выжить в месте

Выжить в месте

Армия зомби бродит по свету в поисках пропитания

Зомби-апокалипсис представляет собой явление, при котором люди в огромных масштабах становятся бездумными монстрами, жаждущими сырого мяса. Превращение человека в зомби может быть вызвано воздействием неопределенного вируса, который убивает жертву и использует её тело для нападения на других людей с целью дальнейшего распространения. Хотя такое событие может показаться фантастикой, в наше время, когда с помощью технологий можно модифицировать что угодно, полномасштабное появление зомби может явиться результатом всего-навсего одной научной ошибки. Считаете ли вы эпидемию зомби вероятной или нет, в любом случае ознакомление с данным руководством поможет увеличить ваши шансы на выживание.

Зомби не являются живыми существами, они, по сути, мертвецы, которые сохранили основные двигательные функции. При этом зомби не обладают каким-либо разумом, а используют лишь примитивную часть мозга, связанную с инстинктом пропитания. Они ищут ближайший источник пищи (то есть вас) и двигаются к нему, пока не схватят и начнут поедать. Зомби передвигаются медленно и неуклюже, поскольку как только человек превращается в живого мертвеца, эффективность его функций мозга, отвечающих за движение, снижается, не говоря уже о наступлении некроза, который приводит к потере мышечной ткани. Поэтому часто проще убежать от зомби, чем вступать с ним в схватку.

Нахождение в хорошей физической форме будет способствовать вашему выживанию при наступлении зомби-апокалипсиса. Вы проведете большую часть времени (пока не будет найдено лекарство или вас не поймают и не съедят), спасаясь от зомби, так что отдавайте предпочтение удобной обуви, например, кроссовкам или крепким ботинкам. Плотная защитная одежда также будет давать определенные преимущества, ведь сражаться с зомби в одной футболке крайне глупо.

Основное правило схватки с зомби – целиться в голову, поскольку у них это самое уязвимое место. Некроз сделал их ткани непрочными, поэтому меткий удар тупым или острым предметом в голову либо убьет зомби, либо свалит его на землю, чего будет достаточно, чтобы убежать. Также никогда не стоит пытаться драться с более чем одним зомби одновременно.

Если у вас есть оружие, не тратьте патроны на выстрелы по телу, так как они окажутся неэффективными. В лучшем случае вам удастся повредить конечности зомби, что снизит эффективность его действий. Использование острых предметов, таких как железные колья, топоры, большие ножи, во многих случаях поможет избежать напрасной траты патронов.

Группы зомби представляют главную опасность. В то время как с одним зомби достаточно легко справиться, большая группа, особенно в городских условиях, может легко окружить и накинуться на вас.

Помните, что не существует никакого известного лечения укусов зомби. Если вас укусят, в течение нескольких часов вы сами превратитесь в живого мертвеца и ваше безжизненное тело начнет бродить по миру в поисках пропитания.

Скорее всего, когда вы узнаете, что город охватила зомби-чума, вы увидите множество зомби, беспрепятственно бродящих по улицам. Первые несколько дней эпидемии, когда большинство людей будет либо заражено, либо съедено, являются наиболее значимыми для вашего выживания. Поэтому в этот период особенно важно держать себя в руках и не поддаваться панике.

Вашей первоочередной задачей является поиск подходящего здания для использования его в качестве безопасного укрытия. Если вам посчастливилось проживать в сельской местности, то вы можете использовать для этого собственный дом. Однако если вы находитесь в городе, вам нужно как можно скорее покинуть его, поскольку в городских условиях заражение распространяется намного быстрее и шанс натолкнуться на большую группу зомби значительно возрастает. Также существует вероятность, что правительство, обдумывая пути выхода из сложившейся ситуации, может принять решение о развертывании военной техники на улицах города или применении химического оружия.

Первое, что вам понадобится – это транспортное средство, поскольку, скорее всего, вам потребуется проехать многие километры, чтобы найти безопасное место. В идеале это должен быть полноприводный автомобиль, так как существует вероятность, что часть дорог будет заблокировано оставленным транспортом и возникнет необходимость ехать по бездорожью. В городской среде не составит труда найти брошенный автомобиль, однако, если вы не опытный угонщик, завести его будет более сложной задачей, поэтому придется поискать машину с оставленными ключами зажигания.

Вы также будете регулярно нуждаться в топливе для вашего автомобиля. С помощью резинового шланга, канистры и воронки вы с легкостью сможете сливать бензин из брошенных транспортных средств. Обычно эти предметы можно найти в любом доме или хозяйственном магазине. Не забудьте сохранять их в чистоте, поскольку любое загрязнение топливной системы автомобиля может вызвать его поломку в самый неподходящий момент. Данным способом гораздо легче осуществлять добычу бензина, чем пытаться взломать топливный резервуар на АЗС.

