Какое отношение к миру преобладает в познании человека

1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии

Гносеология (процесс познания) – раздел философии изучающий процесс познания, основные элементы которого: объект, субъект и взаимодействие между ними в отражения.

Познание – исторично, отражает мир в субъективных образах человеком посредством чувств и разума.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах.

Процесс познания составляют следующие элементы – объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания.

Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же «вторичные продукты» интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)

Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

Знание – информация об объективном мире природы и общества,

Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят: обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественно-образное (через искусство), философское, научное.

Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.

Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Художественно-образная форма познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.

Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества.

Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.

Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически – духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, различной степени точности. Раздел всех наук, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.

Скептицизм – в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом.

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

Агностицизм – позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Основы гносеологии были заложены в эпоху античности. Уже тогда познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Рассматривая познание, Демокрит, например, выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Вот почему прийти к истине сможет далеко не каждый человек, а лишь мудрец.

Сократ ставил и решал вопрос о методах получения истинного знания. К числу основных он относил диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии.

Наиболее совершенную по тем временам теорию познания создал Аристотель. Он осмысливал познавательный процесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристотель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику – науку о способах и формах правильного мышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине.

В Средние века в Европе основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования христианского Бога как высшей первопричины, носителя абсолютного знания и добра, источника всех вещей. Так, Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью таких логических доказательств, которые убеждают в существовании материального факта всеобщей причинности, предопределенной Богом упорядоченности и целесообразности в мире, его совершенства и разнообразия.

Пронизанная духом антропоцентризма и гуманизма, наука эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвинули идею неисчерпаемости и разнообразия природного мира. Соответственно, познание рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс. В его основе лежит здоровое сомнение человеческого разума, скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым знаниям.

В Новое время интерес к проблемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено научной революцией, быстрым развитием точных наук – механики, математики, астрономии, а также потребностями зарождающейся промышленности, техническим прогрессом. В центр внимания выдвинулись вопросы о методе (способе) исследования и формах существования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и обретения собственной свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Дж. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его существования.

[link]studfile.net[/link]

Обществознание

Познание человеком окружающего мира

Обложка урока взята с источника .

Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

План урока:

Потребность в познании

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Какое отношение к миру преобладает в познании человека
[link]100urokov.ru[/link]

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 11. Познание человеком мира и себя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Представление об окружающем мире.
  2. Познание самого себя.
  3. Гениальность — наивысший уровень развития способностей и таланта.

Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Знание – это результат познавательной деятельности.

Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.

Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Философия для детей (в сказках и рассказах): Пособие по воспитанию в семье и школе. Минск: Современное слово, 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).

Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.

Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.

Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.

Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».

Ваши родители, наверное, делятся с вами воспоминаниями о тех годах, когда сами были подростками. Возможно, их подростковые мечты и поступки сейчас расцениваются ими как ребячество. Однако этот возраст – очень важная часть жизни, подчас определяющая будущее. Как найти себя? Кем стать? Как построить отношения с другими людьми? Как обрести верных друзей? Поиск ответов на эти вопросы — трудная задача даже для взрослого, но вы уже сейчас можете накапливать для этого знания и опыт.

У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.

Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).

Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.

От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.

Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.

Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки самооценки.

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Высокомерие. Человек ставит себя выше других.

[link]resh.edu.ru[/link]

Проблемы познания в философии

Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.

Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.

Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины — мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

СУБЪЕКТ познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

ОбЪЕКТ познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.

В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях ГНОСТИЦИЗМА. Они, в свою очередь, базируется на следующих принципах:
1. ДИАЛЕКТИКИ, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики.
2. ИСТОРИЗМА – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления.
3. ПРАКТИКИ – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
4. ПОЗНАВАЕМОСТИ – быть убежденным в самой возможности познания.
5. ОБЪЕКТИВНОСТИ — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания.
6. АКТИВНОСТИ творческого ОТОБРАЖЕНИЯ действительности.
7. КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
• сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
• определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
• непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.

