Адаптация первокурсников в вузе

Адаптация первокурсников в вузе

Как было показано выше, одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2008. — № 5. — С. 84..

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. — 2009. — № 4. — С. 40..

Т.И. Попова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

· начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

· стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

· аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

· ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. — 2007. — № 2-2. — С. 53..

Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. Весьма полезен будет паспорт адаптации первокурсника (приложение 2).

Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 83.:

· изучение личностных особенностей первокурсников;

· выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;

· анализ и обобщение полученных данных;

· подготовка на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;

· проведение круглого стола с участием проректора по социальной и внеучебной деятельности, зам. деканов по воспитательной работе, специалистов управления организационно-воспитательной работы по проблеме адаптации первокурсников;

· включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;

· разработка и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов;

· организация и проведение цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов, направленных на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения;

· разработка цикла практических занятий для студенческих групп первого курса, которые в дальнейшем будут рекомендованы для проведения в рамках кураторского часа;

· организация и проведение Школы кураторов и молодых преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленной на повышение у педагогов уровня психолого-педагогической грамотности;

· организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;

· социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками;

· индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;

· совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.

Регулярно следует проводить заседания студсоветов, на которых они могут собраться для решения определенных вопросов, связанных, например, с подготовкой к предстоящим мероприятиям, праздникам. Ведь не секрет, что совместная работа объединяет, помогает раскрыться человеку.

Возможны аутогенные тренировки. Аутогенная тренировка повышает адаптивность, в основном, путем развития саморегуляции степенью нервно-психического напряжения, а активное социально-психологическое обучение — посредством развития инициативности и ответственности личности. «Аутогипнотренинг» как один из новых методов психической саморегуляции также развивает адаптивность студентов Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 2. — С. 52..

1. Для студентов первого курса в цикле лекций «Введение в специальность» организовать практические занятия по психологии с целью обучения приемам психической саморегуляции.

2. Студентов первого курса обследовать методами психодиагностики с целью выявления групп «риска» — студентов с недостаточной степенью развития адаптивности. Этим студентам создать условия для занятий в Кабинете психологической помощи, который целесообразно организовать в вузах.

3. Внедрить в учебно-воспитательный процесс вуза активные методы обучения. Первоначально рекомендуется организовать цикл факультативных занятий в форме социально-психологического обучения или деловых игр, что позволит разработать «портрет» специалиста определенного профессионального профиля и обработать методику проведения занятий, соответственно условиям учебно-воспитательного процесса в конкретном вузе.

4. Целесообразно мероприятия по оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе строить на основе изучения результатов адаптивности конкретных студентов, которое является формой и условием индивидуализации обучения в вузе.

5. В контексте развития адаптивности студенты младших курсов испытывают потребность, в основном, в совершенствовании психической саморегуляции. Поэтому для студентов младших курсов развитие адаптивности более аффективно посредством различных форм аутогенной тренировки.

Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе будет более успешной, если:

1) организовать адаптацию как системный, двусторонний, поэтапный процесс формирования и развития когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей;

2) выделить по каждой специальности базовые дисциплины и процесс их изучения строить с учетом уровня адаптации и поведенческих характеристик студентов, используя развивающие возможности этих дисциплин (развитие структурированности знаний, четкости формулировок, доказательности рассуждений, гибкости и системности мышления, освоение алгоритмов и современных технологий работы с информацией), при этом успешная познавательная деятельность взаимообусловит формирование и развитие когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей;

Некоторые проблемы адаптации в образовательном процессе помогло бы решить использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. — 2010. — № 6. — С. 327..

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.

Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 4. — С. 100..

