как противостоять манипуляции чувством вины

Как противостоять запретным приемам манипуляции?

Встретила очень хороший текст относительно способов манипуляции и методам их противодействия, думаю может пригодиться для внутренней кухни))

Запретные приемы манипуляции людьми

". люди используют эти приемы манипуляции сознанием, чтобы достичь своих целей.

Использование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипуляции близким человеком. Образ несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию.

Лучше всего выработать в семье правило забывать обиды. И не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Цивилизованно и корректно, не давая оценок ни происходящему, ни партнеру.

Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев.

Самое худшее — пойти на поводу у такого человека. Ведь если его прием сработает, он и в будущем станет поступать так с вами и с другими. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если манипулятор продолжает кричать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда он злится, пока гневливый оппонент не научится вести себя с вами рационально.

Люди прибегают к многозначительному молчанию, когда хотят показать, как они расстроены. Иначе, по их мнению, вы подумаете, что проблема неважна для них. Люди, часто прибегающие к молчанию по незначительным поводам, создают неприятную атмосферу, которая может испортить рабочие отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек.

Постарайтесь воздержаться от подыгрывания «надутому», потому что если это сработает однажды, молчун будет прибегать к подобному приему постоянно. Но не будьте с ним резки; ведите себя так, как будто все нормально. Подождите, пусть он сам нарушит молчание. Если у вас возникают дискуссии с молчуном, слушайте его с открытой душой. Дружелюбно и разумно объясните ему, на чем основывается ваша точка зрения.

«Если любишь, то. » Эта манипуляция рассчитана на близких людей, испытывающих к манипулятору положительное отношение. Страх быть отвергнутым и потерять любовь силен в людях с самого детства. Многие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговаривая «Если ты не будешь меня слушать/делать, что я скажу и т. п., то я перестану с тобой общаться/тебя любить/заботиться о тебе и т. д.».

Любовь не предмет торгов, а результат отношения. Замечая эксплуатацию своих чувств, подумайте насколько это вам нужно.

Блестящие посулы нередко скрывают за собой стремление к сиюминутной выгоде их автора. Сказочные обещания Кота Базилио и Лисы Алисы были продиктованы их желанием заполучить поскорее золотые, звеневшие в кармане у Буратино. Часто подобные «песни» приводят и более осведомленных граждан к закапыванию наличности «на Поле Чудес в Стране Дураков».

Арабская пословица гласит: «Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду». Доверяйте фактам, а не мнениям. В принятии решений опирайтесь на реальный опыт, а не на чьи-то истории или предположения.

Маленькие крючочки, крепко цепляющие избыточно раздутое эго, могут выглядеть как невинный комментарий. Похвала, используемая в расчете добиться своих целей: «Вы прекрасно составляете отчеты! Наверняка и с тем, который я хочу вам предложить, никто не справится лучше вас!» Или, наоборот, вызов с намеком на некомпетентность: «А слабо. », «Ты бы, наверное, не смог. »

Вспомните, планировали ли вы сделать предлагаемое до изложения провокационного предложения? Проверьте соответствие задуманного своим интересам и возможностям.

Манипулятор выбирает изначально ироничный тон, критичные высказывания и замечания, приправленные шутками или провокационными комментариями.

Как противостоять манипуляции чувством вины

Манипуляция чувством вины или обиды (простые манипуляции).

Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. Потому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказывается всегда на вершине пирамиды в семейной системе.

Лучше всего выработать в семье правило забывать обиды. И не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет.

Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Цивилизованно и корректно, не давая оценок ни происходящему, ни партнеру. Прояснить ситуацию и скорректировать правила взаимодействия для снижения вероятности повторения похожей ситуации. Скажем метафорически: обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните. Сделайте это нормой для вашей семьи и увидите, насколько легче и счастливее станет ваша жизнь.

Манипуляции в повседневной жизни

Впервые манипуляция применяется человеком еще в младенческом возрасте, можно сказать, что манипулятор есть в каждом из нас. Однако в будущем не все люди успешно манипулируют другими, успешно, значит с четкой выгодой для себя. Большинство людей как раз попадают «в сети» манипулятора практически ежедневно. Какими бывают манипуляции?

1. Очень распространенная манипуляция — «игра на чувстве любви» (дружбы).