Следующее, о чем вы должны позаботиться – это достаточный запас еды и воды. В течение продолжительного времени вы будете довольствоваться рационом, состоящим в основном из консервов и бутылированной воды, поскольку они имеют длительный срок годности. Однако на начальном этапе у вас ещё будет возможность наслаждаться свежими фруктами и овощами, доступными во многих супермаркетах.

Также следует запастись некоторыми лекарственными средствами. Любая аптека содержит необходимые медикаменты – спиртовые растворы, антисептики для обработки ран, перевязочные материалы, обезболивающие и седативные средства, таблетки для очистки воды. Не забудьте прихватить достаточный запас любых рецептурных препаратов, которые вы принимаете. Помимо лекарств попытайтесь найти витамины и пищевые добавки. Поскольку вы будете находиться на скудной диете, они окажутся полезными для поддержания вашего здоровья.

Радио, способное работать на батарейках или солнечной энергии, поможет оставаться в курсе событий в случае, если радиостанции не прекратят свое вещание. Помимо сообщений о порядке действий в сложившейся чрезвычайной ситуации, вы сможете получить информацию о местах распространения заражения и о безопасных районах. Если найдете, захватите с собой рацию. С её помощью можно войти в контакт и поддерживать связь с другими оставшимися в живых людьми.

Вдобавок вам пригодятся различные инструменты, такие как лом, отвертка, болторез, с помощью которых вы будете проникать в запертые здания. Также возьмите теплую одежду и одеяла, поскольку существует вероятность, что вам придется ночевать в автомобиле без источника тепла.

После того как вы найдете автомобиль повышенной проходимости с полным баком бензина, загрузите в него все необходимые вещи и при этом вам удастся остаться несъеденным, настанет время выбираться из города. Первым делом вам необходимо определиться с местом назначения. Отдайте своё предпочтение малонаселенному пункту с достаточно развитой инфраструктурой, естественным водоснабжением, пахотными землями, которые в дальнейшем будут использоваться вами для сельского хозяйства, и самое главное с местностью, которую легко защитить.

Для скорейшего достижения выбранного места вставайте на рассвете, чтобы по максимуму использовать светлое время суток. Если поездка окажется долгой и начнет смеркаться, то необходимо остановиться, закрыть все двери и немного поспать. Продолжение движения в ночное время увеличивает шансы заснуть за рулем и попасть в аварию, также в темноте сложнее разглядеть опасность на дороге.

Если случится худшее, и вы проснетесь в автомобиле, окруженном живыми мертвецами, не паникуйте. Заведите двигатель и медленно проедьте сквозь них. Помните, стекло транспортного средства является достаточно прочным, так что зомби не смогут добраться до вас.

После того как вы доберетесь до места назначения, первым делом найдите подходящее здание для использования его в качестве основного места жительства, которое сможет обеспечить хорошую защиту. Вам подойдет что-нибудь отдельно стоящее, но достаточно большое, чтобы вместить 10-20 человек, и обладающее хорошей видимостью прилегающих окрестностей. Хорошо, если строение будет иметь несколько выходов, чтобы предоставить пути отступления в случае необходимости.

Когда вы найдете что-то стоящее, вам будет необходимо тщательно разведать обстановку. Подъедьте к зданию как можно ближе и посигнальте несколько раз. Это поможет привлечь внимание бродящих поблизости зомби и выманить их на открытую местность, где, используя имеющиеся в вашем распоряжении инструменты и оружие, вы без особого труда расправитесь с ними. Тем самым вам удастся избежать неожиданного нападения зомби.

Если в доме кто-либо проживает, вполне вероятно они дадут о себе знать. Объясните жильцам, что вы намереваетесь использовать их дом, чтобы объединить оставшихся в живых людей для совместного противостояния зомби и обеспечить выживание человеческой расы. Если вам не удастся договориться, оставьте их в покое и продолжайте поиски другого здания.

Если жилище будет незанято, оставьте автомобиль открытым и подойдите к входной двери. Если она окажется запертой, вскройте её с помощью лома или других инструментов. Если в здании есть зомби, то вероятней всего они слышали издаваемый вами шум и собрались в прихожей. Поэтому будьте готовы либо разделаться с ними, либо бежать обратно к машине, в случае если их окажется слишком много.

Когда вы окажетесь внутри дома, вам будет необходимо произвести тщательную проверку всех комнат на наличие зомби. Все время следите за вашими путями отступления, оставляя все двери между вами и главным входом открытыми. Убедитесь, что вы осмотрели каждый метр здания, проверили чердаки и подвалы, пока не будете уверены на 100% в его безопасности.

Затем вам следует основательно защитить своё жилище от зомби. Забейте все окна на первом этаже с обеих сторон досками, для этой цели можно разобрать какую-либо мебель. Вам также потребуется обезопасить входную дверь с помощью засовов и навесных замков. После этого выгрузите свои припасы из машины, оставив в ней продуктов на пару дней, и хорошенько выспитесь.

