Женское представление о браке
Женское представление о браке
Безусловно, дети — не единственная цель брака. Будь оно так, давно должны бы были распасться браки тех, кому Бог по какой-либо причине не даровал детей. Но, как видите, этого не происходит. Итак, целью брака, как и всей нашей жизни, является спасение души. Деторождение, хоть и не является исключительной целью брака, зато оно представляет собой естественный его плод. И все, кто пренебрегает плодом и уничтожают его, те, конечно, и цели своей не достигают. Поэтому число абортов равняется числу разводов. В Притчах Соломона сказано: чего страшится нечестивый, то и постигнет его (Притч. 10, 24).
Священное Писание называет чадородие образом жизни и спасением. Впрочем жена спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием, — говорит апостол Павел (Тим. 2, 15). Если бы женам разрешалось предохраняться от чадородия, Слово Божие хоть косвенно, но сказало бы нам об этом. Да и возможно ли, чтобы Слово Божие было направлено против Своего творения? Возможно ли, чтобы Слово Божие говорило что-либо в пользу уничтожения «образа и подобия Божия»? Возможно ли, чтоб Сам Бог и Его Церковь разрешали цель брака уничтожить, а средство для достижения этой цели оставить?
Невозможное человекам возможно Богу
Но Господь милостив и к тем, кто успел наделать ошибок. К тем, кто осознал свои грехи и искренне покаялся. Лишили жизни детей, преградили им путь жизни? Теперь пусть дадут возможность другим детям появиться на свет, скольких бы их ни послал им Господь. Те же, кто в преклонном возрасте, те по-другому пусть стараются загладить свою вину, например, не жалеть средств и времени на дела богоугодные: милостыню, поддержку многодетных семей, утешение скорбящих и страждущих. Искреннее и действенное покаяние в сочетании с добрыми делами является единственным способом очистить свою совесть и избежать воздаяния Божия за грехи.
Считается, что брак является разрешением многих проблем, но, в то же время, и само супружество представляет собой своего рода большую проблему. Много различных трудностей возникает как до брака, так и по вступлении в него, но одно следует помнить, что все проблемы разрешаются и улаживаются с Божией помощью, ибо невозможное человекам, возможно Богу (Лк. 18, 27).
Проблемы после брака скапливаются в большем количестве и встают острее. До венчания оба переживают романтичный период влюбленности, когда всё вокруг видится в розовом свете. Каждый видит достоинства другого в несколько преувеличенном виде, а на недостатки друг друга оба закрывают глаза. Находясь в состоянии влюбленности, будущие супруги даже не подозревают о предстоящих скорбях и трениях, которые неизбежны в супружеской жизни. Приходит время, туман влюбленности рассеивается, тогда перед супругами открывается суровая действительность семейной жизни. Со временем перед мужем и женой встают вопросы, которые требуют незамедлительного решения. И тут уже требуются взаимопонимание, вера, молитва и терпение. Когда нет этого духовного фундамента, проблемы начинают расти и умножаться, и уже высятся как неприступные горы, и в какой-то момент выход из кажущегося тупика оказывается весьма печальным. За последние десять лет в нашей стране значительно умножилось число разводов. И главной причиной этого является ошибочное представление о браке, когда в нем видят в основном средство для ублажения своего самолюбия и своих потребностей, даже не догадываясь, что супружество — это крест. И лишь тот, кто принимает его как крест, с Божией помощью сумеет преодолеть все трудности, которые встретятся на жизненном пути.
ХОРОШАЯ ЖЕНА — БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕБЕС
Отрывки из дневников Царственной мученицы Императрицы Александры Федоровны Романовой являются настоящим подарком для современной женщины. В них сокрыты глубокая любовь и уважение, вера и бесконечная преданность, надежда и жертвенность ради ближнего — прежде всего, ради своей семьи.
