как не пойти в школу если строгие родители

Близнецы и Двойняшки

Часто перед родителями встает вопрос, отдавать ли близнецов в один класс или в разные. Этот вопрос связан с особыми отношениями, особой привязанностью близнецов друг к другу, и с необходимостью индивидуального, независимого развития каждого из близнецов. Крепкая связь, существующая между близнецами, может облегчить им адаптацию в школе.

Большинство родителей считает, что в старших классах для близнецов лучше учиться отдельно, но, пока они еще маленькие, все зависит от того, как они себя ведут и какие возможности предоставляет данная школа или район.

Первое масштабное исследование близнецов, посещающих начальную школу, было проведено в Австралии в начале 1990-х годов. Было обнаружено, что 30% близнецов-первоклассников обучаются раздельно, а к пятому классу их число возрастает до 65%. Небольшое количество близнецов обучается то вместе, то раздельно. К удивлению исследователей, 10% школ заявили, что у них существуют строгие правила – разделять близнецов.

В 75% случаев родители получили неверную информацию о том, будут ли разделять их близнецов. Рассказы родителей о реакции детей на расставание редко принимались в расчет школьной администрацией, как, впрочем, и мнение самих близнецов по поводу раздельного обучения. Исследования, проведенные в Австралии и Великобритании, показали, что в умах многих учителей прочно укоренилось мнение, будто раздельное обучение очень полезно для близнецов и способствует развитию их индивидуальности. Хотя такие житейские представления могут казаться весьма разумными, они не подтверждаются результатами научных работ. Они могут быть адекватны для некоторых пар близнецов, но не для близнецов вообще. Оказалось, что преимущества раздельного обучения более очевидны в том случае, когда между близнецами существуют значительные различия в способностях.

«Раздельное обучение способствует развитию личности близнецов». Более 90% учителей считают это основным доводом в пользу разделения близнецов в школе. Есть сообщения о близнецовых парах, которые воспитывались в таких тяжелых условиях, что стали полностью зависимы друг от друга, и поэтому разделение их пары стало важной частью их психологической реабилитации. Тем не менее, широкомасштабные исследования не подтверждают, что разделение способствует интеллектуальному или эмоциональному развитию большинства близнецов.

«Раздельное обучение помогает учителям лучше узнать каждого из близнецов». Это утверждение опять-таки звучит весьма разумно, но его можно интерпретировать и обратным образом. Ребенок проводит в школе ограниченное время, и многие события его жизни происходят за ее пределами. Едва ли учитель лучше поймет ребенка, если он не знаком с его соблизнецом, с которым тот проводит столько времени вне школы.

«Близнецы могут расстроиться, если учитель будет их путать». Конечно, это больше относится к монозиготным близнецам. Однако близнецы привыкают к тому, что их постоянно принимают друг за друга. Главное, чтобы второго близнеца не хвалили за успехи первого, а первого – не ругали за ошибки второго.

Решения не принимаются раз и навсегда

Вместе или раздельно обучать близнецов – это не то решение, которое нужно принимать задолго до поступления детей в школу и неукоснительно соблюдать в дальнейшем. В австралийском исследовании три из четырех пар близнецов в течение первого года учились вместе, причем именно в школе им посоветовали не расставаться, чтобы лучше приспособиться к новому окружению. На втором году обучения разделение близнецов стало более обычным делом, а к началу третьего года около половины близнецов обучались в разных классах. Нужно помнить, что близнецы, особенно в течение первого класса, сильно меняются:

«Близнецы, которые начинают учиться в моем классе, сильно зависят друг от друга, но, по мере того, как у них появляется чувство безопасности в присутствии других детей, они находят собственные пути и становятся независимыми учениками. В трудные минуты они защищают и поддерживают друг друга. В эти минуты мне хочется пожелать и всем другим ученикам быть такими счастливчиками!» – говорит один из учителей. Что важно, одна из четырех пар разделенных близнецов на следующий год опять начинала учиться вместе. По многим причинам разделение на этом этапе не пошло им на пользу. Школы, понимающие специфику близнецов, гибко реагируют на их потребности. Учителя, родители и сами близнецы должны видеть, что ход их обучения постоянно отслеживается специалистами и что при необходимости можно будет изменить ситуацию.