После того как вы закончите с обустройством своего убежища, настанет время пополнить запасы продовольствия и других необходимых вещей. Одни из них вы сможете найти в соседних строениях, для поиска других, возможно, потребуется преодолеть гораздо большее расстояние. Перед тем как отправиться в путь, спланируйте свой маршрут. Если вы обладаете знанием местности, вы без труда найдете всё необходимое. В противном случае воспользуйтесь каким-либо справочником, чтобы получить представление о близлежащих предприятиях.

Вылазки лучше совершать в светлое время суток, поскольку ночью в условиях плохой видимости вы будете испытывать психологическое напряжение, а также значительно возрастет риск незаметного подкрадывания зомби. Всегда оставляйте достаточно времени, чтобы вернуться домой до наступления темноты.

Прежде чем покинуть дом, вы должны вооружиться. Захватите с собой что-нибудь большое и острое, будь то крепкий кухонный нож или мачете. Даже если у вас есть огнестрельное оружие и вы знаете, как им пользоваться, вам также следует носить с собой нож в качестве запасного оружия.

Во время вылазок постарайтесь держаться широких открытых пространств и избегайте узких переулков, проходов и любых других мест, где вы можете быть окружены и съедены зомби. Если вы окажетесь загнанным в угол и будете вынуждены сражаться с зомби, используйте свой нож первым, а огнестрельное оружие в качестве последнего средства, поскольку любые выстрелы привлекут внимание окружающих зомби, что может ухудшить ситуацию.

Для поиска и объединения оставшихся в живых людей можно изготовить вывески с указанием вашего местонахождения и установить их на автомагистралях и шоссе. Они должны иметь достаточно большие размеры, чтобы их можно было заметить из проезжающих мимо автомобилей.

Скорее всего, для развешивания вывесок вам придется проехать большое расстояние, поэтому, взяв с собой карту, вы сможете отмечать места, которые могут пригодиться в будущем. Также не забывайте о попутном пополнении запасов еды, воды, топлива и других необходимых вещей.

После того как вам удастся собрать группу из 10-20 выживших, дальнейшие усилия можно направить на занятие какого-нибудь близлежащего городка. При этом стоит учитывать, что чем больше людей проживало в населенном пункте, тем с большим числом живых мертвецов вам придется столкнуться.

Выбрав большое здание на окраине города, зачистите его от зомби и укрепите точно так же, как вашу основную базу вне города. Используйте его в качестве безопасного перевалочного пункта для дальнейшего продвижения вглубь города и для хранения продовольственных запасов.

Продолжайте освобождать остальную часть города от зомби, тщательно обследуя дом за домом. В довершение всего каждое здание следует осмотреть на наличие провизии, после чего запереть для предотвращения проникновения зомби внутрь. В дальнейшем все эти дома могут быть использованы для расселения вновь прибывших людей.

После того как все строения будут проверены, наступит время обезопасить периметр поселения. Прежде всего разместите круглосуточные дозорные посты в стратегических позициях, чтобы исключить возможность незаметного подхода к городу. С ростом численности населения вы построите основательное ограждение или выроете ров со стрелковыми позициями вокруг города, а пока можно ограничиться вкопанными в землю кольями и натянутой колючей проволокой, этого будет достаточно, чтобы остановить зомби.

В конечном счете вы сможете переехать в город на постоянную основу. Благополучие вашего поселения будет зависеть от имеющегося у вас стабильного источника пропитания, сильных оборонительных возможностей и наличия требуемых навыков среди населения.

Выжить в месте

Беар Гриллс: что происходит за кадром передачи «Выжить любой ценой»

«Ultimate Survival» (Выжить любой ценой) – познавательно-развлекательная телепередача на канале Discovery Channel. Её ведущий – Беар Гриллс – высаживается в самых различных диких местах по всей планете и рассказывает о том, как выжить в тяжелых условиях и вернуться к цивилизации.

Эдвард Майкл «Беар» Гриллс – бывший солдат британского спецназа и специалист по выживанию. В передаче он демонстрирует навыки ориентирования на местности, добывания пищи, постройки простого жилья и поиска воды.

Многие любители активного отдыха критикуют шоу за инсценировки. Создаётся впечатление, что Беар находится в диких условиях один, однако это не так.

Выживают как могут.

Гриллс до четырёх лет жил в Донахади (Северная Ирландия), пока его семья не переехала в Бембридж на Острове Уайт. Он сын политика из Консервативной партии сэра Майкла Гриллса и Салли Гриллс (урождённая Сара Форд). Его дедушка и бабушка с материнской стороны были Патрисия Форд, член парламента от Ольстерской юнионистской партии, и профессиональный игрок в крикет Невил Форд. У него был один брат и старшая сестра Лара Фосет.

Гриллс учился в школе Ладгроув, Итон Колледже и Лондонском университете. С ранних лет он занимался скалолазанием и парусным делом вместе с отцом. Подростком он также заслужил чёрный пояс по сётокан-карате (а сейчас занимается йогой и ниндзюцу). Он говорит на английском, испанском и французском. Гриллс христианин, он называет веру основой своей жизни.