Есть нечто святое и вызывающее почти благоговейный страх в том, что жена, вступая в брак, сосредотачивает все свои интересы на том, кого она берет себе в мужья. Она оставляет дом своего детства, мать и отца, разрывает все нити, которые ее связывают с прошлой жизнью. Она смотрит в лицо того, кто попросил ее стать его женой, и с дрожащим сердцем, но и со спокойным доверием вручает ему свою жизнь. И муж с радостью чувствует это доверие. Это на всю жизнь составляет счастье человеческого сердца, способного и на несказанную радость, и на неизмеримые страдания.
Жена в полном смысле слова все отдает своему мужу. Для любого мужчины это торжественный момент — принять ответственность за молодую, хрупкую, нежную жизнь, которая доверилась ему, и лелеять ее, защищать, оберегать, пока смерть не вырвет у него из рук его сокровище или не поразит его самого.
Секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви.
Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга.
Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое- то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.
Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Истинно любящие всегда готовы и уступить, и извиниться.
Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.
В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.
Когда увядает красота лица, потухает блеск глаз, а со старостью приходят морщинки или оставляют свои следы и рубцы болезни, горе, заботы, любовь верного мужа должна оставаться такой же глубокой и искренней, как и раньше.
В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно. Ни одна женщина в мире не будет так переживать из-за резких или необдуманных слов, слетевших с ваших губ, как ваша собственная жена. И больше всего в мире бойтесь огорчить именно ее. Любовь не дает право вести себя грубо по от- ношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.
[link]www.rulit.me[/link]
Искаженное представление о любви – это мина замедленного действия
Интервью с ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым.
Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор протоиерей Владимир Воробьев размышляет о том, на чем с христианской точки зрения должны быть основаны семья и брак, чем супружеская любовь отличается от влюбленности, и к чему должны быть готовы молодые люди, вступающие в брак.
Мина замедленного действия
– Отец Владимир, может ли сегодня человек оказаться не готовым к браку?
– Не только может, но по большей части оказывается неготовым. Мы каждый день наблюдаем, как люди не видят своего места в будущей семье, не понимают обязанностей, которые берут на себя, вступая в брак. Вообще очень плохо представляют себе его смысл и цель. В современном мире семья очень часто понимается лишь как средство для удовлетворения своих плотских и душевных потребностей.
К сожалению, в нашем обществе сегодня нет ясных представлений о браке. И даже в церковном Предании учение о браке разработано недостаточно. Гораздо полнее представлено учение об аскетике, о монашеском подвиге. А о семье, о браке различными авторами написано много, но все же недостаточно, особенно для настоящего времени. Потому что новое время ставит новые вопросы и проблемы. И адекватных ответов на них сегодня очень немного.
– Считается, что брак обязательно должен быть основан на любви. Однако представления об этой любви могут быть самыми разнообразными. Какими же критериями руководствоваться человеку, собирающемуся создать семью? Как не ошибиться, приняв за любовь нечто иное, любовью не являющееся?
– К сожалению, многие люди перестали понимать, что такое любовь. Под этим словом сегодня подразумевается лишь определенное влечение мужчины и женщины друг к другу, некая взаимная симпатия. Такое представление о любви, конечно же, не может быть надежным основанием для брака. Ведь влечение может ослабеть. Тогда, если жена «подурнела» перестала быть столь же привлекательной, – надо ее бросать и искать другую. Любовь вроде бы прошла, ну, а раз я не люблю ее больше, кто же меня заставит дальше с ней жить? У нас же свобода! В итоге это самое «не люблю» становится главным аргументом для расторжения брака. Подобным образом понимаемая любовь становится для брака не основанием, а миной замедленного действия, которая рано или поздно его разрушит.
Причина этого – в подмене понятий: любовь путают с влюбленностью, а это – принципиально разные вещи. Говоря языком христианской аскетики, влюбленность является страстью, пристрастием, то есть чувственным влечением.
Любовь же в христианском понимании не просто чувство, но устроение человеческого сердца, при котором человек готов забывать себя ради тех, кого он любит. Тогда он живет не своими интересами и желаниями, а интересами любимых людей и готов ради их благополучия пожертвовать всем, что имеет, вплоть до собственной жизни.