Соперничество между близнецами – одна из распространенных причин раздельного обучения. Следовательно, когда соперничество имеет место, стоит рассмотреть вариант обучения близнецов в разных классах. В Австралийском исследовании родители гораздо чаще учителей замечали соревнование между близнецами. Более того, между родителями и учителями не было согласия в этом вопросе: соперничество обычно имело место либо дома, либо только в школе. Следовательно, то, что близнецы соревнуются между собой дома, вовсе не означает, что разделение будет правильной реакцией на их поведение в школе. С другой стороны, если учителя жалуются на соперничество близнецов в школе, а дома такового не наблюдается, нужно задуматься, а не провоцирует ли школа такое поведение. Иногда одноклассники настраивают близнецов друг против друга, и это будет продолжаться, даже если поместить их в разные классы.

Многих родителей расстраивает, насколько некоторые учителя несведущи относительно специфических проблем, с которыми сталкиваются (и которые создают) близнецы. Более того, в некоторых школах существуют жесткие правила относительно того, обучать близнецов вместе или раздельно. Однако в большинстве школ существует более гибкая политика, и важно, чтобы родители обсудили с близнецами все варианты обучения задолго начала их школьной жизни. Часто родителям везет, и школа прислушивается к их опыту и мнению.

Принятие решения об обучении близнецов требует взаимодействия и обмена информацией между родителями и учителями. «У меня в первом классе училась девочка – монозиготная близняшка – поскольку политика школы была направлена на их разделение. Мне и другим учителям казалось, что все идет хорошо. Но мы не знали, что у обеих сестер были ужасающие ночные кошмары, что оказывало огромное влияние на их жизнь дома. Когда их перевели в один класс, проблемы дома кончились, но появилась проблема для учителей – как их различать!»

Родители и учителя должны всегда помнить, что каждый близнец хочет вырасти человеком, способным жить независимо от соблизнеца и в то же время ценить взаимоотношения с ним. При принятии решения о том, разделять близнецов или нет, нужно руководствоваться счастьем детей, возможностью для них реализовать свой потенциал и их развитием как отдельных личностей.

Близнецы проводят в школе не 24 часа в сутки

Разделение иногда считается универсальной панацеей от всех бед. Это «лекарство» от всех проблем близнецов, будь то соперничество, социальная незрелость, задержки в речевом развитии или трудности чтения.

Следует помнить, что близнецы не проводят в школе всю жизнь. Хотя раздельное обучение может быть частью программы оптимизации развития и обучения близнецов, оно не является решением само по себе. Нужно также обратить внимание на изменение ситуации дома или продумать специальные меры помощи.

Порой раздельное обучение может усилить проблемы, существующие у близнецов. Чем старательнее разделяют некоторых близнецов, тем разрушительнее становится их поведение по отношению друг к другу. В результате разделения они утрачивают умение жить как единая пара. К тому же, они всеми силами пытаются привлечь к себе (или наоборот – переключить от себя) внимание соблизнеца. Эти дети вырастут, но на всю свою жизнь останутся близнецами, и их нужно научить справляться с неизбежными конфликтами, а не просто разлучать их.

Должны ли близнецы участвовать в принятии решения?

В идеале разделение должно произойти тогда, когда этого захотят сами близнецы. Очень часто близнецам в средней или даже в начальной школе приходит мысль о том, что было бы неплохо попробовать годик поучиться по отдельности. Однако пожелания детей нужно тщательно обдумать. Может быть, они хотят остаться вместе, потому что таким образом привлекают к себе больше внимания и поэтому им не нужно развивать навыки общения. Или, например, они только что подрались, и их желание учиться раздельно продлится лишь час или два. Мнение детей должно учитываться, но не может заменить решение родителей и учителей.