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности — адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

Адаптация первокурсников к ВУЗу

Задачи работы профессорско-преподавательского состава и кураторов с академическими группами первого курса. Изменение статуса студентов, их установки и ценности, общение друг с другом. Организация полезного досуга студентов, проживающих в общежитии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каждый этап студенческой жизни и учебы имеет свои трудности, однако многое определяется на начальной стадии обучения. Этот период больше связан с «примеркой», «реконструкцией», во-первых, прежней системы взаимоотношений учащихся с педагогами, а во-вторых, их знаний, умений, установок на обучение. Происходит осмысление новой социальной роли студента — первокурсника, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе и преподавателям. Студент всматривается в свое профессиональное будущее, пытается найти поддержку. На этой основе у студента возникают новые стремления и планы. Так же на этом этапе иногородние студенты — первокурсники, уехав из родного города, сталкиваются с тем, что им приходится самим создавать условия для благополучного проживания в общежитии или на съемной площади. Они учатся жить самостоятельно, они должны грамотно распоряжаться деньгами. Если родители не могут обеспечить их достаточной суммой денег, что бы не переживать за их нехватку, многие вынуждены будут пойти на работу и совмещать ее с учебой, что может привести к разным последствиям. Студент может больше уделять внимания работе и забросить учебу, в итоге его может ждать отчисление, и его ожидаемое светлое будущее будет потеряно. Или он потерять работу и опять будут трудности с деньгами. Все это сложно и может оказаться непосильным для человека, который буквально пару месяцев назад был под заботой родителей. Они решали эти не простые проблемы. И он может быть еще и не готов к этой самостоятельной жизни и все это сваливается на его голову.

Есть и другие проблемы иногородних студентов — первокурсников. Они оказываются одни в незнакомом городе, где возможно существует множество соблазнов. Которые могут сломать его жизнь, испортить его. Студент может начать совершать ужасные поступки и свернуть с пути по-которому он хотел пройти и того же хотели его родители. Он становится один в городе, где нет ни близких ни друзей, ему не на кого положится, он может быть замкнут и застенчив и в итоге ему будет тяжело наладить новые контакты, знакомства. Для любого человека это будет сильный стресс, когда он ощущает себя одиноким.

Объект нашего исследования иногородние студенты — первокурсники «БГЭУ». Предметом нашего исследования является способ адаптации иногородних студентов — первокурсников. Цель исследования выявить основные способы адаптации иногородних студентов — первокурсников.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.

Поэтому в непростой работе проффесорско-преподавательского состава и кураторов с академическими группами первого курса можно выделить несколько моментов.

Первое — ориентация в пространстве вуза — обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не везде и не в полном, необходимом для студентов первого курса объёме проводится. Более того, данное мероприятие может осуществляться фрагментарно и даже не в начале первого семестра.

Третья проблема — большая перегрузка студентов первого курса, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Практически ежегодно объём изучаемых дисциплин в вузе растёт. Как следствие, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемых студентами, как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ друг друга. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации. Этому надо учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в решение данной задачи.

Пятое — адаптация иногородних студентов в большом городе (Минске). Иногородний первокурсник многим отличается от своего местного однокурсника. Местный городской студент, став учащимся вуза, меняет лишь место и род учебной деятельности, но продолжает жить в освоенной социальной среде, пользоваться накопленным социальным и культурным капиталом. Тот же, кто приехал учиться, покидает родительскую семью, вынужден стать самостоятельным, полагаться на иные, чем прежде, ресурсы, осваивать иное, новое, жизненное пространство. Из школьника города или села N он превращается в иногороднего студента большого города и одновременно — в «мигранта».

Следующий момент — формирование здорового образа жизни, отношения к репродуктивному здоровью как важнейшей нравственной ценности. Обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья студентов и повсеместное распространение таких асоциальных явлений, как курение, особенно среди девушек, употребление алкоголя. При проведении социологических исследований среди студентов 46% опрошенных сообщили, что за последние 5 лет состояние их здоровья ухудшилось, при этом 40 % опрошенных в возрасте от 17 до 27 лет страдают хроническими заболеваниями. Из числа опрошенных 28 % студентов курят, 33% еженедельно употребляют спиртные напитки, отдавая предпочтение в основном пиву.

Ежегодно преподавателям высшей школы приходится встречаться с новыми контингентами студентов, в том числе первокурсниками. Кто они? Как воспринимают жизненные ситуации в стенах вуза? Как налаживается их общение друг с другом? Как меняются их установки и ценности? Обо всем этом преподаватель должен быть осведомлен, чтобы с первых же встреч избрать верный стиль в отношениях со своими студентами.

