Зависть психология

Зависть психология

Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше — хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости. Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на фрустрацию. Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

Зависть можно охарактеризовать такими эпитетами: едкая, враждебная, жгучая, лютая, жестокая, затаенная, злобная, злая, беззлобная, хорошая, почтительная, бессильная, свирепая, дикая, невыразимая, неимоверная, сильная, мучительная, безграничная, легкая, безудержная, безграничная, глубокая, невольная, острая, неутоленная, простая, ревнивая, рабская, робкая, страшная, смертельная, тайная, тихая, откровенная, унизительная, хитрая, черная, холодная, белая, всемогущая, щемящая, сальерическая, сатанинская.

М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и личностным ростом. Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, саморегуляцией. Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

Как избавиться от зависти

Зависть — плохая черта характера, зависть — это порок, зависть счастья не прибавляет. Да, все мы наслышаны о чем то подобном и с этим не поспоришь! Но с завистью очень сложно бороться. Чем больше мы ругаем себя за зависть и стараемся от нее избавиться, тем сильнее она становится. Порою хочется в отчаянии махнуть рукой на все и еще раз убедиться в собственном бессилии. Потешить себя вынашиванием планов мести, пусть хотя бы в мыслях.

А может все таки есть способ получше, о котором вы не догадываетесь.

Притча о зависти. У крестьянина лисица задрала его единственную индюшку, осталось только яйцо, снесенное поутру. Узнав об этом, сосед предложил купить яйцо за хорошие деньги. Его курица-наседка как раз высиживала цыплят. Крестьянин подумал-подумал и на следующий день отдал ему яйцо. Скоро из яиц вылупились цыплята, но птенец индюшки так и не появился на свет. Прежде чем отдать яйцо соседу, мужик его сварил.

Начнем с того, что признаться себе в зависти — уже половина успеха на пути к избавлению от зависти. Есть люди, которые не в силах признаться себе в ее существовании.

Хотя те же сплетни и злословие — это одна из форм зависти. «Никто не бьет мертвую собаку». Говоря так, Дейл Карнеги был совершенно прав: если кого-то обсуждают, неважно в положительном или отрицательном ключе, значит он не пустое место. Если пытаются унизить, выставить в неприглядном свете — он чего-то да добился, кому-то нужно выглядеть лучше в своих глазах и глазах других на его фоне. Причиной тому является собственная неуверенность, убежденность в собственной ущербности, непривлекательности, невезучести и т.д. Даже демонстративно жалея кого-то, жалеющий «признается» в своем подсознательном страхе оказаться на его месте.

Что же делать? Чувства и эмоции напрямую нам не подвластны. Можно констатировать существование негативных чувств, либо их игнорировать. До какого то момента! Страшась признаться себе в любой эмоции и чувствах или объявив им войну не на жизнь, а на смерть, мы закрепляем за ними полномочия и нерушимый авторитет. Потому что никто не борется с таким ожесточением с чем-то незначительным. Игнорируя эмоции, мы подписываемся в собственной беспомощности что-либо сделать, изменить ситуацию в свою пользу.

Бывает черная и белая зависть. Черная зависть ставит своей целью лишить кого-то «незаслуженных» преимуществ, средств, отношения других людей и т.д. Восстановить справедливость, иначе говоря. Потому что достичь чего то подобного невозможно, считает завидующий. (А по правде говоря, даже и нет нужды!) Поэтому будет правильнее, чтобы везунчик испытал страдания равнозначные страданиям завидующего.

Белая зависть в какой то степени признает справедливость и заслуженность радости и удовольствия другого. Хотя бы потому что он чем-то симпатичен, возможно частично достоин обладания своими «преимуществами».

Чем больше человек завидует, тем больше он верит в собственную беспомощность, неспособность получить то, что есть у других.

Если задуматься в каждом есть то, чем можно восхищаться и завидовать. Но сам завидующий в упор не видит своих сильных сторон, плюсов своей внешности, поведения, образа жизни, характера. Даже замечая что-то подобное, он не ценит то, чем обладает, считая их маловажными и несущественными.

Разобравшись, почему возникает зависть, будет проще с ней совладать. Энергию потраченную на зависть (а как известно негативные эмоции отнимают очень много психических и физических сил и мешают радоваться жизни) необходимо трансформировать в родственную зависти эмоцию роста, развития, и успеха. Вашего успеха!

Вы можете управлять чувствами и эмоциями. Раз уж с завистью ничего нельзя сделать, продолжайте завидовать восхищаясь!

Когда видишь, как другой совершает хорошее, поддержи его, следуя его примеру.

Тому, кем восхищаемся, стараемся подражать. Восхищение — вежливое признание сходства с собой.

Если зависть говорит: «А у меня этого нет (и не будет)», то восхищение уверенно заявляет: «Круто, я тоже так хочу (знаю куда расти)!» Зависть зацикливается на своих минусах, восхищение проникается духом радости от обладания плюсами. Восхищение тем похоже на зависть, что признает за другим человеком его способности, достоинства и преимущества, и отсутствие у себя этих ресурсов на данный момент. Восхищаясь кем-то или чем-то, вы, хотите того или нет, занимаетесь хищением (именно от этого глагола возникло слово восхищение) чужих плюсов. Как такое возможно? Восхищение сродни любви, даже есть такая пословица: чтобы победить врага нужно его полюбить, узнать поближе, другими словами, секреты его мастерства.

