Журнал практического психолога

Журнал практического психолога, 2000

Журнал практического психолога, 2000 — содержание номеров

1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — подписка

Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. Специальный выпуск: Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм

  • Волков Е. Н. Экология третьего тысячелетия — 3

Психологическое насилие: введение в проблему

  • Зимбардо, Ф., Андерсен, С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции — 8 (отрывок из статьи см. здесь)
  • Романов А. В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы — 35
  • Трунов Д. Г. Религиозные организации и психотерапия — 40

Теория и практика консультирования и терапии культовой травмы

  • Кларк Д., Джиамбалво К., Джиамбалво Н., Гарви К., Лангоуни М. Д. Консультирование о выходе: практический обзор — 57
  • Хассэн, С.Консультирование о выходе: Свобода без принуждения. Убеждения, лежащие в основе моего подхода (отрывки из книги «Борьба с культовым контролем сознания») — 88
  • Мишель, И. Культовая травма и исцеление (отрывки из магистерской диссертации) — 94
  • Тобиас, М., Лалич, Дж. Терапевтические проблемы жертв культов(отрывки из книги «Плененные сердца, плененные умы») — 104

Инструментарий

  • Волков, Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания — 126
  • Хассэн, С. Вопросник для сбора информации перед консультированием культиста (из книги «Борьба с культовым контролем сознания») — 129 (см. усовершенствованный вариант формы для сбора информации из новой книги С. Хассэна «Освобождение от психологического насилия»).
  • Чамберс, У. В., Лангоуни, М. Д., Малиноски, П. Шкала группового психологического насилия (доклад на Ежегодном собрании АПА) — 131
  • Тобиас, М., Лалич, Дж. Культовые отношения и самоанализ своего опыта — 142 (отрывок см. здесь)
  • Лангоуни М. Д. Контрольный список характеристик культа — 148
  • Росс К., Лангоуни М. Д. Является ли беспокоящее поведение вашего сына или дочери результатом вовлеченности в деструктивный культ? (из книги «Культы: что родители должны знать») — 150

Опыт отдельных случаев

  • Исполатова, Е. Н. Работа с личной историей как часть консультирования о выходе — 156
  • Белорусов С. А. Псевдо-религиозный культ и члены семьи: искажение духовной формации — 168

Свидетельства

  • Коридон, Б. Хаббард: мессия или сумасшедший? (отрывки из критической биографии) — 176
  • Тобиас, М., Лалич, Дж. Характерные черты лидера культа (из книги «Плененные сердца, плененные умы») — 189

Разное

  • Соркин А. А. Размышления о Синтоне — 215
  • Волков Е. Н. Н. И. Козлов и Синтон: эскизы критического портрета — 223
  • Заключениекомиссии департамента образования по материалам служебного расследования результатов работы центра духовного и физического здоровья «Радуга» на областном сборе органов ученического самоуправления учреждений начального профессионального образования «Лидер» в августе 1999 г. — 229
  • Стенограмма беседы членов комиссии департамента образования с участниками областного сбора «Лидер» о работе на данном сборе центра духовного и физического здоровья «Радуга» — с. 238
  • Письма из центра «Радуга» участникам сбора (август 1999 г.) — 248

    Тематический выпуск: Клиническая психология и психотерапия

    Решетников М.М. Актуальные вопросы реформ в российской психотерапии. 3

    Эйдемиллер Э.Г., Шапиро А.З. Психология и психотерапия семьи в России: проблемы и перспективы. 13

    Линде Н.Д. Психологическая теория шизофрении. 24

    Корнилов А.П., Булыгина В.Г., Корнилова Т.В. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у здоровых и психически больных подростков. 38

    Обухов Я.Л. Психотерапия по методу символдрамы: работа с мотивом "Змея". 56

    Митюшкина О.Т. Медитативные практики йоги в психокоррекции. 72

    Вайсов С.Б. Гештальт-подход в психотерапии больных наркоманиями. 117

    Шикова Е.И., Ениколопов С.Н. Апробация теста "Цвет-Форма-Люшер" для диагностики эмоционально-личностной сферы. 126

    Тема в номер — Психология смерти

    Ивашев В.В. Как формулировать "смертный" диагноз. 135

    Белорусов С.А. Психология страха смерти. 163

    Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты. 182

    Б.Геневей Потеря матери: личные впечатления.201

    Опыт отдельных случаев

    Королева А.П. Эмоционально-образная терапия в психосоматической медицине. 209

    Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана 218

    Информация, рецензии, вести

    Шапиро А.З. Современный театр в контексте психологической помощи населению России'(Заметки психолога о спектакле МХАТ им Чехова "И свет во тьме светит") 235