Многие студенты, прежде всего с радостью воспринимают изменение своего статуса. Статус студента, по их мнению, более привлекателен, нежели роль школьника. Вот типичные ответы вчерашних школьников на вопрос из устного опроса: нравится ли вам новый статус студента? Если да (нет), то почему?

— конечно, нравится. Учиться в вузе — хоть и сложнее, но интереснее;

— нравится, здесь очень много новых ярких впечатлений, начиная от того, где ты учишься, кончая тем, с кем ты можешь познакомиться;

— да, нравится. Я стал более самостоятельным, могу сам распоряжаться своим личным временем и деньгами.

— в целом студентом быть хорошо, окружающие, особенно преподаватели, начинают видеть в тебе не ребенка, а уже взрослую личность, обращаются на ВЫ, поэтому начинаешь внутренне взрослеть.

Такие типичные ответы характерны для многих первокурсников, независимо от того, являются ли они местными, либо иногородними. Но примерно через месяц мнения вторых начинают изменяться:

— очень трудно вдали от дома, без родителей;

— мне, как студенту, тяжело без регулярной материальной поддержки со стороны родителей;

— в школе было легче, оказывается, в институте ни кому до тебя нет никакого дела;

— чувствую себя беспомощной и одинокой, в группе, где я учусь, никто меня не понимает, я не нашла друзей. Не хочется идти на пары, лучше посидеть со своими подругами в общежитии.

— в общежитии невозможно заниматься, здесь «проходной двор», всегда праздники, «толкового» студента из меня не получится.

Таким образом, вслед за радостным восприятием своего нового положения студенты сталкиваются с набором обвалившихся на них неожиданностей. Первой из них по значимости и глубине воздействия на личность признается «испытание свободой». Мнения студентов: «Уехав от родителей, я получил полную свободу, практически безграничную, никто меня здесь не контролирует, не направляет на путь истинный, стало сложнее учиться. Существует искушение ничего не делать, или делать в последний день». Еще одно мнение: «Свобода, можно делать все что угодно, идти куда хочешь, гулять с кем хочешь… такая вольность опьяняет».

Иногородний первокурсник многим отличается от своего местного однокурсника. Местный городской студент, став учащимся вуза, меняет лишь место и род учебной деятельности, но продолжает жить в освоенной социальной среде, пользоваться накопленным социальным и культурным капиталом. Из школьника он превращается в студента, но при этом остается нерюнгринцем. Тот же, кто приехал учиться, покидает родительскую семью, вынужден стать самостоятельным, полагаться на иные, чем прежде, ресурсы, осваивать иное, новое, жизненное пространство. Из школьника города или села N он превращается в иногороднего студента большого города и одновременно — в «мигранта».

Организация активного полезного досуга студентов, проживающих в общежитии, является одной из основных проблем студентов. Ответы на вопрос анкеты: «Как вы предпочитаете проводить свободное время?», были следующими:

а) просто сижу в комнате и занимаюсь, чем хочу — 60%;

б) гуляю по городу — 50%;

в) сижу за компьютером — 43%;

г) хожу в гости или принимаю гостей — 40%;

д) смотрю телевизор — 37%;

е) хожу на секции, кружки, занимаюсь общественной работой — 30%;

ж) посещаю ночные клубы, дискотеки, кинотеатр — 25%.

Незанятость, полная свобода действий зачастую приводит к негативным последствиям вовлечения студентов в «праздный» образ жизни и злоупотреблению алкоголя. Необходимо привлечение именно иногородних студентов к общественной жизни вуза с первого курса, к работе в активе студенческой группы.

Одной из серьезных трудностей новой жизненной ситуации для первокурсников оказывается то, что приходится принимать самостоятельные решения по многим вопросам, в том числе социально-бытовым. Анализируя результаты анкетирования среди первокурсников, можно выделить основные трудности иногородних первокурсников адаптации к учебно-воспитательному процессу в вузе:

1 место — учебные трудности;

2 место — жилищно-бытовые трудности;

3 место — трудности в общении с преподавателями.

