителей чистую ложь или озорство совершенно домашнего кустарного изделия» 296 .

Одним из основных способов управления концептуальной власти является манипуляция общественным сознанием. Она предполагает способность субъекта управления осуществлять скрытое влияние на объект управления. В отличие от других способов осуществления власти, когда публично декларируются намерения (нередко и в письменной форме), при манипулировании акторы воздействуют друг на друга, не оповещая о своих желаниях и целях, т. е. объект не осознает, что на него оказывается давление. При манипуляции нет субъекта, отдающего приказ, и нет самого официального приказа в явной форме.

В. Г. Ледяев 297 считает, что новые возможности в использовании манипуляции возникли в связи с современными открытиями в области биологии и психологии. Воздействие на мозг с помощью лекарств и электронных средств с целью изменения сознания и эмоций человека дает субъектам власти мощные инструменты скрытого контроля над психикой людей и их деятельностью.

296 Ключевский В. О. Афоризмы и мысли об истории // Собрание сочинений: В 9 т. — М.: Мысль, 1990. — Т. 9. — С. 378.

297 Ледяев В. Г. Власть: Концептуальный анализ. — М.: Рос. полит. энциклопедия, 2001. — С. 293.

В настоящее время в общественной, экономической и политической сферах деятельности активно развивается направление нейро-лингвистического программирования (НЛП) 298 , которое также может использоваться субъектом социального управления для манипуляции объектами социального управления. Учитывая опасность этих технологий в случае их бесконтрольного применения в обществе, западный исследователь Д. Ронг 299 считает манипуляцию самой бесчеловечной формой власти, даже более бесчеловечной, чем физическое принуждение, где жертва по крайней мере знает, что является объектом чьей-то агрессии. Ю. В. Пую, подчеркивая анонимность манипулятора, пишет: «На групповом уровне манипулятор использует в своих интересах особенности группового поведения индивидов, их взаимодействия, взаимозависимости. Подчинив своей воле группу, манипулятор присваивает себе возможности этой группы.

Он идентифицирует себя с ней, действует от ее имени, но в своих интересах. Зачастую трудно понять, где истинный лидер группы, а где манипулятор, использующий ее для решения своих задач. Манипуляции на уровне группы открывают больше возможностей, чем это имеет место в рамках межличностной манипуляции, поскольку в случае успеха он может получить доступ к ресурсам, которыми обладает группа, и использовать их в своих интересах. С другой стороны, он всегда может переложить ответственность за свои действия на группу в целом или на отдельных ее членов. Для того чтобы манипулировать группой, вовсе не обязательно быть ее лидером» 300 .

298 См.: Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. — СПб.: Питер, 2002; Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. — СПб.: Питер, 2000; и др.

299 Wrong D. H. Power Its Forms, Bases and Uses. With a New Preface. — Oxford: Basil Black-well, 1988. — P. 30.

300 Пую Ю. В. Антропология манипулирования / Ю. В. Пую // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина: науч. журн.: серия «Философия». — 2010. — № 2. — Т. 2. — С. 65.

Мы считаем, что основные технологии манипуляции общественным сознанием применяются вне использования психотропных препаратов, психотронных генераторов и других достижений в биологии, химии или технике, то есть не на материальном уровне, а на уровне идеального, общественного сознания (двойные стандарты, подмена понятий и т. п.). Схема манипулирования общественным сознанием представлена на Рис. 3 301 .

Рис. 3. Схема манипулирования общественным сознанием

Если вы находитесь в положении верхнего человека, то рано или поздно, путем проб и ошибок, но вы обязательно дойдете до истины 302 . Если вы находитесь в положении нижнего человека, то вам предстоит трудная задача выбирать из двух зол меньшее.

301 Ефимов В. А. Основы системного управления в условиях глобализации. — СПб, 2006. — С. 9.

302 Истины вообще, то есть абстрактной, не бывает. Истина всегда конкретна, она обязательно имеет время, место, действующих лиц и обстоятельства, то есть она, всегда имеет отношение к конкретному процессу (явлению).

Но до истины вы не дойдете, даже если попытаетесь найти ее где-то «посередине». По этой схеме веками реализуются манипуляции малосодержательными без контекста, парными терминами, с приданием им ярко выраженных надуманных противоположных оценок с позиции «хорошо — плохо». Вначале идет подталкивание маятника общественного сознания в сторону пункта «Ложь № 1». Но по ходу истории развитие в этом направлении объявляется ошибочным и маятник направляется в сторону пункта «Ложь № 2». К таким парным представлениям об оптимизации управления обществом относятся связки «социализм — капитализм», «план — рынок», «демократия — диктатура», «экономическая открытость — железный занавес», «свободное общество — тоталитаризм» и т. п.

