Юридическая психология лекции

Лекции — Юридическая психология — файл

Лекция – 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (предмет, задачи, система, методы, история)

Известно, что слово «психология» имеет греческое происхождение (психо – душа и логос — наук) и означает науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой и с окружающим его миром в целом. Но мало кто знает, что пугающее для многих слово «психо», от которого происходят не менее пугающие и стыдные для рядового обывателя слова и понятия «псих» и «психушка», связаны с именем древнегреческой девушки Психеи, которая затмила своей красотой Богиню Любви Афродиту.

Исследование психологических механизмов, способствующих или препятствующих эффективному усвоению правовых норм.

Выявление психологической природы правонарушений и факторов, обуславливающих социопатогенез, с выработкой мер по их нейтрализации.

Разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-правового, семейного законодательства и процесса его применения, других правоотношений между людьми.

Исследование психологических особенностей профессий юридического труда в целом и отдельных видов правоохранительной деятельности (следователя, судьи, адвоката).

Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок, разработка профессиограмм профессиональной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального отбора на службу в правоохранительные органы.

Изучение индивидуально-психологических особенностей правонарушителей и преступников.

Изучение механизмов преступного поведения, мотивации отдельных видов преступлений.

Исследование психологических механизмов исправительной системы наказания в плане эффективного исправления поведения осужденных и профилактики рецидивов повторных правонарушений.

Совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленной на сокращение преступности в стране.

И это только самые основные и востребованные на сегодня задачи ЮП.

Методологический. Включает в себя предмет, задачи и методы изучения, используемые в рамках данной науки. Исторический аспект развития юридической психологии;

Правовая психология – раздел, изучающий психологические механизмы правовой социализации личности, десоциализации, приводящие к правонарушениям;

Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп;

Психология юридического труда – раздел, изучающий психологические характеристики процессуальной деятельности, психологические основы судопроизводства и других видов деятельности работников правоохранительных органов;

Проблемы судебной психологической экспертизы;

Психология осужденных (пенитенциарная психология), изучающая особенности личности осужденных, психологические основы их реабилитации, методы психолого-педагогического воздействия на них, с целью коррекции поведения и последующей адаптации.

Методы юридической психологии

Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья;

Внешние (физические) данные: лицо; рост; вес и телосложение; голос;

Жизненный путь: родители, детство, школа, учебные заведения;

Образ жизни: семья, профессия, специальность;

Нравственно-правовое поведение в кризисных ситуациях;

Способности: интеллектуальные (склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения); специальные способности;

Опрос несовершеннолетних лиц с отклоняющимся поведением и малолетних преступников необходимо проводить по следующей схеме (А.Е. Личко):

Учеба – причина неуспеха, отношение с учителями и соучениками; нарушения дисциплины и чем они вызваны;

Планы на будущее, соотносить желаемое и возможное;

Отношения со сверстниками – наличие близкого друга или компании приятеля, положение среди товарищей;

Увеличение в настоящем и прошлом;

Отношение с родителями и внутрисемейные отношения – состав семьи, кто из ее членов занимает воспитанием и с кем в семье подросток наиболее близок;

Нарушения поведения в прошлом – прогулы, мелкое хулиганство, побеги из дома, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему;

Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция подростка на них;

Перенесенные соматические заболевания, возможные черепно-мозговые травмы, особенно легкие, которые могли остаться неизвестными родителям (драки, занятия спортом и т.п.)

Сексуальные проблемы. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые подростками сведения не будут переданы ни родителям, ни другим лицам без согласия подростка.

Исследование заканчивается составлением психологической характеристики личности. Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо – обвиняемый).

Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);

Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);

Постсоветский период развития ЮП (с 1991 года по настоящее время).

Помимо упомянутой выше монографии И.Г. Посошкова «О скудости и богатстве», где он впервые еще в XVIII веке психологически грамотно объяснил, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, в догоняющей Европу России появилось немало передовых идей по реформированию отсталой судебной системы и интеграции в нее психологических знаний.

преступники по страсти (импульсивные, порывистые);

преступник с недостаточной развитостью нравственной сферы (хладнокровные, совершающие преступления преднамеренно);

преступники с недостатком интеллекта;

преступники с ослабленной волей (ленивые, алкоголики и т.д.).

Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства приводит к использованию психодиагностических методик для проведения судебно-психологических экспертиз. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Плеве были знатоками в области психологии, блестяще использовали психологическую эрудицию в судебных речах. Они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЮП и судебной этики. А.Ф. Кони опубликовал ряд работ «Свидетели на суде» (1909) «Память и внимание» (1922), в курсе лекции «О преступных типах», где уделял огромное внимание психологическим аспектам судебной и юридической деятельности.