Разделять близнецов – значит сравнивать учителей

Часто упускается из виду один очевидный факт. Тем не менее, он может значительно усугубить проблемы и соперничество между близнецами. Обучение близнецов в разных классах неминуемо влечет за собой сравнение учителей, и некоторые из них при мысли об этом чувствуют себя неуютно. Решение о разделении близнецов – это вопрос не только учебный; его решение требует и учета конкретных личностей. Допустим, в этом году одного ребенка будет учить Марья Ивановна, а второго – Василий Петрович. Марья Ивановна – педагог, умеющий передать ученикам свой интерес к предмету, а Василий Петрович – более авторитарный преподаватель. Тогда один ребенок будет приходить домой с позитивным настроем по отношению к учебе, а второй – с прямо противоположным. Лучше, если этот вопрос будет рассмотрен до разделения близнецов, чем после того, как различия между учителями станут очевидны.

Во многих сельских школах вопрос разделения близнецов не даже не поднимается, потому что там есть только один класс. Тем не менее, и тут существует несколько важных моментов, поскольку, как было сказано, разделение близнецов – не единственное решение всех проблем. В любом случае, нужно обратить внимание на то, как одноклассники ведут себя по отношению к близнецам. Кроме того, родителям, учителям и другим взрослым стоит задуматься, не является ли их собственное поведение источником проблем близнецов.

Для тех детей, которые всегда хотят быть в курсе того, что происходит с их соблизнецом, разделение в пространстве одного класса может быть лучшим решением, чем обучение в разных классах. Поэтому не нужно бояться сельских школ только потому, что обучение в разных классах там невозможно.

Стоит ли вообще задумываться о раздельном обучении?

Некоторые родители считают, что их детям лучше начать учиться в одном классе, а потом, когда их уверенность в себе несколько окрепнет, перевестись в разные. Тогда к 8 годам большинство близнецов будут учиться по отдельности. Однако если переход к раздельному обучению происходит после того, как близнецы «закрепились» в своем классе, получается, что один из них расстается не только с соблизнецом, но и со своими товарищами, а второй – безмятежно остается в компании общих друзей. Этих проблем можно избежать, если своевременно отдать близнецов в детский сад, кружок или секцию. Там близнецы смогут привыкнуть к временной разлуке с матерью и, отправившись в школу, более уверенно пойдут в разные классы. Это обеспечит им более плавный переход к началу самостоятельной жизни.

Хотя разделение близнецов не является обязательным условием обучения или психологической коррекции их поведения, существуют определенные ситуации, в которых оно является единственным решением уже возникших или потенциальных проблем. Типичная ситуация – если близнецы слишком зависят друг от друга и принимают близко к сердцу, когда одного из них как-то выделяют. Например, если учитель обратился к одному из близнецов, второй делает что-то, чтобы перевести его внимание на себя. Лучшим ответом на такое поведение может быть разделение близнецов по классам, но если подобная ситуация имеет место и дома, нужно принимать дополнительные меры.

Еще один случай, когда разделение необходимо – это если близнецы сильно мешают друг другу проявлять активность. Например, один из них ни за что не приступит к выполнению следующего задания, пока не убедится, что второй тоже закончил предыдущее. Многие взрослые замечали у близнецов такое поведение и вынуждены были решать, допустимо ли оно в данном случае, или сильно мешает как самим близнецам, так и всему классу. Хотя в последней ситуации разделение может оказаться полезным, нужно задаться вопросом: почему такое происходит? Возможно, у близнецов настолько низкая самооценка, что они боятся сделать что-то по-своему? Или, может быть, другие дети постоянно сравнивают близнецов и ожидают от них совершенно одинаковых поступков?

Еще одна ситуация – когда один из близнецов значительно превосходит второго по способностям. Это легко может превратиться в порочный круг, когда один ребенок чувствует себя все увереннее после каждой «победы» над соблизнецом, а второй все больше опускается в пучину беспомощности. Разделение может быть выходом из сложившегося положения, но этого недостаточно: нужно обратить внимание на поведение других детей в этой ситуации. Возможно, они всегда подчеркивают различия между близнецами? Близнецы, даже обучающиеся в разных классах, могут, оказавшись дома, по-прежнему сравнивать свои способности и достижения, если им в этом не препятствовать. Об этом стоит задуматься не только родителям; вспомните бабушек, которые всегда дают что-то вкусненькое близнецу, который принес больше «пятерок». Итак, чтобы помочь близнецам, раздельное обучение нужно дополнить и другими изменениями в их жизни.