В такой ситуации манипулятор всячески уверяет Вас в своей любви, дружелюбии и понимании. При этом проявление положительных чувств носит явно демонстративный характер, поскольку одновременно с заверениями в своих чувствах к Вам, манипулятор, с сочувствующим взглядом и сожалением в голосе, сообщает, что не может помочь Вам. Ссылается на служебные обязанности, «тяжелый» период в жизни и сопровождает все это словами «я тебя понимаю» и «ты же знаешь, как я дорожу тобой/нашей дружбой».

Таким образом манипулятор «играет» на чувствах, вызывая у Вас ответное желание заверить его, что Вы его понимаете и дорожите вашими отношениями, при этом внутри себя Вы уже отказались от дальнейших просьб и обращений, да еще и чувство вины приобрели, что такого «любящего» Вас человека в «трудный» период его жизни потревожили какой-то просьбой.

Цель данной манипуляции: замаскировать нежелание пойти Вам на встречу и вызвать эмоциональный дисбаланс.

Способ конструктивного поведения: «вернуть» манипулятору его заверения, т.е. заверить его, что все понимаете, как ему тяжело и как он занят, но Вам придется обратиться к тому, кто действительно, хочет Вам помочь.

2. Манипуляция «Провокация» тоже нередко встречается в процессе взаимодействия.

С помощью такой манипуляции человек намеренно принижает личность собеседника, как бы «давит» своим авторитетом и высказывает резко негативную оценку деятельности или непосредственно личности. Таким образом, человек категорично, в жесткой форме высказывает все собеседнику, создавая ситуацию негативной критики и унижения.

Цель данной манипуляции: занять позицию «ты ничто, я лучше тебя разбираюсь» и спровоцировать защитные реакции у собеседника, а именно оправдания. Кроме того, целью является попытка спровоцировать ощущение «никчемности» или слабости личности.

Способ конструктивного поведения: не оправдываться, не вступать в спор, а просто предложить совместный поиск решения или выход из ситуации.

3. Манипуляция «Игра на чувстве безысходности» .

С помощью такой манипуляции человек отвергает все возможные варианты, как неподходящие и приводит ему удобный вариант выхода из ситуации, как единственно верный, подробно расписывая положительные моменты этого варианта.

Цель данной манипуляции: убедить собеседника, что существует только один выход, что все остальные варианты решения имеют ярко негативные последствия.

Способ конструктивного поведения: не отвечать сразу и не принимать решение во время разговора, взять паузу, чтобы проанализировать доводы и аргументы.

4. «Манипуляция авторитетом»

С помощью такой манипуляции человек занимается саморекламой, желая произвести впечатление на собеседника, удивить своими достижениями и умениями. При этом очень настойчиво преподносятся свои заслуги, чтобы собеседник «потерял» собственные приоритетный и ориентиры и полостью прислушался к «авторитетному» мнению.

Цель данной манипуляции: спровоцировать интерес и уважение к манипулятору, чтобы собеседник сам захотел развивать отношения с манипулятором.

Способ конструктивного поведения: прежде чем внимать каждому слову, необходимо проверить реальные достижения и дела манипулятора.

Таким образом, активное и вдумчивое слушание собеседника, контроль за ситуацией и собственными чувствами и поведением, позволит Вам противостоять манипуляциям.

Манипуляции на работе: как противостоять?

Понять, что человеком манипулируют, довольно просто. Если после выполнения чьей-то просьбы или помощи близкому человек чувствует душевный подъем, то он совершил добро и чувствует, как добро возвращается к нему. Возможно, человек помог близкому или незнакомцу в очень трудной ситуации, и тот, в свою очередь, ему премного благодарен. А вот когда человек вроде бы помог другому, но чувствует себя разбитым, использованным, пустым внутри — это значит, что человека просто использовали, подвергли манипуляции. То есть, психологически повлияли на принятие решения, заведомо выгодного манипулятору. В такие моменты, человек в душе понимает, что это не чувство гармонии и самореализации от доброго поступка, это насилие над его волей. Этим и опасны манипуляции, они вгоняют человека в состояние хандры, лишают радости, сил.

Исконно главным манипулятором и агрессором на работе считается начальник. Он слишком много требует и слишком мало платит. Давайте рассмотрим частые примеры, когда начальник садится на шею. Как защитить себя от эксплуатации таким тираном?