Жилищно-бытовые трудности связаны, прежде всего, с неудобствами коллективного использования ванной комнатой и кухней, совместным проживанием с малознакомыми людьми, невозможностью заниматься в спокойной обстановке, что зачастую приводит к межличностным конфликтам между жильцами общежития, так и между студентами и руководством общежития. Некоторые студенты, еще только начав обучение в институте, не могут адаптироваться к непривычным условиям коллективного проживания, пытаются решить свои жилищно-бытовые проблемы, забывая о главном, — об учебе.

Жизнь в общежитии — существенная перемена в социализации «домашнего ребенка», покинувшего теплоту семейного уюта. В общежитии сильно проявляется коллективность, так как все живут в одном месте. Начинается постепенное изменение индивидуалистической психологии.

Наиболее трудным, судя по самоанализу первокурсников, является адаптация к процессу учебы. Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Поэтому одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку и т.д. Успешное развитие этой проблемы связано с развитием лаборатории психологии и педагогики вуза, занимающей исследованием процесса адаптации студентов и способов, влияющих на успешность данного процесса.

Преподаватель, осознающий проблему кризисов в адаптации иногородних студентов, владеющий результатами исследования их адаптированности, постоянно рефлексирующий особенности своей адаптации к группе, отдает предпочтение в организации учебного процесса тем формам, методам и средствам обучения, которые способствуют успешному протеканию этого процесса.

Чтобы облегчить студентам адаптационный период, в вузе должно выстраиваться психолого-педагогическая среда как «встреча» студента и преподавателя — некое жизненное событие, нацеленное на поддержку студента в его проживании важных перемен в жизни, преодолении кризисных состояний, стрессов, конструировании чувства самозащищенности, позитивного и оптимистичного взгляда на жизнь.

Это требует наличия в образовательной среде атмосферы творчества, основанной на высокой духовности и нравственности. С этой целью образовательный процесс в вузе переориентируется со «знаниевой» парадигмы на парадигму «развивающую», взаимодействие со студентами организуется как личностно-ориентированное. Большое значение уделяется повышению значимости таких гуманистических ценностей, как человечность, взаимопомощь, сотрудничество, снятие противостояния индивидуальных и общественных ценностей.

Успех в адаптации во многом зависит от направленности педагогической деятельности преподавателя, от широты его знаний, эрудиции, глубины владения предметом, гибкости мышления, наличия потребности в неформальном общении со студентами.

1. 1 этап адаптации — освоение иногородним студентом новых способов жизнедеятельности, которое направлено на принятие им уклада жизни вуза, обустройства в общежитии и новом городе, развитие чувства самозащищенности, уважения, доверия к себе и окружающим. В результате этого этапа повышается уровень организованности. На данном этапе взаимодействие идет, в основном, с педагогами, но уже зарождаются процессы сплочения учебной группы, формирования актива группы. Благодаря участию в учебных и творческих сообществах иногородний студент получает навыки межличностных отношений.

3. 2 этап адаптации характеризуется внутренней направленностью молодого человека на процесс, в ходе которого идет активное развитие его «Я — концепции», происходит актуализация самосознания. Иногородний студент получает определенную социальную роль в общежитии, появляется четкое убеждение в привлекательности или непривлекательности города, в котором учится. Дальнейший процесс адаптации проходит по открытой, либо по закрытой схеме (см. введение). В учебной деятельности первокурсник учится принимать ответственность, намечать цели. В данном случае позиция педагога «впереди студента» меняется на позицию «вместе со студентом». Студент, еще не имеющий богатого жизненного опыта, пока что нуждается в поддержке более опытного старшего наставника. Развивается внутренняя мотивация, что способствует плодотворному самообразованию и самовоспитанию в условиях самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Педагог должен так выстраивать образовательный процесс, чтобы студент, постоянно находясь в вариационном поле выборов, имел возможность получать навыки самоопределения, развивать свою активность и инициативу.