Возможность разделения близнецов по классам стоит рассмотреть, если: один ребенок заметно превосходит другого по способностям; один ребенок считает себя неудачником; отношения между близнецами носят деструктивный характер; близнецы настолько зависят друг от друга, что неспособны общаться с другими детьми; наблюдается соперничество, при котором целью одного из детей становится превзойти своего соблизнеца; близнецы поляризуются (становятся противоположностями друг друга); близнецы вмешиваются в дела друг друга, например, один ребенок постоянно докладывает родителям о достижениях и успехах соблизнеца.

Отсутствие согласия между родителями и учителями по поводу разделения близнецов может очень легко перерасти в борьбу за власть над жизнью детей. «Я знаю, что лучше для моей семьи!» – «Я знаю, что нужно детям в моей школе!». Нужно учитывать, что повлиять на детей может не столько решение – разделять их или не разделять – сколько конфликты вокруг этого решения и нежелание обеих сторон пойти на уступки. Может случиться так, что родители хотят, чтобы их дети были центром внимания, и не позволяют разделить их именно по этой причине. Может быть, директор или классный руководитель решительно настроен всегда разделять близнецов, не считаясь с пожеланиями родственников.

Итак, пойдет ли близнецам на пользу раздельное обучение? Если дети различаются по своим способностям, от разделения они только выиграют.

Приведем несколько случаев, с которыми столкнулась в своей работе известная американская исследовательница близнецов Элизабет Брайен [2].

Джош и Бен пришли к психологу, потому что их родителей беспокоило, что Бен день ото дня становится все более грустным и замкнутым. Мальчикам было 8 лет, и они не выглядели как близнецы. Джош был крупный для своего возраста: симпатичный, темноволосый, спортивный ребенок. Бен – белокурый и маленький, можно сказать, тщедушный мальчик. Джош выглядел на несколько лет старше, и никто бы даже не подумал, что они братья.

Мальчики учились в одном классе. Джошу хорошо давалось все, что только требовалось от ученика – чтение, математика, спортивные игры. Бен, как только мог, отказывался от игр, особенно от тех, в которых участвовал Джош, и в чтении отставал от него на несколько книг.

У Бена всегда было развитое воображение. Еще совсем ребенком он часами играл и разговаривал с воображаемыми друзьями. Он любил рисовать. Но сейчас, когда ему уже исполнилось восемь, его склонности к рисованию придавалось мало значения, и никто не обращал на нее внимания.

Было очевидно, что брат подавляет Бена, а тот, вместо того чтобы бороться за себя, старается уклониться от соперничества. Ему нужно было дать возможность быть самим собой без постоянного сравнения с близнецом.

Родители нашли по соседству небольшую школу, где учителя имели возможность уделять индивидуальное внимание каждому ученику. Там не поощрялось соперничество, среди предметов изучались искусство и драма. Со следующего полугодия Бена перевели туда. Через несколько недель ему дали главную роль в школьной пьесе, которую пришел посмотреть его брат. В школе был специальный кабинет рисования, куда дети могли отправиться в свободное время, и Бен сидел там часами. Стены в доме стали пестреть его рисунками. Его родители не могли поверить в такое внезапное превращение. Он стал веселым озорным ребенком, который любил придумывать новые игры, часто с участием брата. Дети стали гораздо лучше ладить дома и каждому из них нравилось делить с братом свои такие разные способности.

Пара близнецов своим поведением может мешать работать на уроке не только друг другу, но и всему классу. В том числе и тем, что у близнецов есть свои собственные формы общения, непонятные окружающим. Движение глаз или кивок может передавать сообщение (или ответ на вопрос учителя) от одного к другому.