Влюбленность, наоборот, как и всякая страсть, стремится к обладанию объектом своего вожделения и направлена исключительно на себя, на свое удовлетворение.
Если влюбленность в браке со временем проходит и дает место настоящей любви, то можно считать такой брак счастливым. Именно так мыслилась семья в прежнее время.
Сегодня же о любви говорят очень много, но при этом имеют в виду именно влюбленность как вожделение, что приводит к печальным последствиям.
Свойство человеческого сердца
– Что же тогда может стать достаточным и надежным основанием для брака? Если влюбленность проходит со временем, а настоящая любовь появляется уже в браке, на что же ориентироваться человеку, еще только собирающемуся создать семью?
– Я не думаю, что любовь появляется лишь в браке. Любовь – свойство человеческого сердца. Если человек раскрыл в себе это свойство, то он любит Бога, любит своих близких, животных, природу. Такие люди, вступая в брак, уже заранее готовы любить своего избранника. Наверное, всем известно, что в прежние века супруги зачастую вообще ни разу не видели друг друга до самого венчания. Тогда невесту или жениха искали родители, сговаривались между собой и таким образом решали судьбу своих детей. В литературе это подавалось как грубое попрание свободы детей, угнетение их, ужасающая родительская жестокость и самодурство, которые нельзя терпеть и с которыми необходимо бороться.
Но задумаемся – несмотря на то, что люди тогда женились, не зная друг друга, семьи были гораздо устойчивее, прочнее и, наверное, счастливее. А сегодня, когда будущие супруги имеют столько времени и возможностей хорошо познакомиться и пообщаться до вступления в брак, счастливых семей оказывается не так-то много.
Действительно, когда в прошлом родители находили своей дочери достойного жениха, она просто не могла в него влюбиться, потому что не знала его и иногда даже не видела. Но она готовилась его любить, готовилась всю свою жизнь посвятить незнакомому пока еще мужу, стать для него надежной спутницей и помощницей. То же самое можно сказать и о женихе. Будущая супружеская любовь заранее созревала в их душах.
– Вы хотите сказать, что настоящая любовь не предполагает какого-то избирательного, субъективного отношения, что если человек готов любить, то он способен полюбить кого угодно?
– Нет, конечно, бывает, что человек просто неприятен или по своему характеру категорически не подходит. При таком подходе нередко случались и ошибки, и намеренные злоупотребления. И никто сегодня в здравом уме не станет пропагандировать подобный способ заключения браков. Безусловно, хотя любовь – это не просто чувство, но чувства личной симпатии, восхищения, душевной близости в ней присутствуют и играют большую роль. Но мне все-таки хочется подчеркнуть, что прежде речь шла о готовности принять человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, о готовности любить его несмотря на возможные трудности и препятствия. Вот эта готовность к самопожертвованию ради любимого, сама жертвенная природа любви раньше подчеркивалась и была на первом месте.
Сейчас, наоборот, молодые люди, как правило, уверены, что жертвовать своими интересами и удобствами во имя любви они не должны, что брак существует именно для удовлетворения эгоистических потребностей. То есть речь идет лишь о влюбленности, о пристрастии. А на таком шатком фундаменте никакое прочное здание построить невозможно.
«Вышел за жену»
– К чему должен быть готов мужчина, вступающий в брак? Какие неожиданные специфически мужские проблемы могут подстерегать его на этом пути?
– Сейчас мы живем в век феминизации. Все чаще можно услышать мнение о том, что мужчины стали какими-то ненастоящими, не такими, какими они были раньше. Раньше считалось, что мужчина – это глава семьи, опора, защитник, кормилец. И женщина воспринимала мужчину в браке именно так, хотела, чтобы у нее был такой защитник, который ограждал бы ее от всех бед и неприятностей. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что среди мужчин появляются какие-то киселеобразные существа, неспособные ни к самостоятельному принятию решений, ни к ответственности за женщину, ни вообще к чему-либо путному в этой жизни. Современные молодые люди часто не способны к инициативе и даже к элементарной самостоятельности, они не могут трудиться, зарабатывать на жизнь даже себе. О какой ответственности таких людей за будущую семью может идти речь?