Гриллс женился на Шаре Гриллс (урождённая Каннингс Найт) в 2000 году[6][9]. У них трое детей: Джесси (родился 10 июня 2003 года), Мармадьюк (родился 6 апреля 2006 года) и Хаклберри (родился 15 января 2009 года методом естественных родов в плавучем доме Гриллса).

Беар и оператор Саймон Рей.

После окончания школы Гриллс поступил на службу в британскую армию и провёл несколько месяцев в Гималаях в Сиккиме и Западной Бенгалии. В 1994—1997 годах служил в спецназе, в 21 полку SAS. Дважды был в Северной Африке. В 1996 году получил травму во время прыжка с парашютом в Замбии. Купол парашюта порвался на высоте 1600 футов (500 метров), частично раскрывшись. Гриллс упал на спину, повредив три позвонка. Позднее он сказал: «Я должен был отцепить основной парашют и использовать запасной, но думал, что у меня есть время разрешить проблему». Следующие восемнадцать месяцев Гриллс провёл в военном реабилитационном центре Хэдли-корт, первое время будучи парализованным.

Беар и звукооператор.

Чтобы подготовиться к восхождению на такую высоту, в 1997 году Гриллс поднялся на вершину Ама-Даблам, которую сэр Эдмунд Хиллари называл неприступной.

Гриллс впервые появился на телевидении в рекламе дезодоранта «Sure». Он был гостем многих телепрограмм, включая шоу Опры Уинфри и Дэвида Леттермана. Гриллс записал два рекламных ролика для сухих завтраков «Trail Mix Crunch Cereal», которые вышли в эфир в январе 2009 года.

В 2005 году Гриллс снялся в четырёхсерийной программе «Побег в Легион», рассказавшей о том, как Гриллс и ещё одиннадцать добровольцев из Великобритании участвовали в подготовке на базе Французского Иностранного легиона в пустыне Сахара. Программа была показана в Великобритании на канале «Channel 4» и в США на канале «Military Channel». В 2008 году она была повторена на канале «History Channel».

Съёмочная группа частенько устаёт больше ведущего, так как они постоянно таскают на себе нелегкое оборудование.

Гриллс ведёт программу «Выжить любой ценой», которая выходит на «Channel 4» для Великобритании и на Discovery Channel для США, Европы, Азии и Африки. В программе Гриллс высаживается в диких местах, показывая зрителям, как выживать. В настоящее время вышло cемь сезонов. Программа дебютировала в 2006 году в Америке и сейчас транслируется для международной аудитории более чем в 1,2 миллиарда человек, став одной из самых высокорейтинговых программ канала «Дискавери».

Вкратце концепцию данной передачи можно описать так: Беара высаживают в разных точках земли, и главной его задачей является добраться до цивилизации. По ходу серии можно увидеть много интересного и полезного: как пропитаться за неимением провизии, как разжигать огонь без спичек, какие виды укрытий для ночёвки можно соорудить из подручных средств, как определять стороны света без компаса, что стоит помнить о безопасности в дикой природе и т. д.

В программе было продемонстрировано следующее: подъём Гриллса на скалу, парашютные прыжки с вертолёта, аэростата и самолёта, полёт на параплане, восхождение по леднику, прохождение через горящий лес, пересечение речных порогов и стремительных потоков, обертывание головы футболкой, смоченной своей мочой, для спасения от жары в пустыне, питье собственной мочи, питье фекальных жидкостей из навоза слона, поедание не переваренных остатков оленьих экскрементов, борьба с аллигатором, поедание различных насекомых, использование овечьей туши в качестве спального мешка, прыжок с водопада и многое другое. Гриллс также рассказывает истории о путешественниках, потерявшихся или погибших в дикой природе.

Некоторые ранние эпизоды программы «Выжить любой ценой» были критикованы. Сообщалось, что они вводят смотрящих в заблуждение, а ситуации, в которые попадает Гриллс, нужно решать другими способами. Канал «Дискавери» заверил, что производство и редактирование будет прозрачным, точным и ясным, отвечая на критику.

В одной из серий утверждалось, что Гриллс построил плот за несколько часов без инструментов, хотя плот был частично построен консультантом программы.

Вне телевидения Гриллс работает мотивационным оратором, составляя речи для различных ассоциаций, корпораций, церквей, школ, а также других организаций.

Гриллс написал несколько популярных книг. Первая книга Гриллса «Facing Up» вошла в десятку бестселлеров в Великобритании и была выпущена в США под названием «The Kid Who Climbed Everest». Книга описывает экспедицию в Гималаи и покорение Эвереста. Вторая книга Гриллса «Facing the Frozen Ocean» вошла в шорт-лист премии Уильяма Хилла за лучшую спортивную книгу в 2004 году. Следующая книга была написана как дополнение к программе «Выжить любой ценой». Она учила искусству выживания в самых враждебных местах планеты. Эта книга вошла в десятку бестселлеров «Sunday Times». У Гриллса есть серия приключенческих книг для детей: «Mission Survival: Gold of the Gods» и «Mission Survival: Way of the Wolf». Его последняя книга — это руководство по экстремальным видам отдыха «Bear Grylls Outdoor Adventures».