Показательно, что по такой же схеме проводится подавляющее большинство ток-шоу (круглых столов) на телевидении. Приглашаются два «авторитета» (или две команды «авторитетов»), которые придерживаются взаимно противоположных точек зрения (научных школ и т. п.). При этом, если развернувшаяся научная или политическая дискуссия (тем более в прямом эфире) начинает выходить за рамки маятникого сценария, ведущий телевизионной программы в зависимости от раскрученного профессионального имиджа либо бесцеремонно обрывает собеседника, либо высмеивает его, либо просто объявляет рекламную паузу, после которой «случайно» забывает продолжить конкретную логическую линию обсуждения. Общественно полезная позиция состоит в обладании чувством меры и в умении, разорвав умышленно выстроенный порочный круг непонимания, выйти к истине, выйти на понимание неприемлемости в равной мере как одной, так и другой крайности.

Суть метода манипуляции общественным сознанием состоит в подмене, искажении и даже сокрытии ключевых понятий в жизни общества

Авторский коллектив 303 под псевдонимом К. Прутков 304 писал: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». Это не простая игра слов, а указание на то, что стереотипы мышления наиболее сложно поддаются изменению, но именно это свойство сознания человека и используется для манипулирования им и обществом. Человек мыслит только сформированными им лично понятиями, то есть если у человека отсутствуют определенные понятия о важных явлениях в жизни, то эти явления как будто не существуют для него. Это означает, что некоторые вещи для одного человека — очевидная реальность или само собой разумеющееся, а для другого они же — загадка, не имеющая ответа и объяснения, т. е. мистика.

В процессе развития и взросления ребенка идет формирование его понятий о мире. Если ключевые понятия у него не сформированы или сформированы искаженными, то он становится заложником своего неведения и тех людей, кто понимает больше него: «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру своего непонимания на того, кто понимает больше его». Обратимся к афоризму К. Пруткова и задумаемся: а что имеется в виду? Если два разных человека воспитывались в разных мировоззренческих системах, то преимущества не у более талантливого, а у того, кому помогали сформировать у себя ключевые понятия и при этом не подавляли его творческого начала кодирующей зубрежкой.

303 Братья Алексей (1821 — 1908 гг.), Владимир (1830—1884 гг.) и Александр (1826 — 1896 гг.) Жемчужниковы и их двоюродный брат поэт Алексей Константинович Толстой (1817 — 1875 гг.).

304 Прутков Козьма. Сочинения. — М.: Худож. лит., 1976. — С. 117.

Для того чтобы в контексте данной работы адекватно определить само слово «понятие» как основу мыслительной деятельности человека, необходимо учесть алгоритмику работы нашего мозга. При этом важно заметить, что за нашими привычными словами стоят живые явления, а слова только указывают на них. Так, дзен-буддийский мудрец Дайэ еще в древности предупреждал, что слово «луна» — это лишь палец, указывающий на луну, и горе тому, кто перепутает «палец» с Луной 305 .

305 См.: Судзуки Д. Т. Основы дзэн-буддизма. — Бишкек: Одиссей, 1993.

306 Пять органов чувств плюс чувство меры предопределения развития бытия как основа интуиции.

А «называет» каждый образ по отдельности своим словом или словосочетанием и всю их совокупность в целом в виде языка общения именно левое полушарие головного мозга. Так в нашем мозге возникает понятие. Понятие — это постоянное взаимное соответствие между образом и его лексическим выражением (словом или словосочетанием), то есть это устойчивая во времени взаимосвязь между полушариями головного мозга, возникающая при столкновении разума человека с каким-либо явлением. «Логический Словарь» так определяет термин «понятие»: «. это целостная совокупность суждений, т. е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта» 307 .

Любой человек мыслит понятиями, которые формируются под воздействием культуры общества, средств массовой информации и образовательного процесса как неразрывного единства обучения и воспитания. Понятие возникает лишь как единство слова и образа того явления, которое кроется за этим словом. Именно поэтому важно самому формировать адекватные понятия об общественных явлениях, иначе за вас их сформируют политтехнологи (русская народная пословица гласит: «Чужим умом не проживешь»).

307 Кондаков Н. И. Понятие // Логический Словарь. — М.: Наука. — 1971. — С. 393.

Одной из важных целей образовательного процесса является помощь молодому человеку в формировании ключевых в жизни общества понятий 308 .

Если коснуться истории вопроса по существу, то понятие «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие», или власть народа. Власть — это реализуемая на практике способность к социальному управлению. Управление — это способность к целеполаганию, определению способа достижения цели (т. е. определению концепции) и собственно достижение избранных целей согласно определенной концепции.