В то же время специфически мужские качества плавно перекочевывают к женской половине человечества. Женщины делаются все более активными, инициативными, характер у них становится все более сильным, они управляют жизнью семьи, управляют мужем, становятся кормилицами, главами и защитницами своих семей. Такие изменения в браке происходят, на мой взгляд, из-за того, что люди не понимают, какие отношения между мужем и женой должны быть на самом деле, почему в Священном Писании сказано, что жена должна быть послушна мужу. Это непонятно теперь ни мужчинам, ни женщинам. Женщины стремятся выполнять мужскую роль в семье, а мужчины чувствуют себя ненужными, начинают пить, превращаются в «трутней».
– Ну, а каким же образом себя можно в этом смысле подготовить? Ведь и в самом деле женщины сегодня стали другими. И если раньше можно было сказать, что в браке женщина находится именно за мужем, то теперь она стоит вровень с ним во всех сферах жизни. Образование у нее такое же, да и зарабатывает она не меньше, а то и больше, чем муж.
– Я бы даже сказал, что сегодня уже впору говорить о некоторых мужьях – «вышел за жену».
– Но возможно ли эту общую ситуацию изменить частным порядком, в отдельно взятом браке? Что для этого нужно делать мужчине – искать себе жену с более низким социальным статусом?
– Все эти проблемы легко разрешаются в верующих семьях. Для того, чтобы жизнь семьи нормализовалась, нужно, чтобы в ней было правильное представление о смысле брака и его целях. Нужно, чтобы семья была морально готова к деторождению и воспитанию детей, чтобы она не пугалась очередной беременности, а наоборот – радовалась рождению нового ребенка. Когда женщина становится матерью, в семье все очень быстро становится на свои места. С маленьким ребенком на руках женщина естественным образом начинает нуждаться в помощи и защите. А муж так же естественно понимает, что должен обеспечивать, кормить и защищать жену и ребенка, которые теперь полностью зависят от его любви и заботы. И все очень быстро налаживается. Мужчина становится мужчиной, а женщина женщиной, так, как их задумал Господь. Все эти современные искажения и перемены являются прямым следствием отказа от деторождения. Именно отсюда, из этого злого корня вырастают все проблемы сегодняшней семьи. И если люди вернутся к утраченному ныне пониманию, что каждый новый ребенок не обуза и лишний рот, а – дар Божий, если станут видеть в детях Божие благословение, то в такой семье и мужчина, и женщина, и дети будут счастливы.
Главная иллюзия современного человека
– Человек часто путает реальность со своими представлениями о ней. Какова, на Ваш взгляд, самая распространенная иллюзия, мешающая людям трезво смотреть на брак?
– Я думаю, что самой вредной иллюзией современного человека является убежденность в том, что можно стать счастливым через удовлетворение своих эгоистических желаний и потребностей. Это глубочайшее заблуждение, влекущее за собой самые трагические последствия. Никакой, даже самый изысканный гедонизм не осчастливит человека, поскольку в стремлении к удовольствиям человек неизбежно замыкается на себе. А счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.
Так, женщина может стать счастливой, только когда полностью отдает себя мужу и детям. В многодетной семье мать не имеет ни покоя, ни отдыха, она день и ночь проводит в непрерывной заботе о детях и каждый вечер буквально падает с ног от усталости. Конечно, это очень трудный подвиг. Труднейший. Но я знаю много таких женщин и могу с уверенностью сказать – они по-настоящему счастливы. Звучит как парадокс, но ведь никого же не удивляют счастливые художники, музыканты или ученые, обрекшие себя на добровольную пожизненную каторгу в избранной профессии. Если человек любит то, чем он занимается, трудности лишь увеличивают ценность этой любви. А что может быть более достойным занятием, чем рождение и воспитание детей? Счастлив тот, кто живет ради счастья других.
Наверное, можно сказать, что главной иллюзией современного человека является непонимание различия между счастьем и удовольствием. Люди стремятся к счастью, но на деле ищут лишь все больших и больших удовольствий, которые в конечном счете делают их еще несчастнее.
