Взаимоотношения детей и родителей

Взаимоотношения детей и родителей

Опубликовано: 12:17:10 26-02-2015

Исключительную роль в жизни ребенка играют родители, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педаго гический институт — семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.

Стиль (тип) семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.

При таком стиле детско-родительс ких отношений:

• ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;

• у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;

• ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:

• при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли.

Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностям, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительс ких отношений:

• у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;

• они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;

• до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

• ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;

• он станет инфантильно-потр ебительски относиться к миру;

• будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет,

• ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительс ких отношений:

• родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;

• ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

• отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;

• отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительс ких отношений:

• жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;

• отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета;

• родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.

Однако в дальнейшем ребенок:

• вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

• осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

• приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельност ь, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

Статью подготовила педагог-психолог МБДОУ № 103.

Источник:
Взаимоотношения детей и родителей
Взаимоотношения детей и родителей.
http://a2b2.ru/methods/6473_vzaimootnosheniya_detey_i_roditeley

Взаимоотношения детей и родителей

25. Взаимоотношения детей и родителей

Попробуем разобраться, как складываются в семье отношения родителей и детей.

В жизни ребенка отец и мать занимают очень большое место. В его глазах родители выступают как:

• источник поддержки, без которой ребенок чувствует себя беспомощным и одиноким;

• воплощение власти, поскольку они распоряжаются жизненными благами, могут наказывать и поощрять;

• образец и пример для подражания;

• старшие друзья и советчики, которым можно доверить свои проблемы и переживания.

Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. Детей любят, им посвящается свободное время, их содержат материально, о них заботятся, за них переживают. Любой родитель желает счастья и успеха в жизни для своего ребенка.

Но отношения между этими близкими людьми — родителями и их детьми — не всегда складываются просто.

Первый метод, когда все решения, касающиеся детей, принимаются исключительно родителями.

Второй метод, когда решения принимаются совместно родителями и детьми.

Третий метод, когда при принятии решений последнее слово остается за подростком.

И последний, четвертый, метод допускает, что решения принимаются то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Рассмотрим, как они могут повлиять на отношения детей с родителями.

Если подростки всегда слушаются родителей и выполняют все их требования, не задавая вопросов и не высказывая своего отношения к принятым решениям, могут возникнуть не совсем откровенные отношения в семье. Если ребенку не нравится какое-то решение, ему лучше постараться объяснить взрослым свое отношение к нему. Возможно, родители сумеют убедить его изменить свое мнение, а они, в свою очередь, узнают, что думает их сын или дочь. Тогда дети не будут расти излишне робкими или зависимыми. Рассмотрим другой случай — когда подростки не считаются с родительскими запретами. Таким подросткам стоит задуматься о том, что их родители обладают гораздо большим жизненным опытом и лучше могут предвидеть последствия их поступков. Можно согласиться с народной мудростью: «Каждый учится на своих ошибках».

Но некоторые ошибки очень трудно исправить! Кроме того, во взрослой жизни люди, которые не привыкли считаться с интересами других, столкнутся со многими проблемами. Поэтому стоит учиться находить компромиссные решения прежде всего в семье, с собственными родителями.

Бояться следует не конфликтов, а неумения и нежелания их решать. При общей атмосфере согласия и понимания в семье конфликты даже могут иметь положительные последствия, так как дадут возможность детям и родителям высказать свои позиции. Все члены семьи должны уметь уважать чувства и желания друг друга.

Источник:
Взаимоотношения детей и родителей
25. Взаимоотношения детей и родителей Попробуем разобраться, как складываются в семье отношения родителей и детей. В жизни ребенка отец и мать занимают очень большое место. В его глазах
http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9

Взаимоотношения детей и родителей

Психология отношений родителей и взрослых детей – это показательный пример, на котором можно отследить все минусы отношений в общем. Тренинги, видео, книги не устают говорить о том, что любые отношения надо строить на трех китах: любви, общении и общих интересах, — и только тогда будет полное взаимопонимание. Но! Природа человека так устроена, что очень часто он делает наоборот, тем самым создавая себе и другим трудности. Расхожая шутка: «Мы не ищем легких путей!» Но в каждой шутке есть доля правды… а в этом выражении – особенно!