4. 3 этап — самоорганизуемая адаптация. Студент осознанно принимает и организует свою учебную деятельность. На этом этапе студент выступает как субъект своего образования. Он полностью привыкает к проживанию в студенческом общежитии, умеет распределять свой распорядок дня, у него хорошо развиты отношения с городскими однокурсниками.

5. Самоорганизация как процесс свободного выбора индивида, способного и идущего по пути жизнеутверждающей адаптации, предполагает и его ответственность за свой выбор. Если студент в совершенстве владеет самоорганизацией своей учебной деятельности и поведения, то процессы профессионально-личностного саморазвития выходят на самодостаточный уровень. Таким образом, на основе соответствующей психолого-педагогической среды и при условии педагогической поддержки, студент-первокурсник, проходя путь от первичной организационной до самоорганизуемой адаптации, приобретает компетенцию жизнеутверждающей адаптации, качественно меняющую его образ жизни.

Создание специального машиночитаемого документа, сформированного по аналогии материалов для поступающих в вузы, — один из вариантов решения этой проблемы. Это может быть пособие (назовём его «Информация для студентов 1 курса»), отражающее следующие вопросы: структура университета; правила внутреннего распорядка, которые необходимо знать студенту-первокурснику; права и обязанности студентов; информация об экзаменах и зачетах, которые будут сдавать студенты на протяжении первого года обучения в университете; критерии оценки знаний студентов во время текущего контроля и экзаменационной сессии; информация о должностных лицах администрации университета, телефонах и адресах кафедр (с указанием городского транспорта, номера маршрута и названия остановки).

Учитывая мобильность учебного процесса, его постоянное совершенствование, целесообразно ежегодно к 1 сентября актуализировать эти материалы и предоставлять пользователям их в машиночитаемой форме. При необходимости, желающие самостоятельно или с чьей-то помощью смогут частично или полностью распечатывать их. Подобные материалы можно формировать не только для студентов первого, но и других курсов вуза. При этом они будут иметь различное наполнение, учитывающее особенности изучения конкретных дисциплин на каждом курсе.

—-Следовательно, чтобы «студенты-новички» не чувствовали себя чужими и в свободное от учебы время могли найти занятия по интересам, необходимо довести до сведения первокурсников информацию о существующих на базе университета творческих коллективах и кружках. В университете есть замечательный студенческий клуб, в состав которого входят агитбригады всех факультетов, межфакультетский народный театр. Ежегодно проводятся «Дни факультетов», праздничные вечера.

—— Таким образом, выявление трудностей, выступающих перед студентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллектуальный потенциал нашей страны .

Размещено на Allbest.ru

Психологический подход к рассмотрению проблемы адаптации студента к вузу. Исследование стрессовых переживаний студентов-медиков первого курса. Формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения. Эффективность социально-психологического тренинга.

Факторы защиты и разновидности адаптации в содержании учебного процесса. Психологическое сопровождение адаптации студентов первого курса. Адаптация студентов к учебной деятельности в системе СПО. Эффективность разработанных коррекционных мероприятий.

Особенности формировании мотивации у студентов-первокурсников, экспериментальное изучение данного процесса. Организация и анализ результатов психологического эксперимента. Разработка рекомендаций по повышению учебной мотивации студентов-первокурсников.

Исследование сущности и процесса адаптации студентов первого курса. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза. Условия успешной адаптации студента-первокурсника.

Анализ подходов к проблеме адаптации в научной литературе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе. Процесс самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.

Понятие адаптации и характеристика адаптационных процессов в образовании. Особенности перехода от обучения в средней школе к обучению в ВУЗе, ригидность первокурсников. Исследование уровня социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.

Понятие психологического сопровождения. Функционально-ролевые следствия идеи сопровождения. Возрастные особенности юношеского возраста. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников. Совместные занятия преподавателей, студентов, родителей.

Психологическая характеристика студентов первого курса. Группы психосоматических расстройств по В.Д. Менделевичу. Сущность понятия «алекситимия». Уровень невротизации, реактивной тревожности и личностного адаптационного потенциала студентов, шкала жалоб.