Все родители двух и более детей могут столкнуться с дилеммой, когда то, что хорошо для одного ребенка, может не подходить другому. Им приходится решать не только, что лучше для каждого ребенка как личности, но и что лучше для них как группы. С этой проблемой столкнулась мама разнояйцовых тройняшек. Один из них в 7 лет был очень способным ребенком. Ему удалось поступить в очень хорошую частную школу. Второго близнеца тоже могли бы принять в эту школу, хотя и не так легко. Тогда их сестра осталась бы одна в той школе, где они сейчас все учились в разных классах. Что делать в такой ситуации – оставить всех детей вместе или отправить в другую школу одного близнеца? Если найдутся причины оставить девочку одну, то стоит ли переводить в другую школу обоих мальчиков? Чтобы разрешить такую проблему, родителям приходится учитывать многие факторы и искать компромисс между ними.

Иногда близнецам может пойти на пользу обучение в одном классе. Как уже было сказано, маленьким близнецам, которые очень дружны и не имеют опыта расставания друг с другом, лучше и в школе быть вместе, по крайней мере, пока они не почувствуют себя уверенно в новой обстановке.

К каждому близнецу нужно относиться как к отдельной личности, в то же время, не стараясь сравнивать их между собой. Одна мама на родительском собрании договорилась с классным руководителем о двух встречах, потому что хотела поговорить за один раз об одном ребенке (что также полезно для учителя).

И, наконец, нужно не забывать и о положении старшего брата или сестры близнецов. Появление в школе близнецов часто становится сенсацией. Старшему ребенку не всегда приятно, что в центре внимания всегда исключительно близнецы или что окружающие знают его только как «брата близнецов». Работникам школы нужно знать о возможных проблемах и следить, чтобы все дети пользовались заслуженным вниманием и уважением окружающих.

Как преодолеть страх перед школой

Родители могут создать своеобразное рабочее место — домашнюю «парту», определить конкретное время, когда они будут заниматься с ребенком. Школьная жизнь отличается большей упорядочностью, регламентированностью поведения. И дома, приближая обстановку к школьной, важно выдерживать нормы и правила официального учреждения. Только учитывайте при этом возраст малыша, помните о его ресурсах и все занятия проводите в игровой форме.

Очень важным условием является готовность родителей обсуждать с малышом его страхи. Такие беседы позволят понять, что кроется в основе страха или тревоги: возможно, это просто фантазии ребенка, а возможно способ привлечь внимание к себе и получить дополнительную поддержку родителей.

В том случае, если ребенок уже пошел в первый класс, страхи перед школой могут быть вызваны другими причинами. Это могут быть строгая учительница, слишком активные одноклассники, сложности в усвоении школьной программы. В первую очередь стоить понять причины страха, а затем уже, в зависимости от ситуации, принимать меры. Если учитель слишком строг, можно поговорить с ним, обсудить особенности вашего ребенка. Если педагог не готов идти на контакт, есть смысл подумать о переходе в другой класс или другую школу. Несложившиеся отношения с учителем в начальной школе могут послужить причиной множества сложностей в будущем. Ведь учитель становиться для ребенка следующей по значимости фигурой после родителей. И если он не принимает ребенка, не ценит его успехов, слишком часто наказывает, это может привести к заниженной самооценке, снижению мотивации к обучению в дальнейшем.

Если страхи перед школой обусловлены сложностями в отношениях с одноклассниками, ребенка надо учиться дружить, отстаивать свое мнение. Стоит поговорить с ним об этом, вместе поискать выходы из сложившейся ситуации. Только не стоит активно самому налаживать контакты ребенка с одноклассниками, регулировать конфликты, «организовывать» дружбу. Такое поведение родителей не послужит повышению авторитета сына или дочки среди одноклассников, а для самого ребенка препятствием на пути собственного развития- приобретения навыков успешного общения, уверенности и самостоятельности.