У меня нет идолов. Я восхищаюсь работой, самоотверженностью и умением. Айртон Сенна

Восхищаясь кем-то, вы уподобляетесь объекту восхищения в той области, которая для вас важна. Вы, в какой-то степени, переходите на его уровень мышления, активности. Вы перенимаете его опыт, заражаетесь его радостью, а значит «подпитываетесь» его потенциалом и энергией. Восхищение окрыляет, придает сил, расширяет горизонты, открывает новые возможности. Причем человек, которым восхищаются, узнав о ваших чувствах — будет рад поделиться тем, что есть у него.

В любом случае, предмет вашего восхищения станет для вас путеводной звездой, не дающей сбиться с пути. У вас появляются реальные шансы догнать и перегнать того, кем вы восхищаетесь. И продолжая восхищаться, узнав его поближе, возможно, вы будете удивлены, обнаружив, что ваш идеал вовсе не так идеален, у него есть слабые стороны, он, как и все, ошибается время от времени, и другие стороны его жизни совсем не так безупречны, как казалось на первый момент. «Сглазили» как раз о том — все ошибаются, никто не является безукоризненно совершенным.

Восхищение — это не фанатизм или поклонение. Последние два предполагают, что вы изначально ставите себя на более низкую ступень, чем объект поклонения. Вы сравниваете и это сравнение не в вашу пользу. Вы не допускаете даже мысли о чем-то подобном лично у вас. Сравнивая себя с другими, невозможно добиться удовлетворения собой: всегда будет кто-то в чем-то лучше вас. Восхищаясь вы подсознательно приближаетесь к тому, чем или кем восхищаетесь.

Сравнивайте себя только с самим собой: если вы сегодняшний в чем то лучше себя вчерашнего, великолепно! В том случае, если прогресс мало заметен, поинтересуйтесь совпадает ли ваше мнение с мнением ваших близких, возможно вы слишком самокритичны к себе. К тому же, развитие не всегда заметно и очевидно, очень часто требуется сделать шаг назад, чтобы позднее — два вперед.

Ошибки, как и физическая боль, как и негативные эмоции сигнализируют о том, что мы удаляемся от счастья, благополучия, успеха. Зависть же нужна, для того, чтобы по новому взглянуть на себя, осознать, что мы все «ингредиенты одного супа» и доступ к желаемым ресурсам открывается через восхищение, любование ими.

Резюмируя, мудрая притча о зависти.»Что такое зависть?» — спросили ученики мудреца. Учитель ответил:

«Зависть есть форма переживания человеком единства мира. Для нее характерно выведение сознания за пределы эго.

Низшая ступень зависти — «черная” — возникает, когда эго полностью отрицает недоступный, но желаемый объект.

На второй ступени находится «белая” зависть, когда эго идентифицируется с желаемым объектом.

Третья ступень развития зависти — это поклонение желаемому объекту как идолу.

И лишь немногие достигают четвертой ступени, когда зависть полностью растворяется в любви к Единому».

Психология зависти Текст научной статьи по специальности — Психология

Психология зависти Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Дмитриева Наталья Витальевна

В статье представлены различные трактовки дефиниции ( зависть ), показаны варианты проявления ее, защитные механизмы , факторы, облегчающие возникновение зависти

The author reveals the psychological essence of the concept "envy", peculiarities of its manifestation in males and females of different age and social status. Theories of its origin and mechanisms of protection are described.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Дмитриева Наталья Витальевна,

Н. В.Дмитриева ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСТИ

Можете ли вы, отвечая честно на вопрос, сказать, что никогда и никому не завидовали? Если вы нормально функционирующий человек, то ответ будет отрицательным. И поскольку наше общество устроено так, что ни полной социальной справедливости, ни абсолютного равенства нет, не было и, вероятно, не будет, то зависть была, есть и будет.

Зависть понимается психологами неоднозначно. Это обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики черты личности, переживаний, чувств, мотиваций, эмоций, защитной реакции человека, связанных с его отношением к другим людям.

Словарь по этике (1983) трактует этот феномен как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.

Зависть рассматривается как глубинное чувство человека, окрашенный в разрушительные тона аффект.

В современных учебниках зависть определяется как защитная реакция на угрозу Я, возникающая при невозможности реализовать свою потребность, например, в любви, власти, тяге к знаниям и др.

Было бы неправильно трактовать это чувство только как желание обладать неким отсутствующим объектом.

По мнению К. К. Платонова, структура зависти включает в себя соревнование,, страдание от мысли, что у другого есть желанное, чего у себя нет и вызванную этим ненависть к нему [5].

Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович понимают под завистью социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недоброжелательности по отношению к другим, как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако, по мнению Е. П. Ильина, такое понимание относится к завистливости как свойству личности [3].

В словаре психолога-практика С. Ю. Головина зависть определяется как проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями [10].

Зависть представляет собой негативную эмоцию,, побуждающую совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости.

По мнению В. Joseph, чувство зависти часто бывает связано с трудностями в обучении, поскольку оно отражает нежелание человека признать факт, что другие способны передать ему ценные знания и опыт [14]. Автор ука-

зывает, что завистливый человек не способен успешно учиться, поскольку убежден в том, что уже и так все знает.