Лекции — Юридическая психология — файл

Предмет, задачи юридической психологии, ее взаимодействие с другими науками.

Научные основы юридической психологии.

Система юридической психологии.

Методы юридической психологии.

Ощущение и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

Память. Учет юристом закономерности памяти участников процесса.

Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста.

Внимание в профессиональной деятельности юриста.

Эмоции, состояния, чувства.

Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.

Способы преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

Темперамент: понятие, структура.

Способности: понятие, структура.

Характер: понятие, структура.

Понятие и структура деятельности. Психологическая характеристика преступной деятельности.

Понятие личности. Структура личности.

Личность преступника. Причины формирования личности преступника.

Типы личности преступника.

Психология группового преступного поведения.

Общая социально – психологическая характеристика деятельности юриста.

Психологическая структура, психограмма личности юриста.

Психология осмотра места происшествия.

Психология предъявления для опознания.

Психологические особенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Психологическая сущность допроса и задачи допроса.

Психолого-криминалистическая классификация допрашиваемых обвиняемых. Тактические приемы допроса лиц рационального и эмоционального типов.

Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

Психология допроса несовершеннолетних.

Психология допроса свидетелей и потерпевших.

Психология допроса на очной ставке.

Психологические особенности организационно-управленческой деятельности юриста.

Психологические особенности судопроизводства.

Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, организация, проведение.

Интуиция как форма творческого мышления. Характерные черты интуиции.

Пути преодоления конфликтов посредством общения.

Выбор стиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов (конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество).

Системы психологической защиты: проекция, идентификация, рационализация.

Системы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение.

Системы психологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис.

^ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека.

^ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Юридическая психология- отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

^ СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

^ МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

К числу специальных методов: 1) метод составления психологического портрета преступника; 2) метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам; 3) метод судебно-психологической экспертизы; 4) "следственный" или "розыскной" гипноз; 5) метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др. Указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений. Ряд этих методов даетсядля отработки студентами в практикуме данного учебно-методического.

^ ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

^ ПАМЯТЬ. УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.

^ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

^ ВНИМАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

^ ЭМОЦИИ, СОСТОЯНИЯ, ЧУВСТВА.

^ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции – производны Все это свидетельствует о том, что обыск во многих случаях происходит в довольно острой конфликтной ситуации, может сопровождаться напряженностью, сложной психологической атмосферой, проявлением неприязни, гнева, раздражения, попыток оскорбления и т. д.

^ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

ТЕМПЕРАМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

Юридическая психология

Допрос является распространенным следственным действием, которому уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. Суть допроса заключается в получении от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела 1 . Качество получаемой информации при этом зависит от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых большое значение имеет возраст допрашиваемого лица.

Допрос подозреваемого (обвиняемого) в возрасте от 14 до 17 лет обладает рядом особенностей, обусловленных нравственно-психологическими характеристиками указанной возрастной группы. Следует отметить:

меньший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта;

меньшее развитие аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

тенденцию смешивать реально воспринятое и воображаемое;

эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать событие в целом, не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те факты, которые им интересны или произвели сильное впечатление. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, последовательности действий и событий; быстрее забывают воспринятые события. Обладают повышенной эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций. При этом степень выраженности указанных особенностей носит индивидуальный характер и определяется условиями развития и воспитания подростка.

В процессе развития подростка в возрасте от 14 до 17 лет происходят серьезные физиологические изменения. Усиленное функционирование гормональной системы повышает нервную возбудимость подростка, делает его реактивным, экспрессивным. Особенно ярко проявляются такие свойства личности, как несдержанность, вспыльчивость, резкость. Особенности психики подростка проявляются на фоне отсутствия достаточного жизненного опыта, знаний и представлений.

Изложенные особенности необходимо учитывать, определяя тактику допроса несовершеннолетнего.

Одной из психологических характеристик изучаемой возрастной группы, по мнению психологов, является повышенная потребность в самоутверждении, что, в свою очередь, проявляется в демонстративной независимости, браваде, повышенной подражательности 2 . Реализация этой потребности толкает многих подростков к совершению преступлений и определяет их поведение в ходе следственных действий.

