Законы психологические

Законы психологии, которые изменят вашу жизнь

Вы также можете посмотреть статью «Законы психологии, которые изменят вашу жизнь» в видеоформате.

Существуют законы психологии, которые сложно объяснить, но знать их должен каждый. В данной статье читателю предлагается познакомиться с 5 такими законами. Благодаря им увеличиваются шансы познакомиться с собой заново, а так же посмотреть на людей с другой стороны.

1. Эффект Прэтфелла

При первом знакомстве каждый из нас старается показать себя с лучшей стороны, тем самым выпячивая свои хорошие качества наружу, идеализируя их. Но эффект Прэтфелла говорит нам об обратном. Человек, который демонстрирует свою уязвимость, повышает уровень симпатии в глазах наблюдателя.

Благодаря большому количеству экспериментов выяснили, что профессора, которые выступали перед большой аудиторией и при этом испытывали нервозность, казались студентом гораздо умнее, в отличие от тех преподавателей, которые были уверены.

Поэтому, сделав глупость при первом знакомстве, вы увеличиваете шансы понравиться вашему партнеру.

2. Эффект Пигмалиона

Данный психологический эффект гласит, что для того, чтобы достичь высоких результатов, человеку необходимо заранее поставить для себя невыполнимые цели и постоянно переоценивать свои возможности. Звучит нелепо, правда?

Психолог Роберт Розенталь провел эксперимент среди школьников. Суть была в том, чтобы дети прошли тест и «отличники» получили неуд, а «двоечники» получили отлично. В итоге, спустя определенное количество времени результаты показали, что средний бал учеников начал расти, из-за сложившихся ожиданий.

3. Парадокс выбора

Статистика показывает, что те, кто ходят за продуктами в небольшие продуктовые киоски, остаются более довольны покупками, в отличие от тех, кто закупается в огромных гипермаркетов.

Поэтому, старайтесь всегда ограничивать себя в выборе чего бы то ни было.

4. Эффект свидетеля

Чем больше людей вокруг человека, которому необходима помощь, тем меньше вероятность, что ему помогут. Все из-за ответственности, которую проще перекинуть на другого человека и сказать фразу: «Помогут другие».

Если вы попали в сложную ситуацию и вам нужна помощь, то обращайтесь за помощью к конкретному человеку. Вместо того, чтобы кричать: «Кто-нибудь вызовите скорую!» — кричите: «Женщина в красной куртке, вызовите скорую!».

5. Эффект фокусировки

Этим инструментом грамотно пользуются успешные маркетологи, которые заставляют потенциальных покупателей желать приобрести тот или иной товар.

Человеку всегда кажется, что вот если у него будет та вещь, то он будет счастлив, а пока он не может себе этого позволить.

Чтобы выйти из этого порочного круга и зажить счастливой жизнью, вам надо понять, что никакая вещь вам не нужна для счастья. Все материальные вещи рано или поздно теряют свою ценность. Поэтому не стоит так сильно реагировать на какие-либо неудачи, потому что пройдет время и вы даже не вспомните об этом. Будьте проще.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы быть в курсе всех новых статей minimalwork.

Законы психологические
minimalwork.ru

Законы психологии: 3 примера и 2 совета по улучшению жизни

Законы психологии необходимо знать каждому. Да, на постсоветском пространстве к представленной науке относятся достаточно скептически.

На самом деле ее влияние просто огромно. Правильное понимание азов позволяет каждому добиться невероятных результатов в жизни.

Основные законы психологии

Для начала следует несколько слов рассказать про самые главные постулаты. Конечно, единого мнения на этот счет нет, но наиболее распространённые законы звучат так:

• парадокс выбора;
• эффект свидетеля;
• эффект Пигмалиона.

Знание каждого этот вида популярных постулатов приведет к улучшению качества жизни. Подробнее обо всех элементах перечня расскажем далее.

Парадокс выбора

Чем больше перед человеком открытых для возможностей, тем меньше он будет доволен итоговым выбором. С подобной ситуацией сталкивался каждый, кто ходил в те же крупные магазины одежды.

Эффект свидетеля

Тут все довольно просто. Если нуждающегося в помощи окружает много людей, то вероятность получить поддержку хотя бы от одного снижается до нуля. Просто каждый человек ждет первых действий именно от других.

Эффект Пигмалиона

Отличный способ стать лучше, чем вы были до этого. Вариантов здесь достаточно много. Например, необходимо кого-либо заставить искренне поверить в ваши возможности. В результате подобного подхода стремление к развитию возрастет в разы.