    Хавин А.Б. Психотерапия — научно обоснованная система лечебного воздействия, область художественного творчества или что? 242

    Натаров В.И. Многообразие тренинговой и психотерапевтической практики 249

    Конфедерация психотерапевтических обществ России 255

    Ежемесячный научно-практический журнал Год издания пятый

    Организационная психология и организационное консультирование

    Липатов С.А. К вопросу о предмете и статусе организационной психологии. 3

    Предложения по созданию секции организационной психологии Российского Психологического Общества. 12

    Психология управления персоналом *

    Базаров Т.Ю. Методы управления персоналом. 15

    Логинова И.А. Методы отечественной психодиагностики в кадровой работе и основные направления деятельности практического психолога в организации. 24

    Базаров Т.Ю. Социально-психологические технологии управления персоналом. 32

    Организационное развитие: теория и практика

    Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организационное развитие: системный подход. 41

    Емельянов Е.Н. Практика консультирования по организационному развитию и организационная психология. 72

    Штроо В.А. Позиции и стратегии работы психолога в организации. 79

    Жуков Ю.М., Хренов Д.В., Иванов О.В. Выстраивание системы структурированного менеджмента в организации. 88

    Методы, технологии и процедуры оргконсультирования

    Жуков Ю.М. Система внутрифирменного обучения как результат и инструмент организационного развития. 111

    Моргунов Е.Б. Субъективное оценивание в консультировании организаций. 124

    Капитанчук Ю.Б. Помощь руководителю в принятии решений: методика балансных листов. 135

    Харченко С.А. Организационно-психологические тренинговые семинары как путь к полипотребности организатора. 138

    Павлова Е.Н. Обучение социально-перцептивным умениям по прототипам. 159

    Тихомиров М.Ю. Я и МЫ: Открытие себя и команды. 168

    Варламова Е.П. Психология судьбы, биографические методы. 187

    Минигалиева М.Р. Стратегии понимания психологом клиента: интегративная модель.203

    Стрелков Ю.К. Время в психологическом анализе.216

    Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология конфликта.231

    Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология управления. 236

    Липатов С.А. Психология организаций. 241

    Тематический выпуск: Психологическая помощь подросткам

    • Алхазова А. А., Евсикова Н. И., Фролов Ю. И. Особенности операционального интеллекта подростков, включенных в различные системы обучения (на материале отечественных Вальдорфских школ)
    • Карасёва Е. А. Когнитивные стили и проблема агрессивности у подростков
    • Курышева О. В. Динамика образа взрослости младших подростков и особенности детско-родительских отношений
    • Бондаренко О. Р., Фомина Н. В. Эмоциональная свобода как условие и результат ненасильственной коммуникации
    • Демиденко М. В. Авторская программа формирования социально-личностной рефлексии
    • Плаксина И. В., Дрозд К. В. Событийность приобщения к художественной культуре старших подростков в социально-психологическом тренинге
    • Станкевич Ю. А., Ким Л. В., Тен В. П. Нарушенные взаимоотношения в семье и риск развития депрессии у подростка (по результатам теста FACES-III)
    • Тупчий Н. А., Хозиева М. В. «Рассказ» как консультативная форма работы с подростками (из опыта работы)
    • Якимова Т. В. Определение типа ситуации обучения
    • Грецов А. Г., Жукова Е. В. Социальная адаптация старшеклассников в контексте работы школьной психологической службы
    • Ивашев В. В. Генерапизованный тик
    • Султанова А. С. Внутренняя картина болезни как «мишень» психокоррекционной работы с детьми и подростками, госпитализированными в кардиохирургическую клинику

    СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕНДЕР, СЕКС, БЕРЕМЕННОСТЬ, СЕМЬЯ, ДЕТИ, КУЛЬТУРА

    Градскова Ю.В. Женщина в семье и семья в жизни женщины: исторический обзор противоречий "советского эксперимента". 3

    Грошев И.В. Дискурсы пола рекламно-гендерного поля. 15

    Агапова Л.Г., Лидере А.Г. Апробация методики Г.Алена и К.Мартина "Каков Ваш коэффициент интимности?". 41

    Кашапова С.О., Баз Л.Л. Психологические аспекты изучения проблемы подростковой беременности. 55

    Панфилова М.А. Естественное вскармливание младенцев как важный аспект материнского поведения, влияющий на физическое и психическое развития младенца. 66

    Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства. 82

    Хозиева М.В., Черняйкина О.А. Психологические проблемы подготовки к материнству. 88