2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

ИСТИНА — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.

4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.

1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
— субъективна и объективна (этот человек порядочный);
— абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
— относительна и абсолютна (пример с атомом).

Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой «договор».
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.

Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Именно в этом плане важна Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

ПРАКТИКА — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.

ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.

Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.

Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.

[link]proza.ru[/link]

Процесс познания человеком мира

Содержание:

  • 1 Понятие «познание».
  • 2 Процесс познания
  • 3 Эмпирический уровень познания
  • 4 Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
  • 5 Интуиция
  • 6 Характеристика основных видов познания

↑ Понятие «познание».

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

  • они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
  • они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
  • без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
  • они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

  • индуктивным (от частного к общему)
  • дедуктивным (от общего к частному)
  • получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Какое отношение к миру преобладает в познании человека
[link]socialtutors.ru[/link]

Религиозная, научная и философская картина мира

Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира — совокупность целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире и месте человека в нём.

В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека.

Сущностные черты картины мира:

    1. целиком определяет особый способ восприятия и толкования событий и явлений;
    2. представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
    3. имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постояннjt изменениt картины мира всех её субъектов.

Религиозная картина мира

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он — венец божественного творения, с другой — царь природы.

В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.

Основная проблема религиозной картины мира:

  • соотношение Бога и человека.

При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:

    • Бог сотворил мир, дал ему законы;
    • Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.

Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Научная картина мира

Научная картина мира, систематизиру­ющая эмпирические (опытные) и теоретические знания о различных его сферах, представ­ленные в науках о космосе, о неорганической и органической природе, об обществе и человеке, зародилась в Новое время.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира , которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.

Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира .

Основная проблема научной картины мира:

  • синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое .

Научная картина мира функционирует как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.

Научная картина мира является одним из блоков оснований науки (наряду с определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, а также философскими идеями и принципами).

Мир в науке рассматривается как совокупность элементарных объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся определенным закономерностям. Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира .

В данном случае термин «мир» применяется уже в особом смысле. Он обозначает не мир в целом, а тот фрагмент или аспект материального мира, который изучается в данной науке ее методами. В этом значении говорят, например, о физическом или биологическом мире.

По отношению к общей научной картине мира такие картины реальности можно рассматривать как ее относительно самостоятельные фрагменты или аспекты. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.

Философская картина мира

В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Основная проблема философской картины мира:

  • соотношение мира и человека.

Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благо­говения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим живо­творящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком пре­валировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.

Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Че­ловек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).

Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется централь­ным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля кос­мос стал отождествляться с миром вообще.

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.

Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развиваю­щаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его твор­ческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед ан­тропологической ориентацией философии.

Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.

Соотношение религиозной, научной и философской картин мира

Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Во 2-ой половине XX в. стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином объеме человеческого знания.

Соотношение религиозной, научной и философской картин мира:

    1. Религиозное понимание мира теоцентрично и страдает умозри­тельностью, бездоказательностью.
    2. Научная картина мира чрезмерно рацио­нализирована и – по сути своей – космоцентрична. Научное понятие Все­ленной охватывает ныне все известные действительные миры (мегамир, макромир, микромир), но «присутствие» человека в ней не обязательно (он вполне может превратиться здесь в «некий плазмоид» — В. В. Казначеев).
    3. Современная философ­ская картина мира поистине антропоцентрична: здесь «разум» становится «духом», а «космос», «Вселенная» – миром человека, поскольку они рас­сматриваются через призму интересов живого индивида.

Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования.

Определить место человека во Вселенной – значит раскрыть философское понимание мира, т. е. понять его всеобщую сущность, кото­рая выявляется именно в отношениях этого мира и человека.

Единство философской, религиозной и научной картин мира

Диалектико-материалистическое понимание мира может быть резюмировано в следующих утверждениях:

    1. все сущее в мире есть различные проявления единой мате­риальной субстанции;
    2. все основания бытия материи коренятся в ее соб­ственной природе, поэтому и эволюция форм бытия происходит спонтан­но, вне зависимости от внешних, нематериальных факторов;
    3. сознание – одно из свойств материи, которое она порождает в процессе саморазвития.