Когда начальник дает задания, он расписывает прекрасные перспективы и карьерный рост. А на деле оказывается, что он требует от вас двойную норму труда в ужасных условиях. Например, продавца начальник отправляет в отдел увеличивать продажи, говорит: «На тебя вся надежда, без тебя не справляются». Окрыленный продавец идет в этот отдел, а оказывается, что людям зарплату задерживают, в магазине продаж нет, продавец сидит с минимальной зарплатой. Ответом на такую грубую манипуляцию будет ваше заявление: «Спасибо что цените меня как работника, но я не могу сделать именно это задание по уважительным причинам».

Еще одна любимая тактика начальства. Построена она на чувстве вины. Сначала нужно накричать на работника, уличить в безответственности, а потом можно дать двойную норму заданий. А работник и рад стараться, ведь нужно доказать, что он очень ответственный. Когда работника обвиняют без повода, лучшим способом защититься будет перейти от общего к частному. Нужно уточнить, что именно не нравится начальству, в какой ситуации он выявил халатное отношение к работе. Уточняющие вопросы в ответ на общие фразы — то что поможет подчиненному уличить начальника в манипуляции либо покажет полезную критику.

Каждый начальник будет рад бесплатным рабочим часам. Чтобы добиться этого шеф может пообещать, что обязательно вам воздастся, что вас ждет что-то хорошее в будущем, что вы получите награду. Перед тем, как оставаться на пару дополнительных часов на работе, уточните, что именно вы получите за свой бесплатный труд. Потому что вы, быть может, рассчитываете на премию и стабильно остаетесь после работы, а начальник считает, что вам достаточно устной благодарности.

Не только начальник, но и коллеги стремятся найти человека, на которого можно свалить побольше работы, а самим получить зарплату, не прикладывая особых усилий. Как прекрасно иметь личного раба. Наиболее популярные способы переложить свою работу на другого среди коллег:

Работник с радостью берет очень много дел на себя, а когда приходит время сдавать результат, то оказывается, что у него так много дел и начинается перечисление. Вроде и подкопаться не к чему и работает спустя рукава. Удобно. Чаще всего это бессознательное явление, когда человеку не нравится его работа, когда у него проблемы, он хочет защитить себя и искусственно создает перегрузку, чтобы было оправдание его бездействию.

Работник просто старается не попадаться никому на глаза. Вы не поверите, насколько много тихонь в офисах делают умный вид и сидят на одноклассниках. Но как что коснется, а я не знаю, мне не сказали, да я сижу работаю.

Человек просто прибедняется. В школе это выглядело так: «А мы такое еще не учили». А на работе это выглядит примерно так: «ну куда мне слабой женщине», «ну поэтому вы и начальник, а я так не умею», «да я такой неумелый».

Эффективно бороться с манипулятором можно его же монетой. Когда вас начинают захваливать, хвалите в ответ. Когда вас начинают шантажировать, шантажируйте тоже. Покажите человеку как в зеркале его поведение. Например, когда вам говорят, что у фирмы плохие времена, конкуренты давят, лучше не рассчитывать на прибавку. Поступите точно также перечислите свои проблемы: садик дорожает, обувь порвалась, продукты подорожали, зарплата на прежнем уровне, неплохо бы получить прибавку. Подробнее читайте в статье: Противостояние манипуляциям на работе

Источники:
Как противостоять запретным приемам манипуляции?
Встретила очень хороший текст относительно способов манипуляции и методам их противодействия, думаю может пригодиться для внутренней кухни)) Запретные приемы манипуляции людьми ".
http://www.b17.ru/blog/6473/
Как противостоять манипуляции чувством вины
Манипуляция чувством вины или обиды (простые манипуляции). Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и
http://rentgen.moy.su/publ/vlijanie/manipuljacii/manipuljacija_chuvstvom_viny_ili_obidy_prostye_manipuljacii/17-1-0-51%20tabindex=1
Манипуляции в повседневной жизни
<Блог психолога о психологии и жизни, о взаимоотношениях между людьми, детской психологии, детско-родительских отношениях, взаимоотношениях мужчины и женщины, психологии личности, психологии общения
http://www.psytalk.spb.ru/sotsium/manipulaycii-v-povsednevnoi-zizni/
Манипуляции на работе: как противостоять?
Манипуляции на работе: как противостоять?, Как понять, что тобой манипулируют?, Советы, как противостоять манипуляциям
http://supruzhestwo.ru/muzhskie-sekrety/razvitie-lichnosti/manipulyacii-na-rabote-kak-protivostoyat.html

CATEGORIES