Возможно, страх перед школой связан со слишком большой нагрузкой для ребенка, с которой он не справляется, и потому чувствует себя неуспешным и боиться такой ситуации. Тогда стоит помочь ему, развивая его внимание, память, мышление, или принять решение о снижении нагрузок.

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Чтобы попасть в хорошую школу, надо записаться в детский сад

За парты сядут около 1, 5 млн первоклассников. Для всей России сейчас приняты одинаковые требования по записи детей. В первую очередь школы должны принимать тех, кто живет на закрепленной территории. К 30 июня запись «своих» первоклашек заканчивается, и, если в школе есть свободные места, с 1 июля до начала сентября можно взять всех остальных. Никаких льгот для детишек из прикрепленного микрорайона нет, а вот для тех, кого берут на свободные места «со стороны», есть.

Заявление родители могут подать и лично, и в электронном виде. В Москве давно уже запись в большинство школ идет по Интернету.

Как сообщили «Российской Газете» в департаменте образования Москвы, на сегодняшний день в городе зарегистрировано более 84 тыс. электронных заявлений. В первые классы школ зачислено более 95% детей из тех, что стояли в очереди. Из них 72 процента попали в школы, к которым были прикреплены. 17 процентов родителей записали своих детей в те школы, которые выбрали сами, независимо от района.

Московской школы N 91, которая принадлежит РАО, в электронном списке нет. Она не подчиняется городскому департаменту образования и набирает детей по-старому — через личный прием. И без всякой привязки к микрорайону.

— Школа работает по развивающей программе Эльконина-Давыдова. У нас всего 50 мест, а заявлений уже 90, — рассказала «РГ» директор Наталия Красавина.

Знаменитой физико-математической школы N 57 в электронном списке тоже нет. И прикрепления к району у нее тоже нет — отменили. В первую очередь в пятьдесят седьмую берут детишек из своей дошколки — подготовительного отделения. Но в дошколке учится 380 детей, а мест в первых классах только 125.

— Со стороны к нам вообще сложно попасть. Борьба за место идет только среди тех, кто уже учится у нас, — подтвердила «РГ» и.о. директора Екатерина Вишневецкая. — В дошколку мы принимаем абсолютно всех. Потом оцениваем ребенка в целом, смотрим, есть ли у него интерес к учебе, какую динамику он показал. 25 апреля занятия у приготовишек заканчиваются, и до 1 мая мы вывесим списки зачисленных.

— А как же остальные две сотни? — поинтересовались мы у Екатерины Владимировны.

— Часть родителей записались в другие школы, но не особенно рассказывают об этом — надеются все же попасть к нам. А кто-то, наверное, пока никуда и не записан. Но у них еще есть время.

Тем, кто еще не определился и не занял очередь, рассчитывать на места в других престижных школах вряд ли можно.

В знаменитой школе N 109, которой руководит Евгений Ямбург, все первые классы заполнены под завязку.

— В прошлом году открыли шесть первых классов. В этом году откроем пять, набрали уже 125 человек. А в дополнительном списке еще 70 детей, — говорит завуч школы Вера Могилевская. — В этом году среди первоклассников будет много выпускников нашего детсада. Ему отдали 68 мест, при этом половина детсадовских детей — с «чужой территории», они жители соседних микрорайонов.

Иными словами, если б не детский сад, детишки из «чужих» районов к Ямбургу бы не попали. Да, родители возле школы больше не жгут костров, не ночуют в машинах по два-три дня, чтобы первыми подать заявление, но нервотрепки меньше не стало. По мнению Веры Могилевской, у электронной очереди есть минусы. Некоторые родители специально прописываются на полгода-год в какой-нибудь дом рядом с школой, чтобы записать туда ребенка. А живут, разумеется, по своему настоящему адресу.

— В Москве все же стоит учитывать, постоянная регистрация у человека или нет, — считает завуч. — Я за то, чтобы родители приносили в школу медицинскую карту ребенка, она нужна школе, чтобы правильно комплектовать классы. А прием желательно заканчивать хотя бы в начале июня, чтобы успеть провести собрания родителей первоклашек.