Как изменить жизнь и себя

Изменить жизнь в лучшую сторону мечтают многие. Именно поэтому-то сейчас в мире и живет столь огромный процент несчастных людей. Просто они недовольны реальностью происходящего. Для начала пути следует:

• составит план действий;
• проработать волю.

Да, только так и никак иначе. Представленные советы помогут именно на старте, затем же «дорога» жизни будет даваться значительно проще.

План действий

Вопрос о том, как изменить жизнь быстро, очень абстрактен. Ему не хватает конкретики. Именно ее и нужно вписать в составляемый план.

Например, это может звучать так: «хочу купить новый автомобиль с салона», «хочу похудеть на 10 кг». При этом необходимо четко прописать и временные границы. Иначе мозг будет постоянно откладывать начало реализации.

Воля

Проблемы в переменах заключаются в том, что они банально страшат. Например, бросить курить мы не можем лишь потому, что не знаем как изменить модель поведения.

Именно страх заставляет день за днем покупать по новой пачке этой отравы. Перемены — это всегда выход из зоны комфорта. Без волевого усилия в этом случае не обойтись.

Итоги

Учитывать психологию необходимо. Только это позволит гармонизировать свою жизни. Иных вариантов не существует в принципе.

Законы психологические
iqfor.me

  • Регистрация
  • Вход

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Видео поздравления на мобильныйСкачать совершенно бесплатные видео поздравления и отправить кому-либо не составит труда. А так же можете скопировать код и разместить понравившуюся видео открытку у себя в блоге, онлайн журнале, сайт
  • Скачать музыку с .ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

10 законов социальной психологии.

1. Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы – это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.

Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.

2. Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.

Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.

3. Лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать.

Беседа – это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.

Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность – это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь – вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.

4. Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.

Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда – это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».

5. Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение – это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие – это их лично дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.

6.Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.

Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.

В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.

Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.

8.Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.

Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление – это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.

Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы – это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.

Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве – через некоторое время вы заметите изменения.

10.В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.

Законы психологические
www.liveinternet.ru

Психологический закон

Проблематика закона занимает почетное место в любой науке, и это не удивительно. Едва ли правомерно считать теорию научной, если в ней либо отсутствуют законы, либо нет ясности относительно их концептуальной конституции. Применительно к аксиологическим теориям, в том числе психологическим, законы вспоминают всякий раз, когда возникают сомнения в их научности. При этом, как правило, эти теории сравниваются с естественными науками, причем по преимуществу с физикой, которой приписываются универсальные законы. В психологии их обнаружить не удается, после чего исследователь оказывается в тупике. Выходом из него является почти полное забвение темы законов (вспоминают иногда лишь законы Вебера и Фехнера). Впрочем, некоторые авторы в полной мере осознают актуальность психологических законов. Их размышления, в частности воззрения К. Левина, Ж. Пиаже и Б. Ф. Ломова [1] , несомненно, заслуживают внимания.

К. Левин полагал, что психология вслед за физикой должна культивировать не аристотелевский, а галилео-ньютонианский стиль мышления, при котором решающее значение придается универсальным законам [2] . Во главу угла ставятся не объект с его признаками, а взаимодействие объектов и, соответственно, закон причинной природы, ибо взаимодействие есть причинение. К. Левин обратил особое внимание и на статистические исследования. Он был явно в курсе соответствующих дискуссий в области физики, где спор шел между сторонниками линии А. Эйнштейна и Н. Бора. Последователи Эйнштейна в отличие от их оппонентов полагали, что статистические исследования не позволяют выявить подлинную природу взаимодействующих объектов. К. Левин придерживался такой же позиции. Да, в психологии выявляют некоторые статистические правила, но не они определяют действительную природу психологических явлений. Но в чем же она состоит? На этот сложнейший вопрос трудно найти ответ. К. Левин преодолевал свое замешательство за счет обращения к понятию типа. На наш взгляд, он перенес из социологии в психологию понятие идеального типа, развитое М. Вебером. Психологические понятия должны быть идеально-типическими. Перекличка с физикой, в которой значительное внимание уделяется идеализациям, продолжается. Обращение к понятию идеального типа навело К. Левина на мысль, что законы не обязательно должны относиться к большой совокупности событий. Даже единичный случай попадает под понятие закона, если он типичный. Необходимыми и достаточными условиями психологического закона являются два условия: во-первых, принадлежность отдельного явления к некоторой идеальной норме (от лат. condition), во-вторых, его возникновение в силу причинения. В связи с этим законы психологии являются кондиционально-генетическими, или кондиционально-причинными. Такова главная идея работы К. Левина “Закон и эксперимент в психологии” [3] .

