Адаптация первокурсников в колледже

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Задача колледжа в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

В нашем колледже мы провели исследование, направленное на выявление уровень адаптации у студентов первых курсов, так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.

Вопросы были составлены студентами 1 курса. Были поделены на блоки.

I БЛОК – отношение к колледжу.

Вы поступили в колледж по собственному желанию? 97% — да. 3% — нет

Вы хотели бы вернуться в школу? 33%- да, 67% — нет

Вам нравится учится в колледже? 95% — да, 5% — нет

II блок Отношения с преподавателиями

Доступен ли вам материал, который объясняют преподаватели? 87%- да, 13% -нет

Вам нравится отношение преподавателей к вам? 87% — да, 13% — нет

Преподаватели повышают на вас голос или придираются к вам? 47% — да, 53% -нет

III отношения с классным руководителем

Считаете ли вы, что вашему классному руководителю на вас все равно? 27% — да, 73% — нет.

Обращаетесь ли вы за помощью у классному руководителю? 90% — да, 10% — нет

Хотели бы вы сменить классного руководителя? 25% — да, 75% нет

IV взаимоотношения с группой

У вас в группе есть друзья? 92% да, 8% нет

Хорошие ли у вас отношения с группой? 92% да, 8% нет

Вы делите группу на хороших и плохих? 27% да, 73% нет

Возникали ли у вас недопонимания с одногруппниками? 36% да, 64% нет

V Взаимоотношения со старшекурсниками

Старшекурсники конфликтуют с вами? 16% да, 84% нет

Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо, находясь в колледже? 14% — да, 86% нет.

Анкета «Классный руководитель глазами студента»

Минимальное количество баллов, которое можно набрать в данной методики – 24 балла. Показатели в пределах от 24 до 48, считаются минимальными.

Показатели располагающиеся в пределах от 49 до 71 считаются средними.

И показатели от 72 до 96 считаются высокими.

В данной анкете 3 блока. 1 блок – отношения с группой. 2 блок – организация дел. 3 блок обобщающая характеристика.

В 3 блоке требовался развернутый ответ на 3 вопроса.

1. какую роль классный руководитель сыграл в вашей жизни?

2. Назовите наиболее характерные черты вашего классного руководителя

3. Что бы вы хотели изменить в работе своего классного руководителя?

Из наиболее интересных ответов ан вопросы.

На 1 вопрос — за этот период помогла встать на верный путь. Большую, играет роль наставника.

Самый частый ответ – никакую.

На 2 вопрос – добрая, умная, строгая, чуткая, умеет выслушать,

На 3 вопрос – разлюбить классные часы, чаще общаться со студентами.

И из крайности. Все или ничего.

Так же за время с сентября по декабрь проводились тренинговые классные часы, которые были направлены на знакомство студентов друг с другом.

В каждой группе прошло минимум по 1 занятию, у некоторых и 2 и 3 тренинга по адаптации.

Комментарии

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Подготовила: Мантула Л.В. – преподаватель БСК. Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемАлиса Тростенская

Презентация на тему: » Подготовила: Мантула Л.В. – преподаватель БСК. Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения.» — Транскрипт:

1 Подготовила: Мантула Л.В. – преподаватель БСК

2 Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития.

3 Рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов: 1. психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы); 2. социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе); 3. мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств); 4. психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

4 Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано: с личностными качествами самих студентов; отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности; несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит: — мотивация учения и профессионального самоопределения; — самостоятельность умственного труда; — ценностные предпочтения; — отношения с преподавателями и одногруппниками.

5 Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются: 1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения. 2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. 3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. 4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

6 Психологические особенности ранней юности Юношеский возраст – этап формирования собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для юношества свойственны — максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности; стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия, отсутствие подлинной самостоятельности, повышенная внушаемость, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

7 Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью.

8 Преподаватель в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:

9 Высокий уровень адаптации: — студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно; — учебный материал усваивает легко; — глубоко и полно овладевает программным материалом; — прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей; — выполняет поручения без внешнего контроля; — проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям; — общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; — занимает в группе благоприятное статусное положение.

