авторитет и способы его поддержания

Авторитет и лидерство

Понятие и сущность авторитета и лидерства. Соотношение руководства и лидерства в системе управления. Механизмы экономического и политического управления, сложившиеся в годы сталинского культа. Потребность в авторитете. Политический портрет личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие авторитета лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение авторитета и лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются.

1. Теоретические основы авторитета и лидерства

Конечно же, руководителю очень и очень непросто заслужить авторитет среди подчиненных. Облегчить его получения помогают некоторые формальные внешние признаки. К ним относятся церемониальное вступление в должность, высокая зарплата, знаки отличия и награды, ограничение доступа посетителей, просторный кабинет и служебная машина. Данные факторы закладывают предпосылки формирования авторитета руководителя, но ни в коей мере не являются основными. Гораздо более важны вышеназванные личные и деловые качества, для оценки которых подчиненным требуется время. В зависимости от того, какие из этих качеств преобладают, выделяют авторитет личности и авторитет специалиста.

Заметим, что основные формы власти, особенно влияние через авторитет, могут использоваться не только непосредственным руководителем, но и неформальным лидером. Неформальный лидер может по каким-либо личным мотивам использовать инструменты власти для того, чтобы противодействовать власти руководителя. В связи с этим очень важным для последнего является налаживание отношений с неформальным лидером и использование его возможностей влияния для содействия эффективности работы отдела и предприятия в целом. С помощью неформального лидера руководитель может усилить собственный авторитет среди подчиненных. Конечно, в идеале формальный и неформальный лидер — это один человек, но на самом деле такое встречается достаточно редко.

Лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл). Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

1.2 Соотношение руководства и лидерства в системе управления

В психологии управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управления: руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

Опытное изучение социально-психологических основ руководства и лидерства началось с 20-х гг. XX в., однако в силу своей психологической сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:

1. Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.

2. Лидерство связано с регулированием внутригрупповых меж личностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.

3. Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях.

4. Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.

Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором — заранее не предусмотрены.

Формирование социально-психологической структуры коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторимся, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

В силу большого значения, которое имеет в социальной психологии и психологии управления феномен лидерства, он изучался многими исследователями: в настоящее время имеется несколько классификаций форм лидерства и типов лидеров. Лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, поэтому оно классифицируется в соответствии с видами групповой деятельности. Различают групповые формы деятельности инструментального и экспрессивного вида.

Инструментальные виды деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана, тогда как экспрессивные виды деятельности нацелены на поддержание единства группы, ее дальнейшее развитие и сплочение. В соответствии с этим различают два основных типа лидеров.

Первый — это функциональный (инструментальный) тип, служащий орудием производства. Следовательно, инструментальный лидер как бы выполняет роль инструмента для достижения группой своих целей. Такой лидер (компетентный, интеллектуальный лидер) сосредоточен на поставленных задачах, и именно он неустанно борется за их достижение. Таким образом, целью инструментального лидерства является управление группой в процессе решения ее целевых задач. Для этого лидер использует двигательные, эмоциональные, интеллектуальные, волевые, моральные усилия, как правило, направленные на решение конкретных оперативных и перспективных задач групповой деятельности.

Второй тип лидера — аффективный (экспрессивный), это лидер, возникающий в системе неформальных межличностных отношений в группе людей, занятых какой-либо совместной деятельностью, объединенных общими интересами и целями. Интересы, мотивы и установки экспрессивного лидера напрямую не связаны с содержанием деятельности, так как он сконцентрирован на взаимоотношениях между участниками группы, его роль заключается в обеспечении позитивного психологического климата группы и ее стабильности. Наиболее важные отличия экспрессивного типа лидера от инструментального состоят в том, что для первого интеллект и интеллектуальные способности не имеют столь определяющего значения, как для второго.

Необходимо обратить особое внимание на различия в мотивации этих двух типов лидерства. Исследования показывают, что функциональный тип легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то время как экспрессивный легче достигает этого в промежуточных случаях. Кроме того, установлено, что, если в группе примерно равное соотношение участников по полу, функциональным лидером чаще становится мужчина, а экспрессивным — женщина. Психология в своих предметных областях имеет достаточное число различных классификаций не по задачам, которые делегируются лидеру группой, а по иным психологическим свойствам. Так, одной из наиболее известных в настоящее время типологий является та, которую разработали в школе психоанализа, с чьих позиций выделяют десять типов лидеров:

«Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого отца, который способен вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе и которого любят и почитают.

«Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту, как правило, свою силу. Ему стараются подражать, особенно в плане внешнего поведения.

«Тиран». Он становится лидером потому, что внушает окружающим чувство повиновения, безотчетного страха. Его считают самым сильным, волевым, поэтому тиран — это доминирующая, авторитарная личность, которого обычно боятся и которому подчиняются.

«Организатор». Выступает для членов группы как сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, и его также уважают.

«Соблазнитель». Он становится лидером, играя на слабостях других членов группы. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, снимая напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.

«Герой». Жертвует собой ради других, поэтому такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на лидера, видят в нем стандарт силы и справедливости. Он способен увлекать за собой людей.

«Дурной пример». Выступает как источник подражания для личности слабой и конформной, так как способен эмоционально заражать других, бездумно следующих за ним не всегда к положительной цели.

«Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заражает других положительными эмоциями; его любят, боготворят и идеализируют.

«Изгой» и «Козел отпущения». Эти два типа лидеров являются по существу антилидерами. Они становятся объектами агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются общегрупповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но, когда он исчезает, группа может распасться, поскольку пропадает общегрупповой стимул

2. Авторитет и лидерство как проблема современного управления

Современные лидеры должны жить в гуще трудящихся, знать их жизнь вдоль и поперек, уметь безошибочно определять по любому поводу и в любой момент их настроения, их реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.

Такие «лидеры» безгранично верят в авторитет занимаемого кресла. И когда в пору политической распутицы от них начинают отворачиваться массы, то ответственность за эту перемену они на себя брать не хотят. Для начала они ищут новую, более пышную вывеску собственного кресла. Но когда не помогает и это, то склонны охотно перекладывать ту ответственность на партию, парламент, систему…

Лидеры это, безусловно, выдвиженцы масс. Это своеобразные ядра потенциальной энергии народа. Но чтобы эта энергия возможностей стала энергией действия, требуется её направленность, её упорядоченность. Значит лидерам нужна партийная нацеленность и устремленность. Партия — это тот импульс, тот стимул, та движущая сила, которая призвана из возможностей в действительность политическую заряженность лидеров. Но партии не должны превращаться в изолирующий слой, отделяющий лидеров от масс.

Успеха можно достичь лишь тогда, когда в обществе есть признанные политические лидеры. И тысячи ярких лидеров признавались трудящимися в качестве своих вождей. Здесь стоит заметить, что слово «вождь» в единственном лице стало употребляться в политическом языке лишь в пору сталинщины, тогда как до культа личности это слово использовалось обычно во множественном числе. Это и понятно: чтобы привлечь на свою сторону многомиллионные массы, нужны были не один-два лидера, а десятки опытных вожаков, популярных среди трудящихся, хорошо известных им каждым своим поступком, каждым нюансом своей позиции. Лидер должен быть не над массами, а впереди них.

Культ личности Сталина переиначил сущность политического руководства. Прежде всего стала изживаться политическая открытость, ибо она неизбежно лишала возвышающегося над партией единственного вождя его божественного нимба. Культом личности извращался едва ли не в первую очередь смысл политического лидерства. Потребность в тысячах вожаков, энергичных, самостоятельных, думающих (а без этих качеств лидером стать невозможно) представлялась неоправданным (и опасным) излишеством. Всеми средствами проповедовалось, что вполне достаточно, чтобы эти качества были саккумулированы в одном человеке, который вознесен на вершину должностной пирамиды.

Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать. Только где их взять? Кажется, ответ очевиден — взять их негде, кроме как среди нас самих. Все просто, но не очень легко выполнимо.

Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни нарисовали деньги, другие — символы престижа: машины, корабли, самолеты, дачи; третьи — символы превосходства: памятники, большие надгробные надписи. Конечно, студенты правы — всем этим лидеры обладают. Однако психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей утвердилась мысль — есть главные и есть не главные. Причем, по большей части, главные — это не они. Это очень грустно.

В Америке, кроме системы по выявлению лидеров в народе и выдвижению их на высокий уровень — «социального инжиниринга», есть книга с весьма экстравагантным названием: «Почему у русских ничего не получается?». Ответом на этот вопрос, отчасти, является психология большинства студентов. Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания национальных лидеров, поэтому у нас их мало, мы ждем их прихода.

3. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М. 2002.

4. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.

5. Жизнь наверху. Искусство быть лидером. М., 1999.

Авторитет и способы его поддержания

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы авторитета успешного руководителя 6

1.1. Руководитель – понятие, сущность руководства, критерии успешности 6

1.2 Качества, необходимые руководителю для формирования положительного авторитета, их взаимозависимость с успешностью 20

1.3 Специфика авторитета успешного руководителя 41

Глава 2. Эмпирическое исследование авторитета успешного руководителя на примере Ханты-Мансийского филиала ОАО «Ростелеком» 61

2.2 Результаты и анализ исследования 65

Список литературы 74

В общей проблеме совершенствования управления современными социально-экономическими системами на первый план выходят власть, лидерство и авторитет руководителя в организации.

Объект — факторы, определяющие авторитет руководителя.

Предмет исследования — личностные особенности успешных руководителей организации.

Целью исследования – выявление особенностей авторитета руководителя на примере Ханты-Мансийского филиала ОАО «Ростелеком». На основе цели и экспериментальной гипотезы были сформированы задачи исследования:

В теоретической части работы —

— определить понятие, сущность руководства, критерии успешности руководителей,

— исследовать качества, необходимые руководителю для формирования положительного авторитета, их взаимозависимость с успешностью,

— изучить специфику авторитета успешного руководителя.

В экспериментальной части работы —

— провести отбор авторитетных руководителей,

— определить личностных характеристики испытуемых руководителей и установить зависимость личных качеств и авторитета руководителей,

— обработать и проанализировать полученные результаты методами математической статистики.

Гипотеза: основой формирования авторитета руководителей в первую очередь являются сходные качества личности, которые в процессе укрепления авторитет дополняются адекватными их статусу действиями.

База исследования: Ханты-Мансийский филиал ОАО «Ростелеком». В исследовании принимали участие руководители среднего звена, в возрасте от 25 до 45 лет в количестве 12 человек.

Практическая значимость. Настоящее исследование может служить основой для теоретических разработок в данной области и, кроме того, выступать методологической базой для формирования и развития авторитета руководителей в практике действующих предприятий.

Авторитет руководителя — способы формирования и поддержания

Авторитет руководителя — способы формирования и поддержания

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы авторитета успешного руководителя 6

1.1. Руководитель – понятие, сущность руководства, критерии успешности 6

1.2 Качества, необходимые руководителю для формирования положительного авторитета, их взаимозависимость с успешностью 22

1.3 Специфика авторитета успешного руководителя 43

Глава 2. Эмпирическое исследование авторитета успешного руководителя на примере Ханты-Мансийского филиала ОАО «Ростелеком» 66

2.2 Результаты и анализ исследования 71

Список литературы 82

Целью исследования является выявление и анализ авторитета руководителя и источников его формирования.

Исходя из цели и предмета, была сформулирована экспериментальная гипотеза исследования: у успешных руководителей существуют сходные качества личности.

На основе экспериментальной гипотезы были сформированы задачи исследования:

— проанализировать литературу по теме исследования;

— подобрать методики исследования;

— осуществить сбор данных;

— обработать и проанализировать полученные результаты методами математической статистики.

База исследования: Ханты-Мансийский филиал ОАО «Ростелеком». В исследовании принимали участие руководители среднего звена, мужчины в возрасте от 25 до 45 лет в количестве 30 человек.

2. Амелин В.Н., Левчик Д.А., Устименко С.В. Воюют надписи. Имидж кандидата и способы его актуализации. М. 1995

3. Андреев С.Н. Основы маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. № 5

4. Арабидзе Д.Г. Теория оперативного руководства. – М.: ПРИОР, 2006

5. Башарин В.Ф. Лидерство — одна из доминант современного российского образования. // Среднее профессиональное образование. 1998. №7

6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма //Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1994

7. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994

8. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992

9. Богатырева Е.А. Информационно-коммуникационные параметры ли-дерства государства в современном мире //Социология власти. 2006. №6

10. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. – 1994. – №6

11. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990

12. Визитей Н.Н. Социология спорта. Курс лекций. — К: Олимпийская литература, 2005

13. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия. — Спб.: Питер, 2002

14. Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора:почему так мало удалось узнать? // Политические исследования. – 1994. – № 3