Имея в виду современное состояние философии науки, можно констатировать, что К. Левин во многом ошибался. Во-первых, галилео-ньютонианский стиль мышления подходит для физики, но не для психологии, с ее миром не причинений, а ценностно-целевых детерминаций. Во-вторых, К. Левин явно недооценил актуальность статистического метода. В-третьих, универсальные законы так и не были открыты в психологии. В-четвертых, в психологии актуальна не причинная, а ценностно-целевая детерминация. Но, разумеется, К. Левин ошибался далеко не во всем. Он вполне правомерно отстаивал актуальность концепта закона. Наконец, его представления о типовом характере психологических явлений также не беспочвенны. Впрочем, надо понять, в чем именно состоит этот характер. На наш взгляд, несколько загадочный психологический тип означает следующее: фиксируемая переменная относится к некоторой вполне определенной психологической теории. Теория задает типаж.

Весьма оригинальную концепцию психологического закона развил от имени генетической эпистемологии в рамках когнитивной психологии Ж. Пиаже. Речь идет о рефлексивноабстрактных законах (соотношениях), выделенных посредством логико-математических конструктивных операций [4] . Психологический закон появляется не случайно, а в результате вполне целенаправленных действий. Совершая операции с физическими объектами, люди, в частности дети, научаются вырабатывать абстракции. Некоторые черты физических объектов считаются несущественными. Закон же появляется на стадии оперирования уже не с физическими объектами, а с абстракциями. С этой целью используются логико-математические структуры. Происходит своеобразное отражение абстракций. Следовательно, речь идет о рефлексивно-абстрактных законах. Обращение к логике и математике вроде бы свидетельствует о логико-математической природе научных законов. Ж. Пиаже при всем его пристрастии к логике и математике так не считал, не признавая логику и математику без психологии. Он оперировал по определению психологической математикой и логикой. Обе науки понимаются как операции, проводимые психологическим субъектом на пути его интеллектуального развития. Следовательно, речь идет именно о психологических, а не о каких-либо других законах. Они не находятся в готовом виде в эмпирическом материале, а конструируются. Статистические методы Ж. Пиаже оценивал невысоко, поскольку они оперируют с уже готовым материалом и потому им явно недостает психогенетического содержания. Психологические законы выступают высшей формой аккомодации, т.е. приспособления к специфике тех объектов, с которыми приходится оперировать субъекту.

Некоторые идеи Ж. Пиаже заслуживают явного одобрения. Положение о конструктивном характере психологических законов, представляется, должно быть признано актуальным. Столь же весомой выглядит его идея об операциональном содержании законов. Мыслить закон вне оперативной деятельности людей – значит обеднять их. Но есть в теории Ж. Пиаже и едва ли преодолимые трудности.

Во-первых, вызывает сомнения его понимание междисциплинарных отношений, в частности, касающихся взаимосвязи психологии с логикой и математикой. С одной стороны, им признается отличие логики и математики от психологии, с другой – они опрометчиво включаются в ее сферу, что приводит к явному психологизму. Вообще все законы оказываются психологическими законами. Вопрос о специфике именно психологических законов остается невыясненным. Недостаточно утверждать, что психологические законы являются формами аккомодации посредством абстрактно-рефлексивных структур. Такого рода структурами можно признать и экономические, и политологические, и иные законы. Специфика психологических законов определяется своеобразием тех принципов, которые используются в жизни людей в связи с учетом их индивидуальных особенностей. Во-вторых, едва ли заслуживает одобрения пристрастие Ж. Пиаже к абстракциям, которые обедняют жизненный мир человека. В-третьих, понятие рефлексии также не вызывает энтузиазма. Рефлексия – это всегда отражение, но в процессе конструирования законов нет ничего такого, что бы от чего- либо отражалось. Концепция рефлексии – неоправданная дань теории отражения, недостатки которой были выявлены нами в параграфе 4.5. В-четвертых, Ж. Пиаже явно недооценил актуальность статистических методов. В соответствии с его психогенетическими установками они вполне могли быть расценены в качестве конструктивных операций. В-пятых, Ж. Пиаже совершенно напрасно дистанцировался от концепта индукции, видимо, опасаясь прослыть позитивистом. Но индукция не является исключительной “собственностью” позитивистов.