В то же время едва ли не каждая про­блема в рамках философского понимания мира имеет и иные, зачастую противоположные решения, имеющие равные с изложенным права на су­ществование. Поэтому теперь представляется целесообразным сформули­ровать эти подходы в виде целостной концепции, раскрывающей «альтер­нативное» понимание мира, каким оно видится в начале ХХI столетия.

«Альтернативное» религиозное понимание мира, например, в христианском вероучении предстает как акт божественного творения мира и как реали­зация божественного замысла в последующем существовании природного мира и в человеческом бытии. Все – творение Бога, и все сущее зависит от бытия Бога. В рели­гиозной картине мира объяснение бытия природы и человека основывает­ся на вере в абсолютный, вне мира существующий дух, следовательно, на признании могущественного надмирового разумно творящего начала. Что же касается материи, то она самостоятельной творческой энергией, спо­собностью к развитию не обладает.

В си­стеме панлогизма Г. Гегеля абсолютный дух вовсе не внемировой, а как раз «мировой дух», который и является внутренней глубинной сущностью нашего мира. Раз­вертывание этой сущности образует все многообразные проявления и формы как действительного, духовного бытия (т. е. бытия человеческого духа), так и материального бытия (т. е. бытия природы), представляющего собой «инобытие» мирового духа. Все сущее разумно – вот «философское кредо» Гегеля.

Наиболее оригинальный синтез религиозных и философских взглядов прошлого изложен в тейярдизме – религиозно-философском течении, основоположником ко­торого был теоретик католицизма, французский ученый-палеоантрополог П. Тейяр де Шарден. Дух и материя, утверждал он, – это два состояния в развитии универсума. Материя – мать духа; сфера духа («ноосфера») – высшее состояние материи, результат возрастания сложности в ее восхо­дящем развитии. Эволюция универсума имеет предустановленную цель, а именно, образование «теосферы» – высшей концентрации разума, к кото­рой стремится космогенез. Энергия этого стремления не может быть мате­риальной, ибо она заставляет универсум развиваться в направлении воз­растания уровня сложности материальных объектов, т. е. направлении наименее вероятном. Следовательно, эта энергия может быть лишь энер­гией божественного духа, который в «точке Альфа» задает эволюции уни­версума направление движения к духовному полюсу мира – «точке Оме­га». Божественный дух – «первоначало» и цель эволюции универсума, ее «Альфа и Омега». В «точке Омега» осуществляются все человеческие идеалы, реализуются великое единение людей и вселенская любовь.

Возникшая в последние десятилетия синергетика обосновывает ре­альность изменения всех материальных систем в направлении повышения упорядоченности путем самоорганизации. Сегодня на основании результатов многих космологических иссле­дований можно утверждать, что Вселенная стала результатом какого-то гигантского замысла: ее теоретические модели, основанные на «чуточку» иных закономерностях, нежели существующие, оказываются резко упро­щенными по своей структуре. Реальная Вселенная просто не могла быть результатом случайных взаимодействий, спонтанная активность материи не могла породить человека и его разум. Отсюда возникает «антропный принцип» в понимании эволюции Вселенной. Однако, в отличие от религиозных представлений о мире, здесь Вселенная управляется не трансцендентным, божественным разумом, а ею же созданными физическими законами. Следовательно, ра­зум Вселенной ограничен, а не всемогущ, как божественный. Цель вселенского разума – структурирование, упорядочение, организация материи, строи­тельство систем разного уровня сложности, вплоть до разумных существ. «Инструментом» для реализации этой цели служит информационное поле, порождаемое всеми системами подобного типа.