Что же является объектом зависти? По мнению А. Б. Орлова, люди завидуют обладанию конкретными вещами, дающими такие блага и преимущества, как карьерный рост, престиж, удовольствия, здоровье, комфорт [7]. Отсюда умелая эксплуатация зависти в рекламе всех товаров. Ряд социологов считают маркетинг порочной вещью, эксплуатирующей человеческие слабости, и призывают помнить, что крестьянка никогда не станет королевой, даже если будет использовать одежду и предметы туалета последней.

Грамотное проведение РЯ-кампании может сделать объектом зависти практически все что угодно. Вспомним классический пример удачного пиара Тома Сойера, успешно продавшего членам дворовой компании права на покраску забора и предварительно убедившего их в том, что этот сложный творческий акт способна совершить далеко не каждая, а только особо одаренная личность. В качестве оплаты он получил ряд радующих его предметов: пробку от графина, сломанную губную гармошку, дохлую крысу и еще несколько необходимых ему вещей.

Если руководствоваться метафорой "зависть — это тень любви", то зависть это желание "иметь" вместо "быть". Таким образом, ядром зависти является желание быть богатым, здоровым, любимым, счастливым, понятым, умным, состоявшимся и др.

По мнению А. Шопенгауэра, зависть естественна и свойственна любому человеку [11].

Мужчины и женщины завидуют примерно одинаково. Этот факт установлен в исследовании К. Муздыбаева [6]. Для обследования рабочих, служащих госсектора и частного сектора, руководителей, студентов, безработных и пенсионеров автор разработал анкету с утверждениями, степень согласия с которыми оценивалась ими по семибалльной шкале от "полностью согласен" до "совсем не согласен". В результате исследования обнаружено, что самую высокую склонность к зависти имеют студенты, а самую низкую — служащие госсектора.

\ Зависть присуща людям всех социальных слоев и даже, как Вы помните, царице из сказки Пушкина. «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» — спрашивает она у зеркала. Чего, казалось бы, ей не хватает? И царство есть, и сокровища, и привлекательность. Но перфекционизм стимулирует желание быть прекраснее всех, поэтому появление более красивой, по мнению зеркальца, девушки, привело завистницу к стрессу, неврозу, дезорганизации и смерти — «тут ее тоска взяла, и царица умерла».

Взаимосвязь актуализации зависти с возрастом показала наличие в жизни каждого человека трех периодов, когда склонность к зависти достигает максимума:

— 18-24 года — акцент на необходимости получения образования, приобретения и освоения профессии, обострение стремления быть конкурентоспособным;

— 30-34 года — период окончания адаптации к профессии;

— 55-59 лет-конец трудовой активности, интеграция жизненного опыта, достижений.

Эти периоды жизни являются наиболее значимыми для оценки успешности и достижений [6].

Обзор литературы по проблеме показывает наличие двух вариантов проявления зависти:

1. Скрытая. Люди обычно скрывают наличие такого чувства. К. Музды-баев единственный в России провел исследование феномена зависти. Опросив 700 человек, автор делает вывод, что зависть считается отрицательным, неприемлемым феноменом, поэтому «маскируется и обозначается по-другому». Несмотря на стремление к маскировке, практически каждому знакомо это чувство. Интернет на запрос "зависть" предлагает около 175 тысяч упоминаний. Сравнение с частотой упоминаний таких понятий, как "альтруизм" и "бескорыстие" выявляет около 24-х и 12-ти тысяч трактовок, соответственно.

Попытка скрыть переживаемое чувство зависти в древности объяснялась причислением ее к семи смертным грехам. Согласно Данте, завистников подвергали в чистилище наиболее страшным пыткам — сшивали им веки.

2. Открытая. Известный физиолог Г. Гельмгольц (1907) говорил, что по усиливающейся грубости противника можно судить о размерах собственного успеха.

А. Шопенгауэр относился к зависти как к пороку, предлагая душить ее как злого демона [11]. Современные психологи считают необходимым элементом нейтрализации зависти осознание наличия зависти, признание факта психологической защиты от нее и акцент на положительной составляющей структуры личности как основы последующей самоактуализации.

Человек защищается от зависти, отчуждая от себя это чувство посредством тех или иных защитных механизмов. Вслед за Фрейдом и его последователями мы выделяем несколько защитных механизмов, использование которых помогает искоренить эту проблему.

Отказ от деятельности из-за отсутствия необходимых способностей -наиболее примитивный механизм эго-защнты. Человек, испытывающий затруднения в овладении, например, математикой или языками, принимает решение не учить эти предметы.

Компенсация чаще всего выступает как компенсаторный механизм "черной" зависти. Отсутствие возможности активно действовать в целях удовлетворения насущной потребности (получения, например, желаемой должности) порождает ревностное наблюдение за сослуживцем, занявшим ее.

Считается особенно опасным, когда ограничение на достижение чего-либо желаемого накладывается обществом или государством. Так, например, человек, понимающий, что большое количество заработанных денег сопряжено с риском попасть в тюрьму, блокирует мотивацию достижения.

Защитное фантазирование используется с целью нейтрализации негативных переживаний.

Избегание проявляется как насмешки, равнодушие, цинизм, позволяющие избегать психологической травматизации, вызванной ощущением неполноценности своего существования.