– Что в браке самое трудное?
– Знаете, этим вопросом Вы застали меня врасплох. Я живу в счастливом браке уже сорок два года и не могу сказать, что в этой жизни для меня были какие-то особые трудности. Конечно, есть в семейной жизни и тяжелые моменты. Например, когда кто-то из твоих близких болеет, страдает, и ты страдаешь вместе с ним. Такие вещи тяжело переносить, и о счастье в такой момент не думаешь. Но удивительным образом даже совместные страдания наполняют жизнь супругов каким-то новым, неизвестным ранее смыслом и в конечном итоге преображаются в еще большую любовь и единство, которые уже не просто утешают, а буквально – наполняют душу радостью и покоем. Потому что сострадание любимым – это тоже естественный путь жизни человека, указанный нам в Новом Завете: носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ).
– А что в браке самое радостное?
– Ощущение единства в любви, единства в Боге. Когда все в твоей семье любят Бога и друг друга. Это и есть самая большая радость, тем более когда видишь, что вокруг бушует опасное житейское море, кругом шторм и буря, а в твоей семейной ладье – тишина, благодать, мир, любовь и Христос. Тогда хочется, чтобы у всех все было хорошо и счастливо, радуешься тому, что добро сильнее зла, и в сердце приходит благодарность Богу.
Источник: Патриархия.ru / православный журнал «Фома»
[link]azbyka.ru[/link]
Современная молодежь о браке и семье
Семья – одна из важнейших жизненных ценностей человека. На протяжении многих веков роль семьи и брака занимали ведущее место в жизни каждого индивида и всего общества. Являясь носителем духовных и культурных ценностей, она служила источником нравственных идеалов и образцов поведения. Нельзя не согласиться с тем, что и в современном мире семья является основой общества. Именно семья с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует основные ценности, идеалы, моральные нормы, закладывает первые уроки нравственности, обеспечивая тем самым полноценное формирование личности. Семья, как социальный институт, обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие процессы и явления общественной жизни и выполняет ряд других немаловажных функций, способствующих эффективному и полноценному развитию нашего общества.
В последнее время можно заметить, что отношение к браку и семье в молодежной среде стало более упрощенным и легкомысленным. Вступая в брак, молодые люди всерьез не задумываются над принятым решением, так как не имеют достаточно четких представлений о семейной жизни. Можно проследить такую тенденцию, что большинство из них не стремятся к созданию семьи и официальной регистрации своих отношений. Как следствие одной из самых распространенных форм отношений на сегодняшний день является гражданский брак (сожительство), который не ставит своей целью рождение и воспитание детей, а значит и не выполняет основной функции семьи как полноценного социального института. По мнению многих исследователей, популярность гражданского брака в молодежной среде приводит к ряду проблем, обуславливающих кризис института семьи и порождающих демографическую нестабильность нашего общества.
Несмотря на положительное отношение к близким внебрачным отношениям, проведенный Долбик-Воробеем опрос в ее работе «Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости» показал, что все-таки главными для молодежи являются официально зарегистрированные союзы – 61% студентов состоят в юридически оформленном браке, а 39% — в гражданском.
По результатам многочисленных исследований можно наглядно продемонстрировать усредненный портрет современного молодого человека. В настоящее время ситуация складывается следующим образом: главными мотивами оформления официальных отношений становится любовь, а также взаимопонимание и общие интересы, немаловажной составляющей остается наличие постоянного полового партнера. Несмотря на популярность в современном мире гражданского брака, все же большинство молодежи предпочитают официально регистрировать свои отношения. А приверженности молодежи к гражданским бракам можно обосновать не только их безответственностью, легкомысленным поведением и утратой семейных ценностей, но и возможностью, в связи с увеличением в последнее время числа разводов, избежать дальнейших трудностей.