Оказывается, человеку довольно трудно выбрать для себя хорошее. Парадокс? Отнюдь. Ведь он вложил уйму сил, внимания и энергии в свои страдания. И что теперь – вот так взять и просто расстаться с ними. Тот же подход в психологии отношений родителей со взрослыми детьми. Вроде и «счастье в детях», «мы хотим для наших детей только хорошего», а на поверку – отсутствие понимания друг друга, чуть ли не ежедневные конфликты и скандалы. Чтобы исправить отношения с детьми, родители настойчиво ищут для них психологов… забывая о себе. Причина ведь не только в ребенке. В отношениях ответственность всегда несут обе стороны – всегда! Если ты в обиде на кого-то, значит, просто не хочешь брать на себя свою долю ответственности, и перекладываешь ее на других. Вот и вся суть обиды!

Психология отношений родителей и взрослых детей может принимать разные формы, увы, весьма далекие от любви:

Конечно, это далеко не все варианты отношений с ребенком. Почему среди перечисленных нет любви. Да потому что проще копировать, навязывать себя, проявлять негатив, чем строить день за днем нормальные отношения. Вдобавок, речь о взрослых детях. А здесь есть свои особенности.

Дети – это те же взрослые, только временно в маленьком теле. Прочитай это предложение несколько раз… и подумай над ним. У каждого ребенка есть свое внутреннее «я», мечты, пристрастия, правила и цели, с которыми он пришел – и все это уже заложено в нем с первого года жизни! Но проявляются качества детей не сразу: из-за малой осознанности – раз, а во-вторых, его никто не спрашивает об этом. Привычная психология отношений родителей и взрослых детей сводится к тому, что он должен слушаться взрослых. Которые потом, глядя на своего подростка, поражаются «как он таким вырос?!» и «мы его такому не учили!»

Кто такие взрослые дети?

  • найти общие точки: привычки, увлечения, занятия, мечты. Если таковых нет, сделай их сам: узнай, чем твоему ребенку по душе заниматься, и устрой так, чтобы это стало общим: прогулки, походы, кино, мода, катание на коньках, любовь к животным, рисование, что угодно. Я не призываю идти с ним на рок-концерт его любимой группы (хотя и это возможно), но узнать, что за группа, найти в Интернете информацию о ней – да. Чтобы разговаривать со своим чадом на одном языке хотя бы в чем-то малом,
  • общайтесь чаще и больше. О чем угодно. Нормальная психология отношений родителей и взрослых детей – это общение! Не нравоучайте и не ставьте условия, а разговаривайте. Если в вашей семье так не заведено, поначалу ребенок будет продолжать закрываться. Но если он почувствует, что общаться с вами безопасно и без последствий (наказаний, запретов) – дело пойдет,
  • и третье. Родитель, ты не заметишь, как отношения со взрослым ребенком сами по себе станут теплее – благодаря (!) общим интересам, общению и твоему желанию по-прежнему быть ребенку другом, а не чужим человеком.

Если вы попробуете сделать хотя бы что-то из перечисленного, то между вами и ребенком возникнет ВЗАИМОпонимание. Не только вы поймете вашу дочь или сына, но и дети поймут вас!

И еще. Если что-то в психологии отношений между родителями и взрослыми детьми тебе еще не понятно, сделай простую вещь: поставь себя на место собственного ребенка. Закрой глаза и почувствуй себя твоей дочерью или сыном. И прислушайся к ощущениям и мыслям, которые тебе придут. Думаю, ты узнаешь много нового…

Как итог. Психология отношений родителей и взрослых детей – это школа. В которой надо читать нужные книги, получать уроки и делать из них верные выводы, а не поступать бездумно, руководствуясь эмоциями и собственными амбициями. Поэтому предлагаю учиться вместе: в комментариях к этой статьей и обсуждениях.:)

может, в какой-то родительской паре вы узнаете себя.:)

Источник:
Взаимоотношения детей и родителей
Жизненно важные секреты отношения со взрослыми детьми. Как понять своего ребенка и найти с ним общий язык? Почитайте и порекомендуйте своим знакомым…
http://www.sumasoyti.com/psihologiya-otnosheniy/deti-i-roditeli/roditeli-i-vzroslye-deti-2.html

Взаимоотношения детей и родителей

Цели: рассмотреть особенности взаимоотношений детей и ро­дителей; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основное понятие: воспитание.