Самовозвеличивание — попытка защититься от переживаемого чувства зависти неосознанным стремлением вызвать это чувство у окружающих. Фокусировка внимания на собственных достоинствах непродук-

тивна, т.к. вызывает тревогу и опасение, что окружающие будут вести себя агрессивно.

Вытеснение. Зависть редко проявляется открыто, поскольку даже если человек сильно переживает чувство зависти, он, как правило, вытесняет его в бессознательное.

Проекция. Стараясь избежать зависти, ее проецируют на окружающих.

Сублимация — высшая форма эго-защиты, позволяющая воплощать нереализованное влечение в творчество.

Способами защиты против зависти могут выступать (Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева):

Стремление к идеализации желаемого объекта. Желаемый объект настолько идеализируется, что находится вне достижения. Например, мать идеализируется как Природа со всеми присущими ей свойствами. Предмет восхищения при этом водружается на недосягаемый пьедестал, что порождает у завидующего чувство собственной никчемности.

Девальвация объекта. Зависть может трансформироваться в девальвацию женской прокреативности. Девальвация может отражать принижение роли женщины-матери и всех функций, связанных с рождением и воспитанием детей: оскорбительное название беременных женщин, отнесение деторождения к чисто биологическим функциям. Одновременно с этим возвышается роль мужчины. Процесс деторождения расщепляется на две части. Одна — духовная — оценивается очень высок». Другая — соматическая -девальвируется. Роль мужа, ответственного за спиритуальную часть, оценивается высоко, а женское предназначение — отвечать за телесный компонент — девальвируется.

Обесценивание предмета зависти может происходить как в реальности, так и в воображении. «А виноград-то зелен!». Вначале этот вариант защиты может вызвать некоторое облегчение, однако в последующем возникают новые проблемы.

Девальвация Self >а заключается в девальвации себя. Человек считает себя недостойным и несоответствующим каким-то нормам. Девальвация может приводить к развитию депрессивных и суицидальных тенденций, к выраженной агрессивности и враждебности, которые выступают как декомпенсация чувства неполноценности для того, чтобы скрыть это чувство от себя. У мужчин появляется страх того, что рожденный ребенок заменит его и "стянет" на себя все внимание матери. Это обусловлено, в частности, тем, что мужчина не принимает значительного участия в воспитании детей, особенно в ранние периоды их жизни. Возможна попытка присвоить себе женские силы (инициация). Эту попытку называют инкорпорацией

символическим повторением мужчиной процедуры рождения ребенка при полном исключении женщины с приданием этому ритуалу большой значимости.

При остром приступе зависти возможно самобичевание в виде преуменьшения собственной ценности.

Факторы, облегчающие возникновение зависти, подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относятся такие особенности личности, как:

— тщеславие и чрезмерное честолюбие (Аристотель); эгоизм и себялюбие (Десюоре); моральный эгоцентризм [1,2];

— каузальные заблуждения — восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения [17].

Внешние факторы включают в себя:

— близость в статусном положении завидующего завидуемому;

— реально существующую социальную несправедливость;

— наличие предмета зависти (например, желаемой должности);

— наличие объекта зависти (сослуживца, занявшего вожделенную должность);

— отсутствие возможности удовлетворить насущную потребность (занять желаемую должность).

Е. П. Ильин выделяет следующие предпосылки возникновения зависти у ребенка:

— конкурентный характер игр;

— депривация потребности в признании;

— осознание более низкого своего положения [3].

Психологи единодушно понимают под "черной" завистью крайнюю, наиболее отрицательную форму ее выражения, представляющую собой негативную эмоцию, побуждающую совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Проявлениями этого вида зависти могут быть подвохи, интриги, мрачные мысли, вплоть до стремления лишить жизни объект зависти (завидуемого). Завидующий при этом является источником большого количества продуцируемой негативной психической энергии, способной оказывать на завидуемого гипнотическое воздействие. В силу разной степени внушаемости, присущей практически каждому, противостоять "накрывающей" человека негативной волне нелегко. Межличностные контакты с такого рода "психологическими вампирами" эмоционально тяжелы. Такая зависть является, по сути, завистью — ненавистью.

"Белая" зависть, психологически и социально более "приемлемая" форма, рассматривается как своеобразный двигатель прогресса, экономики, как основа способности к конкуренции, азарту, достижению более высокого морального и статусного положения. Способность завидовать является мотивацией достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию, и может быть названа завистью- подражанием.

Помимо черной и белой, согласно А. Б. Орлову, выделяют красную и зеленую формы зависти [7]. "Красная" зависть как более продуктивная, по сравнению с двумя вышеперечисленными вариантами, ассоциируется с влюбленностью, обожанием, непреодолимым и страстным желанием обладания и восхищения. Это зависть-поклонение.

"Зеленая" зависть — это "Любовь к Единому" — возвышенное, редкое, катарсическое состояние подлинной влюбленности, знакомое по воспоминаниям самых ранних периодов детства. Эту зависть-любовь обозначают как "зеленую" по цвету жизни. Она плодотворна, многокомпонентна, неиссякаема и сильна.

Из вышеописанных видов зависти только "черная" ведет к деструкции, дезадаптации и дестабилизации личности. Остальные варианты могут явиться триггером позитивных устремлений, служащих основой мотивации дос-

тижения, успеха и саморазвития, и, если не ведут к прогрессу, то, во всяком случае, регресса тоже не вызывают, делая жизнь более интересной, красочной и содержательной.

