если все против меня то

Глава 3

Сентябрьский ветер гонит тучи над Финским заливом. Шумят верхушки сосен. Но в лесу тихо, тепло и пахнет вереском.

Певучее слово «Териоки» (Зеленогорск) ассоциируется с И. Репиным. И правда, его усадьба Куоккала совсем недалеко отсюда. Затихли в «Северном Артеке» ребячьи голоса, а через несколько дней лес заполнится голосами взрослых: триста работников всех министерств и ведомств съедутся на Всесоюзную научную школу по документальным системам. Пока же мне нужно написать статью о тестах и приготовиться с бригадой ленинградских психиатров к первому в стране групповому тестированию.

Действие происходит в 1971 году.

В популярных журналах можно встретить описание психологических игр, именуемых тестами. Это приятное развлечение дома и в гостях. И не только развлечение.

Вся занимательность личностного игрового теста, его пикантность заключаются в том, что он говорит определенную долю правды, которую испытуемый знает и скрывает, не знает и боится — или же не боится — знать.

У подавляющего большинства слово «тест» вызывает в памяти эти игры и недоверие, когда в них вкладывают более серьезный смысл. Выпуск издательством «Мир» перевода книги известного английского психолога Г. Айзенка «Проверьте свои способности», ставшей «бестселлером» за рубежом, несколько поколебал эти представления. На примере того же, но достаточно обширного игрового материала автор показывает, как самому достаточно точно определить скорость протекания умственных процессов. При этом оставляются в стороне более трудные и еще более надежные «профессиональные» тесты, находящиеся на вооружении психологов и психиатров.

Вопреки представлениям, история тестов не такая уж короткая, и есть сферы, где о них не спорят, а успешно используют: при отборе космонавтов и летчиков, в клинической практике, для обнаружения неисправностей в электронных машинах. Другое дело — психология нормальной личности в нормальных условиях. Здесь, как сравнительно недавно писал выдающийся специалист по исследованиям личности профессор В. Мясищев, тесты, «которые за рубежом чрезвычайно распространены, у нас же либо неизвестны, либо не применяются как по соображениям критической требовательности, так и по мотивам робкой осторожности». С тех пор положение резко изменилось и продолжает меняться на наших глазах.

Уже несколько лет в Школе ученых-организаторов при Московском Доме научно-технической пропаганды каждый учащийся получает свой психологический портрет и учится такие же портреты делать сам. Тесты изучают в некоторых ведомственных институтах повышения квалификации, Б целях оптимальной расстановки кадров тестируются сотрудники ряда проектных организаций Москвы, Новосибирска, Тулы.

Проверьте свои способности

Когда в США вышел закон, предоставивший ветеранам второй Мировой войны право возвратиться на прежнее место работы, приобрести новую специальность или получить высшее образование за счет государства, американские психологи воспользовались этим, чтобы внедрить в практику более специальные, в том числе интеллектуальные, тесты. В отдельные месяцы осени 1946 года через бюро профотбора при Нью-йоркском университете проходили испытания до 30 тысяч человек. Оказалось, что интеллектуальные тесты могут заменить обычные экзамены, проверяя не знание отдельных фактов (которые ветераны, естественно, могли позабыть), а общий уровень подготовки, необходимый для поступления в вуз.

Стерев на низеньком столе утреннюю росу, я поставил перед собой увалень-боровик, чтобы любоваться им, и приготовился писать. Через кусты быстро шел человек с большим чемоданом.

— Здравствуйте, меня зовут Олег Александрович. Я в Школу.

— Но она откроется через пять дней.

— А я хочу еще учиться тестам.

— Кто вы по специальности?

— Нет, взрослый, производственный психолог.

— Ну это другое дело. Производственных психологов настолько мало у нас, что каждого можно носить на руках.

— Положим, меня трудно носить. Я тяжелый. Но готов служить вам верой и правдой все пять дней или немногим больше.

