Адаптация студентов 1 курса

1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса

адаптация студент образовательный первокурсник

Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов.

Адаптация — это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя» Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. — 2007. — № 3. — С. 173. .

Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни — сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему внутривузовских отношений Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. — 2008. — № 2. — С. 366. .

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто — оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 5. — С. 82. .

Причем часто организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям профессиональной школы. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебному процессу довольно сложно. В педагогике недостаточно раскрыты причины психолого-педагогического характера, вызывающие трудности овладения студентами специфической учебной деятельностью, а также обеспечивающие социально-психологическую адаптацию студентов к учебной деятельности Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. — 2007. — № 4. — С. 54. .

В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую (рисунок 1 в приложении 1). Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения.

В литературе предложена классификация студентов по уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развитости, устойчивости функционирования когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде вуза:

· неадаптированные (низкий уровень), характеризующиеся несформированностью связи хотя бы в одном из выделенных направлений и неустойчивостью функционирования связей;

· среднеадаптированные (средний уровень), для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы;

· адаптированные (высокий уровень), отличающиеся сформированностью всех связей, и при этом хотя бы в одном направлении наблюдается устойчивое функционирование связи Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 1. — С. 64. .

Итак, педагогические коллективы вузов и ссузов осознают важность управления адаптацией к профессиональной деятельности, влияние результатов адаптации на процесс становления будущего специалиста. Вместе с тем даже в старейших профессиональных учебных заведениях страны отсутствует действенная, постоянно обновляющаяся система работа по решению данной проблемы. Проводимые же мероприятия охватывают незначительное число адаптантов, не продолжительны, формальны, а проводимая работа не подвергается соответствующей проверке. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов-первокурсников.

Похожие главы из других работ:

Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов

2.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе

В настоящее время актуальным в деятельности педагогов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются не только личностные и индивидуальные особенности ребенка, но и характер его межличностных отношений со сверстниками.

1.3 Понятие адаптивности, процесс адаптации студентов младших курсов

Понимание адаптации не столько как процесса, сколько как результата в работах специально не анализируется, но используется при оценке успешности адаптивных процессов в целом, указывают критерии и признаки адаптации.

2. Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса

2.2 Результаты эмпирического исследования тревожности студентов первого и четвёртого курсов

тревожность эмоциональный переживание студент Предметом исследования является уровень тревожности у студентов второго и четвёртого курса. Для определения уровня тревожности, были использованы следующие методики: Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л.

2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов. I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели.

1.3 Значение личностного фактора в профессиональной адаптации

1. Возраст. Особое внимание на предприятиях должно уделяться адаптации молодежи. Это связано с тем, что по мнению большинства социологов процесс активного становления человека как общественного существа протекает не всю жизнь.

1.3 Значение личностного фактора профессиональной адаптации

Личностные факторы профессиональной адаптации имеют большое значение при трудоустройстве на работу, они несут как положительные, так и отрицательные черты.

1.5 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе

О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Но что это значит? Вот типичные ответы: «Новый коллектив», «Новые занятия», «Учительница», «Новые обязанности», «Много новых впечатлений».

Глава 1. Теоретический анализ прокрастинации студентов 1 курса

2. Характеристика адаптации иностранных студентов в ПГТУ

2. Эмпирическое исследование социальной адаптации студентов

1.2 Особенности социально-психологической адаптации студентов

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий.

1.1 Особенности психологической адаптации иностранных студентов

Иностранные студенты охотно посещают такие страны, как Америка, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия и т.д. Одним из новых направлений, открытых для обучения студентов, является Россия.

1.2 Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов

Под термином «социокультурная адаптации» Дж. Вилсон понимает активное взаимодействие мигранта и той среды, в которой он проживает, приобретение важных для жизни умений и знаний, а также усвоение приезжим основных норм, моделей.

Адаптация студентов первого курса

Другие курсовые по предмету Психология

1. Пожалуйста введите слова с картинки:

Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов

.1 Понятия адаптивности и адаптации в психологии

.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса

Глава 2. Процесс успешной адаптация студента-первокурсника

.1 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе

.2 Условия успешной адаптации студента-первокурсника

Актуальность исследования. Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.

Объект исследования — вуз как среда адаптации студентов.

Предмет исследования — студент первого курса как субъект психологической адаптации.

Цель работы — исследование сущности и процесса адаптации студентов первого курса.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

. Изучить и проанализировать понятия адаптации и адаптивности.

. Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников.

. Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников.

. Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.

Методологическая основа работы предполагает единство культурологического и психолого-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей социологии, психологии, педагогики. Студенческая молодежь рассматривается не только как объект воспитания и субъект социально-культурной деятельности, но и как важнейший ресурс развития общества. Важнейшим средством оптимизации процесса социальной адаптации студентов выступает социально-культурная деятельность в вузе.

Теоретической основой исследования послужили работы исследователей, посвященные рассматриваемой тематике.

Практическая значимость исследования. Разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов

.1 Понятия адаптивности и адаптации в психологии

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербаль�

Источники:
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса адаптация студент образовательный первокурсник Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с
http://psy.bobrodobro.ru/455
Адаптация студентов первого курса
Выпускники школ с первых дней окунаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. И для решения вопроса успешной адаптации вчерашних
http://www.studsell.com/view/6666

CATEGORIES