Таким образом, учет многогранности и многокомпонентности зависти, умение выявить все ее грани и управлять ими позволит "перекрасить" "черную" зависть в белый цвет и сделать ее основой мотивации и личностного роста.

С нашей точки зрения, феномен зависти может проявляться на сознательном и бессознательном уровнях. Сознательный уровень — осознание более низкого своего положения. Бессознательный — активизация психологических защит, комплексов и архетипов, участвующих в формировании и проявлении зависти.

В рамках такого деления возможны следующие подуровни:

эмоциональный — переживания чувства досады, раздражения или злобы из-за более низкого своего положения;

поведенческий — дискредитация чужого успеха; разрушение, устранение предмета зависти, прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери");

мотивационный — возникающие при "черной" зависти мотивы блокировки чужого успеха, актуализирующиеся при остальных вариантах зависти конкурентные и соревновательные мотивы;

• невротический — развитие невротической симптоматики в случае деструктивного реагирования на чужой успех;

депрессивный — развитие депрессивной симптоматики; деструктивный — хроническое течение зависти вызывает деформацию личности, проявляющуюся в постоянном недовольстве, чувстве неполноценности, скрытности, тревожности, чувстве жалости к себе.

До сих пор у психологов отсутствует единая точка зрения на вопрос о происхождении зависти. По мнению Е. П. Ильина, в онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного, соревновательного характера игр, депривации потребности в признании [3].

М. Лоуренс и М. Магуир утверждают, что зависть начинает проявляться на ранних этапах индивидуального развития ребенка, когда он вовлекается в диадные отношения [9].

Существует и иная точка зрения на возникновение чувства зависти. Созданная Фрейдом в первые десятилетия двадцатого века теория о зависти женщин к пенису, как известно, признана спорной. Единомышленница Фрейда Джульетт Митчелл писала: «Нет фаллоса — нет власти, если, конечно, женщина не найдет способа его заполучить» [16].

Некоторые коллеги Фрейда обвинили его в предвзятом отношении к женщинам. Карен Хорни противопоставила фрейдовской теории свою точку зрения, согласно которой мужчины завидуют женщинам и потому подавляют их и ограничивают их возможности к самореализации [12].

До сих пор остается спорным вопрос о том, является зависть врожденной или приобретенной (вызванной внешними факторами). Причина этого спора порождает основное противоречие психоанализа, заключающееся в разных точках зрения психоаналитиков на причины переживания ребенком чувства зависти.

Так, согласно, например, М. Клейн, зависть является врожденным, связанным с инстинктом смерти и имеющим деструктивный характер чувством. Автор утверждала, что люди рождаются с «разными конституциональными тенденциями в плане выражения зависти. » [15]. Эти тенденции могут усиливаться в зависимости от опыта внутриутробного развития и родов. По мнению автора, каждый ребенок переживает по отношению к первому объекту любви (материнской груди или замещающей ее бутылочке) чувство зависти, которое рождается от осознания того, что источник питания, любви и комфорта не является его собственностью. Клейн считала зависть исключительно внутрипсихическим феноменом, не придавая должного значения ни семейной динамике, ни другим внешним факторам.

Винникотг придерживается аналогичных взглядов, считая, как и Клейн, мать основным источником зависти ребенка.

В «Критическом анализе понятия зависти» W. G. Joffe утверждает, что младенцы не способны в должной степени переживать чувство зависти [13]. Автор не согласен с Клейн в том, что неосознанная зависть имеет исключительно деструктивный характер, подчеркивая ее связь с чувством любви и восхищения, указывая тем самым на возможную конструктивную функцию зависти. Деструктивный характер имеет лишь неосознанная зависть. Понимание, чему именно завидуешь, помогает добиться обладания теми же достоинствами, либо признать свои недостатки.

Карл Абрахам и Эрнст Джонс считали, что это чувство возникает постепенно в процессе развития ребенка и его контактов с окружающей средой [13].

Знание вышеописанных теорий происхождения зависти оказывает существенную помощь в психотерапевтическом процессе. По мнению М. Лоу-ренс, М. Магуир, если маленькой девочке, переживающей зависть, никто из значимых близких не поможет справиться с этим чувством и с многими другими трудными ситуациями, она начинает думать о своей ущербности [9]. В старшем возрасте на сеансах психоанализа такие клиентки жалуются на никчемность и беспомощность. Если психотерапевт, в отличие от родителей, позволяет клиентке проявить раздражение и гнев, она начинает ощущать способность специалиста понять ее агрессивные выражения, вытерпеть их и трансформировать в конструктивные переживания.

В связи с вышеизложенным, родителям и значимым близким необходимо профилактировать формирование у ребенка субмиссивных поведенческих паттернов, направленных на подчинение обстоятельствам, и акцентировать ассертивное поведение, способствующее развитию сильных сторон его ребенка.

По мнению Клейн, работа с чувством зависти связана с материнским переносом. Переживания клиенток помогают понять их чувства и осознать, что девочки обретают уверенность в себе в результате идентификации с матерью.