Ростовская гимназия N 45 — в топ-500 лучших школ страны. Здесь предлагают углубленное изучение французского языка. С 7-го класса бесплатно добавляется английский. И потому многие родители стремятся определить сюда детей.

— Свободных мест у нас уже практически нет, — сообщила директор гимназии Наталья Путилина. — В приоритете на зачисление дети, проживающие в нашем микрорайоне. Ну а потом уже все остальные. К сожалению, законодательством не предусмотрены какие-то особые критерии отбора. А ведь у нас языковая гимназия!

По словам директора, тем, кто желает получить образование именно здесь, но не живет в прикрепленном районе, приходится отказывать до 1 июля. С этого дня можно зачислять учеников из других районов. Если, конечно, остаются свободные места.

— У нас школа не резиновая. Всего 600 учеников. А в первый класс мы можем принять столько же, сколько выпустится из 11-го — всего 50 ребят, — подчеркнула директор.

Корреспондент «РГ» обратилась и в другое престижное учебное заведение Ростова-на-Дону, все из того же «топа» — гимназию N 36 с углубленным изучением английского языка. Позвонила уже под видом мамы, желающей устроить туда свое чадо.

— У нас строгие критерии отбора. Мы проводим тестирование. Ну и что, что вы в нашем районе живете! А может, ребенок не справится с нашей программой? Мы отбираем самых лучших. Но в любом случае решение о зачислении принимает лично директор, — строго заявили на другом конце провода и бросили трубку.

В городе в первый класс пойдут почти 40 тысяч ребятишек. В гимназии N 48 с углубленным изучением французского языка считают новые правила поступления «более лояльными» как по отношению к детям и родителям, так и к руководителям учебных заведений.

— Теперь мы завершаем запись детей нашего микрорайона не 31 июля, как раньше, а до 1 июля,- говорит директор школы Елена Кускова. — Это удобно для всех. Семьи могут успеть отдохнуть с детьми до начала учебного года, да и у нас меньше нервотрепки.

Соответствует ли подготовка первоклашек уровню гимназии, ведь учиться здесь труднее? Специального отбора в гимназию не было, и нет. Тем не менее при подаче заявления родителям рассказывают, что ждет их детей.

— Всего в Челябинске 22 школы с углубленным изучением предметов,- рассказала «РГ» начальник отдела городского управления образования Наталья Кутепова. — В 20 из них ведется запись будущих первоклассников по территориальному принципу. Особый статус у 31-го физико-математического лицея и многопрофильного лицея N 11, которые не имеют закрепленной территории. Все условия поступления в эти школы прозрачны — вывешены на сайтах учебных заведений.

Как пояснили в городском управлении образования, запись в челябинские школы, в том числе в элитные, проходит спокойно. На сегодняшний день 52 процента родителей будущих первоклассников уже написали заявления о приеме в школу.

Так какие советы можно дать родителям первоклашек? Во многих городах есть сильные школы, у которых нет прикрепленного микрорайона. Поэтому надежнее всего поступать в такие школы через дошколку или детский сад. Эти дети имеют первоочередное право при зачислении.

Поинтересуйтесь, где располагается началка. Совсем не факт, что рядом со старшей школой, где обычно сидит директор. Если школа на «чужой» территории, в электронную очередь надо записываться как можно раньше. В дополнительном списке будете в первых рядах. Но тут вас могут опередить льготники.

В электронной очереди не стоит указывать сразу много школ. Прежде всего вам позвонят из менее популярной, а уж пока дело дойдет до самой лучшей в вашем списке, места там закончатся. Как показывает жизнь, отбор в некоторых школах по-прежнему проводят. Только где-то об этом говорят открыто, а где-то скромно называют его «беседой с психологом». И главное, до тех пор, пока в России будет деление школ на слабые и сильные, никакие меры не спасут от очередей туда, где лучше учат.

Ученые ФИПИ провели интересное исследование и проверили. Как нынешние первоклашки готовы к школе. Вот что получилось:

— При поступлении в школу хотят учиться 90 процентов детей, в конце первого месяца обучения — только 75 процентов. 2 процента устраивают истерики, плачут и вообще не хотят идти в школу.