У Гриллса есть собственная линия одежды, которая производится фирмой «Craghoppers».

По телевидению, естественно, никакой страховки заметно не было.

Все экспедиции Гриллса собирали деньги для благотворительных организаций. Гриллс — член «The Prince’s Trust», организации, которая обеспечивает поддержку молодым людям Великобритании. Он также вице-президент «The JoLt Trust», небольшой организации, которая даёт возможность неблагополучным молодым людям (инвалидам, безнадзорным, неимущим, подвергавшимся насилию) участвовать в многомесячных экспедициях.

«Global Angels», британская организация, которая собирает средства для детей всего мира, получила деньги от полёта Гриллса над Гималаями на парамоторе и прохождения им через Северо-Западный проход. Званый обед на высоте был устроен в поддержку премии принца Эдинбургского. Плавание вокруг Британии собрало средства для Королевского национального института спасения на водах. Восхождение на Эверест было устроено в поддержку организации «SSAFA Forces Help», а полёт на парамоторе над водопадом Анхель — в поддержку организации «Hope and Homes for Children».

Обсуждение дальнейших действий.

Во многие места Беар высаживается, выпрыгивая с парашютом из вертолёта.

Безопасность съёмочной группы превыше всего.

Несмотря на все меры предосторожности, порой случаются неприятные события. В этом столкновении оператор получил перелом носа.

Но судя по положительным эмоциям на лице оператора, ему эти все приключения даже нравятся.

Кадр из возможной серии «Как выжить на Титанике».

Частенько Беару приходиться отвечать не только за себя. Взаимопомощь – важный элемент выживания в диких условиях.

Просмотр отснятого материала.

Обед оказался слишком тяжёлым.

Хорошо, когда есть защита от надоедливых насекомых.

Съёмочная группа побывала и в Сибири. Судя по выражениям лиц, понравилось не шибко.

В конечном итоге не стоит забывать, что программа «Выжить любой ценой» — это не документальный фильм и не реалити-шоу, а руководство по выживанию.

Иногда природные жемчужины дороже черного золота

Руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников рассказал «Власти» о том, есть ли шанс у краснокнижных животных выжить в местах промышленной разработки месторождений, и о том, как рост корпоративной ответственности компаний подталкивает реформу экологического законодательства

Алексей Юрьевич, наступающий 2017 год объявлен в России годом экологии. Расскажите, какие надежды вы возлагаете на этот год, с какими идеями будете выступать, чего хотите добиться?

Это очень важный показатель того, что на самом высоком уровне есть понимание: российская экономика должна следовать основным базовым принципам устойчивого развития, когда социальные экологические факторы являются важным элементом экономической деятельности. Правительство подготовило колоссальный список мероприятий, включающий более ста пунктов. При этом упор делается в основном на прямые меры снижения воздействий уже работающих промышленных предприятий, а совершенствованию превентивных мер, разработке новых инструментов уделяется, к сожалению, не так много внимания.

Российское законодательство в области экологии сильно отстает от мировых стандартов?

В нашей стране до сих пор отсутствуют некоторые закрепленные в международном законодательстве эффективные инструменты. Например, стратегическая экологическая оценка при развитии крупных инфраструктурных проектов — важный дополнительный элемент учета рисков для окружающей среды. У нас, увы, есть печальный опыт, когда такие оценки не проводились — к примеру, при разработке нефтегазовых месторождений Сахалинского шельфа. Сейчас нам это аукается в виде плохо продуманных технических решений. При отсутствии единого стратегического подхода каждая компания развивала инфраструктуру так, как считала нужным. В итоге Сахалин покрыт пересеченными в разных направлениях нефте- и газопроводами, которые сами по себе несут большие риски для экологии острова. И таких негативных примеров масса.

Сейчас нефтегазовая отрасль пришла на полуостров Ямал, и мы опять видим, как отсутствие стратегической экологической оценки приводит к тому, что каждый недропользователь действует в рамках своих экономических интересов. У «Газпрома» одна концепция транспортировки углеводородного сырья, у «Газпром нефти» — другая, у НОВАТЭКа — третья. Все проекты идут без должного согласования на региональном уровне возможностей «экологической» оптимизации при развитии инфраструктурных проектов. Внедрение стратегической экологической оценки было бы и очень существенным вкладом в модернизацию нашего природоохранного законодательства. И это в принципе на политическом уровне поддерживается.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Второй важный момент в российском законодательстве, который тоже пока отсутствует, несмотря на крайнюю актуальность,— это современные подходы по сохранности морских экосистем. Сейчас активно развивается морская нефтегазодобыча. Только в 2016 году в Каспийском море компания ЛУКОЙЛ запустила проект по освоению месторождения имени Филановского, а наши соседи в Казахстане начали промышленную добычу нефти на месторождении Кашаган. Растет судоходство, а вместе с ним риски для морских экосистем из-за перевозки углеводородов.