Joffe (1969), в отличие от Клейн, уделял зависти в процессе анализа гораздо меньшее внимание, считая это чувство связанным с имеющими место в анамнезе психологическими проблемами. Автор полагал, что по мере преодоления трудностей зависть исчезнет сама собой. Исследуя проблему патологической зависти, он обратил внимание на то, что некоторые люди с

рождения оказываются неспособными управлять чувством интенсивной зависти, в то время как другие вследствие своей природы или благодаря психотерапии укрепляли способность справляться с ней.

Можно выделить следующие задачи психолога и педагога в устранении зависти:

1. Критический анализ и осознание сути феномена зависти как естественного и неотъемлемого желания каждого быть счастливым, здоровым, любимыми пр. Неосознанная зависть препятствует успешному обучению, личностному росту, проявлению креативности.

2. Признание зависти. Признать зависть иногда чрезвычайно трудно, поскольку это сопряжено с необходимостью смириться с наличием собственной беспомощности, острой потребности в чем-либо.

3. Нейтрализация отрицания наличия зависти у себя, поскольку страх признаться в зависти трансформируется в другие, более деструктивные психические симптомы и состояния.

4. Акцент на собственных преимуществах.

5. Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

6. Развитие способности признавать ценность собственных нужд и потребностей, соперничать с другими в случае необходимости, стремясь к их удовлетворению, противоречит чувству зависти, связанному с ощущением собственной неадекватности и ущербности.

7. Трансформация "черной" зависти в здоровую конкуренцию.

8. Повышение уровня идентификации со значимыми другими.

9. Повышение социального статуса.

1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М.: МГУ, 1978. — С. 16-64.

2. Дескюре, Ж. Б. Ф. Зависть и ревность / Ж. Б. Ф. Дескюре. — СПб.: Изд-во В.И.Губинского, 1989.

3. Ильин, ЕЛ. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.

4. Короленко, Ц. П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Новосибирск: НГПУ, 2003. — 667 с.

5. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.,1984.

6. Муздыбаев, К. Психология зависти / К. Муздыбаев // Психологический журнал. — 1997.-№ 6. — С. 3-11.

7. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. — М.: «Академия», 2002. — 272 с.

8. Психология: Словарь-справочник. — Минск, 1998.

9. Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. — СПб.: Питер, 2003.-208 с.

10. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин-М.: ACT, 2001. — 976 с.

11. Шопенгауэр, А. Афоризмы и истины / А. Шопенгауэр. — Харьков: Фолио, 2000.

12. Horney, K. (1926) "The Flight from womanhood" in J. Baker Miller (ed.), Psychoanalysis and Women / K. Horney. -London: Penguin, 1984.

13. Joffe, W. G. (1969) "A critical review of the status of the envy concept" / W.G. Joffe // International Journal of Psycho-Analysis. — № 50. P. 533-545.

14. Joseph, B. (1986) "Envy in everyday life", in E. Bott Spillius & M.Feldman (eds), Psychic Equilibrium and Psychic Change / B. Joseph. — London: Routledge, 1989.

15. Klein, M.( 1957) "Envy and gratitude", in Envy and Gratitude and Other Essays, Delta edition / M. Klein. — N.Y.: Dell Co., 1977.

16. Mine hell, J. (1974) Psychoanalysis and Feminism / J. Minchell. — London, Allen Lane.

Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с феноменом зависти, факторами ее возникновения, а так же принципы развития чувства зависти в структуре личности. Многие поступки диктуются человеку не во имя чего-то, а назло кому-то.

In this article the issues of the day are examined the envies related to the phenomenon; by the factors of its origin and similarly principles of development of sense of envy in personality. Many acts are dictated a man in the not for something, but for spite to someone.

Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках.

Возможно, именно страх перед чувством, которое есть у всех в той или иной степени, но всеми отвергается, является причиной столь редкого упоминания о ней даже в психологических исследованиях.

Зависть не входит в объяснение мотивов собственного поведения, даже если это единственный мотив. Еще одним отличительным аспектом зависти, является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то. Интересно, что она чаще всего заметна всем, кроме того, кто завидует, — сила психических защит в данном случае весьма велика. Часто это рационализация «он этого не достоин…» или «это случилось только потому, что…» или проекция «это они завидуют…», «мир жесток и несправедлив, поэтому нужно делать все, чтобы победить…», — вариантов масса, а цель одна: спасти свою самооценку.

Все хотят, чтобы им завидовали, но никто и никогда не признается в зависти: это все равно, что признаться в собственной несостоятельности.

Но зависть несет не только ярко негативную окраску, она может стать и благотворным импульсом.

Если бы не было зависти, люди бы не стремились к превосходству и не совершали бы открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо «чтобы все обзавидовались», хоть и выглядит смешно, часто приносит неплохие результаты.

Зависть — это то же соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает.

Зависть одновременно является и мотивацией и ограничением, для личности. С одной стороны, завидуя, человек стремится к тому же, что имеет другой человек или к превосходству над ним. С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, вследствие этого внимание рассеивается и ситуация искажается, превращаясь в погоню за призраком счастья. Это ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха. Это может грозить потерей идентификации и стремлению к чужим целям, а значит, к настоящему личностному провалу.