15. Де Голль Ш. На острие шпаги. М., 2006

16. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы //Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. Т. 9. М., 1958; его же: Бесы //Там же. Т. 7. М., 1957

17. Ершов А.А. Маркетинг. Курс лекций. – М.: ПРИОР, 2007

18. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. — Тюмень, 2008

19. Захарова Т.И. Инструменты сакрализации: политический миф // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология, вып. 1. Том 8. 2008

20. Зубанова Л.Б, Лидерство как ценностное преобразование действительности //Мир науки, культуры, образования. – 2007.– №2 (5)

21. Кайбушев А.Д.Политический дискурс и культура политических элит // Традиционная славянская культура и современный мир: Материалы III Кирилло-мефодиевских чтений, 22.05.2008 г. Астрахань, 2008

22. Камаева А.Н. Психологический тренинг/Биржа труда, 2003, № 11

23. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории //Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994

24. Командность в различных видах спорта/Под ред. О.Л. Жевненко. – М.: ПРИОР, 2008

25. Короленко А.Н. Учебно-тренировочный процесс в спортивных организациях. М.: Смарт, 2007

26. Кривенышева Е.Н. Аксиология лидерства в России X-XIX вв. // Русская религиозная философия в историческом, теоретическом и социальном измерениях: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Владивосток, 21-22 декабря 2006 г.) / под ред. С.В. Пишуна. – Владивосток : Издат-во ДГУ, 2007

27. Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. //Философия и образование – пространство диалога. Архангельск, 2000

28. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Мониторинг развития спонсорства российского спорта.// Теория и практика физической культуры и спорта, 2007.– № 2

29. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И. Научные основы спортивного менеджмента// Теория и практика физической культуры и спорта, 2008.– № 5

30. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001

31. Лебон Г. Психология толп //Психология толп. М., 1999

32. Леонтьев А.Н. Общая психология. – М.:Наука, 1989

33. Лиманских А.С. Менеджмент и маркетинг в современной России. – М.: ПРИОР, 2007

34. Лиманских А.С. Менеджмент и маркетинг в современной России. – М.: ПРИОР, 2007

35. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998

36. Лысов А.С. Экономика предприятия культуры и спорта.- Спб.: ПИТЕР, 2007

37. Макиавелли Н. Государь: Трактаты. М., 2003

38. Максимов С.А. Теория управления организацией. – М.: ПРИОР, 2007, 2011

39. Мильчакова Н. Игра по правилам: «общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики. –1994. – №6

40. Милютина С.А, Методология эскпериментальной психологии. – СПб.:ПИТЕР, 2006

41. Мишин С.А. Спортивные лидера: воспитание и руково-дство//Экспертиза, 2008, № 11

42. Молоканова А.Н. Теория оптимальной самоидентификации. – М.: Смарт, 2011

43. Молчанова Е.Н. К вопросу о гендерной психологии лидерства // Сборник «Социальное партнерство в решении гендерных проблем». – Набережные Челны, 2002

44. Московичи С. Век толп. М., 1998

45. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

46. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1-2. М., 1990

47. Ницше Ф. Так говорил Заратустра //Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1991

48. Образы российской власти: от Ельцина до Путина. // Под ред. Е.Б.Шестопал. М. 2008

49. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. В 2 т. / Под ред. Егоровой-Гантман Е.М. 1993

50. Силаев А.Н. Психология. – М.: Санта, 2009

51. Симонова А.Н. Имиджеология. – М.: ПРИОР, 2004

52. Смирнова А.Н. Теория организации. – М.: Олма-пресс, 2008

53. Смирнова Т.А. Технология продуктивного имиджа. – М.: ПРИОР, 2004

54. Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008

55. Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. — 2-е изд. стереотип. — М.: Советский спорт, 2005

56. Стрельников А. М. Метафорическая оценка в дискурсе президентских выборов // Система и среда: Язык. Человек. Общество: Материалы Всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 4-5 апреля 2005 г. / Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия. Нижний Тагил, 2005

57. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999

58. Тулеев А.М. Политическое лидерство в современной России: Региональный ракурс. – М.: Мысль, 2000

59. Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002

60. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989

61. Фромм Э. Злокачественная агрессия: Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии //Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994

62. Фромм Э. Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма //Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994