Гражданский брак в этом случае выступает в неком роде пробной версией брака. А в основе решения молодых людей заложен здравый смысл и рассудительность. Но негативным остается тот факт, что на первом месте по жизненным целям молодого поколения становится работа, карьера и образование. Молодежь отдает предпочтение материальной выгоде и нацелена в первую очередь на материальный успех. К тому же в последние десятилетия четко стала прослеживаться тенденция увеличения брачного возраста и откладывание создания семьи на более поздний период жизни.
Фондом Общественного мнения в 2014 году было проведено исследование «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». На вопрос о жизненных целях, имеющих первостепенное значение для молодежи,
- половина ответили «работа», «совершенствование в профессии», «карьера»;
- 19 % – «получение образования», «востребованность профессии»;
- 13 % – «деньги, богатство» и только 6% готовы к созданию семьи.
Главная цель семьи, как социального института, заключается прежде всего в передаче базовых общественных норм морали от поколения к поколению, обеспечивая тем самым элементарные навыки общения и успешный процесс социализации человека. В настоящее время для многих семья перестает быть главной жизненной ценностью, снижаются мотивы, побуждающие людей вступать в брак. В данном случае можно говорить о кризисе семьи.
Понятие «кризис семьи» используется в значении понимания общей ситуации, сложившейся в сфере семейно-брачных отношений, в более узком смысле кризис семьи означает ряд проблем, возникающих в семейно-брачных отношениях. Кризис института семьи стал наиболее ощутимым и очевидным к концу 70-х годов XX века. В первую очередь он проявляется через такие явления, как увеличение числа неполных семей; появление нетрадиционных, однополых браков, свободных союзов, приведших к ослаблению прочности браков; очень большое количество разводов; низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения.
Также кризис института семьи обусловлен такими серьезными проблемами, встречающимися в молодых семьях, как материальная несостоятельность, жилищные проблемы, проблемы трудоустройства и медицинского обеспечения, психологические проблемы, заключающиеся в адаптации молодых супругов друг к другу и новым условиям. Все эти показатели, коснувшиеся российского общества, негативно влияют на рождаемость и приводят к демографическому кризису.
Остроух видит главную причину кризиса семьи в экономической независимости женщины, которую позволили ей приобрести условия современного общества. Успешно реализовав себя в профессиональной сфере женщина зачастую перестает нуждаться в мужчине. Работа и карьера становятся главными ориентирами жизни, поэтому рождение детей откладывается на более поздний срок, не редкостью становится внебрачные дети.
Одной из весомых причин кризиса института семьи является увеличение числа разводов. Развод как официальное расторжение брака можно рассматривать и в качестве результата эволюции семейно-брачных отношений и как проявление кризиса института семьи. Интенсивное нарастание числа разводов можно было наблюдать еще в советское время, когда распадался каждый третий брак. Упрощение процедуры развода привело к увеличению разводимости почти в два раза. Уже в 1999-2002 годах число разводов возросло на 60%. Если в 1970 г. число разводов составляло 30 %, то в 2015 г. количество разводов достигало 53 % от числа заключенных браков.
Сегодня к разводам стали относится намного проще и воспринимают данное явление как норму общественной жизни. В результате у исследователей сложились две разные точки зрения: одни ассоциируют развод как негативное явление, приводящее к кризису семейно-брачных отношений и отрицательно влияющим на многие общественные процессы, другие считают, что развод – это важный элемент современной семейной жизни, отражающий индивидуальную свободу и равноправие полов. Однако можно с точной определенностью сказать, что большой процент распада семей негативно сказывается на многие общественные процессы, тормозит экономику страны, способствует развитию демографического кризиса.
Таким образом, молодежь является неким определяющим фактором, от которого зависит развитие и полноценное функционирование всего общества. Ведь основа человеческого бытия – семья. Как следствие необходимостью становится формирование у молодежи серьезного отношения к созданию семьи, правильного представления о браке, воспитание бережного отношения к семейным ценностям.
[link]idaten.ru[/link]
«Союз мужчины и женщины»: зачем понадобилась эта поправка к Конституции?