— 80 процентов первоклашек в целом готовы к обучению в школе. Хуже всего детям дается чтение, чуть лучше — счет. По чтению хорошо готовы к учебе около 60 процентов, по счету — более 70 процентов.

— Среди первоклассников здоровыми можно назвать лишь 20 процентов. 68 процентов относятся ко второй группе здоровья (перенесли недавно какие-то заболевания, имеют избыток массы тела), 8 процентов к третьей и 0,4 — к четвертой. Это значит, что и у тех, и у других есть хронические заболевания, физические недостатки, увечья.

— 7,5 процента детей имеют в картах диагнозы невропатологов.

— 25 процентам нужна помощь логопеда, у детей нарушено произношение, есть заикание.

— 12 процентов школьников не имеют своей комнаты или даже уголка для занятий.

Психологи часто используют для проверки методику «Рисунок человека».

В 5 лет ребенок должен нарисовать голову, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот. В 6 лет дети обычно рисуют схему человека, «собирают» фигуру. Все основные части тела обозначены с деталями: брови, ресницы, волосы или шапка, пальцы, ступни, одежда.

В 7 лет в рисунке должна появиться пластика: части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность, тем больше развит ребенок.

За каждую основную деталь (голову, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза) — ставится по 2 балла. Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь) -1 балл. Если руки и ноги изображены не в виде схемы — палочками, а с помощью двойных линий, прибавляется еще 2 балла. Если на рисунке есть и схема — палочки, и пластичность — 4 балла. За полностью пластичное изображение прибавляем 8 баллов. Хороший результат — от 16 баллов.

Оформить ребенка в первый класс в Болгарии очень легко, но. иногда только на бумаге. Общие требования здесь определены законом: дети набирают специальные баллы и, в зависимости от количества свободных мест, они проходят или нет в ту или иную школу. Как правило, выбирать можно до пяти вариантов одновременно. Казалось бы, чего сложного?

В идеале выглядит это так. Педсовет каждой школы определяет, сколько баллов и за что дается — в первую очередь, речь идет не об умениях ребенка, а о его подкрепленных документами «параметрах». Ближе к школе живет — бонус больше, рядом работает один из родителей — снова плюс, мама или папа закончили то же учебное заведение — дополнительный балл, посещал подготовительную группу — еще очки. Неполная семья, инвалидность, брат или сестра уже здесь учится. список уменьшается или расширяется в зависимости от количества свободных мест и популярности школы.

На практике же большинство престижных школ объявляют набор еще в январе-феврале. Записаться можно и через электронный портал, но длинные очереди родителей с термосами чая и кофе, выстраивающиеся иногда с трех часов ночи, становятся настоящим экзаменом на выносливость. А иначе никак — ведь при равенстве баллов преимущество у того, кто записан раньше. Иногда доходит и до «экзамена по математике»: мамы и папы спорят, как нужно мерить расстояние от дома до школы — «по воздуху», как на карте, или по реальному пути пешком. И, конечно, отдельно идет «конкурс» справок из всех инстанций и обо всем.

К счастью, в итоге, «первый звонок» прозвучит для всех первоклашек. До конца лета проходит несколько этапов зачисления малышей, да и государство старается контролировать, чтобы все дети получали образование.

Источники:
Близнецы и Двойняшки
Сайт о двойняшках и близняшках. Календарь беременности двойни, статьи о близнецах, форум двойняшек и близняшек.
http://twinsy.ru/artical/education-of-twins/322-v-shkolu.html
Как преодолеть страх перед школой
Как преодолеть страх перед школой.
http://www.psy-land.ru/mladshii-shkolnik/kak-preodolet-strah-pered-shkoloi.html
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Чтобы попасть в хорошую школу, надо записаться в детский сад За парты сядут около 1, 5 млн первоклассников. Для всей России сейчас приняты одинаковые требования по записи детей. В первую
http://www.edu.ru/news/education/31086/

CATEGORIES