Мы познакомились и на следующий день оживленно ходили по мокрой траве, стараясь не наступать на спелую бруснику. Олег Александрович был чуточку скептик. Он нападал на собеседника ровно настолько, чтобы растормошить его, а затем отступал, увлекая за собой.

— Я понимаю, тесты — это важно, но не очень доверяю им.

— В аналитический метод нельзя верить или не верить. Разве вы слышали, чтобы химик говорил: этому методу он верит, а тому нет? Но он скажет: тот метод грубый, зато быстрый, а этот точный, но трудоемкий.

— Химические анализы можно проверить, а личность?

— Химические анализы тоже не всегда проверяются, например в ходе металлургической плавки. А личность можете проверить, если знаете ее давно. В конце концов, любое испытание — это тест, но то, что понимаем мы с вами, — испытание автоматическое с гарантией необходимой точности.

— А, понимаю. Это как лекарство. Если оно вылечивает в семидесяти процентах случаев — его запускают в производство.

— Да, вот вы рекомендуете человека как безусловно честного, поскольку знаете его двадцать лет. А я не верю и требую доказательств. Тогда вы копаетесь в своей памяти и извлекаете факт, свидетельствующий о его честности. Я пожимаю плечами и говорю: «Очень может быть, но вспомните что-нибудь еще». И вы снова думаете и снова выдаете мне один факт. Если вероятность сделать неверный вывод из первого факта равна нулю целых и шести десятых, а из второго — нулю целых и четырем десятым, то произведение этих вероятностей нуль целых и шесть десятых на нуль целых и четыре десятых равно нулю целых и двадцати четырем сотым, гарантия правды увеличивается. И я мучаю вас до тех пор, пока не буду полностью уверен.

— Да, но если вы при этом доверяете мне.

— Это уже другой показатель — валидность: знание, умение, желание и возможность реципиента давать необходимые сведения. Это тоже учитывает тест и снабжает определенными инструкциями тестолога. Кстати, «валидность» — действительность — и «инвалид» — недействительный — слова одного и того же корня. Главное, чтобы реципиент не чувствовал подвоха.

— Но это очень трудно, особенно в наше время. Возьмите медицину. Спорят сейчас, кого и от чего охраняют халаты: то ли больного от врача, то ли наоборот. А может быть, халат — мундир, чтобы отдавать ему честь. Раньше, когда врача и пациента обычно разделял высокий культурно-образовательный барьер, считалось вполне этичным полное моральное подчинение и безусловная вера в искусство врачевания. Теперь же больной нередко выставляет напоказ свое неверие, сравнивая, кстати, достижения медицины с такими областями, как исследование космоса. Больному мало знать — чем лечиться, он хочет знать — почему именно так, а не иначе.

— Поэтому прогрессивный врач уже ищет иных контактов с пациентом, видит в нем не объект лечения, а субъекта, союзника в борьбе с болезнью. В этом «психологичность» современной медицины.

— И тестологии. Тестолог испытывает аналогичное, если не большее давление со стороны тестируемого. Он не может играть роль мага и волшебника, научной «цыганки», толковательницы снов, отгадывающей мысли и предсказывающей судьбу. Поэтому он заключает с ним договор о дружбе и сотрудничестве, получив согласие быть экспертом самому себе. Учитывая при этом, что, во-первых, не все бывают достаточно компетентными, чтобы вести экспертизу (не обязательно глупыми, не умеющими анализировать, но и, может быть, слишком умными, придающими всему этому слушком большое значение). Во-вторых, личность тестируемого окружает психологический барьер «страусового крыла», и он нередко предпочитает не знать о себе ничего, чем неожиданно узнать плохое. Иногда любопытство перевешивает, а иногда и нет.

— Что-то мы такой термин не проходили.