Среди поправок к Конституции, которые планируется внести в Основной закон после всенародного голосования, есть пункт о защите традиционных семейных ценностей. В нем, в частности, предлагается закрепить понятие семьи как «союза мужчины и женщины». Будут ли нарушены при этом права секс-меньшинств? Зачем нужна эта поправка? Что она означает? Об это и о том, как меняется понятие семьи в современном мире, рассказывают социологи, психологи и юристы.
Крепкая семья как залог сильного государства
В современном мире семья утрачивает свое основное предназначение, которое было у нее раньше – повышение выживаемости всех ее членов, а особенно потомства. Современные женщины вполне справляются с тем, чтобы содержать себя и детей. А мужчины, не вступая в брак, отлично могут устроить себе и быт, и секс. Так почему значение семьи не ослабевает?
«Представления о семье – это на самом деле очень важная тема, – говорит социолог Михаил Галицкий. – История развития человечества показывает, что именно с ней связаны первообразы государств, иерархия которых синхронна с семейной, где родители являются покровителями и защитниками своей семьи».
Можно проследить, как отношение к институту семьи отражалось на истории целых стран: Греции, Римской империи. Как христианизация остановила деградацию нравов в Риме, в результате чего разрушающаяся Римская империя преобразовалась в крепкую Византийскую.
«А на территории Руси институт семьи в разные века имел прямую связь с религиозными мировоззрениями согласно каждой эпохе, – говорит социолог. – Что касается современности, то и сейчас в авангарде семейных ценностей также стоят обычаи и христианство, а если учесть, что правами и полномочиями женщин наделили относительно недавно, то вполне логично заключить, что патриархат все же превалирует в семейных ценностях на подсознательном уровне. И одновременно с этим в качестве архетипа семьи выступают традиции предков и любовь к Родине. А это прототип матери большой семьи под названием «государство», которое и приравнивалась к семье в непроглядной глубине столетий».
Брак – это показатель надежности
Сейчас многие пары предпочитают совместное проживание без официальной регистрация брака, часто ссылаясь на опыт западных стран. Однако не стоит обобщать. «В Европе и США отношение к браку и сожительству разное и зависит от множества факторов, таких как социальный статус, семейные и культурные традиции, – говорит специалист по межкультурной коммуникации, лингвист Наталья Гафарова. – Например, в Италии отношение к браку более патриархальное, чем в Швеции, но обе эти страны в Европе».
В России, а также во многих западных странах брак часто является показателем статуса. «У нас, кстати, как и в США, часто семейным людям доверяют больше, чем одиноким, – продолжает эксперт. – А сожительствующие люди невольно вызывают у окружающих стереотипное представление о своем легкомыслии и неготовности к принятию серьезных решений».
«Задумайтесь, много ли вы знаете представителей большого бизнеса или политики, которые совместно проживали бы с подругой или другом без узаконивания отношений? Зато очень часто интрижки вне брака могут стоить карьеры», – говорит Наталья Графова.
«Конечно, в современном мире – и у нас, и на Западе – все идет к равноправию, – говорит детский психолог, автор книг в издательстве «АСТ», главный редактор интернет-ресурса «Детология» Ирина Терентьева. – К тому, что и женщина выполняет мужскую роль добытчика, и мужчина начинает выполнять исконно женскую роль. Он больше включается в воспитание детей. Раньше, в патриархальной модели семьи, мужчина был добытчиком, защитником, он взаимодействовал с внешним миром и делал так, чтобы семья находилась в безопасности, не только физической, но и финансовой. А женским делом был дом: порядок, уют и дети. Сейчас же у нас все перемешивается. Теперь женщины у нас тоже могут быть добытчиками, обеспечивать финансовую подушку и безопасность. А мужчины все больше включаются в воспитание детей, их это все больше интересует».
В чем отличие российской модели семьи
В чем же отличие российской модели семьи от зарубежных, стоит ли Россия особняком и почему? Вот что сказала корреспонденту «МИР 24» кандидат психологических наук, семейный психолог и писатель Наталья Манухина:
«Россия – страна «выживальщиков», причем не одиночных, а именно семьями. Во все трудные времена, в том числе при войнах и эпидемиях, семьи сплачиваются, как бы далеко их ни разнесла жизнь. К ХХI веку идея «защиты Отечества» значительно сместилась в сторону защиты своей семьи».