    Альперович В.Д. Трудные дети семей "риска". 105

    Вилли Бараль. Психоанализ страданий младенцев. 122

    Петрова Е.Ю. Дети уходят из дома. 130

    Васильева О.С., Хмарук И.Н. Супружеская неверность: эволюция представлений и современная ситуация. 134

    Мацанова Ева Современная семья как психологическая реальность. 150

    Интервью с Лидерсом А.Г. 151

    Интервью с Шапиро А.З. 155

    Интервью с Карабановой О.А. 159

    Интервью с Черниковым А.В. 165

    Интервью с Кошелевои А.Д. 169

    Интервью с Петровским В.А. 175

    Мацкевич И.К. Феномен ремиссионной семьи. 181

    Павлишена Е.Г. Проблемы неполной семьи в современных условиях 196

    Орлов А.Б. Мир взрослости и мир детства. 200

    Сапина Е.А., Соколова Е.В. Особенности детско-родительских отношений в сектантской семье. 208

    Тагирова М.С., Хозиев В. Б. Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования детского развития у обских финно-угров. 221

    Панфилова Н.А. Нужна ли российской семье психология?. 235

    Вести, информация, рецензии

    Киселева Л. Телесно-ориентированная психотерапия. 240

    Калина Н.Ф. Порнографическое воображение в науке и вне её пределов. 245

    Шапиро А.З. Конференция как процесс "прояснения" профессиональной идентичности семейных психологов и семейных психотерапевтов. 249

    Тематический выпуск: Клиническая психология и психотерапия

    Макаров В.В., Катков А.Л., Криндач В.П., Соловьева Е.А.

    Закон РФ о профессиональной психотерапевтической деятельности. Совместный проект Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги и Ассоциации Гуманистической Психологии 3

    Белорусов С.А. Психология и проблема бесоодержимости 25

    Ефимкина Р.П. Психодраматическое действие "Организм" 52

    Курышева О.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 10-12 лет при трудностях домашнего поведения 61

    Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками 68

    Натаров В.И. Развития акмеологической адаптивности в социокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе 72

    Саламова Д.С., Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Проективная методика исследования полоролевой идентичности "Фигура — Поза — Одежда" 87

    Тема в номер I — Психология

    Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков 103

    Владимирова А.В. Использование кататимно-имагинативного метода в работе школьного психолога по профилактике суицидального поведения у подростков 108

    Шапошникова А.Ф. Самоубийцы — жертвы естественного отбора? 111

    Тема в номер II — Психология сказки и сказкотерапия

    Курашов В.И. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке 120

    Макарова Г. Сказка ложь, да в ней намек: психотерапия для женщин 139

    Сафронова И.И. Опыт применения сказкотерапии как метода регуляции поведения младших подростков 144

    Из опыта работы

    Загайнов P.M. Феноменология значимых переживаний во внутреннем мире спортсмена 149

    Каширский Д.В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами 162

    Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития 184

    Жарков Г.В. Армейская психотравма 193

    Ивашёв В. В. Определяющее влияние состояния самоосновного онтологического присутствия на характер деятельности субъекта 200

    Петрова Е.Ю. Использование знаний грамматики в терапевтическом диалоге 223

    Петрова Е., Матков В. Гештальт и Восточная медицина 228

    Натаров В. И. "Психоанализ третьего тысячелетия" и фестиваль "Многообразие психотерапевтического опыта" глазами психоаналитика доктора Штерна 232

    Журнал практического психолога

    Приглашаем участвовать в конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека», которая будет проходить в г.Коломна Московской обл.

    По ссылке можно зарегистрироваться и посмотреть докладчиков, которые уже заявлены.

    Счастье, которое остается

    — Так сразу? Впрочем, я впервые на подобном сеансе. Может, это ваш метод. Я-то не оригинален: мне жена надоела, стерва она. Показать полностью…

    — Да. Вот у нас на днях пёсик любимый умер, то есть любил его я, а она даже не всплакнула. Даже вид не сделала, что ей жалко пёсика.

    — То есть вы хотели, чтобы она притворилась ради вашего эмоционального комфорта, или вы в принципе не удовлетворены уровнем эмпатии, и сейчас особенно остро ощутили кумулированное недовольство?

    — Доктор, вы очень сложно выражаетесь. Я так устаю на работе…

    — Работа у вас сидячая?

    — У вас болит жопа?

    — Я говорю, жопа болит? Я видел вас сзади, когда вы закрывали дверь. Она у вас такая понурая.

    — Извините, я не знаю, может быть, это ваш метод, но к разговору в подобном духе я не готов.