— А это наш информационный термин. В-третьих, человек ограждает себя из чисто престижных соображений, поскольку одним из условий нормальных отношений с людьми является обеспечение собственного авторитета. В-четвертых, цели, которые ставит тестирование, могут просто не отвечать его информационным потребностям (это уже другой, резонансный, барьер).

— Как я понимаю, вам нужен самый благожелательный тестируемый?

— Большая благожелательность — тоже плохо. Это может обернуться «медвежьей услугой». Самая высокая валидность — при среднем уровне мотивации: не враждебность и не участие, а просто интерес. И такой интерес проявляют больше мужчины, чем женщины, больше молодые, чем пожилые, больше подчиненные, чем начальники, и те, кто имеет более высокое образование и занимается общественной работой. Это общая социологическая черта.

— Может быть, обратимся к фактам? Как вы, тестологи, боретесь за валидность?

— Например, тест, разработанный в двадцатых годах швейцарским психиатром Роршахом. Вы, конечно, помните, как в первом классе с удовольствием капали на бумажный лист чернила, а потом сворачивали его пополам и затем с интересом рассматривали, что получилось? Чернильные пятна, оказалось, размазываются по определенным правилам и в то же время служат стимулятором для фантазии, ассоциирующей их с теми или иными образами. Изучив возможные формы пятен, Роршах пришел к выводу о существовании определенной связи их интерпретации с психической структурой. А вы без подозрительности будете играть со мной в эту игру, если вообще согласитесь.

— Вот именно. Воображаю лица моих сослуживцев, когда они капают и размазывают, а я после этого советую, какую работу им лучше всего выполнять. Психиатрам легче: у них больные, которые в известном смысле подчиняются им.

— Хотите аналогичный тест на основе репродукций картин абстрактной живописи? К этому роду живописи все проявляют если не интерес, то любопытство. Сейчас этот тест проходит испытание в двух московских школах: выпускники расставляют картины в том порядке, как они им нравятся, что позволяет выявить их самую общую профессиональную наклонность, разумеется, ничего не предопределяя и не навязывая.

— Меня вообще интересуют тесты как игры. Все эти задачи на сортировку, систематизацию, выборку, дополнение, складывание картинок и слов. Ими действительно можно увлечь.

— Да, но главный недостаток игровых тестов: они не подходят тем, кто не любит играть. К сожалению, в эту категорию попадают многие творческие работники. Поэтому все-таки самые популярные — тесты-вопросники. Но об этом завтра.

— Еще только один скептический вопрос. Нельзя ли привыкнуть к тестам и научиться быстро решать предлагаемые задачи?

— Формально можно. Некоторые зарубежные критики тестов считают, что ребенок, сталкиваясь с тестами в яслях, детском саду и в школе, постепенно адаптируется и получает преимущество перед тем, кто не имеет достаточного опыта. Но объективный анализ показывает, что не все тесты допускают адаптацию, а когда она действительно имеет место, ее следует рассматривать по аналогии с практикой экзаменов: ведь студент-«дневник» с неутраченным школьным опытом быстро приобретает известную «хватку» готовиться и сдавать, тогда как «вечерник», особенно после значительного перерыва, испытывает трудности в сессию, несмотря на предоставляемые ему известные поблажки. Если же тест достаточно сложный и практически лишен престижности, он даже рекомендуется для многократного использования. С таким «флагманом» тестового флота вы познакомитесь в Школе.

На следующий день, сев на краю обрыва, образуемого огромной старой дюной, мы занялись тестами-вопросниками.

Когда-то по рукам ходил тест, еще не называвшийся тестом, типа «Что вы знаете о себе?» или «Кто вы такой?». Он состоял из четырех групп вопросов, по четыре вопроса в каждой группе.

«Можете ли вы пройти без очереди? Часто ли делаете замечания людям? Легко бы поставили двойку плохому ученику? Непримиримы ли вы?» и так далее.