63. Фэлдон Л. Современный стиль. – М.: Смарт, 2004

64. Хлебников А.Н. Подготовка кадров и образование в области физической культуры, спорта и туризма. – Хабаровск, 2000

65. Шестопал Е.Б. Психология политики. М. 1989

66. Щербинина Н.Г.Символическое конструирование мифо-героической политической реальности России // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2008. № 2 (3)

67. Эвола Ю. Люди и руины. М., 2007; Эвола Ю. Языческий империализм. М., 2007

68. Экономика спорта/под ред.Ж.О. Батюшкиной. – М.: Олма-пресс, 2007

69. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996

70. Юрченко С.Н. Менеджмент в спорте. – М.: Олма-пресс, 2007

71. Яковлев П.А. Теория менеджмента и маркетинга. – М.: ПРИОР, 2010

Иммидж и авторитет руководителя

1. Дать определение понятию и сущности имиджа.

2. Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.

3. Рассмотреть сущность авторитета руководителя, его функции.

4. Раскрыть формы проявления авторитета руководителя.

Характерные формы проявления и существования побудительного эффекта авторитета — внушение и подражание. Внушение представляет собой способ влияния людей друг на друга, а подражание — способ отражения этого влияния в процессе общения.

При этом речь идет о непреднамеренном или непроизвольном внушении, которое может осуществляться незаметно для воспринимающего его человека. И чем выше эта “незаметность” влияния авторитетного человека, чем более оно кажется нам само собой разумеющимся, тем больше авторитетность этой личности у нас.

Подражание представляет собой форму отражения побудительного эффекта авторитета личности. Существует две его формы: непроизвольное подражание, которое почти не осознается, и произвольное — когда мы вполне осознанно имитируем поведение авторитета, следуем его поступкам, разделяем его взгляды и вкусы.

Следует кратко сказать о важной роли убеждение – это средство укрепления и поддержания авторитета, реализуемое в речевой деятельности авторитетного человека.

Под влиянием перечисленных психологических механизмов наши мнения, взгляды, установки, особенности поведения изменяются, приобретая характеристики, присущие мнениям, взглядам, установкам авторитетного человека.

Как известно, функционирование авторитета осуществляется в соответствии с определенными законами. Вот некоторые из них.

1. Закон подтверждения находит свое проявление в том, что те личностные свойства и качества, которые обеспечили руководителю завоевание авторитета у подчиненных, должны проявляться постоянно, во всех ситуациях.

2. Закон иррадиации выражается в распространении личного влияния авторитетного руководителя на те сферы жизнедеятельности, в которых он некомпетентен, неопытен или имеет о них самое смутное представление.

3. Закон инерции заключается в том, что какое-то время подчиненные по привычке или под воздействием стереотипов восприятия питают чувства уважения и признания к своему начальнику, хотя последний по каким-либо причинам уже растерял социально-значимые личностные свойства и качества.

Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый (ложный) авторитет -псевдоавторитет. Выделяют следующие его разновидности:

Источники:
Авторитет и лидерство
Понятие и сущность авторитета и лидерства. Соотношение руководства и лидерства в системе управления. Механизмы экономического и политического управления, сложившиеся в годы сталинского культа. Потребность в авторитете. Политический портрет личности.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00259636_0.html
Авторитет и способы его поддержания
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы авторитета успешного руководителя 6 1.1. Руководитель – понятие, сущность руководства, критерии успешности 6 1.2 Качества, необходимые руководителю
http://xn--80ahmmflf.net/catalog/avtoritet_rukovoditelya_sposoby_formirovaniya_i_podderzhaniya.html
Авторитет руководителя — способы формирования и поддержания
Введение 3Глава 1. Теоретическое исследование проблемы авторитета успешного руководителя 61.1. Руководитель – понятие, сущность руководства, критерии успешности 61.2 Качества, необходимые руководителю для формирования …
http://referatbank.ru/market/referat/i/24072/diplom-avtoritet-rukovoditelya-sposoby-formirovaniya-podderzhaniya.html
Иммидж и авторитет руководителя
1. Дать определение понятию и сущности имиджа. 2. Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя. 3. Рассмотреть сущность авторитета руководителя, его функции. 4.
http://referat.yabotanik.ru/psihologiya/immidzh-i-avtoritet-rukovoditelya/203932/193280/page3.html

CATEGORIES