Во многих морских державах уже внедрен подход, который мы называем «комплексное управление морепользованием». Он предусматривает ведение единой системы планирования и учета влияния разных факторов воздействия от разных отраслей на морские экосистемы. Для того чтобы минимизировать вред, создается система индикаторов таких воздействий в виде набора видов животных, рыб и птиц. Сохранение их популяций становится обязательным условием ведения хозяйственной деятельности. К сожалению, у нас нет законодательства, которое обязывает заниматься морским пространственным планированием. Очень хочется верить, что такой закон если и не будет принят в 2017 году, то хотя бы будет в течение будущего года разработан и внесен в Госдуму.

Ответственность бизнеса может компенсировать пробелы в законодательстве?

Надо понимать, что создание нормативно-правовой базы и ее внедрение займет годы. Но жизнь не стоит на месте, идет разработка новых морских проектов, продолжается геологоразведка в арктических морях. В условиях отсутствия законодательства крайне важным элементом дополнительного обеспечения экологической безопасности становится готовность нефтяных компаний поступаться бизнес-интересами ради сохранения природы.

Технологию "нулевого сброса" отметил Владимир Путин, открывавший месторождение имени Филановского

Фото: Пресс-служба ЛУКОЙЛ

Как это было при разливе нефти в Мексиканском заливе?

Еще один пробел в нашей стране — отсутствие системы предотвращения и спасения животных, в первую очередь птиц в случае нефтеразливов. Да, во многих странах есть специальное ведомство, выполняющее эту работу. Мы стараемся добиться, чтобы у нас на государственном уровне такая система возникла. Но опять же все идет очень медленно, а на корпоративном уровне это можно сделать быстрее. Тот же ЛУКОЙЛ включил в план мероприятий 2017 года создание специального корпоративного стандарта и политики по предотвращению гибели животных в случае нефтеразлива. Таким образом, компания за счет собственных ресурсов будет создавать систему спасения животных, что особенно важно на мелководье, ведь ЛУКОЙЛ работает в Каспийском и Балтийском морях.

Необходимо также ведение мониторинга за возможными разливами нефти с помощью космической съемки. Это новая система для нашей страны, хотя в мире такого рода подходы давно работают. И многие страны используют систему дистанционного зондирования Земли для государственного мониторинга за состоянием морских акваторий у нас, но пока в нашей стране государство такого рода программы не ведет. Но компании в рамках внедрения передовых стандартов смогут рано или поздно создать у нас в стране систему спасения животных.

Какие у вас предложения?

В год экологии мы хотим выйти с предложением перевести судоходство с мазута на более экологичное топливо — дизельное или сжиженный природный газ. Если в сегменте автомобильного топлива в последние годы произошли качественные изменения, то в судоходстве этого пока не случилось. Использование традиционного мазута чревато не только высоким выбросом в атмосферу загрязняющих веществ, но и аварийными нефтеразливами на море. У нас за последний год была целая серия нефтеразливов на Сахалине. Буквально две недели назад был обнаружен выброс мазута у берегов Крыма.

Это могло бы стать большим шагом к достижению взаимопонимания между нефтегазовой отраслью и экологами. Получая природоохранный эффект, мы при этом сохраняем и даже развиваем рынок.

Благодаря совместным действиям экологов и нефтяников популяция серых китов растет

Фото: Vladimir Potanskiy / WWF-Russia, Dave Weller / IUCN

Но, конечно, есть темы, которые нефтяники не очень рады обсуждать. Мы убеждены, что на наиболее ценных участках суши и моря должна быть запрещена любая производственная деятельность. Мы уже много лет добиваемся создания такой зоны в Охотском море на западном побережье Камчатки. Имея колоссальные другие возможности для добычи углеводородов, мы глубоко убеждены, что Западно-Камчатский шельф, самый ценный с точки зрения водных биологических ресурсов морской регион страны, нужно вообще оставить нетронутым и добычу там не вести.

Пока еще недостаточно знаний ученых про арктические экосистемы, чтобы предлагать другие акватории для ограничения хозяйственной деятельности. Как раз в год экологии нами будет представлен доклад по арктическим морям с нашими предложениями по выделению таких наиболее ценных участков для введения особых режимов природопользования.

К сожалению, есть компании, как правило, не самые крупные, с которыми можно разговаривать только через суд.

Неужели нет никаких государственных обязательств?

К сожалению, институт государственной экологической экспертизы был, скажем так, сильно изменен не в лучшую сторону при одной из реформ законодательства в 2007 году, и до сих пор до конца еще не восстановлен. Так что часто наиболее эффективным для экологов оказывается диалог с самой компанией. Да и законодательство, особенно по морской части, несовершенно. Поэтому, опираясь только на российское законодательство, частного собственника не так легко заставить что-то делать.