Точность определяется четырьмя бьющими в одну точку вопросами. Если в группе превалирует «да», то группа получает 1, если «нет» — 0. Комбинации четырех значений дают 16 типов людей: 0000 — обиженный обыватель, 0010 — ученый интеллигент, 1000 — мрачный тиран. Как видим, ни точность, ни валидность здесь невелики, и тест является не более чем занятной игрой.

Всякая вопросная форма чревата двумя неприятными моментами. Первый: можно ошибиться, строя конструкцию ответа на вопрос «Непримиримы ли вы?» — «Нет, я не непримирим». Особенно, когда вопросов много и тестируемый к тому же не в ладах с русским языком. Второй момент: вопрос в какой-то мере уже предопределяет ответ. Если из двух одинаковых групп людей одних спросить: «Правда, что вам часто снятся сны?», — а других: «Правда, что вам редко снятся сны?» — полученные числа положительных ответов в сумме превысят 100 процентов. Срабатывает «Комплекс Панурга» (помните героя Ф. Рабле и его стадо?): склонность некоторых чаще соглашаться с навязываемыми формулировками. Поэтому в достаточно серьезных тестах вопросы переводятся в утверждения, с которыми можно соглашаться или не соглашаться, а утверждения рассчитанные на ответы «да» и «нет», чередуются. Такие тесты все равно называются «вопросными», а точнее — «опросными».

Вот, например, наш СПИТ — «Социально-психологический интраверсионный тест», определяющий степень замкнутости человека и, соответственно, его пригодность быть руководителем, продавцом, агентом по снабжению. Замкнутость бывает двоякая — социальная — приверженность к месту жительства и работы, дому и семье, и психологическая — желание и умение сходиться с людьми. Стопроцентный интраверт должен на половину всех вопросов ответить «да», на другую половину — «нет»; стопроцентный экстраверт — наоборот:

«Тихо ненавижу транзисторы»;

«Не понимаю людей, которые прислушиваются к своим ощущениям и очень заботятся о своем здоровье»;

«Мне не раз приходилось по поводу других или себя вспоминать поговорку: «Везде хорошо, где нас нет»;

«С интересом пробую незнакомое блюдо, даже если оно из продукта, который раньше считал несъедобным».

Однажды на конгрессе в Намюре при безуспешной попытке уловить хотя бы общий смысл доклада с мудреным названием «О многошаговой квазиградиентной оптимизации», который читал, запинаясь, на английском языке русский эмигрант из ФРГ, меня толкнул под локоть сосед — преподаватель из Толедо — и предложил развлечься «Кругом Айзенка». Круг разбит на четверти: верхняя половина — стабильный, нижняя — нестабильный характер человека; правая — экстраверт, левая — интраверт; левая верхняя четверть — меланхолик, правая нижняя — сангвиник, правая верхняя — холерик, левая нижняя — флегматик.

Каждый вопрос записан в альтернативных вариантах ответов на противоположных секторах круга. Таким образом, «Комплекс Панурга» не действует. Отвечающий на вопросы ставит отметки по окружности, и получается «роза ветров»: отметки группируются в какой-то части окружности, указывая на определенную структуру личности, имеющую отношение к профессиональной ориентации. Мы так увлеклись этим тестом, что не заметили, как начался следующий доклад.

Еще лучше, когда вопросы предусматривают не два («да» — «нет»), а несколько вариантов ответов. И если все варианты нетрудны и безобидны, отсутствие установки дает хорошую валидность.

Так называемым «Аренин»-тестом определяется брачный потенциал, то есть прочность действительных или предполагаемых брачных уз:

«Больше всего я ценю: 1) любовь и внимательность; 2) мирный характер; 3) доверие».

«При возникновении жизненных затруднений: 1) сразу же заговорю об этом; 2) подожду — может быть, затруднение пройдет и так; 3) постараюсь решить проблему сам (а)».