308 Солонько И. В. Воспитание студенческой молодежи в XXI веке // Культура и образование в XXI веке: теоретические аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 янв. — 01 февр. 2008 г. — СПб.: СПбГАУ, 2008. — С. 101 — 102.

309 См.: Зыкин Д. Власть, элита, народ: подсознание и управляемая демократия. — М.: Самотека, 2007 и др.

310 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М: ЭКСМО, 2007. — С. 22.

Таким образом, в нашем понимании демократическое общество — это такое общество, в котором народ может на практике достигать оглашённых целей посредством известной всему обществу концепции управления. При современном уровне общественного развития, культуры мышления и гражданского правосознания истинная демократия — это реальность далекой перспективы, к которой, безусловно, нужно стремиться уже сегодня, но ее нельзя достигнуть без собственной концептуальной власти как института цивилизационной самоорганизации и самоуправления.

Вернуться к началу статьи .

Обозреватель не отображает встроенную рамку

Манипуляция сознанием

Какая одежда сегодня в моде и что вкусного можно купить в магазине, какой мобильный телефон лучше нам подойдет и на какой фильм сходить в выходные. Ежедневно мы стоим перед подобным выбором. А что если этот выбор не принадлежит нам, а навязан со стороны? Мы часто не задумываемся о том, что нашим сознанием могут манипулировать. Чем наполнено наше подсознание? Фразами, картинками и звуками которые мы когда-либо слышали или видели. Каждый фрагмент жизни, замеченный нами, откладывается в нашем подсознании как в копилке. Мы покупаем то о чем «слышали». Манипуляция сознанием человека действует безотказно. Мы даже не понимаем, что с нами происходит. Помочь в этом нам сможет краткий курс манипуляции сознанием.

Над понятием манипуляции массовым сознанием ломают головы умы почти всего мира. Однако все они согласны в одном – манипуляция сознанием человека это способ воздействия с целью повлиять на конечное решение или переубедить в чем либо. Вопрос влияния на общественное сознание стал особенно актуальным с появлением интернета. Манипуляции массовым сознанием выполняются с помощью социальных сетей, онлайн-игр, интернет-магазинов и прочих уловок, созданных для заработка на пользователях. Не нужно быть гением и изучать множество специальной литературы, чтобы разобраться в понятии «манипуляция сознанием» и хоть немного оградить себя от её влияния.

Важно запомнить: риск быть подверженным манипуляции сознания увеличивается, когда мы находимся в толпе.

К современным принципам манипуляции общественным сознанием можно отнести:

Особую роль в манипуляции массовым сознанием играет телевидение. Ни для кого не секрет что СМИ — мощнейшее оружие манипуляции. Манипуляция сознанием СМИ свершается для формирования нашего мнения о происходящих событиях. Вот лишь некоторые из методов манипулирования общественным сознанием:

Но если есть методы манипуляции сознанием человека, должны существовать и способы борьбы с этими методами. И они существуют. Запомните главные правила: чтобы не поддаваться на манипуляции необходимо думать и быть внимательным. Думающий человек всегда увидит логическую ошибку в подаче информационного материала, не станет идти на поводу у ярких и красочных рекламных плакатов, не станет участвовать в массовых разборках на улице и не станет поступать «как все». А если думать начнет целая масса людей – то манипуляции общественным сознанием станут практически невозможными. Помните: думающая нация – непобедимая нация.

Источники:
Манипулирование общественным сознанием
Общественное сознание, формы общественного сознания, общественное сознание человека, индивидуальное и общественное сознание, общество и общественное сознание, уровни общественного сознания, общественное бытие и общественное сознание, формы общественного сознания философия, понятие общественного сознания, общественное сознание и его структура, субъекты общественного сознания, формирование общественного сознания, роль общественного сознания, сферы общественного сознания, общественная природа сознания, особая форма общественного сознания, виды общественного сознания, функции общественного сознания, общественное сознание и массовое сознание, мораль как форма общественного сознания, религия как форма общественного сознания, манипулирование общественным сознанием, искусство как форма общественного сознания, специфика общественного сознания, элементы общественного сознания, типы общественного сознания.
http://center-yf.ru/data/stat/Manipulirovanie-obshestvennym-soznaniem.php
Манипуляция общественным сознанием
Известный русский историк В. О. Ключевский еще в конце XIX века предостерегал общество от возможности и манипулирования общественным сознанием…
http://zadereyko.info/library/fenomen_konceptyalnoy_vlasti_2_2_1.htm
Манипуляция сознанием
Манипуляция сознанием Какая одежда сегодня в моде и что вкусного можно купить в магазине, какой мобильный телефон лучше нам подойдет и на какой фильм сходить в выходные. Ежедневно мы стоим
http://kak-bog.ru/manipulyaciya-soznaniem

CATEGORIES