Получается, что в части законодательства мы отстаем от других стран?

Международный протокол по внедрению стратегической экономической оценки ратифицировали многие страны, включая некоторые бывшие республики СССР, а у нас она пока только в пилотном режиме. Мы, конечно, отстаем в области открытости экологической информации. У нас до сих пор нет обязательств открывать данные по промышленным выбросам, сбросам и отходам. Мы в данном случае, не имея законодательного закрепления, через корпоративные политики компаний договариваемся, чтобы все больше и больше компаний раскрывали свою экологическую информацию, публиковали ее на своих сайтах. Это реальный пример, когда не требование закона, а диалог между обществом и бизнесом приводит к реальному прогрессу. Даже по такой неприятной для нефтяных компаний теме, как количество нефтеразливов, мы все больше и больше получаем открытой информации.

Если сравнивать открытость и корпоративную ответственность российских и западных нефтяных компаний, то мы тоже отстаем?

В чем-то мы отстаем, а в чем-то, наоборот, подаем пример. Так, компания Total не публиковала полный набор информации на своих сайтах, и начала это делать только под влиянием нашего рейтинга, вначале в России, а потом и по всему миру. У нас есть задумка провести оценку западных компаний по нашим критериям и сделать сравнительный рейтинг. Просто не хватает пока сил, это трудоемко и ресурсоемко. Но постараемся в следующем году начать со сравнения российских компаний и казахстанских.

Экологу в XXI веке становится проще или сложнее? С одной стороны, растет ответственность компаний, с другой — технологии быстро развиваются, и тот ущерб, который просто не мог быть нанесен в силу того, что не было таких технических возможностей, теперь становится реальным.

Выход на шельф привел к появлению новых угроз, к которым мы оказались не готовы. Например, для работы порта Сабетта были проведены колоссальные дноуглубительные работы. Мы даже не можем пока в полной мере оценить масштаб воздействия на донные организмы, угрозу затока соленых вод в пресноводную часть Обской губы и другие возможные последствия.

При поддержке ЛУКОЙЛа прошла научная экспедиция по изучению арктического моржа

Фото: Пресс-служба ЛУКОЙЛ

Так что если раньше приходилось объяснять, что вообще нужно соблюдать какие-то экологические нормы, то теперь мы зачастую и не знаем, какие ограничения должны быть. Требуется проведение серьезных и дорогостоящих научных исследований, прежде чем мы сможем провести оценку воздействий на окружающую среду и предложить пути их минимизации.

Какая ситуация более распространена? Когда компании сознательно идут на нарушения, чтобы сэкономить на дорогостоящих мерах, или когда просто не понимают ваши аргументы — какие-то рыбы, птицы, зачем их спасать?

В основном играет роль финансовая сторона вопроса. Многие пытаются максимально сократить расходы на экологическую проработку своих проектов, не вынося их на обсуждение общественности.

Но если говорить о нефтегазовом секторе, то у нас есть такое осторожное предположение, что все чаще, по крайней мере, крупные компании, готовы к диалогу.

Более того, есть компании, которые добровольно применяют самые передовые технологии, минимизирующие возможный ущерб. Так, ЛУКОЙЛ, единственный среди наших нефтяных компаний, на своих морских платформах работает по технологии «нулевого сброса», при которой полностью исключены захоронение и сброс в морскую среду производственных и бытовых отходов.

Ряд компаний проводят другие операции — например, по закачке в пласты буровых отходов, но это более дешевая технология и не настолько совершенная, как полный вывоз отходов на сушу.

Пока «нулевой сброс» — стандарт одной компании, но мы очень надеемся, что впоследствии он станет обязательным для всех, кто работает на шельфе.

Система защиты птиц от нефтеразливов — новый для России стандарт корпоративной ответственности

Фото: Виктор Клюшкин/ТАСС

А есть своя специфика в зависимости от того, в каком море работает компания?

В любой точке самое главное — неукоснительное соблюдение высоких стандартов экологической безопасности как при разведке, так и при добыче углеводородов, а также сохранение биоразнообразия, и компании теперь обязаны брать на себя обязательства по изучению и сохранению редких видов. Но нефтяники не обязаны хорошо разбираться в том, кто именно проживает в местах их промышленной деятельности, и здесь на помощь должны прийти природоохранные и научные организации.

Мы сейчас ведем переговоры с одной компанией о том, чтобы для них ключевым индикатором стал северный олень, другая рассматривает белуху. Конкретным результатом таких консультаций должен стать корпоративный документ, по которому сохранение этого вида становится индикатором успешной работы компании, и на работу по его изучению и сохранению выделяют финансирование. Зачастую это большие финансовые затраты. Но это очень важные мероприятия для науки. Мы сами пока мало знаем про арктические виды, про их привычки и пути миграции. Благодаря нефтяникам у нас есть возможность изучать это направление более детально.