Не случайно многие несовершеннолетние обвиняемые, поясняя мотивы своего преступного поведения, ссылаются на групповую солидарность и желание поддержать других членов группы как основной мотив собственного преступного поведения, отмечая, что, окажись они в той же ситуации в одиночку, совершить преступление не решились бы. Результаты проведенного нами изучения уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в группе, показали, что групповая солидарность как ведущий мотив в механизме совершения преступления характерна для 34% изученных ситуаций, еще 20% преступлений были совершены подростками на основе подражательной мотивации, мотив самоутверждения характерен для 12% изученных преступлений.

Другая возрастная особенность несовершеннолетних допрашиваемых подозреваемых (обвиняемых) обусловлена отсутствием достаточного жизненного опыта и незавершенностью формирования интеллектуальной сферы личности. Подростки, например, не всегда в состоянии делать правильные выводы из известных им обстоятельств, не могут правильно определить главные и второстепенные моменты.

С другой стороны, указанное обстоятельство определяет полноту и качество получаемых показаний, поскольку допрашиваемые подростки на стадии свободного рассказа бывают не в состоянии самостоятельно изложить обстоятельства совершенного преступления и нуждаются в помощи следователя. В этой связи следователь должен задавать уточняющие, дополняющие и детализирующие вопросы, помогающие несовершеннолетнему подробно изложить известные ему по делу обстоятельства. Вопросы при этом должны быть сформулированы таким образом, чтобы они были понятны и доступны допрашиваемому.

Одной из особенностей допрашиваемого, не достигшего 18-летнего возраста, может быть склонность к фантазированию, что проявляется в надуманных объяснениях произошедших событий, придумывании деталей и обстоятельств, не имевших места в действительности. При этом сам допрашиваемый, высказывая свою версию случившегося, начинает верить, что все происходило именно таким образом.

Представляется, что решение этого вопроса должно основываться на прогнозировании поведения несовершеннолетних соучастников, и первым необходимо допрашивать того из них, кто вероятнее всего даст полные и правдивые показания. По нашему мнению, решая данный вопрос, следует учитывать роль несовершеннолетнего в процессе совершения преступления, его взаимоотношения с соучастниками, наличие судимости и опыта совершения преступлений и правонарушений, а также личностные особенности допрашиваемого и его нравственно-психологические характеристики. Имеет значение степень доказанности участия в совершении преступления того или иного несовершеннолетнего 5 .

Определенными особенностями обладает протоколирование показаний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Подростки нередко употребляют слова и выражения, не являющиеся общепринятыми, но активно используемые в кругу несовершеннолетних. В такой ситуации рекомендуется в протоколе допроса разъяснять, что понимает подросток под тем или иным словом. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц6. Следует также обратить внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (медицинские, юридические и т.п.), которые понятны несовершеннолетнему, дающему показания.

Допрашивая несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), следователь должен учитывать особенности их личности. Эффективно и качественно произвести допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого можно только на основе знаний общей и подростковой психологии, а также умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи

Юридическая психология лекции

Введение в юридическую психологию

В1. Общее представление о юридической психологии

Здравствуйте. Меня зовут Михаил. Сегодняшнее занятие по юридической психологии у вас буду проводить я.

Занятие называется: Введение в юридическую психологию.

В1. Общее представление о юридической психологии

Юридическая психология – это отрасль психологии, которая занимается изучением психологических закономерностей и закономерностей развития личности в сфере действия права.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений.

Объектом юридической психологии являются личность и социальные группы, являющиеся носителями правовых отношений и правонарушений.

Цель юридической психологии общая с юриспруденцией — способствовать построению правового государст­ва и общества

Роль знаний по психологии в профессиональной деятельности юриста.

Подумайте какие разделы могут быть в юридической психологии.

Разделы юридической психологии:

Методологический. Включает в себя предмет, задачи и методы изучения, используемые в рамках данной науки. Исторический аспект развития юридической психологии;

Правовая психология – раздел, изучающий психологические механизмы правовой социализации личности, десоциализации, приводящие к правонарушениям;

Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп;

Психология юридического труда – раздел, изучающий психологические характеристики процессуальной деятельности, психологические основы судопроизводства и других видов деятельности работников правоохранительных органов;

Проблемы судебной психологической экспертизы;

Психология осужденных (пенитенциарная психология), изучающая особенности личности осужденных, психологические основы их реабилитации, методы психолого-педагогического воздействия на них, с целью коррекции поведения и последующей адаптации.

История развития юридической психологии:

Развитие юридической психологии было тесно связано с идеями гуманизма М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде­телей, классификация преступников

Идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи­атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле­ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче­ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко­торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

В2. Криминальная субкультура

Что же такое культура?

Культура – способ и образ жизни.

Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Эта среда создает свой особый мир ценностей не всегда понятный остальным людям. Субкультура стремится держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев

Типы криминальных групп

В научной литературе приводится более 50 признаков, характеризующих организованную преступность. Все их можно объединить в блоки: 1) функциональное распределение преступной деятельности; 2) профессионализация по направлениям преступной деятельности; 3) наличие общих правил, для всех преступных групп и их членов, входящих в преступную организацию; 4) специальный подбор и подготовка кадров из числа молодежи; 5) тотальный контроль за поведением каждого члена преступной организации; 6) наличие собственных «судебных» инстанций, разведки и службы безопасности. Но главными признаками ТПО остаются: сращивание верхов ТПО с коррумпированными чиновниками высокого ранга во властных структурах или легализация представителей ТПО в федеральных или региональных эшелонах власти, лоббирование.

Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином коллективе (школе, спецшколе, спецПТУ, отряде ВТК и т.д.) можно определить по следующим признакам:

жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразная табель о рангах (причем, наиболее ярко она проявляется в закрытых молодежных коллективах);

обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;

наличие враждующих между собой группировок;

физическая и психологическая изоляция некоторых членов сообщества (обиженных, опущенных);

распространенность тюремной лирики;

факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);

использование в речи уголовного жаргона (арго);

значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма (причем, занятие этим в активной форме не считается чем-то постыдным, тогда как пассивный партнер — всегда находится на самом низу иерархической лестницы со всеми вытекающими отсюда ограничениями, притеснениями, издевательствами, презрением и т.д.);

появление отмеченных специальными знаками столов для обиженных, посуды и т.д.;

повсеместная распространенность карточной игры «под интерес«, т.е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;

наличие так называемой прописки;

отказ от участия в общественной жизни;

отказ от работ по благоустройству, некоторых других работ;

распространенность различных поделок (так называемый ширпотреб — крестики, ножи, браслеты, различного рода сувениры зачастую с тюремной символикой);

составляющие криминальной субкультуры:

“табели о рангах” (стратификационно-стигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества.

поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы, правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде. При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения в поведение в криминальных сообществах; Сюда же можно отнести и прописку с ее приколами, как способ определения положения отдельно взятой личности в “табели о рангах”; наличие кличек (погонял, кликух), татуировок, отдельных привилегий у отдельных же лиц;

коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относятся также клички и татуировки, выступающие как средство общения и взаимодействия;

экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;

сексуально-эротические ценности, т.е. отношение к лицам как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т.д.;

тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;

отношение к своему здоровью. В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта (особенно, как уже указывалось выше, восточными единоборствами, а также стрельбой);

алкоголизм, наркомания и токсикомания — выступают как средство “сплочения”, самоутверждения и разгрузки.

Общими закономерностями формирования и функционирования преступных групп, на наш взгляд, являются:

? добровольность объединения участников;

? цель объединения — совместная преступная деятельность;

? развитие от простых объединений до групп более высокого уровня;

? постепенное расширение преступной деятельности во времени и пространстве, увеличение количества совершаемых преступлений; переход к более тяжким преступлениям;

? формирование внутренней психологической и функциональной структур в процессе функционирования и развития; выдвижение лидера;

? развитие тенденции к постепенной замене эмоциональных отношений сугубо деловыми, основанными лишь на совместном совершении преступлений;

? постоянное действие в преступной группе двух противоборствующих сил одна направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов группы, другая — на разъединение и дифференциацию ее участников.

Корыстно-насильственным преступникам свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем, повышенной враждебностью к окружению. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний ипотребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Их отличает значительная отчужденность от социальной среды, общая ригидность и стойкость аффекта.

Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Их отличает более высокая гибкость поведения, которое отличается сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия.

Насильники характеризуются такими чертами, как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость). Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.

Убийцы — это «. чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые, в первую очередь, концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников убийц отличает эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью».

Киллеры (наемные убийцы) сделали убийство по найму своей профессией, источником солидного денежного вознаграждения.

Киллеры отличаются большой осторожностью, внимательностью, мобильностью, находчивостью. Обычно они тщательно готовятся к «работе», осматривают место будущего покушения, определяют точки, с которых будут производить выстрел, способы маскировки, пути отхода, расположение транспорта. Взрывы, а тем более пожары, применяются реже. Встречались в криминальной практике случаи применения ядов, а также радиоактивных веществ, вызывающих медленную, но вернуюсмерть. В более редких случаях «организуется» гибель в результате несчастного случая при автомобильной аварии. Наемный убийца бесстрастен, эмоционально отчужден от других людей. Часто его характеризуют некрофильские черты — стремление к уничтожению живого. Добавим к общей характеристике киллеров их эмоциональную уравновешенность, спокойствие и умение не привлекать к себе внимание.