В 1982 г. две рассматривавшиеся выше статьи К. Левина были опубликованы в “Психологическом журнале”. В результате отечественные авторы приняли активное участие в дискуссии о природе психологического закона. Все они стремились развить подходы, содержавшиеся, по их мнению, в работах В. И. Ленина и К. Маркса. Эти подходы не ставились под сомнение, но им пытались сообщить неклассические черты. Началом дискуссии стала статья Б. Ф. Ломова [5] , которую мы рассмотрим ниже.

Б. Ф. Ломов исходил из ленинской трактовки теории отражения. В связи с этим он настаивал на возможности обнаружения объективных законов объективными методами. Закон, вновь в соответствии с воззрениями В. И. Ленина, интерпретировался как набор существенных, устойчивых, необходимых связей. Его новация, но уже в перспективах, заложенных К. Марксом, состояла в том, что психика рассматривалась в качестве системного образования. Система состоит из подсистем (когнитивной, регулятивной и коммуникативной), которые, в свою очередь, состоят из уровней [6] . Законы относятся к этим подсистемам и уровням, следовательно, их следует определенным образом упорядочивать. Последнее положение, пожалуй, заслуживает поддержки. Впрочем, в понимании системного устройства психики остается много неясного.

Исходные же предпосылки Б. Ф. Ломова сомнительны. Все законы психологии, равно как и методы их изучения, имеют субъективный характер, ибо придуманы людьми. Даже люди, склонные к экстраординарным действиям, формируют некоторые психологические законы. Это понятно постольку, поскольку они формируют некоторую связь психологических переменных. В историческом плане указанные личности терпят фиаско, но это не означает, что они поступали вне законов. Научная психология, разумеется, не “всеядна”. Она приемлет лишь те законы, которые совместимы с концепцией психологической истины. Это означает, что закон принимается, если он органично встраивается в проблемный ряд и критико-интерпретационный строй психологических теорий, а также в совокупность актуальных для психологии интернаучных отношений. Следовательно, концепт психологического закона должен быть тесно увязан с концепцией психологической истины [7] . Закон недопустимо связывать лишь с существенными, устойчивыми и необходимыми связями. В противном случае о себе непременно напомнят связи несущественные, неустойчивые и случайные (вероятностные). На существенных связях настаивают апологеты теории абстракций, устойчивые связи пропагандируют исследователи, не знакомые в должной степени с синергетикой, необходимые связи близки тем авторам, которые никак не усвоят уроки вероятностной революции. Последнее обстоятельство заслуживает особого упоминания.

И К. Левин, и Ж. Пиаже, и Б. Ф. Ломов оценивали значимость статистических методов без понимания актуальности вероятностной революции, которая состоялась во всех науках, в том числе и в психологии. К. Левин полагал, что статистические исследования не выявляют подлинную природу психологических явлений, т.е., используя терминологию физиков, своеобразные “скрытые параметры”. В действительности же именно они как раз и позволяют выявить не замечаемые на стадии эксперимента черты, например референты и, что самое главное, законы. Ж. Пиаже утверждал, что статистические методы оперируют с уже готовым материалом. Но им же нужен какой-то исходный материал. Статистические методы не имеют дела с уже заданными психологическими законами, а позволяют выделить их. Б. Ф. Ломов полагал, что статистическим методам не хватает конкретного содержания. И это неверно, ибо они оперируют не безымянными, а психологическими переменными, которые как раз и представляют на входе в индукцию психологическое содержание.

Статистические методы являются органической чертой современной психологии на стадии индукции. Без них невозможно выделить психологические законы, которые на стадии индукции по определению являются индуктивными, а не дедуктивными. Замечательным свидетельством актуальности статистических методов являются три теории тестов – классическая, вероятностная и модель Г. Раша [8] .

Классическая теория тестов позволяет выделить индивидуальный тестовый балл, причем соблюдая требования валидности и надежности статистического исследования. Вероятностная теория тестов, или теория тестовых заданий [9] , посредством нетривиальных рассуждений по поводу результатов тестирования приводит к определению способностей испытуемых и коэффициента трудностей заданий (обе переменные вполне могут быть расценены как искомые “скрытые” переменные). Модель Г. Раша позволяет получить линейное уравнение для определения вероятности решения задачи определенной трудности. Все три теории свидетельствуют о возможностях индукции в психологических исследованиях.

Выводы

  • 1. Психологический закон в качестве связей психических переменных конструируется на стадии индукции.
  • 2. В связи с этим решающее значение имеют статистические методы.
  • 3. Интерпретация проблематики психологического закона проводится в контексте соответствующей психологической теории [10] .
  • 4. Психологическим законам не уделяется должного внимания в философии психологии.
studme.org
CATEGORIES
Share This