На ваш взгляд, сложные экономические условия последних лет, падение цен на нефть могут привести к тому, что будет меньше внимания уделяться экологической политике?

В целом я думаю, что фатального изменения не будет, хотя затраты на соблюдение экологических стандартов высоки. Ведь его мало принять, его еще надо обеспечить: обучить специалистов, платить им зарплату, приобрести специальное оборудование, потом его обслуживать. Но я надеюсь, что, несмотря на сложные времена, компании, которые правильно подходят к собственному бизнесу, понимают, что иногда природные жемчужины дороже черного золота.

Психология выживания в зоне военных действий — практические советы

Психология выживания в зоне военных действий — практические советы

"Психология выживания в зоне военных действий — практические советы"

Сразу же после бомбёжек, началась, сначала тихая, а потом и полная паника. Все кто мог, устремились из города. Даже те, кто вроде бы подготовились, всё равно подались её высочеству панике. Уезжали целыми кварталами. Бросая по пути всё. Лишь бы успеть уехать. Те, кто не мог уехать, оставались в окружённом городе умирать. Но и они искали убежища в подвалах и погребах. Надо ли говорить, что паника продлившись, относительно, не долго внесла беспорядок и хаос в жизнь жителей. Вместо того, что бы уйти из города гораздо раньше. Попытаться забрать и перевезти гораздо больше. Люди, до последнего жившие в иллюзиях мира, поддавшись панике, просто бежали. Без ничего. Вместо того что бы выяснить КУДА бежать за ранее ,потом бежали просто в "никуда".

Наверное, я не открою вам секрет, если скажу что соседство с воюющими противниками, губительно для мирного обывателя. Все "подарки" попавшие не по адресу, достаются мирному населению. Если к этому прибавить то, что обычный человек не знаком со звуком мины, не различит на слух пролетающей мимо пули, не знает того, откуда и каким оружием ведётся огонь, то картина получается просто плачевной. На каждого убитого солдата приходится пять- шесть убитых мирных граждан. И порой, правильно выбранное убежище спасало жизнь не одному и не двум человекам. Не многие могут похвастаться тем, что у них или уже есть убежище, или они имеются средства на экстренное возведение оного, по этому предлагаю на ваше рассмотрение устройство убежищ в хозяйственных постройках.

Обычно катастрофы типа войн, пожаров и наводнений вскрывают самые потаённые пороки в характерах людей. Вроде бы вы знаете этого человека не первый день, вроде бы даже приятельствовали, а встречаете его в не обычной обстановке и он, вместо того что бы поддержать, готов вас прирезать. Любой человек, вставший на путь мародёрства, прежде всего, идёт грабить тех, у кого ни раз был дома, где всё ему знакомо, где точно знает — хозяев нет и отпор давать некому. По этому, прежде всего, опасайтесь людей бывших с вами в приятельских отношениях в мирное время. И так, следующий пункт нашего рассказа: приятели. Приятели.

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО МАРОДЕРА.

Война. Любая война, это противостояние одной группы другой. Войны велись человечеством издревле. Только наш предок спустился с дерева на землю и подобрал палку или камень, сразу же в его, не окрепшем мозгу, зародилась, мысль, как с помощью этого примитивного оружия отобрать у подобного себе банан или какой другой фрукт или овощ. Как только этот примитивный акт агрессии завершился успехом, так и появился первый мародер. Все века, мародер шагает позади воина. Зачастую воин и мародер — близнецы братья. Скажу вам по секрету — " любая война происходит ради прекрасного акта мародерства!" Ведь в крови у человека — жадность и жажда наживы. Эти две музы и толкают человека на свершение не обдуманных поступков.

Для читателей СамИздата и сайта "Сурвайверство" — 576889342 моя аська

Источники:
Выжить в месте
Считаете ли вы эпидемию зомби вероятной или нет, ознакомление с данным руководством увеличит ваши шансы на выживание при наступлении зомби-апокалипсиса
http://bestolkovyj.narod.ru/zombi-apokalipsis/
Выжить в месте
cvetkoff.by
http://cvetkoff.by/life/bear-grills-chto-proishodit-za-kadrom-peredachi-vyizhit-lyuboy-tsenoy.html
Иногда природные жемчужины дороже черного золота
"Иногда природные жемчужины дороже черного золота" — Журнал "Коммерсантъ Власть" — Издательский Дом КоммерсантЪ. Руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников рассказал "Власти" о том, есть ли шанс у краснокнижных животных выжить в местах промышленной разработки месторождений, и о том, как рост корпоративной ответственности компаний подталкивает реформу экологического законодательства
http://www.kommersant.ru/doc/3169942
Психология выживания в зоне военных действий — практические советы
Психология выживания в зоне военных действий — практические советы "Психология выживания в зоне военных действий — практические советы" Сразу же после бомбёжек, началась, сначала
http://zema.su/blog/psikhologiya-vyzhivaniya-v-zone-voennykh-deistvii-prakticheskie-sovety-0

COMMENTS