    — Но вы были готовы к разговору о вашей личной жизни и душевных проблемах, однако противитесь обсуждению жопы. Я уже почти уверен, что дело в ней.

    — Ради бога, всё с моей жопой в порядке. Да, как сказал, я много сижу, и иногда она устаёт…

    — Вот видите. Усталость жопы. Апатия. Крайне тревожный симптом.

    — Извините, вы это серьёзно вообще?

    — Доктор, да я прямо сейчас хочу бежать! Я так воодушевлён. Вы удивительный психоаналитик.

    — Ну что вы, я проктолог, а психоаналитик, он выше этажом.

    Журнал практического психолога

    Правила отношений терапевта и клиента 269

    Если в Америке и некоторых Европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики, принятые в среде профессионалов, действуют негласно и шарлатана от настоящего профессионального психолога отличает, в частности, соблюдение этих правил. Если зарубежный психолог лишается лицензии (и работы соответственно) за несоблюдение правил этики, то нашего психолога в худшем случае ожидает изгнание из среды коллег – профессионалов и испорченная репутация. Знание этих законов, которые должны соблюдать как психологи, так и их клиенты, может помочь Вам защитить свои права и уметь отличить настоящего специалиста от жулика.

    Вот некоторые из этих правил:

    1. Психолог (или психотерапевт) должен действовать в интересах клиента и учитывать их в первую очередь.

    2. Если состояние клиента вне компетенции терапевта, то терапевт должен направить его к нужному специалисту. Например, психолог должен направить пациента с тяжелой депрессией к психиатру с целью проведения медикаментозной терапии (в дополнении к психотерапии).

    3. Если психолог знаком с клиентом или клиент является его другом или родственником, то будет лучше, если психолог направит его к другому специалисту. Это необходимо, так как специалист уже имеет сложившееся (и может быть слишком субъективное) мнение и отношения с этим человеком. Чтобы помочь клиенту терапевт должен стремиться быть наиболее объективным, чему могут препятствовать уже существующие неформальные отношения.

    5. Цена за консультацию должна быть установлена терапевтом во время первого разговора с клиентом по телефону. Плата за консультацию не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента.

    6. Психолог должен гарантировать пациенту строгую конфиденциальность в отношении полученной информации во время встреч. Даже если пациент рассказывает о совершенном на днях убийстве, терапевт должен сохранять эту тайну. Но, если, например, клиент сообщает о планируемом в будущем убийстве или самоубийстве, то в целях безопасности, специалист будет вынужден сообщить об этом в милицию. При этом он будет должен предупредить пациента об этих вынужденных мерах. Психолог имеет право нарушить конфиденциальность, если он выступает свидетелем в суде, о чем также сообщается клиенту.

    7. Психотерапевт подписывает контракт с клиентом (у нас этот контракт заключается в устной форме).

    8. Кроме обязанностей, терапевты имеют определенные права. Если клиент пропускает консультацию и не предупреждает об этом терапевта хотя бы за 24 часа, без уважительной причины, то клиент должен оплатить пропущенную сессию. Также, если пациент склонен длительное время (больше 15 минут) обсуждать с терапевтом по телефону свои проблемы, то специалист имеет право назначить гонорар за потраченное время. В свою очередь психолог заранее предупреждает клиента по телефону, если консультация по каким-либо причинам переносится.

    Обращаясь за помощью к специалисту, Вы должны учитывать, что не только он несет ответственность за эффективность оказываемой помощи, но и Вы берете на себя определенную ответственность как за свои симптомы и психологические проблемы, так и за сотрудничество в целом.

    Мартынова Ольга Сергеевна 270

    Журнал практического психолога

    Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

    Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Помимо этого, у психолога есть набор определенных методик, по результатам которых он также может сделать заключение о состоянии пациента. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Лицо, жесты, результаты тестов помогут понять переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности [1] .

    В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

    Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

    Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

    • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
    • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
    • реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
  • Консультативная работа (психологическое консультирование)

    Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

    • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
    • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» [3] .

Журналы, ориентированные на практического психолога:

Источники:
Журнал практического психолога, 2000
Журнал практического психолога, 2000 — содержание номеров 1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — подписка Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. Специальный выпуск: Психология
http://evolkov.net/practic.psychol/jpp/jpp.2000.html
Журнал практического психолога
Приглашаем участвовать в конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека», которая будет проходить в г.Коломна Московской обл. По ссылке можно
http://m.vk.com/club52381730
Журнал практического психолога
Правила отношений терапевта и клиента 269 Если в Америке и некоторых Европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики,
https://lektsii.org/10-48918.html
Журнал практического психолога
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3

CATEGORIES