Психологическая характеристика юношеского возраста и его роль в выборе стратегий жизни. Организация и методы исследования стратегий достижения удовлетворенности жизнью студентов первого курса физико-математического и географического факультетов.

Психологическая сущность адаптации, подходы к её изучению в научной литературе. Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям ВУЗа. Адаптационный лагерь и кураторство как формы психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Личность студента и адаптация в ВУЗе.

Личность студента и адаптация в ВУЗе.

Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот факт позволил Б.Г.Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности.

Основными видами психологической деятельности студента являются: развитие интеллекта и навыков самовоспитания.

У студента может закрепиться навык полумеханического запоминания изучаемого материала, что ведет к росту показной эрудиции, но тормозит развитие интеллекта. Результаты специальных обследовании показывают, что у большинства студентов уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение, классификация, определение, весьма невысок. Преподавателю зачастую приходится прилагать большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к учебе: ориентацию только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие к самому процессу движения мысли.

Лишь немного более половины студентов повышают показатели интеллектуального развития от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а лучшие студенты часто уходят из вуза с тем же уровнем интеллектуальных способностей, с которым пришли.

Как правило, за время первой сессии, должна произойти адаптация к новому уровню обучения.

Исследователи выделяют разные виды адаптации в общем адаптационном процессе студентов вузов. Отдельные авторы выделяют два вида адаптации применительно к студентам вуза:

  1. адаптацию к учебной деятельности;

Традиционно адаптация рассматривается в трех видах, отражающих направления деятельности студентов:

1) дидактическая (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний);

социально-психологическая (включение в студенческий коллектив, усвоение его правил, традиций, норм, установление взаимоотношений с преподавателем, администрацией, членами группы);

профессиональная (формирование профессиональных качеств, освоение знаний, навыков, умений, требований к профессии).Рассмотрим значение разных видов адаптации в общем адаптационном процессе студентов вузов.

1. Дидактическая адаптация студентов.

Процесс обучения в высшей школе строится по принципам, отличным от дидактики средней школы:

  1. сближение учебной работы с научной;

В связи с этим начальный этап обучения в вузе связан с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника — необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность. В вузе нужна новая система, новый образ жизни, отвечающий новым задачам обучения и воспитания:

  1. обязательное посещение всех учебных занятий;

Проходит немного времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в вузе. Отсюда низкая успеваемость на первом курсе и большой «отсев» по результатам сессий; большое эмоциональное напряжение, что приводит к разочарованию в выборе будущей профессии.

1. Поскольку все эти трудности вызываются «дидактическим барьером», можно заключить, что одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентам при организации способов учения. Необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностно ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения, автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения.

2. Социально-психологическая адаптация студентов. Важным аспектом адаптации является принятие абитуриентом социальной роли студента-первокурсника, а, следовательно, и социально-психологического статуса. Эффективность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно абитуриент воспринимает себя и свои социальные связи. Наличие волевых, коммуникативных способностей сможет помочь первокурснику преодолеть барьеры вхождения в новую среду обитания. Анализ литературы позволяет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности. К отличительным чертам статуса относятся:

  1. осознание нового качества в своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства;

Признаками реализации нового социального статуса можно считать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий и поведения, характеризующих ту или иную профессию.

Кроме того, особенности адаптации студентов связаны с тем, что процесс адаптации происходит с формированием первичного коллектива. Абсолютное большинство студентов подчеркивает как важно первокурснику иметь доброжелательную атмосферу в группе, товарищескую помощь и поддержку однокурсников, а через них и правильную ориентированность в особенностях обучения в вузе.

3. Профессиональная адаптация студентов, Трактовка содержания профессиональной адаптации осуществляется с позиции нескольких, широко представленных в психолого-педагогической литературе подходов.

Опираясь на взгляды И.П.Павлова, М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, адаптацию к профессиональной деятельности объясняют повторением и подкреплением внешних воздействий в одинаковых условиях. Процесс адаптации выступает в значительной степени процессом выработки новых стереотипов.