10 Средний уровень адаптации: — студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний; — понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно; — усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; — сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но, при его контроле; — бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; — почти всегда выполняет домашние задания; — общественные поручения выполняет добросовестно; — дружит со многими одногруппниками.

11 Низкий уровень адаптации: — студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу; — нередки жалобы на здоровье; — преобладает подавленное настроение; — наблюдаются нарушения дисциплины; — учебный материал усваивается фрагментарно; — затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению; — домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль; — общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; — близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

12 Решение проблем адаптационного периода требует от каждого преподавателя и всего педагогического коллектива большой мобилизации сил, постоянного совершенствования организационно-психологической и воспитательной работы со студентами. Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции.

14 Особая роль в адаптации первокурсников принадлежит родителям. Основная задача родителей заключается в том, чтобы помочь студентам нового набора органично вписаться в образовательный процесс, сохранив при этом целостность и уникальность личности, способной к самореализации, самоконтролю, самопознанию.

16 Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок: Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов. Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени. Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие. Занимался физкультурой. Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену. Учился больше работать самостоятельно. Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, классным руководителем.

17 Для того чтобы поддержать первокурсника, необходимо: Избегать подчеркивать промахи молодого человека. Опираться на сильные стороны ребенка. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. Уметь демонстрировать любовь и уважение к ребенку. Вмести юмор во взаимоотношения с ребенком. Знать обо всех попытках справиться с заданием. Уметь взаимодействовать с ребенком Принимать индивидуальность ребенка. Проявлять веру в ребенка. Демонстрировать оптимизм.

18 Анализ процесса адаптации первокурсников показывает, что перед ними стоит ряд задач: принятие позиции – студент, формирование межличностных отношений, поиск жизненного смысла и мотивации учения; самопознание и саморегуляция, формирование представления о себе, формирование стиля поведения с учетом половозрастных особенностей. Одним из важных факторов обучения в период адаптации является учет психологических особенностей личности учащегося. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности: своеобразие ощущений, восприятия, памяти, внимания, способностей, направленности, темперамента, характера личности.

Адаптация первоклассника Учение в школе – это новый период в жизни вашего ребенка.

Адаптация первоклассников Педагог-психолог Монгуш Ш.О.

Семинар кураторов Н.А. Крылова. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое.

АДАПТАЦИЯ к школьному обучению. Адаптация к школе — многоплановый процесс физиологическая адаптация Потеря веса Потеря веса Скачки артериального давления.

Первые дни ребенка в школе. Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности.

Муниципальное образовательное учреждение СОШ 15 ст. Переясловской.

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это.

Тема: «Формы, методы и причины школьной дезадаптации» КГУ «Володарская средняя школа» Учитель физической культуры: Гаазе Светлана Николаевна 2012 г.

Основная задача адаптации — нахождение равновесия между ребенком и новой окружающей средой. Следует отметить, что это не только новая учебная среда. При.

Адаптация первоклассников. Условия необходимости психологической адаптации к школе — меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается.

Современный первоклассник имеет следующие особенности: 1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса,

Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»

Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.

Директор школы Анохина Г.П Зам. директора по УВР Бубнова Я.А.

Зам. директора по УВР Бубнова Я.А Современный первоклассник имеет следующие особенности: 1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития.

Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая 19-76 %16– 70%15- 68%50-

» Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы «

» Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы «

Психолог МОУ СОШ 14 Жолчева Гульфия Муратовна Адаптации первоклассника к школе.

Характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru — крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

Первые дни ребенка в школе. Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности.

Источники:
Адаптация студентов-первокурсников в колледже
Адаптация студентов-первокурсников в колледже Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на
http://www.b17.ru/article/9989/
Подготовила: Мантула Л.В. – преподаватель БСК. Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. — презентация
Рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов: 1. психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы); 2. социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе); 3. мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств); 4. психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).
http://www.myshared.ru/slide/1144958/

CATEGORIES