Оборудование: учебник, дополнительный материал.

План изучения нового материала

1. Родители и дети.

2. Взаимоотношения детей и родителей.

Учитель начинает урок с рассмотрения таблицы «Соотно­шение влияния родителей и сверстников на подростков» (с. 170 учебника).

1. Роль родителей значительно преобладает: в выборе одеж­ды для посещения школы; при покупке одежды; при регла­ментации времени; в советах по питанию; в распределении денег; в организации свободного времени; в манерах речи; в нормах поведения; в посещении церкви; мнении о людях; в советах по личным проблемам.

2. Роль родителей имеет незначительное преобладание: в вы­боре телепередач; в спортивных предпочтениях; в выборе прически.

3. Преобладает мнение сверстников: в выборе музыки, книг или журналов.

Таким образом, родители оказывают огромное влияние на становление своих детей, и очень важно, чтобы отношения между детьми и их родителями складывались позитивно.

— Что такое детство? Чем дети отличаются от взрослых?

— Какие интересные факты характеризуют отношение к детям в разные исторические эпохи?

— Как вы понимаете, что такое родительский деспотизм? Как вы к нему относитесь?

— Чем жизнь современного ребенка отличается от жизни де­тей в другие эпохи?

— Как воспитывают детей в Японии? Как вы относитесь к дан­ному типу воспитания?

— Как воспитывают детей в Англии? Как вы относитесь к на­казанию детей?

— В чем особенность средневекового воспитания? Как оно изменилось к началу XVIII в.?

1. Слово учителя.

Личность ребенка формируют родители. Они помогают ре­бенку усвоить правила поведения в обществе, учат общению и взаимодействию с людьми, состраданию, милосердию и дру­гим общечеловеческим ценностям. От взаимоотношения ребенка с родителями во многом зависит, каким он вырастет, как будет строить отношения с окружающими.

2. Работа с иллюстрацией на с. 168.

Учитель предлагает дать название предложенному сюжету. Прием «корзина идей». Предложенные идеи складываются в на­рисованную на доске корзину. Выбираются наиболее удачные варианты названия сюжета.

(Учитель предлагает учащимся изучить в парах дополнитель­ный источник: «Заповеди по воспитанию родителей» и выполнить задания к нему.)

— Какое мнение сложилось у вас о предложенных заповедях?

— Какие заповеди вы могли бы использовать в отношении ваших родителей?

— Проанализируйте последствия предложенных заповедей:

— В чем, на ваш взгляд, заключается проблема «отцов и детей»?

(Учитель предлагает учащимся изучить отрывки из дореволю­ционной книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений» с пропущенными словами и фра­зами. Учащиеся должны вписать пропущенную информацию.)

Группа 1: «Обязанности относительно родителей и родных»

К отцу и матери мы обязаны питать самую нежную, самую искреннюю. ( любовь ) и глубочайшее. (уважение ) с самого. (раннего детства), в продолжение всей жизни мы должны. (бес­прекословно подчиняться) их воле и строго исполнять все. (нрав­ственные) правила; всегда должны уважать их. (советы) и вечно сохранять в сердце. ( благодарность ) за все, что сделали они для нас. Пусть будут родители наши лучшими. <друзьями ). ( совет­никами ) и. <руководителями ) в продолжение всей нашей жизни. Мы должны уважать. <их мнения), даже тогда, когда они не. (сходны с нашими). Мы должны искренно любить. (нашу семью); если кого-нибудь из ее членов постигнет несчастье, мы. (обязаны поспешить на помощь).