Всем знакомы ситуации, когда долгое время чего-то очень сильно хотелось, а от того, что этим чем-то кто-то уже обладает, желание было еще сильнее. И многим так же знакомо чувство разочарования, когда желаемое осуществляется, а с ним приходит осознание, что оно уже не нужно, а желание было всего лишь инерцией, которая подкреплялась неосуществленностью и тем, что кто-то обладал этим объектом. «Ценная вещь хороша для его хозяина в первый день и во все остальные дни — для других», — важность предмета часто зависит от того, кто им уже обладает.

Термин «зависть», может быть как эмоцией, т.е. проявляться ситуативно в определенный момент, как, например, в случае проигрыша может возникнуть зависть к победителю («ему просто повезло…») но уже через короткий промежуток времени зависть, как эмоция угасает и не вредит отношениям.

Когда же зависть это устойчивое и болезненное переживание успешности другого или печаль о невозможности достижения желаемого, она приобретает форму установки, глубокого чувства зависти и влияет на личность в целом.

Феномен зависти проявляется на трех уровнях и аналогично влияет на самооценку и поведение личности:

  1. Уровень сознания — осознание более низкого своего положения, может восприниматься как данность и не причинять сильного дискомфорта;
  2. Уровень эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, возможна аутоагрессия, чувство неполноценности, ущемленности самолюбия и несправедливости судьбы;
  3. Уровень реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. Агрессия выражается конкретно к предмету, так же объект зависти может обвиняться в создании проблем завистнику. На этом уровне зависть становится ведущим мотивом поведения.

К. Муздыбаев (1997) выделяет следующие компоненты зависти:

В зависимости от степени эмоционального влияния на личность, глубины и силы переживаний, выделяют несколько типов зависти и ее влияния на жизнь человека. Зависть имеет много граней, хотя люди предпочитают видеть только негативную сторону данного феномена.

Психологически можно выделить такие формы зависти как:

Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику. Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение» (Schoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было».

Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.

Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции».

Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место.

Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.

Так же выделяют:

Незлобная зависть — человек хочет иметь то же, что и объект зависти, и стремиться к этому, не испытывая враждебных чувств.

Злобная зависть — человек стремится не столько получить то же, а лишить объект зависти его превосходства. Такая зависть появляется вследствие чувства собственной неспособности достичь того же уровня.

Депрессивная зависть — так же возникает от чувства униженного положения, но для нее характерно чувство несправедливости, обделенности и обреченности.

Г.Ф. де ла Мора, исследуя феномен зависти в разные исторические эпохи, выделяет два типа зависти:

Личная зависть — скорее испытывается втайне и скрывается, считается постыдной. Это либо открытая агрессия к объекту зависти, либо другие формы неприятия этого человека.

Общественная зависть — для нее более характерно создание и использование стереотипов («Деньги портят характер», «В тесноте, да не в обиде» и т.п.). Это вечные стереотипы «Завистники умрут, но зависть никогда», так как они передаются и распространяются в обществе, как часть мировоззрения. С помощью этих стереотипов можно и продемонстрировав зависть, обвинить человека в наличии объекта зависти.

По мнению Г.Ф. де ла Мора, общественная предрасположенность к зависти направлена против индивидуальных особенностей личности. Этой теорией, можно объяснить агрессию к нестандартно мыслящим людям. Бывает, что группа выталкивает талантливого человека из-за неосознаваемой зависти к его качествам.

Данная теория имеет свои ограничения, так как не следует забывать, что обвинение в зависти весьма манипулятивно. Человек, просто высказывающий свое мнение, отличное от чужого, рискует получить обвинение в зависти, и тогда ему предстоит выбор: или отстаивать свою мысль, или поддаться моральным принципам и отступить, дабы показать отсутствие зависти. Эта манипуляция возможна только благодаря моральному аспекту зависти и стереотипам общества по отношению к зависти.

Таким образом, можно сказать, что зависть, это чувства неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти.

Чувство зависти может присутствовать во всех сферах жизни.

Роберт Плутчик рассматривает эмоциональное переживание и механизмы зависти как естественные переживания и выделяет три критерия:

Во-первых, они важны для выживания, как стимул развития и новых достижений (присутствуют даже у животных).

Во-вторых, распознаются без интроспекции.

В-третьих, заметны по всему поведению речи, действиям и т.д.

Если рассмотреть стадии жизни человека, то станет заметно, что чувство зависти присутствует в той или иной степени в поведении любого человека.

За первое проявление чувства зависти человек всегда обязан своим родителям, так как родители, желая добра и в целях воспитания, всегда так или иначе ставят в пример своему любимому ребенку другого, более аккуратного и способного. Такой пример может касаться чего угодно и присутствует в жизни ребенка с ранних лет — в психике возникает закономерная реакция агрессии к тому, с кем сравнивают: «чем я хуже», «они меня не любят, потому что я не такой\такая как он…». В дальнейшем, с возрастом, такое постоянное сравнение собственной самодостаточности и чужих побед может интернализоваться, и человек превращается в завистника, хотя, на самом деле, он просто сравнивает себя с другим и чувствует собственную несостоятельность.

В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.

Еще один аспект иллюзии и магии цивилизации — мода и внешность, то, что существует на глянце есть только там, но подростки и не только, как правило, испытывают зависть, смешанную с восхищением по отношению к моделям, у которых, как кажется, есть все.

Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижим.