Выбирая какую-либо из философских альтернатив в понимании ми­ра, надо ясно представлять себе, что философия крепчайшими (хотя и тончайшими) узами связана с жизнью. Следовательно, выбирая для себя теоретическую модель мира, человече­ство выбирает свое будущее. И этот выбор пока остается за нами.

[link]jurkom74.ru[/link]

Тестовые задания по обществознанию на тему «Познавательное отношение человека к миру»

Учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

Тестовые задания по обществознанию на тему « Познавательное отношение человека к миру »

Тестовые задания составлены по материалам учебника «Человек. Общество. Право» для 10 класса (Глава 2 « Познавательное отношение человека к миру » ), / М. Изотов и др. — Алматы: Мектеп, 2014. — с. 20-36 § 3. Проблема познаваемости мира .

1. Философская дисциплина о познании окружающего мира: А) Аксиология В) Гносеология С) Онтология Д) Этика

2. Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает и идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира: А) Учение В) Знание С) Познание Д) Материя

3. Это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире: А) Учение В) Знание С) Познание Д) Материя

4. Найдите лишнее. Основные понятия теории познания: А) Учение В) Знание С) Познание

5. Это тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную деятельность: А) Субъект познания В) Средство познания С) Объект познания Д) Способ познания

6. Это то, на что направленная познавательная деятельность: А) Субъект познания В) Средство познания С) Объект познания Д) Способ познания

7. Найдите лишнее. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: А) Скептицизм В) Рационализм С) Оптимизм (гностицизм) Д) Агностицизм

8. Выражение сомнения в истинности положений, уже давно ставших общепризнанными и даже аксиомами: А) Скептицизм В) Рационализм С) Оптимизм (гностицизм) Д) Агностицизм

9. Учение, отрицающее возможность познания человеком мира: А) Скептицизм В) Рационализм С) Оптимизм (гностицизм) Д) Агностицизм

10. Течения, признающие принципиальную познаваемость мира на основе суверенности нашего сознания: А) Скептицизм В) Рационализм С) Оптимизм (гностицизм) Д) Агностицизм

11. Человек или общество в целом выступают как: А) Субъект познания В) Средство познания С) Объект познания Д) Способ познания

12. Книга, молекула, атом, человек, природа в целом, материальные и духовные явления выступают как: А) Субъект познания В) Средство познания С) Объект познания Д) Способ познания

13. Найдите лишнее. Основные формы чувственного познания: А) Ощущение В) Восприятие С) Представление Д) Явление

14. Представляет собой отображение какой либо одной качественной стороны предмета, и возникает оно на основе воздействия внешнего предмета на органы чувств: А) Ощущение В) Восприятие С) Представление Д) Явление

15. Целостный образ отображаемого объекта, и оно возникает на основе совместной работы нескольких органов чувств: А) Ощущение В) Восприятие С) Представление Д) Явление

16. Это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент: А) Ощущение В) Восприятие С) Представление Д) Явление

17. Это мышление человека, являющее средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие: А) Учение В) Знание С) Познание Д) Рациональное познание

18. Найдите лишнее. Формы рационального познания: А) Понятие В) Суждение С) Представление Д) Умозаключение

19. Ф орма человеческого мышления, отражающая общие закономерные связи, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях:

А) Понятие В) Суждение С) Представление Д) Умозаключение

20. Форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения: А) Понятие В) Суждение С) Представление Д) Умозаключение

21. Форма мышления, позволяющая из известных нам суждений вывести новое суждение: А) Понятие В) Суждение С) Представление Д) Умозаключение

22. Соответствие знаний предмету, действительности: А) Правда В) Реальность С) Достоверность Д) Истина

23. Первый и исходный признак, означающий независимость истины от вкусов и желаний человека и человечества: А) Объективность истины В) Реальность С) Достоверность Д) Правда

24. Знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним: А) Ошибка В) Заблуждение С) Недостоверность Д) Обман

25. Основной критерий истины: А) Прагматизм В) Проверка С) Общепризнанность Д) Практика

[link]infourok.ru[/link]

CATEGORIES