Группа 2: «Обязанности относительно ближних»

Старайтесь развивать в себе чувства. ( великодушия ) и. (бла­годарности). Мы не должны делать. (зла), даже нашим врагам. Не должно. (оскорблять) ближних ни. (словами), ни. (дейст­виями). Прямодушие и искренность —. ( добродетели ), присущие сердцам благородным. . (Ложь) унизительна, это подруга плу­товства. Не должно без нужды говорить дурно о. (своих ближ­них). Будьте. (вежливы) и. (приветливы) со всеми, но никому не надо. (льстить), говорите. (правду), но сдержанно.

. (Сострадание ) одно из прекраснейших человеческих ка­честв: будьте добры и. ( человеколюбивы ) к себе подобным; собо­лезнуйте их горестям и страданиям; если можете, защищайте их против. (несправедливостей).

Сознание, что вы исполнили. (свой долг) и были полезны ва­шим ближним, доставит вам большое. (внутреннееудовольствие), так как мы не созданы жить. ( только для самих себя).

V. Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся обсудить полученные резуль­таты, заслушав ответы 2-3 учеников. Составить «Современные обязанности относительно родных и близких» в парах. Презен­тация результатов работы.

Прочитать с. 166—171. Задания 1—5, с. 171.

Дополнительный материал Заповеди по воспитанию родителей

1. Проявляй внимание. Интересуйся, как самочувствие, как дела на работе и т. п. Чем ты старше, тем острее родители переживают твой действительный или мнимый отход от семьи. Они боятся стать тебе ненужными. Честное слово, как юная девушка о любимом, они волнуются: а вдруг ты их больше не любишь? И порой их мелоч­ные придирки и навязчивые вопросы только средство обратить на себя твое просвещенное внимание. Уделяй беседе с мамой-папой полчаса вдень. Они станут воспринимать тебя как источник теп­ла. А внимательному, заботливому человеку труднее в чем-либо отказать. Так что твои усилия не пропадут зря.

2. Иногда расспрашивай близких о прошлом. Беседуй с бабушкой о ее героической молодости. Люди очень благодарны тем, с кем они могуч отправиться в обратное путешествие во времени. Кроме того, ты можешь узнать много неожиданного для себя. С удивлением откроешь, что и у твоих близких были похожие проблемы. Может быть, их опыт станет тебе подспорьем в трудной ситуации.

3. Создавай атмосферу доверия. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе необязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты куда более страшный грешник, чем на самом деле. Если ты будешь изо дня в день хра­нить гробовое молчание просто потому, что тебе неохота лишний раз открыть рот перед отсталыми обитателями общей жилплощади, эти отсталые обитатели подумают, что ты скрываешь от них нечто ужасное. И постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь?

4. Помогай родителям формировать их родительский образ как образ реального воспитателя, с которым можно посоветоваться, которо­му можно доверять и т. п. Для этого подсовывай им современную литературу о воспитании подростков, особенно американских ав­торов. Там много пишется о свободе, о самовоспитании, о праве личности на самоопределение.

5. Доказывай, что ты «не один такой». Пусть мама и пагта смотрят вместе с гобой молодежные передачи, читают журналы для под­ростков, музыкальные дайджесты, слушают современную музыку.

6. Если хочешь узнать реакцию близких на какое-то ваше решение и боишься, что она будет резко отрицательной, избери метод кос­венной консультации. Расскажи о своем друге или подруге, что попали в трудную ситуацию. Попроси совета. Скорректируй свое поведение согласно услышанному, Это поможет избежать круп­ного скандала.

Учти, родители гораздо легче отнесутся к проблемам твоих друзей, чем к твоим. С ними они готовы будут вспомнить, что «сами были моло­дыми», что «на ошибках учатся» и т. д. За чужого не так больно и не так стыдно, как за своего. Так что при случае можно привлечь своих родите­лей к действительным проблемам твоих друзей. Увидишь, как пригодится их опыт, их знание жизни. И в то же время они будут наивно горды дове­рием молодежи. Привыкнув выступать в роли «всепонимающего Будды» для друзей дочери или сына, в трудный момент они будут готовы пойти навстречу и тебе. Не выходить же из образа!

Источник:
Взаимоотношения детей и родителей
Цели: рассмотреть особенности взаимоотношений детей и ро­дителей; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. Основное понятие: воспитание. Оборудование:
http://tak-to-ent.net/load/341-1-0-7710

COMMENTS