«Свои невольные проступки: 1) постараюсь скрыть, чтобы не причинять огорчения; 2) расскажу, чтобы получить прощение так же, как прощаю сам (а); 3) уверен (а), что эти проступки не так уж важны, и быстро о них забываю» и т. д.

Каждый вариант имеет свою цену (балл). Наименьшая сумма очков указывает на непрочный брак, и партнерам неплохо бы было кое о чем подумать. Средняя сумма — заурядный брак. Наибольшая сумма — самый прочный брак. По соотношению цифр для обоих супругов психолог видит, кто из них взваливает на себя основное бремя, и дает полезный совет.

Так называемым ‘Аренин’-тестом определяется брачный потенциал

С подобным тестом можно поступить иначе: предложить отвечающему самому придумать конец каждой фразы, причем число вариантов будет вполне ограничено. На обдумывание отводится минимум времени, чтобы импульс гарантировал высокую валидность. Психиатры называют это методом незаконченных предложений и особенно любят применять в своих клиниках. Число таких фраз обеспечивает нужную точность:

«Когда ко мне приближается мой начальник, я. «

«Моей самой большой ошибкой было. «

«Знаю, что глупо, но боюсь. «

«Если все против меня, то я. «

Когда реципиент затрудняется в ответе, он должен сразу перейти к следующей фразе, что уже само по себе дает тестологу важную информацию. Перефразируя известную поговорку, здесь скажу: «Рука моя — враг мой».

В клинику Ленинградского института имени В. Бехтерева поступил больной. Медицинский психолог привел его в маленький кабинет, усадил перед собой, приветливо улыбнулся и начал разговор. Потом извинился, сказал, что скоро придет, и попросил в его отсутствие ответить на вопросы необычной анкеты.

— Думайте, отвечайте, не бойтесь, а ваши ответы помогут мне разобраться в недуге и вылечить вас.

Больной раскрыл маленькую книжечку-буклет. 25 вопросов о свойствах личности: настроение, самочувствие по утрам, отношение к будущему, школе, незнакомым, друзьям и родителям, отношение к деньгам. По каждому вопросу 13 вариантов ответов-мнений:

«1. Нехватка денег меня раздражает.

2. Деньги меня совершенно не интересуют.

3. Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает.

4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы. Легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать будет трудно.

5. Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг.

6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы.

8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить.

9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком.

10. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.

11. Временами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, временами все пугаюсь остаться без денег.

12. Я никогда и никому не позволю ущемлять меня в деньгах.

13. Ни одно из определений мне не подходит».

Статистика вариантов ответов укажет на определенные отклонения психики. Можно специально расположить и пронумеровать все варианты, и тогда график-гистограмма ясно покажет пик — максимум значений, приходящихся на один номер.

И этот же тест применяется в отделе кадров академического института. Психолог дает молодому специалисту буклет:

— Отвечайте на вопросы искренно. Не старайтесь приукрашивать себя: я сразу это замечу, и вам же будет неудобно. Мнение, которое я составлю о вас, поможет руководству решить, чем будете вы заниматься, какие из порученных дел вам будут лучше всего удаваться и где улыбнется вам научное счастье.

При копировании материалов активная ссылка обязательна:

Если все против меня то

Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений

Тест включает 60 незаконченных предложений, вариант метода Сакса-Сиднея. Предложения разделены на 15 групп, характеризующих отношения подростков к родителям, друзьям, классному руководителю, директору школы, к своему прошлому, будущему и т.д.

Для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (-) и «наличие его» (+), если предложение содержит отрицательный смысл. Например, «когда ко мне приближается классный руководитель, то у меня дрожат коленки». Потом подсчитывается общее количество минусов, если из 4 предложений – три или четыре высказывания имеют отрицательную окраску, то конфликт налицо.

Инструкция. Прочитайте предложения и запишите первую пришедшую вам в голову мысль.