Деятельностный подход характеризуется объяснением профессиональной адаптации как процесса формирования знаний, умений, профессиональных качеств, свойств личности на этапах вузовского обучения. С позиций данного подхода адаптация означает приобщение личности к определенным видам деятельности, их усвоение.

Ряд исследователей рассматривает адаптацию к профессиональной деятельности с позиций ролевого подхода, как ознакомление с профессионально-ролевой позицией и последующим ее освоением; активную интернализацию системы новых ролей и шаблонов поведения. Под профессиональной ролью исследователи понимают реализацию прав и обязанностей, заключенных в ролевой позиции, в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Учитывая основные взгляды на феномен профессиональной адаптации, можно сказать, что профессиональная адаптация студентов представляет собой процесс и результат активного вхождения в профессию в условиях вузовского обучения посредством усвоения содержания и способов выполнения будущей самостоятельной профессиональной деятельности, а также формирования профессионально важных характеристик, выступающих в качестве ее предпосылок.

Стадии адаптационного процесса студентов

В исследовании СЮ.Басовской за основу взята модель интеллекта Л.Н.Корнева, который рассматривал интеллект как адаптабельность, способность к выживанию и достижению успеха в определенных социально-культурных условиях жизни. В связи с этим процесс адаптации рассматривается как состоящий из нескольких стадий (этапов), которые взаимосвязаны с интеллектом как ведущим фактором активной адаптации.

I стадия процесса адаптации — автономизация — характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде. II стадияидентификация — подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей студенческой среды. III стадияинтеграция — достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства вуза. А.С.Соловьев и А.А.Прохватилов рассматривают динамику адаптации студентов в вузе следующим образом:

Период — ориентировка. Характеризуется противоречиями между реальным положением дел и идеальными представлениями; осознанием требований, выработкой линии поведения по отношению к ним; той или иной успешностью, формированием статуса. Активность в учебной деятельности отодвигается на второй план.

Период — «истинной» адаптации — активное принятие и усвоение норм требований к учебной работе; формирование новых отношений личности, связанных с учебной деятельностью.

3. «Нормативный» — относительно устойчивые жизненные планы и личностные отношения. Адаптация как процесс здесь заканчивается

Не существует единого мнения относительно сроков завершения адаптации студентов. Многие исследователи считают, что она завершается в основном на первом курсе (М.И.Дьяченко, А.А.Кандыбович, Н.И.Елисеева). Ряд других авторов допускает, что этот процесс продолжается до конца второго курса (Г.И.Насырова, Г.Г.Романович, А.В.Сиомичев). Однако большинство исследователей соглашается с тем, что наиболее кризисным является первый семестр: недостаточная сформированность жизненных ценностей, недифференцированность профессиональных интересов, неадекватный уровень самооценки и притязаний, преобладание высокого уровня ситуативной и личностной тревожности.

На основании предложенных В.Г.Асеевым критериев оценки успешности производственной адаптации М.С.Яннцкий формулирует следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в вузе.

Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

Группа субъективных критериев: удовлетворенность процессом обучения; коллективом и сложившимися в нем отношениями (психол. климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности.

Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности. Она включает в себя совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, в единстве с положительным самоотношением и отношением к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственной удовлетворенностью профессиональным обучением в целом.

Обращайтесь за психологической помощью. Быкова Светлана Викторовна.

Индивидуальные и семейные консультации. Решение трудных вопросов в студенческой и профессиональной жизни. Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Источники:
Адаптация первокурсников в вузе
Адаптация первокурсников в вузе Как было показано выше, одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и
http://studbooks.net/504572/psihologiya/usloviya_uspeshnoy_adaptatsii_studenta_pervokursnika
Адаптация первокурсников к ВУЗу
Задачи работы профессорско-преподавательского состава и кураторов с академическими группами первого курса. Изменение статуса студентов, их установки и ценности, общение друг с другом. Организация полезного досуга студентов, проживающих в общежитии.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00548147_0.html
Личность студента и адаптация в ВУЗе.
Личность студента и адаптация в ВУЗе. Личность студента и адаптация в ВУЗе. Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и
http://www.b17.ru/blog/37924/

CATEGORIES