В 1999 году был напечатан ряд статей о влиянии идеального образа куклы Барби на психику девочек. Девочки идентифицируют себя с Барби и мечтают соответствовать ей. С возрастом оказывается, что параметры Барби нереальны: девушка явно не соответствует ее требованиям внешне и поклонники не засыпают ее цветами, как того ожидалось, все как-то не случается само собой.

Сам образ, философия жизни Барби, оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Все это буквально рушит представление девушки о мире и о ее месте в нем. Ей начинает казаться, что это у нее так случилось, а у других все иначе, — тогда на смену Барби приходят глянцевые журналы с идеальными моделями, их отретушированные тела и звездная жизнь.

По сути, зависть — глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть — нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.

Зависть — некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. Таким образом, круг замыкается: подавление неудовлетворенности влечет за собой агрессию, затем возникают зависть и чувство вины, накладываемые установкой «Сверх-Я» — так человек перестает чувствовать собственную жизнь и только кипит в котле собственных страстей, не зря говорят, что зависть разрушает изнутри.

Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать — целый мир для ребенка, мужчина завидует ей и их отношениям с ребенком, тесной связи и может чувствовать себя отвергнутым. С возрастом внимание ребенка переключается на отца, как символа активности, деятельности, связи с внешним миром — и уже мать завидует той форме отношений, которую не может построить с ребенком. Позже уже оба родителя завидуют компании, которая становится смыслом жизни их ребенка в подростковом возрасте. Затем цикл повторяется, но уже тот ребенок становится на место родителя. Это переживание свойственно всем людям, но большинство боится себе в этом признаться.

Есть категория людей, которые, имея многое, все же завидуют другим, — это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности, завистник ищет преимущества, которого ему не хватает в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Такой человек завидует тем чувствам, качествам, которыми обладает тот, кому завидуют. Этот феномен объясняется результатами исследования С. Фрэнкель и И. Шерик.

Результаты проведенного исследования С. Фрэнкель и И. Шерик говорят, что первый глубинный психологический аспект зависти в том, что хотят получить не столько благо, которое недоступно, а ощущение от него. В проведенном эксперименте было выявлено, что ребенок испытывает зависть к игрушке только тогда, когда ею заинтересовывается его сосед. Ему хочется получить от нее такое же удовольствие (хотя сначала она не была ему интересна).

Авторы выделили следующие условия возникновения чувства зависти:

  1. Должна существовать способность противопоставления «Я» и объекта (для либидо-агрессивного замещения объекта зависти);
  2. Должно существовать представление о собственности;
  3. Должна существовать способность представлять себе и предвидеть желаемое конечное состояние.

Этот эксперимент в свою очередь подтверждает и дополняет теорию равновесия Ф. Хайдера, который считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого. Ф. Хайдер предположил, что существует так называемый мотив, желание одинаковой судьбы и равных результатов.

Таким образом, зависть — это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе. Интересно, что этот мотив срабатывает только в контексте одинаково хорошей, благополучной судьбы, что подтверждает природный эгоизм человека.

Бороться с завистью бесполезно, так как зависть всегда маскируется под другие чувства: агрессия, раздражение, подавленность.

Способами избавления от зависти могут стать:

  1. Активные способы — такие как самосовершенствование, поиск новых, собственных целей и возможностей их реализации;
  2. Пассивные способы — у людей, которым не хватает сил справится с конкуренцией, наступает депрессия, апатия.

Более продуктивным, хотя и пассивным способом избавление от зависти является рефлексия, поиск ответов на вопросы, почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, чьи это цели и что они значат конкретно для завидующего: «Мы чаще огорчаемся, по поводу того, чего у нас нет, чем радуемся тому, что у нас есть».

Так же важно понять источник зависти, что очень и очень сложно, так как не всегда ясно, почему именно завидуют именно этому человеку. Как правило, оказывается, что завидуют личностным качествам, которых не хватает, а кажется, что именно эти качества и раздражают.

Но к таким открытиям готовы далеко не все и не всегда. Как ни парадоксально, только искренне любя себя, можно полюбить кого-то еще.

  1. Бондаренко О.Р., Лукан У., Социология. Психология. Философия. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: «Питер», 2001;
  3. Психология зависти//www.niirus.ru, 2008;
  4. Ильин Е. П., Факторы, облегчающие возникновение зависти // www.book.ru, 2008.

Карепова Эллина Владимировна, Днепропетровский гуманитарный университет

© Публикуется с любезного разрешения автора

Источники:
Зависть психология
Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей.
http://psihomed.com/zavist/
Как избавиться от зависти
Как избавиться от зависти? Зависть — плохая черта характера, зависть — это порок, зависть счастья не прибавляет… Но с завистью очень сложно бороться. Чем больше мы корим и ругаем себя за зависть и стараемся от нее избавиться, тем сильнее она становится. Проще потешить себя вынашиванием планов мести, пусть хотя бы в мыслях… Есть простой способ избавиться от зависти, вам не придется бороться с собой!
http://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-obshcheniya/149-kak-izbavitsya-ot-zavisti
Психология зависти Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье представлены различные трактовки дефиниции (зависть), показаны варианты проявления ее, защитные механизмы, факторы, облегчающие возникновение зависти
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-zavisti
Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве
Зависть — психология возникновения, причины развития
http://psyfactor.org/lib/envy.htm

CATEGORIES