Отношение к прошлому

1. Когда я был(а) ребенком…

3. Если бы снова стать ребенком…

4. Моим самым живым воспоминанием детства является…

Отношение к будущему

5. Будущее кажется мне…

7. Наступит тот день, когда…

8. Когда я буду старым(ой)…

9. Я всегда хотел(а)…

10. Я мог(ла) стать счастливым(ой), если бы…

11. Моим скрытым стремлением в жизни…

12. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…

Отношение к отцу

13. Думаю, что мой отец редко…

14. Если бы мой отец только захотел…

15. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…

16. Думаю, что мой отец…

Отношение к матери

18. Моя мать и я…

19. Считаю, что большинство матерей…

20. Я люблю свою мать, но…

Отношение к друзьям и знакомым

21. Думаю, что настоящий друг…

22. Не люблю людей, которые…

23. Больше всего люблю людей, которые…

24. Когда меня нет, мои друзья…

Отношение к семье

25. По сравнению с большинством других семей, моя семья…

26. Моя семья обращается со мной…

27. Большинство известных мне семей…

28. Когда я был(а) ребенком, моя семья…

Отношение к мужчинам (женщинам)

29. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…

30. Считаю, что большинство девушек (юношей)…

31. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…

32. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…

Отношение к половой жизни

33. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…

34. Супружеская жизнь мне кажется…

35. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

36. Моя половая жизнь…

Отношение к школе и учителям

37. Наш директор в школе…

38. В школе мои учителя…

39. Когда ко мне приближается мой классный руководитель…

40. Люди, превосходство которых я признаю над собой…

Отношение к подчиненным

41. Если бы я занимал(а) руководящий пост…

42. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

43. Мои одноклассники…

44. Когда я даю другим поручение…

Отношение к товарищам и одноклассникам

45. Лучше всего мне работается…

46. Люди, с которыми я учусь…

47. Люблю работать с людьми, которые…

48. Люди, которые учатся или работают со мной…

Страхи и опасения

49. Знаю, что глупо, но боюсь…

50. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…

51. Хотелось бы перестать бояться…

52. Мои опасения не раз заставляли меня…

53. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…

54. Моей самой большой ошибкой было…

55. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(той), если…

56. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…

Отношение к себе

57. Если все против меня, то…

58. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы…

59. Моя наибольшая слабость заключается в том…

Интровертов и экстравертов не существует

Интернет помешался на психотипах. И AdMe.ru — не исключение.

Модно быть интровертом — кажется, что интроверты такие загадочные, «вещи в себе», сосредоточенные на удивительно богатом внутреннем мире, хрустально-хрупкие и возвышенно-ранимые, особенные до мозга костей.

Модно быть экстравертом — отстаивать свое право на бурное и активное общение, громкий смех и объятия, право размахивать шашкой направо и налево и от души недоумевать, что же такого особенного в этих унылых чудаковатых тихонях.

И все бы ничего, только по каким-то малопонятным причинам люди начинают оправдывать «косяки» и странности в своем поведении принадлежностью к тому или иному психотипу. Приятель не реагирует на ваши звонки и не перезванивает. Или проходит мимо вас в торговом центре, сделав вид, что не узнал. Или в последний момент отказывается идти на какую-то встречу, к которой вы долго и мучительно готовились. И ладно, если это действительно всего лишь приятель, а не близкий человек или коллега, от которого зависит ваше совместное дело. Самое интересное, что сам он считает все это абсолютно нормальным, просто потому что «я же интроверт, я по-другому не умею, меня надо принимать таким, какой я есть».

Так и хочется ему ответить — нет, мой дорогой, к интроверсии все это не имеет никакого отношения. Это или эгоизм, или плохое воспитание, или элементарная забывчивость, или черт знает что еще, абсолютно не связанное с твоим психотипом.

Точно так же, если кто-то предпочитает вашему обществу бесконечные вечеринки и общение с кем угодно, только не с вами, не стоит принимать на веру все эти «расслабься, я ведь экстраверт, я так всегда живу». Скорее всего, вы просто не слишком-то дороги этому человеку, вот и все.