Отдельно охарактеризуем женщин-преступниц. Наиболее распространенной чертой их характера является демонстративность (стремление привлечь к себе внимание). Именно демонстративность определяет агрессивные преступные проявления, выполняет функцию самоутверждения. Женщины, совершившие насильственные преступления против личности, характеризуются высокой импульсивностью. Они более подвержены аффективному состоянию. Хотя следует добавить, что в отличие от преступников-мужчин им чаще свойственно чувство вины за содеянное преступное действие. Некоторые исследователи подчеркивают, что женскому преступному поведению в целом присуща эмоциональность, в то время как мужскому — логичность.

Лица, совершившие неосторожные преступления, принципиально отличаются по своим психологическим особенностям от лиц, совершивших умышленные преступления.

Для неосторожных преступников характерно возложение вины за неудачи, потери на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерна склонность во всем винить окружающих. Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности, склонностью к волнениям при стрессе и избыточным самоконтролем, обнаруживают неуверенность в себе. В экстремальных ситуациях они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в аварийной ситуации, увеличению количества ошибок. Добавим, что нахождение таких лиц в состоянии алкогольного опьянения максимально способствует повышению аварийности в условиях дорожного движения.

Личность преступника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности имотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и, прежде всего, для криминологии.

Отдельные характеристики личности преступника (в первую очередь возраст и состояние психики, определяющее вменяемость) одновременно являются признаками субъекта преступления, без установления которых лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, характеристики личности преступника должны оцениваться судом при назначении уголовного наказания. Тем не менее, отмечается, что содержание понятия «личность преступника» значительно шире, оно далеко не исчерпывается признаками, специфичными для уголовного права. Личность преступника является предметом комплексного изучения и рассмотрения специалистами различных отраслей знаний (криминологии, социологии, психологии, психиатрии и т. д.).

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. [1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; [2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

В3. Личность юриста

Модель личности юриста в соответствии с квалификационными характеристиками профессиональной подготовленности

Результатом морально-психологической подготовки юристов служит:

— достаточно высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств;

— способностей, связанных с адекватным и быстрым принятием решений при выполнении оперативно-служебных задач;

Юрист должен в определенной степени быть психологически устойчив, чувственно готов к тому, что его ожидает трудная, необычайно сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи.

Одним из главных результатов психологического анализа деятельности сотрудника ОВД должно явиться создание профессиограмм разных специальностей, представляющих комплексное отражение основных сторон правоохранительной деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.

Модель профессионально-значимых психологических качеств личности юриста, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки офицеров милиции.

Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности юристов, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.

Примерная профессиограмма правоохранительной деятельности юриста

Основные особенности правоохранительной деятельности юриста

Ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности юриста

1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений

Высокий уровень социализации личности; высокий уровень правосознания, социальной ответственности: честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально-значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности. Негативные качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность.

2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий юриста

Профессионально необходимые качества: развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям.

Негативные качества личности: сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка; властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

3. Экстремальный характер правоохранительной деятельности

Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).

Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов: психопатизация.

4. Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности

Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность: аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Негативные качества личности: низкая умственная работоспособность; сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение; слабая память

5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность

Cоциальная зрелость личности: нервно-психическая, эмоционально — волевая устойчивость: развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности: адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха.

Негативные качества личности: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность: повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества: отсутствие мотивации на достижение успехов в работе

Источники:
Лекции — Юридическая психология — файл
Название: Лекции — Юридическая психология; Файл: 1.rtf; Дата: 17.11.2011 13:11; Размер: 2498kb.
http://gendocs.ru/v6619/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Лекции — Юридическая психология — файл
Название: Лекции — Юридическая психология; Файл: 1.doc; Дата: 16.11.2011 10:22; Размер: 1263kb.
http://gendocs.ru/v2486/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Юридическая психология
Допрос является распространенным следственным действием, которому уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. Суть допроса заключается в получении от
https://studfiles.net/preview/5024072/
Юридическая психология лекции
Введение в юридическую психологию В1. Общее представление о юридической психологии Здравствуйте. Меня зовут Михаил. Сегодняшнее занятие по юридической психологии у вас буду проводить я.
https://studfiles.net/preview/3539590/

CATEGORIES