«Многопоколенная семья, в которой общение поддерживается и увеличивается с числом роста поколений, даже если ее члены имеют множественные браки, – тоже наша, российская особенность», – говорит эксперт.
Последние сто лет истории нашей страны со всеми их войнами и социальными экспериментами не могли не сказаться на семейном укладе. «В неполных семьях женщины были вынуждены брать на себя мужские функции. Возможно, поэтому у нас часто смазаны гендерные роли внутри семьи, – говорит кандидат социологических наук, преподаватель социологии Анна Алиева. – Эти особенности существенно отличают российское общество от западного, в котором, несмотря на борьбу за равноправие, были более четко обозначены мужские и женские роли в семье. Во всяком случае, до недавнего времени. Это мы можем увидеть на примере фильмов, особенно английских и американских, в которых семейные роли мужчины и женщины зачастую более выражены, чем в российских».
Все вместе это ведет к тому, что в российском обществе не популярны идеи об официальном признании однополых браков, которые активно обсуждаются на Западе. Вот что говорит об этом Анна Алиева:
«В нашей стране в сфере семьи есть свои глобальные проблемы, которые накопились за последнее столетие. Исторически так сложилось, что у нас очень много неполных семей, многие дети выросли в детских домах из-за того, что родители были репрессированы или погибли во время войны. Это нанесло свои травмы многим детям, а значит, и обществу в целом».
По словам эксперта, введение терминов «родитель 1» и «родитель 2», с которыми и на Западе есть проблемы, только усложнило бы нашу внутреннюю ситуацию. К тому же, эти термины нужны для решения проблемы однополых союзов – темы, не актуальной для большей части населения нашей страны.
«Поэтому предлагаемая поправка в Конституцию, связанная с тем, что семьей будет называться только союз мужчины и женщины, на данный момент, скорее, упрощает и улучшает и без того проблемную ситуацию в нашем обществе в этой сфере, – говорит социолог. – Эти поправки адекватны сознанию нашего народа, социокультурному восприятию понятия «семья».
Нарушаются ли права однополых пар
О том, не нарушают ли права гомосексуальных пар готовящиеся поправки к Конституции, корреспондент «МИР 24» выяснила у заведующего кафедрой конституционного и международного права университета «Синергия» Ивана Лапшина. По его словам, эксперты, журналисты и другие представители гражданского общества понимают готовящуюся поправку как запрет даже на обсуждение гей-браков в будущем. И отчасти это так. Одна из причин включения в Конституцию понятия брака как «союза мужчины и женщины» как раз в этом и состоит.
«Но есть и другой важный аспект, – говорит эксперт. – Положение имеет своей целью защиту традиционной семьи, материнства, отцовства. Ведь в тех 29 странах, где на сегодняшний день в той или иной степени легализованы однополые семьи, это отражение общественного мнения. Большинство населения считают это необходимым и высказываются за. Но тут возникает следующий вопрос. Почему мы должны ориентироваться на такие страны, как Нидерланды, Дания, Австралия и отдельные штаты Америки? Мы – страна самобытная, уникальная. Евроазиатская страна. У нас как культура, так и само восприятие более консервативное. И большинство членов российского общества выступают как раз-таки против легализации однополых браков».
По словам Ивана Лапшина, наше государство следует тому, что считает верным народ – как минимум, большинство его членов. Следует принципу демократии. Ведь что такое демократия? Правление большинства при соблюдении прав и свобод меньшинства. А права меньшинства – в данном конкретном случае лиц с нетрадиционной ориентацией – никак не нарушаются. Не существует юридической ответственности за гомосексуальные отношения. В уголовном кодексе эта статья была декриминализирована еще 30 лет назад. Нет запретов на сборы, работают клубы по интересам, бары, где все, кому это интересно, могут проводить время. Так что никаких нарушений прав и свобод граждан эта поправка в себе не несет.
[link]mir24.tv[/link]