И вообще — прежде, чем прикрываться типом личности, неплохо бы для начала установить, действительно ли вы к нему принадлежите и что эта принадлежность означает. Нет, не нужно бежать в библиотеку за томиком Карла Юнга, — в конце концов, сейчас наука вкладывает в значение слов «экстраверт» и «интроверт» несколько иные понятия, чем когда-то подразумевал их автор. Но вполне можно пройти какой-нибудь тест или прочитать несколько статей по популярной психологии, коими полнится всемирная паутина, и узнать для себя много нового и очень любопытного.

Одни получают ее из общения и новых внешних впечатлений — их называют «экстравертами». Другие для «подзарядки» нуждаются в тишине, спокойствии и уединении — это, соответственно, «интроверты».

А теперь читаем внимательно. Еще раз и помедленнее: всего лишь способ, при помощи которого человек восполняет запас энергии. Ни слова про богатый внутренний мир одних и его отсутствие у других. Ни слова про ранимость, застенчивость, сверхчувствительность, чудаковатость. Ни слова про гиперобщительность, навязчивость, поверхностность. Знаете почему? Потому что все это не имеет прямого отношения к психотипам. Экстраверт тоже может быть застенчивым. Интроверт запросто может быть поверхностным. Конечно, те или иные качества чаще всего свойственны определенным типам личности, но правда такова, что непосредственной связи между ними нет, не было и не будет.

Дальше — еще интереснее. Дело в том, что интроверт и экстраверт — это две крайние точки на воображаемой шкале психотипов. Как и любые крайности, в природе чистые типы встречаются очень редко. Большинство из нас принадлежит к средней части шкалы, с большим уклоном в ту или иную сторону. Эта самая многочисленная срединная часть носит название «амбиверты» и отличается тем, что черпает энергию как изнутри, так и извне. Они по-разному проявляют себя в различных ситуациях, им комфортно и среди людей, и наедине с собой.

Более того, даже крайности в процессе социализации адаптируются и перестают быть такими уж непримиримыми противоположностями. Необходимость жить в мире разных людей вынуждает сглаживать те острые углы, которыми обладает тип в своем предельном проявлении.

Из всего этого следует одна удивительная в своей простоте и парадоксальности вещь: крайних, настоящих, ортодоксальных интровертов и экстравертов практически не существует. Они, как эталоны в палате мер и весов, единичные случаи, уникумы, а мы, хотим того или нет, всего лишь топчемся где-то посередке между ними. Наверняка каждый из вас замечал в себе черты обоих типов и обвинял систему в несовершенстве — так вот, все вполне нормально, все работает. Просто норма — это практически всегда средний показатель.

И вот вам главное откровение: все войны интровертов и экстравертов — фикция. Просто потому, что армии нет ни у той, ни у другой стороны. Мечущееся большинство готово примкнуть то к первому, то ко второму лагерю, в зависимости от того, какие преимущества им могут предложить.

Это очень удобно — нацепить на себя щит психотипа и спрятать за ним все свои маленькие личные недостатки. Можно даже не прятать, а вывесить их напоказ и гордо размахивать ими — смотрите, какой я особенный, любите меня немедленно, принимайте меня! Ведь если честно признаться самому себе, что все это ерунда и не совсем правда, что нужно бороться со своими демонами, что никто не обязан принимать ваши заморочки, то придется работать над собой, учиться взаимодействовать с окружающими, а это уже не так весело. Никто не хочет лишний раз работать, тем более над таким неблагодарным объектом.

Но преимущества такого труда очевидны. Они означают поиск, признание своего несовершенства, а главное — личную ответственность за все, что вы делаете. А там, где есть личная ответственность, есть и индивидуальность. Принадлежность к психотипу не делает нас особенными — на то он и тип, чтобы относить людей к определенным группам, приписывая им общие свойства. Уникальными мы становимся благодаря собственному выбору, собственным решениям, собственным взглядам на окружающую действительность и собственному желанию жить в мире с собой и другими.

