Адаптация студентов первокурсников

Проблема адаптации студентов-первокурсников

Обучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием. В ВУЗах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, знакомство с учебным заведением у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.

Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители. Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальный школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессионально образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Социологи выделяют в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

· начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

· стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

· аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

· ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.

К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Существует понятная тенденция – чем крупнее город, тем для его жителя – абитуриента вуза адаптация к студенческой жизни оказывается более простой и менее длительной. Между тем соотношение абитуриентов из разных городов (крупных или средних, малых) несколько меняется в пользу последних. В немалой степени это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и представительств различных государственных и коммерческих вузов. Те из абитуриентов – жителей небольших городов, кто успешно преодолевает трудности конкурсного отбора, чаще всего оказываются лучше подготовленными и более мотивированными к последующей учебе. Очевидно, что для них основными в адаптации являются не учебные или социально-психологические трудности, а материально-бытовые.

Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.

Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.

Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя, наркотиков связаны с невостребованностью студентов в вузе. Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находя поддержки и помощи со стороны преподавателя, куратора, воспитателя общежития, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью. Отсюда распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. По сути, у молодежи формируется собственная социокультурная среда, со своими «правилами» и «порядками».

Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. Необходимые помощь и контроль со стороны взрослых в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства кафедр, деканата с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, факультета, вуза – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.

Проблемы адаптации студентов первокурсников

Филиал ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске

Научный руководитель – , к. ю.н.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ученик, покинувший недавно школьные стены, становится студентом. И от того насколько успешно он пройдёт адаптацию, будет зависеть его дальнейшее развитие, как человека, как будущего специалиста, будут зависеть его личные и научные достижения.

В момент социально — психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по — другому начинают воспринимать себя и других. В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.

Процесс адаптации пройдёт успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно — досуговой жизни вуза, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т. д.).

Так, в филиале Тюменского государственного университета в г. Шадринске, с целью ускорения адаптации первокурсники в сентябре — октябре 2011 года были вовлечены как в мероприятия, проводимые филиалом — краеведческий поход, турнир филиала по волейболу, а также общегородские – туристический слёт, осенний марафон. Победа первокурсников на водном этапе турслёта, их активное участие и в остальных мероприятиях значительно облегчили процесс их адаптации.

Исследователи различают три формы адаптации студентов – первокурсников к условиям вуза:

1) формальная адаптация. Касается познавательно — информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к её требованиям, к своим обязанностям.

2) общественная адаптация – процесс внутренней интеграции групп студентов — первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

3) дидактическая адаптация – подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе [1].

Учёными выделено три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Психологический блок содержит индивидуально — психологические, социально — психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально – техническое обеспечения и др. [2]. Успешность прохождения адаптации зависит напрямую от эффективно взаимосвязи этих блоков.

Знание индивидуальных особенностей студента делает процесс адаптации ровным и комфортным. В процессе адаптации первокурсников можно выделить следующие трудности: отрицательные переживания по поводу ухода из школы, расставание с классом, неопределённость в выборе профессии, недостаточная психологическая подготовка, налаживание самостоятельной жизни, при переезде из дома в общежитие.

Обеспечением учебно — методической литературой довольны лишь 80 % студентов, возможностями заниматься художественным творчеством — 85 %, условиями для полноценного досуга – 50 %. Бытовыми условиями в общежитии удовлетворены все студенты, пользующиеся его услугами [3].

Результаты опроса свидетельствуют, что менее успешно прошли адаптацию студенты, окончившие среднюю школу. Гимназисты, лицеисты и выпускники техникумов справились с вхождением в новые жизненные условия, в новый коллектив значительно успешнее. Студенты, имеющие среднее профессиональное образование не испытывали никаких трудностей, за исключением привыкания к новому коллективу. В целом, можно сказать, что адаптация студентов — первокурсников в филиале ТюмГУ в г. Шадринске прошла успешно, основная часть сумела реализовать себя, показать хорошие успехи в учёбе и культурно — массовых мероприятиях.

1. Проблема адаптации студентов — первокурсников [электронный ресурс] http://www. /problema-adaptacii-studentov-pervokursnikov-k-vuzovskoj-sisteme-gumanitarnoj-podgotovki/

2. Проблема психолого — педагогической адаптации студентов первого года обучения [электронный ресурс] http://www. *****/forum2011/75/1013

3. Результаты социологического опроса, проведённого автором материала в филиале ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске Курганской области (авторская разработка).

Обзоры сервисов Pandia.ru

Проекты по теме:

Домашний очаг

Техника

Образование и наука

Бизнес

Технологии

Наука

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источники:
Проблема адаптации студентов-первокурсников
Обучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.
http://mirznanii.com/a/214954/problema-adaptatsii-studentov-pervokursnikov
Проблемы адаптации студентов первокурсников
Проблемы адаптации студентов первокурсников Филиал ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске Научный руководитель – , к. ю.н. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ Ученик, покинувший
http://pandia.ru/text/78/599/32901.php

CATEGORIES