Нет никаких интровертов. Нет никаких экстравертов. Есть неповторимые, уникальные, совершенно особенные люди — каждый из нас. Давайте же наконец ценить свою неповторимость и уважать неповторимость людей вокруг. Это гораздо продуктивнее войны психотипов. Попробуйте. Вам понравится.

Свекровь настраивает мужа против меня

Я замужем 1 год и 3 месяца. И сейчас всерьез задумалась о разводе ((( И причиной тому СВЕКРОВЬ! Конечно, виновата и я и муж, так как является классическим примером маменького сыночка. Столько примеров неадекватного отношения свекрови ко мне, что даже все и не припомнишь. Вот просто теряешься от изобилия негатива, который постоянно от нее исходит. Причем она никогда не говорит в лицо, а все — мужу!

Когда приезжает от мамы мужа не узнать. одни претензии! Да, конечно, я тоже не подарок, но мы уже вместе более 12 лет и никогда не возникало таких проблем. Как только поженились, даже как только стали готовиться к свадьбе, все и началось. Уже тогда она кричала, чтобы он собирал вещи и уезжал к маме, так как я купила свадебное платье не "как у принцессы" :))) Надо было его тогда не останавливать. Сейчас бы уже все позабыла как страшный сон.

Но я девушка не из робких и никому никогда командовать собой не позволю. Так что отношения у нас с каждым днем портились все больше: мебель купили не такую, как нравится маме, на машине возить каждый день маму не захотели и т. д. и т. п.

Так что вернувшись вчера из командировки я нашла мужа в более чем враждебно настроении, выслушала монолог о моей никчемности. Причем говорил он в манере мамочки. Это не его слова. Я слишком хорошо его знаю. Просто у него было очень сложное детство, а мама была настоящим тираном. Так что даже сегодня он ей и слова поперек сказать не может. она же его при людях может обругать всеми словами за жвачку во рту. При этом, когда он в моменты отчаяния и высказывает ей свое мнение, она поступает так: уходит из дома, не поднимает трубку и т.п. В итоге мы все на нервах, что с мамой, куда она ушла. Это она так наказывает!

Сегодня весь день ему звонила, видно узнать как разговор прошел. А он не поднимал, так она когда дозвонилась говорит, что мол из-за него (он же трубку не поднимал) у нее сердце схватило и она уже вызвала скорую. Муж срочно уехал к маме. Как быть.

Источники:
Глава 3
Сентябрьский ветер гонит тучи над Финским заливом. Шумят верхушки сосен. Но в лесу тихо, тепло и пахнет вереском. Певучее слово «Териоки» (Зеленогорск) ассоциируется с И. Репиным. И правда, его
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000081/st008.shtml
Если все против меня то
Набор программ и методик психодиагностики дошкольников и школьников с учетом возрастных особенностей, диагностические средства необходимые для изучения: психологических особенностей личности, содержания и уровня сформированности учебных умений и навыков, индивидуальных особенностей познавательной сферы личности, эмоций, общения и межличностного отношения
http://www.psiholognew.com/podr09.html
Интровертов и экстравертов не существует
Интернет помешался на психотипах. И AdMe.ru — не исключение.
https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/introvertov-i-ekstravertov-ne-suschestvuet-816610/
Свекровь настраивает мужа против меня
Я замужем 1 год и 3 месяца. И сейчас всерьез задумалась о разводе ((( И причиной тому СВЕКРОВЬ! Конечно, виновата и я и муж, так как является классическим примером маменького сыночка. Столько примеров неадекватного отношения свекрови ко мне, что даже
http://www.woman.ru/stars/medley1/thread/3997202/

CATEGORIES